Шу́бин Федот Иванович (1740-1805), скульптор, ведущий мастер портретной пластики раннего русского классицизма. Создал галерею психологически выразительных скульптурных портретов (бюсты А. М. Голицына, 1775, М. Р. Паниной, середина 1770-х гг., И. Г. Орлова, 1778, М. В. Ломоносова, 1792).
* * *
ШУБИН Федот Иванович - ШУ́БИН Федот Иванович [17 (28) мая 1740, дер. Тючковская, Архангельская обл. - 12 (24) мая.1805, Петербург], российский скульптор, представитель классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ), крупнейший ваятель русского «века Просвещения».
Из Поморья в Петербург
Родился в семье крестьянина-помора Ивана Шубного. С юных лет занимался распространенной в этих краях резьбой по кости. В 1759 приехал в Петербург, где служил истопником при царском дворе. В 1761 был принят на учебу в Академию художеств и поменял свою фамилию на «Шубин»; главным его наставником был здесь французский скульптор Н. Ф. Жилле (см. ЖИЛЛЕ Никола Франсуа). После окончания Академии (1767) прибыл в качестве ее «пенсионера» в Париж, где совершенствовал свое мастерство у Ж. Б. Пигаля (см. ПИГАЛЬ Жан Батист), а затем переехал в Рим (1770) и работал там самостоятельно, изучая скульптуру античности, Ренессанса и барокко.
В 1773 вернулся в Россию, где жил и работал в Петербурге. Прославился, прежде всего, как замечательный мастер портретного бюста и виртуоз работы в мраморе (в котором исполнено подавляющее большинство его вещей). Барочные черты его ранней манеры со временем отступали, все заметнее освобождая место классицизму. Уже в римских вещах Шубин («И. И. Шувалов», барельеф; «Ф. Н. Голицын»; оба - 1771) проявились наиболее характерные особенности его зрелого творчества: уравновешенная гармония общей композиции вкупе с вдохновенно-патетическим одушевлением лица; последний момент, собственно, и впредь оставался специфически-барочной составляющей его искусства.
Круг произведений
Умело избавляясь от чрезмерной идеализации, Шубин достигал впечатляющего психологического разнообразия своих персонажей, наглядно объединенных общей причастностью к великим делам своего времени. Среди самых выразительных его работ - портретные бюсты З. Г. Чернышева (см. ЧЕРНЫШЕВ Захар Григорьевич (генерал-фельдмаршал)) (1774), А. М. Голицына (1775), М. Р. Паниной (середина 1770-х), Г. А. Потемкина-Таврического (см. ПОТЕМКИН Григорий Александрович) (1791), М. В. Ломоносова (см. ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич) (1792), А. А. Безбородко (см. БЕЗБОРОДКО Александр Андреевич) (ок. 1798).
В ряде работ («Неизвестный», 1770-е; знаменитый «Павел I», 1797) происходит заметный стилистический сдвиг: просветительский идеал «предромантически» раздваивается здесь на парадную внешность и драматически-отчужденную внутреннюю суть. В этом отношении удивительно правдивым, явленным во всех противоречиях и комплексах своей богатой и сложной натуры, предстает шубинский «Павел I», который по праву считается лучшим портретом императора (см. ПАВЕЛ I Петрович).
Успешно выступал также как монументалист и декоратор, исполнив статую «Екатерина II-законодательница» для Таврического дворца (1789-90), 58 медальонов с изображениями русских князей и царей для Чесменского дворца под Петербургом (1774-75), статуи и рельефы для Мраморного дворца (1775-82) и Троицкого собора Александро-Невской лавры (1786-89).