Энциклопедический словарь
ЭБЛА - Э́БЛА (Ebla, современный Телль-Мардих), древний торговый город-государство к западу от излучины Евфрата в Сирии, в 53 км к юго-западу от Алеппо, населенный в 24-23 вв. до н. э. западными семитами, которые пользовались шумеро-аккадской клинописью. В период расцвета влияние Эблы распространялось от Библа (см. БИБЛ (город)) на Средиземноморском побережье до Мари (см. МАРИ (Месопотамия)) на среднем течении Евфрата, ее торговые и дипломатические связи вели в Египет, Иран и Шумер (см. ШУМЕР).
Раскопки городища начала в 1964 итальянская археологическая экспедиция под руководством Паоло Маттиэ. В 1975 археологи обнаружили колоссальный царский архив Эблы, датируемый III тысячелетием до н. э. В течение последующих 10 лет ученые извлекли на свет около 20 тыс глиняных табличек и их фрагментов. Большинство из них составляли административные записи, которые значительно расширили наши представления об экономической и политической жизни Эблы. В одном из текстов говорилось, что население этого города-государства составляло 260 тыс. человек, причем 22 тыс. жили непосредственно в городе. Раскопки подтвердили, что в эпоху расцвета, около 2400 до н. э., стены города могли вмещать до 30 тыс. жителей.
Благосостояние данного региона основывалось на развитом сельском хозяйстве: почвы северной Сирии позволяли выращивать ячмень, пшеницу, оливки, финики, виноград и гранаты, разводить крупный и мелкий рогатый скот. В городе было налажено производство тканей и разнообразных металлических изделий, важная роль в экономике Эблы отводилась таким продуктам сельского хозяйства, как оливковое масло, вино и пиво.
Одежда и ткани, разнообразные ремесленные изделия, оливковое масло были основными статьями экспорта Эблы, ввозили же эблаиты золото, серебро, медь, олово, драгоценные камни, а также овец. Город процветал благодаря своему выгодному расположению на перекрестке торговых путей, которые вели из Ирана, Анатолии (см. АНАТОЛИЯ) и Кипра в Шумер и Египет.
В тесной связи с экономикой находились политические отношения Эблы с соседями. В государственном архиве хранились экземпляры договоров, заключенных с разными городами, среди которых многие признавали господство Эблы. Против города Мари, который отказался подчиниться, был предпринят военный поход, закончившийся для Мари поражением, в результате которого он принужден был выплатить Эбле дань серебром и золотом.
Управлял Эблой вождь-жрец, носивший титул «малликум». Его власть не была наследственной и осуществлялась в течение определенного срока. В принятии решений участвовал также совет старейшин. Управление городом проводилось через администраторов, назначаемых вождем. Существовали также особые военачальники - лугали.
Раскопки открыли на территории Эблы останки царского дворца 3 тысячелетия и несколько храмов и монументальных ворот, относящихся ко 2 тысячелетию. Вероятно, именно благосостояние Эблы стало впоследствии причиной ее падения: богатство города привлекло к ней внимание могущественной аккадской империи, основанной в Нижней Месопотамии Саргоном Древним (см. САРГОН Древний). В своих надписях Саргон сообщает, что Эблу отдал ему Даган, главный бог города, и он, Саргон, мог взыскать дань с его правителей. Подтвержденное археологическими раскопками разрушение Эблы большинство ученых датирует временем правления Нарамсина (см. НАРАМСИН) (2236-2200), внука Саргона, по велению которого город был сожжен.
Спустя 250 лет территорию Эблы заняли аморейские (см. АМОРЕИ) племена, которые основали здесь свою династию и заново отстроили дворец и храмы. Однако город уже никогда более не поднимался до уровня, сравнимого с периодом его наивысшего расцвета в 24 в. до н. э. Окончательное разрушение Эблы относится к середине 17 в. до н. э., т.е. ко времени, когда большинство государств Ближнего Востока оказалось под властью касситов (см. КАССИТЫ), вторгшихся на территорию Месопотамии и соседних с ней регионов из горных районов Загроса.
Энциклопедия Кольера
ЭБЛА - современный Телль-Мардих, древний город, расположенный примерно в 53 км юго-западнее Алеппо, в северной Сирии. Нарам-Син, аккадский правитель из династии Саргонидов, сообщал, что он захватил и сжег Эблу ок. 2240 до н.э. Развалины Телль-Мардиха поражают своими размерами, монументальностью городских стен с четырьмя внушительными воротами и знаменитым обнесенным стенами акрополем. В 1964 группа археологов под руководством д-ра Маттиэ начала раскопки этого телля (холма). Несмотря на всю важность обнаруженных здесь архитектурных, керамических и иных материалов, уникальное значение этого памятника определяется открытием т.н. Архива Эблы, включающего ок. 15 000 клинописных табличек. Они представляют собой крупнейшее из когда-либо найденных собрание текстов раннебронзовой эпохи (приблизительно 3000-2000 до н.э.). Большинство из табличек было обнаружено в 1974 и 1975 в расположенном на акрополе т.н. дворце G. Публикация текстов составила несколько основательных томов. Раскопки, производившиеся в начале 1990-х годов в более поздних слоях, которые относятся ко II тысячелетию до н.э., не принесли новых находок, но предполагается, что они могут быть обнаружены после того, как возобновятся раскопки на территории Дворца. Эбла - город-государство, процветавшее ок. 2300 до н.э. Среди текстов Архива Эблы большинство составляют административные, а также деловые документы, касающиеся торговли тканями, металлами, пищевыми продуктами и иными товарами. Упомянутые в документах топонимы, как правило, местные: Арми или Арманум (Алеппо или его округа), южные города - такие, как Хамат (Хама, расположенная на Оронте), Каркемиш (на берегу Евфрата в непосредственной близости от Эблы), Мари (на Среднем Евфрате), Туттуль, Эмар и Угурат (Угарит, на Средиземноморском побережье, примерно в 80 км западнее Эблы). Особого внимания ввиду своего торгового значения заслуживает Харран, город между реками Белих и Евфрат в Северной Месопотамии. В Эбле и большинстве других упомянутых городов правили лица, носившие (шумерский) титул еп (своего рода царь-жрец). Харраном, однако, правил badalum ("князь купцов"). Торговля с удаленными землями обычно осуществлялась поэтапно, последовательными усилиями нескольких торговцев. Такие непрямые контакты расширяли зону влияния городов, подобных Эбле. Например, Эбла импортировала лазурит - возможно, из района современного Бадахшана в Афганистане. Именно торговля более других факторов способствовала распространению цивилизации, а поскольку купцам требовалось вести учет товаров, развивалась и письменность. В том же слое, что и Архив Эблы, была найдена надпись на камне, содержащая (в иероглифической форме) имя и титулы египетского фараона Пепи I. Эта надпись служит не только свидетельством связей между Эблой и Египтом, но и указанием на то, что документы Архива Эблы были составлены после воцарения Пепи I и, соответственно, должны датироваться не ранее 1300-1250 до н.э. Следует также отметить, что Архив относится к тому периоду, когда Эбла имела связи с Египтом, предшествующие концу эпохи пирамид, как и с Месопотамией времени правления великой династии, восходящей к Саргону Аккадскому. Язык табличек из Эблы - эблаитский - принадлежит к числу мертвых семитских языков. Вследствие местоположения Эблы в нем представлены как восточносемитские (преимущественно аккадские), так и западносемитские (такие, как древнееврейские и арамейские) элементы. Надписи Эблы представляют собой классическую месопотамскую клинопись с использованием многочисленных шумерских идеограмм. Короткие слова типа союзов или предлогов переданы шумеро-аккадскими слоговыми знаками, поддающимися произнесению. Силлабическим письмом написаны также имена собственные и топонимы. Очень часто слоговыми знаками выражены суффиксы в конце слова, служившие для выражения падежных и временных форм. Такие же слоговые знаки применяются для обозначения местоименных суффиксов при существительных для выражения притяжательности, а при глаголах для обозначения объекта. Все эти изменяющиеся формы слов служат ключом к реконструкции эблаитского языка. Они более полезны, чем обширные двуязычные словари из Эблы, в которых для толкования шумерского слова приводится его эблаитский перевод. Эти двуязычные словари пригодны лишь для ограниченного использования, потому что включают в себя преимущественно специальные термины, а не повседневную лексику. В текстах из Эблы, даже в тех, что составлены целиком из шумерских идеограмм, соблюдается эблаитский порядок слов, сильно отличающийся от шумерского, что дает важную информацию об эблаитском синтаксисе. Эблаитский язык не был разговорным языком населения Эблы. Им пользовались и в других местах - таких, как Мари, Киш и Тель-Абу-Салабих, и он выполнял функцию международного письменного языка по всему "клинописному миру" Сиро-Палестинского региона и Месопотамии. Тексты составляли писцы для нужд купцов и дипломатов. Вполне вероятно, что люди названных профессий между собой говорили на этом языке, но даже они не могли пользоваться им дома, в кругу семьи. Через аккадский эблаитский язык заимствовал некоторые шумерские слова. Архив Эблы заставил пересмотреть представления о зарождении цивилизации в Передней Азии. Долгое время считалось, что в III и II тысячелетиях до н.э. Сиро-Палестинский регион был отсталой территорией, разделявшей две области с развитой цивилизацией - Месопотамию и Египет. Ранее считалось, что единственными обитателями Сиро-Палестины были кочевники амореи. Теперь, благодаря открытиям в Эбле, мы знаем, что этот регион был населен не кочевыми или полукочевыми племенами, а в нем существовали высокоразвитые города-государства, подобные Эбле, которые поддерживали торговые и дипломатические отношения как с Месопотамией, так и с Египтом.
Грамматический словарь
Э́бла ж 1а (древний город)
Сканворды для слова эбла
- Древний семитский торговый город-государство, существовавший на территории древней Сирии.
Полезные сервисы