Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

цзин

Энциклопедический словарь

ЦЗИН - ЦЗИН, в китайской мифологии оборотни.

Большой энциклопедический словарь

ЦЗИН - в китайской мифологии оборотни.

Синонимы к слову цзин

сущ., кол-во синонимов: 3

дух (136)

семя (18)

сила (117)

Сканворды для слова цзин

- В китайской мифологии оборотни.

Полезные сервисы

цзин вэй

Энциклопедия Кольера

Буквально "основа и уток". Понятие китайской философии и культуры, выражающее идею геометрико-текстологической структурной упорядоченности. Подразумевает сеть продольно-вертикальных (цзин1) и поперечно-горизонтальных (вэй3) линий. Узкое значение "цзин вэй" - "каноны и апокрифы". "Корень дао - только гуманность и должная справедливость. Пятиканоние - его основа, прочие книги - уток" (Сюнь Юэ, 2 в.), - связано с понятием "знаков/письменности/культуры" (вэнь) как начала, посредством которого на человеческое общество переносится упорядочивающая общекосмическая структура: "Представление Поднебесной в линиях основы и утка называется вэнь" (Цзо чжуань, 5-2 вв. до н.э.). Корреспондирующий с универсальной мировоззренческой метафорой "ткани бытия"

(см. ЦЗИ-ПЕРВОДВИГАТЕЛЬ)

исходный смысл словосочетания "цзин вэй" - ткацкоделательный: "цзин1" означает нити основы ткани, на которые накладываются, пересекая их, нити утка (вэй3). Производство ткани (сети) в китайской культуре, как и во многих других, ассоциировалось с созданием письмен и текстов (ср. латинское textus - "сплетение", "ткань"); в частности, китайская традиция возводила возникновение иероглифической письменности к так называемому узелковому письму. В коррелятивной символике традиционной китайской философии и науки

(см. СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ)

направление цзин1 соотносится с Небом (тянь) и последовательностью нечетных ("небесных") чисел, а вэй3 - с Землей и последовательностью четных ("земных") чисел. Как и у пифагорейцев в античной Греции, исходным нечетным числом считалось 3, четным - 2. Ассоциация с Небом как главенствующим началом выделила из пары цзин вэй первый член (цзин1). Он стал обозначением главного форманта культуросозидающей деятельности - писаного "канона", а ассоциативная связь с Небом как символическим эквивалентом числа 3 обусловила представление о троичности "канона", которая в двухмерной развертке дает девятиклеточный квадрат. С помощью категории "канон" (цзин1) описывалась и общекосмическая девятеричность: "Соединение и гармония Неба и Земли есть великий канон жизни... Небо имеет девять просторов, земля имеет девять областей" (Люй-ши чунь цю, 3 в. до н.э.). Представление о квадратной девятиклеточной структуре пространства нашло выражение в утопической концепции "колодезных полей" (цзин тянь): "колодцем" (цзин6) называлась идеальная административно-производственная единица, территориальной основой которой якобы была система из девяти квадратных полей,

взаиморасположение которых непосредственно изображает данный иероглиф:

Энциклопедия Кольера ЦЗИН ВЭЙ = Энциклопедия Кольера ЦЗИН ВЭЙ

"Колодец" рассматривался как основание универсальной квадратно-девятеричной структуры, делящей пространство от уровня сельской общины до уровня всей земной поверхности, состоящей из девяти материков (Мэн-цзы, 4-3 вв. до н.э.; Чжоу ли, 5-2 вв. до н.э., Цзоу Янь, 4-3 вв. до н.э.). Возможно, пути семантической эволюции иероглифов "цзин1" ("основа", "канон") и "цзин6" ("колодец") были параллельны: от обозначения продольно-поперечных движений в ткачестве и запашке земли к обозначению нормативной квадратно-девятиклеточной структуры. Такая "колодезно-каноническая" структура лежит в основе универсальной общеметодологической классификационной схемы - системы триграмм и гексаграмм (см. ГУА): схематической моделью триграмм

является девятиклеточный квадрат:

Энциклопедия Кольера ЦЗИН ВЭЙ, Энциклопедия Кольера ЦЗИН ВЭЙ и т.д.

