Церковное имя Иерофей (др.-греч. hieros - "священный", theos - "бог) вышло из употребления еще в прошлом веке. Ярош - украинская краткая форма из канонического мужского имени Иерофей, в русской передаче - Ерофей, в "якающих" говорах Ярофей. Имя вышло из употребления. Нередка фамилия в украинской форме Ярошенко. От других производных форм того же имени образованы фамилии Ярошевич (преимущественно в западнорусских областях), Ярошук, Ярощук (волынские и полесские), Ярошкин (от уничижительной формы Ярошка), Ярошевский (из многочисленных топонимов, образованных из того же имени). (Н)
ЯРОШЕ́НКО Ник. Ал-др. (1846-98) - ген.-майор, воен. инж., живописец. Учился вольнослушателем в АХ (1867-74). С 1876 член Т-ва передвижных худож. выставок, был одним из его руководителей, признанным мэтром и арбитром во всех вопросах. До 1892 находился на действит. воен. службе. Творчество Я. воплотило демокр. идеалы 60-х гг., его произв. - это портреты-типы, дающие собират. образы эпохи ("Кочегар", 1878; "Студент", 1881; "Курсистка", 1883). Жанровые произв. Я. проникнуты состраданием к человеку, вниманием к его горю ("Заключенный", 1878; "Всюду жизнь", 1888). Автор портретов деятелей культуры (П. А. Стрепетовой, 1884; Н. Н. Ге, 1890), пейзажей. В 1962 в Кисловодске открыт музей Я.
Лит.: Некрасов Н. Николай Александрович Ярошенко, 1846-1898: Его жизнь и произведения. М., 1908; Поленова И. В. Ярошенко в Петербурге. Л., 1983.
Яроше́нко Николай Александрович (1846-1898), живописец, генерал-майор (1892). Член Товарищества передвижных художественных выставок. В портретах-типах («Студент», 1881; «Курсистка», 1883), портретах деятелей культуры («П. А. Стрепетова», 1884), жанровых композициях («Всюду жизнь», 1888) стремился воплотить идеалы демократических слоёв русского общества 1870-90-х гг. Свежестью восприятия отмечены пейзажи Украины и Северного Кавказа.
* * *
ЯРОШЕНКО Николай Александрович - ЯРОШЕ́НКО Николай Александрович [1 (13) декабря 1846, Полтава - 25 июня (7 июля) 1898, Кисловодск], русский живописец.
Военнослужащий по образованию и службе (до 1892) Ярошенко все свое свободное время посвящал искусству. В качестве вольнослушателя учился в Академии художеств (1867-74). В 1876 стал одним из руководителей Товарищества передвижных художественных выставок (см. ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК), постоянно участвовал в выставках передвижников (см. ПЕРЕДВИЖНИКИ) , причем только в них. Создал выразительные портреты-типы, воплощающие в художественных образах социальные и этические идеалы своего времени («Студент», 1881, Третьяковская галерея; «Курсистка», 1883, Калужский областной художественный музей), а также портреты деятелей русской культуры, в которых сумел передать не только портретное сходство, но и благородный духовный облик (П. А. Стрепетовой, 1884, Третьяковская галерея; Г. И. Успенского, 1984, Екатеринбургская картинная галерея; Н. Н. Ге, 1890, Третьяковская галерея; и др.). Одним из первых среди русских художников создал образ рабочего («Кочегар», 1878, Третьяковская галерея). Писал также жанровые картины («Заключенный», 1878; «Всюду жизнь», 1888; обе - Третьяковская галерея) и пейзажи, в основном посвященные кавказской природе. В 1962 в Кисловодске был открыт художественный музей Ярошенко.
Большой энциклопедический словарь
ЯРОШЕНКО Николай Александрович (1846-98) - российский живописец. Передвижник. Драматический образ рабочего ("Кочегар", 1878), выразительные портреты, жанровые произведения, посвященные революционной интеллигенции ("Заключенный", 1878) и тяготам народной жизни ("Всюду жизнь", 1888).