Фамилия весьма знатная и древняя, родоначальник ее неизвестен. Можно предположить: Таней под влиянием аканья образовалось из Тоней, производной формы имени Антон. Таким же образом фамилия Ванеев произошла от Ваней - Иван, Санеев из Саней - Александр. (Ф). От крестильного имени Антон - противоборец (греч.) Народные формы этого имени (Таней, Тоней) дали жизнь другим фамилиям. (Э)
Сканворды для слова танеев
- Русский оперный классик из учеников Петра Чайковского.
- Русский композитор, пианист, автор кантат «Иоанн Дамаскин», «По прочтении псалма».
- Русский композитор, пианист, автор оперы «Орестея».
Тане́ев Владимир Иванович (1840-1921), адвокат. Брат С. И. Танеева. Защитник на «процессе нечаевцев» и др. Автор книги «Детство. Юность. Мысли о будущем» (1959).
* * *
ТАНЕЕВ Владимир Иванович - ТАНЕ́ЕВ Владимир Иванович (1840-1921), русский адвокат. Брат С. И. Танеева (см. ТАНЕЕВ Сергей Иванович). Защитник на процессе «нечаевцев» и др. Автор книги «Детство. Юность. Мысли о будущем» (1959).
Большой энциклопедический словарь
Тане́ев Владимир Иванович (18401921), адвокат. Брат С. И. Танеева. Защитник на процессе «нечаевцев» (1871) и других политических процессах в России. Автор книги «Детство. Юность. Мысли о будущем» (опубликована в 1959).
ТАНЕ́ЕВ Сер. Ив. (1856-1915) - композитор, пианист, педагог, ученый. Родился во Владимире. Окончил Моск. конс. в 1875 по кл. свободного сочинения у П. И. Чайковского и кл. фортепиано у Н. Г. Рубинштейна. Проф. Моск. конс. (1878-1905). Среди учеников Т. - С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов и др. Участвовал в организации и преподавал в Нар. конс. Создал выдающиеся науч. труды в обл. полифонии - "Подвижной контрапункт строгого письма" (1909) и "Учение о каноне" (не заверш.). Записывал и исследовал нар. песни ("О музыке горских татар", опубл. в 1886). Основной темой творчества Т. избирает воплощение духовного, гуманистического начала, истоком к-рого является вся история мировой цивилизации. Деят-ность Т.-ученого обусловила выявление им "конструктивных принципов, организующих музыкальное мышление" (Б. Л. Яворский), со всей очевидностью проявившихся в произв. композитора. Т. соединяет в них контрапунктические приемы, характерные для добаховской и баховской музыки, с принципами нац. многоголосия, формируя особый стиль рус. полифонии.
Среди произв. Т. - оперная трилогия "Орестея" (по трагедии Эсхила, 1894); кантаты "Иоанн Дамаскин" (сл. А. К. Толстого, 1884), "По прочтении псалма" (сл. А. С. Хомякова, 1915), "Памятник" (сл. А. С. Пушкина); 4 симфонии (3-я - 1884, 4-я - 1898); струнные квартеты (в т. ч. № 5, 1903 и № 6, 1905); фп. квинтет (1911); хоровые сочинения (на стихи Я. П. Полонского, К. Бальмонта) и др.
Лит.: Корабельникова Л. З. Творчество С. И. Танеева: Историко-стилистическое исследование. М., 1986.
Тане́ев Сергей Иванович (1856-1915), композитор, пианист, музыкальный теоретик. Брат В. И. Танеева. Ученик Н. Г. Рубинштейна, П. И. Чайковского. Его творчество отмечено философской направленностью, сдержанностью высказывания, уникальным полифоническим мастерством. Опера «Орестея» (1894), кантаты «Иоанн Дамаскин» (1884), «По прочтении псалма» (1915), симфонии, фортепианное трио (1908), фортепианный квинтет (1911), хоры а капелла (свыше 40; возродил жанр), романсы. Музыкально-теоретические труды посвященные проблемам полифонии, в том числе «Подвижной контрапункт строгого письма» (Лейпциг, 1909). Профессор Московской консерватории (с 1881; в 1885-89 директор). Один из основателей Народной консерватории в Москве (1906).
* * *
ТАНЕЕВ Сергей Иванович - ТАНЕ́ЕВ Сергей Иванович (1856-1915), русский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель. Брат В. И. Танеева (см. ТАНЕЕВ Владимир Иванович). Его творчество отмечено философской направленностью, сдержанностью высказывания, полифоническим мастерством. Опера «Орестея» (1894), кантаты «Иоанн Дамаскин» (1884), «По прочтении псалма» (1915), симфонии, фортепианные трио (1908), фортепианный квинтет (1911), хоры а капелла, романсы. Музыкально-теоретические труды посвящены проблемам полифонии, в т. ч. «Подвижной контрапункт строгого письма» (Лейпциг, 1909). Профессор Московской консерватории (с 1881; в 1885-89 директор). Один из основателей Народной консерватории в Москве (1906).
Большой энциклопедический словарь
Тане́ев Сергей Иванович (18561915), композитор, пианист, музыкальный теоретик. Ученик Н. Г. Рубинштейна, П. И. Чайковского. Творчество Танеева отмечено философской направленностью, сдержанностью высказывания, уникальным полифоническим мастерством. Опера-трилогия «Орестея» (по Эсхилу, 1894), кантаты «Иоанн Дамаскин» (1884), «По прочтении псалма» (1915), 4 симфонии, фортепианные трио (1908), фортепианный квинтет (1911), хоры а капелла (свыше 40; возродил жанр), романсы. Теоретические труды посвящены проблемам полифонии, в том числе «Подвижной контрапункт строгого письма» (Лейпциг, 1909). Историческое значение имела педагогическая деятельность Танеева (его ученики С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин). Профессор Московской консерватории (с 1881; в 188589 директор). Один из основателей Народной консерватории в Москве (1906).
ТАНЕЕВ Сергей Иванович (1856 - 1915), российский композитор, пианист, педагог, музыкальный теоретик. Творчеству Танеева присущи этико-философская направленность, сдержанность высказывания, полифоническое мастерство. Опера "Орестея" (трилогия, 1894), кантаты "Иоанн Дамаскин" (1884), "По прочтении псалма" (1915), симфонии, камерно-инструментальные сочинения, хоры а капелла (свыше 40), романсы. Труды по полифонии.
Возможно, от Болта (Балта) Танеева, перешедшего из Казани на русскую службу и отмеченного вотчинником в конце XV века в Ростове Северном. В 1571 году Кижман Танеев уже отмечен как помещик (Веселовский 1974, с.139, 312). В дворянском звании утверждены в 1683 году (ОГДР, VII, с. 139). Н.А.Баскаков (1979, с. 211) не сомневается в тюркском происхождении рода и выводит фамилию к тюрко-татарскому таный ТАНЕЕВЫ таней "знающий, помнящий".