сущ., кол-во синонимов: 1
имя (1104)
ТАИРЗАДЕ Мирза Алекпер - Таирзаде Мирза Алекпер, см. Сабир (см. САБИР)
ТАИРОВ
У фамилии тюркские корни: имя Таир (варианты Тагир, Тахир) в XVI в. было довольно популярным и у русских. Переводится с арабского как ‘чистый, непорочный’. Фамилия Тагиров , естественно, имеет то же значение.
ТАГИРОВ ТАИРОВ
Отчество, образованное по преобладающей модели русских фамилий (суффиксом притяжательных прилагательных -ов) от арабского мужского имени Таир (Тахир, Тагир, Тохир). Этимологическое значение имени - "чистый". К русским эта фамилия пришла от татар. (Н) Тагиров - от формы Тагир.
ТАИРОВ
У фамилии тюркские корни: имя Таир (варианты Тагир, Тахир) в XVI в. было довольно популярным и у русских. Переводится с арабского как ‘чистый, непорочный’. Фамилия Тагиров , естественно, имеет то же значение.
ТАИ́РОВ Ал-др Як. (1885-1950) - режиссер, актер, реформатор и теоретик т-ра. Род. в семье учителя. Первые сильные театр. впечатления связаны с гастролями бр. Адельгейм. Учась в Киев. г-зии, начал выступать в любит. спектаклях. После окончания г-зии поступил на юрид. ф-т Киев. ун-та, но занятия т-ром не оставил: со сборными труппами ездил по провинции. В 1905 вступил в труппу М. Бородая в Киеве. Во время приезда в Киев В. Комиссаржевской показался ей и получил приглашение в ее т-р. Сезон 1906-07, переведясь в СПб. ун-т, работал в т-ре на Офицерской. Играл Голубую маску в "Балаганчике" Блока, "Нищего в "Сестре Беатрисе" М. Метерлинка, Шаняву в "Вечной" С. Пшибышевского. Несогласный с принципами "условного" т-ра Мейерхольда, покидает Пб., нек-рое время играет в киев. "Новой драме", потом вступает в петерб. труппу 1-го передвижного общедоступного драматич. т-ра, где работает три сезона. Здесь Т. начинает свою реж. деят-ность: ставит шекспировского "Гамлета", где играет Лаэрта, "Эроса и Психею" Ю. Жулавского, "Дядю Ваню" А. Чехова. В этих спектаклях Т. начинает разрабатывать новые принципы по строения сценич. площадки, экспериментирует в области музыки к спектаклю. Уйдя из театра, работает в Риге, Симбирске. В 1911 возвращается в Пб., поступает в Новый драматич. т-р, где много играет и ставит пьесы Л. Андреева, Пшибышевского, Чехова, Б. Шоу. В 1913 заканчивает ун-т и вступает в моск. адвокатуру. Здесь принимает предложение К. Марджанова и становится реж. Свободного т-ра, где ставит пантомиму "Покрывало Пьеретты" и оперетту "Желтая кофта", пробуя себя в новых жанрах.
В 1914 вместе с А. Коонен и группой актеров создает Моск. Камерный т-р - "т-р эмоционально насыщ. форм", к-рый хочет противопоставить как натуралистич., так и "условному" т-ру.
Начальный период деят-ности Камерного театра сам Т. характеризовал как "неореализм". В спектаклях этого периода он стремится к романтич. и трагедийному репертуару, требует от актеров большой эмоциональности и изощренного мастерства. Т. ставит "Сакунталу" Калидасы (1914), "Женитьбу Фигаро" П. Бомарше (1915), "Покрывало Пьеретты" (1916). Наиболее значит. постановками этого периода стали "Фамира-Кифарэд" И. Анненского (1916) и "Саломея" О. Уайльда (1917). С 1917 Т. ставит спектакли "Король-арлекин" Р. Лотара, "Адриенна Лекуврер" Э. Скриба, "Принцесса Брамбилла" по Э. Т. А. Гофману, "Благовещение" П. Клоделя, характеризующиеся некоторой абстрактностью характеров, утверждением вечного смысла проблем Любви и Смерти. Особенно ярко эти темы прозвучали в постановке "Ромео и Джульетты" У. Шекспира.
Переломным моментом в творчестве Т. стал спектакль "Федра" по пьесе Ж. Расина (1922). Т. приблизил пьесу к античности, сделал ее монументальной, выявил филос. смысл.
В следующих постановках - "Гроза" и "Святая Иоанна" - Т. осуществляет подход к "конкретному реализму". Цикл постановок пьес Ю. О’Нила - "Косматая обезьяна", "Любовь под вязами", "Негр" ставит острые проблемы жизни совр. Запада. Блистат. успехом сопровождается постановка "Оптимистич. трагедии" В. Вишневского (1933), в к-рой Т. показал борьбу "между хаосом и гармонией".
Стремление к синтетич. иск-ву ярко проявилось в постановках оперетт Ш. Лекока "Жирофле-Жирофля" и "День и ночь". В 1930 Т. первым из сов. реж. обратился к творчеству Б. Брехта, поставил "Оперу нищих". Выдающимися творческими успехами Т. явились такие постановки, как "Египетские ночи" (по произв. А. Пушкина, Шоу, Шекспира) и "Мадам Бовари" по Г. Флоберу (1940), в к-рых Т. и Коонен утверждали силу духа, нравств. победу женщины, не захотевшей смириться с мещанским окружением. Тяга к волевым характерам, сильной личности определила постановку "военных" пьес "Пока не остановится сердце" К. Паустовского (1943), "У стен Ленинграда" Вишневского (1944), решенных реж. в героико-романтич. ключе.
В своих работах Т. проявился как яркий реж.-новатор. Он первым отказался от привычной коробки-павильона, смело экспериментировал в области света, цвета, музыки, ввел в драматич. действие пантомиму. Поразит. было его умение пользоваться сменой ритма для выявления драматич. конфликта, острой и часто неожид. обрисовки характера. Т. умел достигать подлинно органич. слияния всех выразит. средств т-ра, в результате чего возникал целостный образ спектакля.
Т. создал школу актерского мастерства, добиваясь виртуозности и худож. свободы, безупречного владения внутр. и внешней техникой. В творчестве актера он стремился объединить музыкальность, скульптурность, ритмичность с яркой эмоциональностью.
Новаторское прочтение классики и выдвижение новых идей, не созвучных официальным установкам, с неизбежностью вызывали резкие нападки со стороны идеологов тоталитарного режима, начавшиеся в 1935 и не прекращавшиеся вплоть до 1949, когда Т. и Коонен были изгнаны из Камерного т-ра, а сам т-р вскоре закрыт (в 1950 на его базе организован Т-р им. Пушкина).
Соч.: Записки режиссера, статьи, беседы, речи, письма. М., 1970
Лит.: Головашенко Ю. А. Режиссерское искусство Таирова. М., 1970; Режиссерское искусство Таирова: [Сб. ст.]. М., 1987.
Таи́ров Александр Яковлевич (1885-1950), режиссёр, народный артист РСФСР (1935). Сценическая деятельность с 1905. Один из реформаторов сцены, Таиров стремился к «синтетическому театру» преимущественно романтического и трагедийного репертуара, воспитанию актёра виртуозного драматического мастерства, равно владеющего приёмами музыкального и пантомимического искусства, созданию новой сценической среды - пластической. Организатор (1914) и руководитель Камерного театра. Среди постановок: «Фамира Кифарэд» И. Ф. Анненского (1916), «Саломея» О. Уайльда (1917), «Федра» Ж. Расина (1922), «Оптимистическая трагедия» Вс. В. Вишневского (1933), «Мадам Бовари» по Г. Флоберу (1940).
* * *
ТАИРОВ Александр Яковлевич - ТАИ́РОВ Александр Яковлевич (1885-1950), российский режиссер, народный артист России (1935). Сценическая деятельность с 1905. Один из реформаторов сцены, Таиров стремился к «синтетическому театру» преимущественно романтического и трагедийного репертуара, воспитанию актера виртуозного драматического мастерства, равно владеющего приемами музыкального и пантомимического искусства, созданию новой сценической среды - пластической. Организатор (1914) и руководитель Камерного театра. Среди постановок: «Фамира кифарэд» И. Ф. Анненского (1916), «Саломея» О. Уайльда (1917), «Федра» Ж. Расина (1922), «Оптимистическая трагедия» Вс. В. Вишневского (1933), «Мадам Бовари» по Г. Флоберу (1940).
* * *
ТАИ́РОВ Александр Яковлевич (наст. фам. Корнблит) [24 июня (6 июля) 1885, Ромны - 25 сентября 1950, Москва], российский режиссер, Народный артист России (1935).
Выбор пути
Родился в семье учителя. Еще учась в киевской гимназии, принимал участие в любительских спектаклях, в его репертуаре были роли Незнамова и Карандышева из пьес А. Н. Островского (см. ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич). После гимназии Таиров поступил в киевский университет на юридический факультет, но любовь к театру пересилила юриспруденцию. В 1905 он присоединился к антрепризе М. М. Бородая. Однако киевская сцена не слишком устраивала его, во время гастролей В. Ф. Комиссаржевской (см. КОМИССАРЖЕВСКАЯ Вера Федоровна) он выступил перед великой актрисой и поступил в ее театр.
