ж.
Крупная хищная птица семейства ястребиных, обитающая по водоемов и питающаяся рыбой.
СКОПА - жен. орлик, рыбак, хищная птица Falko haliaetos, охотно ловит рыбу (когтями) и домашнюю птицу. Вероятно, отсюда и скопчик" или копчик. Скопиное гнездо.
СКОПА́ -ы́; ж. Крупная хищная птица сем. ястребиных, обитающая у водоёмов и питающаяся рыбой.
* * *
скопа́ - хищная птица отряда соколообразных. Длина около 60 см. Распространена широко (исключая тропики Африки и Южную Америку). Обитает у водоёмов; питается рыбой. Редка; во многих странах охраняется.
* * *
СКОПА - СКОПА́ (Pandion haliaetus) - единственный вид хищной птицы семейства скоп отряда соколообразных. Длина около 60 см, масса 1,3-1,9 кг. Крылья острые и длинные. Нижняя сторона тела желтовато-белая, с бурой полосой через зоб, по бокам белой головы черные полосы, на затылке небольшой хохол. Спина бурая. Глаза желтые. Сильные лапы с загнутыми острыми когтями, приспособленные для выхватывания рыбы из воды, и плотное не намокающее оперение, что связано с особенностями питания (рыба; от 20 г до 2 кг).
Скопа широко распространена (исключая Тропическую Африку и Южную Америку). Она гнездится вблизи крупных, прозрачных, богатых рыбой водоемов, устраивает большие гнезда на вершинах деревьев (нередко обломанных). Одно из главных условий при выборе мест для гнезда - хороший обзор. Известны гнезда скоп на мачтах, береговых навигационных вышках, кучах плавника или просто на песке (на необитаемых островах и безлюдных пляжах, например, западного побережья Австралии). Они охотно занимают специально построенные для них гнездовые платформы на столбах или высоких треногах. В кладке скопы 2-3 белых с коричневыми пятнами яйца. Насиживают яйца в основном самки 35-38 дней, а самец ежедневно приносит ей по 1-3 рыбки. Птенцы находятся в гнезде около 55 дней. Скопа везде редка и охраняется во многих странах.
СКОПА - хищная птица отряда соколообразных. Длина ок. 60 см. Распространена широко (исключая тропическую Африку и Юж. Америку). Обитает у водоемов; питается рыбой. Редка; во многих странах охраняется.
-ы́, ж.
Крупная хищная птица сем. ястребиных, обитающая по берегам рек, озер и питающаяся рыбой.
Хищная скопа, сияя белой, с землистой пестринкой грудью, парила, распластав острые крылья, над просыпающейся рекой. Закруткин, Плавучая станица.
Скопа.
СКОПА, хищная птица из группы настоящих грифов. Почти космополитический вид (нет в Тропической Африке и Южной Америке), везде редка. Селится у крупных водоемов с прозрачной водой. На многих языках мира скопа называется "рыболовом", т.к. питается преимущественно живой рыбой. Во многих странах охраняется.
Скопа в полёте.
Скопа. Крупный план.
скопа́
"речной орел, Раndiоn haliaëtus", также колымск. (Богораз), скопе́ц, род. п. -пца́ "вид ястреба", укр. скопа́ "какая-то морская птица", словен. skópǝc, род. п. -рса - то же.
Обычно отождествляется этимологически с ко́бец (см.), что для скопа́ весьма маловероятно, вопреки Бернекеру (I, 535 и сл.), Булаховскому (ОЛЯ 7, 120), Ильинскому (Маt. i Рr. 4, 75). Ср. др.-прусск. wаrnаусоро "вид ястреба", которое сближается с лит. kapóti "рубить, сечь" (Траутман, Арr. Sprd. 458). Неприемлемо предположение о заимствовании скопа́ из греч. σκώψ, род. п. σκωπός "вид совы", вопреки Фасмеру (Гр.-сл. эт. 185), как и сопоставление с алб. shkiponjë "орел" (Маценауэр, LF 20, 14). Сравнение с греч. σκέπτομαι "смотрю, наблюдаю" не учитывает, что последнее представляет собой метатезу из *speki̯o-mai; ср др.-инд. рác̨уаti "смотрит", лат. sресiō, -еrе "смотреть" и т. д. (Брандт, РФВ 18, 10).
- Сокол, «перешедший» на рыбные блюда.
- Хищная дневная птица.
- Хищная птица, вьющая гнёзда двухметровой глубины.
- Птица, у которой наиболее сильно развита копчиковая железа.
- Птица-охотник.
СКО́ПАННЫЙ, скопанная, скопанное; скопан, скопана, скопано. прич. страд. прош. вр. от скопать.
Ско́пас - древнегреческий скульптор и архитектор IV в. до н. э. Сохранился фриз мавзолея в Галикарнасе (ныне Бодрум в Турции) с изображением битвы греков с амазонками (мрамор, около 350 до н. э., совместно с Бриаксисом, Леохаром и Тимофеем). Искусство Скопаса отличается драматическим пафосом, страстностью, выразительностью поз и жестов.
* * *
СКОПАС - СКО́ПАС, древнегреческий скульптор и архитектор 4 в. до н. э. Сохранился фриз Мавзолея в Галикарнасе (см. МАВЗОЛЕЙ В ГАЛИКАРНАСЕ) (ныне Бодрум в Турции) с изображением битвы греков с амазонками (мрамор, ок. 350 до н. э., совместно с Бриаксисом (см. БРИАКСИС), Леохаром (см. ЛЕОХАР) и Тимофеем (см. ТИМОФЕЙ (скульптор))). Искусство Скопаса отличают драматический пафос борьбы, страстность, выразительность поз и жестов. Мраморные скульптуры Скопаса отличались большой выразительностью. Одним из совершенных творений мастера является статуя «Менады», движение которой передано в сложном круговор ракурсе. Почти все произведения Скопаса уничтожены временем.
СКОПАС - древнегреческий скульптор и архитектор 4 в. до н. э. Сохранился фриз мавзолея в Галикарнасе (ныне Бодрум в Турции) с изображением битвы греков с амазонками (мрамор, ок. 350 до н. э., совместно с Бриаксисом, Леохаром и Тимофеем). Искусство Скопаса отличают драматический пафос борьбы, страстность, выразительность поз и жестов.
СКОПАС (расцвет деятельности 375-335 до н.э.), греческий скульптор и архитектор, родился на острове Парос ок. 420 до н.э., возможно, сын и ученик Аристандра. Первое известное нам произведение Скопаса - храм Афины Алеи в Тегее, на Пелопоннесе, который надо было возвести заново, поскольку прежний сгорел в 395 до н.э. Проект имеет интересное решение: необычно стройные дорические колонны по периметру и коринфские полуколонны внутри целлы. На восточном фронтоне была изображена охота на Калидонского вепря, на западном - поединок местного героя Телефа с Ахиллом; на метопах воспроизводились сцены из мифа о Телефе. Сохранились головы Геракла, воины, охотники и вепрь, а также фрагменты мужских статуй и женский торс, вероятно Аталанты. Скопас входил в группу из четырех скульпторов (и, возможно, был среди них старшим), которым вдова Мавсола Артемисия поручила создание скульптурной части Мавзолея (одного из семи чудес света) в Галикарнасе, усыпальницы своего мужа. Он был завершен ок. 351 до н.э. Скопасу принадлежат скульптуры восточной стороны, для плит восточного фриза характерен тот же стиль, что и для статуй из Тегеи. Присущая произведениям Скопаса страстность достигается прежде всего с помощью новой трактовки глаз: они глубоко посажены и окружены тяжелыми складками век. Живость движений и смелые положения тел выражают напряженную энергию и демонстрируют изобретательность мастера. Самым знаменитым произведением Скопаса была группа морских божеств в святилище Нептуна в Риме, которые, быть может, сопровождали Ахилла, отправлявшегося на Острова блаженных. Возможно, фриз с Посейдоном, Амфитритой, Тритонами и Нереидами, которые едут на на морских чудовищах (ныне в Мюнхене), и сцена жертвоприношения (ныне в Лувре) представляли собой основание, на котором располагалась эта группа в Риме в 1 в. н.э. Статуя Аполлона с кифарой работы Скопаса стояла в храме на римском Палатине между Артемидой работы Тимофея и Лето младшего Кефисодота. Все трое скопированы на пьедестале из Сорренто, а Аполлон - еще и в статуе (в Мюнхене) и в торсе (в Палаццо Корсини в Риме). Другие работы, приписываемые Скопасу, - едущая на козле Афродита Пандемос (в Элиде, существуют изображения на монетах), Афродита и Потос (с острова Самофракия), Потос с Эротом и Гимером (из Мегары), а также три статуи в Риме - колоссальная сидящая фигура Ареса, сидящая Гестия и нагая Афродита, которую некоторые ценители ставили выше знаменитой Афродиты Книдской, принадлежащей Праксителю.
ЛИТЕРАТУРА
Чубова А.П. Скопас. Л. - М., 1959
Скопас. "Менада". Мрамор. Римская копия. Скульптурное собрание. Дрезден.
СКОПАС, древнегреческий скульптор и архитектор (4 в. до нашей эры). Искусство Скопаса отличают драматический пафос борьбы, страстность, выразительность поз и жестов. Сохранился фриз мавзолея в Галикарнасе с изображением битвы греков с амазонками (мрамор, около 350 до нашей эры, совместно с Бриаксисом, Тимофеем и Леохаром).
Скопас. "Амазономахия". Фpагмент фpиза Галикаpнасского мавзолея. Мpамоp.
Скопас
фессалиец
Фессалиец Скопас, когда у него попросили какую-то излишнюю и бесполезную вещь из его домашнего убранства, ответил: «Но ведь нас делает счастливыми именно это излишнее, а не то, что всем необходимо».
Скопас
(4 в. до н. э.)
Греческий архитектор и скульптор с острова Парос. Руководил постройкой храма Афины в Тегее (Пелопоннес), работал над фризом мавзолея в Галикарнасе. Среди работ, которые приписываются ему, - статуэтка пляшущей вакханки, уменьшенная копия знаменитой статуи, о которой в древности написана следующая эпиграмма:
Ты кто? - Вакханка. Кто тебя ваял? - Скопас,
Кто был неистов, Вакх или Скопас? - Скопас.
Симонид
- Древнегреческий архитектор, скульптор, автор фриза мавзолея в Галикарнасе с изображением битвы греков с амазонками, скульптур: «Потос», «Менада», «Мелеагр», «Амазономахия», «Молодой Геракл».
СКОПА́ТЬ, скопаю, скопаешь, совер. (к скапывать2), что. Копая, снести, срезать (выступ, неровность). Скопать бугорок.
СКОПА́ТЬ, -аю, -аешь; скопанный; совер., что. Копая, срезать, снести. С. кочку.
| несовер. скапывать, -аю, -аешь.
СКОПА́ТЬ -а́ю, -а́ешь; ско́панный; -пан, -а, -о; св. (нсв. копа́ть). что. Копая, снять, срезать (выступ, неровность почвы). С. бугор. С. кочку.
◁ Ска́пывать, -аю, -аешь; нсв. Ска́пываться, -ается; страд. Ска́пывание, -я; ср.
-а́ю, -а́ешь; прич. страд. прош. ско́панный, -пан, -а, -о; сов., перех. (несов. скапывать).
Копая, снять, срезать (выступ, неровность почвы).
Скопать бугор.
скопа́ть, скопа́ю, скопа́ем, скопа́ешь, скопа́ете, скопа́ет, скопа́ют, скопа́я, скопа́л, скопа́ла, скопа́ло, скопа́ли, скопа́й, скопа́йте, скопа́вший, скопа́вшая, скопа́вшее, скопа́вшие, скопа́вшего, скопа́вшей, скопа́вших, скопа́вшему, скопа́вшим, скопа́вшую, скопа́вшею, скопа́вшими, скопа́вшем, ско́панный, ско́панная, ско́панное, ско́панные, ско́панного, ско́панной, ско́панных, ско́панному, ско́панным, ско́панную, ско́панною, ско́панными, ско́панном, ско́пан, ско́пана, ско́пано, ско́паны