В традиционной науке универсальная сеть цзин вэй строго ориентирована по сторонам света:[[Продольные линии]] основы имеют [[направления]] на юг и север, [[поперечные линии]] утка имеют [[направления]] на запад и восток" (Ян Сюн, 53 до н.э. - 18 н.э.). Развивший подобные взгляды последователь Ян Сюна выдающийся ученый Чжан Хэн (78-139) стал родоначальником количественной картографии, основанной соответственно на прямоугольной сетке координат. Представление о цзин вэй как упорядочивающей "сети" отразилось в теории китайской медицины. Термин "цзин1" имеет в ней значение "меридиан, главный канал" и относится к 12 основным парафизиологическим "руслам", по которым осуществляется суточная циркуляция "пневмы" (ци1) в организме. Аналогия с цзин вэй просматривается в названии системы главных и второстепенных "каналов" - "энергетического каркаса" организма: "цзин ло" ("меридианы и коллатерали").

ЛИТЕРАТУРА

Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994

Полезные сервисы

цзин тянь

Энциклопедия Кольера

ЦЗИН ТЯНЬ - "Колодезные поля", или "колодезные земли" (цзин ди). Одна из основополагающих утопических концепций социально-экономического устройства, разработанных в конфуцианстве, идеал землевладения и землепользования. Ее наиболее раннее и полное изложение (возможно, авторство) принадлежит Мэн Кэ (Мэн-цзы, 4-3 вв. до н.э.), а термин "цзин тянь" впервые появился в Гулян чжуани (2 в. до н.э.), комментарии к древнейшей канонической летописи Чунь цю (5 в. до н.э.). Согласно Мэн Кэ, в начале эпохи Чжоу (11-3 вв. до н.э.) существовала система землепользования цзин ди, основанная на разделении квадратного земельного участка площадью 900 му (со стороной квадрата 1 ли - около 477,84 или 497,7 м) на девять равных полей в виде иероглифа "цзин6"

ЦЗИН ТЯНЬ

("колодец"); восемь окаймляющих центр полей находились в личном ("частном" - сы1) пользовании, среднее поле было общинным (гун2) и служило для сбора натуральной ренты. Каждые восемь крестьянских хозяйств якобы объединялись в поселок цзин6, или сян3 - автономную общину на началах взаимопомощи и взаимной ответственности. Некоторые исследователи полагают, что эта система в большой степени основана на исторических реалиях и сомнительны лишь отдельные цифровые выкладки Мэн Кэ, к тому же идеализировавшего связанное с этим типом землепользования социальное устройство. Однако ряд построений Мэн Кэ выявляет внеэмпирический, общемировоззренческий и общеметодологический статус концепции "колодезных земель". Он связывал ее с идеей "обновления предопределения (мин1)", приведшего к власти династию Чжоу в 11 в. до н.э., а реализацию этого проекта - с идеалом "гуманного правления" (жэнь чжэн), который требует "[[выправления]] канонических межей" (цзин цзе), что должно обеспечить "равномерность колодезных земель" и, таким образом, упорядочение натурального жалованья чиновников, исключение злоупотреблений с их стороны (Мэн-цзы, III А, 3). Здесь система цзин тянь прямо проецируется на "каноническую" (цзин1, см. ЦЗИН ВЭЙ) девятиклеточную структуру - общетеоретическую модель пространства. Это и другие положения Мэн Кэ обнаруживают в системе цзин тянь самый широкий мироописательный смысл. Например, указывается, что поле в 100 му предназначено для прокормления семьи из восьми человек, таким образом, в цзине (сяне) должно быть 64 члена, а таково фундаментальное "нумерологическое" число, или количество гексаграмм

(см. СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ; ГУА; ЧЖОУ И); девятеричную схему Мэн Кэ распространил на земли (ди2) всего Китая, которые "состоят из девяти квадратов со стороной [[каждого]] в 1 тысячу ли", а Цзоу Янь (3 в. до н.э.) охватил ею всю земную поверхность, состоящую из 9 материков, на одном из которых Срединное государство (Китай) занимает одну девятую часть, и т.п. Промежуточные таксономические уровни между площадью Поднебесной и одного "колодца" даны в Чжоу ли, где говорится о квадратах - "формированиях" (чэн2), образованных девятью "колодцами", и "объединениях" (тун1) из девяти чэн. Указанные геометрические схемы и относящиеся к ним числовые величины ("нумерологические" - 3, 9, 8, 64 либо "круглые" - 10, 100, 1000) носят символико-нумерологический характер. Система цзин тянь представляет собой конкретизацию общемировоззренческих и общеметодологических представлений, проекцию универсальной космологической модели в социально-экономическую и административно-территориальную сферу. Ее главная идея заключается в согласовании человеческой деятельности на земле с естественными законами, которое прежде всего выражается в приведении землеустройства в соответствие со структурой мироздания. Указанные схемы получили большое развитие в эпоху Хань (3 в. до н.э. - 3 в. н.э.), а концепция цзин тянь в средние века привлекалась для идеологического обоснования действий правительства по регулированию землевладения, землепользования, налоговой системы или проектов соответствующих реформ.

