м.
Духовой деревянный музыкальный инструмент тенорово-басового диапазона с коническим - слегка расширяющимся - каналом и двойной тростью.
м.
Духовой деревянный музыкальный инструмент тенорово-басового диапазона с коническим - слегка расширяющимся - каналом и двойной тростью.
ФАГО́Т, фагота, муж. (итал. fagotto, букв. связка) (муз.). Музыкальный духовой деревянный инструмент низкого регистра с характерным хрипловато-гнусавым тембром, состоящий из двух параллельно скрепленных цилиндров, к более короткому из которых приделан металлический язычок. Играть на фаготе. «Вдруг из-за двери в зале длинной фагот и флейта раздались.» Пушкин.
ФАГО́Т, -а, муж. Деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент низкого тембра в виде длинной, слегка расширяющейся трубы. Играть на фаготе.
| прил. фаготный, -ая, -ое.
ФАГОТ - муж., франц. духовое музыкальное орудие, состоящее из двойной, оборотной деревянной трубки с отдушинами. Фаготовый, фаготный, к нему относящийся. Фаготист, фаготчик, на нем играющий;
| фаготчик, фаготный мастер.
Фагот
-а, м.
Басово-теноровый деревянный духовой музыкальный инструмент с возбуждением звука посредством двойного тростникового язычка - "трости", сходный в этом отношении с гобоем.
В толк самого дела он [Манилов] все-таки никак не вник и вместо ответа принялся насасыть свой чубук так сильно, что тот начал наконец хрипеть, как фагот (Гоголь).
Родственные слова:
фаго́тик, фаготи́ст (незаменимый фаготист), фаго́тчик (мастерская фаготчика), фаго́тистый (фаготистый тембр), фаго́тный (фаготное вступление), фаго́товый (фаготовый мундштук), контрафаго́т
Этимология:
От немецкого Fagott ‘фагот’ (← ит. fagotto ‘пучок’, ‘сверток’, ‘фагот’ ← лат. fagus ‘бук’). В русском языке - с XVIII в. В словарях - с 1806 г.
Энциклопедический комментарий:
Фагот создан в начале XVI в. в Италии. Представляет собой длинную узкую коническую трубку, постепенно расширяющуюся от мундштука по ходу воздуха. Для удобства пользования трубка фагота дважды переломлена крутыми изгибами, при этом два ее прямых участка (колена) лежат параллельно друг другу; отсюда происхождение названия в итальянском языке (fagotto ‘пучок’). Трубка по всей длине снабжена 25-30 боковыми отверстиями, служащими для получения тонов разной высоты: 5-6 отверстий прикрываются непосредственно пальцами, остальные - сложным клавишным механизмом. Корпус фагота изготовляется из клена и полируется; нижний изогнутый участок трубки - из металла, отъемный (для возможности чистки); механизм - из нейзильбера. Тембр звуков низкого регистра - густой и грубый; среднего регистра - мертвенный; в верхнем регистре - более бледный и сдавленный. Всему диапазону присуща характерная для фагота гнусавость.
С середины XVIII в. фагот используется в симфоническом (2-3, иногда 4 фагота), оперном, духовом (военном среднего и большого состава) оркестрах. Редко используется для сольного исполнения и в камерных ансамблях.
ФАГО́Т, -а, м
Деревянный духовой музыкальный инструмент, представляющий собой длинную трубку, сложенную в несколько раз, слегка расширяющуюся книзу, корпус инструмента имеет около 30 боковых отверстий, из которых 5-6 закрываются пальцами, остальные клапанами, низкий по звучанию; изобретенный в XVI в.
… Против нашей квартиры в военной казарме солдаты-музыканты разучивали к встрече генерал-губернатора свои марши, и при этом флейта играла из одной пьесы, тромбон из другой, фагот из третьей, и получался невообразимый хаос (Ч.).
ФАГО́Т -а; м. [итал. fagotto] Духовой деревянный музыкальный инструмент низкого тембра в виде длинной слегка расширяющейся трубы. Играть на фаготе.
◁ Фаго́тный, -ая, -ое. Ф. клапан. Ф. металлический язычок. Ф-ые звуки. Фаготи́ст (см.).
