РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО (город) - РИ́О-ДЕ-ЖАНЕ́ЙРО (Rio de Janeiro), город в Бразилии, административный центр штата Рио-де-Жанейро. Площадь 1171 кв. км, население 6,150 млн человек; в агломерации Большое Рио 11,566 млн человек (2004). Важный торгово-финансовый, промышленный и культурный центр страны. Расположен на берегу бухты Гуанабара Атлантического океана. Морской порт. Международный аэропорт Галеан на о-ве Говернадор. Метрополитен (1979). 15-километровый мост через залив.
Развиты судостроение, машиностроение, металлургическая, нефтяная, химическая, фармацевтическая, кожевенная, текстильная, деревообрабатывающая, стекольная, легкая, пищевая, табачная промышленность, алмазогранильные фабрики.
В Рио-де-Жанейро 6 университетов, крупнейший из них Федеральный университет Рио-де-Жанейро (1920), Бразильская академия наук, Национальный комитет по атомной энергии, Национальная обсерватория, 25 научно-исследовательских институтов и свыше 20 научных обществ, Бразильская академия литературы. Национальная библиотека (1810) была создана на базе Королевской библиотеки Ажуда, остатки которой были доставлены из Португалии после разрушительного Лиссабонского землетрясения 1755. Национальный музей (1818), Национальный исторический музей, Национальный музей изящных искусств (1818), Музей современного искусства, Музей географии Бразилии, Музей индейца (1953) и др. Работают «Театру мунисипал», Бразильский театр комедии, театр «Жуан Каэтану», труппы «Опиньян», «Копакабана» и др. Национальный симфонический оркестр. Актерские и музыкальные кадры готовят Национальная консерватория драматического искусства, Национальная школа музыки Бразильского университета, Бразильская консерватория, Музыкальная академия им. О. Л. Фернандиса, Национальная консерватория хорового пения и др. Город знаменит на весь мир своими карнавалами на Масленицу.
Исторический очерк
В январе 1502 португальские мореплаватели, приняв вход в бухту Гуанабара за устье большой реки, назвали это место Риу ди Жанейру (португ. - Январская река), в 1531 был построен форт, а в 1567, когда португальцы окончательно закрепились в этом районе, крепость получила название Сан-Себастьян-ду-Риу-ди-Жанейру в честь святого патрона португальского короля Себастьяна I. С 1763 столица вице-королевства Бразилия, с 1822 столица Бразильской империи, в 1889-1960 - столица республики Соединенных Штатов Бразилии.
Градостроение и архитектура
Занимает относительно узкую прибрежную полосу и склоны гор и холмов. Центр города расположен в его северо-восточной части около морского порта, центральной площади и парка Парижа, где сходятся магистрали авенида Риу-Бранку и авенида Президенти Варгас. Здесь сохранились архитектурные памятники 16-19 вв. В южной части располагаются фешенебельные жилые районы, пляж Копакабана и параллельная ему авенида Атлантика с множеством магазинов. В конце 19 - начале 20 вв. в городе строились многочисленные общественные здания в духе эклектики («Театру мунисипал», Национальный музей изящных искусств, Национальная библиотека и др.). Жилые и общественные здания и ансамбли 20 в. отмечены эффектностью объемно-пространственных композиций, смелостью конструкций, соответствием специфике рельефа и климатическим условиям. В разных районах города, а особенно на склонах гор, разбросаны «фавелы» - кварталы бедноты, где формируются команды для театрально-музыкальных состязаний во время карнавала и где ищут таланты футбольные тренеры.
Архитектурный ансамбль города органически дополняют Ботанический сад (1808), Зоологический сад, Национальный парк Тижука, другие парки, скверы и пляжи.
К архитектурным памятникам и достопримечательностям относятся монастырь Сан-Бенту (конец 16 в.), барочные церкви Носа Сеньора да Глория (1714) и Сан-Франсиску ди Пенитенсия (1772), ратуша (1743), собор Ла Канделария (1775), акведук (ныне путепровод) «Аркус ди Кариока» (1750, инж. Ф. Гомис ди Андрада), старое здание Академии художеств (1826), классицистический императорский дворец Итамарати (1856, арх. Ж. М. Ж. Ребелу). Из построек 20 в. выделяются Министерство просвещения и здравоохранения (1937-43, арх. Л. Коста, О. Нимейер (см. НИМЕЙЕР Оскар) и др.) гидроаэропорт (1938, арх. А. Корреа Лима), банк Боависта (1946, арх. О. Нимейер), жилые здания «Нова Виста», «Бристоль» и «Каледония» (1948-54, арх. Л. Коста), стадион Мараканья крупнейший в мире (на 205 тысяч мест; 1950, арх. П. Бастус и др.), Музей современного искусства (1958, арх. А. Рейди (см. РЕЙДИ Афонсу Эдуарду)), гостиница «Насионал» (1970, арх. О. Нимейер).
Среди монументов известны статуя Христа Спасителя (Сальватор) на горе Корковаду (на высоте 693 м, 1931, скульптор П. Ландовски), памятник погибшим во Второй мировой войне (1960, арх. Э. Маринью и М. Нету).