быть у кого, чьими
Стабильное, надёжное положение.
Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х) уверены в своём служебном, общественном и под. положении, в успешном осуществлении своих дел и планов. Говорится с одобрением. реч. стандарт. ✦ У Х-а твёрдая почва под ногами <Под ногами Х-а твёрдая почва>.
В роли именной части сказ., а также в роли доп., несогл. опред., подлеж.
Порядок слов-компонентов нефиксир.
- Ну тебе-то беспокоиться нечего - у тебя твёрдая почва под ногами, и на работе, и дома всё хорошо и надёжно. (Реч.)- Тебе надо закончить институт, получить хорошую специальность, сделать карьеру в конце концов. Ты пойми, сегодня прав тот, у кого твёрдая почва под ногами. (Реч.)
После развода он начал пить, забросил дела, дал волю распущенным нервам. В результате потерял хорошую работу, разуверился в женщинах и друзьях, и ему оставалось только с отчаянием вспоминать то время, когда под его ногами была твёрдая почва, сам он был бодр, полон сил и всё у него получалось. С. Максимова, Двое.
Преодоление нынешнего кризисного состояния нашего общества предполагает оперативный учёт в работе масс-медиа того неоспоримого факта, что у нас, как и везде, большинство людей хотят жить, имея твёрдую почву под ногами, удовлетворяя свои материальные и духовные потребности устойчивым и приемлемым для себя образом <...>. В. Терин, Массовая коммуникация: исследование опыта Запада.
Течение - удел тех, кто привык обходиться без воздуха и твёрдой почвы под ногами. Афоризмы 24-21, http://durakoff.ru
Ощущение "твёрдой почвы под ногами" и уверенность в завтрашнем дне, столь необходимые в наше "смутное время", теперь будут знакомы вам не понаслышке. Реклама, 2002.
Надёжный состоявшийся мужчина с твёрдой почвой под ногами, на которого можно положиться, ищет спутницу жизни <...>. Объявление о знакомстве, 2001.
Самое главное в многоуровневом маркетинге - это то, что он работает. Это поистине народный бизнес! Сейчас, как никогда, нам нужна твёрдая почва под ногами! Нам нужна уверенность в завтрашнем дне! И такую уверенность нам даёт МРСК - Межбанковская Региональная Страховая компания г. Ижевска. www. mrsk. ru.
культурологический комментарий:
Образ фразеол. восходит к древнейшим формам коллективно-родового осознания и моделирования мира-хаоса и связан с архетипическим противопоставлением неба (верх) и земли (низ), в котором воплощено отнесение божества к небу, а человека к земле. Образ фразеол. отображает также древнейшие мифологические представления о земле как об одной из основных стихий мироздания. При делении космоса по вертикали на небо, землю и преисподнюю земля предстаёт как центральная, срединная зона трёхчастной вселенной и рассматривается как место обитания людей и животных. (Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1. М., 1997. С. 466, 467.)
Образ фразеол. через компонент почва соотносится с природно-ландшафтным кодом культуры, т. е. с совокупностью имён природных объектов и элементов ландшафта, которые выступают в роли знаков "языка" культуры. Согласно известным славянским поверьям, земля - это плоская твердь, окружённая водой и накрытая сверху небесным куполом. С древнейших времён земля обладает неоднозначной символикой. Земля - это прежде всего плодородная почва (земля-кормилица), она воспринимается как символ женского плодоносящего начала и материнства; наделяется признаками святости и чистоты (в молитвах и заговорах к ней обращались с теми же просьбами спасти и сохранить, что и к божественным силам). ср. с русскими пословицами: Господь повелел от земли кормиться; Земля - тарелка: что положишь, то и возьмёшь; Без хозяина земля круглая сирота. (Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2001. С. 363.) Земля предстаёт также как высший нравственный авторитет и символ праведности, что отражается в народных правовых обычаях, присягах и клятвах. Как место обитания, земля тесно связана с понятиями "свой род" и "Родина", т. е. с понятием "своего" пространства. Наряду с данными представлениями, земля олицетворяет также чрево, из которого всё исходит, и могилу, в которую всё возвращается; она является "границей" между человеческим и хтоническим ("тем", подземным, "нижним") мирами, поэтому твёрдость почвы, непоколебимость подобной границы обеспечивает устойчивость человека в этом, "верхнем", мире. (Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995. С. 180-182.) С землёй, согласно Библии, ассоциируется имя Адама, который был создан из праха земного (Быт. 2: 7): adama (др.-евр.) - "красная земля или глина". (Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 2001. С. 19.)
Компонент ноги соотносится с телесным (соматическим) кодом культуры, т. е. с совокупностью обусловленных культурой стереотипных представлений о свойствах, характеристиках, пространственных и временны/х "измерениях" тела в целом или его частей, которые выступают как источник осмысления человеком мира. В древнейших мифологических представлениях ноги связываются с хтоническим началом, поскольку более других частей тела приближены к земле, соприкасаются с ней и человеку через ноги передаётся сила и энергия почвы, на которую он ступает. Ноги являются "точкой" опоры вертикального (самого естественного для жизнедеятельности человека) положения на земле и передвижения в пространстве, неотъемлемого и необходимого в осуществлении деятельности, в освоении человеком окружающего мира.
Все эти представления о земле и о ногах проявляются в целостном восприятии образа фразеол., в котором почва как верхний слой земной коры предстаёт как надёжная основа, прочная опора в жизнедеятельности человека. В составе образа фразеол. ноги как неотделимая часть целого (тела человека) замещают самого человека в совокупности его физических, ментальных, чувственных, эмоциональных состояний и проявлений; образ мотивирован древнейшим метонимическим отождествлением части и целого (ног и человека). В основе образа лежит пространственная метафора (что выражается формой тв. п. с предлогом "под"), в которой "внутреннее" ощущение уверенности в успешном осуществлении дел, стабильности в социальной, духовной, бытовой и под. сферах человеческой деятельности уподобляется "физическому" устойчивому положению человека в пространстве на твёрдой опоре - на почве.
фразеол. связан и с духовным кодом культуры (т. е. с совокупностью нравственных установок и представлений), в котором земля выступает как духовная опора бытия человека.
В целом образ фразеол. отображает стереотипное представление о психологическом ощущении человеком устойчивости, стабильности и надёжности своего положения в процессе жизнедеятельности.
автор:
И. В. Захаренко
See:
ПОЧВА УХОДИТ ИЗ-ПОД НОГ