Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

слуцкий

Грамматический словарь

Слу́цкий ф. <п 3а>

Словарь русских фамилий

СЛУЦКИЙ СЛУЧАК СЛУЧЕВСКИЙ

Именование по местности - из города Слуцка (Минск. обл., Белоруссия). (Н)

Сканворды для слова слуцкий

- Советский поэт, автор стихотворения «Физики и лирики».

- Советский поэт, автор книги стихов «Память».

- Он стал первым российским специалистом, возглавившим одну из английских команд - «Халл Сити».

- В его известном стишке говорится, что «евреи раньше лысеют, евреи больше воруют».

- Советский футбольный вратарь и российский футбольный тренер.

Полезные сервисы

слуцкий бор. абр

Гуманитарный словарь

СЛУ́ЦКИЙ Бор. Абр. (1919-86) - поэт. Род. в Славянске (Донбасс), в семье служащего. В 1937-41 училсяв Моск. юрид. ин-те и одновременно в Лит. ин-те им. М. Горького. Начал печататься в 1941. В июне 1941 добровольцем ушел на фронт. Постоянно чувствовал принадлежность к поколению поэтов, вступавших в лит-ру накануне и во время войны (М. Кульчицкий, П. Коган, М. Луконин, С. Наровчатов, С. Гудзенко, Д. Самойлов). В 1948-52 С. работал для Всесоюзного радио. После большого перерыва, в 1953, в печати появилось стихотв. "Памятник". Трагической теме войны посв. и первая кн. стихов "Память" (1957). Память у С. лишена громкого пафоса, сдержанна по тону, пряма и жестока. В сб. "Сегодня и вчера" (1961), "Работа" (1964), "Годовая стрелка" (1971), "Доброта дня" (1973), "Неоконченные споры" (1978), вплоть до последнего прижизненного "Сроки" (1984) - расширение круга духовных интересов поэта, обращение к событиям истории и современности. С. - поэт долга, одна из его любимых формул: "надо - значит, надо", из этого выводятся понятия чести, совести, гордости, высшего права. Для С. "поэзия не телефонный, а телеграфный провод. Событье - вот законный для телеграммы повод". Такие события названы - восстания и войны, рождения и гибель. По отношению к слову у С. суровый режим экономии. Его стих прост, безыскусен, тяготеет к ясной и емкой формуле. Нередко стих. С. строится на повторении близких по смыслу слов, они, как синонимы, в совокупности доводят мысль до предельной точности ("Счастье", "Скамейка на десятом этаже", "Составные слова", "Непривычка к созерцанию" и др.). С. много переводил польск., нем., англ. поэтов. Мн. стихи С. увидели свет после его смерти. В 1988 вышла кн. "Стихи разных лет. Из неизданного" (сост. Ю. Л. Болдырев), в к-рую включены, в частности, распространявшиеся в списках во 2-й пол. 50-х гг. "Современные размышления", "Бог", "Хозяин", "Прозаики", "Про евреев" и др.

Б. А. Слуцкий

Б. А. Слуцкий

Полезные сервисы

слуцкий борис абрамович

Энциклопедический словарь

Слу́цкий Борис Абрамович (1919-1986), русский поэт. Стихи Слуцкого отмечены мужественной гражданственностью, протестом против идеологического диктата, разговорностью интонаций, демонстративной прозаичностью языка; их темы - Великая Отечественная война, суровые житейские будни; сборники «Память» (1957), «Работа» (1964), «Доброта дня» (1973), «Неоконченные споры» (1978), «Вопросы к себе» (опубликовано в 1988).

* * *

СЛУЦКИЙ Борис Абрамович - СЛУ́ЦКИЙ Борис Абрамович (7 мая 1919, Славянск, Украина - 23 февраля 1986, Тула), русский поэт.

«Я на медные деньги учился стихам…»

Родители: отец служащий, мать преподавательница музыки. Детство и отрочество прошли в Харькове, в рабочем районе, где жизнь была трудной и скудной. Вспоминая это время, Слуцкий писал: «Я на медные деньги учился стихам, На тяжелую, гулкую медь, И набат этой меди с тех пор не стихал, До сих пор продолжает греметь». В школьные годы на почве общего увлечения поэзией сдружился с М. Кульчицким (см. КУЛЬЧИЦКИЙ Михаил Валентинович), подававшим большие надежды, но погибшем на фронте. Память о нем Слуцкий пронес через всю жизнь, она многое определила в его творчестве.

После окончания школы в 1937 поступил в Московский юридический институт (окончил в 1941), в 1939, продолжая учебу в юридическом институте, по рекомендации П. Г. Антокольского (см. АНТОКОЛЬСКИЙ Павел Григорьевич) был принят в Литературный институт им. Горького, который окончил в 1941. В опубликованных после смерти поэта автобиографических заметках, Слуцкий писал со свойственной ему самоиронией: «Хорошо я жил в те годы - 37-й, 38-й, 39-й! Стипендия 120 рублей плюс 50 из дому. Обедал раз или два в месяц - питался булками, тогда еще именовавшимися французскими. И беконом, разрезанным столь тонко, что хватало надолго. Чай - без заварки, но с карамелью. Температура в общежитии - не выше 9 градусов всю зиму... Бронхиты, плевриты, воспаление надкостницы. Процессы в легких. Процессы в газетах. В 37-м, 38-м, 39-м годах у меня не было ничего, кроме заплатанного ватного одеяла и стихов, которые я писал все время...».

