м.
Степная птица отряда дроф, производящая во время полета резкий шум крыльями.
СТРЕ́ПЕТ, стрепета, мн. стрепеты и (охот.) стрепета, муж. Степная птица из рода дроф, во время полета производящая резкий шум крыльями. «Стрепет вьет гнездо в степи, в самом открытом месте.» С.Аксаков. «Стрепета прилетают весною не рано и, без сомнения, большими станицами.» С.Аксаков.
СТРЕПЕТ - муж. (от малоуп., гл. стрепетать, верещать, шуметь визгом, свистом), верезг, резкий шум или шорох со свистом, как от полета иной птицы; откуда
| стрепет, ошибочно стрепель, хохотва, свистокрыл, трясучка, степная птица Otis tetrax, из рода драхвы, которая резко шумит крыльями на лету. Стрепетиное, -товое, стрепечье гнездо. Стрепетиные места, сухие, ковыльные степи.
СТРЕ́ПЕТ, -а, м
Степная птица семейства дроф; летает неохотно; обитает в полосе сухого климата, в степях с разреженным травостоем и участками открытой земли; питается преимущественно травой, изредка насекомыми; объект охоты.
Стрепет точно встрепенется, когда поднимается, или, вернее сказать, сорвется с земли; стрепет дрожит, трепещет в воздухе как будто на одном месте и в то же время быстро летит вперед (Акс.).
СТРЕ́ПЕТ -а; м. Степная птица отряда дроф, шумно летающая.
◁ Стрепети́ный, -ая, -ое. С. выводок. С-ые яйца.
* * *
стре́пет - птица семейства дроф. Длина около 40 см. В Южной Европе, Юго-Западной Азии и Северо-Западной Африке; в России - в степях, от Воронежской области до западных предгорий Алтая. Вследствие распашки степей и преследования стал всюду редок. В России охраняется.
* * *
СТРЕПЕТ - СТРЕ́ПЕТ (Tetrax tetrax) - вид птицы семейства дроф (см. ДРОФЫ). Длина около 40 см, масса от 600 до 950 г. Общий тон покровительственной окраски оперения верхних частей тела серый с мелким струйчатым рисунком, нижних - белый. Стрепет взлетает стремительно и летит быстро, часто взмахивая крыльями. Эти птицы распространены в Южной Европе, Юго-Западной Азии и Северо-Западной Африке; в России - в степях, от Воронежской области до западных предгорий Алтая. Вид включает два подвида - собственно стрепет (Tetrax tetrax tetrax) занимает западную, а восточный стрепет (Tetrax tetrax orientalis) восточную часть ареала. Стрепет ведет наземный образ жизни, быстро бегает по земле. Из северных частей ареала на зиму он улетает в Северную Африку, Переднюю Азию, Индию; в очень небольшом числе зимует также в Крыму, Закавказье, Средней Азии. Стрепет населяет участки целинной степи и залежных земель, предпочитая слегка всхолмленную местность с разреженным травостоем. Питается стрепет как растительной, так и животной пищей, преимущественно насекомыми.
На возделываемых полях стрепет делать гнезда избегает. Весной он прилетает в гнездовые места позднее дрофы, когда степь почти полностью освобождается от снега. Летит преимущественно ночью. Гнездится отдельными парами. Гнездо располагается на земле и представляет собой ямку, выстланную тонким слоем сухих стебельков. Откладывание яиц происходит в разные числа мая. В полной кладке чаще от 3 до 5 яиц оливкового цвета со светлыми рыжевато-бурыми мелкими пятнами. Насиживает самка в течение 20-21 дня. Самец в это время находится близ гнезда. Он принимает участие и в воспитании птенцов. В августе в возрасте 2-2,5 месяцев выводки объединяются в стайки и начинают широко кочевать, а в сентябре-октябре отлетают на зимовки. Вследствие распашки степей и преследования стал всюду редок.
СТРЕПЕТ - птица семейства дроф. Длина ок. 40 см. В Юж. Европе, Юго-Зап. Азии и Северо-Зап. Африке; в России - в степях, от Воронежской обл. до западных предгорий Алтая. Вследствие распашки степей и преследования стал всюду редок.
СТРЕПЕТ, степная птица (семейство дрофиные). Длина около 40 см, масса до 1 кг. Летает неохотно. У самца в брачный период оперение шеи черное. Встречается в Европе, Юго-Западной Азии, Северо-Западной Африке, в степях с разреженным травостоем и участками открытой земли. Везде охраняется.
1. стре́пет, стре́петы, стре́пета, стре́петов, стре́пету, стре́петам, стре́пета, стре́петов, стре́петом, стре́петами, стре́пете, стре́петах
2. стре́пет, стрепета́, стре́пета, стрепето́в, стре́пету, стрепета́м, стре́пета, стрепето́в, стре́петом, стрепета́ми, стре́пете, стрепета́х
Искон. Суф. производное (суф. -ет < -ьт) от звукоподражат. стреп. Ср. родственное трепет без с (как скора и кора).
стре́пет
род. п. -а I "резкий шорох", птица "Otis tеtrах" (С. Аксаков, Гоголь), укр. стре́пет "Otis tеtrах".
В основе лежит звукоподражательный к., как в лат. strepō, -еrе "шуметь, бушевать, греметь", strepitus, род. п. -ūs, -ī "шум" (о которых см. Вальде-Гофм. 2, 602, без русск. слов). По мнению Преобр. (II, 397), первое знач. связано с тре́пет (см.). Горяев пытается связать с нем. Тrарре "дрофа", что неверно; против см. Преобр., там же.
СТРЕПЕТЁНОК, стрепетёнка, мн. стрепетята, муж. Детеныш стрепета. «Стрепетиные гнезда и выводки попадаются охотникам очень редко, молодых же стрепетят я даже не нахаживал.» С.Аксаков.
прил.
1. соотн. с сущ. стрепет, связанный с ним
2. Свойственный стрепету, характерный для него.
3. Принадлежащий стрепету.
СТРЕПЕТИ́НЫЙ и (редк.) СТРЕПЕТОВЫЙ, стрепетиная, стрепетиное. прил. к стрепет. «Стрепетиные гнезда и выводки попадаются охотникам очень редко.» С.Аксаков.
стрепети́ный, стрепети́ная, стрепети́ное, стрепети́ные, стрепети́ного, стрепети́ной, стрепети́ных, стрепети́ному, стрепети́ным, стрепети́ную, стрепети́ною, стрепети́ными, стрепети́ном, стрепети́н, стрепети́на, стрепети́но, стрепети́ны, стрепети́нее, пострепети́нее, стрепети́ней, пострепети́ней
СТРЕ́ПЕТОВА Пелагея (Полина) Антипьевна (1850-1903) - выдающаяся драм. актриса. Воспитывалась в театр. семье, начала появляться на сцене еще в детском возрасте. С 1864 выступает в провинц. т-рах, а также в Пушкин. т-ре в Москве. С 1881 по 1890 - в Александринском т-ре. В 1895-97 - в Суворинском т-ре. В 1899 вновь возвращается в Александринский т-р, но через год вынуждена покинуть его. Выступала и на др. сценич. площадках. Связанная по мировоззрению и эстетич. взглядам с народничеством, С. обладала оригин. актерским дарованием, в к-ром соединялись иск-во перевоплощения и эмоц. мощь, отчаянный трагизм и глубина переживаний. Стихийный талант актрисы вызывал восторженное поклонение публики, но и приводил к односторонности образов, неровности исполнения. "Болезненная, бедная внешними силами, неправильно сложенная" актриса была символом обществ. устремлений 80-х гг. Но с изменением ист. ситуации стало сказываться отсутствие подлинной театр. школы, что привело к творч. кризису в последние годы ее сценич. деят-ности. Роли: Катерина ("Гроза"), Мария Андреевна ("Бедная невеста"), Ксения ("Не от мира сего", написана специально для С.), Евгения ("На бойком месте"), Кручинина ("Без вины виноватые" А. Н. Островского), Василиса Мелентьевна в одноименной пьесе Островского и С. А. Гедеонова, Анна Петровна ("Иванов" А. П. Чехова), Матрена ("Власть тьмы" Л. Н. Толстого), Лизавета ("Горькая судьбина" А. Ф. Писемского), Марьица ("Каширская старина" Д. В. Аверкиева), Готовцева ("Вторая молодость" П. М. Невежина), Степанида ("Около денег" В. А. Крылова), Чаврина ("Дело житейское" И. В. Шпажинского), Медея в одноименной пьесе А. С. Суворина и В. П. Буренина и др.
Стре́петова Полина (Пелагея) Антипьевна (1850-1903), актриса. Выступала преимущественно в российской провинции (с 1865), в 1881-90 в Александринском театре (Санкт-Петербург). Трагедийное дарование Стрепетовой особенно ярко проявилось в ролях Лизаветы («Горькая судьбина» А. Ф. Писемского) и Катерины («Гроза» А. Н. Островского).
Стре́петова Полина (Пелагея) Антипьевна (18501903), актриса. Выступала преимущественно в провинции (с 1865), в 188190 в петербургском Александринском театре. Играла простых женщин, крестьянок и мещанок, поднимая бытовую драму до уровня трагедии. С редкой искренностью и эмоциональной силой передавала стихийные порывы страсти, страдания мятущейся женской души (Лизавета в «Горькой судьбине» А. Ф. Писемского, Катерина в «Грозе» А. Н. Островского).
СТРЕПЕТОВА Полина Антипьевна - СТРЕ́ПЕТОВА Полина (Пелагея) Антипьевна [ок. 4 ноября 1850, Нижний Новгород - 4 (17) октября 1903, Санкт-Петербург], русская трагическая актриса.
Первые шаги провинциальной актрисы
Была взята на воспитание в семью театрального парикмахера. С детских лет стремилась на сцену, на которой дебютировала в 1865 в Рыбинске. После нескольких сезонов, проведенных на сценах разных приволжских городов, в 1872 попала в труппу П. М. Медведева (см. МЕДВЕДЕВ Петр Михайлович), лучшего провинциального антрепренера. а летом того же года предстала перед московской публикой, сыграв в нескольких спектаклях Народного театра на Политехнической выставке. Выступления актрисы на сцене Общедоступного театра в 1873 потрясли Москву, сразу сделав ее известной.
Трагическое противоречие
В 1876 ее впервые увидели петербургские зрители. Огромное влияние на Стрепетову, на ее развитие и образование, на становление ее таланта, на ее женскую судьбу оказала встреча с М. И. Писаревым ( (см. ПИСАРЕВ Модест Иванович)впоследствии ставшим ее мужем), одним из культурнейших артистов своего времени. Мощный, природный талант Стрепетовой, определившийся в своих очертаниях с самого начала ее артистической карьеры, был явлением уникальным, ибо трагизм его вырастал из национального быта, из сферы стихийной народной жизни. Но в этом была и сила актрисы, и ее ограниченность. С годами стало обнаруживаться, что область, в которой она не знала себе равных, узка, что она актриса одной темы, что ей все труднее находить новые роли. Репертуар актрисы всегда был невелик, и в центре его - две роли, впервые сыгранные ею в девятнадцать лет, принесшие ей славу и титул трагической актрисы. Это Катерина в «Грозе» А. Н. Островкого (см. ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич) и Лизавета в «Горькой судьбине» А. Ф. Писемского (см. ПИСЕМСКИЙ Алексей Феофилактович) - в них с наибольшей силой обнаружилась ее тема, выявились особенности ее трагического таланта, ее стихийной творческой природы. В названии пьесы Писемского звучит главная и единственная тема актрисы, которой, по сути, исчерпывалось ее искусство. Героини Стрепетовой - женщины самобытного характера, обездоленные, обиженные судьбой, обреченные на мучительные страдания, которые актриса явила во всей жестокой обнаженности и суровой правде. Они потрясали зрителей достоверностью характера, напряженностью глубокой внутренней жизни, силой и нетеатральностью проявления страстного чувства. Являясь для сценического искусства своего времени фигурой исключительной не только по силе дарования, но и по важности художественной проблематики своего творчества, обладая огромным влиянием на умы современников, Стрепетова не смогла занять в русской театральной жизни того положения, которое этой исключительности соответствовало и обеспечивало бы ее таланту возможность гармоничного развития и полного осуществления.
Актриса другого театра
Большая часть творческой жизни актрисы проходила в гастролях по России; и хотя каждое ее появление в Москве и Петербурге становилось ее артистическим триумфом, лишь в 1881 она получила приглашение на петербургскую казенную сцену. В эти годы Стрепетова находилась в зените славы, на вершине своей судьбы. Ее влияние на умы современников было огромно. Художники Н. А. Ярошенко (см. ЯРОШЕНКО Николай Александрович) и И. Е. Репин (см. РЕПИН Илья Ефимович) создали ее портреты (репинский особенно удачный). Ее называли гениальной. Однако несовпадение творческого пафоса актрисы с общим искусства Александринского театра слишком было очевидно. Ее грозный талант, тревожащий душу, ее народнические тенденции, ее протест против общепринятых сценических условностей, рамок сценической дозволенности, мера ее резкой, беспощадной сценической правды были таковы, что она не могла вписаться ни в репертуар театра, ни в его замечательный актерский ансамбль, и в неписаные правила внутренней жизни императорской труппы. Гармонично уравновешенная художественная атмосфера Александринского театра отторгала стихийное искусство актрисы с ее неумением так же, как и у ее героинь, вписываться во враждебно противостоящую ей жизнь. В александринский период она играла в основном свои старые роли: Аннета («Семейные расчеты» Н. И. и Н. Н. Куликовых), Груня («Не так живи, как хочется»), Евгения («На бойком месте») Марья Андреевна («Бедная невестае») Островского; новые же, в которых ее талант мог развиваться, выпадали редко: Степанида (переделка романа А. А. Потехина (см. ПОТЕХИН Алексей Антипович) «Около денег»), Сарра («Иванов» А. П.Чехова (см. ЧЕХОВ Антон Павлович)), Кручинина («Без вины виноватые» Островского). С 1890 она вновь оказалась без театра, вновь была вынуждена ездить по провинции, довольствуясь случайными выступлениями в Москве и Петербурге; на два сезона (1898-1900) вернулась на александринскую сцену. Последним творческим лостижением актрисы стала Матрена во «Власти тьмы» Л. Н. Толстого (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич) в театре Литературно-художественного общества в 1895. Соприкоснувшись с подлинно народной темой великого писателя, она сыграла его героиню с трагической жуткостью.
СТРЕПЕТОВА Полина (Пелагея) Антипьевна (1850-1903) - российская актриса. Выступала преимущественно в провинции (с 1865), в 1881-90 в санкт-петербургском Александринском театре. Трагедийное дарование Стрепетовой особенно ярко проявилось в ролях Лизаветы ("Горькая судьбина" А. Ф. Писемского) и Катерины ("Гроза" А. Н. Островского).