Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

цветаев

Грамматический словарь

Цвета́ев ф. <мс 1а>

Словарь русских фамилий

ЦВЕТАЕВ

Цвет, Цветаев, Цветко (украинский вариант Квитко), Цветков, Цветковский (отсюда Квитковский), Цветнов, Цветов - понятно, что эти фамилии имеют отношение к цвету вообще, к цветам, цветению в частности. Прозвища тут могли дать по самым разным поводам: либо ребенок красив как цветочек аленький, его так и называли; либо, наоборот, страдает, говоря современным языком, от аллергии, и лицо у него «цветет»; или родился в пору, когда яблони были в цвету... Позже в святцы были внесены мужское имя Цветан и женское Цветана, заимствованные из южнославянских языков: в Болгарии и Сербии они и поныне очень популярны. Они тоже послужили основой для формирования «цветных» фамилий: Цветанин, Цветанов.

ЦВЕТАЕВ ЦВЕТКОВ ЦВЕТКОВСКИЙ ЦВЕТОВ

Эти фамилии были излюблены духовенством, так как напоминали о цветении, преуспевании. Часто присваивались семинаристам.(Ф). Фамилия Цветаев могла быть образована от прозвища на -ай: Цветай - процветающий (Э)..

ЦВЕТАЕВ

Цвет, Цветаев, Цветко (украинский вариант Квитко), Цветков, Цветковский (отсюда Квитковский), Цветнов, Цветов - понятно, что эти фамилии имеют отношение к цвету вообще, к цветам, цветению в частности. Прозвища тут могли дать по самым разным поводам: либо ребенок красив как цветочек аленький, его так и называли; либо, наоборот, страдает, говоря современным языком, от аллергии, и лицо у него «цветет»; или родился в пору, когда яблони были в цвету... Позже в святцы были внесены мужское имя Цветан и женское Цветана, заимствованные из южнославянских языков: в Болгарии и Сербии они и поныне очень популярны. Они тоже послужили основой для формирования «цветных» фамилий: Цветанин, Цветанов.

Сканворды для слова цветаев

- Герой Николая Олялина в фильме «Освобождение».

Полезные сервисы

цветаев вячеслав дмитриевич

Энциклопедический словарь

Цвета́ев Вячеслав Дмитриевич (1893-1950), генерал-полковник (1943), Герой Советского Союза (1945). В Великую Отечественную войну командующий рядом армий, заместитель командующего 1-го Белорусского фронта. После войны заместитель главнокомандующего и главнокомандующий Южной группой войск, с 1948 начальник Военной академии им. М. В. Фрунзе.

* * *

ЦВЕТАЕВ Вячеслав Дмитриевич - ЦВЕТА́ЕВ Вячеслав Дмитриевич (1893-1950), генерал-полковник (1943), Герой Советского Союза (1945). В Великую Отечественную войну командовал рядом армий, заместитель командующего 1-м Белорусским фронтом. После войны заместитель главнокомандующего и главнокомандующий Южной группой войск, с 1948 начальник Военной академии им. Фрунзе.

Большой энциклопедический словарь

ЦВЕТАЕВ Вячеслав Дмитриевич (1893-1950) - генерал-полковник (1943), Герой Советского Союза (1945). В Великую Отечественную войну командовал рядом армий, заместитель командующего 1-м Белорусским фронтом. После войны заместитель главнокомандующего и главнокомандующий Южной группой войск, с 1948 начальник Военной академии им. Фрунзе.

Полезные сервисы

цветаев ив. вл

Гуманитарный словарь

ЦВЕТА́ЕВ Ив. Вл. (1847-1913) - ученый, деятель культуры. Отец Марины Цветаевой. Филолог, иск-вед: специалист в обл. антич. истории, рим. словесности, заруб. и отеч. изобр. иск-ва. Окончил Петерб. ун-т (1865-70). Автор исследований в обл. классич. филологии, иск-ва, обществ. жизни древнего мира ("Из жизни высших школ Римской империи". М., 1902). Был проф. Варшавского, Киевского, Моск. ун-тов, в последнем с 1889 заведовал каф. теории и истории изящных иск-в. Действ. чл. Имп. АХ (1903), чл.-корр. АН (1904). С 1883 хранитель Румянцевского музея, в 1900-10 его директор. Инициатор, создатель и первый дир. (1911-13) Музея изящных иск-в им. Александра III при Моск. ун-те (ныне Гос. музей изобразит. иск-в им. Пушкина). С 1894 Ц. начал собирать средства на создание этого музея (вклады М. Морозова, Ю. Нечаева-Мальцова и др.). Будучи педагогом, Ц. задумал музей как учебное пособие для студентов, положив в его основу музей слепков (подобно тому, как в 18 в. создавался музей АХ).

Соч.: Путешествия по Италии в 1874 и 1880 гг. М., 1883.

Лит.: История создания музея в переписке профессора И. В. Цветаева с архитектором Р. И. Клейном и других документах (1896-1912): В 2 т. М., 1977; Каган Ю. М. И. В. Цветаев: Жизнь. Деятельность. Личность. М., 1987.

Полезные сервисы

цветаев иван владимирович

Энциклопедический словарь

Цвета́ев Иван Владимирович (1847-1913), специалист в области античной истории, эпиграфики и искусства, член-корреспондент Петербургской АН (1904). Создатель и первый директор (1911-13) Музея изящных искусств в Москве (современный Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).

* * *

ЦВЕТАЕВ Иван Владимирович - ЦВЕТА́ЕВ Иван Владимирович (1847-1913), русский ученый, специалист в области античной истории, эпиграфики и искусства, член-корреспондент Петербургской АН (1904). Создатель и первый директор (1911-13) Музея изящных искусств в Москве (современный Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (см. МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ им. А.С. Пушкина)).

Большой энциклопедический словарь

ЦВЕТАЕВ Иван Владимирович (1847-1913) - русский ученый, специалист в области античной истории, эпиграфики и искусства, член-корреспондент Петербургской АН (1904). Создатель и первый директор (1911-13) Музея изящных искусств в Москве (современный Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).

Полезные сервисы

цветаев лев алексеевич

Энциклопедический словарь

Цвета́ев Лев Алексеевич (1777-1835), юрист, профессор Московского университета (с 1805), специалист по гражданскому, международному, уголовному праву. Основной труд - «Краткая теория законов» (1810).

* * *

ЦВЕТАЕВ Лев Алексеевич - ЦВЕТА́ЕВ Лев Алексеевич (1777-1835), русский юрист, профессор Московского университета (с 1805), специалист по гражданскому, международному, уголовному праву. Основной труд - «Краткая теория законов» (1810).

Большой энциклопедический словарь

ЦВЕТАЕВ Лев Алексеевич (1777-1835) - русский юрист, профессор Московского университета (с 1805), специалист по гражданскому, международному, уголовному праву. Основной труд - "Краткая теория законов" (1810).

Полезные сервисы

цветаева

Сканворды для слова цветаева

- Российская писательница, автор книг «Версты», «Ремесло».

- Российская писательница, автор поэм «Молодец», «Чародей».

- Российская писательница, автор поэм «Егорушка», «Крысолов».

- В прихожей её мемориального дома-музея в Елабуге висит чёрная роза из кованого железа - символ бесконечной скорби.

- В рассказе «Мать и музыка» она вспоминала как уже с 5 лет училась играть на рояле, высиживая на мученическом табурете по 2 часа в день.

- Учительница из пьесы Максима Горького «Мещане».

- Русская поэтесса, автор цикла стихотворений «Лебединый стан».

- Российская актриса, исполнившая роль Кати в телесериале «Грозовые ворота».

Полезные сервисы

цветаева анаст. ив

Гуманитарный словарь

ЦВЕТА́ЕВА Анаст. Ив. (1894-1993) - исательница, дочь И. В. Цветаева, младшая сестра М. И. Цветаевой. Получила домашнее образование, вместе с сестрой посещала муз. уч-ще Зограф-Плаксиной в Москве. В сов. время 17 лет (1937-54) провела в лагерях и ссылке. Осн. тема творчества Ц. - обстановка, в к-рой жили и формировались она и ее старшая сестра ("Королевские размышления", 1914; "Дым, дыми дым", 1916; "Воспоминания", 1971). Повесть Ц. "Московский звонарь" (1927-76) посвящена композитору и колокольному мастеру К. К. Сараджеву. О своей жизни в годы репрессий Ц. рассказала в кн. "Старость и молодость" (1967) и "Моя Сибирь" (1976). Автор ром. "Amor" (1988) и кн. рассказов о животных для детей "Непостижимые" (1992). Занималась пер., гл. обр. франц. писателей (А. Франс и др.) Последние годы жизни Ц. прошли в постоянных заботах об увековечении памяти М. И. Цветаевой.

Полезные сервисы

цветаева анастасия ивановна

Энциклопедический словарь

Цвета́ева Анастасия Ивановна (1894-1993), русская писательница. Дочь И. В. Цветаева, сестра М. И. Цветаевой. Книга «Воспоминания» (1971; полн. изд. - 1995) воссоздаёт культурную атмосферу начала XX в. Мемуарная книга «Неисчерпаемое» (1992) - литературные портреты деятелей искусства. Пафос приятия жизни в автобиографических повестях («Моя Сибирь», 1988, о быте репрессированных), рассказах. Книги лирической прозы: «Королевские размышления. 1914 год» (1915), повесть «Дым, дым и дым» (1916), сборник рассказов о животных «Непостижимые» (1992).

* * *

ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна - ЦВЕТА́ЕВА Анастасия Ивановна (1894-1993), русская писательница. Дочь И. В. Цветаева, сестра М. И. Цветаевой. Мемуары (в т. ч. книга «Воспоминания», 1971) воссоздают культурную атмосферу нач. 20 в. Пафос приятия жизни в автобиографической повести («Моя Сибирь», 1988, о быте репрессированных), рассказах. Книги лирической прозы: «Королевские размышления, 1914 год» (1915), «Дым, дым, и дым» (1916).

Большой энциклопедический словарь

ЦВЕТАЕВА Анастасия Ивановна (1894-1993) - русская писательница. Дочь И. В. Цветаева, сестра М. И. Цветаевой. Мемуары (в т. ч. книга "Воспоминания", 1971) воссоздают культурную атмосферу нач. 20 в. Пафос приятия жизни в автобиографической повести ("Моя Сибирь", 1988, о быте репрессированных), рассказах. Книги лирической прозы: "Королевские размышления, 1914 год" (1915), "Дым, дым, и дым" (1916).

Полезные сервисы

цветаева марина ив

Гуманитарный словарь

ЦВЕТА́ЕВА Марина Ив. (1892-1941) - поэт, дочь И. В. Цветаева. Училась в муз. школе Зограф-Плаксиной, затем в 4-й г-зии, в 1902 с больной матерью и мл. сестрой уехала за границу, училась в интернатах Швейцарии и Германии. Летом 1906 вернулась в Россию, гимназич. образование закончила в Москве. Писать стихи Ц. Начала в раннем детстве. В 1910, еще в гимназии, издала первую кн. "Вечерний альбом", на к-рую откликнулись М. Волошин, Н. Гумилев. В 1911 в Коктебеле познакомилась с С. Я. Эфроном, за к-рого в 1912 вышла замуж. Вторая кн. "Волшебный фонарь" также насыщена реалиями ранних лет Ц. и свидетельствует об интенсивности ее духовной жизни, страстном увлечении нем. романтиками, Э. Ростаном, К. Бальмонтом, В. Брюсовым, дневником М. Башкирцевой и др. В 1912-22 появляются лишь неск. публикаций в ж. "Северные записки", однако именно в эти годы Ц. вступает в пору духовной и поэтич. зрелости. Стихи этих лет составили два выпуска - сб. "Версты" (вып. 1. М., Госиздат, 1922) и сб. стихов 1917-20 (М., Костры, 1921). В первый сб. "Версты" вошли циклы: "Стихи о Москве", "Стихи к Блоку", "Стихи к Ахматовой" и др. Ц. создает образ "своей Москвы", "нерукотворного града" с церквами, колокольным звоном, др. святынями. Второй вып. был замечен В. Брюсовым; высоко оценил его Вс. Рождественский, отметив у Ц. качество "огневой стихии слова", вдохновенное мифотворчество. В 1920-е гг. Ц. создает поэмы-сказки на фолькл. основе: "Царь-Девица", "Молодец", "Егорушка" (не завершена), "Переулочки". Весной 1922 Ц. с дочерью уехала в Берлин к мужу, офицеру Белой армии, затем в Чехию, в 1925 переехала в Париж. Печатала стихи в ж. "Воля России", "Современные записки" и др. Опубликовала кн.: "Стихи к Блоку" (1922), "Разлука" (1922), "Психея. Романтика" (1923). Восприятие событий рев-ции и гражд. войны отразилось в кн. "Лебединый стан" (впервые: Мюнхен, 1957) и "Ремесло" (Берлин, 1923). Трагедия России переживается Ц. сквозь призму истории (Смутное время, татарское иго), Белое движение воспето как святой подвиг (циклы "Разлука", "Георгий" и др., обращенные к С. Я. Эфрону). Последняя прижизненная кн. Ц. "После России. 1922-1925" (Париж, 1928) была высоко оценена рус. заруб. критикой (Г. Адамович, В. Ходасевич и др.). В поэзии Ц. постепенно усиливается ощущение трагического разлада с жизнью, несовместимости духовного и земного. Романтич. максимализм, безмерность и безоглядность чувств вступают в конфликт с "миром мер", что выразилось не только в лирике, но и в поэмах, к-рые с сер. 1920-х гг. почти полностью вытесняют лирику: "Поэма Горы" и "Поэма Конца" (1924), "Крысолов" (1925), "Поэма Лестницы" (1926). Поэмы "С Моря" и "Попытка комнаты" (1926), "Новогоднее" и "Поэма Воздуха" (1927) обращены к Б. Пастернаку и Р. М. Рильке и тесно связаны с интенсивной перепиской Ц., Пастернака и Рильке в 1926. В 1929 Ц. написала "поэму гражданской войны" "Перекоп", с кон. 1920-х гг. работала над "Поэмой о Царской семье" (не завершена). Еще в России в 1917-18 Ц. пережила сильное увлечение т-ром; к этому времени относится ее дружба с ученицей Е. Б. Вахтангова С. Е. Голлидэй - ей посвящен цикл "Стихи о Сонечке" (1919) и "Повесть о Сонечке" (1937). В 1918-19 Ц. написала шесть романт. пьес ("Фортуна", "Приключение" и др.). Позднее были написаны две стихотв. трагедии на любимые Ц. античные сюжеты: "Ариадна" (1924) и "Федра" (1927). В 1930-е гг. Ц. в основном работает над прозой: очерки, связанные с памятью детства ("Отец и его музей", "Дом у Старого Пимена", "Мать и музыка" и др.); эссе о поэтах-совр. (О. Мандельштаме - "История одного посвящения", М. Волошине - "Живое о живом", А. Белом - "Пленный дух", К. Бальмонте - "Слово о Бальмонте", М. Кузмине - "Нездешний вечер"); два очерка о Пушкине ("Мой Пушкин" и "Пушкин и Пугачев"); о совр. поэтах и о поэзии ("Эпос и лирика современной России", "Искусство при свете совести" и др.). Во 2-й пол. 1930-х гг. Ц. все более испытывает одиночество в среде рус. эмиграции, свою чуждость какому бы то ни было "стану" ("Двух станов не боец, а - если гость случайный..."). На захват фашист. Германией Чехии Ц. откликнулась "Стихами к Чехии". В июне 1939 Ц. с сыном уезжает в сов. Россию, куда ранее уже уехали С. Я. и А. С. Эфроны. Вскоре после возвращения переживает аресты дочери и мужа, испытывает тяжелую материальную нужду, бездомность. Занимается в основном пер., ставшими единств. источником заработка. Оказавшись в эвакуации в Елабуге, в состоянии одиночества и крайней безысходности, 31 авг. 1941 покончила с собой. Подготовленная Ц. к печати в кон. 1940 кн. стихов не вышла. С творчеством Ц. отеч. читатель начал знакомиться с нач. 1960-х гг.

М. И. Цветаева

М. И. Цветаева

Полезные сервисы

цветаева марина ивановна

Энциклопедический словарь

Цвета́ева Марина Ивановна (1892-1941), русская поэтесса. Дочь И. В. Цветаева, сестра А. И. Цветаевой. В 1922-39 в эмиграции (в основном Прага, Париж). В сборниках стихотворений «Вёрсты» (1921), «Ремесло» (1923), «После России 1922-25» (1928) - неизбывность трагического конфликта поэта с миром, ценности, нормы и условности которого бескомпромиссно отвергаются. В стихах, в «Поэме Горы» и «Поэме Конца» (обе 1926) - мотивы самоотдачи и безоглядности чувства, внутреннего постоянства, разлуки (разрыва) и несовместимости «равных». Цветаева утверждает «безмерность» личности и души, превышающей возможность реального, «земного» воплощения, в том числе в стихах о судьбе и миссии поэта (циклы «Психея», 1918, «Поэт», 1923, «Стол», 1933). Книга стихов «Лебединый стан» (1917-20; опубликована в России в 1990) - плач о России (гибель царского дома, Белой гвардии), насыщенный евангельскими образами. В своём романтическом максимализме Цветаева тяготеет к безостаточной символизации собственной судьбы, пересозданию «прозы жизни», стремясь наделить эстетически и духовно значимым смыслом каждый её момент. Цветаева широко обращается к архетипам, образам и сюжетам из различных эпох и культурных пластов: в поэмах-сказках «Царь-Девица» (1922), «Мо́лодец» (1924), лирической сатире «Крысолов» (1925) и особенно в ранних («Феникс», 1924) и «классических» («Ариадна», 1927, «Федра», 1928, - об иррациональности страсти) драмах. Эмоциональную, на «голосовом пределе» лирику Цветаевой отличают интонационно-ритмическая экспрессивность стиха, смелая метафоричность, сложная и богатая поэтическая инструментовка. Эссеистская проза: «Искусство при свете совести» (1931-33), «Мой Пушкин» (1937), статьи об А. Белом, М. А. Волошине, Б. Л. Пастернаке, В. В. Маяковском и др. Вернулась на родину в 1939; находясь в эвакуации в Елабуге, покончила жизнь самоубийством.

* * *

ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна - ЦВЕТА́ЕВА Марина Ивановна (1892-1941), русская поэтесса. Дочь И. В. Цветаева. Романтический максимализм, мотивы одиночества, трагическая обреченность любви, неприятие повседневного бытия (сборники «Версты», 1921, «Ремесло», 1923, «После России», 1928; сатирическая поэма «Крысолов», 1925, «Поэма Конца», обе - 1926). Трагедии («Федра», 1928). Интонационно-ритмическая экспрессивность, парадоксальная метафоричность. Эссеистская проза («Мой Пушкин», 1937; воспоминания об А. Белом, В. Я. Брюсове, М. А. Волошине, Б. Л. Пастернаке и др.). В 1922-39 в эмиграции. Покончила жизнь самоубийством.

* * *

ЦВЕТА́ЕВА Марина Ивановна [26 сентября (8 октября)1892, Москва - 31 августа 1941, Елабуга, ныне Татарстан], русская поэтесса.

«Московское детство»

Родилась в московской профессорской семье: отец - И. В. Цветаев (см. ЦВЕТАЕВ Иван Владимирович), мать - М. А. Мейн (умерла в 1906), пианистка, ученица А. Г. Рубинштейна, дед сводных сестры и брата - историк Д. И. Иловайский (см. ИЛОВАЙСКИЙ Дмитрий Иванович). В детстве из-за болезни матери (чахотка) Цветаева подолгу жила в Италии, Швейцарии, Германии; перерывы в гимназическом образовании восполнялись учебой в пансионах в Лозанне и Фрейбурге. Свободно владела французским и немецким языками. В 1909 слушала курс французской литературы в Сорбонне.

Становление поэта

Начало литературной деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов; она знакомится с В. Я. Брюсовым, оказавшим значительное влияние на ее раннюю поэзию, с поэтом Эллисом (Л. Л. Кобылинским), участвует в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет». Не менее существенное воздействие оказали поэтический и художественный мир дома М. А. Волошина в Крыму (Цветаева гостила в Коктебеле в 1911, 1913, 1915, 1917).

В двух первых книгах стихов «Вечерний альбом» (1910), «Волшебный фонарь» (1912) и поэме «Чародей» (1914) тщательным описанием домашнего быта (детской, «залы», зеркал и портретов), прогулок на бульваре, чтения, занятий музыкой , отношений с матерью и сестрой имитируется дневник гимназистки (исповедальность, дневниковая направленность акцентируется посвящением «Вечернего альбома» памяти Марии Башкирцевой (см. БАШКИРЦЕВА Мария Константиновна)), которая в этой атмосфере «детской» сентиментальной сказки взрослеет и приобщается к поэтическому. В поэме «На красном коне» (1921) история становления поэта обретает формы романтической сказочной баллады.

Поэтический мир и миф

В следующих книгах «Версты» (1921-22) и «Ремесло» (1923), обнаруживающих творческую зрелость Цветаевой, сохраняется ориентация на дневник и сказку, но уже преображающуюся в часть индивидуального поэтического мифа. В центре циклов стихов, обращенных к поэтам-современникам А. А. Блоку, А. А. Ахматовой, С. Парнок (см. ПАРНОК София Яковлевна), посвященных историческим лицам или литературным героям - Марине Мнишек, Дон Жуану и др., - романтическая личность, которая не может быть понята современниками и потомками, но и не ищет примитивного понимания, обывательского сочувствия. Цветаева, до определенной степени идентифицируя себя со своими героями, наделяет их возможностью жизни за пределами реальных пространств и времен, трагизм их земного существования компенсируется принадлежностью к высшему миру души, любви, поэзии.

«После России»

Характерные для лирики Цветаевой романтические мотивы отверженности, бездомности, сочувствия гонимым подкрепляются реальными обстоятельствами жизни поэтессы. В 1918-22 вместе с малолетними детьми она находится в революционной Москве, в то время как ее муж С. Я. Эфрон сражается в белой армии (стихи 1917-21, полные сочувствия белому движению, составили цикл «Лебединый стан»). С 1922 начинается эмигрантское существование Цветаевой (кратковременное пребывание в Берлине, три года в Праге, с 1925 - Париж), отмеченное постоянной нехваткой денег, бытовой неустроенностью, непростыми отношениями с русской эмиграцией, возрастающей враждебностью критики. Лучшим поэтическим произведениям эмигрантского периода (последний прижизненный сборник стихов «После России 1922-1925», 1928; «Поэма горы», «Поэма конца», обе 1926; лирическая сатира «Крысолов», 1925-26; трагедии на античные сюжеты «Ариадна», 1927, опубликована под названием «Тезей», и «Федра», 1928; последний поэтический цикл «Стихи к Чехии», 1938-39, при жизни не публиковался и др.) присущи философская глубина, психологическая точность, экспрессивность стиля.

Особенности поэтического языка

Свойственные поэзии Цветаевой исповедальность, эмоциональная напряженность, энергия чувства определили специфику языка, отмеченного сжатостью мысли, стремительностью развертывания лирического действия. Наиболее яркими чертами самобытной поэтики Цветаевой явились интонационное и ритмическое разнообразие (в т. ч. использование раешного стиха (см. РАЕШНЫЙ СТИХ), ритмического рисунка частушки (см. ЧАСТУШКА); фольклорные истоки наиболее ощутимы в поэмах-сказках «Царь-девица», 1922, «Молодец», 1924), стилистические и лексические контрасты (от просторечия и заземленных бытовых реалий до приподнятости высокого стиля и библейской образности), необычный синтаксис (уплотненная ткань стиха изобилует знаком «тире», часто заменяющим опускаемые слова), ломка традиционной метрики (смешение классических стоп внутри одной строки), эксперименты над звуком (в т. ч. постоянное обыгрывание паронимических созвучий (см. Паронимы (см. ПАРОНИМЫ)), превращающее морфологический уровень языка в поэтически значимый) и др.

Проза

В отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде признания (в новаторской поэтической технике Цветаевой усматривали самоцель), успехом пользовалась ее проза, охотно принимавшаяся издателями и занявшая основное место в ее творчестве 1930-х гг. («Эмиграция делает меня прозаиком...»). «Мой Пушкин» (1937), «Мать и музыка» (1935), «Дом у Старого Пимена» (1934), «Повесть о Сонечке» (1938), воспоминания о М. А. Волошине («Живое о живом», 1933), М. А. Кузмине («Нездешний ветер», 1936), А. Белом («Пленный дух», 1934) и др., соединяя черты художественной мемуаристики, лирической прозы и философской эссеистики, воссоздают духовную биографию Цветаевой. К прозе примыкают письма поэтессы к Б. Л. Пастернаку (1922-36) и Р. М. Рильке (1926) - своего рода эпистолярный роман.

Конец пути

В 1937 Сергей Эфрон, ради возвращения в СССР ставший агентом НКВД за границей, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве, бежит из Франции в Москву. Летом 1939 вслед за мужем и дочерью Ариадной (Алей) возвращается на родину и Цветаева с сыном Георгием (Муром). В том же году и дочь и муж были арестованы (С. Эфрон расстрелян в 1941, Ариадна после пятнадцати лет репрессий была в 1955 реабилитирована). Сама Цветаева не могла найти ни жилья ни работы; ее стихи не печатались. Оказавшись в начале войны в эвакуации, безуспешно пыталась получить поддержку со стороны писателей; покончила жизнь самоубийством.

Большой энциклопедический словарь

ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна (1892-1941) - русская поэтесса. Дочь И. В. Цветаева. Романтический максимализм, мотивы одиночества, трагическая обреченность любви, неприятие повседневного бытия (сборники "Версты", 1921, "Ремесло", 1923, "После России", 1928; сатирическая поэма "Крысолов", 1925, "Поэма Конца", обе - 1926). Трагедии ("Федра", 1928). Интонационно-ритмическая экспрессивность, парадоксальная метафоричность. Эссеистская проза ("Мой Пушкин", 1937; воспоминания об А. Белом, В. Я. Брюсове, М. А. Волошине, Б. Л. Пастернаке и др.). В 1922-39 в эмиграции. Покончила жизнь самоубийством.

Энциклопедия Кольера

ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна (1892-1941), русская поэтесса. Родилась 26 сентября 1892 в Москве. Ее первый стихотворный сборник Вечерний альбом (1910) воскрешал детские воспоминания, домашнюю обстановку, напоминал об утрате любимой матери. Ранние стихи привлекли к ней внимание критики, в частности М.А.Волошина, в доме которого в Крыму она встретила своего будущего мужа - С.Я.Эфрона. В юности на Цветаеву оказали огромное влияние поэты-символисты, особенно А.А.Блок; в следующем сборнике Волшебный фонарь ему был посвящен стихотворный цикл. В 1916 Цветаева сдружилась с поэтом О.Э.Мандельштамом. Октябрьский переворот 1917 Цветаевой был чужд; Эфрон присоединился к антибольшевистской Белой армии, офицерам которой посвящен стихотворный сборник Лебединый стан, не публиковавшийся при жизни поэтессы. Лучшие стихотворные произведения Цветаевой были написаны в Праге, куда она последовала за мужем в 1922. В 1925 семья переехала в Париж. В 1930-е годы Цветаева написала великолепные прозаические мемуары, в том числе Мой Пушкин и Мать и музыка. После разоблачения Эфрона как агента НКВД он вернулся в Советский Союз. Цветаева последовала за ним в 1939. Дочь ее была осуждена на пятнадцать лет лагерей, Эфрона расстреляли. Во время наступления гитлеровских войск Цветаева вместе с сыном была эвакуирована в Елабугу (Республика Татарстан). Цветаева покончила с собой в Елабуге 31 августа 1941.

ЛИТЕРАТУРА

Саакянц А.А. Марина Цветаева: Жизнь и творчество. М., 1987 Цветаева М.И. Собрание стихотворений, поэм и драматических произведений, тт. 1-3. М., 1990-1993 Белкина М. Скрещение судеб, изд. 2-е, доп. М., 1992 Миркина З. "Огонь и пепел": Духовный путь Марины Цветаевой. М., 1993 Цветаева М.И. Собрание сочинений, тт. 1-7. М., 1994-1997 Саакянц А.А. "Все понять и за всех пережить". М., 1995 Бродский И. Бродский о Цветаевой. Диалог с Волковым. Эссе о Цветаевой. М., 1997

Полезные сервисы

цветаева, марина ивановна

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Марина Ивановна Цветаева.

Марина Ивановна Цветаева.

ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна (1892 - 1941), русская поэтесса. Романтический максимализм, напряженная эмоциональность, мотивы одиночества, трагической обреченности любви, сознание собственной избранности (сборник "Версты", 1921, "Ремесло", 1923, "После России", 1928; сатирическая поэма "Крысолов", 1925; "Поэма Горы", "Поэма Конца", обе 1926). Трагедии ("Федра", 1928). Интонационно-ритмическая экспрессивность, парадоксальная метафоричность. Эссеистская проза ("Мой Пушкин", 1937; воспоминания об А. Белом, В.Я. Брюсове, М.А. Волошине, Б.Л. Пастернаке и других). В 1922 - 39 в эмиграции. Вернувшись на родину, в эвакуации покончила жизнь самоубийством.

Полезные сервисы

цветаевед

Орфографический словарь

цветаеве́д, -а (от Цвета́ева)

Синонимы к слову цветаевед

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

цветаеведение

Синонимы к слову цветаеведение

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

цветаевский

Орфографический словарь

цвета́евский (от Цвета́ев, Цвета́ева)

Полезные сервисы