Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

шостакович

Грамматический словарь

Шостако́вич ф. 4а ~ 0

Сканворды для слова шостакович

- Редакционная статья об опере этого композитора называлась «Сумбур вместо музыки».

- Этот композитор был заядлым любителем футбола, а потому балет «Золотой век» о выступлении советской команды в некой буржуазной стране писал с энтузиазмом.

- «Следить за этой «музыкой» трудно, запомнить её невозможно», - писала о творчестве этого композитора газета «Правда».

- Российский композитор, автор балетов «Болт», «Золотой век».

- По легенде, в 1927 году он на спор за 45 минут по памяти не только записал, но и оркестровал «Таити-тротт», позже включив в балет «Золотой век».

- Вершиной его раннего творчества стала опера «Нос» по одноимённой повести Гоголя, написанная в 1928 году и поставленная в Ленинграде в 1930-м.

- Фамилия какого известного музыканта связана с тем, что один из его предков был шестым сыном в семье?

- Кто написал музыку к фильму «Броненосец «Потёмкин»?

- Российский композитор, автор симфонической поэмы «Смерть Степана Разина».

- Российский композитор, автор опер «Катерина Измайлова», «Леди Макбет Мценского уезда».

Полезные сервисы

шостакович дм. дм

Гуманитарный словарь

ШОСТАКО́ВИЧ Дм. Дм. (1906-75) - композитор, пианист, педагог. Первые уроки игры на фп. получил от матери - С. В. Шостакович, затем учился у А. А. Розановой. При поддержке А. К. Глазунова поступил в Петроградскую конс. в 1919 и окончил ее по кл. фп. Л. В. Николаева (1923) и композиции М. О. Штейнберга (1927). Концертировал как пианист, в 1927 получил диплом на Междунар. конкурсе пианистов в Варшаве. Был выдающимся исполнителем своих фортепианных произв. Дипломной работой по композиции стала 1-я симфония (1925), снискавшая 20-летнему композитору мировую славу. 2-ю симфонию "Октябрь" (1927, сл. А. И. Безыменского) и 3-ю симфонию "Первомайская" (1929, сл. С. И. Кирсанова) объединяют общность композиции (одночастная с заключительным хором) и близость концепций: обе отразили новую образность сов. массовых действ. С 1928 сотрудничает с В. Э. Мейерхольдом (музыка к постановке пьесы В. В. Маяковского "Клоп", 1929), много пишет музыки для спектаклей и к/ф. В этих сочинениях он пародирует и шаржирует классику (от И. С. Баха до Ж. Оффенбаха), здесь властвуют веселый сарказм и задорный юмор. В эти же годы он создает оперу "Нос" по повести Н. В. Гоголя (1928), балеты "Золотой век" (1930, либр. А. В. Ивановского), "Болт" (1931, либр. В. Ф. Смирнова), "Светлый ручей" (1935).

В 30-е гг. появляются опера "Леди Макбет Мценского уезда" по очерку Н. С. Лескова (1932), к ней примыкает 4-я симфония (1936). Оба произв. потрясают масштабностью концепции и глубиной трагизма. Их можно расценить как вершины творчества Ш. и кульминации его внутренней свободы.

28 янв. 1936 в газете "Правда" была опубликована редакционная статья "Сумбур вместо музыки", 6 февраля - "Балетная фальшь": грубый идеологический разгром оперы "Леди Макбет" и балета "Светлый ручей" оборвал творчество Ш. в области оперы и балета. Не дожидаясь повторных гонений, композитор отменил премьеру 4-й симфонии (1936). Плачевная судьба театр. произв. Ш. привела его к отказу от произв. для сцены. Муз. драмами стали его симфонии. С этого времени симфония становится гл. формой высказывания Ш. С премьерой 5-й симфонии (1937) началось восстановление обществ. статуса Ш. В ней он утверждает классич. драматургию жанра, к-рая поддержана и в 6-й симфонии (1939) с ее опорой на традиции венского классицизма. В 1938 создан 1-й струнный квартет, в 1940 - фортепианный квинтет, удостоенный Сталинской премии.

Во время войны, оставаясь в осажденном Ленинграде, Ш. создает 7-ю симфонию ("Ленинградскую", удостоенную Сталинской премии в 1942), исполненную в блокадном городе 8 авг. 1942 оркестром филармонии п/у К. Элиасберга. События войны послужили толчком и для 8-й симфонии (1943) - трагич. осмысления схватки между силами жизни и смерти. Обе симфонии были с энтузиазмом восприняты в странах антигитлеровской коалиции. Однако события войны не исчерпывают их содержания: мысль, лежащая в их основе, - универсальна, а конфликт - вездесущ.

Заслуги Ш. не оградили его от новых преследований: он стал гл. объектом кампании против "формализма" в иск-ве, ознаменованной постановлением ЦК ВКП(б) 10 февр. 1948 "Об опере "Великая Дружба" В. Мурадели". Смещенный с профессорского поста, Ш. ради заработка пишет киномузыку. Отказавшись на сей раз от написания симфоний, он создает идеологически безупречные и оптимистично звучащие ораторию "Песнь о лесах" (1949, Сталинская премия 1950), кантату "Над Родиной нашей солнце сияет" (1952) - обе на стихи Е. А. Долматовского. Параллельно пишет трагический вокальный цикл "Из еврейской народной поэзии" для сопрано, контральто, тенора и фп. (1948, исполнен в 1955), 4-й квартет (1949), Концерт для скрипки с оркестром (1948) - произв., остававшиеся неисполненными до смерти Сталина. В 1951 написаны 24 Прелюдии и фуги для фп. - первый большой полифонич. цикл в отечеств. музыке. В 1953 Ш. создает 10-ю симфонию (1953), ставшую итогом его симфонич. творчества; в ней появляется звуковая криптограмма Ш. - d-es-c-h, к-рая вводит в сложный и многосторонний содержат. контекст симфонии автобиографич. "сюжет". Этот же мотив стал заглавным в 8-м квартете (1960), муз. "автобиографии" композитора, сопоставленный там с цитатой из рев. песни "Замучен тяжелой неволей".

11-я симфония "1905 год" (1957, Ленинская премия 1958) имеет сюжет из отечеств. истории в качестве программы и темы рус. рев. песен в качестве мат-ла; ей предшествовали "Десять поэм" для хора на стихи рев. поэтов (1951, Сталинская премия 1952). 12-й симфонией "1917 год" Ш. воплотил давний замысел посвящения Ленину. Однако время ее создания - непосредственно после событий в Венгрии 1956 - позволяет угадывать и иные прообразы программы симфонии. Перелом от программной симфонии к симфонии с текстом произошел в 1962 с созданием 13-й симфонии для баса, мужского хора и оркестра - произв., по словам Ш., "о гражданской нравственности", написанного на публицистич. стихи Е. А. Евтушенко. Кантата "Казнь Степана Разина" (1964, на стихи Евтушенко) стала кульминацией воплощения эпического начала в творчестве композитора.

Стихия юмора, сатиры, карикатуры отражена Ш. в его оперетте "Москва, Черемушки" (1959), Пяти романсах ("Сатиры") на стихи Саши Черного (с подзаголовком "Картинки прошлого", 1960), "Пяти юморесках на тексты из журнала "Крокодил"" (1966). Ок. 1960 (а возможно, ок. 1948) была написана и спрятана до более позднего времени кантата для голоса с фп. "Раек" (на сл. Л. Н. Лебединского), в к-рой сатирич. отображены идеологич. коллизии и горести, выпавшие в связи с ними на долю Ш. Накануне своего 60-летия Ш. подводит саркастический итог своей творческой жизни в новом шаржирующем, трагико-ироническом опусе под названием "Предисловие к полному собранию моих сочинений и размышление по поводу этого предисловия, для баса и фортепиано, слова и музыка Д. Шостаковича" (1966).

Две последние симфонии можно назвать "симфониями прощания и оплакивания" - в них главенствует тема смерти художника и бессмертия "союза любимцев вечных муз". В 14-й симфонии (1969) для сопрано, баса и струнного оркестра, к-рая представляет собой вокально-симфонич. цикл из 11 частей на стихи Ф. Гарсиа Лорки, Г. Аполлинера, Р. М. Рильке, В. Кюхельбекера, суммируются особенности письма, выработанные Ш. в камерно-вокальном, камерно-инструментальном и симфонич. жанрах. 15-я симфония (1971) замыкает круг развития этого жанра у Ш., объединяя черты центрального и позднего периодов его творчества. Итог работы Ш. в кино подводит трагедийная музыка к фильмам Г. Козинцева "Гамлет" (1964) и "Король Лир" (1971). Среди поздних произв. главенствующее положение занимают камерные инструмент. и вокальные жанры: параллельно с 9-м (1964) - 15-м (1974) квартетами, Сонатой для скрипки и фп. (1968) и Сонатой для альта и фп. (1975) созданы 7 романсов на слова А. А. Блока для голоса, скрипки, виолончели и фп. (1967), Шесть стихотворений Марины Цветаевой для голоса и фп. (1973), Сюита на стихи Микеланджело Буонаротти для баса и фп. (1974) и Четыре стихотворения капитана Лебядкина для голоса и фп. (сл. Ф. М. Достоевского; 1975). Всем им присущ исповедальный субъективный трагический тон.

Универсальное по охвату жанров и тем наследие Ш. демонстрирует изменчивость его отношений с муз. прошлым и с современным ему культурным контекстом, с об-вом и идеологией, с самим собой и меняющимся миром. Молодой музыкант, воспитанный в русле школы Н. А. Римского-Корсакова, жил атмосферой 1920-х гг. - "Золотого века авангарда"; его кумирами были И. Ф. Стравинский, П. Хиндемит, А. Берг, Б. Барток, а интонационной почвой - музыка совр. быта и озорно пародируемые классич. традиции. Становление Ш. приводит к созданию "Леди Макбет Мценского уезда", произв., возвестившему и новый этап в истории оперы, и наступление зрелости автора, обратившегося к традициям рус. оперной классики и европ. симфонизму в лице Г. Малера. Другая вершина зрелого этапа - 4-я симфония - свидетельствует об интенсивном усвоении опыта Малера и экспрессионистской стилистики. Последовавшие за ней, более логически рассчитанные, классичные 5-10-я симфонии выстраивают ретроспективу к Бетховену и Чайковскому. Впрочем, малеровский характер обращения к трагикомическому, к мрачному гротеску и "банальному" тематизму актуален для всего творчества Ш. Иные отголоски малеровского мира присутствуют в поздних камерных сочинениях - произв. под знаком темы смерти и прощания.

В арсенале композиторских приемов Ш. одно из важных мест принадлежит технике "чужого слова" (он использует цитаты, намеки и аллюзии в диапазоне от "Бориса Годунова" в "Леди Макбет" до Россини и Вагнера в последней симфонии или Бетховена в Альтовой сонате), ставшей для него средством иносказания в условиях жестокой идеологической цензуры.

Имя Ш. окружено особым ореолом. Он был властителем дум и совестью поколений, живших при сталинизме. Его музыка в опосредованной форме отображает духовную жизнь рус. интеллигенции в 20 в.

Влияние Ш. испытали на себе практически все его современники-композиторы, а в особенности - его ученики. В 1937-41 Ш. преподавал в Ленинградской, в 1943-48 в Моск. консерваториях (с 1939 - проф.). Среди учеников - Р. Бунин, А. Гаджиев, Г. Галынин, О. Евлахов, К. Караев, Ю. Левитин, Г. Свиридов, В. Флей-шман, Г. Уствольская, К. Хачатурян, Б. Чайковский. В 60-е гг. Ш. вновь преподает в аспирантуре Ленинградской конс. У него учились Г. Белов, В. Биберган, А. Мнацаканян, В. Наговицын, Г. Окунев, Б. Тищенко, В. Успенский и др. Нар. арт. СССР (1954). Герой соц. труда (1966). Д-р иск-ведения (1965). Лауреат Ленинской премии (1958), Гос. премии СССР (1942, 1946, 1950, 1952, 1968). Обладатель почетных званий муз. академий, консерваторий, академий наук и сообществ многих стран Европы и Америки.

Лит.: Орлов Г. А. Симфонии Д. Д. Шостаковича. Л., 1961; Сабинина М. Д. Шостакович-симфонист: драматургия, эстетика, стиль. М., 1976; Д. Д. Шостакович о времени и о себе / Сост. А. А. Яковлев. М., 1980; Хентова О. М. Шостакович. Жизнь и творчество: В 2-х тт. Л., 1982; Шостакович между мгновением и вечностью. Документы, материалы, статьи / Сост. Л. Г. Ковнацкая. СПб., 2000.

Д. Д. Шостакович

Д. Д. Шостакович

Полезные сервисы

шостакович дмитрий дмитриевич

Энциклопедический словарь

Шостако́вич Дмитрий Дмитриевич (1906-1975), композитор, пианист, народный артист СССР (1954), доктор искусствоведения (1965), Герой Социалистического Труда (1966). Классик мировой музыкальной культуры XX в. В 15 симфониях (1925-71), 15 струнных квартетах (1938-74), фортепианном трио (1944), инструментальных сонатах и др. осмыслены трагические конфликты и события XX в., современными средствами воплощён сложный духовный мир художника-гуманиста. Оперы «Нос» (1928), «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова», 1934; 2-я ред., 1956), балеты «Золотой век» (1930), «Болт» (1931), «Светлый ручей» (1935), оперетта «Москва - Черёмушки» (1959), вокально-симфоническая поэма «Казнь Степана Разина» (1964), 10 поэм для хора без сопровождения на стихи русских поэтов (1951), инструментальные концерты, камерно-инструментальные сочинения, 24 прелюдии и фуги для фортепиано (1951), хоры, романсы, музыка к спектаклям драматического театра («Клоп» В. В. Маяковского, 1928), кинофильмам («Гамлет», 1964; «Король Лир», 1971). Профессор Ленинградской (с 1939), Московской (с 1943) консерваторий. Государственная премия СССР (1941, 1942, 1946, 1950, 1952, 1968), Ленинская премия (1958).

Д. Д. Шостакович.

* * *

ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич - ШОСТАКО́ВИЧ Дмитрий Дмитриевич [12 (25) сентября 1906, Санкт-Петербург - 9 августа 1975, Москва], русский советский композитор, народный артист СССР (1954), доктор искусствоведения, Герой Социалистического Труда (1966), Ленинская премия (1958), Государственная премия СССР (1941, 1942, 1946, 1950, 1952, 1968), Государственная премия РСФСР (1974), Международная премия Мира (1954), премия имени Сибелиуса, почетный член академий и доктор университетов многих стран мира.

В 15 симфониях (1925-1971), фортепианном трио (1944), ряде струнных квартетов и других сочинениях современными средствами инструментальной музыки воплощен сложный духовный мир художника-гуманиста 20 века: протест личности против тирании, переживание неотвратимости смерти, просветленная лирика. Опера «Нос» (1928), «Катерина Измайлова» (2-я редакция, 1956), балет «Золотой век» (1930), «Болт» (1931), оперетта «Москва, Черемушки» (1959), вокально-симфоническая поэма «Казнь Степана Разина» (1964), 10 поэм для хора без сопровождения на стихи русских поэтов (1951), камерные произведения (15 струнных квартетов, фортепианный квинтет, 24 прелюдии и фуги для фортепиано), музыка к спектаклям, кинофильмам. Профессор Ленинградской (с 1939), Московской (с 1943) консерваторий.

Ранний период творчества

Шостакович начал сочинять с 9 лет. В 1919 поступил в Петроградскую консерваторию, где его педагогами были по классу фортепиано А. Розанова и Л. В. Николаев (окончил в 1923) и по классу композиции М. О. Штейнберг (окончил в 1925). Ранние произведения Шостаковича - «Фантастические танцы» и другие пьесы для фортепиано, скерцо для оркестра, «Две басни Крылова» для голоса с оркестром и др. отмечены влиянием школы Н. А. Римского-Корсакова.

Первым по-настоящему оригинальным произведением Шостаковича стала его дипломная работа - симфония №1; после ее премьеры (Ленинград, 1926) критика заговорила о Шостаковиче как о художнике, способном восполнить пустоту, образовавшуюся в русской музыке вследствие эмиграции С. В. Рахманинова (см. РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич), И. Ф. Стравинского (см. СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович), С. С. Прокофьева (см. ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич). Уже в этой юношеской партитуре проявилась склонность Шостаковича к иронии и сарказму, к внезапным, драматически насыщенным контрастам, к широкому использованию мотивов-символов, часто подвергаемых радикальной образной и смысловой трансформации.

В том же 1926 в творчестве Шостаковича обозначился сдвиг от сравнительно традиционного языка симфонии к смелым стилистическим экспериментам, до которых еще просто не доходили руки официальной идеологии. В произведениях Шостаковича 1926-31 гг. предвосхищаются многие открытия западноевропейского музыкального авангарда 1950-60-х гг. (сонорика (см. СОНОРИКА), микрополифония, пуантилизм (см. ПУАНТИЛИЗМ), автоматическое письмо и др.). В симфониях №2 («Октябрю» с хором, 1927) и №3 («Первомайской» с хором, 1929) крайне радикальный по тому времени музыкальный язык ставится на службу пропагандистским задачам. Вершина раннего Шостаковича - опера «Нос» (по одноименной повести Н. В. Гоголя), написанная в 1928 и поставленная в Ленинграде в 1930. Среди источников, повлиявших на концепцию «Носа», выделяются спектакль «Ревизор» в постановке В. Э. Мейерхольда (1926), опера А. Берга «Воццек» (поставленная в Ленинграде в 1927), а также, возможно, искусство сверстников Шостаковича - писателей ленинградской группы ОБЭРИУ (см. ОБЭРИУ), заложивших основы «литературы абсурда» 20 века. В этот же период Шостаковичем были созданы соната №1 (1926) и цикл «Афоризмы» (1927) для фортепиано, балеты «Золотой век» (1930) и «Болт» (1931), а также ряд экстравагантных партитур для театра и кино. В ряду его ранних произведений особняком стоит романтически утонченный вокальный цикл «Шесть романсов на слова японских поэтов» (1928-32).

В 1928 Шостакович работал заведующим музыкальной частью Театра им. Мейерхольда (Москва), в 1930-33 - заведующим музыкальной частью Ленинградского Театра рабочей молодежи. В 1927 он принял участие в 1-м Международном конкурсе пианистов им. Шопена в Варшаве, где был удостоен почетного диплома.

От «Леди Макбет Мценского уезда» к симфонии №5

В 1932 Шостакович завершил работу над партитурой своей второй оперы - «Леди Макбет Мценского уезда». Сюжет одноименной повести Н. С. Лескова переосмыслен Шостаковичем как драма незаурядной женской натуры в условиях несправедливого общественного устройства. Сам автор назвал свою оперу «трагедией-сатирой». В ее музыкальном языке гротеск в духе «Носа» сочетается с элементами русского романса и протяжной песни. В 1934 опера была поставлена в Ленинграде и Москве, шла под названием «Катерина Измайлова»; затем последовал ряд премьер в театрах Северной Америки и Европы. Поначалу советская критика почти единодушно оценила новую оперу Шостаковича как замечательную победу советского музыкального театра.

Среди произведений, написанных в течение 1932-35, выделяются 24 прелюдии для фортепиано, концерт №1 для фортепиано с оркестром, соната для виолончели и фортепиано, а также музыка к фильму «Встречный» со знаменитой «Песней о встречном» (в 1945 ее мелодия на короткое время стала гимном ООН). В 1935-36 Шостакович работал над монументальной симфонией №4, в которой особенно ощутимо воздействие симфонизма Малера (см. МАЛЕР Густав), одного из его самых любимых композиторов (наряду с Бахом (см. БАХ Иоганн Себастьян), Бетховеном (см. БЕТХОВЕН Людвиг)и Мусоргским (см. МУСОРГСКИЙ Модест Петрович)).

Между тем над Шостаковичем сгущались тучи. В январе 1936 спектакль «Катерина Измайлова» посетил Сталин. Опера шокировала диктатора, чей вкус был воспитан на популярной классике и примитивных псевдофольклорных поделках; его реакция нашла свое выражение в редакционной статье «Сумбур вместо музыки», опубликованной в «Правде» и на долгие годы определившей пути развития советской музыки. Спустя несколько дней «Правда» напечатала еще одну редакционную статью на музыкальную тему - «Балетная фальшь»; на этот раз уничтожающей критике был подвергнут балет Шостаковича «Светлый ручей» (1935).

После статей «Правды» большинство произведений Шостаковича, написанных до 1936, практически исчезло из культурного обихода страны. Композитор был вынужден отменить назначенную на осень 1936 премьеру симфонии №4 (впервые она была исполнена в 1961). «Катерина Измайлова» была «реабилитирована» на родине только в 1962. Сочинения 1920-х годов (за исключением симфонии №1 и некоторых миниатюр) не исполнялись в СССР вплоть до середины 1960-х годов, а «Нос» был возобновлен только в 1974.

Осенью 1937 в Ленинграде состоялась премьера симфонии №5, которую исполнил оркестр под управлением Е. А. Мравинского (см. МРАВИНСКИЙ Евгений Александрович). В советской печати это произведение, написанное относительно традиционным музыкальным языком, было благосклонно охарактеризовано как «творческий ответ художника на справедливую критику». С позиций сегодняшнего дня его точнее было бы оценить как глубоко трагический документ эпохи сталинского террора, потрясающий в своей эмоциональной достоверности.

От 1937 к 1953

Годы между 1937 и 1941 выдались для Шостаковича сравнительно безоблачными, что сказалось на эмоциональном строе партитур этого периода (струнный квартет №1, симфония №6, квинтет для фортепиано и струнных). На фашистское нашествие Шостакович откликнулся симфонией №7 (1941), посвященной городу Ленинграду и получившей всемирное признание как символ борьбы с фашизмом.

Трагические переживания, связанные с войной, и надежды на послевоенное обновление отразились в наиболее значительных произведениях 1942-44 годов: сонате для фортепиано №2, симфонии №8, фортепианном трио, струнном квартете №2; как обобщающее размышление о прошедшей войне воспринимается монументальный струнный квартет №3 (1946). С другой стороны, в симфонии №9 (лето-осень 1945) преобладает настроение своего рода «черного юмора». Симфония вызвала неудовольствие официальной критики, ожидавшей от композитора более оптимистического отклика на окончание войны. С этого момента тучи над Шостаковичем начали сгущаться вновь.

В феврале 1948 было опубликовано Постановление ЦК ВКП(б) об опере В. И. Мурадели (см. МУРАДЕЛИ Вано Ильич) «Великая дружба», в котором музыка крупнейших советских композиторов - в том числе Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна - объявлялась «формалистической» и «чуждой советскому народу». Новая волна нападок на Шостаковича в прессе значительно превзошла ту, что поднялась в 1936. Вынужденный подчиниться диктату, Шостакович, «осознав ошибки», выступил с ораторией «Песнь о лесах» (1949), кантатой «Над Родиной нашей солнце сияет» (1952), музыкой к ряду фильмов исторического и военно-патриотического содержания и др., что отчасти облегчило его положение. Параллельно сочинялись произведения более высокого художественного достоинства - концерт №1 для скрипки с оркестром, вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии» (оба 1948), струнные квартеты №4 и №5 (1949, 1952), цикл «24 прелюдии и фуги» для фортепиано (1951); за исключением последнего, все они были исполнены только после смерти Сталина.

Последнее двадцатилетие

Эпоха «оттепели» в советской музыке символически открылась Симфонией № 10 Шостаковича (1953) - глубоко интимной исповедью художника, отстоявшего свое «я» в отчаянном, почти безнадежном противостоянии сталинизму. Вслед за ней в творчестве Шостаковича наступил кризис, продлившийся несколько лет. Даже лучшие его произведения середины 1950-х годов - «Праздничная увертюра» для оркестра (1954), музыка к фильму «Овод» со знаменитым «Романсом» (1955), струнный квартет №6 (1956) - написаны в облегченном стиле.

Творчество Шостаковича последнего двадцатилетия его жизни неоднородно и неоднозначно. И хотя несколько конъюнктурный характер носят созданная в 1957 симфония № 11 «1905 год» (Ленинская премия, 1958), симфония № 12 «1917 год», посвященная памяти Ленина (1961), симфоническая поэма «Октябрь» (1967), цикл хоровых баллад «Верность» (1970), все же и в этих произведениях Шостаковичу удавалось оставаться Шостаковичем. А в произведениях на стихи Е. А. Евтушенко - симфонии №13 для баса и мужского хора с оркестром (1962) и вокально-симфонической поэме «Казнь Степана Разина» (1964) - проступали явные черты свободомыслия.

Но истинный масштаб позднего Шостаковича проявляется прежде всего в удивительной серии автобиографических партитур, каждая из которых представляет собой опыт прощания с прожитой, исчерпавшей себя жизнью. Эту серию скорбных «автоэпитафий» составляют cтрунный квартет №8 (1960), симфония №14 для сопрано, баса и камерного оркестра на стихи Аполлинера, Рильке, Кюхельбекера и других поэтов (1969), симфония №15 (1971), струнный квартет №15 (1974), сюита на слова Микеланджело для баса и фортепиано или оркестра (1974-75), соната для альта и фортепиано (1975, последнее сочинение Шостаковича). Во всех названных произведениях широко используются мотивы-символы, в функции которых порой выступают цитаты из более ранних партитур самого композитора или из музыки других авторов. Отчаяние, протест, трагическая отрешенность определяют эмоциональный климат струнных квартетов №7 (1960) и №№ 9-14 (1964-73), сонаты для скрипки и фортепиано (1968), вокальных циклов на стихи А. А. Блока (1967) и М. И. Цветаевой (1973), концертов для виолончели с оркестром (1959, 1966), концерта №2 для скрипки с оркестром (1967). Тогда же был написан ряд произведений юмористического характера («Сатиры» на стихи Саши Черного, 1960, 5 романсов на слова из журнала «Крокодил», 1965, «4 стихотворения капитана Лебядкина» на слова из романа «Бесы» Ф. М. Достоевского, 1974).

Большой энциклопедический словарь

ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич (1906-75) - российский композитор, народный артист СССР (1954), доктор искусствоведения, Герой Социалистического Труда (1966). В 15 симфониях (1925-71), фортепианном трио (1944), ряде струнных квартетов и других сочинениях современными средствами инструментальной музыки воплощен сложный духовный мир художника-гуманиста 20 в.: протест личности против тирании, переживание неотвратимости смерти, просветленная лирика. Опера "Нос" (1928), "Катерина Измайлова" (2-я редакция, 1956), балет "Золотой век" (1930), "Болт" (1931), оперетта "Москва, Черемушки" (1959), вокально-симфоническая поэма "Казнь Степана Разина" (1964), 10 поэм для хора без сопровождения на стихи русских поэтов (1951), камерные произведения (в т. ч. 15 струнных квартетов, фортепианный квинтет, 24 прелюдии и фуги для фортепиано), музыка к спектаклям, кинофильмам и др. Профессор Ленинградской (с 1939), Московской (с 1943) консерваторий. Ленинская премия (1958), Государственная премия СССР (1941, 1942, 1946, 1950, 1952, 1968), Международная премия Мира (1954).

Энциклопедия Кольера

ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ ШОСТАКОВИЧ.

ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ ШОСТАКОВИЧ.

(1906-1975), русский композитор советского периода; отличительные черты его стиля - интенсивная ритмика, разнообразное и часто самобытное использование оркестровых средств, высокая драматическая напряженность, оригинальный музыкальный юмор. Творчество Шостаковича то превозносилось властью, то подвергалось резкой критике. Его симфонии, в особенности Пятая и Седьмая, а также ряд фортепианных сочинений получили признание во всем мире. Дмитрий Шостакович родился 25 сентября 1906 в Санкт-Петербурге. В 13 лет поступил в Петроградскую консерваторию, где занимался по фортепиано у Л. В. Николаева, по гармонии у Н. А. Соколова и по композиции у М. О. Штейнберга. Уже в годы учения сочинил Первую симфонию, которая, вместе с тремя Фантастическими танцами для фортепиано, стала его первым опубликованным произведением. Первая симфония, тепло встреченная критикой после премьеры, осуществленной оркестром Ленинградской филармонии в 1926, вскоре приобрела известность и за пределами страны. Вторая симфония оказалась гораздо менее удачной, и композитор направил свои усилия на оперный жанр. Но и первый его опыт в этой области - Нос, по фантастической повести Гоголя (1928-1929), продемонстрировавший и театральное чутье, и сатирическое дарование автора, все-таки не был шедевром. Шостакович продолжал много работать, и к тридцати годам в его творческом портфеле имелось множество опусов: сочинения для фортепиано и струнных инструментов, для голоса с фортепиано, четыре симфонии, три балета, две оперы и целый ряд партитур для кино и драматического театра. Первый балет Шостаковича, Золотой век, пользовался большим успехом. Вторая его опера, Леди Макбет Мценского уезда по повести Лескова с мрачным, кровавым сюжетом, блестяще прошла на премьере в Ленинграде 22 января 1934, но через некоторое время, в 1936, подверглась разгрому в официальной печати за "отсутствие простой и понятной мелодии" и потакание извращенным вкусам буржуазных слушателей "своей дергающейся, крикливой, неврастенической музыкой". Этот суровый приговор, опубликованный на страницах центральной советской газеты "Правда" (редакционная статья называлась Сумбур вместо музыки), некоторое время служил препятствием для исполнения музыки Шостаковича, однако прекрасная Пятая симфония, впервые сыгранная оркестром Ленинградской филармонии 21 ноября 1937, вполне реабилитировала ее автора. Шестая симфония появилась в 1939, а работа над знаменитой Седьмой была начата в осажденном Ленинграде в 1941. В 1942 Шостакович получил Сталинскую премию за это сочинение, в котором, как следует из более позднего высказывания композитора, он воплотил мужество своих соотечественников перед лицом как войны, так и сталинского террора. Композитор вновь впал в немилость в 1948: его музыка была названа формалистической и декадентской. Как примеры "типичного формализма" (т.е. искусства, непонятного народу и чуждого ему) упоминались Восьмая и Девятая симфонии, написанные в период 1943-1945. Шостакович покорно принял адресованные ему обвинения, и это спасло его от более тяжких последствий партийной критики. В том же 1948 он получил официальное поощрение за "реалистическую" и "демократическую" музыку к кинофильму Молодая гвардия. Тринадцатая симфония Шостаковича носит название Бабий Яр и представляет собой вокально-симфонический цикл на стихи Е.А.Евтушенко. Умер Шостакович в Москве 9 августа 1975.

ЛИТЕРАТУРА

Сабинина М. Симфонизм Шостаковича. М., 1965 Сабинина М. Шостакович - симфонист. М., 1976 Хентова С. В мире Шостаковича. Записи бесед. М., 1996

Полезные сервисы

шостакович, дмитрий дмитриевич

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич (1906 - 1975), российский композитор. Многоплановое, разнообразное по жанрам творчество Шостаковича стало классикой мировой музыкальной культуры 20 в. Велико значение симфонического творчества: в 15 симфониях (1925 - 71) воплощены и философски осмыслены острейшие трагические конфликты и события современного мира, в том числе 7-я симфония (1941) - памятник героизму советского народа в годы Великой Отечественной войны, 11-я (1957) и 12-я (1961) симфонии посвящены трагическим событиям революции 1905 и Октябрьской революции. Проблемы гуманизма, гражданской нравственности и ответственности за судьбы мира и "маленького человека" пронизывают произведения Шостаковича. Он создал индивидуальный стиль, развивая классические традиции (Шостакович во многом близок искусству М.П. Мусоргского), синтезируя множество составляющих "разностильных" элементов (интонации бытовой, эстрадной музыки, "музыки улиц"), приобретших новые эстетические качества. Оперы "Нос" (1928), "Леди Макбет Мценского уезда" (1932, 2-я редакция - "Катерина Измайлова", 1956), балет "Золотой век" (1930), "Болт" (1931), кантата "Казнь Степана Разина" (1964), инструментальные концерты, 15 струнных квартетов (1938 - 74), 24 прелюдии и фуги (1951) для фортепьяно, хоры, романсы; музыка к спектаклям драматического театра ("Клоп" В.В. Маяковского, 1939; "Гамлет", 1932, и "Король Лир", 1941, У. Шекспира), музыка к кинофильмам и др.

Полезные сервисы

шостаковичский

Орфографический словарь

шостако́вичский (от Шостако́вич)

Полезные сервисы

шостаковский михаил фёдорович

Энциклопедический словарь

Шостако́вский Михаил Фёдорович (1905-1983), химик-органик, член-корреспондент АН СССР (1960). Труды по химии виниловых эфиров и их полимеров. Предложил лечебный бальзам (винилин, так называемый бальзам Шостаковского). Государственная премия СССР (1949).

* * *

ШОСТАКОВСКИЙ Михаил Федорович - ШОСТАКО́ВСКИЙ Михаил Федорович (1905-83), российский химик-органик, член-корреспондент АН СССР (1960). Труды по химии виниловых эфиров и их полимеров. Предложил лечебный бальзам (винилин, т. н. бальзам Шостаковского). Государственная премия СССР (1949).

Полезные сервисы

шостаковский михаил федорович

Большой энциклопедический словарь

ШОСТАКОВСКИЙ Михаил Федорович (1905-83) - российский химик-органик, член-корреспондент АН СССР (1960). Труды по химии виниловых эфиров и их полимеров. Предложил лечебный бальзам (винилин, т. н. бальзам Шостаковского). Государственная премия СССР (1949).

Полезные сервисы

шостаковского бальзам

Синонимы к слову шостаковского бальзам

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы