Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

холокост

Толковый словарь

м.

1. Массовое уничтожение людей путём сожжения в специальных печах (обычно применительно к пленным, чаще - к лицам еврейской национальности, на территории государств Восточной Европы во время Второй мировой войны); всесожжение.

2. Преднамеренное уничтожение какой-либо национальной, этнической, расовой или религиозной группы лиц как таковой; скрытый геноцид.

Популярный словарь

Холокост

-а, только ед., м.

Массовое уничтожение евреев во время Второй мировой войны.

Этимология:

От английского holocaust ‘массовое уничтожение’ (← греч. holos ‘всеобщий’, ‘целый’ и kaustos ‘сжигающий’). В русском языке - с конца XX в.

Энциклопедический словарь

ХОЛОКО́СТ -а; м. [от лат. holokaustum из греч. holos - целый, всеобщий и kaiein - сжигать]. Массовое уничтожение евреев в Германии во время Второй мировой войны. // Публиц. Об истреблении каких-л. групп населения (по национальным, этническим или религиозным мотивам); геноцид.

* * *

холоко́ст - холокауст (англ. Holocaust, от греч. holókaustos - сожжённый целиком), гибель значительной части еврейского населения Европы (свыше 6 млн. человек, свыше 60%) в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-45. Другое название - Катастрофа.

Большой энциклопедический словарь

ХОЛОКОСТ (холокауст) (англ. holocaust - от греч. holokaustos - сожженный целиком), гибель значительной части еврейского населения Европы (св. 6 млн. человек, св. 60%) в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-45.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ХОЛОКОСТ (холокауст) (английское Holocaust, от греческого holokaustos - сожжённый целиком), гибель значительной части еврейского населения Европы (6 млн., свыше 60%) в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933 - 45. Другое название - Катастрофа.

Орфографический словарь

холоко́ст, -а

Словарь ударений

холоко́ст

Синонимы к слову холокост

сущ., кол-во синонимов: 4

сожженный целиком, катастрофа, истребление, шоа

Словарь галлицизмов русского языка

ХОЛОКОСТ а, м. holocauste m. Жертва. Я начала думать, что пруссаки могли пожечь дома как Саксонцы, и я не видала пользы в том, чтобы принесенной en holocauste за Его Вел-во Фридриха Вельгельма .. Я никак не могу понять значения любимого слова Олимпиады Петровны se sacrifier (жертвовать собой) или лучше сказать, не могу видеть в нем геройства. А. Д. Блудова Восп. // РА 1872 1263. - Норм. В 12 веке гр. слово попадает во французский язык - holocauste.. В таком специальном значении это слово употреблялось довольно долго, пока в конце 17 в. у него не появилось обобщенное значение - "любая жертва, принесенная таким образом (т. е. путем сожжения). В то же время у слова формируется значение, уже не мотивированное еврейской библейской историей, - "священная кровавая жертва, казнь, выполненная с религиозными целями" в контексте с упоминанием древних верований и обрядов. Однако во французском языке новое значение, связанное с массовым уничтожением евреев во время Второй мировой войны. попало как и в русский, только в последние годы из английского. А. В. Зеленин Холокост. // РР 2000 2 37.

Сканворды для слова холокост

- Скажите по-английски «жертва всесожжения».

- Как называется старинный семитский обряд кровавого жертвоприношения, в ходе которого полностью сгорает в огне жертва, предложенная языческому богу Ваалу?

- Гибель значительной части еврейского населения Европы в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-45.

Полезные сервисы

холокост (автор и. а. альтман)

Энциклопедический словарь

ХОЛОКОСТ (автор И. А. Альтман) - ХОЛОКО́СТ (холокауст) (англ. holocaust, от греч. holokaustos - сожженный целиком), гибель значительной части еврейского населения Европы в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-1945. Среди исследователей холокоста и историков существуют разные оценки численности погибших, а также оспариваются применявшиеся методы уничтожения.

В связи с этим в БЭКМ включены две статьи, отличающиеся различными подходами к исследованию холокоста.

