Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

юродивые

Энциклопедический словарь

Юро́дивые - на Руси, аскеты, обладавшие, по мнению верующих, даром прорицания. Одни из них выдавали себя за безумцев, другие страдали умственными расстройствами. В народе почитались святыми. Некоторые канонизированы Русской православной церковью. Наиболее известны: монах Киево-Печерского монастыря Исаакий (XI в.), в Москве - Василий Блаженный (XVI в.), И. Я. Корейша (XIX в.) и др.

* * *

ЮРОДИВЫЕ - ЮРО́ДИВЫЕ, на Руси, аскеты, обладающие, по мнению верующих, даром прорицания. Одни из них выдавали себя за безумцев, другие страдали умственными расстройствами. Смело обличали царей, вельмож и др. В народе почитались святыми. Некоторые канонизированы Русской православной церковью. Наиболее известны: монах Киево-Печерского монастыря Исаакий (11 в.), в Москве - Василий Блаженный (16 в.), И. Я. Корейша (см. КОРЕЙША Иван Яковлевич) (19 в.) и др.

Большой энциклопедический словарь

ЮРОДИВЫЕ - на Руси, аскеты, обладающие, по мнению верующих, даром прорицания. Одни из них выдавали себя за безумцев, другие страдали умственными расстройствами. Смело обличали царей, вельмож и др. В народе почитались святыми. Некоторые канонизированы Русской православной церковью. Наиболее известны: монах Киево-Печерского монастыря Исаакий (11 в.), в Москве - Василий Блаженный (16 в.), И. Я. Корейша (19 в.) и др.

Гуманитарный словарь

ЮРО́ДИВЫЕ (Христа ради юродивые) - особый тип святых, христ. подвижники (чаще на В.), принявшие на себя один из самых тяж. подвигов - юродство, т. е. внешнее, кажущееся безумие. Слово Ю. происходит от др.-рус. "оуродъ", "юродъ" - эквивалент греч. μωρός. Ю. отказывались не только от всех благ и удобств земной жизни, но и от общепринятых норм поведения. Мн. обладали даром прозорливости, но из глубокого смирения использовали намеки, иносказания, бессвязную форму рассказа. Осн. мотивы юродства: попрание тщеславия, к-рое возможно в аскетич. подвиге, стремление подтвердить противоречие между истиной во Христе и здравым смыслом (см. 1 Кор. 3,18), проповедь Христа силой духа, облеченной во внешне убогую форму. Один из самых известных Ю. - св. Андрей Константинопольский (10 в.), чье видение - ист. основа праздника Покрова Божией Матери. На Руси расцвет юродства ради Христа - 16 в. (в 14 в. - 4 почитаемых рус. Ю., в 15 в. - 11, в 16 в. - 14, в 17 в. - 7). Первый Ю. на Руси - киево-печерский инок Исаакий (11 в.), но первый Ю. в полном смысле слова - Прокопий Устюжский (ок. 1302). В Новгороде прославились своими подвигами: Николай Кочанов, Федор, преп. Михаил Клопский, Иаков Боровичский; в Москве - Максим, Василий Блаженный, к-рый в разгар опричнины не боялся обличать Ивана Грозного; в Пскове - Николай Салос; в Ростове - Исидор. В 16 в. обличение царей и бояр - неотъемлемое право юродства. По свидетельству иностранцев, в Москве было много Ю. Из них лишь нек-рые причислены к лику святых. Из поздних Ю. наиб. почитаема бл. Ксения Петербургская (в 1988 причислена к лику святых). Юродство на Руси большей частью не подвиг смирения, а форма пророческого служения, соединенного с суровой аскезой.

Лит.: Лихачев Д. С, Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л., 1984.

Полезные сервисы