* * *
фаго́т (итал. fagotto, буквально - узел, связка), деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент (преимущественно оркестровый). Появился в 1-й половине XVI в. Басовая разновидность - контрафагот.
* * *
ФАГОТ - ФАГО́Т (итал. fagotto, букв. - узел, связка), деревянный духовой музыкальный инструмент (преимущественно оркестровый). Возник в 1-й пол. 16 в. Басовая разновидность - контрафагот.
ФАГОТ (итал. fagotto - букв. - узел, связка), деревянный духовой музыкальный инструмент (преимущественно оркестровый). Возник в 1-й пол. 16 в. Басовая разновидность - контрафагот.
-а, м.
Духовой деревянный музыкальный инструмент низкого тембра с коническим каналом и двойной тростью.
[итал. fagotto]
ФАГОТ - деревянный духовой язычковый инструмент с двойной тростью. Он был сконструирован приблизительно в середине 16 в. на основе старинного басового инструмента - бомбарды, или поммера, корпус которого был удлинен и для удобства исполнителя согнут пополам в форме шпильки (или буквы "U"). В течение следующего столетия, в период формирования современного состава оркестра, большинство многочисленных язычковых инструментов с сильным и грубым звуком, распространенных в эпоху Возрождения, вышли из употребления. Однако фагот, более благородный по звучанию и удобный, приобрел возросшее значение как основной бас оркестровых духовых инструментов. Не остались без внимания и его возможности как сольного инструмента: А. Вивальди (ок. 1668-1741) написал для него примерно 35 концертов, а фаготовый концерт Моцарта (1756-1791) - до сих пор одно из самых популярных произведений. Подобно всем другим деревянным духовым инструментам, фагот на протяжении 18 и 19 вв. был усовершенствован. Поэтому современный фагот - в первую очередь ансамблевый, а не сольный инструмент, в котором особенно ценится ровность звучания по всему диапазону, превышающему три октавы начиная от си-бемоль контроктавы до ми или фа второй октавы, а также необычное сочетание технической подвижности со звучностью, характерной для басового инструмента. Контрафагот, громоздкий инструмент, трубка которого длиннее, чем у фагота, звучит октавой ниже. Он время от времени использовался в оркестровой музыке начиная с Генделя (1685-1759).
См. также ГОБОЙ.
ЛИТЕРАТУРА
Левин С. Фагот. М., 1963
ФАГО́Т (от ит. fagotto, букв. - узел, связка) - деревянный духовой инструмент с двойной тростью (язычком). Состоит из ствола (длинная трубка в форме склеенной буквы U), на к-ром расположена система клапанов, небольшого раструба и эса - металлич. трубочки в форме буквы S, соединяющей трость с корпусом инструмента. Изготавливается из дерева, а совр. инструменты иногда из пластмассы. Тембр Ф. певучий, сочный, напоминающий человеческий голос. Самые нижние ноты - хрипловаты, самые верхние - сдавленно напряженные (ср. А. С. Грибоедов: "Хрипун, удавленник фагот"). Очень эффектно на Ф. звучит стаккато - отчетливо и остро. Техника Ф. свободна и разнообразна.
Ф. появился в 16 в. Его предки - ср.-век. крумхорны и бомбарды. Постоянно используется в симфонич. оркестре с кон. 17 в. Ф. часто звучит в камерных, духовых, эстрадных оркестрах, в различных ансамблях, а также используется как сольный инструмент.
Разновидность Ф. - контрафагот, звучащий на октаву ниже. Он встречается в симфонич. партитурах со времен И. Гайдна, но особенно часто использовался в кон. 19 в. в связи с общей тенденцией позднего романтизма - использовать сильный и низкий гармонический бас.
ФАГОТ (итальянское fagotto, буквально - узел, связка), духовой язычковый музыкальный инструмент (преимущественно оркестровый) басо-тенорового звучания. Появился в 1-й половине 16 в. Басовая разновидность - контрафагот.
Фагот, а, м.
Музыкальный духовой инструмент низкого тембра в виде длинной слегка расширяющейся трубы.
► Последние слова понравились Манилову, но в толк самого дела он все таки никак не вник и вместо ответа принялся насасывать свой чубук так сильно, что тот начал, наконец, хрипеть, как фагот. // Гоголь. Мертвые души //; [Чацкий.] Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки. // Грибоедов. Горе от ума //.
ФАГОТНЫЙ.
Заимств. в XIX в. из нем. яз., где Fagott < итал. fagotto, восходящего как суф. производное к лат. fagus «бук».
фаго́т
(например у Чехова). Через нем. Fagott или непосредственно из ит. fagotto от лат. fāgus "бук".
Хрипун, удавленник, фагот.
История классовых диалектов русского языка почти совсем не изучена. Для иллюстрации можно указать случаи использования слов и выражений классовых диалектов или общенародных слов, но с жаргонными значениями, в языке художественной литературы, особенно часто в речи действующих лиц. Вот один пример из «Горя от ума» Грибоедова. Для социальной характеристики полковника Скалозуба в речи Чацкого Грибоедов использовал слова хрипун, удавленник, фагот в классово-диалектном, армейско-офицерском жаргонном смысле.
В «Горе от ума» Чацкий рисует социальный портрет Скалозуба такими словами:
Хрипун, удавленник, фагот,
Созвездие манёвров и мазурки.
Непосредственно ясно, что слова хрипун, удавленник, фагот употреблены здесь не в своем прямом значении. Они тут выступают как иронические обозначения типических черт представителя внешне вымуштрованного, столичного, привилегированного офицерства царской России начала XIX века. Хрипунами прозывали офицеров-фанфаронов, которые старались иметь хватский и высокомерный вид, стремились отличиться светской ловкостью и выработали у себя своеобразное произношение на французский манер, «сопровождаемое, по словам современника, насильственною хриплостью голоса».
Ср. у А. С. Пушкина в «Домике в Коломне»:
У нас война. Красавцы молодые,
Вы, хрипуны (но хрип ваш приумолк)
Сломали львы походы боевые?
В «Романе в письмах»:
«Охота тебе корчить г. Фобласа и вечно возиться с женщинами. В этом отношении ты отстал от своего века и сбиваешься на cidevant гвардии хрипуна 1807 г.». Ср. у Ф. Булгарина в «Приключениях квартального надзирателя»: «В армии называли хрипунами тех из молодых офицеров, которые говорили между собой по-французски, любили общество и щегольство. Это почти то же, что фанфароны».
Таким образом, Грибоедов пользуется армейским, военно-жаргонным осмыслением слова хрипун.
В этом контексте смысл слова удавленник, примыкающего к образу хрипуна, раскрывается отчасти таким описанием офицеров той же эпохи в повести И. С. Тургенева «Три портрета»: «Военные шею затянули туго-натуго... хрипят, глаза таращат, да и как не хрипеть?»
Ср. у А. Вельтмана в «Приключениях, почерпнутых из моря житейского» описание щегольски одетого, богатого офицера николаевского времени: «Воротник, как петля, задушил его, так что глаза выкатились; мундир перетянут в рюмочку» (см. Пыляев М. И. Замечательные чудаки и оригиналы. СПб., 1898, с. 37; см. его же: Старое житье. СПб., 1892; Вяземский П. Старая записная книжка. 1929, с. 110).
И слово удавленник употреблено Грибоедовым тоже в жаргонно-офицерском смысле.
Для понимания слова фагот чрезвычайно важен рассказ знаменитого хирурга Н. И. Пирогова в «Дневнике старого врача» о назначенном в начале царствования Николая I попечителе Московского университета военном генерале Писареве: «Не замедлил явиться перед нами в аудиториях и мундирный попечитель, тотчас же при своем появлении прозванный, по свойству его речи, фаготом. Действительно, речь была отрывистая, резкая. Я видел и слышал этого фагота, благодарение Богу, только два раза на лекциях...
У Геймана на лекции фагот, - высокий, плечистый генерал в военном мундире, входивший всегда с шумом, в сопровождении своих драбантов, - встретил моего прежняго нахлебника, Жемчужникова, в странном для него костюме: студенческий незастегнутый мундир, какие-то уже вовсе немундирные панталоны и с круглою шляпою в руках.
- "Это что значит?" - произнес фагот самым резким и пронзительным голосом, нарушившим тишину аудитории и внимание слушателей, прикованное к химическому опыту Геймана. - "Таких надо удалять из университета", - продолжал таким же голосом фагот.
Жемчужников встал, сделал шаг вперед и, поднимая свою круглую шляпу, как бы с целью надеть ее себе тотчас на голову, прехладнокровно сказал: - "Да я не дорожу вашим университетом", - поклонился и вышел вон.
Фагот не ожидал такой для него небывалой выходки подчиненного лица и как-то смолк» (Пирогов Н. И. Соч., 1910, 2, с. 389-390).
Можно припомнить обычные указания на свойственный фаготу - музыкальному духовому деревянному инструменту низкого регистра - хрипловато-гнусавый тембр. Ср. у Гоголя в «Мертвых душах»: «Манилов в ответ принялся насасывать чубук так сильно, что он начал, наконец, хрипеть как фагот».
Следовательно, жаргонное словоупотребление в языке художественной литературы социально-исторически обусловлено, и в то же время оно нередко связано с общенародным словарным фондом языка.
(Виноградов. О трудах И. В. Сталина по вопросам языкознания. М., 1951, с. 65-67).
К слову хрипун В. В. Виноградов обращается в работе «Язык Пушкина»:
«Домик в Коломне» (1830) является теоретическим манифестом новых принципов литературно-просторечного стиля и их иллюстрацией. Разрушается система высокой русско-французской фразеологии, облекавшей основные поэтические символы - рифмы, стиха, Пегаса, Парнаса, Феба, муз (ср. в «Стихах, сочиненных ночью во время бессонницы», образы Парки и Жизни:
Парки бабье лепетанье...
Жизни мышья беготня.
(1830)
Ср. стиль пейзажа в «Евгении Онегине»:
Гулять? Но голы все места,
Как лысое Сатурна темя,
Иль крепостная нищета...
и т. п.). Так, рифмы выступают в образе рекрутов, «мелкой сволочи», к которой раздается команда на языке военного просторечия:
...слушай!
Равняйтеся, вытягивайте ноги
И по три в ряд в октаву заезжай...
Держись вольней и только не плошай.
В исключенных строфах были отражения и военного арго:
У нас война. Красавцы молодые!
Вы, хрипуны (но хрип ваш приумолк),
Сломали ль вы походы боевые?..
Вспоминается характеристика Скалозуба, данная Чацким в образах офицерского арго:
Хрипун, удавленник, фагот...
«Хрипунами прозывали за картавое произношение звука Р тех военных фанфаронов, которые употребляли всегда французский язык вместо русского, имели высокомерно-хватовской вид и старались отличиться светскою ловкостью» (Пыляев М. И., Замечательные чудаки и оригиналы, с. 37; ср. также Пыляев М. И., Старое житье, СПб., 1892: «Офицеров, которые отличались светскою ловкостью и французским языком, называли "хрипунами", последнее название произошло от подражания парижанам в произношении буквы Р » (101). Кн. П. А. Вяземский приписывает военно-жаргонное значение слова хрип творчеству конногвардейца «лингвиста» Раевского: «Слово хрип также его производства, оно означало какое-то хватовство, соединенное с высокомерием и выражаемое насильственною хриплостью голоса» (Старая записная книжка, 110). По-видимому, определение кн. П. А. Вяземского тоньше и ближе к действительности). И на этом фоне приобретает особый символический смысл противопоставление Ширванского полка «светским», столичным «хрипунам», сравнение октавы, как формы нового стиля, с Ширванским полком:
Видали ль в Персии Ширванский полк?
Уж люди! Мелочь, старички кривые,
А в деле всяк из них, что в стаде волк,
Все с ревом так и лезут в бой кровавой.
(Виноградов. Язык Пушкина, с. 427; см. также: Виноградов. Очерки, с. 224).
[Ранее в «Литературной газете» (от 24 июня 1934 года, № 80 (396), с. 2) В. В. Виноградов также обращался к словам хрипун, удавленник, фагот:] «Но бывают от недостаточного знания литературного языка и его стилей ошибки понимания - более общие и более печальные. Скалозуб из "Горе от ума" Грибоедова нередко хрипит на русской сцене, как фельдфебель с перепою. Кажется, почему бы ему и не хрипеть, раз Чацкий называет его "хрипуном".
