ЭЙФЕЛЬ (часть гор) - Э́ЙФЕЛЬ (Айфель) (Eifel), западная часть Рейнских Сланцевых гор на западе Германии. Высота до 747 м. Вулканический рельеф. Природные парки.
Э́йфель Александр Гюстав (Eiffel) (1832-1923), французский инженер. Строитель мостов, виадуков, Эйфелевой башни в Париже (1889).
Энциклопедия Кольера
ЭЙФЕЛЬ Александр Гюстав (Eiffel, Alexandre Gustave)
(1832-1923), французский инженер-строитель и авиационный инженер. Родился 15 декабря 1832 в Дижоне. Окончил Центральную школу искусств и ремесел в Париже (1855). Специализировался на возведении металлических конструкций. В 1858 по его проекту был построен железнодорожный мост через р.Гаронну в Бордо, в 1877 - мост через р.Дору в Порту (Португалия) со 162-метровой аркой. Участвовал в строительстве других мостов и виадуков. Мировую известность Эйфелю принесло сооружение стальной решетчатой башни для Всемирной выставки 1889 в Париже в качестве символа технического прогресса. Эта башня высотой 300 м, носящая имя ее создателя, многие годы оставалась самым высоким сооружением в мире. С 1900 интересы Эйфеля сосредоточились на вопросах аэродинамики, при этом для проведения многих экспериментов он использовал свою башню. В 1908 он построил первую современную аэродинамическую лабораторию на Марсовом поле, а в 1912 открыл еще одну в Отее под Парижем. Она была оснащена более совершенным оборудованием и аэродинамической трубой. Эйфель издал ряд книг по аэродинамике, в которых изложил результаты своих исследований, привел аэродинамические характеристики различных моделей самолетов, аэродинамических поверхностей и тел различной формы и разработал теорию летательных аппаратов тяжелее воздуха. Он предложил методику расчета характеристик самолета и переноса результатов модельных испытаний в аэродинамической трубе на реальные конструкции. В 1920 Эйфель подарил свою лабораторию в Отее французскому правительству. Умер Эйфель в Париже 28 декабря 1923.
ЭЙФЕЛЬ Гюстав - Э́ЙФЕЛЬ (Eiffel) Гюстав (полное имя Александр Гюстав) (15 декабря, 1832, Дижон, Франция - 28 декабря, 1923, Париж), французский инженер, создатель башни в Париже, носящей его имя, многих мостов и стальных конструкций.
В 1855 окончил коллеж искусства и промышленности в Париже и специализировался на постройке стальных конструкций. В 1858 построил стальной мост в Бордо, а затем арочные стальные конструкции для здания галереи машин Парижской выставки 1869.
В 1877 построил мост через реку длиной 162 м и виадук (см. ВИАДУК) в Южной Франции, долгое время остававшийся самым высоким в мире (120 м). Он был одним из первых инженеров, применивших сжатый воздух в кессонах при строительстве опор мостов. Эйфель разработал подвижный купол для астрономической обсерватории и стальную конструкцию для статуи Свободы (см. СТАТУЯ СВОБОДЫ) в Нью-Йоркской гавани.
В 1887-89 Эйфель построил ажурную стальную башню (см. ЭЙФЕЛЕВА БАШНЯ) высотой 300 м для Всемирной Парижской выставки, посвященной столетию Французской революции. Эта башня, носящая его имя, до 1930 была высочайшим сооружением в мире. Она стала символом Парижа и его главной туристической достопримечательностью.
Как технический эксперт участвовал в разработке планов строительства Панамского канала (см. «Панама (см. ПАНАМА (афера))»), был привлечен к судебным разбирательствам.
Эйфель проявил интерес и к проблемам аэродинамики. Он создал под Парижем первую аэродинамическую лабораторию, работавшую в течение всей Первой мировой войны, а в 1921 передал ее государству.