Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

чикагская финансовая группа

Энциклопедический словарь

Чика́гская фина́нсовая гру́ппа (США), сложилась в XIX в. как коалиция богатейших семей (Армуры, Филдсы, Мак-Кормики, Крауны и Хилтоны). Сферы влияния: сельскохозяйственное машиностроение, мясная промышленность.

* * *

ЧИКАГСКАЯ ФИНАНСОВАЯ ГРУППА - ЧИКА́ГСКАЯ ФИНА́НСОВАЯ ГРУ́ППА (США), сложилась в 19 в. как коалиция богатейших семей (Армуры, Филдсы, Мак-Кормики, Крауны и Хилтоны). Сферы влияния: сельскохозяйственное машиностроение, мясная промышленность.

Большой энциклопедический словарь

ЧИКАГСКАЯ ФИНАНСОВАЯ ГРУППА (США) - сложилась в 19 в. как коалиция богатейших семей (Армуры, Филдсы, Мак-Кормики, Крауны и Хилтоны). Сферы влияния: сельскохозяйственное машиностроение, мясная промышленность.

Полезные сервисы

чикагская школа

Энциклопедический словарь

Чика́гская шко́ла - одно из современных направлений экономической мысли, стоит на позициях неолиберализма. Возникла в середине 60-х гг. XX в. Главные представители - М. Фридмен, Ф. Найт, Г. Саймонс (Н. Simons), Дж. Стиглер. Чикагская школа выступает за невмешательство государства в экономику, полагая, что рыночный механизм обеспечит её функционирование. Спады производства связываются с нарушениями в кредитно-денежной сфере, главным инструментом воздействия на экономику считается регулирование денежной массы (более узкое наименование чикагской школы - «монетаризм»). Циклические колебания производства и безработица рассматриваются как естественные проявления саморегулирования рынка.

* * *

ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА - ЧИКА́ГСКАЯ ШКО́ЛА, течение в современной экономической науке, интеллектуальным центром которого традиционно считается экономический факультет Чикагского университета, а также функционирующие при Чикагском университете Высшая школа бизнеса и Юридическая школа.

Ключевые положения

Ключевые положения, следование которым является критерием для отнесения экономистов к сторонникам чикагской школы, заключаются в следующем:

1) рассмотрение неоклассической теории цены как универсальной концепции, позволяющей анализировать и объяснять экономическое поведение, а также - в рамках более широкого подхода, получившего название экономического империализма (см. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИМПЕРИАЛИЗМ) - вообще любое человеческое поведение во всех сферах деятельности людей;

2) интерпретация свободного действия рыночного механизма как наиболее эффективного способа распределения ресурсов и доходов в экономической системе, с вытекающим отсюда выводом о необходимости минимизации государственного вмешательства в хозяйственные процессы для обеспечения оптимального функционирования как отдельных рынков, так и экономики в целом;

3) признание за экономической наукой статуса науки позитивной, свободной от ценностных суждений и занимающейся изучением реальных экономических процессов и феноменов, а не вынесением рекомендаций по поводу достижения «должного» положения вещей; в этом смысле предполагается, что экономическая наука может обладать той же степенью объективности, что и любая из наук о природе.

В соответствии с более узкой трактовкой традиций Чикагской школы, к ее сторонникам относят последователей монетаристской (см. МОНЕТАРИЗМ) концепции М. Фридмена (см. ФРИДМЕН Милтон), причем как экономистов-исследователей, так и экономистов-практиков, работающих в государственных агентствах и международных финансовых организациях.

Этапы развития школы

Зарождение Чикагской школы в 1930-х гг. связано в первую очередь с именами Ф. Найта (см. НАЙТ Фрэнк Хайнеман) и Дж. Вайнера, возглавлявших в Чикагском университете оппозицию появившимся в тот период новым течениям в экономической науке, прежде всего концепции монополистической конкуренции (Э. Чемберлин (см. ЧЕМБЕРЛИН Эдвард), Дж. Робинсон (см. РОБИНСОН Джоан)), а также идеям, выдвинутым Дж. М. Кейнсом (см. КЕЙНС Джон Мейнард) в книге «Общая теория занятости, процента и денег». На протяжении длительного времени (примерно до середины 1950-х гг.) Чикагский университет оставался одним из немногих оплотов неоклассической (см. НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ) научной традиции, методологическое ядро которой составляет объяснение экономического поведения в терминах индивидуального выбора между альтернативными вариантами распределения ресурсов, направленного на максимизацию уровня полезности в условиях ограничений, налагаемых величиной доходов и богатства, а также уровнем цен, который, в свою очередь, обеспечивает равновесие между спросом и предложением на рынках. Сохранение этой традиции явилось главным достижением первого, «оборонительного» этапа развития Чикагской школы, подготовившего почву для последующей «неоклассической контрреволюции» в экономической науке.

С 1950-х гг. развертывается «наступательный» этап развития чикагской школы, импульс которому был придан работами одного из учеников Ф. Найта - М. Фридмена (см. ФРИДМЕН Милтон): «Методология позитивной экономической науки» (1953) и «Исследования по количественной теории денег» (1956). Первая из этих работ определила всю дальнейшую эволюцию методологических представлений, лежащих в фундаменте «основного течения» в современной экономической теории, в то время как вторая стала отправной точкой для критики кейнсианской (см. КЕЙНСИАНСТВО) макроэкономической (см. МАКРОЭКОНОМИКА) теории и развития монетаристского направления в экономической науке, на долгие годы ставшего «визитной карточкой» Чикагской школы. Другое направление критики кейнсианского наследия в макроэкономических исследованиях, опирающееся на распространение микроэкономических (см. МИКРОЭКОНОМИКА) предположений о рациональном максимизирующем поведении индивидов и на анализ макропроблем, связано с именем Р. Лукаса, также являющегося видным представителем чикагской школы.

Экспансия неоклассической методологии в работах представителей Чикагской школы привела к вовлечению в орбиту экономической теории новых проблем и появлению новых теоретических подходов, прежде всего за счет расширения круга экономических ресурсов, распределение которых стало анализироваться в терминах неоклассических моделей. Наиболее важными инновациями стала разработка экономической теории информации и теории трансакционных издержек (см. ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК ТЕОРИЯ) (Р. Коуз (см. КОУЗ Рональд), Дж. Стиглер (см. СТИГЛЕР Джордж)); теоретическое рассмотрение проблем распределения времени (Г. Беккер (см. БЕККЕР Гари)), обусловившее коренной пересмотр теории домашнего хозяйства; анализ роли специфических знаний и навыков индивидов, используемых ими в экономической деятельности (Г. Беккер, Т. Шульц (см. ШУЛЬЦ Теодор)).

Экономический империализм

Параллельно с этим с начала 1960-х гг. активно развернулся процесс перенесения принципов неоклассического (см. НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ) анализа на изучение проблем, традиционно относившихся к сферам ведения других общественных наук: социологии, истории, психологии, юриспруденции и др. Данный феномен, получивший название «экономического империализма», связан в первую очередь с именами таких представителей чикагской школы, как Г. Беккер (применение экономического подхода к анализу проблем дискриминации и преступности; экономическая теория семьи), Дж. Бьюкенен (см. БЬЮКЕНЕН Джеймс (экономист)) (теория общественного выбора), Дж. Стиглер (см. СТИГЛЕР Джордж) (новая теория экономического регулирования), Р. Познер (экономическая теория права), Т. Шульц (экономическая теория семьи).

Методологический фундамент

К середине 1970-х гг. окончательно оформился комплекс методологических представлений чикагской школы. Наряду с принципами позитивного анализа, методологического индивидуализма (предполагающего рассмотрение индивида в качестве единственного субъекта экономической деятельности) и равновесного подхода, был обоснован принцип иррелевантности изменений в структуре и интенсивности предпочтений для объяснения человеческого поведения, которое вследствие этого может интерпретироваться исключительно в терминах реакции на изменения в структуре цен и величине доходов (классическая формулировка данного принципа была дана Дж. Стиглером и Г. Беккером в статье «О вкусах не спорят», 1977). На практике этот принцип предполагает, что внешние ограничения, налагаемые на человека окружающей средой (то есть ограничения, связанные с уровнем цен и доходов), меняются быстрее, чем его предпочтения, так что в общем случае может использоваться предположение о стабильности предпочтений во времени. Тем самым было завершено создание методологического фундамента для распространения неоклассической теории цены на изучение как экономических, так и «неэкономических» аспектов человеческой деятельности.

В настоящее время исследователи, работающие в традициях чикагской школы, ориентируются на активное использование формального аппарата экономической теории для разработки моделей, допускающих возможность эмпирической верификации теоретических выводов. В то же время сохраняется и идущая от Ф. Найта традиция исследований, ориентированная на построение менее формальных теоретических конструкций, справедливость которых предлагается оценивать с точки зрения соответствия их предпосылок базовым постулатам неоклассической методологии (наиболее яркими представителями данной «позиции меньшинства» являются Р. Коуз и Дж. Бьюкенен).

Рекомендации

Провозглашая «оценочную нейтральность» экономической теории, представители чикагской школы в то же время не отрицают возможность вынесения на ее основе нормативных рекомендаций, касающихся оптимального курса экономической политики государства. Суть рекомендаций чикагской школы сводится к необходимости активного осуществления процесса дерегулирования, свертывания государственного присутствия в экономике и перехода на конкурсную систему выдачи подрядов частным компаниям на выполнение задач, ответственность за которые возложена на государственные органы. Столь последовательная приверженность принципам свободного рынка позволяет считать чикагскую школу наиболее влиятельным оплотом принципов классического либерализма в современной экономической науке.

Большой энциклопедический словарь

ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА - одно из современных направлений экономической мысли, стоит на позициях неолиберализма. Возникла в сер. 60-х гг. 20 в. Главные представители - М. Фридмен, Ф. Найт, Г. Саймонс, Дж. Стиглер. Чикагская школа выступает за невмешательство государства в экономику, полагая, что рыночный механизм обеспечит ее функционирование. Спады производства связываются с нарушениями в кредитно-денежной сфере, главным инструментом воздействия на экономику считается регулирование денежной массы (отсюда более узкое наименование Чикагской школы - "монетаризм"). Циклические колебания производства и безработица рассматриваются как естественные проявления саморегулирования рынка.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА, одно из современных направлений экономической мысли. Стоит на позициях неолиберализма. Возникла в середине 60-х гг. 20 в. Главные представители: М. Фридмен, Ф. Найт, Г. Саймонс, Дж. Стиглер.

Словарь народов и культуры

Чикагская школа

(в социологии) (Chicago School), группа ученых-социологов, работавших в Чикагском ун-те США в 1920-30-х гг. Самый известный ее представитель - Роберт Э. Парк (1864-1944). Ч.ш. разработала подход к анализу социальных изменений в городах США, сочетавший детальные эмпирические исследования и новейшие теоретич. достижения. Ее представители впервые сделали предметом изучения социологии определенно выраженный гор. образ жизни и описали разл. социальные и этнич. группы горожан. Они исследовали также особенности гор. экологии, разделив город на неск. концентрических зон - от центра до пригородов, - и отразили на карте динамику распределения социальных групп. Исследования Ч.ш. признаны поворотным пунктом в аналитическом изучении гор. структуры, межэтнич. отношений и социальных проблем.

Полезные сервисы

чикагский

Орфографический словарь

чика́гский (от Чика́го)

Грамматический словарь

чика́гский п 3a✕~

Полезные сервисы

чикагский университет

Энциклопедический словарь

Чика́гский университе́т - США, основан в 1857. С первой половины XX в. крупный научный центр. В 1942 здесь под руководством Э. Ферми осуществлена первая цепная ядерная реакция. В 1996 свыше 6 тыс. студентов.

* * *

ЧИКАГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - ЧИКА́ГСКИЙ УНИВЕРСИТЕ́Т (University of Chicago), одно из крупнейших высших учебных заведений в США (см. СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ), в г. Чикаго (см. ЧИКАГО) (штат Иллинойс (см. ИЛЛИНОЙС (штат))). Крупный научно-исследовательский центр.

Основан в 1857, в 1886-89 не работал, возобновил деятельность в 1890 благодаря финансовой помощи Дж. Д. Рокфеллера (см. РОКФЕЛЛЕРЫ), регулярные занятия начались с 1892. Одним из первых в США университетов, предоставивших в конце 19 в. право обучения женщинам (в 1927 при нем основана медицинская школа). С самого начала наиболее сильным было отделение физики, 12 декабря 1942 здесь под руководством Энрико Ферми (см. ФЕРМИ Энрико) была осуществлена первая цепная ядерная реакция. С университетом связаны имена 79 нобелевских лауреатов. Университетский городок («кампус») располагается в 13 км к югу от центральной части Чикаго («Лупа»); знаменит своими старинными зданиями в стиле английской готики.

В состав университета входят 4 академических отделения (биологических наук, общественных наук, физических наук, гуманитарных наук), 6 профессиональных школ (богословская школа, юридическая школа, высшая школа бизнеса, медицинская школа Прицкера, школа общественного порядка Гарриса, школа управления в социальной сфере), Колледж (для не имеющих диплома бакалавра); университетская библиотека; университетское издательство; научно-исследовательские лаборатории; больницы; обсерватория, Восточный институт. Вместе с другими университетами управляет несколькими национальными лабораториями (в том числе лабораторией Ферми).

В 2004 обучалось 13,4 тыс студентов, работало 2,2 тыс преподавателей.

http://www.uchicago.edu

Большой энциклопедический словарь

ЧИКАГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ - США, основан в 1857. С 1-й пол. 20 в. крупный научный центр. В 1942 здесь под руководством Э. Ферми осуществлена первая цепная ядерная реакция. В нач. 90-х гг. св. 6 тыс. студентов.

Полезные сервисы

чикагский художественный институт

Энциклопедический словарь

ЧИКАГСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ - ЧИКА́ГСКИЙ ХУДО́ЖЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУ́Т (The Art Institute of Chicago), один из ведущих художественных вузов и крупнейших музеев США (см. СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ).

Основан в 1866 группой американских художников чикагских студий, организовавших академию дизайна (аккредитована в 1867). Занятия начались в 1868, и уже скоро академия переехала в собственное здание. Во время пожара 1871 уничтожившего практически весь город, сгорела и художественная академия. Только в 1879 она возродилась как новое учебное заведение - сначала как Чикагская академия изобразительных искусств, с 1882 - Чикагский художественный институт.

Вскоре был приобретен участок земли на Мичиган-авеню для строительства нового здания. Огромный дом в неоклассическом стиле был завершен в 1893 - в нем разместились учебное заведение и музей. Часть средств на строительство была выделена Всемирной выставкой, проходившей в это время в Чикаго (один из ее павильонов размещался в новом здании). Впоследствии здание достраивалось и расширялось более 15 раз. Знаменитый восточный вход в музей охраняют два бронзовых льва работы скульптора Эдварда Л. Кемейса.

Коллекция, как во многих американских музеях, формировалась в основном благодаря пожертвованиям и дарам частных коллекционеров, преимущественно жителей Чикаго.

Музей знаменит собранием живописи импрессионистов, постимпрессионистов: К. Моне (см. МОНЕ Клод) (более 30 работ, в т.ч. 6 картин из серии «Стога» и несколько «Нимфей»), О. Ренуар (см. РЕНУАР Огюст) («Две сестры»), П. Сезанн (см. СЕЗАНН Поль) («Купальщицы», «Корзина с яблоками», «Госпожа Сезанн в желтом кресле»), А. Тулуз-Лотрек (см. ТУЛУЗ-ЛОТРЕК Анри де) («Мулин-Руж»), Ж. Сера (см. СЕРА Жорж) («Летний полдень на острове Гран-Жатт»), В. Ван Гог (см. ВАН ГОГ Винсент) («Спальня в Арле», «Автопортрет 1887»). Музей обладает богатым собранием американской живописи: жемчужинами коллекции являются работы Г. Вуда «Американская готика» и Э. Хоппера (см. ХОППЕР Эдуард) «Полуночники».

Европейское искусство представлено также собранием декоративно-прикладных изделий Франции, Германии, Великобритании, охватывающим период с 11 в. до наших дней: мебель, керамика, металл, стекло, эмаль, серебро - всего около 25 тыс. экспонатов.

В музее представлена ценная коллекция художественных и репортажных фотографий. Первая выставка фотографии была проведена здесь в 1900, но собственная коллекция появилась только в 1949 и постепенно расширялась. В собрании музея - работы классиков художественной фотографии американцев Альфреда Штиглица, Эдварда Вестона, Пола Стрэнда, француза Эжена Атже, венгра Андре Кертеша и др.

В музее также собраны предметы античного искусства Египта, Древней Греции, этрусков, Древнего Рима (скульптуры, монеты, ювелирные украшения, керамика, стекло, мозаика); африканского декоративно-прикладного искусства (работы из дерева и керамики, ткани); керамика Центральной Америки доколумбового периода; коллекция европейского оружия эпохи Средневековья и Возрождения.

В отделе архитектуры и дизайна собрано более 150 тыс набросков, рисунков, планов, макетов американских архитектурных проектов с 1870 до настоящего времени. Здесь представлены работы таких архитекторов, как Д. Бернхэм, Брюс Гофф, Л. Салливан (см. САЛЛИВЕН Луис), Л. Мис ван дер Роэ (см. МИС ВАН ДЕР РОЭ Людвиг), Ф. Ллойд Райт (см. РАЙТ Фрэнк Ллойд).

В коллекции музея 35 тыс предметов восточного искусства: Китая (изделия из бронзы, керамики, нефрита; ткани), Японии (ткани, ширмы, картины, гравюры), Индии, Персии и Юго-Восточной Азии (миниатюры, скульптуры).

Полезные сервисы