Хрипун, удавленник, фагот...
И может ли человек, думающий, что «хрипун» - это тот, кто хрипит, понять пушкинское противопоставление хрипунов - «красавцев молодых» - «старичкам кривым» из Ширванского полка в таких строках «Домика в Коломне»:
У нас война. Красавцы молодые!
Вы, хрипуны (но хрип ваш приумолк),
Сломали ль вы походы боевые?
Видали ль в Персии Ширванский полк?
Уж люди! Мелочь, старички кривые,
А в деле всяк из них, что в стаде волк.
Смысл этого противопоставления столичных гвардейцев Ширванскому полку станет ясным, если вспомнить или доискаться, что хрипунами прозывали за картавое произношение на французский майер тех офицеров-фанфаронов, которые старались отличиться светской ловкостью, блеснуть французским языком и имели хватский вид (см., например, книги М. И. Пыляева «Старое житье» и «Замечательные чудаки и оригиналы»). Кн. П. А. Вяземский, приписывая жаргонное значение слова «хрип» творчеству конногвардейца Раевского (автора выражения «под шефе»), вносил некоторые дополнительные черты в образ «хрипуна». «Слово "хрип", - писал он в «Старой записной книжке», - означало какое-то хватовство, соединенное с высокомерием и выражаемое насильственною хриплостью голоса». В связи с этим и два другие эпитета Скалозуба - «удавленник, фагот» - надо понимать как иронические обозначения вымуштрованного, затянутого в мундир столичного офицера - фронтовика: они относятся не столько к голосу героя, сколько к его внешнему облику, к его «портрету» и к его социальному характеру». - Л. А.
- Прозвище булгаковского Коровьева.
- Персонаж романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
- Басовый гобой.
- Название этого музыкального инструмента в буквальном переводе с итальянского означает «узел, связка».
- В числе его прототипов называют Сансона Карраско, насмехавшегося над предсказанием собственной смерти, и рыцаря Фалькенштейна, не верившего в демонов.
- Итальянский духовой музыкальный инструмент.
ФАГОТЕРАПИ́Я [тэ] и [те], -и; ж. [от греч. phagos - пожиратель и therapeia - лечение] Мед. Лечение некоторых инфекционных заболеваний препаратами бактериофага.
* * *
фаготерапи́я - лечение инфекционных заболеваний препаратами бактериофага (стафилококкового, сальмонеллёзного и др.).
* * *
ФАГОТЕРАПИЯ - ФАГОТЕРАПИ́Я, лечение инфекционных заболеваний препаратами бактериофага (стафилококкового, сальмонеллезного и др.).
ФАГОТЕРАПИЯ - лечение инфекционных заболеваний препаратами бактериофага (стафилококкового, сальмонеллезного и др.).
-и, ж. мед.
Лечение некоторых инфекционных заболеваний препаратами бактериофага.
[От греч. φάγος - пожирающий и θεραπεία - лечение]
ФАГОТИ́СТ, -а, м
Музыкант, играющий на фаготе.
… Несносный фаготист заставляет меня переделывать целую симфонию оттого, что его фагот не выделывает пары басовых нот… (В. Одоевский).
фаготи́ст, фаготи́сты, фаготи́ста, фаготи́стов, фаготи́сту, фаготи́стам, фаготи́стом, фаготи́стами, фаготи́сте, фаготи́стах
ФАГО́ТНЫЙ, фаготная, фаготное (муз.). прил. к фагот. Фаготный мастер. Фаготный концерт.
ФАГО́Т, -а, м. Деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент низкого тембра в виде длинной, слегка расширяющейся трубы. Играть на фаготе.
фаго́тный, фаго́тная, фаго́тное, фаго́тные, фаго́тного, фаго́тной, фаго́тных, фаго́тному, фаго́тным, фаго́тную, фаго́тною, фаго́тными, фаго́тном, фаго́тен, фаго́тна, фаго́тно, фаго́тны, фаго́тнее, пофаго́тнее, фаго́тней, пофаго́тней
ФАГОТЫ мн. fagot m. един., форт. Иной манер, как делать фашины, круги, турты и фаготы, то есть пучки смолионыя. 1733. Арт. С.-Р. 1 334.