Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

фернандель

Энциклопедический словарь

Фернанде́ль (Fernandel), настоящие имя и фамилия Фернан Контанден (Contandin) (1903-1971), французский актёр. Выступал на эстраде, в ревю, опереттах. Его дар гротескного комизма, проявившийся в фильмах «Казимир» (1950), «Али-Баба и сорок разбойников» (1954), раскрылся в ролях, сочетающих фарс с драматизмом: фильмы: «Бальная записная книжка», «Закон есть закон», «Дьявол и десять заповедей», «Поездка отца» и др.

* * *

ФЕРНАНДЕЛЬ - ФЕРНАНДЕ́ЛЬ (Fernandel, наст. Фернан-Жозеф-Дезир Контанден, Fernand-Joseph-Desire Contandin) (8 мая 1903, Марсель - 26 февраля 1971, Париж), французский артист кино, эстрады и театра, один из лучших комиков Франции в 20 веке.

Отец будущего комика - Дени Контанден был мелким банковским служащим, но свое свободное время посвящал выступлениям на театральной и эстрадной сценах под псевдонимом Сине (анаграмма его имени Denis). Маленький Фернан дебютировал рядом с отцом в возрасте пяти лет и с удовольствием участвовал в многочисленных мелодрамах, в пасторалях, театрализованных сценах из Евангелия - везде, где требовался малолетний исполнитель. Вместе с Фернаном часто выступал и его младший брат Марсель. Дени Контанден любил сцену и мечтал, что его дети сделают артистическую карьеру.

Кумиром Фернана стал известный в то время куплетист-шансонье Полен. Увидев его выступление, Фернан твердо решил стать комиком. Через два дня, выучив репертуар Полена, он опробовал его в одном из кафе. Скабрезные куплеты в устах десятилетнего мальчика вызвали восторг у не слишком разборчивой публики марсельских кафе и кабаре. Это и стало первым успехом. Известность маленького Сине вышла за пределы родного бульвара Шав. Тогда же Фернан принял участие в конкурсе шансонье-любителей, проводимом одной парижской газетой, и занял второе место.

В 1914 началась война с Германией, отца призвали на фронт, и Фернану пришлось позаботиться о заработке. Неоднократные попытки, используя знакомства отца, пристроиться посыльным в какой-нибудь банк проваливались - мальчик был слишком непоседлив для такой работы. Кроме того, комическое выражение лица и лошадиная улыбка юного клерка настраивали клиентов на крайне несерьезный лад, что наносило ущерб деловой репутации учреждения. Но невзгоды не смущали Фернана: по вечерам он по-прежнему выступал с куплетами и скетчами, и лишь когда не было концерта, отправлялся в вечернюю школу.

После войны папаша Контанден задумал завести собственное дело - открыть небольшую харчевню, и призвал на помощь сыновей. Первая же финансовая операция, задуманная и осуществленная Фернаном, завершилась провалом - обвинением в мошенничестве и угрозой тюремного заключения. С тех пор Фернан испытывал стойкую неприязнь к всякого рода коммерческим делам. Он решил зарабатывать простым физическим трудом - пошел докером в марсельский порт. Увы, вскоре юноша понял, что мешки с сахаром убьют его быстрее, чем сахарный диабет. Профессии меняются как в калейдоскопе, Фернан снова и безуспешно пытается начать карьеру банковского служащего. Но по вечерам, при первой же возможности он с удовольствием выступает на сцене, с каждым разом совершенствуя свое актерское мастерство.

Верность к эстраде, оказалась вознагражденной. В 1922 Фернан Контанден получил свой первый профессиональный контракт с кабаре «Эльдорадо» в Ницце. Именно тогда появился псевдоним Фернандель. На афише в «Эльдорадо» было написано «Voici le Fernand d"elle» - «Вот ее Фернан». Elle - это Анриетта Манс, сестра его бывшего коллеги по банку и будущего сценариста Жана Манса, чьи песенки и оперетты станут постоянным репертуаром Фернанделя в течении многих лет.