* * *

ХОЛОКО́СТ (англ. holocaust от греч. holokaustos - всесожжение, жертвоприношение с помощью огня), наиболее распространенный термин, обозначающий преследования и уничтожение евреев нацистами и их пособниками после прихода к власти в Германии Гитлера (см. ГИТЛЕР Адольф) и до окончания Второй мировой войны (см. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА) в Европе (1933-45). Употребляется в русском языке наряду с терминами Шоа (от иврит. Shoah - Катастрофа) и Катастрофа. Впервые использован в американской публицистике 1960-х гг. как символ крематориев лагеря смерти Освенцим. Получил мировую известность с середины 1970-х гг. после выхода голливудского художественного фильма Holocaust.

Антиеврейская политика нацистской Германии (1933-39)

Антисемитская идеология была положена в основу программы Национал-социалистичеcкой партии Германии (NSDAP), принятой в 1920, и обоснована в книге Гитлера «Моя борьба». После прихода к власти в январе 1933 Гитлер проводит последовательную политику государственного антисемитизма. Ее первой жертвой стала еврейская община Германии, насчитывавшая более 500 тыс. человек. «Окончательное решение» (от нем. Endlosung) еврейского вопроса в Германии, а позднее - в оккупированных нацистами государствах предполагало несколько этапов. Первый из них (1933-39) состоял в принуждении евреев к эмиграции посредством мер законодательного характера, а также пропагандистских, экономических и физических акций против еврейского населения Германии.

1 апреля 1933 нацисты организовали по всей стране «бойкот еврейских магазинов и товаров». Спустя 10 дней был принят Декрет, определяющий статус «неарийца», который был присвоен евреям. Они изгонялись с государственной службы, из школ и университетов, медицинских учреждений, средств массовой информации, армии и судебных учреждений. Нацистская пропаганда небезуспешно создавала из евреев образ «внутреннего и внешнего врага», виновного во всех бедах страны. 10 мая 1933 в Берлине состоялось массовое сожжение книг, написанных «неарийцами».

Принятые в сентябре 1935 на съезде нацистской партии в Нюрнберге законы «О гражданах рейха» и «Защите немецкой чести и немецкой крови», а также принятые два месяца спустя поправки к ним юридически оформили лишение евреев Германии всех политических и гражданских прав. Последующие законодательные акты принудительно обязывали евреев - владельцев предприятий и фирм передать их «арийцам». Мужчинам и женщинам с нееврейскими именами предписывалось вписать в паспорта «Израиль» или «Сара» (впоследствии также букву «J», от нем. Jude - еврей). После аншлюса Австрии создается специальное бюро для «добровольной эмиграции евреев» во главе с начальником «еврейского отдела» Управления Имперской безопасности Рейха (РСХА) А. Эйхманом (см. ЭЙХМАН Адольф).

Состоявшаяся 5 июля 1938 во французском городе Эвиан-ле-Бен международная конференция по проблемам еврейских беженцев показала, что ни одна страна Запада не готова принять евреев Германии. Символом равнодушия к их судьбе стал пароход «Сент-Луис» с еврейскими беженцами на борту, не допущенный в территориальные воды сначала Кубы, а затем США.

В ноябре 1938 мир был потрясен событиями «Хрустальной ночи», организованными гестапо в ответ на убийство в Париже немецкого дипломата, совершенное после насильственной депортации в Польшу 15 тыс. евреев. В ночь с 9 на 10 ноября были сожжены или разрушены все 1400 синагог Германии, разграблены еврейские дома, магазины, школы. 91 еврей был убит, несколько тысяч ранены, десятки тысяч отправлены в концентрационные лагеря. На еврейскую общину Германии была наложена контрибуция в 1 млрд. марок «за причиненный ущерб». 24 января 1939 Геринг издал распоряжение «О неотложных мерах по ускорению еврейской эмиграции из Германии». В целом накануне Второй мировой войны Германию покинуло свыше 300 тысяч евреев. Более быстрым темпам эмиграции препятствовали высокая степень ассимилированности немецких евреев, невозможность массового выезда не только на территорию Палестины, находившейся под мандатом Великобритании и незаинтересованной в еврейских переселенцах, но и в другие государства мира.

