У́ки - то же, что жерлянки.
уки
Энциклопедический словарь
Большой энциклопедический словарь
УКИ - то же, что жерлянки.
УКИДЫВАТЬ, укидать что, убросать, покрыть бросая, закидать; /
| укидывать, укинуть вост., тамб. умаляться, убывать; б.ч. о луне. Как месяца укинеть. так его все и бьет немочь, на убыли, на ущербе. Укинуться в кого, влад. походить на кого.
Укиё-э (япон. - образы повседневного мира), направление в японской живописи и ксилографии XVII-XIX вв., отразившее демократические тенденции в искусстве, возникшие в связи с бурным развитием городской жизни. Распространение получили сюжеты из жизни торгово-ремесленных слоёв, сцены из спектаклей театра кабуки, портреты актёров и красавиц, пейзажи конкретных мест Японии. Мастера укиё-э - Моронобу, Харунобу, Сяраку, Утамаро, Хокусай, Хиросиге, Тоёкуни - достигли особых успехов в цветной ксилографии.
* * *
УКИЕ-Э - УКИЕ-Э (япон., букв. - картины бренного мира), направление японского живописного искусства, в основном в жанре ксилографии, но также и живописи. Возникло в ранний период Эдо (1600-1868) и пользовалось массовой популярностью среди горожан.
Демократичные темы
Главной темой этого жанра стала жизнь кварталов публичных домов и театров Кабуки (см. КАБУКИ), отражаемая как на отдельных гравюрных листах, так и в виде альбомов и книжных иллюстраций. Расцвет искусства укие-э пришелся на период между 1680 и 1850, получив свое самое яркое выражение в Эдо.
Героями жанровой живописи (фудзокуга) времени Канэй (1624-44), предтечи живописи в стиле укие-э, были искатели удовольствий из разных слоев общества, проводящих свое время в увеселительном квартале Камогава в Киото. Именно подобные кварталы в Киото, Осаке и Эдо стали средоточием особой жизни, поиска удовольствий «бренного мира» (укие) и соответственно местом зарождения жанра укие-э, прославляющего подобный образ жизни.
Ранний период. Раскраска вручную
До второй половины 17 в. историю раннего периода укие-э можно проследить только в жанре живописи «никухицу укие-э». Хотя первые гравюры появились в начале 1660-х гг., только в начале следующего столетия гравюра превратилась в основной вид продукции этого жанра, заслонив живопись. Цветная ксилография отсчитывает свою историю примерно с 1765, а до 1745 черно-белые оттиски раскрашивались вручную кистью.
Описания красавиц
Самые ранние образцы печатной продукции жанра укие-э - эротические сборники «сюнга» (дословно, «весенние картинки») и описания куртизанок (юдзе хебанки).
Выходившие в виде книжек и альбомов, «пособия по сексу» «сюнга» рисовали откровенные любовные сцены, правда, в них редко изображались полностью обнаженные фигуры. Всего несколько ранних таких сборников 1760-1770-х гг. сохранилось, их авторы в них не указывались. Первые художники, имена которых можно точно установить, Хисикава Моронобу (см. МОРОНОБУ) и Сугимура Дзихэй, работали в этом жанре уже в конце 17 в. С этого времени все художники укие-э пробовали себя в «эротической гравюре».
Описания куртизанок - иллюстрированные брошюры с комментариями - содержали стилизованные портреты самых известных куртизанок, изображенных за своими обычными занятиями, чтением книжек или делающих прическу. Женские фигуры отличаются только позами и рисунками на кимоно. Другие близкие к ним по жанру картины т.н. «бидзин-э» («картины красавиц») изображали куртизанок высшего разряда «тайу». «Картины красавиц» были популярны на протяжении всей истории живописи укие-э, а художники школы Кайгэцудо (начало 18 в.) работали практически только в этом жанре. Большая часть самых примечательных гравюр Китагава Утамаро (см. УТАМАРО Китагава) изображают именно этот тип стилизованных красавиц.
Портреты актеров - излюбленный жанр
В конце 17 в. в годы Гэнроку (1688-1704) центр производства единичных гравюр, которые оформлялись в виде настенных свитков (какэмоно-э), переместился из района Киото-Осака в Эдо. Они выпускались издателями, называемыми «дзихон тойя» популярных иллюстрированных книжек «сярэбон», описывающих похождения героев в кварталах любви Есивара, и «кибеси» и «кусадзоси», сатирических повестей более широкого содержания.
Поворотным моментом во всей истории укие-э стало изготовление отдельных гравюрных листов, совпавших по времени с важным этапом истории театра Кабуки. Широко популярный актер Итикава Дандзюро I развил яркий и характерный стиль игры, получивший название «арагото». Успех Итикавы в Эдо был оглушителен. К этому времени популярны стали изображения актеров «якуся-э», играющих конкретные роли в спектаклях Кабуки, а художники школы Тории первыми удачно выработали художественные приемы изображения амплуа «арагото». Тории Киенобу I (1664-1729) и Тории Киемасу I (1694-1716) нашли нужное графическое решение театральной гравюры, монополизировав в Эдо изготовление раскрашенных афиш «камбан» и иллюстрированных программ спектаклей «эбандзукэ». Лучшие образцы подобной театральной гравюры, выпущенные в мастерских Тории, на которых популярные актеры показаны в своих самых характерных позах, сделаны в большом «настенном» формате «какэмоно-э». Одновременно, независимый стиль театральной гравюры возник в Осаке (т.н. «школа Осака»).
Не только гравюра
Современниками первых мастеров из школы Тории были живописцы школы Кайгэцудо. Они рисовали красавиц (бидзин-э) в характерной «застывшей» манере. Эти изображения имели огромный успех на протяжении двух первых десятилетий 18 в., оказав определенное влияние на продукцию мастеров школы Тории, и еще большее влияние на живописцев жанра укие-э, например, Миягава Тесюн, которые не занимались рисунками для гравюр. Уже с 1720-х гг. основные новации в искусстве укие-э возникали только в гравюре на дереве.
Важные усовершенствования техники
Значительной фигурой и современником мастеров гравюры школы Тории был Окумура Масанобу (1686-1764), художник и издатель, с именем которого связаны некоторые технические нововведения. Добавляя к черной краске некоторое количество лака для придания рисунку блеска, им были созданы первые так называемые «лаковые гравюры» (уруси-э). А в гравюрах «уки-э» он использовал принципы композиции и перспективы, заимствованные из европейской живописи. Популярные в 1740-е гг., эти гравюры представляют в основном интерьерные изображения. Только позже появились пейзажи в стиле «уки-э», например, работы Утагава Тоехару.
Иллюстрации
Другой важный художник укие-э второй четверти 18 в., работавший в Киото Нисикава Сукэнобу (1674-1754) занимался иллюстрациями к книгам, которые сделали его имя известным по всей стране. Его стиль, более деликатный и сложный в сравнении со «стилем Эдо», имел серьезное влияние на дальнейшее развитие всего жанра.
Около 1745 появилась техника двух и трех цветной печати, когда для каждого цвета делалась отдельная доска, а окончательный рисунок получался последовательной печатью на одном листе. Эти оттиски получили название «бэнидзури-э» (картины, отпечатанные красным цветом), т.к. самым заметным был красный пигмент, который получали из лепестков растения с японским названием «бэнибана». Только в 1764, одновременно с внезапной популярностью работ Судзуки Харунобу, была разработана настоящая технология многоцветной печати. К 1766 практически все художники укие-э работали в стиле Харунобу. Новые гравюры, получившие название «нисики-э» или «эдо-э» (картинки из Эдо), представляют окончательный этап многоцветной техники печати. Многие работы Харунобу демонстрируют мягкую и ностальгическую манеру изображения, однако, другие, выполненные в стиле «митатэ-э», являются пародиями на сюжеты из классической литературы, в которых персонажи одеты художником в современные платья. В это время важным нововведением стал переход то узкого формата «хособан», который продолжал использоваться для театральной гравюры, к более широкому и квадратному формату «тюбан».
Стихи и иллюстрации
Стилевые изменения, связанные с развитием многоцветной печати, быстро сказались на традиционном жанре изображения актеров Кабуки (якуся-э). В работах Кацукава Сюнсе (1726-1792) и Иппицусая Бунте, начиная с 1770, изображения актеров впервые получили индивидуальные черты. На прежних гравюрах актеров можно было отличить только по их гербам (мон) на кимоно. Сюнсе занимает особое место в истории укие-э, так как под его руководством начинали свою карьеру Кацукава Сюнэй (1762-1819) и Кацусика Хокусай. Работы Сюнсе также заоложили необходимый фундамент для непродолжительного творчества Тосюсая Сяраку (ум. 1801).
1770-е гг. отмечены плодотворным сотрудничеством поэтов кека (тип сатирических стихотворений) и художников укие-э. Успех изданий, в частности, работы Утамаро «Эхон муси эрами» (1788, «Книга насекомых»), в которых стихи сопровождались иллюстрациями, положил начало выпуску «суримоно». Открытки «суримоно», популярные в 1790-е гг., выпускались ограниченными тиражами по заказу. Стихи кека, или хокку и иллюстрации, выполненные в очень элегантном стиле с применением текстурной печати и блестящих пигментов, использовались как частные объявления, пригласительные карточки либо подарочные открытки. Некоторые из поэтов кека издавали также книжки «кибеси» и «сярэбон» с иллюстрациями художников укие-э.