См. также ЦЗИН ВЭЙ.

ЛИТЕРАТУРА

Васильев Л.С. Проблема цзин тянь. - В кн.: Китай. Япония. История и филология. М., 1961 Го Можо. Философы древнего Китая. М., 1961 Кобзев А.И. Понятийно-теоретические основы конфуцианской социальной утопии. - В кн.: Китайские социальные утопии. М., 1987 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994

Полезные сервисы

цзин-семя

Энциклопедия Кольера

ЦЗИН-СЕМЯ - "Семя", "дух", "духовные силы", "эссенция", "утончение", "тончайшее", "семенное" (цзин3). Одна из самых специфичных категорий китайской философии. Исходное значение "цзин3" - "отборный, очищенный рис" (Лунь юй) - обрело два семантических полюса: "семя" (физическая эссенция) и "дух" (психическая эссенция). Таким образом, "цзин3" выражает идею непосредственного тождества сексуальной и психической энергий, образуя параллель "сперматическому логосу" в древней и "либидо" в современной западной философии. В Дао дэ цзине (4 в. до н.э.) цзин3 фигурирует как некая "эссенциальность" Вселенной, условие жизни. В Гуань-цзы (4-3 вв. до н.э.) цзин3 - это "утонченность пневмы" (ци чжи цзин), порождающее начало всех вещей, обеспечивающее и жизнь, и духовную активность: "Если [[семя]] распространяется между Небом и Землей, это будут нави и духи (гуй шэнь). Если же [[оно]] сокрыто в груди, то это будет совершенномудрый человек (шэн жэнь)". Там же "соединение осемененных пневм (цзин ци) мужчин и женщин" рассматривается как условие рождения человека. В Си цы чжуани (4 в. до н.э., см. Чжоу и) цзин3 - это рафинированная "пневма", которая может быть мужской (ян ци, нань ци) и женской (инь ци, нюй ци): "Мужское и женское [[начала]] связывают семя (гоу цзин), и тьма вещей, видоизменяясь, рождается"; "Осемененная пневма (цзин ци) образует вещи". В некоторых пассажах "цзин3" означает дух, душу, разум: "Так благородный муж знает, какая вещь произойдет. Разве может кто-либо, не обладающий высшей разумностью (цзин3) в Поднебесной, быть причастен к этому?"; "Разумное долженствование (цзин и) проникает в дух (шэнь1)". В Люй-ши чунь цю (3 в. до н.э.) "концентрация" (цзи5) "осемененной пневмы" объявляется источником существования форм живой и неживой природы, обусловливающим и развитие их лучших качеств: например, рост растений, способность животных двигаться, игру самоцветов; она является также носителем "красоты" (мэй) и потому определяет существование "блага" (лян), носителем "разумности" (чжи1) и потому обусловливает "просветленность [[разума]]" (мин3). Согласно Хуайнань-цзы (2 в. до н.э.), цзин3 в космологической и антропологической иерархии занимает срединное положение между "духом" и "пневмой", в космосе оно формирует солнце, луну, звезды, небесные ориентиры (чэнь), гром, молнию, ветер и дождь, а в человеке - "пять внутренних органов" (у цзан), которые находятся в координации с внешними органами чувств. В одном из пассажей Хуайнань-цзы "осемененная (утонченная) пневма" объявляется присущей только человеку, тогда как животные состоят из "мутной пневмы" (фань ци). Поскольку цзин3 - квинтэссенция "пневмы", оно может рассматриваться как ее особый вид. На графическом уровне данную связь выражает наличие общего элемента "ми" - "рис" у знаков "цзин3" и "ци1".

