IV Вселенский собор, созванный в 451 императором Маркианом по соглашению с папой св. Львом I Великим для рассмотрения дела монаха Евтихия. Последний был осужден в 448 Флавианом, патриархом Константинопольским, однако был оправдан в 449 "Разбойничьим" Эфесским собором, незаконно созванным Диоскором, патриархом Александрийским. На встречу в малоазийском городе Халкидоне (совр. Кадыкей, Турция), продлившуюся с 8 октября по 1 ноября 451, собралось от 500 до 600 епископов (в большинстве своем представителей восточных церквей), осудивших как еретическое учение Евтихия о том, что Иисус Христос обладает лишь "одной природой после соединения" его божественности и его человечества. Собор торжественно провозгласил, что в Иисусе Христе две природы, божественная и человеческая, каждая - совершенная и особенная, соединены в одной ипостаси Слова, второго Лица Троицы; тем самым собор опровергал несторианскую ересь, признававшую два Лица в Иисусе Христе. Собор объявил учение об ипостасном единстве, изложенное в Томосе, догматическом послании папы Льва Великого к Флавиану (449), учением отцов церкви, и постановил, что надлежит исповедовать Иисуса Христа, "Совершенным по Божеству и... Совершенным по человечеству... познаваемым в двух природах неслитно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо". Собор не обеспечил духовного согласия на Востоке, однако его вероопределение на протяжении веков оставалось основой восточного православия.
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Карташев А.В. Вселенские соборы. М., 1994