«Окончательное решение» еврейского вопроса в Европе

После захвата Польши под контролем нацистов оказалось более 2 млн. евреев этой страны. 21 сентября 1939 был издан приказ шефа РСХА Р. Гейдриха (см. ГЕЙДРИХ Рейнхард) о создании специальных еврейских кварталов (гетто) в городах вблизи крупных железнодорожных станций. Туда же переселялись евреи из прилегающей сельской местности. Первое гетто было создано в г. Петроков-Трибунальский в октябре 1939. Самое крупное гетто Европы находилось в Варшаве (создано в конце 1940). Здесь 500 тысяч евреев - треть населения города - были размещены на улицах, составлявших не более 4,5 % территории Варшавы. Недостаток продовольствия, болезни и эпидемии, непосильный труд вели к огромной смертности. Однако такие темпы уничтожения евреев не устраивали нацистов. На проведенной 20 января 1942 в пригороде Берлина Ван-Зее конференции, подготовленной Гейдрихом и Эйхманом, был вынесен смертный приговор 11 млн. евреям 33 стран Европы. Для их уничтожения на территории Польши (в Хелмно, Собиборе, Майданеке, Треблинке, Белжеце и Освенциме) создавалось 6 лагерей смерти. Главным из них (с использованием газовых камер и крематориев) стал построенный близ города Освенцим лагерь уничтожения Аушвиц-Биркенау, где погибло свыше 1 млн. 100 тысяч евреев из 27 стран.

Евреи всех оккупированных нацистами стран подлежали регистрации, их обязывали носить повязки или нашивки с шестиконечными звездами, платить контрибуцию и сдавать драгоценности. Они были лишены всех гражданских и политических прав, заключались в гетто, концентрационные лагеря или депортировались. В лагерях смерти и гетто на территории Восточной Европы (включая оккупированные области СССР) были уничтожены 200 тыс. евреев Германии; 65 тыс. - Австрии; 80 тыс. - Чехии; 110 тыс. - Словакии; 83 тыс. - Франции; 65 тыс. - Бельгии; 106 тыс. - Нидерландов; 165 тыс. - Румынии; 60 тыс. - Югославии; 67 тыс. - Греции; 350 тыс. - Венгрии. Значительное число мирных граждан всех этих стран, погибших от рук нацистов и их пособников, составили евреи. Наиболее ощутимые жертвы (свыше 2 млн. человек) понесла еврейская община Польши (помимо этого более 1 млн. бывших польских евреев погибли на территориях, отошедших осенью 1939 к Советскому Союзу).

Холокост на территории СССР

Систематическое уничтожение мирного еврейского населения нацистами было начато (впервые в Европе) сразу же после нападения Германии на Советский Союз. В нем участвовали 4 айнзацгруппы СС - «А», «В», «С» и «D», приданные соответствующим группам войск вермахта, полицейские батальоны СС и тыловых частей вермахта, местные коллаборационисты, союзники нацистской Германии. Тезис о борьбе с «жидобольшевизмом», при помощи которого советские евреи отождествлялись с коммунистами как главными врагами рейха, стал одним из лейтмотивов нацистской пропаганды, в т. ч. - в периодических изданиях для жителей оккупированных советских территорий. Любые акты сопротивления оккупантам в первые месяцы войны объявлялись «еврейскими акциями», а жертвами ответного террора становились преимущественно евреи (так мотивировались расправы с евреями Киева, где в Бабьем Яре (см. БАБИЙ ЯР) 29-30 сентября 1941 было уничтожено несколько десятков тысяч евреев, и Одессы).