ЛИТЕРАТУРА

Лисевич И.С. Литературная мысль Китая на рубеже древности и средних веков. М., 1979 Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и китайская классическая философия. М., 1983 Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994

Полезные сервисы

цзинань

Энциклопедический словарь

Цзина́нь - город в Восточном Китае, на р. Хуанхэ, административный центр провинции Шаньдун. 1,5 млн. жителей (1990). Крупный центр производства резиновых изделий. Машиностроение, металлургия, химическая, текстильная, пищевая промышленность. Университет.

* * *

ЦЗИНАНЬ - ЦЗИНА́НЬ (Jinan, Tsinan), город в Восточном Китае (см. КИТАЙ), на р. Хуанхэ (см. ХУАНХЭ). Административный центр провинции Шаньдун (см. ШАНЬДУН (провинция)). Население 1,96 млн человек (2004), с пригородами 2,48 млн человек.

Крупный транспортный узел. Машиностроение (автомобилестроение, станкостроение, железнодорожное, оборудование для текстильной и пищевой промышленности), металлургия. Крупный центр производства резиновых изделий. Химическая, нефтехимическая, бумажная, текстильная (в т. ч. ковровое производство), пищевая промышленность. Университет и др. высшие учебные заведения.

Цзинань основан в 8 в. до н. э. и входил в состав царства Лу (см. ЛУ (древнекитайское царство)) (750-450 до н. э.). С 12 в. является административным центром провинции Шаньдун.

Промышленное развитие началось в 1852, когда после очередного перемещения русла Хуанхэ стала протекать близ самого города. В 1860-х гг. вокруг города были возведены укрепления для защиты Цзинаня от восставших тайпинов (см. ТАЙПИНСКОЕ ВОССТАНИЕ). В 1937-45 город был оккупирован японскими войсками.

В Цзинане и его окрестностях сохранились памятники древности, среди которых наиболее популярны остатки горных террас и колодец времен царства У (8-5 вв. до н. э.), буддистский храм У, участки стены периодов династий Цинь (3 в. до н. э.) и Ци (5 в. н. э.), храм предков эпохи Хань - самое древнее здание, сохранившееся до нашего времени на территории Китая (1 в. до н. э.).

Близ Цзинаня «священная гора» Тайшань (см. ТАЙШАНЬ).

Большой энциклопедический словарь

ЦЗИНАНЬ - город в Вост. Китае, на р. Хуанхэ, административный центр пров. Шаньдун. 1,5 млн. жителей (1990). Крупный центр производства резиновых изделий. Машиностроение, металлургия, химическая, текстильная, пищевая промышленность. Университет.

Синонимы к слову цзинань

сущ., кол-во синонимов: 1

город (2765)

Сканворды для слова цзинань

- Город в Китае.

Полезные сервисы

цзинвэй

Сканворды для слова цзинвэй

- В архаической китайской мифологии - чудесная птица, дочь Янь-ди.

Полезные сервисы

цзиндэчжень

Энциклопедический словарь

ЦЗИНДЭЧЖЕНЬ - ЦЗИНДЭЧЖЕ́НЬ (Фулян) (Jingdezhen), город в Восточном Китае (см. КИТАЙ), на р. Чанцзян (впадает в озеро Поянху (см. ПОЯНХУ)), в провинции Цзянси (см. ЦЗЯНСИ). Население 314,4 тыс. человек (2004).

С конца 6 в. н. э. Цзиндэчжэнь («столица фарфора») - один из важнейших центров китайского фарфорового производства на базе местного месторождения каолина (см. КАОЛИН). Известен тонкий белый фарфор (см. ФАРФОР) (под названием «фальшивый нефрит»), первоначально гладкий, впоследствии расписной (особенно с 14 в.). Музей истории керамики.

В 19 в. во время Тайпинского (см. ТАЙПИНСКОЕ ВОССТАНИЕ) восстания Цзиндэчжэнь был значительно разрушен.

Большой энциклопедический словарь

ЦЗИНДЭЧЖЕНЬ (Фулян) - город в Вост. Китае, на р. Чанцзян, пров. Цзянси. 329 тыс. жителей (1990). Фарфоровое производство.

Сканворды для слова цзиндэчжень

- Город в Восточном Китае.

