мн. разг.
1. Общественное положение кого-либо, обусловленное родом его занятий.
2. Те, кто занимает какие-либо административные должности; чиновники.
мн. разг.
1. Общественное положение кого-либо, обусловленное родом его занятий.
2. Те, кто занимает какие-либо административные должности; чиновники.
степени монашества, сообразно исполнению монашеских подвигов: новоначальные, малосхимники (совершенные) и великосхимники (совершеннейшие).
ЧИНЫ́ СВА́ДЕБНЫЕ - 1) Традиционные назв. участников свадеб. обряда (кроме самих жениха и невесты - молодых, а также их ближайших родственников, к-рые именуются по степеням родства: мать, матушка, батюшка), особых "должностей" в ритуале, тех его персонажей, к-рые выполняют спец., именно им предписанные действия, руководят обрядом (тысяцкий, дружка) и т. п. В нек-рых местностях названия Ч. С. образуют разветвленную терминологию. Гости могут, в частности, именоваться боярами (с различными подразделениями), а старший в группе жениха - старшим боярином или тысяцким (на терр. Белоруссии и Зап. Украины название распорядителя свадьбы - маршалок). Эти названия связаны с "военной" символикой свадьбы ("завоевание", "вооруженный захват" невесты) и с именованием жениха князем (соответственно его свита - дружина - должна носить военные или придворные титулы).
2) Программа действий во время обряда. Первоначально так именовался только церк. чин бракосочетания (наряду с чином литургии, чином погребения и т. п.), входивший в требники, служебники и т. п. Известны и нотные (крюковые) записи таких чинов, включавших прежде всего предписанные молитвословия. Позже появились светские чины, прежде всего царские. Так, в "Домострое" царские чины описывали конкр. обряд (бракосочетание царя), др. предписывали порядок совершения обрядов, но в обоих случаях речь шла уже о традиционном, фольклорном обряде. Особую роль играли Ч. С. старообрядцев-беспоповцев (признающих брак), здесь сочетается собственно служебный чин (аналог церковного, восходящий к старому чину венчания), предписывающий чтения и молитвословия, действия наставника и молодых в молитв, доме, и предписания действий вне молитв. дома, т. е. чисто фольклорного ритуала.