Айнзацгруппы уничтожали всех евреев в сельской местности, а также в городах - в зоне немецкой военной администрации (восточнее Днепра). Уничтожение зачастую проводилось в самих населенных пунктах, на глазах у других жителей. В зоне гражданской администрации было создано несколько сот гетто, самые крупные из которых в Минске, Каунасе и Вильнюсе просуществовали до середины 1943. Они изолировались от остального населения колючей проволокой, внутреннее самоуправление осуществляли «юденраты» (советы старейшин), назначавшиеся нацистами для сбора контрибуции, организации рабочей силы и предотвращения эпидемий, а также распределения продуктов питания. Периодически проводимые расстрелы узников гетто, а затем и ликвидация всех их обитателей (за исключением переведенных в рабочие лагеря нескольких тысяч специалистов) свидетельствуют, что нацисты рассматривали гетто как промежуточный этап в «окончательном решении» еврейского вопроса. Лишь на территории Транснистрии, захваченной румынскими войсками, уцелело около 70 тыс. узников гетто. Более 2 млн. евреев, проживавших на территории СССР на 22 июня 1941, погибли от рук нацистов и их пособников (уже в первые дни войны нацисты инспирировали еврейские погромы силами местных националистов в Литве и Западной Украине).

Еврейское Сопротивление

Символом еврейского Сопротивления стало восстание в Варшавском гетто (см. ВАРШАВСКОЕ ГЕТТО), начавшееся 19 апреля 1943, - первое городское восстание в оккупированной нацистами Европе. К его годовщине приурочен День памяти евреев - жертв нацизма и героев Сопротивления, отмечаемый ежегодно во всех еврейских общинах мира. Восстание продолжалось несколько недель, почти все его участники погибли с оружием в руках. Успешным было восстание и побег нескольких сот узников из лагеря смерти Собибор, организованное советским военнопленным евреем А. Печерским. Подпольные группы, организовавшие вооруженное сопротивление, а также побеги узников и снабжение партизан оружием и медикаментами, существовали в минском, каунасском, белостокском, виленском гетто. Около 30 тыс. евреев сражались в лесах Белоруссии, Литвы, Украины в составе партизанских отрядов и групп. Полмиллиона советских евреев воевали с нацистами на фронтах Великой Отечественной войны.

Мемориалы Холокоста

В память 6 млн. евреев - жертв нацизма воздвигнуты мемориалы и музеи во многих странах мира. Среди них - Музей Яд Вашем в Иерусалиме (1953), Центр документации и мемориал в Париже (1956), Дом-музей Анны Франк в Амстердаме (1958), Мемориальный Музей Холокоста в Вашингтоне (1994), Музей памяти 1,5 млн. еврейских детей в Хиросиме.

И. А. Альтман

См. также статью «Холокост (см. ХОЛОКОСТ (автор Ю. Граф))» Ю. Графа.

Полезные сервисы

холокост (автор ю. граф)

Энциклопедический словарь

ХОЛОКОСТ (автор Ю. Граф) - ХОЛОКО́СТ (холокауст) (англ. holocaust, от греч. holokaustos - сожженный целиком), обобщенное образное понятие, обозначающее гибель значительной части еврейского населения Европы в ходе его преследования нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-1945. Среди исследователей холокоста и историков существуют разные оценки численности погибших, а также оспариваются применявшиеся методы уничтожения.

В связи с этим в БЭКМ включены две статьи, отличающиеся различными подходами к исследованию холокоста.

* * *

ХОЛОКО́СТ, выражение «холокост» происходит от греческого слова, означающего «всесожжение, сожжение жертвы целиком». Оно употребляется - особенно после выхода на экран в конце 1970-х гг. одноименного американского фильма Марвина Хомского - почти исключительно в смысле имевшего место, по утверждению ортодоксальных историков, систематического уничтожения европейского еврейства национал-социалистами во время Второй мировой войны.

Прежде всего, еврейские круги настаивают на том, что холокост «ни с чем не сравним», «исторически уникален». Согласно их аргументации, хотя массовые убийства происходили всегда, никогда раньше ни один режим не обрекал коллективно на уничтожение целый народ и не истреблял его систематически на бойнях, предназначенных для убийства людей. Правда, официальную версию относительно судьбы евреев на территориях, находившихся под властью Третьего рейха (см. ТРЕТИЙ РЕЙХ), нельзя считать бесспорной.