Полезные сервисы

цзиндэчжэнь

Энциклопедический словарь

Цзиндэчжэ́нь (Фулян), город в Восточном Китае, на р. Чанцзян, провинция Цзянси. 329 тыс. жителей (1990). Традиционное (с VI в.) фарфоровое производство; именовался «столицей» фарфора.

Полезные сервисы

цзинин

Энциклопедический словарь

Цзини́н - город в северной части Китая, в автономном районе Внутренняя Монголия. 164 тыс. жителей (1990). Транзитно-перевалочный пункт. Лесная, пищевая промышленность.

* * *

ЦЗИНИН - ЦЗИНИ́Н, город в северной части Китая, в автономном районе Внутренняя Монголия. 164 тыс. жителей (1990). Транзитно-перевалочный пункт. Лесная, пищевая промышленность.

Большой энциклопедический словарь

ЦЗИНИН - город в северной части Китая, в автономном районе Внутренняя Монголия. 164 тыс. жителей (1990). Транзитно-перевалочный пункт. Лесная, пищевая промышленность.

Полезные сервисы

цзинин (в шаньдун)

Энциклопедический словарь

ЦЗИНИН (в Шаньдун) - ЦЗИНИ́Н (Jining), город в Восточном Китае (см. КИТАЙ), на Великом канале (см. ВЕЛИКИЙ КАНАЛ), на юго-западе провинции Шаньдун (см. ШАНЬДУН (провинция)). Население 451 тыс. человек (2005).

Транспортный узел. Машиностроение, химическая, текстильная, фармацевтическая промышленность. Традиционное ремесленное производство (изделия из бамбука (см. БАМБУКИ), дерева и металлов). Торговый центр сельскохозяйственного района (пшеница, рис, зерновые, бобовые, хлопок, арахис (см. АРАХИС)).

Цзинин долгое время являлся крупным торговым портом на Великом канале, пока изменение течения р. Хуанхэ (см. ХУАНХЭ) в 1855 не вызвало сильное отложение наносов в канале выше Цзинина. Начиная с конца 19 в. этот участок Великого канала использовался судами только во влажный период, что вызвало стремительный упадок экономики города. Строительство в начале 20 в. железной дороги близ Цзинина вызвало отток населения в расположенный у дороги г. Янчжоу. В настоящее время у Цзинина ведутся интенсивные работы по очистке русла Великого канала.

Полезные сервисы

цзинпо

Определитель языков

Dingla Atsi shong e hkom nga yang dai ndan gap hkra ai lam

hpe na nna hpang de wa nhtang san ai hte dai ndan pala hpe mu jang:

"Ndai ndan pala go anhte La Hu amyu chyu sha chye land ai wa mi, masha

gadai wa rai kun, Gaifangkyin hpe dat ma ai," nga nna myi man chyang

hkra pot nga ai.

Gaifangkyin ni lani jan do mi ting nam maling hkan e hprun

gasok hkom tim hpa dirin hpe mung n mu ma ai. Maling ko na nnan pru wa

ai shaloi wo grai tsn ai ga hkumpau hta hpunlap hte galup ai ginsum

langai mi mu mada ma ai.

Shaloi Wu panjang dai ginsum hpe mu mada jang Gaifangkyin

manan ni hpe woi hpareng nna lam n hkong nga hku sa wa nhtom dai ginsum

sa wang shinggrup ton mu ai.

Алфавит

Aa, Bb, Cc, Dd, Ee, Ff, Gg, Hh, Ii, Jj, Kk,

Ll, Mm, Nn, Oo, Pp, Rr, Ss, Tt, Uu, Ww, Yy, Zz.

В алфавите отсутствуют буквы q, v, x.

Отличием от других языков народов Китая может служить

отсутствие букв русского алфавита, имеющихся во всех других

алфавитах, кроме алфавита языка тун. Характерны

буквосочетания nn, hk, ht, hp.

С языком цзинпо весьма сходен язык цзайва. В настоящее

время существует тенденция рассматривать их как два диалекта одного

языка.

Народности цзинпо и цзайва проживают в провинции Юньнань в

Китае. Общая их численность - около 100 тыс. человек.

