I ж.
Целеустремленность, целенаправленность как движущая сила, активное начало, превращающее возможность в действительность (в учении Аристотеля и в схоластике).
II ж.
Некое нематериальное жизненное начало, якобы направляющее развитие организма.
I ж.
Целеустремленность, целенаправленность как движущая сила, активное начало, превращающее возможность в действительность (в учении Аристотеля и в схоластике).
II ж.
Некое нематериальное жизненное начало, якобы направляющее развитие организма.
Энтеле́хия (греч. entelécheia - завершение, осуществлённость), понятие философии Аристотеля, означающее осуществление какой-либо возможности бытия (см. Акт и потенция), а также движущий фактор этого осуществления (например, душа как энтелехия тела) и выражающее единство четырёх основных принципов бытия: формы и материи, действующей причины, цели. В новое время понятие энтелехии характерно для систем, основанных на телеологии (Г. В. Лейбниц: монада как энтелехия; витализм немецкого биолога X. Дриша, Н. Drisch, и др.).
* * *
ЭНТЕЛЕХИЯ - ЭНТЕЛЕ́ХИЯ (греч. entelecheia - завершение, осуществленность), понятие философии Аристотеля, означающее осуществление какой-либо возможности бытия (см. Акт и потенция (см. АКТ И ПОТЕНЦИЯ)), а также движущий фактор этого осуществления (напр., душа как энтелехия тела), и выражающее единство четырех основных принципов бытия: формы и материи, действующей причины, цели. В новое время понятие энтелехия характерно для систем, основанных на телеологии (Г. В. Лейбниц: монада как энтелехия; витализм немецкого биолога Х. Дриша (Н. Driesch) и др.).
ЭНТЕЛЕХИЯ (греч. entelecheia - завершение - осуществленность), понятие философии Аристотеля, означающее осуществление какой-либо возможности бытия (см. Акт и потенция), а также движущий фактор этого осуществления (напр., душа как энтелехия тела), и выражающее единство четырех основных принципов бытия: формы и материи, действующей причины, цели. В новое время понятие энтелехия характерно для систем, основанных на телеологии (Г. В. Лейбниц: монада как энтелехия; витализм немецкого биолога Х. Дриша (Н. Driesch) и др.).
ЭНТЕЛЕХИЯ (греческое entelecheia - завершение, осуществленность), понятие философии Аристотеля, означающее осуществление какой-либо возможности бытия, а также движущий фактор этого осуществления (например, душа как энтелехия тела) и выражающее единство четырех основных принципов бытия: формы и материи, действующей причины, цели. В новое время понятие энтелехии характерно для систем, основанных на телеологии (Г.В. Лейбниц: монада как энтелехия; витализм немецкого биолога Х. Дриша).
энтеле́хия, энтеле́хии, энтеле́хий, энтеле́хиям, энтеле́хию, энтеле́хией, энтеле́хиею, энтеле́хиями, энтеле́хиях
ЭНТЕЛЕХИЯ (греч., от entelej - оконченный, и achein - иметь). Самозаканчивающаяся деятельность, принимаемая Аристотелем в смысле, равносильном монаде Лейбница.
- Активное, целесообразно действующее и самоорганизующееся высшее начало, по представлениям виталистов, присущее живым организмам и определяющее их жизнедеятельность.
- Душа по отношению к телу, с точки зрения Аристотеля.