Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

текстообразующая деятельность в сфере школьного обучения

Лингвистические термины

Аанализа текста

Полезные сервисы

текстообразующие возможности звуковых единиц

Лингвистические термины

Аанализа текста

Полезные сервисы

текстообразующие возможности лексических единиц

Лингвистические термины

Аанализа текста

Полезные сервисы

текстообразующие возможности малых текстовых единиц

Лингвистические термины

Аанализа текста

Полезные сервисы

текстообразующие возможности морфем/ морфов

Аанализа текста

Полезные сервисы

текстообразующие возможности морфем/морфов

Лингвистические термины

Полезные сервисы

текстообразующие возможности предложений/ высказываний

Аанализа текста

1) Семантика предложения связана со структурой соответствующей ситуации, что при «накапливании» и «укрупнении» семантических признаков формирует поэтапное смысловое развертывание текста и его смысловую структуру.

2) Семантический признак может отражать: а) одну из сторон описываемого элемента ситуации (на уровне сем); б) элемент в целом (на уровне слов, фразеологизмов); в) координацию элементов (на уровне высказывания и его частей).

3) Вербально выраженные семантические признаки различных реалий текстового мира связываются: а) отношениями дополнения; б) отношениями усиления; в) отношениями контраста, имеющими коммуникативную значимость на разных этапах смыслового развертывания текста: от высказывания до текста.

4) Высказывание, являясь элементом текста, отражает общее фрагментарно и неполно. Оно может включаться в проспекцию и ретроспекцию всего текста.

5) Текстообразующие потенции предложения определяются следующими факторами: а) структурно-семантической организацией предложения; б) инициальностью/ неинициальностью позиции предложения; в) семантической соотнесенностью предложения с последующим композиционно-смысловым звеном текста.

6) Существуют два способа семантического воздействия предложения на текст: а) контактно-когезирующее воздействие; б) ассоциативно-прерывистое воздействие.

7) Как и текст, высказывание имеет поверхностный и глубинный смысл.

Полезные сервисы

текстообразующие возможности предложений/высказываний

Лингвистические термины

1) Семантика предложения связана со структурой соответствующей ситуации, что при "накапливании" и "укрупнении" семантических признаков формирует поэтапное смысловое развертывание текста и его смысловую структуру.

2) Семантический признак может отражать:

а) одну из сторон описываемого элемента ситуации (на уровне сем);

б) элемент в целом (на уровне слов, фразеологизмов);

в) координацию элементов (на уровне высказывания и его частей).

3) Вербально выраженные семантические признаки различных реалий текстового мира связываются:

а) отношениями дополнения;

б) отношениями усиления;

в) отношениями контраста, имеющими коммуникативную значимость на разных этапах смыслового развертывания текста: от высказывания до текста.

4) Высказывание, являясь элементом текста, отражает общее фрагментарно и неполно. Оно может включаться в проспекцию и ретроспекцию всего текста.

5) Текстообразующие потенции предложения определяются следующими факторами:

а) структурно-семанти-ческой организацией предложения;

б) инициальностью/инициальностью позиции предложения;

в) семантической соотнесенностью предложения с последующим композиционно-смысловым звеном текста.

6) Существуют два способа семантического воздействия предложения на текст:

а) контактно-когезирующее воздействие;

б) ассоциативно-прерывистое воздействие.

7) Как и текст, высказывание имеет поверхностный и глубинный смысл.

Полезные сервисы

текстообразующие возможности сложного синтаксического целого

Лингвистические термины

Полезные сервисы

текстообразующие возможности сложного синтаксического целого (коммуникативного блока высказывания)

Аанализа текста

Полезные сервисы

развернутые вариативные повторы, рвп

Стилистический словарь

РАЗВЕРНУТЫЕ ВАРИАТИВНЫЕ ПОВТОРЫ, РВП - смысловые единицы научного текста различной протяженности (от словосочетания до нескольких абзацев), дословно или с перефразировкой повторяющие высказанное ранее в тексте положение и содержащие в своей структуре элементы нового знания, т.е. некоторое развитие темы (содержания) произведения. Это коммуникативные единицы, способствующие развертыванию целого научного произведения, точнее - выражению динамики старого и нового знания; это средство реализации коммуникативной функции языка (именно в научной сфере) и "спиралевидности" научного познания. Они специфичны для научного стиля речи, поскольку обращение к ним автора научного произведения обусловлено учетом психологии восприятия научного текста, необходимостью преодоления психологического барьера при понимании нового знания и стремлением добиться адекватного понимания текста читателем. Не случайно употребление РВП связано с акцентированием авторской концепции, т.е. нового знания.

РВП - это коммуникативные единицы, и их существование в научном тексте обусловлено целым комплексом экстралингвистических факторов: закономерностями научного познания и мышления, логикой развития научной мысли, психологическими закономерностями научной коммуникации, а также глубокой диалогичностью речи в рамках научного письменного общения.

Тем самым РВП принципиально отличаются от традиционных повторов, под которыми в лингвистике подразумеваются прежде всего лексические единицы, представляющие собой тавтологическое (синонимическое) воспроизведение и выполняющие в основном функцию связи (средства связности). РВП - это совершенно иные единицы не только по своему лексическому составу и синтаксической организации, но они имеют и свою собственную смысловую структуру, соотнесенную со смысловой структурой целого текста. Это единицы не языковые, а речевые (текстовые): они формируются и существуют только в конкретном тексте и выполняют в его рамках текстообразующую функцию. Кроме того, они концептуально маркированы, поскольку несут на себе нагрузку основного смысла целого произведения и выражают в нем (несмотря на то что они повторы) именно новое знание.

Выполняя в тексте функцию повторения, РВП не являются самостоятельными единицами и всегда зависят от тех высказываний (или основных высказываний - ОВ), которые воспроизводят. Как производное от ОВ, РВП всегда постпозитивны по отношению к ним.

Структурная природа РВП разнообразна и в целом представлена единицами двух уровней: синтаксического (синтаксические конструкции) и текстового (текстовые единицы). РВП синтаксического уровня - это повторы, выраженные сложными словосочетаниями, простыми и сложными предложениями. РВП текстового уровня обычно выражены либо сложными синтаксическими целыми (ССЦ), либо единством нескольких ССЦ, объединенных на основе смысла (РВП-фрагменты).

Текстовые РВП представляют собой наиболее сложные единицы в смысловом и структурном отношениях, поскольку характеризуются структурной членимостью и всегда - многозначностью. При этом семантическая организация РВП-фрагмента имеет как минимум три уровня градации: 1) уровень общей семантики (т.е. семантики соотношения РВП-фрагмента с его ОВ); 2) семантики соотношения структурных частей фрагмента (т.е. ССЦ, входящих в его состав); 3) семантики соотношения структурных частей ССЦ (т.е. предложений, составляющих ССЦ). За счет частных повторов внутри отдельных ССЦ количество семантических уровней в РВП-фрагменте может увеличиваться.

РВП являются функционально маркированными текстовыми единицами, поскольку, вплетаясь в окружающий их конкретный контекст, выполняют в нем какую-либо смысловую функцию. Это: 1) обобщение содержания ОВ; 2) его конкретизация; 3) пояснение; 4) уточнение; 5) его акцентирование; кроме того, 6) ретроспекция и 7) проспекция. Все перечисленные функции РВП объединены в целом тексте наиболее общей текстообразующей функцией (применительно к вербальному развитию мысли, концепции и развертыванию текста, т.е. текстообразованию), хотя сама по себе эта функция не собственно смысловая.

Употребление РВП в тексте может сопровождаться их формальным выделением, или введением их в окружающий контекст с помощью специальных языковых "сигналов" (отмеченные РВП), или отсутствием такого введения (неотмеченные РВП). При этом для каждой функции существует свой набор "сигналов", Так, обобщающие РВП вводятся в текст следующими средствами: вводными словами итак, словом, вводными словосочетаниями одним словом, таким образом, конструкциями связи обобщая, можно сделать вывод, что; в заключении скажем, что; подводя итог, скажем (повторим, еще раз отметим), что и т.п.; конкретизирующие РВП - вводными словами так, например, действительно, сравните, сравним, в частности; вводными словосочетаниями в самом деле, по мнению Х, по выражению Х. По замечанию Х и т.п.; конструкциями судите сами; сравните сами; Х об этом писал следующее; говоря об этом, Х писал; как писал Х и т.п.; поясняющие РВП - пояснительными союзами то есть, а именно, именно, или; вводными словами иначе, значит, следовательно; вводными словосочетаниями другими словами, иначе говоря, иными словами; конструкциями связи это означает, что; отсюда следует, что; это свидетельствует о том, что и т.п.; уточняющие РВП - пояснительными союзами а именно, именно, или с семантикой уточнения в контексте данных повторов; вводным словом в частности; наречием точнее, а также сочетанием имеется в виду; акцентирующие РВП - конструкциями необходимо еще раз подчеркнуть; подчеркнем, что; важно отметить, что; необходимо отметить, что; мы должны понимать, что; подчеркнем еще раз, что и т.п.; ретроспективные РВП - конструкциями связи и безличными предложениями как мы видели; как уже было сказано; как мы указывали раньше; как мы видели выше; как уже было отмечено; как было показано в предыдущем разделе; как мы знаем; о чем уже многократно говорилось; мы уже отметили, что; что уже было нами отмечено; что было подчеркнуто в…главе и т.п.; проспективные РВП - конструкциями связи ниже будет показано, что; ниже мы увидим, что; об этом подробнее ниже; в последующем изложении мы рассмотрим эти вопросы более обстоятельно; этому вопросу мы уделим особое место и т.п.

По своей природе РВП глубоко противоречивая единица. С одной стороны, повтор чаще всего качественно преобразует ОВ, т.е. полностью или частично изменяет его семантику, его лексическую и синтаксическую структуру. Качественные же изменения ОВ приводят (но не всегда!) к его структурному обновлению в рамках РВП: в смысловой структуре повтора наряду с повторяющимся (старым) содержанием появляется новое, еще неизвестное читателю из данного текста. С другой стороны, в научном тексте происходит в основном повторение наиболее важных, в том числе концептуально значимых моментов содержания. Благодаря этому авторская научная концепция, во-первых, получает возможность адекватного выражения в тексте, а во-вторых, она закрепляется и оттачивается в структуре воспринимающей мыслительной деятельности реципиента. Указанные качества РВП в конечном счете способствуют развитию содержания научного текста, развертыванию авторской концепции в целостное произведение.

РВП, кроме того, в целом произведении выполняют функцию текстообразующего механизма: с их помощью происходит постепенное и незаметное для читателя чередование старого (коммуникативно и концептуально) и нового (коммуникативно и концептуально) знания. Так, посредством опоры на коммуникативно старое как известное и понятное для читателя автор поэтапно ("по частицам") добавляет в общий объем содержания текста новое, в т.ч. концептуальное знание. Т. о., процесс развертывания целого текста идет во многом как постепенное приращение новой информации и ее чередования с известным уже знанием. При этом сам повтор уже не может быть рассмотрен как остановка движения мысли, как "топтание на месте" в общей динамике вербализации авторской концепции.

Так, например, в своей монографии "Семантика акцентного выделения" (М., 1982) Т.М. Николаева концептуально значимую мысль (новое знание) о том, что высказывания с акцентным выделением (АВ) "меняют картину описываемого мира" повторяет двадцать восемь раз. Ср.: ОВ- "Оказывается, что наличие и/или место такого выделения меняет картину описываемого мира, даже и не включаемого в очевидной форме в текст, где располагается АВ" (с. 3); РВП1- "Как представляется, требуемые рамки могут быть наложены именно исходя из специфики АВ как коммуникативного явления. А именно… АВ создает вокруг высказывания, в которое оно входит, определенный коммуникативно-текстовый и достаточно объективный для данного социума ореол" (с. 5); РВП2- "Ее я никогда не понималадругих - да); Сегодня не так холодно (до сегодняшнего дня было холодно и т.п.)" (с. 5); РВП3- "Мы говорили о двух отличиях высказываний с АВ от высказываний с нейтральным фразовым ударением: …и созданием вокруг высказывания особой текстово-коммуникативной ауры" (с. 8); РВП4- "Иначе говоря, для высказывания с АВ конструируется контекст" (с. 14) и так далее по всему тексту.

Даже отсутствие в некоторых повторах элемента новизны отнюдь не свидетельствует об отсутствии у них текстообразующей функции. Такие повторы, как и РВП с приращением смысла, также акцентируют внимание читателя на наиболее важных смысловых и концептуальных моментах в каждом конкретном месте содержания целого текста, чем способствуют формированию наиболее адекватного понимания последнего читателем. А это, в свою очередь, обусловливает возможность успешного (т.е. логически стройного и семантически понятного реципиенту) перехода в авторских рассуждениях от одной темы к другой, от подтемы к подтеме и т.д. Таким образом, отсутствие нового содержания в РВП, т.е. отсутствие дополнительного (по сравнению с ОВ) элемента в его смысловой структуре, только на первый взгляд может показаться моментом некоторого застоя в процессе развертывания текста. На самом же деле и без "частицы" новизны повторы в научном тексте способствуют неуклонному постепенному развертыванию его содержания.

Во многом через повторы, а часто именно через повторы "работает" в научном тексте механизм текстообразования и развертывания авторской концепции в целостное произведение.

Лит.: Кожина М.Н., Данилевская Н.В. О развитии смысловой структуры в научном тексте посредством развернутых вариативных повторовпостановке вопроса) // Принципы функционирования языка в его речевых разновидностях. - Пермь, 1984; Данилевская Н.В. Вариативные повторы как средство развертывания научного текста. - Пермь, 1992.

Н.В. Данилевская

Полезные сервисы