Слуцкий входил в предвоенные годы в творческое содружество молодых поэтов, участниками которого были П. Д. Коган (см. КОГАН Павел Давыдович), Кульчицкий, Д. С, Самойлов (см. САМОЙЛОВ Давид Самойлович), С. С. Наровчатов (см. НАРОВЧАТОВ Сергей Сергеевич), Н. И. Глазков (см. ГЛАЗКОВ Николай Иванович). Впервые стихи Слуцкого были опубликованы в подборке «Стихи студентов Москвы» в 1941 в мартовской книжке журнала «Октябрь».

На войне

С начала войны в действующей армии - воевал на Западном, Юго-Западном, Степном и 3-м Украинском фронтах, в Белоруссии, под Москвой, на Украине, в Румынии, Югославии, Венгрии, Австрии. Был тяжело ранен и контужен. «На войне, - рассказывал Слуцкий, - я почти не писал по самой простой и уважительной причине - был занят войной». Вскоре после Победы написал прозаические записки о последних месяцах войны и первых послевоенных месяцах, фрагменты из которых были напечатаны только в «перестроечные» годы - до этого у них, отличающихся суровой правдой, не было ни малейших шансов на публикацию (в 2000 «Записки о войне» изданы в Санкт-Петербурге). После войны Слуцкий надолго попадает в госпиталь: непрекращающиеся головные боли, две трепанации черепа. Из армии его увольняют как инвалида.

«Непечатающийся поэт»

В 1948 снова начал сочинять стихи, как вспоминал он потом, «путем полного напряжения я за месяц сочинил четыре стихотворных строки, рифмованных», но стихи вернули его к жизни, «вытолкнули из положения инвалида Отечественной войны 11 группы». В эти годы, когда у него не было своего угла (одиннадцать лет он снимал комнаты) и зарабатывал он себе на жизнь сочинением радиокомпозиций для детей и юношества, поэт написал первые три десятка стихотворений, которые составили ему имя. Еще до публикации они стали довольно широко известны в литературных кругах и любителям поэзии. Никаких шансов у этих стихов быть опубликованными тогда не было. Слуцкий сказал о себе, что был «непечатающимся поэтом».

Первое его стихотворение «Памятник» увидело свет в августе 1953, оно было замечено, выбивалось из привычного ряда. Вспоминая ту пору, Слуцкий писал: «Моя поэтическая известность была первой по времени в послесталинский период новой известностью. Потом было несколько слав, куда больших, но первой была моя глухая слава. До меня все лавры были фондированные, их бросали сверху. Мои лавры читатели вырастили на собственных приусадебных участках». К Слуцкому приходит признание поэтов-современников. В 1954, когда он читал свои статьи на секции поэтов, М. А. Светлов (см. СВЕТЛОВ Михаил Аркадьевич) сказал: «По-моему, всем ясно, что пришел поэт лучше нас». И хотя это было ясно не всем, и у Слуцкого были влиятельные воинственные недруги и среди обласканных властями поэтов, и в стане официозной критики, у точки зрения Светлова оказалось немало сторонников. К. М. Симонов (см. СИМОНОВ Константин Михайлович) писал: «И о войне, и о послевоенном времени Слуцкий написал много таких стихотворений, читая которые нередко кажется: вот это ты хотел написать сам, но не написал, а вот об этом думал так, как он, но у тебя твоя мысль не воплотилась в стихи, а ему удалось». Очень высоко оценивали поэзию Слуцкого А. П. Межиров (см. МЕЖИРОВ Александр Петрович) и В.Н. Соколов (см. СОКОЛОВ Владимир Николаевич), И. А. Бродский (см. БРОДСКИЙ Иосиф Александрович) и Е. Б. Рейн (см. РЕЙН Евгений Борисович). И сейчас, когда в оценке Е. А. Евтушенко (см. ЕВТУШЕНКО Евгений Александрович) уже угасла интонация вызова, он как будто констатирует: «Теперь можно сказать то, что почему-то не принято говорить при жизни. Да, я убежден: Слуцкий был одним из великих поэтов нашего времени».

Публикации

В 1957 вышла первая книга Слуцкого - «Память». За ней последовали сборники «Время» (1959), «Сегодня и вчера» (1961), «Работа» (1964), «Современные истории» (1969), «Годовая стрелка» (1971), «Доброта дня» (1973), «Продленный полдень» (1975), «Неоконченные споры» (1978). Однако он был постоянным объектом бдительного внимания редакторов и цензуры: немало его стихов было искалечено вынужденной правкой и купюрами, некоторые вообще увидели свет лишь после ликвидации Главлита.

Душевный кризис

В феврале 1977 умерла Татьяна Дашевская - жена Слуцкого. Ее смерть стала тяжелейшим ударом для поэта. Как и после госпиталя, когда его возвратила к жизни поэзия, Слуцкий в надежде преодолеть душевный кризис целиком отдается писанию стихов. За три месяца он написал восемьдесят стихотворений. После этого Слуцкий не написал ни строчки. Тяжелейшая депрессия, которую он так и не смог преодолеть, надолго приковывает его к больничной койке. Жить один он не может, вынужден переселиться в Тулу к брату, живет в его семье, где и закончит свои дни. Однако в годы болезни Слуцкого и после его смерти продолжается публикация стихов - это огромный массив, превосходящий то, что поэту удалось самому напечатать. Публикацией стихов самоотверженно занимался критик Ю. Болдырев, которому Слуцкий поручил свой архив. Его усилиями вышло несколько книг Слуцкого, среди которых следует отметить «Стихи разных лет (Из неизданного)» (1988) и «Я историю излагаю...» (1990).

Особенности поэтической индивидуальности

Уже первые публикации стихов Слуцкого свидетельствовали, что в литературу пришел человек, за плечами которого большой выстраданный жизненный опыт, и сложившийся поэт со зрелым взглядом на мир, с определившимися эстетическими симпатиями и антипатиями, с самобытной поэтикой. Он не был певцом только своего поколения, он писал об испытаниях, через которые прошел весь народ. В центре его внимания были самые насущные проблемы 20 века, его трагедии и обольщения, духовные драмы современников, переживших катаклизмы революции и истребительных войн, тяжелый пресс тоталитарного режима, его бесчеловечность, подавление свободной мысли и преследование свободного слова, разоренные жизни и несломленные души. Слуцкий не писал поэм, но мозаика его лирических стихотворений и баллад складывается в поразительную, эпического размаха фреску современности.

В 1956 (еще до выхода первой книги Слуцкого) И. Г. Эренбург (см. ЭРЕНБУРГ Илья Григорьевич) выступил со статьей, посвященной его стихам, в которой писал: «Конечно, стих Слуцкого помечен нашим временем - после Блока (см. БЛОК Александр Александрович), после Маяковского (см. МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович), но если бы меня спросили, чью музу вспоминаешь, читая стихи Слуцкого, я бы, не колеблясь, ответил - музу Некрасова (см. НЕКРАСОВ Николай Алексеевич)». Ассимиляция прозы жизни в стихах - вот в чем Слуцкий следует за Некрасовым, это одна из важнейших особенностей его поэтической индивидуальности. Слуцкий изменил представления о границах поэтического, существенно расширил владения стиха, отвоевав для него большие площади у прозы, считавшиеся прежде поэтически бесплодными. Проза жизни не только определила круг тем, к которым обращается поэт, не только обусловила его пристальное внимание к быту и подсказала выбор героев - рядовые солдаты, посетители районной бани, жители городских окраин, соседи по коммунальной квартире. Вторжение прозы оказало воздействие на все элементы стиха: образный строй, язык, интонацию. Смело и широко Слуцкий использует солдатский жаргон военных лет, просторечия, даже вошедшие в разговорную речь канцеляризмы. И перебои ритма, и недосказанная, оборванная или намеренно нескладная фраза, и повторение какого-то характерного словечка - все это от сегодняшнего говора улицы, который чутко схватывал Слуцкий. Угловатость стихов Слуцкого обманчива - это результат не небрежности, а стремления разрушить, взорвать гладкость, зализанность, литературщину. При этом его «прозаический» стих пронизан музыкой - этот сплав прозы и музыки и делает его большим поэтом. Внутренняя мелодия в стихе Слуцкого преобразует прозу, властно подчиняет ее себе, ведет за собой. Поразительны сила и энергия этой музыки, разнообразны, но сразу же узнаваемы - это Слуцкий - его мелодии. А лейтмотивом его поэзии была защита свободы, правды и добра.

Большой энциклопедический словарь

СЛУЦКИЙ Борис Абрамович (1919-86) - русский поэт. Стихи Слуцкого отмечены мужественной гражданственностью, протестом против идеологического диктата, разговорностью интонаций, демонстративной прозаичностью языка; их темы - прошедшая война, суровые житейские будни; сборники "Память" (1957), "Работа" (1964), "Доброта дня" (1973), "Неоконченные споры" (1978), "Вопросы к себе" (опубликовано 1988).

Полезные сервисы

слуцкий евгений евгеньевич

Большой энциклопедический словарь

Слу́цкий Евгений Евгеньевич (1880—1948), экономист, математик, статистик. За разработку экономико-математических методов был удостоен звания профессора (1922). С 1926 работал в Конъюнктурном институте и ЦСУ СССР, с 1934 — в Научно-исследовательском институте математики и механики при МГУ, с 1938 — в Математическом институте имени В. А. Стеклова АН СССР. Труды по теории вероятностей и математической статистике, основоположник современной математической теории потребления.

Полезные сервисы