Цзинпо и цзайва, расселившиеся в пограничных районах Бирмы,

именуются качинцами и аци. Аци в письме используют алфавит, созданный

миссионерами на основе прописных букв латинского алфавита:

B P P D T T G K K J C Ɔ Z F M N L S R Λ H W X Y A E I O U Γ

/>

Принадлежит к тибето-бирманской группе китайско-тибетских

языков.

Полезные сервисы

цзинь

Энциклопедический словарь

Цзинь - государство и династия (1115-1234) джурчжэней. К середине XII в. в состав Цзинь входила территория современных северо-восточных и северных районов Китая и часть территории современного автономного района Внутренняя Монголия (КНР).

Большой энциклопедический словарь

ЦЗИНЬ - государство и династия (1115-1234) чжурчжэней. К сер. 12 в. в состав Цзиня входила территория современного северо-восточного и северного районов Китая и часть территории современного автономного района Внутренняя Монголия (КНР).

Синонимы к слову цзинь

сущ., кол-во синонимов: 2

Большой словарь иностранных слов

цзинь

[кит.] - мера веса; в Китае около 604,5 г, в Японии - 599,7 г

Сканворды для слова цзинь

- Комедийный герой китайского народного театра.

Полезные сервисы

цзинь (государство чжурчжэней)

Энциклопедический словарь

ЦЗИНЬ (государство чжурчжэней) - ЦЗИНЬ, государство и династия (1115-1234) чжурчжэней (см. ЧЖУРЧЖЭНИ). К сер. 12 в. в состав Цзиня входила территория современного северо-восточного и северного районов Китая и часть территории современного автономного района Внутренняя Монголия (КНР).

Полезные сервисы

цзинь (династия в китае)

Энциклопедический словарь

ЦЗИНЬ (династия в Китае) - ЦЗИНЬ (Chin), династия в Древнем Китае (265 - 420, в том числе 317 - 420 - Восточная Цзинь).

По завершении драматичного для Китая периода Троецарствия (см. Саньго (см. САНЬГО)) с падением в 280 царства У, к власти на всей территории страны пришла династия Цзинь. Ее основателю Сыма Яню досталась разоренная и опустошенная многолетними войнами страна. Хозяйство находилось в состоянии глубокого упадка. Ирригационные сооружения разрушились, поля опустели, города сожжены или разграблены, торговые связи нарушены. Сыма Янь, стремясь укрепить империю и стабилизировать положение в ней, провел ряд важных экономических мероприятий. Он укрепил государственную собственность на землю. Им была введена система надельного землепользования, получившая название «чжаньтяньчжи», которая заключалась в том, что крестьяне получали два разных типа наделов: «поля во владении» (чжань тянь) и «поля, облагающиеся повинностью» (ко тянь). Крестьяне, получившие наделы, ежегодно должны были отрабатывать двадцатидневную барщину и вносить подворные подати шелковой тканью и пряжей. Надельное землепользование получило дальнейшее развитие в 5 в.

Несмотря на очевидное стремление властей снизить социальную напряженность и облегчить участь крестьянства, господствующая идеология в 4-6 вв. выдвинула учение о том, что само Небо установило деление людей на «аристократов» (ши) и «простолюдинов» (шужэнь). Помимо этих основных сословий в Китае в эту эпоху существовали также рабы и домашняя прислуга. Сословные перегородки возникали и в среде аристократии (ши). Магнаты имели и собственные войска, причем принадлежность к военному сословию стала наследственной. Имперские власти тщетно пытались противостоять этому процессу. Страну по-прежнему раздирали междоусобные распри.

Тем временем продолжался натиск кочевых племен на северные районы Китая и в то же время все усиливавшийся отток населения на юг. Враждующие магнаты зачастую сами пользовались услугами кочевников в междоусобных войнах, чем облегчали им проникновение на территорию Китая.

В 4 в. южные гунны, сяньби и тибето-тангутские племена вторглись в Китай. Их нашествие сопровождалось страшными разрушениями. В 311 пал г. Лоян - столица империи, а в 316 - новая столица Чанъань. В течение целого столетия племена кочевников одни за другими совершали нашествия в Северный Китай, оспаривая друг у друга китайскую землю. Китайским войскам удалось остановить чужеземные нашествия на рубеже реки Янцзы.

На юге Китая образовалось государство во главе с династией Восточной Цзинь (317 - 420). Северный Китай попал под власть сяньбийских племен тоба, образовавших на его территории царство Северной Вэй (см. ВЭЙ СЕВЕРНАЯ). Но сами тобийцы постепенно растворились в массе китайского населения. В государстве Северной Вэй развивались феодальные отношения. Вся земля считалась государственной. Осуществлялась система надельного землепользования. Крестьяне получали пахотные земли во временное, а сады, огороды и занятые посадками тутового дерева - в наследственное пользование. Земледельцы должны были платить государственную ренту-налог зерном, пряжей и тканями и отработать 20 дней в году непосредственно на государство. Крестьянство, получая от государства надел, было фактически прикреплено к земле. Государственные служащие - военные и чиновники - получали от государства надел на время службы. Размер этих наделов во много раз превышал крестьянские хозяйства и варьировался в зависимости от значительности занимаемой должности. Система надельного землепользования на деле не уничтожила крупного землевладения. Вместе с тем она усилила зависимость всего населения от государства.

В первые века нашей эры на территорию Китая из Индии начал проникать буддизм (см. БУДДИЗМ). На местной почве он вобрал в себя множество элементов учения даосизма (см. ДАОСИЗМ), так что первых буддистов в Китае принимали за представителей одной из многочисленных сект даосских проповедников. К 5 в. в стране существовали десятки буддистских монастырей, владевших значительными земельными угодьями, зависимыми крестьянами, и обладали значительной экономической и политической силой.

Тем временем на юге не прекращались жестокие усобицы. В 420 пала династия Восточная Цзинь. Однако в целом, несмотря на непрекращающиеся внутренние распри, в стране сохранилась тенденция к объединению. Новая попытка создать единую китайскую империю была предпринята Ян Цзянем - создателем династии Суй (см. СУЙ (династия)).

Полезные сервисы

цзинь (древнекитайское царство)

Энциклопедический словарь

ЦЗИНЬ (древнекитайское царство) - ЦЗИНЬ, царство в Древнем Китае (11-4 вв. до н. э.). Располагалось на территории современной провинции Шаньси (см. ШАНЬСИ).

В 632-546 до н. э. - одно из сильнейших древнекитайских царств - т. н. гегемон (ба). В 5 в. до н. э. царств Цзинь было ослаблено междоусобной борьбой знатных домов, в результате чего распалось на три владения (впоследствии самостоятельные царства): Чжао, Вэй и Хань. Номинально просуществовало до 369 до н. э., когда окончательно было уничтожено этими царствами.

Полезные сервисы

цзиньси

Энциклопедический словарь

ЦЗИНЬСИ - ЦЗИНЬСИ́ (Jinxi), город в Северо-Восточном Китае, (см. КИТАЙ) в провинции Ляонин (см. ЛЯОНИН). Население 337,3 тыс. человек (2004), с пригородами 564,9 тыс. человек.

Нефтепереработка, машиностроение (в т. ч. оборудование для химической и горнодобывающей промышленности), химическая, цементная, текстильная, швейная, пищевая промышленность.

Полезные сервисы

цзиньцзян

Сканворды для слова цзиньцзян

- В устье какой реки стоит китайский город Цюаньчжоу?

Полезные сервисы

цзиньчжоу

Энциклопедический словарь

Цзиньчжо́у (Цзиньсянь), город в Северо-Восточном Китае, провинция Ляонин, на р. Сяолинхэ, близ Ляодунского залива. 625 тыс. жителей (1990). Химическая, текстильная, фарфоровая, металлообрабатывающая промышленность.

* * *

ЦЗИНЬЧЖОУ - ЦЗИНЬЧЖО́У (Цзиньсянь), город в Северо-Вост. Китае, пров. Ляонин, на р. Сяолинхэ, близ Ляодунского зал. 580 тыс. жителей (1990). Химическая, текстильная, фарфоровая, металлообрабатывающая промышленность.

Большой энциклопедический словарь

ЦЗИНЬЧЖОУ (Цзиньсянь) - город в Северо-Вост. Китае, пров. Ляонин, на р. Сяолинхэ, близ Ляодунского зал. 580 тыс. жителей (1990). Химическая, текстильная, фарфоровая, металлообрабатывающая промышленность.

Сканворды для слова цзиньчжоу

- Город в Северо-Восточном Китае.

Полезные сервисы

цзиньшацзянит

Синонимы к слову цзиньшацзянит

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы