- Китайский философ и историк, один из основоположников неоконфуцианства.
чжу дэ
Энциклопедический словарь
Чжу Дэ (1886-1976), председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей с 1959. В руководстве КП Китая (КПК) с 1934, в 1956-66 заместитель председателя ЦК КПК. В 1931-37 главнокомандующий китайской Красной армией. В 1937-45 командующий 8-й армией. В 1945-54 главнокомандующий Народно-освободительной армией Китая. В 1954-59 заместитель председателя КНР.
* * *
ЧЖУ ДЭ - ЧЖУ ДЭ (1886-1976), председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей с 1959. В 1956-66 заместитель председателя ЦК КП Китая. В 1931-37 главнокомандующий китайской Красной армией. В 1937-45 командующий 8-й армией. В 1945-54 главнокомандующий Народно-освободительной армией Китая. В 1954-59 заместитель председателя КНР.
Большой энциклопедический словарь
ЧЖУ ДЭ (1886-1976) - председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей с 1959. В 1956-66 заместитель председателя ЦК КП Китая. В 1931-37 главнокомандующий китайской Красной армией. В 1937-45 командующий 8-й армией. В 1945-54 главнокомандующий Народно-освободительной армией Китая. В 1954-59 заместитель председателя КНР.
Энциклопедия Кольера
ЧЖУ ДЭ (1886-1976), военный деятель коммунистического Китая. Родился в 1886 в деревне Мааньчан (провинция Сычуань). В 1905 сдал государственные экзамены в средней школе и в 1907 поступил в педагогическое училище, где учился в течение года. До 1909 Чжу Дэ преподавал физкультуру в одной из школ своего родного уезда, а затем поступил в Юньнаньское военное училище, где присоединился к возглавляемой Сунь Ятсеном революционной партии "Объединенный союз". В 1911 Чжу Дэ принял участие в восстании против маньчжурской династии, а в 1912 вновь приехал в Юньнань, где преподавал в военном училище. В 1913 был направлен на границу с Французским Индокитаем, где разрабатывал тактику ведения партизанской войны, а в 1915 вернулся на родину, в провинцию Сычуань. К 1916 Чжу Дэ уже имел чин бригадного генерала и занимал высокий пост в военном руководстве провинции Юньнань. Вскоре он вступил в конфликт с узурпировавшим власть в провинции реакционером Дан Цияо и вместе со своими сподвижниками переместился в Сычуань. Из Сычуани он переехал в Шанхай, а затем направился в Европу. В Берлине в октябре 1922 Чжу Дэ вступил в компартию Китая. В Германии он обучался в Геттингенском университете, дважды попадал за решетку за революционную деятельность и в конце концов был выдворен из страны. После этого некоторое время странствовал по Европе, затем посетил Советский Союз, а в 1926 возвратился в Китай, чтобы принять активное участие в коммунистическом движении. По заданию руководства компартии вел агитацию в воинских частях в провинции Сычуань и, кроме того, содействовал реорганизации 20-го корпуса Национально-революционной армии. Чжу Дэ избирался членом исполкома провинциального комитета Гоминьдана, руководил школой военной подготовки, назначался начальником полиции Наньчанского управления общественной безопасности. С началом июльского восстания 1927, обозначившего решительный разрыв между компартией и Гоминьданом, Чжу Дэ принял командование 9-м армейским корпусом и внес вклад в организацию восстания на юге Хунани в 1928. В том же году он впервые встретился с Мао Цзэдуном, с которым тесно сотрудничал в деле формирования нового 4-го армейского корпуса, который в дальнейшем успешно противостоял Гоминьдану. В 1931 1-й Всекитайский съезд представителей советских районов Китая единогласно избрал Чжу Дэ председателем Реввоенсовета - главнокомандующим Рабоче-крестьянской революционной армии. Когда в сентябре 1931 японцы вторглись в Маньчжурию, китайские коммунисты выступили за прекращение гражданской войны и создание объединенного фронта для борьбы с японской агрессией. Вместо этого Гоминьдан начал новую военную кампанию против коммунистических войск, принудив их отступить из Сычуани в Сикан (Тибет), а затем, в октябре 1934, предпринять знаменитый "Великий поход" в провинцию Шэньси, для чего им пришлось пройти свыше 9600 км. В августе 1937 войска под командованием Чжу Дэ, реорганизованные согласно приказу Чан Кайши в 8-ю полевую армию в составе регулярной Национально-революционной армии Китая, начали военные действия против японцев. На протяжении восьми лет Чжу Дэ осуществлял руководство всеми военными операциями против японцев. 14 августа 1945 он отказался выполнить приказ Чан Кайши о прекращении самостоятельных действий. После этого войска Чжу Дэ начали противодействовать гоминьдановским армиям, пытавшимся уничтожить военные соединения коммунистов. Военные действия распространялись все шире, и к концу 1948 уже вся Маньчжурия находилась под контролем частей народной армии Китая, которыми командовал Чжу Дэ. В дальнейшем эти части овладели Пекином, Нанкином, Шанхаем, а в ноябре 1949 - Гуанчжоу. В сентябре 1949 Чжу Дэ стал членом Народного политического консультативного совета новой Китайской Народной Республики, а в октябре назначен главнокомандующим народно-освободительной армии Китая. В 1953 был избран заместителем председателя правительства КНР. Умер Чжу Дэ в Пекине 6 июля 1976.
Полезные сервисы
чжу си
Энциклопедический словарь
Чжу Си (Чжу-цзы) (1130-1200), китайский философ и историк; один из основоположников неоконфуцианства.
* * *
ЧЖУ СИ - ЧЖУ СИ (Чжу-цзы) (1130-1200), китайский философ и историк; один из основоположников неоконфуцианства.
Большой энциклопедический словарь
ЧЖУ СИ (Чжу-цзы) (1130-1200) - китайский философ и историк; один из основоположников неоконфуцианства.
Энциклопедия Кольера
ЧЖУ СИ
Чжу Юаньхуэй, Чжу Чжунхуэй, Чжу Хуэйань (1130-1200), выдающийся китайский философ, ученый-энциклопедист, литератор, текстолог и комментатор конфуцианских канонических произведений, педагог, главный представитель неоконфуцианства, придавший этому учению универсальную и систематизированную форму (Чэн [[братьев]] - Чжу [[Си]] школа, или "ли сюэ" - "учение о принципе"), в которой оно обрело статус ортодоксальной идеологии и культурного трандартав Китае и ряде сопредельных стран, особенно в Японии и Корее. Родился 18 октября 1130 в Юси провинции Фуцзянь. Происходил из семьи ученого-чиновника, в 18 лет получил высшую ученую степень цзиньши, затем в течение 20 лет занимался главным образом научным и литературным трудом. С 1178, находясь на государственной службе, Чжу Си неоднократно, но не надолго назначался на высокие административные посты. В 1196 за критические настроения в отношении социальной действительности и реформаторскую деятельность лишен всех чинов и званий, его учение подверглось запрету. В 1199 реабилитирован, посмертно получил титул го-гун ("державный князь"), в 1241 причислен к величайшим конфуцианским авторитетам, а с 1313 при правлении инородной (монгольской) династии Юань его учение официально включено в систему государственных экзаменов на ученые степени и чиновничьи должности (кэ цзюй). Умер он 23 апреля 1200 в Каотине провинции Фуцзянь. Литературное наследие Чжу Си чрезвычайно велико. Многие его основополагающие идеи выражены в комментариях к конфуцианской классике (прежде всего Пятиканонию и Четверокнижию, см. ШИ САНЬ ЦЗИН) и беседах, записанных учениками (юй лу). Чжу Си публиковал, комментировал и интерпретировал произведения своих непосредственных предшественников - четырех корифеев неоконфуцианства эпохи Сун (960-1279): Чжоу Дуньи, Чжан Цзая, Чэн Хао и Чэн И, в частности, составив из них первую и ставшую образцовой неоконфуцианскую антологию Цзинь сы лу ("Записи размышлений о близком", 14 глав, в соавторстве с Люй Цзуцяном, 1173). Наиболее полные собрания различных видов сочинений Чжу Си - Чжу-цзы юй лэй (Классифицированные беседы учителя Чжу [[Си]], 140 глав, 1270), Чжу-цзы вэнь цзи (Собрание письмен учителя Чжу [[Си]], 121 глава, 1532, серия СББЯ), Чжу-цзы цюань шу (Полное [[собрание]] произведений учителя Чжу [[Си]], издано по императорскому указу, 66 глав, 1714, т. 1-25). Чжу Си в противовес своему другу и оппоненту Лу Цзююаню истолковал связь описанных Чжоу Дуньи "Великого предела" (тай цзи) и "Беспредельного / предела отсутствия" (у цзи, см. ТАЙ ЦЗИ; Ю - У) как их сущностное тождество, использовав для этого разработанную Чэн И концепцию универсального общемирового "принципа/резона" (ли1). Тай цзи, по Чжу Си, - это совокупность всех ли1, тотальное единство структур, упорядочивающих начал, закономерностей всей "тьмы вещей" (вань у). В каждой конкретной "вещи" (у3), то есть предмете, явлении или деле, тай цзи присутствует сполна, как образ луны - в любом ее отражении. Поэтому, не отделяясь от реального мира в качестве идеальной сущности, "Великий предел" определялся как "бесформенный и безместный", т.е. нигде не локализованный в виде самостоятельной формы. Полнота его присутствия в "вещах" делает основной задачей человека их "выверение", или "классифицирующее постижение" (гэ у), которое состоит в "совершенном [[раскрытии]] принципов" (цюн ли). Эта процедура "доведения знания до конца" (чжи чжи) своим результатом должна иметь "искренность помыслов", "выправленность сердца", "усовершенствованность личности", а затем - "выправленность семьи", "упорядоченность государства" и "уравновешенность [[всей]] Поднебесной" (формулы Да сюэ), поскольку ли1 совмещает в себе признаки рационального принципа и моральной нормы: "настоящий принцип не имеет недоброго", "принцип - это гуманность (жэнь2), должная справедливость (и1), благопристойность (ли2), разумность (чжи1)". Каждая "вещь" есть сочетание двух начал: структурно-дискретного, рационально-морального "принципа" (ли1) и субстратно-континуальной, витально-чувственной, психичной, морально индифферентной пневмы (ци1). Физически они неразделимы, но логически ли1 имеет приоритет над ци1. Восприняв проведенное Чэн И различение "предельно коренной, совершенно изначальной природы" (цзи бэнь цюн юань чжи син) и "природы пневменной материи" (ци чжи чжи син), связав их с ли1 и ци1 соответственно, Чжу Си окончательно сформировал концепцию изначально-общей "доброй" человеческой "природы", обладающей вторичными и конкр. модусами, которым в разной степени присущи "добро" и "зло". В 16 - первой половине 17 в. в Китае идейно возобладало второе важнейшее течение в неоконфуцианстве - Лу [[Цзююаня]] - Ван [[Янмина]] школа ("синь сюэ" - "учение о сердце"), сформулировавшая основные тезисы античжусианской критики. Учение Чжу Си поддерживалось правившей затем в Китае инородной маньчжурской династией Цин (1644-1911). В 1930-е годы оно было модернизировано Фэн Юланем в "новом учении о принципе" (синь ли сюэ). Аналогичные попытки ныне активно предпринимает ряд китайских философов, проживающих за пределами КНР и представляющих так называемое постконфуцианство, или постнеоконфуцианство.
ЛИТЕРАТУРА
Чжу Си. Натурфилософия; Природа человека, его сознание, воля и чувства; О воспитании и знании. Перевод М.Л.Титаренко. - В кн.: Антология мировой философии, т. 1, ч. 1. М., 1969 Алексеев В.М. Китайская литература. М., 1978 Зайцев В.В. О формировании филоского учения Чжу Си. - В кн.: Из истории китайской философии: становление и основные направления. М., 1978 Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М., 1982 Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века. М., 1982 История китайской философии. М., 1989 Чжу Си. Син. Жэнь у чжи син (Природа-син. Природа-син человека и вещей). Перевод В.В.Зайцева. - В кн.: Человек как филоская проблема: Восток - Запад. М., 1991 Тиллман Х.К. Сознание Неба (Тянь) в системе воззрений Чжу Си. - В кн.: Ретроспективная и сравнительная политология, вып. 1. М., 1991 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Голыгина К.И. "Великий предел". Китайская модель мира в литературе и культуре (I-XIII вв.). М., 1995
Афоризмы
Чжу Си
(1130-1200 гг.) философ и историк
Если говорить о том, как много нужно знать, то не лучше ли знать главное? Зная главное, не лучше ли претворять эти знания в поступки?
Служение родителям состоит в почтении к ним, без этого нет служения родителям. Служение господину состоит в преданности, без этого нет служения господину.
То, что называют приобретением знания, - это постижение сути вещей…
Полезные сервисы
чжу цзяньэр
Энциклопедический словарь
Чжу Цзяньэ́р (р. 1922), китайский композитор. Ученик С. А. Баласаняна. Симфоническая поэма (1980), симфония (1986), балет, концерт для национального смычкового инструмента эрху с оркестром и др.
Большой энциклопедический словарь
Чжу Цзяньэ́р (р. 1922), китайский композитор. Ученик С. А. Баласаняна. Симфоническая поэма (1980), симфония (1986), балет, концерт для национального смычкового инструмента эрху с оркестром и др.
Полезные сервисы
чжу шицзе
Энциклопедический словарь
Чжу Шицзе́ - китайский математик XIII в. Сочинение «Яшмовое зеркало четырёх элементов» («Сы юань юй цзянь») содержит решения нелинейных систем с 4 неизвестными.
* * *
ЧЖУ ШИЦЗЕ - ЧЖУ ШИЦЗЕ́, китайский математик 13 в. Сочинение «Яшмовое зеркало четырех элементов» («Сы юань юй цзянь») содержит решения нелинейных систем с 4 неизвестными.
Большой энциклопедический словарь
ЧЖУ ШИЦЗЕ - китайский математик 13 в. Сочинение "Яшмовое зеркало четырех элементов" ("Сы юань юй цзянь") содержит решения нелинейных систем с 4 неизвестными.
Полезные сервисы
чжу юаньчжан
Энциклопедический словарь
Чжу Юаньчжа́н (1328-1398), китайский император с 1368, основатель династии Мин. Из бедных крестьян. В юности был монахом. Один из главных руководителей восстания в 50-60-х гг. против монгольской династии Юань.
* * *
ЧЖУ ЮАНЬЧЖАН - ЧЖУ ЮАНЬЧЖА́Н (1328-98), китайский император с 1368, основатель династии Мин. Из бедных крестьян. В юности был монахом. Один из главных руководителей восстания в 50-60-х гг. против монгольской династии Юань.
Большой энциклопедический словарь
ЧЖУ ЮАНЬЧЖАН (1328-98) - китайский император с 1368, основатель династии Мин. Из бедных крестьян. В юности был монахом. Один из главных руководителей восстания в 50-60-х гг. против монгольской династии Юань.
Полезные сервисы
чжу-жун
чжуан
Энциклопедический словарь
Чжуа́н (самоназвание - бунун), народ в Китае (Гуанси-Чжуанский автономный район и провинция Юньнань). 16 млн. человек (1992). Язык чжуанский. Традиционные верования, даосисты.
* * *
ЧЖУАН - ЧЖУА́Н (самоназвание - бунун), народ в Китае (Гуанси-Чжуанский автономный район и пров. Юньнань). 16 млн. человек (1992). Язык чжуанский. Традиционные верования, даосисты.
Большой энциклопедический словарь
ЧЖУАН (самоназвание - бунун) - народ в Китае (Гуанси-Чжуанский автономный район и пров. Юньнань). 16 млн. человек (1992). Язык чжуанский. Традиционные верования, даосисты.
Полезные сервисы
чжуан-цзы
Энциклопедический словарь
Чжуа́н-цзы (около 369 - 286 до н. э.), древнекитайский философ, один из основателей даосизма. Трактат «Чжуан-цзы» написан в форме притч, новелл и диалогов и направлен против учений Конфуция и Мо-цзы. Природа, в которой воплощается дао, противопоставляется человеку с его построенным на насилии государством, культурой, нравственностью.
* * *
ЧЖУАН-ЦЗЫ - ЧЖУА́Н-ЦЗЫ (ок. 369-286 до н. э.), древнекитайский философ, один из основателей даосизма (см. ДАОСИЗМ). Трактат «Чжуан-цзы» написан в форме притч, новелл и диалогов и направлен против учений Конфуция (см. КОНФУЦИЙ) и Мо-цзы (см. МО-ЦЗЫ) . Природа, в которой воплощается дао (см. ДАО), противопоставляется человеку с его построенным на насилии государством, культурой, нравственностью.
Большой энциклопедический словарь
ЧЖУАН-ЦЗЫ (ок. 369-286 до н. э.) - древнекитайский философ, один из основателей даосизма. Трактат "Чжуан-цзы" написан в форме притч, новелл и диалогов и направлен против учений Конфуция и Мо-цзы. Природа, в которой воплощается дао, противопоставляется человеку с его построенным на насилии государством, культурой, нравственностью.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
ЧЖУАН-ЦЗЫ (около 369 - 286 до нашей эры, древнекитайский философ, один из основателей даосизма. Трактат "Чжуан-цзы" написан в форме притч, новелл и диалогов и направлен против учений Конфуция и Мо-цзы. Природа, в которой воплощается дао, противопоставляется человеку с его построенным на насилии государством, культурой, нравственностью.
Словарь народов и культуры
Чжуан-цзы
(Zhuangzi, Chuang-tzu), классич. соч. даосизма, трактат, написанный др.-кит. философом Чжуан-цзы (ок. 369-286 гг. до н.э.). Хотя философия Ч.-ц. отличается от Дао дэ цзин, содержащаяся в нем концепция дао, или космич. пути, пути природы, развивает теорию Лао-цзы. Согласно Ч.-ц., все во Вселенной порождено дао - источником гармонии и равновесия. Поэтому любое проявление природы - от растений и животных до людей - прекрасно в своем естественном состоянии и должно таковым оставаться. Извечный путь Вселенной несравненно мудрее любого человека, поэтому мы всегда совершаем ошибку, пытаясь изменить окружающий мир. В идеале человек должен не вступать в конфликт со вселенским дао, но раствориться в нем. Ч.-ц. является важным источником кит. мистицизма, основанного на самоотождествлении с осн. силами Вселенной.
Афоризмы
Чжуан-цзы (Чжуан-чжоу) (ок. 369 - 286 до н.э.)
Китайский философ, один из основателей даосизма. Отказался от службы, считая ее несовместимой с занятиями философией, и посвятил себя развитию доктрин основателя даосизма Лао-цзы. Автор классического даосского трактата "Чжуан-цзы" (около 300 до н. э.), написанного в виде притч, коротких новелл и диалогов, направленных против учений Конфуция и Мо-цзы. В трактате Природа, в которой воплощается дао, противопоставляется человеку с его культурой, нравственностью, государством, построенном на насилии.
Афоризмы, цитаты
Того, кто крадет крючок с пояса, казнят, а тот, кто крадет царство, становится правителем.
Высшее человеколюбие не принимает во внимание родственных связей.
Мудрец закрытым держит рот, он знает, что и свеча от языка сгорает.
Грамматический словарь
Полезные сервисы
чжуанский
Определитель языков
Giз vunƨ laз ƃɯn rəuƨ, deŋƅbəiƨ
cuŋз dɯg guƅ naƨ reiƅ, daз bəiƨneiч cuci
yɯnminguŋse liuч, guŋye, rəuƨ bauƅ bɯnзdəuз, vunva,
rəuƨ youƅ hag ƌəiз ƌei. Gyoŋз lɯgnyeƨ sou
cəmƅ dəuз camgya lienƅ diet ba.
Vonƨ Liзyenƨ, de dɯg secay rəuƨ, cəmƅ dɯg
bouч yɯnmin daibyau ƌəɯ yienƅ rəuƨ. Bouy vunƨ famiŋ sougogi həny,
de yenƨobonƨ bei Bəƨgiŋƅ cangvan bəi lo. Goŋ vunƨlauy dəɯƨ dɯyy
həny, de liз daiƽ dəuƨ deuз hag vunva ƌɯencieŋ, ən ciet
neiy youƽ ən guek rəuƨ ma gaŋз dɯg ən ciet huŋ ƌeu.
De soŋ boƅ lɯg cuŋз dɯg youƽ ƌəɯ guŋcaŋ
guƅ hoŋ, bouyboƅ dɯg lauduŋ mofan, bouyɯg dɯg cigi
fənsɯ.
Cəiƨgya doybaŋ dɯg gienƅ səiƅ ƌei. Bouybouy
cɯŋbo gvaƽ ƌəiз, ƌei dɯg giз lisieŋ rəuƨ.
Алфавит
Aa, Bb, Ƃƃ, Cc, Dd, Ƌƌ, Ee, Əə, Ff, Gg, Hh,
Ii, Yy, Kk, Ll, Mm, Nn, Ŋŋ, Oo, Ɵɵ, Pp, Rr, Ss, Tt, Uu, Ɯɯ, Vv, Ƨƨ, Зз,
Чч, Ƽƽ, Ƅƅ.
В алфавите имеются дополнительные буквы ƃ, ƌ,
ə, ŋ, ɵ, ɯ, ƨ, з, ч, ƅ, ƽ. Отсутствуют буквы j, q, w,
x, z. Отличительным признаком может служить наличие букв
lang="za">ƅ, ƽ, ƨ, отсутствующих в других языках народов Китая, и
буквы ɯ, встречающейся, кроме чжуанского, только в
лису.
Чжуанский язык распространён в Китае в Гуанси-Чжуанском
автономном районе и в провинциях Юньнань, Гуйчжоу и Гуандун. На нём
говорит около 6,6 млн. человек.
На основе чжуанского алфавита создана письменность для
народа буи, язык которого сходен с чжуанским. Буи, которых
насчитывается более 1,2 млн. человек, живут в основном в провинциях
Гуйчжоу и Гуандун.
Принадлежит к чжуан-тайской группе китайско-тибетских
языков.
Полезные сервисы
чжуанский язык
Энциклопедический словарь
Чжуа́нский язы́к - относится к тайским языкам. Письменность на основе латинского алфавита.
* * *
ЧЖУАНСКИЙ ЯЗЫК - ЧЖУА́НСКИЙ ЯЗЫ́К, относится к тайским языкам. Письменность на основе латинского алфавита.
Большой энциклопедический словарь
ЧЖУАНСКИЙ ЯЗЫК - относится к тайским языкам. Письменность на основе латинского алфавита.
Лингвистика
Чжуа́нский язы́к -
один из тайских языков, язык
чжуанского населения Гуанси-Чжуанского автономного района и некоторых
прилежащих уездов соседних провинций КНР. Собственно чжуанские, или
северные, диалекты Ч. я. (70% носителей)
входят в северную подгруппу тайских языков, южные диалекты - в их
центральную подгруппу. Носители (свыше 13 млн. чел.) имеют различные
местные самоназвания (наименование «чжуан» 壯 - китайского происхождения). В районах с
преобладающим чжуанским населением местные говоры как северного, так и южного диалектов Ч. я.
служат средством межнационального общения.
Для северных диалектов характерно отсутствие придыхательных
инициалей, для южных - их наличие. Ч. я. - типичный изолирующий язык.
Политоничен (6 тонем). Слогоделение, как
правило, морфологически значимо. Отношения
между словами устанавливаются с помощью служебных слов и словопорядка. Ч. я. подвергся влиянию китайского языка, что отразилось на составе его лексики, особенностях морфологии (например,
сложение в одно слово синонимичных чжуанских и
китайских морфем) и синтаксиса (в определённых случаях - не
свойственный тайским языкам порядок слов: определение перед определяемым).
С эпохи Тан (618-907) Ч. я. имел иероглифическую письменность на основе китайской иероглифики. В 1955 разработана
письменность на основе латинской графики.
В основу литературного языка положены северные
диалекты с произносительной нормой города Умин. Процессу формирования
литературного Ч. я. способствовала в 80‑х гг. модификация
чжуанского алфавита и активизация распространения чжуанской
письменности.
Сердюченко Г. П., Чжуанский язык, М., 1961;
Москалёв А. А., Грамматика языка чжуан, М., 1971;
Ли Фангуй 李方桂, Говор Умина 武鳴土語 (на кит. яз.), Тайбэй, 1956.
Чжуано-китайский словарь, Наньнин, 1958;
Китайско-чжуанский словарь, Наньнин, 1983.
А. А. Москалёв.
Полезные сервисы
чжугэ лян
Энциклопедический словарь
Чжугэ́ Лян (181-234), китайский полководец периода Саньго. Его военные подвиги прославляются в романе «Троецарствие» (XIV в.).
* * *
ЧЖУГЭ ЛЯН - ЧЖУГЭ́ ЛЯН (181-234), китайский полководец периода Саньго. Его военные подвиги прославляются в романе «Троецарствие» (14 в.).
Большой энциклопедический словарь
ЧЖУГЭ ЛЯН (181-234) - китайский полководец периода Саньго. Его военные подвиги прославляются в романе "Троецарствие" (14 в.).
Полезные сервисы
чжун (chung) артур
Большой энциклопедический словарь
ЧЖУН (Chung) Артур (р. 1918) - первый президент Гайаны (1970-80) после провозглашения ее республикой.
Полезные сервисы
чжун артур
чжуншань
Энциклопедический словарь
ЧЖУНШАНЬ - ЧЖУНША́НЬ (Zhongshan, Chung-shan), город в Южном Китае (см. КИТАЙ), на юге провинции Гуандун (см. ГУАНДУН), в дельте р. Сицзян (см. СИЦЗЯН). Население 341 тыс. человек (2005).
Транспортный узел. Торговый центр сельскохозяйственного района.
Город возник в 11 в. как торговый город и получил название Сяншань. В 1162 становится административным центром уезда. Значительно способствовала экономическому и культурному развитию города и близлежащего района близость к торговой колонии Макао (см. МАКАО).
Уроженцем Чжуншаня (тогда Сяншаня) является Сунь Ятсен (см. СУНЬ ЯТСЕН), известный также как Сунь Чжуншань. В его честь в 1925 город был переименован в Чжуншань.
Синонимы к слову чжуншань
Полезные сервисы
чжуняо
Энциклопедический словарь
Большой энциклопедический словарь
Синонимы к слову чжуняо
Сканворды для слова чжуняо
Полезные сервисы
чжурчжэни
Энциклопедический словарь
Чжурчжэ́ни (чжуличжэнь, нюйчжэнь, нюйчжи), племена тунгусского происхождения. С древних времён заселяли восточную часть Маньчжурии. В XII в. создали государство Цзинь.
* * *
ЧЖУРЧЖЭНИ - ЧЖУРЧЖЭ́НИ (чжуличжэнь, нюйчжэнь, нюйчжи), племена тунгусского происхождения. С древних времен заселяли восточную часть Маньчжурии. В 12 в. создали государство Цзинь.
Большой энциклопедический словарь
ЧЖУРЧЖЭНИ (чжуличжэнь - нюйчжэнь, нюйчжи), племена тунгусского происхождения. С древних времен заселяли восточную часть Маньчжурии. В 12 в. создали государство Цзинь.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
ЧЖУРЧЖЭНИ (чжуличжэнь, нюйчжэнь, нюйчжи), племена тунгусского происхождения. С древних времен заселяли восточную часть Маньчжурии. В 12 в. создали государство Цзинь.
Орфографический словарь
Полезные сервисы
чжурчжэньский язык
Энциклопедический словарь
Чжурчжэ́ньский язы́к - см. Тунгусо-маньчжурские языки.
* * *
ЧЖУРЧЖЭНЬСКИЙ ЯЗЫК - ЧЖУРЧЖЭ́НЬСКИЙ ЯЗЫ́К, см. Тунгусо-маньчжурские языки (см. ТУНГУСО-МАНЬЧЖУРСКИЕ ЯЗЫКИ).
Большой энциклопедический словарь
ЧЖУРЧЖЭНЬСКИЙ ЯЗЫК - см. Тунгусо-маньчжурские языки.
Лингвистика
Чжурчжэ́ньский язы́к -
мёртвый язык, относящийся к тунгусо-маньчжурским языкам и известный по
памятникам чжурчжэньского письма.
Исконными землями и центром консолидации чжурчжэней являлось среднее
правобережье реки Сунгари: их государство существовало в 1115-1234, но
первые упоминания о них относятся к рубежу 6-7 вв. Число носителей
Ч. я. в начале 13 в. определяется приблизительно в 5 млн. чел.
Ч. я. изучен недостаточно (памятники дешифрованы частично). В нём обнаруживаются
многочисленные сходства с близкородственным маньчжурским языком, однако Л. Лигети полагает,
что часть этих сходств объясняется поздней (15 или 16 вв.) записью в транскрипции, на которой сказалось влияние
маньчжурского языка.
Вокализм Ч. я. включает 5 кратких гласных (a, ə, o, u, i) и, возможно, долгое ō.
Некоторые аффиксы имеют варианты огласовки,
свидетельствующие об остаточных явлениях гармонии
гласных, в т. ч. и такие показатели, которые в маньчжурском языке
получили фиксированный гласный (дееприч. чжур.
‑mai/‑məi - маньчж. ‑mə и др.). Консонантизм,
как можно судить по транскрипции, представлен 19 фонемами: f, b, w, m, t, d, s, š, l, r, č, ǯ, j, ɲ,
k, g, x, γ, ŋ. Характерен, как и для маньчжурского языка, начальный f
(или губно-губной φ ǯ. В области морфологии и лексики у Ч. я. отмечено много аналогий с
маньчжурским языком, что сближает два эти языка и отличает их от других
тунгусо-маньчжурских языков.
В 12-13 вв. Ч. я. был официальным языком делопроизводства (за
исключением судебного); на нём была создана не дошедшая до нас обширная
научная и художественная литература.
Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков, т. 1-2, Л.,
1975-77;
Grube W., Die Sprache und Schrift der Jučen,
Lpz., 1896.
И. В. Кормушин.
Полезные сервисы
чжурчжэньское письмо
Лингвистика
Чжурчжэ́ньское письмо́ -
иероглифическая письменность, применявшаяся для чжурчжэньского языка и изобретённая в 12 в. по
образцу киданьского письма (см. Киданьский
язык) и китайского письма вскоре
после утверждения государства чжурчжэней на землях Маньчжурии и
Северного Китая. Известно так называемое большое Ч. п. (создано в 1119),
вероятно, в основе идеографическое, и так
называемое малое Ч. п. (1138). Образцов первого из них не сохранилось.
Второе дешифровано В. Грубе в 1894 благодаря
находке в Китае рукописи конца 14 в. «Хуаи июй» 華夷譯語 (находится в Берлине), чжурчжэньская часть
которой содержит около 900 слов и словосочетаний в записи Ч. п., транскрипции и китайском переводе, а также 20
небольших текстов (прошений) Ч. п. и в переводе. Из 700 (примерно)
знаков только 25 идеографические, остальные - фонетические, большей частью одно-, но также двух-
и редко трёхслоговые. Из эпиграфических памятников сохранились две
стелы: из Яньтая (возле Кайфына, дата установки между 1426 и 1436) и
Тыра (низовье Амура, 1413; ныне хранится во Владивостоке). Тексты стел
не прочитаны - из-за плохой сохранности и из-за того, что ряд знаков на
них не дешифрован.
Образец чжурчжэньского письма.
Воробьёв М. В., Чжурчжэни и государство Цзинь, М.,
1975;
Grube W., Die Sprache und Schrift der Jučen,
Lpz., 1896.
И. В. Кормушин.
Полезные сервисы
чжуцзян
Энциклопедический словарь
Чжуцзя́н (Жемчужная), второе название р. Сицзян в Китае; название судоходного рукава дельты р. Сицзян, на котором расположен г. Гуанчжоу (Кантон). Жемчужный промысел.
* * *
ЧЖУЦЗЯН - ЧЖУЦЗЯ́Н (Жемчужная), второе название реки Сицзян (см. СИЦЗЯН) на юго-востоке Китая; название левого (северного) судоходного рукава дельты р. Сицзян, на котором расположен г. Гуанчжоу (см. ГУАНЧЖОУ) (Кантон). Впадает в бухту Чжуцзянкоу (см. ЧЖУЦЗЯНКОУ) Южно-Китайского (см. ЮЖНО-КИТАЙСКОЕ МОРЕ) моря, образуя эстуарий Чжуцзян длиной свыше 40 км.
Судоходство, рыболовство, жемчужный промысел.
На Чжуцзян, выше эстуария, - морской порт Гуанчжоу.
Большой энциклопедический словарь
ЧЖУЦЗЯН (Жемчужная) - второе название реки Сицзян в Китае; название судоходного рукава дельты р. Сицзян, на котором расположен г. Гуанчжоу (Кантон). Жемчужный промысел.
Синонимы к слову чжуцзян
Сканворды для слова чжуцзян
- В устье какой реки стоит китайский город Гуанчжоу?
- В дельте какой реки стоит китайский город Цзянмынь?
Полезные сервисы
чжуцзянкоу
Энциклопедический словарь
Чжуцзянко́у (Кантонский залив), залив Южно-Китайского моря, у юго-восточного берега Китая. Длина 63 км, ширина у входа 31 км, глубина до 26 м. Крупный порт - Гуанчжоу (Кантон).
* * *
ЧЖУЦЗЯНКОУ - ЧЖУЦЗЯНКО́У (Кантонский залив), залив Южно-Китайского моря (см. ЮЖНО-КИТАЙСКОЕ МОРЕ), у юго-восточного берега Китая. Длина 63 км, ширина у входа 31 км, глубина до 26 м.
Впадает река Чжуцзян (см. ЧЖУЦЗЯН). Многочисленны небольшие острова и отмели. Приливы смешанные, их высота до 2,5 м.
В дельте Чжуцзян - крупный порт Гуанчжоу (см. ГУАНЧЖОУ) (Кантон).
У входа в залив - порт Сянган (см. СЯНГАН (город)) (Гонконг).
Большой энциклопедический словарь
ЧЖУЦЗЯНКОУ (Кантонский залив) - залив Южно-Китайского м., у юго-восточного берега Китая. Длина 63 км, ширина у входа 31 км, глубина до 26 м. Крупный порт - Гуанчжоу (Кантон).
Сканворды для слова чжуцзянкоу
Полезные сервисы
чжучжоу
Энциклопедический словарь
Чжучжо́у - город в Центральном Китае, провинция Хунань, на р. Сянцзян. 410 тыс. жителей (1990). Крупные углеобогатительный, цинко- и свинцовоплавильный заводы; производство промышленного и транспортного оборудования, химических удобрений.
* * *
ЧЖУЧЖОУ - ЧЖУЧЖО́У (Zhuzhou), город в Центральном Китае (см. КИТАЙ), в провинции Хунань (см. ХУНАНЬ), на р. Сянцзян (см. СЯНЦЗЯН) (впадающей в оз. Дунтинху (см. ДУНТИНХУ)). Население 729 тыс. человек (2004).
Крупный углеобогатительный, цинко- и свинцовоплавильный заводы. Производство промышленного и транспортного оборудования, химических удобрений. Пищевая промышленность.
Большой энциклопедический словарь
ЧЖУЧЖОУ - город в Центр. Китае, пров. Хунань, на р. Сянцзян. 410 тыс. жителей (1990). Крупный углеобогатительный, цинко- и свинцовоплавильный заводы; производство промышленного и транспортного оборудования, химических удобрений.