После «Эльдорадо» Фернандель получил место в театральной труппе, гастролировавшей по городкам южной Франции. Два года он играл в незатейливых водевилях, фарсах, оперетках, закрепив за собой амплуа первого комика. В провинции молодой артист имел успех и по возвращении из турне ему был обеспечен ангажемент на марсельской сцене. Но драматическому театру Фернандель предпочел подмостки мюзик-холла.

В 1925 артистическая карьера прервалась призывом в армию. Службу Фернан начал писарем в 95-м горно-артиллерийском полку, но вскоре добился перевода в Марсель, где его ждали жена Анриетта и недавно родившаяся дочь Жозетта. Его популярность среди марсельцев облегчала тяготы службы: Фернан мог ночевать не в казарме, а дома, и даже иногда выступать в концертах со своим испытанным репертуаром.

Окончание срока армейской службы принесло молодому артисту неприятности - он не сумел договориться с импресарио и был вынужден искать иные источники доходов. Пришлось пойти служить на мыловаренный завод. Случайные выступления в кафе уже не могли удовлетворить Фернанделя - для того чтобы прокормить семью нужны были серьезные источники доходов. Поэтому предложение заезжего парижского антрепренера на многомесячный контракт с турне по всей Франции и заморским территориям показалось чудом. «В книге судеб было записано, что я не должен закончить свои дни в мыле», - вспоминал Фернандель. А после возвращения из турне он получил приглашение в парижский театр-кабаре «Бобино».

В Париже Фернандель с успехом выступал в кабаре, играл потешные сценки и распевал куплеты. Именно тогда окончательно сложилась его комическая маска человека с лошадиной челюстью и глазами печальной лягушки. Тем временем в кинематографе произошел технический переворот - появились звуковые фильмы, которые востребовали актеров, владеющих мастерством сценической речи - как раз то, в чем был силен Фернандель.

Первый раз Фернандель появился на съемочной площадке в 1930 у режиссера Марка Аллегре (Marc Allegret) в короткометражном фильме «Лучшая нянюшка» (La Meilleure bobone). В 1931 Марк Аллегре предлагает артисту роль неопытного налетчика в экранизации пьесы Саши Гитри (см. ГИТРИ Саша) «Белое и черное» (Le Blanc et le noir). Успех не заставил себя ждать, и предложения сниматься в кино последовали одно за другим. В 1932 Фернандель сыграл комедийные роли в киноводевилях «Мадемуазель Нитуш» и «Забавы эскадрона» (Les Gaietes de l"escadron, вместе с Жаном Габеном (см. ГАБЕН Жан), режиссер М. Турнер). В том же году появилась комедия с его участием «Избранник мадам Юссон».

Кино принесло Фернанделю национальную славу, он становится одним из самых популярных французских актеров. Режиссер М. Паньоль снимал его в своих фильмах «Анжела» (1934), «Сезар» (1936), «Возрождение» (1937), «Шпунц» (1938). В 1936 Фернандель успешно снялся у Кристиан-Жака (см. КРИСТИАН-ЖАК) во комедиях «Франциск I» (Francois I) о современнике, которого гипнотизер отправляет в шестнадцатый век, и в «Одном из легиона» (Un de la legion), где его герой сбегает от немилой жены в армию.

Обычное амплуа Фернанделя в кино - образ беззаботного и легкомысленного человека, часто он добивается комического эффекта чисто внешними средствами: гримасами, ужимками, своей неповторимой улыбкой - ослепительной, как солнце родного Прованса. Вместе с тем, актер обладал незаурядным драматическим талантом. Свое умение переходить от фарса и буффонады к драматическим ситуациям Фернандель продемонстрировал в одной из лучших своих ролей 1930-х годов - парикмахера в фильме Жюльена Дювивье (см. ДЮВИВЬЕ Жюльен) «Бальная записная книжка» (Un carnet de bal, 1937). Эта лента была признана лучшим иностранным фильмом на Венецианском кинофестивале (см. ВЕНЕЦИАНСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ).

