СТРОИ́ТЕЛЬНЫЕ ОБРЯ́ДЫ - часть традиц. обрядности, относящейся к ритуальной деят-ности, совершавшейся в процессе стр-ва и освоения жилых и хоз. построек. Психологич. основой С. О. является представление о необходимости магич. обеспечения как самих строит. операций, так и будущего существования постройки в качестве зоны искусств. пространства, противопоставл. природному окружению. Генезис С. О. связан с историей строит. дела, а также магич. представлений, вследствие чего постоянно существует возможность удревления свидетельств существования С. О., освящения жилища и др. построек. Находки жертв. предметов в остатках фундаментов и стен строит. конструкций эпохи неолита - ранней бронзы можно рассматривать как свидетельства совершения С. О. в эту эпоху.
С. О. могут быть классифицированы по неск. основаниям с выделением обрядов, относящихся к выбору и заготовке строит. мат-лов, относящихся к выбору места для постройки, к закладке жилища и его частей (стены, углы, двери, опорные столбы, центр. балка, кровля, очаг) и др. построек, обрядов вселения или переселения в новое жилище или освоения его элементов, а также обрядов, характеризующих обычаи взаимопомощи (помощи) при стр-ве домов и хоз. помещений. Обряды стр-ва культовых сооружений несут двойную нагрузку. Нек-рые эл-ты строит. практики сами являются ритуальными действиями, как, напр., нанесение на стены и др. места декор.-сакральных изображений или ориентирование жилища по странам света, отражающее свойств. нар. культуре представления о макрокосме. Ритуальными чертами обладали и приемы возведения маркеров границ поселений и др. пространств. зон. Обычно постройка переносного жилища (юрта, чум и т. п.) не рассматривается как элемент С. О., однако здесь также присутствуют обрядовые действия при выборе места жилища, соотнесении его структуры со структурой внеш. мира, обряды установки конструктивно и символически значимых деталей постройки.
В С. О. славян, в т. ч. рус., больше значение уделялось выбору места для стр-ва дома, к-рый нельзя было возводить там, где проходила дорога или ранее стояла баня, считавшиеся местами, где водилась нечистая сила. При выборе места гадали на хлебе, воде, шерсти, гадали также и о размещении углов нижнего венца сруба. В нек-рых губерниях России при закладке фундамента приносили в жертву курицу. В центре будущего скотного двора могли сажать ель, а у дома березу или рябину - традиц. жен. символы в мире растений. В углах сруба или под ними клали монеты, зерна, куски хлеба; камушки-обереги клали также под порог входа или под кровлю. Особыми церемониями отмечалась закладка печи или возведение центр. балки-матицы. Матица обсевалась зерном и хмелем, как и в свадебном обряде. Завершение стр-ва дома или возведения его отдельных эл-тов отмечалось богатым угощением для плотников. В прошлом церк. обряд освящения совершался не только в отношении новой церкви, но и жилых и обществ. построек, вплоть до освящения колодцев.
Для переезда в новый дом выбирали счастливый день перед полнолунием, лучшим временем считалась полночь. Первыми в дом заходили глубокие старики; распространен был также обычай запускать в дом перед людьми домашних животных, иногда разных в течение недели, ставить угощение для домового. Хозяева перебирались в новое жилище с огнем из старого очага, хлебом и тестом в квашне. На новоселье приглашали тех соседей, с к-рыми были в хороших отношениях, или просто удачливых односельчан.
Сопровождавшиеся обильным угощением помочи устраивались при перевозке бревен для сруба, подъеме сруба на фундамент, установке матицы. Для участия в помочах по стр-ву глинобитной печи приглашали только холостую молодежь.
Общий упадок традиц. культуры и распространение промышл. строит. приемов резко сократили сферы существования С. О. Наиб. устойчивым компонентом С. О. остались обряды вселения в новое жилище, как, напр., сохранившиеся в условиях большого города обычаи запускать в новое помещение кошку или просто устраивать праздник новоселья.