ср. устар.
1. то же, что старость
2. Звание, положение, образ жизни старца [старец 2.].
СТА́РЧЕСТВО, старчества, мн. нет, ср.
1. Старость (книжн. устар.).
2. Образ жизни старца (см. старец в 3 знач.).; пребывание в положении, звании старца (церк., рел.).
СТА́РЧЕСТВО - в узком смысле - разновидность монаш. устава, предполагающего тесную внутр. связь между старцем-наставником и его учеником-послушником. В б. шир. смысле - особые взаимоотношения христианина со своим дух. рук. (старцем), основывающиеся на полных откровенности и послушании (даже в мелочах). По представлению церкви, старец должен обладать: 1) даром молитвы; 2) даром различения помыслов; 3) даром прозорливости; 4) даром учительства; 5) даром исцеления дух. и телесных болезней. Как ин-т рус. церк. жизни особое значение С. приобрело в 19 в., на его развитие определяющее влияние оказал Паисий Величковский, среди предшественников С. надо назвать и Тихона Задонского. Важную роль в его распространении сыграл митр. Гавриил (Петров). Со С. в той или др. степени связана деят-ность Серафима Саровского, Феофана Затворника, Амвросия Оптинского и др. оптин. старцев. Крупнейшим центром движения была в 19 в. Оптина пустынь, также С. имело место во мн. др. мон., в т. ч. на Соловках, на Валааме, в Александро-Невской лавре, моск. Симоновом мон. и др.
С. опиралось на аскетич. традиции вост. правосл. церквей и на дух. опыт рус. церкви 14-15 вв., прежде всего на Нила Сорского и др. "заволжских старцев". Определ. аналогом С. в Др. Руси был ин-т "покаянных" семей.
В 19 в. к старцам в поисках ответов на религ.-нравств. вопросы обращались предст. разных соц. гр., в частности интеллигенция, что определило заметное воздействие С. на рус. культуру в целом. Особую роль сыграла в этом отношении Оптина пустынь, с к-рой связано творчество мн. писателей. С. способствовало появлению в творчестве ряда авторов религ. мотивов, а также обращению литераторов (Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, И. В. Киреевский, К. Н. Леонтьев) к опыту рус. церкви. Кроме того, оно явилось одной из причин, обусловивших модальность определяющего писат. типа 19 в. (писатель-учитель, стремящийся воздейстовать на реальность и определяющий жизненное поведение читателей; отношение к книге как к учебнику жизни и т. д.), к к-рому принадлежат не только религ. настроенные писатели (Гоголь, Достоевский, Л. Н. Толстой), но и авторы, далекие от церкви и даже от религии (Н. Г. Чернышевский).
СТАРЧЕСТВО, монашеский институт, основанный на духовном руководстве старца (монаха-наставника) аскетической практикой послушника. Старчество возникло в начале 4 в. среди христианских монахов Египта. В 18 - 19 вв. получило распространение в России в связи с деятельностью Паисия Величковского. Особенно известны старцы Оптиной пустыни.
ста́рчество, ста́рчества, ста́рчеств, ста́рчеству, ста́рчествам, ста́рчеством, ста́рчествами, ста́рчестве, ста́рчествах