Рого́жкин Александр Владимирович (р. 1949), режиссёр. С 1980 на киностудии «Ленфильм». Фильмы «Караул» (1989), «Чекист» (1991), «Жизнь с идиотом» (1993) отличались жестокостью сюжетов, разоблачительной тенденцией, натуралистичностью деталей. В иной, более лёгкой режиссёрской манере сняты комедии «Особенности национальной охоты» (1995), «Операция "С Новым годом!"» (1996), «Особенности национальной рыбалки» (1998).
* * *
РОГОЖКИН Александр Владимирович - РОГО́ЖКИН Александр Владимирович (р. 3 октября 1949, Ленинград), российский кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РФ.
В 1972 окончил исторический факультет Ленинградского университета по специальности историк-искусствовед. В 1972 -1977 работал художником-декоратором на киностудии «Ленфильм», параллельно учился на художественно-графическом факультете Ленинградского педагогического института имени Герцена. В 1982 окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская С. Герасимова (см. ГЕРАСИМОВ Сергей Аполлинариевич)).
В 1985 состоялся режиссерский дебют Рогожкина. Первым его фильмом была традиционная советская военная драма «Ради нескольких строчек». Позднее он снял кинокомедию «Мисс миллионерша» (1988). Но в полной мере дарование Рогожкина развернулось в перестроечные годы. Фильм «Караул» (1989) поднял тему о насилия в армии. Снятый в жесткой черно-белой манере, «Караул» оказался одним из самых впечатляющих перестроечных фильмов. Но рамки публицистического жанра оказались тесны для режиссера, в этом фильме он доводит натурализм сцен до той степени, когда он переходит в гротеск.
Даже на фоне перестроечной «чернухи», резкостью тона и патологической жестокостью сцен выделялся фильм «Чекист» (1991). Рогожкин не просто изображал насилие, но и втягивал зрителя в атмосферу красного террора. Тема взаимосвязи палача и жертвы стала центральной в жесткой экранизации рассказа Виктора Ерофеева «Жизнь с идиотом» (1993). Образ дегенерата, удобряющего квартиру испражнениями, а затем превращающего ее в кровавую баню неожиданно приобретает карикатурные черты.
Сатирическая комедия «Особенности национальной охоты» принесла режиссеру общенациональную известность. Сделанный в рамках комедии положений, фильм вышучивал русский национальный характер. Выразительные комедийные маски, среди которых выделялся генерал Михалыч в исполнении Алексея Булдакова (см. БУЛДАКОВ Алексей Иванович), реплики героев фильма стали частью современного русского фольклора.
«Особенности национальной охоты» породили целый ряд фильмов, эксплуатирующих удачно найденную тему и героев. Но ни один из сиквелов (см. СИКВЕЛ) («Особенности национальной рыбалки», «Особенности национальной охоты в зимний период», «Операция «С Новым Годом») не дотягивал до уровня предшественника, ни по разработке сюжетной линии, ни по уровню юмора.
В 1998 режиссер вновь обратился к армейской теме в фильме «Блокпост», посвященного вооруженному противостоянию на Кавказе. Картина насыщена жизнью, в которой ирония перемешана с трагедией, любовь с пулями, наркотики с предательством, а смерть - с красивыми пейзажами.
Незаурядным творческим достижением режиссера стал и фильм «Кукушка» (2002). Его действие происходит в 1944 году на дальнем финском хуторе, где встретились финский и советский солдат. Оба смертника, бежавшие от по-военному скорой расправы, с трудом находят понимание и согласие друг с другом. Этот фильм был тепло принят и критикой, и зрителями, завоевал ряд кинопризов. В 2004 фильм был удостоен Государственной премии РФ.