Историки всех направлений согласны в том, что политика национал-социалистов по отношению к евреям после прихода Гитлера (см. ГИТЛЕР Адольф) к власти первоначально была направлена исключительно на то, чтобы удалить евреев из Германии. Уже 28 августа 1933 министерство экономики рейха заключило с Еврейским агентством, занимавшимся колонизацией Палестины, так называемый пакт «Хаавара», который должен был стать основой эмиграции 52 тыс немецких евреев в Палестину до 1942.

25 января 1939 рейхсмаршал Г. Геринг (см. ГЕРИНГ Герман) издал декрет о создании «Имперского центра по вопросам еврейской эмиграции». Но после начала Второй мировой войны, когда Германия захватила территории с еврейским населением, исчислявшимся миллионами, «решение еврейского вопроса» путем эмиграции перестало быть достижимым. Первоначально обсуждался вариант, который предусматривал переселение всех европейских евреев на Мадагаскар, но из-за практической неосуществимости этого проекта в военное время, он был заменен планом «территориального окончательного решения» посредством депортации евреев в оккупированные восточные области при одновременном максимальном использовании еврейской рабочей силы.

Согласно работам ортодоксальных историков часто встречающиеся в немецких документах в связи с политикой по отношению к евреям термины «эмиграция», «перемещение» и «выселение», с какого-то момента, который точно не указывается, использовались как условные понятия, обозначавшие «физическое истребление». Долгое время считалось доказанным, что план физического уничтожения европейского еврейства был принят 20 января 1942 на конференции на озере Ванзее под Берлином. Правда, от этого утверждения постепенно отходят; так ведущий израильский историк холокоста Иегуда Бауэр называет его в газете «Кэнэдиэн Джуиш Ньюс» от 30 января 1992 «глупой историей». Ортодоксальные историки единодушно признают, что приказ Гитлера об истреблении евреев не обнаружен, но многие из них объясняют это тем, что такой приказ мог быть отдан и устно.

Начиная с 1942, согласно версии ортодоксальных историков европейских евреев будто бы миллионами убивали в шести расположенных на польской территории «лагерях уничтожения». Четыре из них (Бельзен, Собибур, Треблинка и Хелмно) якобы были исключительно центрами убийства, тогда как Освенцим (см. ОСВЕНЦИМ) и Майданек (см. МАЙДАНЕК) первоначально задумывались как трудовые лагеря и лагеря для военнопленных и лишь с какого-то определенного момента приобрели дополнительно функцию центров уничтожения. В Бельзене, Собибуре и Треблинке (см. ТРЕБЛИНКА) массовые убийства якобы осуществлялись в стационарных газовых камерах с помощью выхлопных газов дизельных двигателей; массу трупов сначала якобы захоронили в огромных рвах, а потом, когда наметилась угроза поражения Германии, их снова вырыли, сожгли на открытом воздухе и развеяли пепел по ветру. В Хелмно вместо стационарных газовых камер якобы применялись автомобили-«душегубки». В Освенциме и Майданеке для убийства якобы использовался содержащий синильную кислоту пестицид циклон-Б (а в Майданеке дополнительно - одноокись углерода из бутылок); в двух последних лагерях трупы убитых якобы сжигали в крематориях.

Разные историки называют сильно расходящиеся цифры общего количества евреев, убитых газом в «лагерях уничтожения» (по данным Рауля Хильберга 2,7 млн, по данным Люси Давидович 5,37 млн). Остальные из 5-6 миллионов евреев - жертв холокоста умерли от болезней, недоедания и изнеможения в трудовых лагерях и гетто, были расстреляны на Восточном фронте, погибли при массовых эвакуациях и т. д.

Классические работы, в которых описывается изложенная здесь вкратце версия Холокоста, это, в первую очередь, «Окончательное решение» Джеральда Рейтлингера (Gerald Reitlinger ?The Final Solution?, 1953), «Уничтожение европейских евреев» Рауля Хильберга (Raul Hilberg ?The Destruction of the European Jews?, первое издание 1961, второе и «окончательное» издание 1985), а также «Энциклопедия Холокоста», изданная В. Лакером на русском языке в Москве в 2005.

