прил.
1. Относящийся к хазарам, связанный с ними.
2. Свойственный хазарам, характерный для них.
3. Принадлежащий хазарам.
прил.
1. Относящийся к хазарам, связанный с ними.
2. Свойственный хазарам, характерный для них.
3. Принадлежащий хазарам.
ХАЗА́РСКИЙ, -ая, -ое.
1. см. хазары.
2. Относящийся к хазарам, к их языку, образу жизни, культуре, а также к их государству, его территории, внутреннему устройству, истории; такой, как у хазар, как в их государстве. Х. язык (мёртвый язык тюркской семьи языков). Х. каганат (раннефеодальное государство в середине 7 конце 10 в.). Хазарские племена.
хаза́рский, хаза́рская, хаза́рское, хаза́рские, хаза́рского, хаза́рской, хаза́рских, хаза́рскому, хаза́рским, хаза́рскую, хаза́рскою, хаза́рскими, хаза́рском, хаза́рск, хаза́рска, хаза́рско, хаза́рски
Хаза́рский кагана́т - государство в середине VII - конце X вв. во главе с каганом. Столица - Семендер, с начала VIII в. - Итиль. В начале VIII в. - территория Северного Кавказа, Приазовья, большей части Крыма, степные и лесостепные территории до Днепра. Торговля с народами Восточной Европы, Средней Азии, Закавказья и др. Верующие - иудаисты, мусульмане, христиане. В 964-965 разгромлен князем Святославом Игоревичем.
* * *
ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ - ХАЗА́РСКИЙ КАГАНА́Т (Хазария), древнее государство в середине 7 - конце 10 века во главе с каганом (см. КАГАН (титул)), занимавшее в начале 8 века территорию Северного Кавказа, Приазовья, большую часть Крыма, степные и лесостепные районы до Днепра. Хазарский каганат был сложным в этнокультурном плане государственным образованием, с несколькими крупными городским центрами (Итиль, Семендер, Беленджер). Столицей Хазарии был Семендер в Дагестане, а с начала 8 века - Итиль на Нижней Волге. Хазары вели торговлю с народами Восточной Европы, Средней Азии, Закавказья. Они исповедовали иудаизм, ислам, христианство.
Хазарский каганат возник в середине 7 века на территории Нижнего Поволжья и восточной части Северного Кавказа в результате распада Западно-Тюркского каганата. Во второй половине 7 века хазары подчинили часть приазовских болгар, а также племена саваров (см. САВИРЬ) в прибрежном Дагестане. Данницей Хазарского каганата стала Кавказская Албания (см. АЛБАНИЯ КАВКАЗСКАЯ). В начале 8 века соперником хазар на Кавказе становятся арабы. В 735 году в земли через Каспийский проход и Дарьял арабы проникли на Северный Кавказ и разгромили армию кагана. Каган и его приближенные приняли мусульманство, которое получило распространение только среди части населения каганата. В первой половине 8 века часть хазар Северного Дагестана приняла иудаизм. На протяжении всего периода существования каганата основным видом хозяйственной деятельности его населения оставалось кочевое скотоводство. В долине Нижней Волги развивалось земледелие и садоводство. Столица каганата Итиль стала центром ремесла и международной торговли. В Доно-Донецком междуречье в связи с переселением туда части северокавказских аланов возникли оседлые поселения. Фактическая власть в государстве сосредоточивалась в руках местных хазарских и болгарских феодалов, а каган превратился в почитаемого, но маловлиятельного правителя.
В течение 8 века у хазар сохранялись прочные связи с Византией, что способствовало распространению христианства. На территории Хазарии была образована митрополия, в которую входило семь епархий. В конце 8 - начале 9 века каган Обадия объявил государственной религией иудаизм. В конце 9 века Хазарский каганат начал ослабевать. В Северном Причерноморье утверждаются печенеги, которые изгнали в 895 году зависимых от хазар мадьяров к Дунаю. Главным соперником хазар в 10 веке стало Древнерусское государство. Уже в 9 веке русские дружины проникали в Каспийское море. В 913-914 и 943-944 годах русское войско проходило через хазарские степи и опустошило Каспийское побережье. В 960-х годах князь Святослав Игоревич совершил поход на Волгу и разгромил Хазарский каганат. Были разорены города Итиль, Семендер, Саркел. Попытка хазар спасти положение с помощью Хорезма не имела успеха. В конце 10 века Хазарский каганат перестал существовать.
Из числа арабских писателей, рассказывавших о хазарах, следует упомянуть аль-Масуди, ибн-Фадлана (10 век). Значительную роль в изучении хазарской государственности сыграли сведения, приведенные в 16 веке Исааком Акришем, который опубликовал письмо визиря Абдуррахмана III Хаздая ибн-Шапрута к хазарскому кагану Иосифу и ответ последнего, касающийся местоположения, размеров, социально-политической, военной и религиозной историй Хазарского каганата.
ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ - государство в сер. 7 - кон. 10 вв. во главе с каганом. Столица - Семендер, с нач. 8 в. - Итиль. В нач. 8 в. - территория Сев. Кавказа, Приазовья, большая часть Крыма, степные и лесостепные территории до Днепра. Торговля с народами Вост. Европы, Ср. Азии, Закавказья и др. Верующие: иудеи, мусульмане, христиане. В 964-965 разгромлен князем Святославом Игоревичем.
ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ, государство в середине 7 - конце 10 вв. во главе с каганом. Столица - Семендер, с начала 8 в. - Итиль. В начале 8 в. включал территории Северного Кавказа, Приазовья, большую часть Крыма, степные и лесостепные территории до Днепра. Торговля с народами Восточной Европы, Средней Азии, Закавказья и др. Религия: иудаизм, мусульманство, христианство. В 964 - 965 разгромлен князем Святославом Игоревичем.
Хаза́рский язы́к - язык хазар, населения Хазарского каганата. Предположительно относится к тюркским языкам (булгарская группа).
* * *
ХАЗАРСКИЙ ЯЗЫК - ХАЗА́РСКИЙ ЯЗЫ́К, язык хазар, населения Хазарского каганата. Предположительно относится к тюркским языкам (булгарская группа).
ХАЗАРСКИЙ язык - язык хазар, населения Хазарского каганата. Предположительно относится к тюркским языкам (булгарская группа).
Хаза́рский язы́к -
мёртвый язык населения Хазарского государства
(2‑я половина 7 в. - середина 10 в.), возникшего на основе союза
кочевых и полукочевых племён, появившихся в южнорусских степях во время
передвижения гуннов. Хазария занимала степи и предгорья на
территории современных Дагестана и Прикубанья, приазовские степи,
частично - степи Северного Причерноморья и бо́льшую часть территории
современного Крыма. Сведения о Х. я., сохранившиеся в
византийских, арабских, еврейских и других исторических источниках, а
также данные этно- и топонимики позволяют утверждать причастность этого
языка к семье тюркских языков и
сближать его с булгарским языком.
Средневековые историки и филологи отмечали близость Х. я. с языком
булгар (аль-Истахри) и печенегов (Махмуд Кашгари). К языкам тюркской
семьи относили Х. я. В. В. Григорьев, А. А. Куник, А. Вамбери,
В. В. Бартольд, причём последний отмечал его генетическую связь с чувашским языком, что опирается на
лингвистические основания: например, название хазарского города
Саркел, которое современники переводили словами «белая крепость»,
соотносится с современным чувашским шурӑ кил/гил ‘белый дом’.
Н. А. Баскаков считает наиболее древними сохранившимися хазарскими
словами топонимы Итиль, Саркел, Семендер, Баланжар, Бек Тарлув. Учёные
находят следы влияния Х. я. в современных тюркских языках: в языке
крымских караимов (К. М. Мусаев), кумыкском (И. Керимов), северных диалектах азербайджанского
языка (Н. З. Гаджиева. В. Л. Гукасян).
Однако принадлежность Х. я. к тюркским языкам пока нельзя считать
окончательно установленной, здесь многое находится на стадии научных
гипотез. Известны попытки (Гаджиева, Б. А. Серебренников) на основе сравнительно-исторического метода и
приёмов ареальной лингвистики реконструировать систему глагольных времён Х. я.;
такие попытки опираются на: 1) структуру этой системы в близком Х. я.
чувашском языке и 2) на следы влияния Х. я. в говорах и диалектах азербайджанского языка. Так,
времени на ‑ат общая у чувашского языка с диалектами
азербайджанского языка; то же можно сказать об азербайджанском
настояще-будущем времени на ‑ы/‑и (в диалектах) и чувашском будущем времени на ‑ы, о прошедшем длительном времени на ‑атды/‑атты и т. д.
Существенным является в данном случае не подобие отдельных формантов,
но близость систем.
Артамонов М. И., История хазар, Л., 1962;
Баскаков Н. А., Введение в изучение тюркских языков, М.,
1969;
Плетнёва С. А., Хазары, М., 1976;
Гаджиева Н. З., Серебренников Б. А., Ареальная
лингвистика и проблема восстановления некоторых черт исчезнувших языков,
«Советская тюркология», 1977, № 3;
Zajączkowski A., Ze studiów nad
zagadnieniem chazarskim, Kr., 1947 (лит.);
Goldin P. B., Khazar studies, Bdpst, 1980.
Н. З. Гаджиева.