С началом второй мировой войны артист был призван в армию и даже нес караульную службу на линии Мажино (см. МАЖИНО ЛИНИЯ). Впрочем, знаменитая улыбка часового собирала у поста такое количество зевак, что начальство поспешило освободить Фернанделя от солдатских тягот. В 1940 Франция потерпела катастрофическое поражение, и беззаботные годы канули в Лету. В годы войны французское кинопроизводство не было остановлено, но людям было не до смеха. Лишь иногда выпадает возможность выступить в любимом амплуа («Тайна Сен-Валя», Le mystere Saint-Val, 1943, полицейская комедия). Фернандель даже сам пытался выступить в качестве кинорежиссера и поставил ленты «Простак» (Simplet, 1942) и «Адриен» (Adrien, 1943).

Но после войны, в 1950-х годах творчество Фернанделя вновь переживает расцвет. Его слава шагнула за пределы Франции, он совершал концертное турне по Европе и Америке, неоднократно был награжден премией Куртелена, вручаемой лучшему комику Франции. В 1952 он стал кавалером ордена Почетного легиона. Среди наиболее примечательных ролей актера в эти годы - незадачливый коммивояжер в «Казимире» (1950), священник, связанный тайной исповеди, но пытающийся спасти жизнь своим спутникам в фильме Клода Отан-Лара (см. ОТАН-ЛАРА Клод) «Красная гостиница» (L"auberge rouge, 1951), сочинитель оперетт Флоридор в «Мадемуазель Нитуш» (Mam"zelle Nitouche, 1954).

В 1951 Фернандель снялся в фильме режиссера Жюльена Дювивье «Маленький мир дона Камилло» (др. «Мирок дона Камилло»), который положил начало серии из шести фильмов о сельском пасторе доне Камилло, длившейся на протяжении девятнадцати лет. Но лучший фильм Фернанделя - комедия Кристиан-Жака «Закон есть закон» (La loi c"est la loi, 1958), где его партнером выступил итальянский комик Тото (см. ТОТО). Этот фильм имел огромный успех, и не только во Франции.

В 1960-х годах Фернандель все реже снимался в комедиях, предпочитая мелодраматические сюжеты. Одна из последних его эксцентрических ролей - сбежавший из сумасшедшего дома больной в фильме Жюльена Дювивье «Дьявол и десять заповедей» (Le diable et les dix commandements, 1962). В эти годы Фернандель вместе со своим партнером по фильмам 1930-х годов Жаном Габеном создает кинокомпанию «Гафер» (название по первым слогам их фамилий). Для Гафера Габен и Фернандель снялись вместе в фильме «Неблагодарный возраст» (L"age ingrat, 1964). Ностальгическими чувствами и человечностью проникнута роль Фернанделя в картине «Поездка отца» (Le voyage du pere, 1966). Последней работой актера в кино стала лента «Счастлив тот, кто подобно Улиссу» (1970). Всего Фернандель сыграл более чем в 150 фильмах, причем некоторые из лент 1950-х годов были римейками его более ранних работ.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Фернандель.

Фернандель.

ФЕРНАНДЕЛЬ (Fernandel) (настоящие имя и фамилия Фернан Контанден) (1903 - 71), французский актер. Выступал на эстраде, в ревю и опереттах. Его дар гротескного комизма, проявившийся в фильмах "Казимир" (1950), "Али-Баба и сорок разбойников" (1954), полностью раскрылся в ролях, требующих перехода от фарса к драме ("Закон есть закон", 1958; "Дьявол и десять заповедей", 1962), в серии фильмов о Дон Камилло, в мелодраме "Поездка отца" (1966).

Фернандель в фильме Бальная записная книжка. 1937.

Фернандель в фильме "Бальная записная книжка". 1937.

Грамматический словарь

Фернанде́ль ф. 2а ~ 0

Сканворды для слова фернандель

- Французский актёр, один из величайших комиков театра и кино Франции.

Полезные сервисы

фернандель (fernandel)

Большой энциклопедический словарь

ФЕРНАНДЕЛЬ (Fernandel) (наст. имя и фам. Фернан Контанден - Contandin) (1903-1971), французский киноактер. Снимался в фильмах: "Большая записная книжка", "Закон есть закон", "Дьявол и десять заповедей" и др.

Полезные сервисы