Классической работой по вопросу о газовых камерах считается книга «Национал-социалистические массовые убийства с помощью ядовитого газа», авторы Э. Когон, Г. Лангбейн и А. Рюккерль (E. Kogon, H. Langbein, A. Ruckerl ?Nationalsozialistishe Massentotungen durch Giftgas?, 1983), классической работой по вопросу о количестве еврейских потерь - сборник «Масштабы геноцида», издатель В. Бенц (W. Benz ?Dimension des Volkermordes?, 1991).

Классическая версия холокоста основывается исключительно на показаниях свидетелей и не подкрепляется ни документами, ни судебными разбирательствами. В 1996 антиревизионистский французский историк Жак Байнак признал, что ввиду «отсутствия каких-либо следов» (он понимает под этим как документы, так и материальные следы) невозможно научно доказать существование в нацистских лагерях газовых камер для убийства людей.

Уже вскоре по окончании Второй мировой войны раздались голоса, которые ставили под вопрос реальность систематического массового уничтожения евреев, существование газовых камер для убийства людей, а также количество еврейских жертв - ровно шесть миллионов. Первым среди этих «ревизионистов» был француз Поль Рассинье, во время войны - участник Сопротивления (см. ДВИЖЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ) и узник концлагерей Бухенвальд (см. БУХЕНВАЛЬД) и Дора-Миттельбау, который в своей книге «Ложь Одиссея» (Paul Rassinier ?Le Mensonge d` Ulisse?, 1950) критически проанализировал рассказы бывших узников тех же лагерей, где сидел он сам, и обнаружил в них бесчисленное количество преувеличений и выдумок. Начиная с конца 1970-х гг., ревизионизм получил сильный импульс, в первую очередь, благодаря работам американца Артура Бутса, немца Вильгельма Штеглиха и особенно француза Робера Фориссона, который не устает указывать на техническую невозможность убийства людей газом тем способом, как это описывают.

В 1988 в связи с проходившим в Канаде судом над ревизионистом немецкого происхождения Эрнстом Цюнделем впервые было поручено провести техническую экспертизу мнимых газовых камер в Освенциме и Освенциме-Бжезинке. В результате этой экспертизы американский специалист по технике казней Фред Лейхтер пришел к выводу, что по строительно-техническим причинам эти камеры не могли использоваться в приписываемых им целях (Fred A. Leuchter ?The Leuchter Report?, 1989).

Экспертиза Лейхтера, несомненно, содержала ряд ошибок, за которые ухватились и представители официальной истории, но выводы Лейхтера были подтверждены гораздо более качественным с научной точки зрения исследованием немецкого химика Гермара Рудольфа (?Das Rudolf-Gutachten?, первое издание 1993, исправленное издание 2003). Двумя главными аргументами Рудольфа против реальности убийств с помощью газа, якобы имевших место в Освенциме, были отсутствие соответствующих следов цианида в кирпичной кладке «газовых камер», в отличие от стен дезинфекционных камер, где бесспорно использовался газ циклон-Б - в них и полвека спустя сохраняются чрезвычайно высокие концентрации цианида, а также отсутствие отверстий для вбрасывания гранул циклона-Б в потолках «газовых камер», о которых рассказывали свидетели.

Самым крупным ревизионистским автором современности является итальянец Карло Маттоньо, который занимается как историческими, так и техническими аспектами холокоста (в частности, вопросами о пропускной способности крематориев Освенцима). Промежуточную позицию между ортодоксальными историками и ревизионистами занимал умерший в 2003 француз Жан-Клод Прессак, который, хотя и признавал тезис о массовом уничтожении людей в газовых камерах, ставил под вопрос многие догмы официальной истории и намного уменьшил число жертв «лагерей уничтожения» по сравнению с тем, какое указывается другими авторами.

Никто из ревизионистов не оспаривает реальность преследования евреев, а также факт массовых депортаций евреев в лагеря и гетто. Равным образом, ревизионисты не отрицают, что множество евреев было расстреляно на оккупированных советских территориях. Они оспаривают только указываемое в официальной литературе число расстрелянных (до 1,2 млн, в зависимости от источника). По мнению ревизионистов, не было политики физического уничтожения европейских евреев, не было «лагерей уничтожения» и газовых камер и душегубок для убийства людей. Число еврейских жертв - шесть миллионов - по их убеждению, завышено сверх всяких пределов (Поль Рассинье говорил в своей вышедшей в 1964 книге «Драма европейских евреев» о миллионе евреев - жертв национал-социализма, Уолтер Саннинг в своем опубликованном в 1983 демографическом исследовании «Исчезновение европейского еврейства» - примерно о полумиллионе).

Для ревизионистов преследование евреев немецкими национал-социалистами - не уникальная трагедия мировой истории, а всего лишь одна из бесчисленного множества других трагедий. Они указывают на то, что сегодняшняя версия холокоста противоречит историям, распространявшимся еврейскими организациями во время войны. Тогда говорили, например, будто в Треблинке евреев миллионами убивали в «паровых камерах» горячим паром. В Собибуре в качестве средства убийства якобы использовался хлор, а в Бельзеце - электрический ток. Принятая сегодня для этого лагеря технически невероятная версия (массовые убийства с помощью выхлопных газов дизельных двигателей) была запущена только в 1946. Во время войны рассказывали о массовых убийствах в Освенциме с помощью боевых отравляющих веществ, в «электрических ваннах» и с использованием «пневматического молота».

«Правда» в номере от 2 февраля 1945 еще писала, что в освобожденном за неделю до этого Освенциме узников убивали на конвейере электрическим током. На основании этих фактов ревизионисты делают вывод, что история о холокосте первоначально была не более чем военной пропагандой, но по политическим соображениям ее продолжили и после войны, а на Нюрнбергском процессе (см. НЮРНБЕРГСКИЙ ПРОЦЕСС) объявили «установленным историческим фактом». Она служила оправданием создания государства Израиль, защищала евреев как «народ-мученик» от любой критики и оказалась эффективным средством моральной опалы немецкого народа и препятствием на пути возрождения немецкого национализма.

Против официальной версии Холокоста ревизионисты выдвигают, в частности, следующие аргументы:

- тезис о систематическом уничтожении евреев находится в вопиющем противоречии с массой сохранившихся немецких документов, в которых подчеркивается значение работы еврейских заключенных и из которых явствует, что больным и нетрудоспособным евреям оказывалась медицинская помощь, что противоречит политике уничтожения;

- показания свидетелей, на которых стоит и вместе с которыми рушится официальная версия, противоречат друг другу по всем мыслимым пунктам, а в тех случаях, когда они совпадают, они содержат одни и те же технически и логически невозможные вещи, что доказывает, что эти показания координировались одно с другим. Признания «преступников» в послевоенное время во многих случаях выбивались под пытками (так было, например, с первым комендантом Освенцима Рудольфом Гессом). На проводившихся, прежде всего в ФРГ послевоенных процессах обвиняемые почти всегда довольствовались тем, что оспаривали свою личную вину, так как, если бы они оспаривали уничтожение евреев, это утяжелило бы их наказание как «закоренелых» грешников.

Тот факт, что большую часть европейского еврейства вообще никогда не депортировали (во Франции 75 % евреев избежали депортации), говорит против тезиса об истреблении, равно как и огромное количество оставшихся в живых еврейских узников концлагерей, рассказы которых после войны заполнили целые библиотеки.

Высокий уровень смертности в концлагерях был вызван отнюдь не целенаправленной политикой уничтожения, а прежде всего эпидемиями, особенно сыпным тифом, переносчиками которого были вши.

Немцам ни в коем случае не удалось бы долго держать в тайне политику уничтожения. Так как союзники имели эффективную сеть информаторов во всех странах, находившихся под властью немцев. Если бы союзники узнали о массовых убийствах в лагерях уничтожения, они сразу же использовали бы это в пропаганде. Но ничего подобного не произошло; ни один из ведущих политиков союзных стран ни разу не произнес во время войны слова «газовые камеры». Ватикан на протяжении всей войны молчал о холокосте, Международный Красный крест тоже. Это доказывает, что союзники, Ватикан и Красный крест не воспринимали всерьез непрерывно распространявшиеся еврейскими организациями с 1942 истории об истреблении, а считали их тем, чем они и были: пропагандой ужасов.

Массовое истребление в том виде, в каком его описывают свидетели, было технически неосуществимо: именуемые «газовыми камерами» строения в Освенциме (в действительности это были морги) по строительно-техническим причинам не могли использоваться для массового убийства людей газом; в крематориях Освенцима можно было сжечь лишь малую часть называемого официально числа жертв; произведенное в 1944 самолетами союзных ВВС аэрофотосъемка Освенцима-Бжезинки доказывает, что вопреки рассказам, не было никакого массового сожжения трупов под открытым небом; раскопки, произведенные на территории мнимого лагеря уничтожения Бельзец, доказывают, что там не было массовых захоронений в таких масштабах, как утверждают; мнимые массовые убийства с помощью выхлопных газов дизельных двигателей в восточных лагерях уничтожения были также невозможны, как и бесследное сожжение полутора-двухмиллионов трупов при тех условиях, какие описывают свидетели.

Свод ревизионистских аргументов на новейшем уровне можно найти прежде всего в изданном Гермаром Рудольфом сборнике «Анализ Холокоста» (?Dissecting the Holocaust?, 2003), а также в его книге «Лекции о Холокосте» (Germar Rudolf. ?Vorlesungen uberden Holocaust?, 2005). Самая обширная ревизионистская работа по конкретной теме, связанная с холокостом, это исследование Карло Маттоньо и Юргена Графа «Треблинка - лагерь уничтожения, или пересыльный лагерь?» (Carlo Mattogno, Jurgen Graf. ?Treblinka - Vernichtungslager oder Durchangslager??, 2002). Обстоятельный диспут с самым выдающимся представителем ортодоксальной истории ведет Юрген Граф в своей книге «Колосс на глиняных ногах. Рауль Хильберг и его классическая работа о Холокосте» (?Riese auf tonernen Fussen. Raul Hilberg und sein Standartwerk uber Holocaust?, 1999). Наиболее известные из направленных против ревизионистов книг ортодоксальных историков - «Отрицание Холокоста» Деборы Липштадт (Deborah Lipstadt ?Denying the Holocaust?, 1993), но, по правде говоря, в этой книге по сути нет разбора ревизионистских аргументов, ее содержание в основном исчерпывается полемикой и ее политическими мотивами.

В западном обществе ревизионизм в вопросах о холокосте строго карается. Тезисы исследователей ревизионистов - практически сплошь замалчиваются цензурой, а во многих странах (прежде всего, в Германии, Австрии, Франции и Швейцарии) подавляются специальными законами и государственными полицейскими репрессиями. Количество осужденных в этих странах - часто на многолетнее тюремное заключение - ревизионистов исчисляется сотнями. На этих процессах никогда не обсуждаются аргументы ревизионистов; обвиняемым не разрешается приводить доказательства своих тезисов; вследствие этого защита практически почти полностью парализована.

Пока не изменятся политические условия, нечего рассчитывать, что судьбу евреев в Третьем рейхе можно будет столь же свободно и открыто изучать и обсуждать, как это считается само собой разумеющимся по отношению к другим историческим темам, ибо «удастся ли нам создать тот новый мировой порядок, к которому мы стремимся, зависит от того, извлечем ли мы необходимые уроки из холокоста» (Ян Каждан из еврейской масонской ложи Бнай Брит, газета «Торонто Стар», от 26 ноября 1991).

Юрген Граф

См. также статью «Холокост (см. ХОЛОКОСТ (автор И. А. Альтман))» И. А. Альтмана.

Полезные сервисы

холокост, холокауст

Словарь иностранных слов

ХОЛОКОСТ, ХОЛОКАУСТ [англ. Holocaust - массовое уничтожение < гр. holokaustos - сожженный целиком] - обозначение уничтожения людей путем сожжения; гл. обр. термин обозначает истребление гитлеровцами европейских евреев в период Второй мировой войны. Ср. ЭНДЛЁЗУНГ.

Полезные сервисы