Начинающий артист и режиссер
В Петербурге Таиров сразу окунулся в современный театральный процесс, став участником экспериментов Вс. Э. Мейерхольда (см. МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич) в области «условного» театра. Таиров много играл, но холодный стиль нового направления вряд ли мог удовлетворить пылкого киевлянина. В 1907 он ушел из театра и на долгие годы стал оппонентом своего первого учителя, впрочем, Таиров не принимал также и натуралистический стиль Художественного театра (см. МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР). Некоторое время он работал в различных столичных и провинциальных театрах: в «Новой драме» в Киеве, а также в труппе передвижного театра П. П. Гайдебурова (см. ГАЙДЕБУРОВ Павел Павлович), где осуществил свою первую постановку - «Гамлет» Шекспира (см. ШЕКСПИР Уильям) (1917). Спектакль был тепло встречен публикой и прессой. И с каждым сезоном Таиров все более отдалялся от актерской профессии, поскольку его властно притягивала режиссура.
В Свободном театре
Его театральная карьера складывалась непросто. В 1913 он заканчивает юридический факультет Петербургского университета и, разочаровавшись в театре, решает бросить его. Однако когда К. А. Марджанов (см. МАРДЖАНИШВИЛИ Константин Александрович) предложил ему работу в своем Свободном театре, Таиров без колебаний согласился: сцена окончательно победила. Здесь вокруг него объединилась группа единомышленников, недовольных современным театром, здесь он встретил А. Г. Коонен (см. КООНЕН Алиса Георгиевна), союз с которой определил очень многое в его жизни и творчестве.
В Свободном театре он поставил два спектакля - «Покрывало Пьеретты» А. Шницлера-Э. Донани (1913) и «Желтую кофту» Г. Бенримо и Д.-К. Хазлтона (1913), шедших с большим успехом. Однако Свободный театр оказался нежизнеспособным организмом и распался в конце сезона. В 1914 Таиров с частью труппы Свободного театра основал Камерный театр (см. КАМЕРНЫЙ ТЕАТР), которым он руководил более 35 лет.
Художественное кредо режиссера
Художественные взгляды Таирова формировались в атмосфере исканий первой половины 20 века. Конкуренция идей и концепций была ожесточенной, и многие видные деятели театра отвергали путь Таирова.
К. С. Станиславский считал, что в его искусстве «нового ничего нет», а только «рафинад и изощренность». Е. Б. Вахтангов (см. ВАХТАНГОВ Евгений Багратионович) также осуждал искания Таирова: «у него есть чувство формы, правда, банальной и крикливой. Ему недоступен дух человека - глубоко трагическое и глубоко комическое ему недоступно». Мейерхольд называл его «дилетантом», а Камерный театр - «театром любительским».
Считалось, что основные «жизнетворящие» театральные центры тех лет находились в Художественном театре Станиславского и мейерхольдовском Гостиме. Однако художественный мир Таирова оказывался зажатым этими двумя художественными направлениями.
Таиров отвергал жизнеподобие натуралистического театра с его покорностью литературе и его противоположность, условный театр, находившийся в тисках живописности. Он называл свой театр неореалистическим, искусством эмоционально насыщенных форм. Таиров исповедовал принципы синтетического театра как самодостаточного искусства. Такой театр должен был объединить в себе разъединенные элементы театра: слово, песню, пантомиму, танец, цирк и пр. Основой для такого объединения должно было стать искусство актера. Свои взгляды Таиров сформулировал в книге «Записки режиссера» (1921).
Таиров сравнивал актера со скрипкой Страдивари. Он хотел воспитать нового актера, не дилетанта в искусстве, а наследника гистрионов (см. ГИСТРИОН) и актеров комедии дель арте (см. КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ), в чьем творчестве соединились бы музыкальность, скульптурность и ритмичность. Именно за невнимание к актеру он отвергал современный ему драматический театр и именно поэтому уделял такое внимание балету, на спектаклях которого он только и мог получить «подлинное наслаждение». Идеальным актером, умеющим владеть всеми гранями своего мастерства, он считал Анну Павлову (см. ПАВЛОВА Анна Павловна).
Лучшие спектакли режиссера
Потому творческий союз Таирова с великой актрисой А. Г. Коонен (см. КООНЕН Алиса Георгиевна) был таким продолжительным и плодотворным. Лучшие спектакли Камерного театра - «Адриенна Лекуврер» (1919), «Федра» (1922), «Жирофле-Жирофля» (1922), «Любовь под вязами» (1926), «Оптимистическая трагедия» (1933), «Мадам Бовари» (1940) - освящены блестящей игрой его спутницы жизни и товарища по искусству.
Таиров объявил линию рампы неприкасаемой: переступать ее запрещено. Пространство сцены, отданное актеру, отстранялось от аудитории, композиция Таирова существовала только здесь, на подмостках. Крайние жанры, которые культивировал Таиров - трагедия (по его терминологии «мистерия») или комедия («арлекинада») - гарантировали необходимую дистанцию отдаления от повседневности. Эта дистанция давала о себе знать во взаимоотношениях художника и власти.
Судьба театра и режиссера
Первые годы после 1917 Камерный театр пользовался неизменной поддержкой А. В. Луначарского (см. ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич), не без его помощи он встал в один ряд с привилегированными академическими коллективами. Однако уже в конце 1920-х гг. Сталин назвал Камерный театр «буржуазным». Он плохо вписывался в советскую действительность и не соответствовал эстетическим вкусам вождя. Многие спектакли театра запрещались, но чаще работа останавливалась еще на уровне замыслов.
Были запрещены почти сразу после премьеры таировские спектакли: «Багровый остров» М. А. Булгакова (см. БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич) (1928), «Наталья Тарпова» С. Семенова (1929), «Богатыри» А. П. Бородин (см. БОРОДИН Александр Порфирьевич)-Д. Бедный (см. БЕДНЫЙ Демьян) (1936); доведены до генеральной репетиции и запрещены «Заговор равных» М. Левидова (1927), «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда (см. УАЙЛЬД Оскар) (1948). Искусство Таирова особенно в конце 1940-х гг. все более противоречило партийной политике в сфере искусства и не отвечало идеологическим задачам дня. Режиссер, впервые открывший русскому зрителю Ю. О"Нила, Б. Брехта (см. БРЕХТ Бертольт), Г. Честертона (см. ЧЕСТЕРТОН Гилберт Кит), Д.-Б. Пристли, (см. ПРИСТЛИ Джон Бойнтон) противоречил всему пафосу культурной политики власти, его театр потерял всяческую поддержку и оказался в художественном кризисе.
В мае 1949 по решению комитета по делам искусства Камерный театр был закрыт. Таиров остался без дела своей жизни. Он был «направлен на работу» в Театр им. Евг. Вахтангова (см. ТЕАТР ИМЕНИ ЕВГ. ВАХТАНГОВА), но не смог ужиться в этом коллективе, чуждом его пониманию искусства. Дошло до того, что он был готов работать даже на любительской сцене, но и этого ему не дали. Невозможность творить окончательно сломила его. По словам видевших его в последние месяцы, он являл собой вид человека безумного. Таиров прожил чуть более года после расформирования театра: умер от кровоизлияния в мозг в московской психиатрической больнице им. Соловьева.
ТАИРОВ Александр Яковлевич (1885-1950) - российский режиссер, народный артист России (1935). Сценическая деятельность с 1905. Один из реформаторов сцены, Таиров стремился к "синтетическому театру" преимущественно романтического и трагедийного репертуара, воспитанию актера виртуозного драматического мастерства, равно владеющего приемами музыкального и пантомимического искусства, созданию новой сценической среды - пластической. Организатор (1914) и руководитель Камерного театра. Среди постановок: "Фамира кифарэд" И. Ф. Анненского (1916), "Саломея" О. Уайльда (1917), "Федра" Ж. Расина (1922), "Оптимистическая трагедия" Вс. В. Вишневского (1933), "Мадам Бовари" по Г. Флоберу (1940).
Так заключенные прозвали коридорчик-тупик в Доме предварительного заключения (Шпалерная ул., 25). < По аналогии с Таировым (ныне Бринько) переулком, описанным Ф. М. Достоевским в романе "Преступление и наказание". Переулок представляет собой тупик, к которому под прямым углом ведут два прохода.
Александр Яковлевич Таиров.
ТАИРОВ Александр Яковлевич (1885 - 1950), режиссер. Основатель (1914) и художественный руководитель московского Камерного театра. Один из реформаторов русской сцены. Стремился к созданию "синтетического театра", воспитанию актера-виртуоза, владеющего приемами музыкального и пантомимического искусства, преобразованию сценического пространства, пластическому совершенству мизансцен. Таирова привлекали полярные жанры - мистерия-трагедия и комедия-арлекинада. Высокую мелодраму режиссер поднимал до уровня трагедии. Среди постановок: "Фамира-кифаред" И.Ф. Анненского (1916), "Саломея" О. Уайльда (1917), "Принцесса Брамбилла" по Э.Т.А. Гофману (1920), "Федра" Ж. Расина и "Жирофле-Жирофля" Ш. Лекока (текст А.М. Арго и Н.А. Адуева, 1922), "Любовь под вязами" Ю.О'Нила (1926), "Оптимистическая трагедия" В.В. Вишневского (1933), "Мадам Бовари" по Г. Флоберу (1940). В 1949 после многочисленных "проработок" и критики Таиров был отстранен от руководства театром, в 1950 Камерный театр был расформирован.