Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

синагога

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Толковый словарь Даля

Популярный словарь

Синагога

, ж.

В иудаизме: молитвенный дом и община верующих иудеев.

Позднее, бывая в синагогах, я понял, что дед молился, как еврей (Горький).

Родственные слова:

синагога́льный

Этимология:

Восходит к греческому synagōgē ‘собрание’, ‘место собрания’.

Энциклопедический комментарий:

Синагоги возникли в Палестине в IV в. до н. э. и в Египте в III в. до н. э. После разрушения римлянами Иерусалимского храма в 70 г. н. э. и расширения диаспоры синагоги стали создаваться повсюду, где жили евреи. Первые синагоги повлияли на распространение монотеизма. В Средние века отклонение от догм иудаизма влекло за собой отлучение от синагоги. В синагоге совершается богослужение, происходит чтение и комментирование Библии и Талмуда. Архитектурные типы синагог весьма многообразны. Общими их чертами являются прямоугольный план, несколько нефов, "ковчег завета" со свитками Библии и впереди него - возвышение для чтения священных текстов.

Словарь существительных

Энциклопедический словарь

СИНАГО́ГА ; ж. [от греч. synagōgē - собрание] В иудаизме: молитвенный дом. Еврейская с. Здание синагоги. Верующие собрались возле синагоги. // Община верующих иудеев.

Синагога́льный, -ая, -ое. С. староста. Синаго́гный, -ая, -ое. С. служка.

* * *

синаго́га (от греч. synagōgē - собрание), в иудаизме молитвенный дом, а также община верующих.

* * *

СИНАГОГА - СИНАГО́ГА (греч. synagoge - собрание, соединение. союз), молельный дом в еврейской религиозной традиции. На иврите синагогу обычно называют «дом собрания», но есть также названия «дом молитвы» и «дом учебы», свидетельствующие о ее многофункциональности: в синагогу приходили не только для того, чтобы принять участие в богослужении, она была также местом собраний и учебным центром.

Древнейшая известная синагога датируется 3 веком до н. э., однако история синагоги, несомненно, уходит корнями в более ранние времена. О ее происхождении существуют различные мнения, но бесспорно одно: синагога приобрела в еврейской культуре совершенно особую роль после разрушения Второго Храма в 70 г. С этого момента она становится центром религиозной и культурной жизни в любой еврейской общине.

Уже в 1 веке синагоги распространяются на огромной территории: известно об их существовании не только в Палестине, но также в Риме, Греции, Египте, Вавилонии и Малой Азии. В них проводились как ежедневные, так и особые праздничные богослужения.

Синагоги, находившиеся в различных областях рассеянной еврейской диаспоры (см. ДИАСПОРА (этническая общность)), не были подчинены какому-либо единому централизованному управлению. Этим объясняется тот факт, что синагоги никогда не имели канонизированного архитектурного облика. Как правило, синагоги ориентировались на восток, поскольку при молитве было принято обращаться лицом в сторону Иерусалима (см. ИЕРУСАЛИМ), а для большинства евреев (кроме живших в некоторых арабских странах) это соответствовало обращению на восток. Самыми почетными местами в синагоге были места у восточной стены.

Внутри здания находилось возвышение, с которого читались молитвы. Во время службы все молящиеся сидели лицом к ковчегу (см. КОВЧЕГ), в котором хранились свитки Торы (см. ТОРА). Мужчины и женщины в синагоге разделялись: женщины, как правило, располагались на втором ярусе. Свои традиционные черты ортодоксальная синагога сохранила вплоть до нашего времени.

Большой энциклопедический словарь

Академический словарь

Энциклопедия Кольера

СИНАГОГА - еврейский дом молитвы. Название происходит от греческого слова synagoge ("собрание") и соответствует еврейском слову "кнесет". Еврейское название синагоги - "бет ха-кнесет" ("дом собрания") или "бет ха-тефилла" ("дом молитвы"). Еврейский дом молитвы называют еще на идиш словом "шул" (от нем. Schule - "школа"). Время возникновения синагог точно не известно. Возможно, они возникли после разрушения Первого храма (586 до н.э.). Известно, что многочисленные синагоги существовали в период Второго храма (516 до н.э. - 70 н.э.). Синагога играла важную роль в еврейской жизни. С ранних времен она была как местом собрания и учения, так и молитвы. Сегодня многие крупнейшие синагоги функционируют как культурные, образовательные и благотворительные центры. При многих синагогах существуют религиозные школы для детей. Для синагоги не предписано никаких определенных архитектурных форм. Это может быть скромное здание или даже комната в доме, используемом для других целей, и роскошное здание в любом архитектурном стиле. Непременные детали интерьера: помост ("альмемар" или "бима") и ковчег со свитками Торы. Другими традиционными деталями интерьера являются вечный огонь, изображение скрижалей завета (оба элемента располагаются над ковчегом) и два светильника. В ортодоксальных синагогах мужчины и женщины молятся отдельно; в некоторых синагогах для женщин предусмотрены отдельные галереи. Синагоги независимы друг от друга; каждая община самостоятельно избирает своих должностных лиц: раввина, духовного главу общины, законоучителя и проповедника; хаззана, или кантора, руководящего молитвой; чтеца, читающего свитки библейских книг; и шаммаса, или служку, который присматривает за зданием и выполняет другую разнообразную работу. Должность хаззана первоначально совмещала в себе многие обязанности, но с течением времени они перешли к шаммасу и другому синагогальному персоналу, а за хаззаном осталась только обязанность ежедневного руководства молитвой. По праздникам пение хаззана может сопровождаться мужским хором. Смешанные хоры встречаются только в реформистских или прогрессивных консервативных синагогах. В этих синагогах во время службы используется также орган и другие музыкальные инструменты. Великое собрание (древнеевр. "ха-Кнесет ха-Гедола"), законодательный орган, существовавший, согласно еврейской традиции в 5-3 вв. до н.э., в Палестине. Исторические сведения на этот счет весьма скудны, точно неизвестно, как долго функционировал этот орган, а некоторые ученые даже сомневаются в самом его существовании. В Книге Неемии указывается, что он заключил соглашение со старейшинами общины, которые, по-видимому, и вошли в Великое собрание. Согласно традиции, члены Великого собраниякоторое входили и многие книжники) считались духовными наследниками пророков. Они часто упоминаются в Талмуде и других еврейских сочинениях, а их имена связаны с установлением некоторых религиозных институтов.