Усложнение композиций
В последние десятилетия 18 в. в гравюре господствует новый формат «обан» и более сложные композиции из диптихов и триптихов. 1780-е гг. ассоциируются с творчеством Тории Киенага (1752-1815), который представил идеал женской красоты своей эпохи - высокие статные фигуры, наделенные необычайной серьезностью и торжественностью. Композиции его работ тщательно продуманы и четко сбалансированы. Однако работы его современников - Кацукава Сюнте (работал в период 1772-1800), Кубо Сюммана и Китао Масанобу (также известен как автор повестей «сярэбон» под именем Санто Кедэн), менее уверенные по рисунку, все же выглядят иногда даже более притягательно.
После 1790 в искусстве укие-э темы и стили начинают стремительно меняться. Утамаро и Сяраку максимально приближают изображаемые персонажи в погрудных портретных гравюрах (окуби-э). Женщины Утамаро предельно чувственны, а актеры Сяраку, играющие женские роли «оннагата», подчеркнуто мужественны. Утамаро одним из первых отказывается от изображений интерьеров и пейзажей, целиком заполняя лист фигурами на нейтральном фоне. Он делает это мастерски, и только некоторые из художников того времени,такие как Хосода Эйси и Утагава Тоекуни (1769-1825), в своих малочисленных работах в состоянии немного приблизиться к его мастерству.
Упадок стиля
После 1800 резко меняются вкусы и само качество гравюр. Невысокие фигуры с вздернутыми плечами и резкими чертами лица приходят на смену элегантным персонажам 1770-х и 1780-х гг. Рисунки на кимоно становятся более формальными и однотипными, а изображения актеров преувеличены и гротескны. Одной из причин изменения вкусов стала покупающая гравюры публика, которая численно выросла в несколько раз и не отличалась взыскаетльным вкусом. В результате большими тиражами выходили наспех изготовленные гравюры с многочисленными неточностями и ошибками в цвете.
Пейзаж укие-э
Пейзаж как отдельный жанр в гравюре укие-э довольно позднее явление. Он был открыт Хокусаем (см. ХОКУСАЙ Кацусика) в его знаменитой серии «36 видов горы Фудзи» (1823). Другие художники последовали за ним, и пейзажный жанр обрел популярность, конкурируя с давно устоявшимися «портретно-фигурными» жанрами. Активно работая почти 60 лет, Хокусай разработал индивидуальный стиль, совместив китайские и европейские приемы изображения с элементами традиционных техник школ Кано (см. КАНО (школа живописи)) и декоративных традиций школ Тоса (см. ТОСА) и Римпа. Андо Хиросигэ (см. ХИРОСИГЭ) составил единственную реальную конкуренцию Хокусаю в пейзажной гравюре. Его серия «53 станции по дороге в Токайдо» (1833-34) принесла ему славу и значительное число имитаторов. В эти и других работах Хиросигэ большой внимание уделяет атмосфере, освещению и погоде. Заимствуя приемы изображения из китайской пейзажной живописи династии Южная Сун (1127-1279), он находится под влиянием современных ему художников из школ Мурояма-Сидзе и реализма европейской живописи. Богатое воображение художника демонстрируют работы современника Хиросигэ, Утагавы Куниеси (1797-1861). В некоторых гравюрах он также применяет европейскую перспективу и принципы пространственного моделирования.
Закат укие-э
Искусство укие-э, как в зеркале отражающее культуру эпохи Эдо, не способно было выжить в период радикальной «вестернизации» Японии в следующую эпоху Мэйдзи (1868-1912). Однако некоторые воспитанные традицией художники, в том числе Тайсо Еситоси и Кобаяси Киетика, продолжили работать во второй половине 19 в.
Укие-э
УКИЁ-Э (японское - образы повседневного мира), школа японской живописи и гравюры на дереве (17 - 19 вв.). Для укие-э характерны портреты актеров и красавиц из "веселых кварталов", сюжеты из обыденной жизни, созвучные городской литературе начала 17 - 2-й половины 19 вв. Наибольших успехов мастера укие-э (Моронобу, Утамаро, Хокусай и др.) достигли в цветной гравюре на дереве.
УКИЕ-Э (японское - образы повседневного мира) - школа японской живописи и ксилографии 17-19 вв. Наследовала традиции жанровой живописи 15-16 вв. Отличается демократизмом сюжетов, созвучных городской литературе периода Эдо (нач. 17 - 2-я пол. 19 вв.). Художники Укие-э - Моронобу, Харунобу, Сяраку, Утамаро, Хокусай, Хиросиге, Тоекуни - достигли особых успехов в цветной ксилографии.
I несов. неперех. разг.
Убавляться в объёме или в количестве от кипения.
II несов. неперех. разг.
Доходить до надлежащей, полной готовности в процессе кипения.
УКИПА́ТЬ, укипаю, укипаешь (разг.). несовер. к укипеть.
УКИПАТЬ, укапеть, уменьшаться, убывать от кипенья, выкипать. Подогретые щи на треть укипают. Что укипат, то долей.
| Увариться, дойти, доспеть варкою. Дай щам получше укипеть, упреть. Укипанье ·длит. укипенье ·окончат. укип муж. укипь, укипка жен., ·об. ·сост. по гл. В лесу котелок кипит, кипит, а укипи нет (муравейник)? Укипные щи погуще. Тощее варево укипчивее воложного.
укипа́ть, укипа́ю, укипа́ем, укипа́ешь, укипа́ете, укипа́ет, укипа́ют, укипа́я, укипа́л, укипа́ла, укипа́ло, укипа́ли, укипа́й, укипа́йте, укипа́ющий, укипа́ющая, укипа́ющее, укипа́ющие, укипа́ющего, укипа́ющей, укипа́ющих, укипа́ющему, укипа́ющим, укипа́ющую, укипа́ющею, укипа́ющими, укипа́ющем, укипа́вший, укипа́вшая, укипа́вшее, укипа́вшие, укипа́вшего, укипа́вшей, укипа́вших, укипа́вшему, укипа́вшим, укипа́вшую, укипа́вшею, укипа́вшими, укипа́вшем
УКИПЕ́ТЬ, укиплю, укипишь, совер. (к укипать) (разг.).
1. Убыть от кипения. В чайнике укипела вода наполовину.
2. Кипя, варясь, дойти до полной готовности.
УКИПЕ́ТЬ -пи́т; св. Разг.
1. Уменьшиться в объёме, количестве от кипения, кипячения. Вода укипела. Чайник укипел (о содержимом чайника).
2. Дойти до готовности, варясь и кипя. Сироп укипел. Суп укипел.
◁ Укипа́ть, -а́ет; нсв. Уха укипает на костре.
-пи́т; сов. (несов. укипать). разг.
1. От кипения уменьшиться в объеме, количестве.
2. Варясь и кипя, дойти до готовности.
укипе́ть, укиплю́, укипи́м, укипи́шь, укипи́те, укипи́т, укипя́т, укипя́, укипе́л, укипе́ла, укипе́ло, укипе́ли, укипи́, укипе́вший, укипе́вшая, укипе́вшее, укипе́вшие, укипе́вшего, укипе́вшей, укипе́вших, укипе́вшему, укипе́вшим, укипе́вшую, укипе́вшею, укипе́вшими, укипе́вшем
УКИСА́ТЬ, укисаю, укисаешь (разг.). несовер. к укиснуть.
УКИСАТЬ, укиснуть, укваситься, закиснуть ладно, впору, в меру. Капусту надобно сперва в тепле ставить, чтоб поукисла. Укисанье, ·сост. по гл.
укиса́ть, укиса́ю, укиса́ем, укиса́ешь, укиса́ете, укиса́ет, укиса́ют, укиса́я, укиса́л, укиса́ла, укиса́ло, укиса́ли, укиса́й, укиса́йте, укиса́ющий, укиса́ющая, укиса́ющее, укиса́ющие, укиса́ющего, укиса́ющей, укиса́ющих, укиса́ющему, укиса́ющим, укиса́ющую, укиса́ющею, укиса́ющими, укиса́ющем, укиса́вший, укиса́вшая, укиса́вшее, укиса́вшие, укиса́вшего, укиса́вшей, укиса́вших, укиса́вшему, укиса́вшим, укиса́вшую, укиса́вшею, укиса́вшими, укиса́вшем
УКИ́СНУТЬ, укисну, укиснешь, совер. (к укисать) (разг.). Закиснуть в нужной степени. Капуста укисла.
УКИ́СНУТЬ -нет; уки́с, -ла, -ло; св. Разг. Дойти до полной готовности, закиснув, прокиснув. Квас укис. Капуста ещё не укисла.
◁ Укиса́ть, -а́ет; нсв. Долго укисало тесто.
-нет; прош. уки́с, -ла, -ло; сов. (несов. укисать). разг.
Закиснув, дойти до полной готовности.
- Настюш, квасу принеси, укис, поди? - Укис, ужо примчу. Вольнов, Повесть о днях моей жизни.
уки́снуть, уки́сну, уки́снем, уки́снешь, уки́снете, уки́снет, уки́снут, уки́с, уки́сла, уки́сло, уки́сли, уки́сни, уки́сните, уки́сший, уки́сшая, уки́сшее, уки́сшие, уки́сшего, уки́сшей, уки́сших, уки́сшему, уки́сшим, уки́сшую, уки́сшею, уки́сшими, уки́сшем