Гуманитарный словарь

СИНАГО́ГА (от греч. συναγωγή - собрание, калька с др.-евр. бет-кнесет - дом собрания) - еврейский молитв. дом. С. возникла в 1 в. н. э. Основная функция С. - не только служить домом молитв. собраний, но и быть местом общинного суда и совместной учебы. Во всех европ. языках, включая идиш и русский, С. называлась "школой".

В С. непременно должны находиться свитки Торы, как необходимая принадлежность публич. богослужения. Свиток Торы находится в спец. кивоте, называемом арон-кодеш (священный кивот). В С. должно быть также возвышение для рецитации Торы - "бима" или "алмемар" (в "восточных" общинах - "тева"). Особенности конструкции С. зависят от общины и эпохи. Синагогальное здание, как правило, символич. ориентировано на Иерусалим. Память о том, в какую сторону уходили предки из Иудеи, до сих пор проявляет себя в том, что в большинстве синагог арон-кодеш или, как он называется в восточных общинах, "гейхал" (дворец) находится у вост. или зап. стены в зависимости от первонач. направления миграции. Например, в Баку ашкеназская С. и С. горских евреев расположены на двух соседних улицах, при этом первая ориентирована строго на восток, а вторая - на запад, при том что Иерусалим относительно Баку расположен на юго-западе. В традиц. ашкеназских С. бима расположена в центре зала, а сиденья по всему периметру, что делает С. зданием с преимуществ. центральной симметрией. В больших С. у европ. евреев есть также спец. помещение для женщин, женская галерея (иногда расположенная на хорах), откуда можно видеть богослужение в основном молельном зале. В небольших молитв. домах и в С. "восточных" общин помещение для женщин отсутствует, т. к. женщины там не появляются. В Вост. Европе создан особый тип ренессансных и барочных синагогальных построек: каменные, так называемые фортификационные, С. (16-18 вв.) и деревянные С. (17-18 вв.). Изнутри О, особенно деревянные, были покрыты полихромными росписями. В 19 в. синагогальная архитектура испытала влияние церк. архитектуры (преобладание осевой симметрии над центральной). В стр-ве С. часто использовался "мавританский" стиль. Влияние зап.-европ. реформизма сказалось в появлении хоральной С., в к-рой кроме молельного зала и женской галереи было специальное место для хора.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Словарь народов и культуры

Синагога

(synagogue, греч. - собрание), дом для молитвы, здание, где совершается иудейское богослужение (первоначально называлась бет ха кнессет - дом собрания). Центр религ. образования, духовной и обществ, жизни иудеев. С. возникли после Вавилонского пленения (586 г. до н.э.), а с разрушением в 70 г. н.э. Храма их число стало быстро расти, они сосредоточили в себе важнейшие функции религ. жизни евреев. С. могут быть любого размера, но их устр-во принципиально одинаково. Центром внутр. пространства является свящ. ковчег (арон ха-кодеш) - шкаф, в кром хранят свитки Торы, помещенный в нише стены, обращенной к Иерусалиму; ниша закрыта занавесом (парохет). Над ковчегом помещены две таблички с первыми двумя словами каждой из Десяти заповедей. Напротив находится источник света, нер тамид (вечный свет), к-рый символизирует присутствие Бога и непрерывность иудейской традиции. Во время службы свиток вынимается из ковчега и переносится на возвышение (бима), где его читают вслух. В нек-рых старых С. встречается миква - ритуальная купальня. Стены С. часто украшают узоры, орнаменты, библейские сюжеты, на значение здания указывают отд. иудаистские символы: пектаграмма - печать Соломона, шестиконечная звезда - щит Давида. В ортодоксальном иудаизме мужчины и женщины молятся раздельно, молитвы поют без аккомпанемента под руководством кантора, а служба идет на иврите. Во время службы иудеи надевают талес - молитвенное покрывало. В реформистском иудаизме в С. допускают семьями, разрешено муз. сопровождение и частичное проведение службы не на иврите. Либеральный иудаизм также допускает свободное размещение мужчин и женщин и муз. сопровождение; талесы надеваются редко, а служба (проводимая обычно в пятницу вечером) идет на местном яз.

Словарь русского арго

Орфографический словарь

Словарь ударений

Формы слов для слова синагога

Синонимы к слову синагога

сущ., кол-во синонимов: 6

См. храм...

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Этимологический словарь

Заимств. в начале XVIII в. из греч. яз., где synagōgē «синагога» < «место собрания» < «собрание, сход» (syn «со», agō «собираюсь»).

синаго́га

Из греч. συναγωγή "собрание, сходка". Ударение русск. слова отражает влияние нем. Synagoge или франц. synagogue; см. Преобр. II, 287.

Словарь галлицизмов русского языка

Словарь иностранных слов

Сканворды для слова синагога

Полезные сервисы

синагогальный

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Академический словарь

-ая, -ое.

прил. к синагога.

Орфографический словарь

Словарь ударений

Формы слов для слова синагогальный

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы