Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.
Найдено определений: ~49048
де де
толковый словарь

частица разг.-сниж. 1. Употр. при передаче чужой речи; соответствует по значению сл.: говорит, говорят, дескать, мол

толковый словарь ушакова

ДЕ, частица (прост.). употр. при передаче чужой речи в знач. дескать, мол. «- Вы-де с барином, говорит, мошенники… Мы-де, говорит, этаких шаромыжников и подлецов видали.» Гоголь.

толковый словарь ожегова

ДЕ, частица (прост.). То же, что дескать.

толковый словарь даля

ДЕ, частица, означающая вводные слова другого, передачу чужих слов; дескать, дискать, мол, мл. Он говорит, я-де не пойду-де, хоть-де что хо'шь делай. Сказывал-де он, что был там и там. Стол-де можно поставить, да креслам тесно. Узнала-де свинья свое порося. Он-де врет-де, а я де перевираю де-де. Частица эта ясно и коротко выражает вставные речи, и напрасно ею небрегут.

энциклопедический словарь

ДЕ частица. Разг.-сниж. Употр. для указания на то, что приводимые слова являются передачей чужой речи; де́скать. * Да скажите: князь Гвидон шлёт царю-де свой поклон (Пушкин).

академический словарь

частица. прост.

Употребляется для указания на то, что приводимые слова являются передачей чужой речи.

Василиса Егоровна, не видя мужа, вторично послала за ним Палашку. - Скажи барину: гости-де ждут, щи простынут. Пушкин, Капитанская дочка.

Говорили, что вот-де какой молодой, а как себя хорошо держит. Гайдар, Судьба барабанщика.

[Ногтев] продолжал говорить: если бы ему дали все необходимое, он-де наладил бы питание. Ажаев, Далеко от Москвы.

поговорки

Де закрытая (с прорезом). Жарг. угол., арест. Отмычка. СВЯ, 26.

справочник по пунктуации

частица

Не обособляется. С предыдущим словом пишется через дефис.

Когда его разжаловали, доброжелатели сокрушались, что он-де погорел за служебное усердие, так же считал и он сам, глубоко задетый в душе несправедливостью начальства. Ч. Айтматов, Плаха.

@ В отличие от частицы «де» родственная частица «дескать» выделяется запятыми.

орфографический словарь

-де, частица - с предшествующим словом пишется через дефис: о́н-де, говори́л-де

синонимы

предл, кол-во синонимов: 2

неизм.

дескать

мол

(обозначает передачу чужих слов))

Мол, дескать.

"Вступило от овец прошение в приказ: что волки-де совсем сдирают кожу с нас". Крыл. "Старик любил при случае показать себя: дескать, и мы живем на свете". Тург...

омонимы

де I

- употребляется при передаче чужой речи; соответствует по значению словам: говорит, говорят, дескать, мол

И ещё фельдфебелю скажи: нужны де две винтовки и патроны… Шинели на месте найдём.

Промежду всего он больно о звёздах небесных любил сказывать: де, хошь их и несусветное множество, а перечесть возможно… 〈…〉 Стали резонить его, чтоб отделаться: какого, мол, ты лешего, ремесленник, - втираешься только, а тот все права свои языком излагает: де заработок мой от ручного уменья моего имею, так кто же, мол, я, по-вашему?

де II

употребляется в составе фамилий, показывающая дворянское происхождение их носителей

И частичка де отца Марии Крессе, и музыканты-родственники со стороны матери - всё это заставляет предполагать, что среда, окружавшая её до замужества, в умственном отношении была выше среды Покленов.

Знаменитый философ, сформировавший всю послевоенную интеллектуальную элиту Франции от Сартра до Арона, «серый кардинал» генерала де Голля, один из архитекторов объединённой Европы, русский эмигрант Александр Кожев с 20-х годов был и до смерти в 1968 году оставался агентом НКВД-КГБ.

субстантивир. носитель такой фамилии

Той навстречу! // Да через дорогу // Заяц - скок! // Значит быть беде… // Поворачивай, ну их к Богу, // Этих питерских «фон» и «де»!

употребляется в составе заимствованных словосочетаний с подчинительной связью

Который цвет лутче, пальевой, или кулёр де планш?

Эскадра построилась в первый ордер де марш.

Из боевого ордера лечь во ордр де ретрет и итти так, что быть в своих местах, потому ж иметь сноровку в парусах.

этимологический словарь

де

(частица). Искон. Бывшая форма 3-го л. ед. ч. наст. врем. (де < дее) от деять в значении «говорить». Ср. грит < говорит. См. деть, деяние, деятель.

част., первонач. при цитировании чужой речи, др.-русск. дѣи, дѣй (полоцк. грам. XV в.: дѣи - Напьерский 242 и сл.), де (Гагара, 1634 г., Азовск. Вз., см. РФВ 56, 164), укр. дi "именно, то есть", первонач. "он говорит", ст.-слав. дѣСҐши ли μή (Супр.), др.-польск. dzie "inquit". Первонач. З л. ед. ч. děje(tь) "он говорит"; см. Соболевский, Лекции 96; ЖМНП, 1897, ноябрь, стр. 63; 1903, сент., стр. 162; И. Шмидт, KSchlBeitr. 7, 248; Срезн. I, 802; Педерсен, KZ 40, 147; Бернекер 1, 192; Френкель, IF 41, 393; 56, 127; Преобр. 1, 175, 209. См. деть. Точно так же де́скать из *děje sъkazati (Бернекер, там же). Неправильно Mi. TE1., Доп. 2, 102.

история слов
анатомия терминов

(лп)

de-

обозначает: отделение; удаление, лишение, уничтожение; недостаток, отсутствие; движение сверху вниз, снижение.

Форма дез- (фр. dés-) появляется вместо де - перед гласной.

девальвация снижение стоимости денежной единицы (противоп. ревальвация)

дезинсекция уничтожение вредных насекомых (лат. insectum - насекомое)

дезинтоксикация удаление из организма ядовитых (токсичных) веществ (попавших в организм в результате интоксикации, отравления)

дезинфекция уничтожение микробов, обеззараживание

дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) рибонуклеиновая кислота минус атом кислорода (окси), хотя, конечно, на самом деле различий больше

декапитация обезглавливание, лишение головы (часть капит от лат. caput, capitis - голова)

депортация высылка (часть порт от лат. portāre - носить, переносить; ввозить, привозить)

дефект «недоделанное», недостаток; ср. нем. Defekt, англ. defect

дефицит недостаток, нехватка

См. также лат. аб- (ab-) и дис- (dis-).

словарь галлицизмов русского языка

I.

ДЕ I de, d'. Частица в составе фамилий, показывающая дворянское происхождение их носителей. Частичка де прилагается к именам Французских фамилий для означения дворянства. ММ 1 49. Шевалье де Фоблас, сын барона де Фобласа. Спб. М. 1 92. // Сл. 18 6 62. В сей частице de знак чванства, Я слышу, видят, вот беда! "Так вы из древнего дворянства ?" - Я? Нет .. Куда мне, господа. Беранже Простолюдин (перевод М. Михайлова 1861). Однако в Женеве есть кровная аристократия, с частичками "de", состоящая из небольшого числа французских кальвинистских семейств, переселившихся сюда во времена ревокации нантского эдикта. ОЗ 1868 5 2 13. В минуту же торжества, она <буржуазия> спешит прибавить к своим неблагозвучным прозвищам облагораживающую частичку "de", спешит построить manoire'ов по средневековому образцу. Дело 1870 8 1 247. Пока стремление это обнаруживается смешным притязанием скупать бывшие титулованные поместья и прибавить к своему лавочническому имени рыцарскую частичку де. Дело 1878 8 2 48. Ты, который всегда гнушался, аристократическим титулом "de", ты - "буржуа по рождению".. не мог устоять перед обаянием кнжяеского титула. Слово 1878 2 2 103. Жили бедно, ютясь и лаясь. Страницы бесценных альбомов в отчаянии разодрали на самокрутки, и дворянский партикул de продали нуворишам с Птичьего рынка за совершеннейшие гроши. С. Соколов Палисандрия. // Октябрь 1991 9 73. Энциклопедисты постоянно ссылаются на природу: Sentez vivement et dites tout ce que vous voudrez,- говорит d' Alembert. Мандельштам О характере гоголевского стиля. | Носитель такой фамилии. Той навстречу! Да через дорогу Заяц - скок! Значит быть беде .. Поворачивай, ну их к Богу, Этих питерских "фон" и "де!" Г. Степанченко Начало. // НС 1999 6 32.

2. Употр. в составе заимствованных словосочетаний с подчинительной связью. Сл. 18. Который цвет лутче, пальевой, или кулер де планш? Сумар. Мать 56. Эскадра построилась в первый ордер де марш. СМЖ 1 142. - Лекс. Чудинов СИС 1902: де; Сл. 18: де 1711.

II.

ДЕ II dé m. Dé собственно значит на французском языке игральную кость, имеющую шесть боков: средняя же часть пьедесталов, та именно, которая находится между надставкою и подставкою, между карнизом и базом, много походит на игральную кость .. У нас многие называют ее столом. 1772. Сл. архит. Все они <дидактические игры> играются с помощью костей - dés - кубиков с разным количеством очков на каждой грани и жетонов или марок, которыми отмечаются ходы игроков, и они же являются ставками. Е. В. Дружинина Детские годы. // Пам. культ. 1992 359.

III.

ДЕ III 1. Название буквы "Д" русского алфавита до 30-з гг. 20 в. - Мы хозяева строительства, и не стоит поддаваться дешевому соблазну, все сваливать на старое руководство. Тяжелое, мол, наследство, и те де, и те пе <и так далее, и тому подобное>. Ажаев Далеко от Москвы.

2. Название шахматной вертикали. Тихий ход это значит подвох, подкоп, компликация, - стараясь быть любезным и сам входя во вкус, говорил Лужин. .. Белые: король сэ-три, ладья а-один, конь дэ-пять, пешки бэ-три, сэ-четыре. Набоков Защита Лужина. // Москва 1986 12 112.

IV.

ДЕ IV * des. Во французских дворянских фамилиях указывает на происхождение из какого-л. места. 1 ноября 1872 года версальское национальное собрание состояло из : 2 принцев.., 7 герцогов, 30 маркизов, 52 графов, 17 виконтов, 18 баронов, 204 буржуа-жантильомов, т. е. таких господ, которые, правильно или неправильно, заявляют претензию на частичку le, la, les, du, de, des. Чем сомнительнее право на частичку, тем буржуа-жантильом тверже заявляет свою симпатию к старым традициям. Дело 1873 5 2 129.

V.

ДЕ V * des. Неопределенный артикль мн. числа. Де рандеву иметь с восточным ветром при Ревеле; а ежели мы будем между Ревеля и Гогланта, а ветр захватит вест (то есть западный), - так что не возможно будет доитить до Ревеля; то де рандеву иметь восточнее Гогланта. 1719. Петр I. // Сб. Муханова 1836 259. А может, <гол.?

VI.

ДЕ См. Дез.

сканворды

- Лопе ... Вега.

- Луи ... Фюнес.

- Шарль ... Голль.

- Ги ... Мопассан.

- Лопе ... Вега.

- Луи ... Фюнес.

- Шарль ... Голль.

- Ги ... Мопассан.

полезные сервисы
дё дё
словарь галлицизмов русского языка

ДЁ deux. Фр. числительное 2 ("два" ). Часто, написав на доске каллиграфически какое-либо изречение, он заставлял его списывать, при чем ученики писали и при каждом утолщении буквы пели: un, deux, trois, quatre. Лейкин Восп. 67.

полезные сервисы
де амичис де амичис
грамматический словарь

Де Ами́чис ф. 1а ~ 0

полезные сервисы
де амичис (de amicis) эдмондо де амичис (de amicis) эдмондо
большой энциклопедический словарь

Де Ами́чис (De Amicis) Эдмондо (1847—1908), итальянский писатель. Сентиментальные повести, проникнутые просветительскими идеями: «Сердце» (1886), «Роман учителя» (1890); начатая в них критика школьного образования в Италии продолжена в сборнике рассказов «Между школой и домом» (1892). Повесть «Учительница рабочих» (1892) — в основе сценария В. В. Маяковского «Барышня и хулиган».

полезные сервисы
де амичис эдмондо де амичис эдмондо
энциклопедический словарь

Де Ами́чис Эдмондо (De Amicis) (1846-1908), итальянский писатель. Повесть для детей «Сердце» (1886), сборник рассказов «Между школой и домом» (1892); повесть «Учительница рабочих» (1892) - в основе сценария В. В. Маяковского «Барышня и хулиган».

* * *

ДЕ АМИЧИС Эдмондо - ДЕ АМИ́ЧИС (De Amicis) Эдмондо (1846-1908), итальянский писатель. Повесть для детей «Сердце» (1886), сборник рассказов «Между школой и домом» (1892).

большой энциклопедический словарь

ДЕ АМИЧИС (De Amicis) Эдмондо (1846-1908) - итальянский писатель. Повесть для детей "Сердце" (1886), сборник рассказов "Между школой и домом" (1892).

полезные сервисы
де андреа (de andrea) джон де андреа (de andrea) джон
большой энциклопедический словарь

Де А́ндреа (De Andrea) Джон (р. 1941), американский скульптор. Мастер гиперреализма, автор многофигурных муляжеподобных композиций («Художник и его модель», 1980).

полезные сервисы
де андреа джон де андреа джон
энциклопедический словарь

ДЕ АНДРЕА Джон - ДЕ А́НДРЕА (De Andrea) Джон (р.1941), американский художник. Автор скульптурных гиперреалистических композиций («Художник и его модель», 1980).

большой энциклопедический словарь

ДЕ АНДРЕА (De Andrea) Джон (р.1941) - американский художник. Автор скульптурных гиперреалистических композиций ("Художник и его модель", 1980).

полезные сервисы
де ба ан о де ба ан о
словарь галлицизмов русского языка

ДЕ БА АН О * de bas en haut. Снизу вверх. Бедный Гекко обращался с обеими английским дамами de bas en haut, как будто оне были башни, даже когда оне аккомпанировали ему на рояле. Ж. дю Морье Трильби. // СВ 1896 4 1 91.

полезные сервисы
де бар де бар
словарь галлицизмов русского языка

ДЕ БАР * de barre Башилов См. Барры?

полезные сервисы
де бари г. а де бари г. а
энциклопедический словарь

Де Бари́ Г. А. - см. Бари Г. А. де.

большой энциклопедический словарь

ДЕ БАРИ Г. А. - см. Бари Г. А. де.

полезные сервисы
де бари генрих антон де бари генрих антон
энциклопедический словарь

ДЕ БАРИ Генрих Антон - ДЕ БАРИ́ Г. А., см. Бари Г. А. де (см. БАРИ Генрих Антон де).

энциклопедия кольера

ДЕ БАРИ Генрих Антон (De Bary, Heinrich Anton)

(1831-1888), немецкий морфолог, миколог и анатом растений, один из основоположников микологии. Родился 26 января 1831 во Франкфурте-на-Майне. Изучал медицину и ботанику в Гейдельберге, Марбурге и Берлине (1849-1853). Профессор ботаники Фрейбургского (с 1855), Галльского (с 1867) и Страсбургского (с 1872) университетов, одновременно директор ботанических садов этих университетов. Основные научные исследования Де Бари относятся к морфологии, биологии, развитию грибов, лишайников, миксомицетов, водорослей. Ученый первым изучил жизненный цикл многих грибов, открыл и исследовал процесс оплодотворения у грибов. Показал, что паразитические формы грибов являются возбудителями болезней многих растений. Предложил филогенетическую систематику грибов, описал морфологию, эволюцию и биологию грибов, лишайников и миксомицетов. Провел многочисленные исследования в области альгологии (изучения водорослей). Одна из наиболее известных работ Де Бари - книга Миксомицеты (Die Mycetozoen, 1859). Умер Де Бари в Страсбурге 19 января 1888.

полезные сервисы
де бирс де бирс
энциклопедический словарь

ДЕ БИРС - «ДЕ БИРС» («De Beers Consolidated Mines, Ltd»), крупнейшая в мире компания по добыче алмазов (см. АЛМАЗ (минерал)) . Название происходит от фамилии фермеров, на участке которых недалеко от г. Кимберли (см. КИМБЕРЛИ (город)) впервые были обнаружены алмазы. Основана в 1888 в Южной Африке С. Родсом (см. РОДС Сесил Джон), после смерти которого контроль над компанией перешел к семье Оппенгеймер. Разрабатывает алмазоносные месторождения в ЮАР, Ботсване, Намибии, Замбии и других странах. Общий объем продаж составляет порядка 80% мирового производства алмазов. Через дочерние компании ведет добычу золота, платины, меди, каменного угля и др., а также владеет предприятиями по выпуску искусственных алмазов, предприятиями химической промышленности.

полезные сервисы
де биш де биш
словарь галлицизмов русского языка

ДЕ БИШ * de biche. Ланий цвет. Виталиус 1820.

полезные сервисы
де бон алуа де бон алуа
словарь галлицизмов русского языка

ДЕ БОН АЛУА * de bon aloi

полезные сервисы
де бон волонте де бон волонте
словарь галлицизмов русского языка

ДЕ БОН ВОЛОНТЕ * de bonne volonté. О добровольце. Тот или другой <сотрапезник> осведомился друг у друга чрез посредство переводчика, одного чилийца "de bonne volonté", севшего напротив, как называлось то или другое кушанье. А. Ионин Селитряный король. // РВ 1893 7 22.

полезные сервисы
де бон грас де бон грас
словарь галлицизмов русского языка

ДЕ БОН ГРАС * de bonne grâce. Охотно, добровольно. Можно сделать - делай, нельзя - покорись любезно, de bonne grâce, как говорят французы, вот правило благовоспитанных и благородных людей. Тур Дубровина 222. - Неужто ты думаешь, я не знаю, что моим друзьям известным мои слабости и причуды? А раз так, я отдаю себя на их суд de bonne grâce. Теккерей Нюкомы. // 12-8 56.

полезные сервисы
де бон кёр де бон кёр
словарь галлицизмов русского языка

ДЕ БОН КЁР * de bon coeur. От чистого сердца. Сказывать изволила, что вчерашний вечер все резвились de bon coeur. 1789. Храповицкий Дн. // РА 1901 2 187.

полезные сервисы
де бон мезон де бон мезон
словарь галлицизмов русского языка

ДЕ БОН МЕЗОН * de bonne maison. Из хорошего дома, из хорошей семьи. Писарев .. оказался человеком вполне не глупым.., а главное - у него вид ребенка de bonne maison. 30. 3. 1867. Тург. - М. В. Авдееву.

полезные сервисы
де бон фуа де бон фуа
словарь галлицизмов русского языка

ДЕ БОН ФУА * de bonne foi. Искренне, по совести; на совесть. В Conservateur есть преумные статьи; но, de bonne foi, неужели ультры серьезно хотят приобресть доверенность публики, защищая теперешнее испанское правительство? 23. 3. 1819. Н. И. Тургенев - С. И. Тургеневу. <трепов> был политический и общественный невежда, но несомненно, что все, что он делал, было им сделано de bonne foi, и он был верноподданейший и преданнейший слуга императора. Витте Восп. 1 23.

полезные сервисы
де бройль де бройль
грамматический словарь

де Бро́йль ф. 2а ~ 0

полезные сервисы
де бройль л де бройль л
энциклопедический словарь

Де Бройль Л. - см. Бройль Л. де.

большой энциклопедический словарь

ДЕ Бройль Л. - см. Бройль Л. де.

полезные сервисы
де бройль луи де бройль луи
энциклопедический словарь

ДЕ БРОЙЛЬ Луи - ДЕ БРОЙЛЬ Л., см. Бройль Л. де (см. БРОЙЛЬ Луи).

полезные сервисы
де булонь жан де булонь жан
энциклопедический словарь

ДЕ БУЛОНЬ Жан - ДЕ Було́нь Жан, см. Джамболонья (см. ДЖАМБОЛОНЬЯ)

полезные сервисы
де валера (de valera) имон де валера (de valera) имон
большой энциклопедический словарь

Де Вале́ра (De Valera) Имон (1882—1975), президент Ирландии в 1959—73, глава правительства в 1932—48, 1951—54, 1957—59. Один из руководителей Ирландского восстания 1916. В 1917—26 лидер шинфейнеров. В 1926 основал партию Фианна файл.

полезные сервисы
де валера имон де валера имон
энциклопедический словарь

Де Вале́ра Имон (De Valera) (1882-1975), президент Ирландии в 1959-73, глава правительства в 1932-48, 1951-54, 1957-59. Один из руководителей Ирландского восстания 1916. В 1917-26 лидер шинфейнеров. В 1926 основал партию Фианна файл.

* * *

ДЕ ВАЛЕРА Имон - ДЕ ВАЛЕ́РА (De Valera) Имон (1882-1975), ирландский государственный деятель, президент в 1959-73, глава правительства в 1932-48, 1951-54, 1957-59. Один из руководителей Ирландского восстания 1916. В 1917-26 лидер шинфейнеров. В 1926 основал партию Фианна файл.

большой энциклопедический словарь

ДЕ ВАЛЕРА (De Valera) Имон (1882-1975) - президент Ирландии в 1959-73, глава правительства в 1932-48, 1951-54, 1957-59. Один из руководителей Ирландского восстания 1916. В 1917-26 лидер шинфейнеров. В 1926 основал партию Фианна файл.

энциклопедия кольера

ДЕ ВАЛЕРА Имон (De Valera, Eamon) (1882-1975), государственный деятель Ирландии. Родился 14 октября 1882 в Нью-Йорке. Отец-испанец умер, когда Имону было три года, мать, эмигрировавшая из Ирландии в 1879, ввела сына в права владения домом близ Брюри в графстве Лимерик. Де Валера рос в ирландской и по преимуществу сельской среде. Получил образование в Блекрокском колледже и Дублинском университете. После окончания университета преподавал математику. В канун Первой мировой войны Де Валера возглавил небольшую вооруженную группу, принявшую участие в неудавшемся Пасхальном восстании 1916 в Дублине. Де Валера был единственным оставшимся в живых руководителем восстания, и британские власти приговорили его к пожизненному заключению. В 1917 он был освобожден по амнистии и тогда же стал руководителем партии Шин фейн ("Мы сами"), выступавшей с лозунгом ненасильственного сопротивления угнетателям, и председателем подпольного правительства. В 1918 Де Валера был вновь заключен в тюрьму, но бежал и перебрался в США. Здесь, будучи президентом не существующей Ирландской Республики, он собрал в ее поддержку ок. 5 млн. долл. В 1919-1922 как член дойла (нижней палаты ирландского парламента) возглавил оппозицию англо-ирландскому соглашению о создании связанного с британской короной Ирландского Свободного государства (договор был подписан 6 декабря 1921). В 1922 вышел из палаты в знак протеста против признания за Ирландией статуса британского доминиона. В 1927 вернулся в ряды дойла как лидер оппозиции во главе созданной им в 1926 партии Фианна файл ("Солдаты судьбы"), основным политическим требованием которой было воссоединение страны с оставшейся под властью Великобритании северо-восточной ее частью и полная независимость не связанной с британским Содружеством Ирландской Республики. В январе 1932 Фианна файл одержала победу на парламентских выборах и пришла к власти. В 1932-1948 Де Валера - премьер-министр ирландского правительства и министр иностранных дел. В 1937 он добился принятия новой конституции, объявлявшей страну "суверенным, независимым демократическим государством Эйре" (Эйре - древнее название Ирландии). Воссоединения обеих частей страны Де Валера надеялся добиться мирными средствами. По этому вопросу правительство резко разошлось с руководством Ирландской республиканской армии (ИРА). В 1939 Де Валера выступил с осуждением ИРА за акты терроризма. В годы Второй мировой войны Де Валера проводил политику строгого нейтралитета и отказался предоставить в распоряжение Великобритании ирландские военные базы. В 1948 Де Валера и Фианна файл потеряли большую часть своей прежней популярности. В феврале 1948 он уступил свой пост Дж.Костелло, при котором Ирландская Республика вышла из состава Содружества (1949). Де Валера воздерживался от такого шага, надеясь на установление союза Ирландии с Северной Ирландией. После выборов 1951 Де Валера вновь занял пост премьер-министра, но в мае 1954 вынужден был уступить его Костелло. В третий раз Де Валера стал премьер-министром в 1957, когда ему исполнилось 74 года. В 1959 Де Валера одержал победу на президентских выборах, в 1966 был переизбран на этот пост, в 1973 ушел в отставку. Умер Де Валера в Дублине 29 августа 1975.

ЛИТЕРАТУРА

Джексон Т.А. Борьба Ирландии за независимость. М., 1949 Колпаков А.Д. Ирландия - остров мятежный. М., 1965

полезные сервисы
де валуа нинет де валуа нинет
энциклопедия кольера

ДЕ ВАЛУА Нинет (De Valois, Ninette) (настоящие имя и фамилия Идрис Станнус) (р. 1898), английская танцовщица, хореограф, руководитель труппы, родилась в Ирландии. В 1931 основала труппу "Вик Уэллс балле", впоследствии получившую название Королевского балета, которой руководила до 1963. В числе ее постановок - балеты Иов (музыка Р.Воана-Уильямса, 1931) и Шах и мат (музыка Артура Блисса, 1937). Автор книг Приглашение в балет (Invitation to the Ballet, 1937) и Потанцуй со мной (Come Dance with Me, 1957).

полезные сервисы
де вер (фраз) а ретенир де вер (фраз) а ретенир
словарь галлицизмов русского языка

ДЕ ВЕР (ФРАЗ) А РЕТЕНИР * des vers ( phrases) à retenir. Стихи (выражения), которые стоит запомнить; запоминающиеся стихи (выражения). БИШ. Есть и у графа Хеостоса стихи, которые назвали бы французы des vers à retenir. М. А. Дмитрев Мелочи из запаса. Это раннее знакомство с писателями родной земли отразилось и на изяществе и безукоризненности его литературной речи, полной меткими, удачными, словно выточенными определениями или характеристиками, которые хочется выучить, - словом, тем. что французы называют des phrases à retenir. Тимирязев А. Г. Столетов.

полезные сервисы
де вив вуа де вив вуа
словарь галлицизмов русского языка

ДЕ ВИВ ВУА * de vive voix. Изустно; непосредственно, лично. Милая Наталья Николаевна, я надеялся отвечать на Ваше письмо de vive voix в Штуттегерде - но отъезд мой откладывается со дня на день, бог знает, когда я туда попаду - а потому предпочитаю написать Вам несколько слов. 7. 12. 1866. Тургенев - Н. Н. Рашет. Травников - либерал. Он выжил два года в Париже, где познакомился с БастиА, который, de vive voix, передал ему тайны своей науки. Салт. Благонамерен. речи. // 20-11 314. Впрочем, он <панченко> обещает прислать из Харькова дневник свой .. в коем заключает все, что он хочет и не может мне высказать de vive voix. П. И. Чайковский - М. П. Чайковскому. // ПСС 10 189. Получила нынче письмо от моего дорогого С. М. <волконского>, - пишет, что был у Вас, очень доволен посещением. Утешьте его de vive voix. 27. 4. 1923. М. Цветаева - К. Л. Чириковой. // НН 1991 4 53.

полезные сервисы
де вик хендрик де вик хендрик
энциклопедический словарь

ДЕ ВИК Хендрик - ДЕ ВИК (De Wyck) Хендрик (14 в.), создатель первых широко известных механических часов в Париже.

энциклопедия кольера

ДЕ ВИК Хендрик (De Wyck, Hendrik)

(14 в.), создатель первых широко известных механических часов. Родился либо в графстве Вюртемберг (ныне - часть земли Баден-Вюртенберг, ФРГ), либо в герцогстве Лотарингия (в городке Вик близ Шато-Салена, Франция). Приблизительно в 1360 король Франции Карл V призвал Де Вика в Париж и поручил ему соорудить башенные часы в Королевском дворце (теперь - Дворец правосудия). На создание часов и их установку ушло 8 лет, и все эти годы мастер жил в башне. На циферблате имелась лишь одна стрелка, колокол отбивал каждый час; точность хода регулировалась с помощью гирь, передвигаемых вдоль "коромысла", и составляла примерно 2 ч в сутки. Часовой механизм приводился в действие грузом в 227 кг, а колокол, отмечавший время, - гирей в 680 кг. Часы Де Вика ремонтировались и модернизировались в последний раз не позже 1852; принцип их действия мало чем отличается от того, который используется в современных механических часах с гирями.

ЛИТЕРАТУРА

Завельский Ф.С. Время и его измерение. М., 1977

полезные сервисы
де вито (de vito) денни де вито (de vito) денни
большой энциклопедический словарь

Де Ви́то (De Vito) Денни (р. 1944), американский киноактёр, режиссёр, продюсер. Дебютировал в фильме М. Формана «Полёт над гнездом кукушки» (1975). Снимался в комедийных и характерных ролях в фильмах: «Роман с камнем», «Сокровище Нила», «Близнецы», «Человек эпохи Возрождения», «Бэтман возвращается», «На языке нежности», «Охомутай Коротышку» и др. Поставил фильм «Сбрось маму с поезда» (1987).

полезные сервисы
де вито денни де вито денни
энциклопедический словарь

ДЕ ВИТО Денни - ДЕ ВИ́ТО (De Vito) Денни (р. 1944), американский киноактер, режиссер, продюсер. Снимался в телесериале «Такси» (премии «Эмми» и «Золотой глобус»). Снялся в эпизодической роли в фильме М. Формана (см. ФОРМАН Милош) «Полет над гнездом кукушки» (1975). Снимался в комедийных и характерных ролях (в фильмах «Роман с камнем», «Сокровище Нила», «Бэтман возвращается», «На языке нежности», «Охомутай Коротышку» и др.) Выступил режиссером комического римейка (см. РИМЕЙК) картины А. Хичкока (см. ХИЧКОК Альфред) «Незнакомцы в поезде» - «Сбрось маму с поезда» (1987).

большой энциклопедический словарь

ДЕ ВИТО (De Vito) Денни (р. 1944) - американский киноактер, режиссер, продюсер. Снимался в телесериале "Такси" (премии "Эмми" и "Золотой глобус"). Снялся в эпизодической роли в фильме М. Формана "Полет над гнездом кукушки" (1975). Снимался в комедийных и характерных ролях (в фильмах "Роман с камнем", "Сокровище Нила", "Бэтман возвращается", "На языке нежности", "Охомутай Коротышку" и др.) Выступил режиссером комического римейка картины А. Хичкока "Незнакомцы в поезде" - "Сбрось маму с поезда" (1987).

полезные сервисы
де гаспери альчиде де гаспери альчиде
энциклопедический словарь

Де Га́спери Альчиде (De Gasperi) (1881-1954), лидер итальянской Христианско-демократической партии (с 1944). Деятельность Де Гаспери в значительной мере обеспечила партии ведущую роль в политической жизни страны. В декабре 1945-53 глава правительства.

* * *

ДЕ ГАСПЕРИ Альчиде - ДЕ ГА́СПЕРИ (De Gasperi) Альчиде (1881-1954), лидер итальянской Христианско-демократической партии (с 1944). Деятельность Де Гаспери в значительной мере обеспечила партии ведущую роль в политической жизни страны. В декабре 1945-53 глава правительства.

большой энциклопедический словарь

ДЕ ГАСПЕРИ (De Gasperi) Альчиде (1881-1954) - лидер итальянской Христианско-демократической партии (с 1944). Деятельность Де Гаспери в значительной мере обеспечила партии ведущую роль в политической жизни страны. В декабре 1945-53 глава правительства.

энциклопедия кольера

ДЕ ГАСПЕРИ Альчиде (De Gasperi, Alcide)

(1881-1954), итальянский политический деятель. Родился 3 апреля 1881 в г.Пьеве Тезино в области Трентино, часть которой, населенная итальянцами, в то время входила в австрийский Тироль. С 17 лет был активным членом ирреденты, проитальянской партии неприсоединения. После окончания в 1905 Венского университета Де Гаспери стал редактором газеты - главного печатного издания этой партии. С 1911 и до окончания Первой мировой войны был депутатом парламента Австрии. Когда после войны область Трентино отошла к Италии, Де Гаспери был в 1921 избран в палату депутатов парламента Италии от католической партии. После прихода к власти Муссолини Де Гаспери был арестован и приговорен к тюремному заключению за антифашистскую деятельность. После освобождения с 1931 до 1941 работал в Ватиканской библиотеке. Созданные им во время Второй мировой войны группы сопротивления стали основой партии Христианских демократов, председателем которой он стал в 1946. После освобождения Италии в 1944 Де Гаспери назначили министром без портфеля в правительстве Бономи, министром иностранных дел в последующих кабинетах Бономи и Парри, а в конце ноября 1945 - премьер-министром. Деятельность его первого кабинета завершилась в июне 1946 в связи с переходом страны от монархического правления к республике. Второй и третий кабинеты, как и первый, были коалиционными, с участием коммунистов. 21 мая 1947 Де Гаспери сформировал четвертый кабинет, в который впервые после освобождения не вошли представители коммунистической партии и других левых организаций. Однако в декабре он включил в него представителей левоцентристской Республиканской и Социалистической партий. Всеобщие выборы в апреле 1948 принесли христианским демократам абсолютное большинство. После этого Де Гаспери еще несколько раз назначался премьером. В июле 1951 он сформировал свой седьмой кабинет. В том же году Де Гаспери участвовал в Оттавской конференции НАТО и вел в Вашингтоне переговоры с президентом США Г.Трумэном. В июне 1953 четырехпартийная коалиция Де Гаспери приобрела незначительное большинство в обеих палатах парламента Италии, но когда палата депутатов выразила недоверие его новому кабинету 28 июля, Де Гаспери ушел в отставку. В течение восьми лет на своем посту Де Гаспери терпеливо и осторожно проводил политику, направленную на стабилизацию и усиление правительства страны, постоянно подвергаясь нападкам со стороны коммунистов и неофашистов. Вместе с Жаном Монне, Робером Шуманом и Конрадом Аденауэром он стоял у истоков европейской интеграции. Умер Де Гаспери в Селле Валь Сугане, близ итальянского города Тренто, 19 августа 1954.

ЛИТЕРАТУРА

История Италии, т. 3. М., 1971

полезные сервисы
де геер (de geer) луи де геер (de geer) луи
большой энциклопедический словарь

Де Ге́ер (De Geer) Луи (1818—1896), в 1858—70 министр юстиции Швеции (автор проекта бессословного парламента, принят в 1866), в 1876—80 первый шведский премьер-министр.

полезные сервисы
де геер луи де геер луи
энциклопедический словарь

Де Ге́ер Луи (De Geer) (1818-1896), в 1858-70 министр юстиции Швеции (автор проекта бессословного парламента, принят в 1866), в 1876-1880 первый шведский премьер-министр.

* * *

ДЕ ГЕЕР Луи - ДЕ ГЕ́ЕР (De Geer) Луи (1818-96), в 1858-70 министр юстиции Швеции (автор проекта бессословного парламента, принят в 1866), в 1876-80 первый шведский премьер-министр.

большой энциклопедический словарь

ДЕ ГЕЕР (De Geer) Луи (1818-96) - в 1858-70 министр юстиции Швеции (автор проекта бессословного парламента, принят в 1866), в 1876-80 первый шведский премьер-министр.

полезные сервисы
де гер лас де гер лас
словарь галлицизмов русского языка

ДЕ ГЕР ЛАС * de guerre lasse. Утомившись, остановиться, на чем-л. после упорного сопротивления, спора; утомившись. Наконец, раскричавшись до перхоти и видя, что ни до какого решения не дойдешь, все de guerre lasse решили устроить паром, представляя каждому, по истечении срока, решить - какой прочный мост может быть воздвигнут. Вот история французского септенната, семилетия. Вяземский Соврем. темы. // В. ПСС 7 297. Яремич, de guerre lasse, снова бросил и замазал свой этюд. А. Н. Бенуа Дн. 1905 года. // НН 2001 57 77.

полезные сервисы
де гете де кёр де гете де кёр
словарь галлицизмов русского языка

ДЕ ГЕТЕ ДЕ КЁР * de gaietT de coeur.

1. Без всякой причины; ни с того, ни с сего. Я только что ожил надеждой на возможность царства бога на земле благодаря этим заповедям, а вы de gaité de coeur, разрушаете это здание моего блага только потому, что вам это кажется слишком хорошо. 12-15. 4. 1885. Толст. - В. Г. Черткову.

2. Нарочно, преднамеренно. Получив твое письмо, я с полчаса не читал его - отдаляя минуту искуса. Из этого ты можешь понять, что не с gaité de coeur я терзаю моих друзей. 15. 6. 1862. Герц. - К. Д. Кавелину.

полезные сервисы
де голль де голль
грамматический словарь

де Го́лль ф. 2а ~0

полезные сервисы
де голль ш де голль ш
энциклопедический словарь

Де Голль Ш. - см. Голль Ш. де.

большой энциклопедический словарь

ДЕ ГОЛЛЬ Ш. - см. Голль Ш. де.

иллюстрированный энциклопедический словарь

ДЕ ГОЛЛЬ Ш., смотри Голль Ш. де.

полезные сервисы
де голль шарль де голль шарль
энциклопедический словарь

ДЕ ГОЛЛЬ Шарль - ДЕ ГОЛЛЬ Ш., см. Голль Ш. де (см. ГОЛЛЬ Шарль де).

большой энциклопедический словарь

Де Голль Шарль, см. Голль Шарль де.

энциклопедия кольера

ДЕ ГОЛЛЬ Шарль (De Gaulle, Charles Andr Marie)

ШАРЛЬ ДЕ ГОЛЛЬ

ШАРЛЬ ДЕ ГОЛЛЬ

(1890-1970), выдающийся французский военный, политический и государственный деятель. Родился 22 ноября 1890 в Лилле. В 1912 закончил военное училище Сен-Сир. В годы Первой мировой войны де Голль был трижды ранен и попал в плен в 1916 под Верденом. В 1920-1921 в звании майора служил в Польше при штабе военной миссии генерала Вейгана, принимавшей участие в руководстве белополяками в советско-польской войне 1920. В период между двумя мировыми войнами де Голль преподавал военную историю в училище Сен-Сир, служил помощником маршала Петена, написал несколько книг по вопросам военной стратегии и тактики. В одной из них, под названием За профессиональную армию (1934), он настаивал на механизации сухопутных войск и прежде всего на широкомасштабном использовании танков во взаимодействии с авиацией и пехотой. По иронии судьбы, тактика немецких танковых соединений, столь эффективно проявивших себя при вторжении во Францию в 1940, включала некоторые положения теории де Голля. Лидер французского Сопротивления в годы Второй мировой войны. В апреле 1940 де Голль получил звание бригадного генерала. 5 июня, когда значительная часть французской армии уже была разгромлена, он был назначен заместителем министра национальной обороны. 16 июня 1940, когда маршал Петен вел переговоры о сдаче Франции, де Голль улетел в Лондон. Оттуда 18 июня он по радио обратился с призывом к соотечественникам продолжать борьбу с захватчиками. В то время как во Франции было образовано коллаборационистское правительство Виши во главе с маршалом Петеном, де Голль основал в Лондоне движение "Свободная Франция". К нему начали присоединяться как военные, так и штатские французы, которых война застала в самых разных странах. На первом этапе войны де Голль направил большие усилия на овладение французскими колониями, которые находились под контролем Виши. Позднее он стремился подчинить своей власти движение Сопротивления, развернувшееся на территории Франции. После высадки англо-американских войск в Северной Африке в июне 1943 в г.Алжир был создан французский комитет национального освобождения (ФКНО). Де Голль был сначала назначен его сопредседателем (совместно с генералом Жиро), а затем и единоличным председателем. В июне 1944 ФКНО был переименован во Временное правительство Французской республики. Политическая деятельность после войны. После освобождения Франции в августе 1944 де Голль в качестве главы временного правительства с триумфом вернулся в Париж. Однако голлистский принцип сильной исполнительной власти в конце 1945 был отвергнут избирателями, которые предпочли конституцию, во многом сходную с конституцией Третьей республики. В январе 1946 де Голль ушел в отставку. В 1947 де Голль основал новую партию - Объединение французского народа (РПФ). Ее главной целью была провозглашена борьба за отмену Конституции 1946 и завоевание власти парламентским путем для установления нового политического режима. Однако РПФ не удалось достичь желаемого результата, поэтому в 1953 партия была распущена. В целях сохранения престижа Франции и укрепления ее национальной безопасности де Голль поддержал Европейскую программу восстановления и Организацию Североатлантического договора. В ходе координации вооруженных сил Западной Европы в конце 1948 именно благодаря влиянию де Голля французам было передано командование сухопутными войсками и флотом. Подобно многим французам, де Голль продолжал относиться с подозрением к "сильной Германии" и в 1949 выступил против Боннской конституции, положившей конец западной военной оккупации, но не соответствовавшей планам Шумана и Плевена (1951). После Второй мировой войны с целью сдерживания советско-американских контактов защищал франко-британское сотрудничество, но позже более последовательно поддерживал позиции США. В 1953 генерал де Голль отошел от политической деятельности, поселился в своем доме в Коломбэ-ле-дез-Эглиз и занялся написанием Военных мемуаров. В 1958 затянувшаяся колониальная война в Алжире послужила причиной острого политического кризиса. 13 мая 1958 в алжирской столице ультраколониалисты и представители французской армии подняли мятеж против парижского правительства. Вскоре к ним присоединились сторонники генерала де Голля. Все они выступали за сохранение Алжира в составе Франции. Мятежники потребовали призвать де Голля к власти, полагая, что лишь он сможет довести колониальную войну до победного конца. Под влиянием алжирских событий во французских правящих кругах также начали осознавать необходимость обращения к де Голлю. Сам генерал при поддержке своих сторонников умело воспользовался этим и добился согласия Национального собрания на создание своего правительства на продиктованных им условиях.

Пятая республика. Первые годы после возвращения де Голля к власти были посвящены политическому укреплению Пятой республики, финансовой реформе, поиску решения алжирского вопроса. 28 сентября 1958 на референдуме была принята новая конституция страны. Согласно этой конституции, исполнительная власть (президент республики) ставилась над законодательной (парламентом). 21 декабря 1958 де Голль был избран президентом республики. Финансовая и экономическая программа де Голля отражала его желание добиться стабильности, промышленного роста и подготовить Францию к вступлению в Общий рынок. Де Голль девальвировал франк и повысил некоторые налоги. Под руководством де Голля возросло влияние Франции на международной арене. Однако в колониальной политике де Голль столкнулся с большими проблемами. Приступив к урегулированию алжирской проблемы, де Голль твердо проводил курс на самоопределение Алжира. В ответ на это последовали мятежи французской армии и ультраколониалистов в 1960 и 1961, террористическая деятельность Вооруженной секретной организации (ОАС), покушение на де Голля. Тем не менее с подписанием Эвианских соглашений Алжиру была предоставлена независимость. К этому времени самостоятельными были уже практически все бывшие французские колонии в Африке. В сентябре 1962 де Голль предложил поправку к конституции, согласно которой выборы президента республики должны были проводиться посредством всеобщего голосования. Столкнувшись с сопротивлением Национального собрания, он решил в обход конституции напрямую обратиться к французам, чтобы решить вопрос о поправке на референдуме. Де Голль распустил Национальное собрание и назначил новые выборы. На состоявшемся в октябре референдуме поправка была одобрена большинством голосов. Ноябрьские выборы принесли победу голлистской партии. Де Голль был убежден, что Западная Европа во главе с Францией должна следовать своим независимым путем в экономических и военных делах. Он считал, что присутствие ядерного оружия США в Европе делает ее территорию уязвимой для нападения. В экономическом плане де Голль добивался возвращения золотого стандарта в международной торговле. Кроме того, он видел во Франции лидера т.н. неприсоединившихся стран. В 1963 де Голль наложил первое вето на вступление в Общий рынок Великобритании, блокировал попытку США поставить в НАТО ядерные ракеты, отказался подписать соглашение о частичном запрещении испытаний ядерного оружия. Его честолюбивая внешняя политика привела к новому союзу Франции и Западной Германии. В 1963 он посетил Ближний Восток и Балканы, а в 1964 Латинскую Америку. В этот же период были расширены рамки дипломатического признания Китая. В 1965-1966 де Голль вел переговоры с лидерами СССР и других восточноевропейских стран, стремясь к сотрудничеству Франции с коммунистическим миром. 19 декабря 1965 де Голль был переизбран на пост президента на следующий 7-летний срок. Длительное противостояние НАТО достигло кульминации в начале 1966, когда французский президент вывел свою страну из военной организации блока. Тем не менее Франция оставалась членом политической организации НАТО. Выборы в Национальное собрание в марте 1967 принесли голлистской партии и ее союзникам ненадежное большинство, на которое трудно было опереться. В мае 1968 оппозиция де Голлю вылилась в студенческие волнения и общенациональную забастовку. Президент распустил Национальное собрание и назначил новые выборы. Приняв активное участие в избирательной кампании, де Голль определил в качестве ее ключевой проблемы выбор между ним и коммунистами. Отвергая насилие и беспорядки, французские избиратели утвердили голлистов у власти. Тем не менее 28 апреля 1969, после поражения на референдуме 27 апреля по вопросу о реорганизации Сената, де Голль добровольно покинул свой пост. Выйдя в отставку, жил в своем имении.

Умер де Голль 9 ноября 1970.

ЛИТЕРАТУРА

Де Голль, Шарль. Военные мемуары. М., 1957-1960 Молчанов Н.Н. Генерал де Голль. М., 1988 Антюхина-Московченко В.И. Шарль де Голль и Советский Союз. М., 1990 Арзаканян М.Ц. Де Голль и голлисты на пути к власти. М., 1990

полезные сервисы
де грас де грас
словарь галлицизмов русского языка

ДЕ ГРАС * de grâce.

1. Сделайте милость; пожалуйста. Только - de grâce- не говори это от меня. Понимает ли он, что при ненависти к деспотизму - сквозь каждую строку видна любовь к народу. 18. 1. 1857. Герц. - И. С. Тургеневу. Dites moi, de grâce, что это вы тут вечно сидите вдвоем? Ваши товарищи бегают, шалят, веселятся. Б. Маркевич Забытый вопрос. // РВ 1872 3 152. Вдруг она вся зарделась: passe-temps был найден. - De grâce, молниеносно добавила она, - arranger une charade.. остальные гости составили публику. Их арранжер пригласил удалиться в другие комнаты. Бобор. Доктор Цибулька. // ОЗ 1874 5-6 1 461.

2. temps de grâce. Срок ожидания из уважения к опаздывающему. БИШ. Было объявлено, что к завтраку ожидается великий князь Николай Николаевич Старший. Когда, однако, прошла четверть часа - de grâce и великого князя все еще не было, то великий князь Михаил Николаевич пригласил всех садиться. В. Б. Бертенсон За 30 лет.

полезные сервисы
де гриё де гриё
грамматический словарь

де Гриё ф. 0: кавале́р де Гриё

полезные сервисы
де гэте де кёр де гэте де кёр
словарь галлицизмов русского языка

ДЕ ГЭТЕ ДЕ КЁР * de gaité de coeur.

1. Без всякой причины; ни с того, ни с сего. Я считаю ее неспособной обидеть муху спокойно, de gaité de coeur. Марко Вовчок. В Глуши. // ОЗ 1875 10 1 557. Я только что ожил, а вы de gaité de coeur, без всякого основания, разрушаете это здание моего блага только потому, что вам это кажется слишком хорошо. 12. 4. 1885. Толст. - В. Г. Черткову.

2. С легким сердцем. Страдая так, ты страдаешь не одна. а и я тоже. И не могу же я de gaité de coeur сам себя мучить. 1. 12. 1898. Толст. - С. А. Толстой.

полезные сервисы
де дион альбер де дион альбер
энциклопедический словарь

ДЕ ДИОН Альбер - ДЕ ДИО́Н (de Dion) Альбер (1856-1946), граф, французский конструктор, пионер автомобилестроения.

Будучи молодым спортсменом, увлекся паровыми автомобилями. В 1882, объединив усилия с инженером Жоржем Бутоном (Bouton) и механиком Трепарду (Trepardoux), де Дион в своем имении создал компанию De Dion-Bouton & Trepardoux. Он разработал конструкцию четырехколесного автомобиля, Бутон собрал его своими руками, а Трепарду разработал паровой двигатель. В 1884 таким образом был построен его первый двухместный паромобиль.

Семейный совет запретил графу де Диону заниматься делом, компрометирующим его достоинство, но молодой аристократ не подчинился.

Удачная конструкция De Dion-Bouton & Trepardoux обеспечила коммерческий успех. В последующие годы граф построил сразу несколько однотипных паромобилей. Самым удачным считался двухместный паромобиль «Тип III», который был компактнее и маневреннее других. Эта модель выпускалась довольно долго. Де Дион активно рекламировал новый вид транспорта, однако паровые машины не могли конкурировать с бензиновыми моторами. Де Дион одновременно с паромобилями стал разрабатывать свой бензомотор. Но Трепарду, не согласившись с таким решением, вскоре покинул компанию. В 1885 на фирме был сконструирован скромный на вид одноцилиндровый бензиновый двигатель мощностью 0,5 л.с., работавший в режиме 1500 об/мин. (мог достичь и 3000 об/мин.). Стремясь усовершенствовать свой двигатель, де Дион изобрел систему электрического зажигания. Таким двигателем был оснащен сначала трицикл (трехколесный автомобиль), а потом - квадрицикл - четырехколесное средство передвижения, которое, однако, еще нельзя было назвать полноценным автомобилем.

Следующим шагом стало появление легкого автомобиля-вуатюретки «визави». Эту модель де Дион оснастил задней ведущей осью нового образца, получившей название «ось де Диона».

Перейдя в дальнейшем к производству автомобилей на базе 8-цилиндровых двигателей, фирме удалось, во многом благодаря усилиям самого графа, повысить качество серийных моделей. Постоянно занимаясь усовершенствованиями, де Дион привнес многое в конструкцию трансмиссии, сцепления, приводной системы и др. Но фирма не выдержала конкуренции с крупными компаниями, внедрившими конвейерное производство. Тяжелым ударом стала также и Великая депрессия (см. ВЕЛИКАЯ ДЕПРЕССИЯ), начавшаяся в 1929 году. В 1932 компания прекратила свое существование.

полезные сервисы
де друа де друа
словарь галлицизмов русского языка

ДЕ ДРУА * de droit. По праву. Берег, на котором я живу, принадлежит к земной впадине, так что есил какому-то морю вздумается прогуляться сюда, мы превратимся в раков, не только по праву, но и по делу (de droit et de fait). Бест.-Марл. Письмо доктору Эрману. // БИШ. В некоторых кружках говорили о назначении председателем здешнего собрания лица, не принадлежащего к земству, вместо председателя de droit, то есть губернского предводителя дворянства. ВТ 1868 5 292.

полезные сервисы
де дюв (de duve) кристиан рене де дюв (de duve) кристиан рене
большой энциклопедический словарь

Де Дюв (De Duve) Кристиан Рене (р. 1917), бельгийский биохимик. Открыл субклеточные структуры — лизосомы. Нобелевская премия (1974, совместно с Дж. Э. Паладе и А. Клодом).

полезные сервисы
де дюв кристиан рене де дюв кристиан рене
энциклопедический словарь

Де Дюв Кристиан Рене (De Duve) (р. 1917), бельгийский биохимик. Открыл субклеточные структуры - лизосомы. Нобелевская премия (1974, совместно с Дж. Э. Паладе и А. Клодом).

* * *

ДЕ ДЮВ Кристиан Рене - ДЕ ДЮВ (De Duve) Кристиан Рене (р. 2 октября 1917), бельгийский биохимик. Открыл субклеточные структуры - лизосомы (см. ЛИЗОСОМЫ). Нобелевская премия (1974, совместно с Дж. Э. Паладе (см. ПАЛАДЕ Джордж Эмиль) и А. Клодом (см. КЛОД Альбер)).

большой энциклопедический словарь

ДЕ ДЮВ (De Duve) Кристиан Рене (р. 1917) - бельгийский биохимик. Открыл субклеточные структуры - лизосомы. Нобелевская премия (1974, совместно с Дж. Э. Паладе и А. Клодом).

полезные сервисы
де жанр де жанр
словарь галлицизмов русского языка

ДЕ ЖАНР * de genre. То же, что жанровая картина. Обращаясь к картинам de genre, укажем на замечательнейшия из них. БДЧ 1850 104 3 85. Что же касается до рода, так называемого de genre, то кто превзошел его <брюллова> в этом жанре? ОЗ 1855 12 2 165. См. также Жанр, Табло де жанр.

полезные сервисы
де жоли шоз де жоли шоз
словарь галлицизмов русского языка

ДЕ ЖОЛИ ШОЗ См. Жоли шоз.

полезные сервисы
де жур де жур
словарь галлицизмов русского языка

ДЕ ЖУР * de jour. Кроме энтузиастов в труппу на первых порах пролезли роскошные дамы, актрисы de jour,- они пристроились в театр, чтобы избежать посылки на трудовые работы. С. Семенова Восп. // Театр 1994 5-6 126.

полезные сервисы
де закрытая (с прорезом) де закрытая (с прорезом)
поговорки

Жарг. угол., арест. Отмычка. СВЯ, 26.

полезные сервисы
де кап е д'епе де кап е д'епе
словарь галлицизмов русского языка

ДЕ КАП Е Д'ЕПЕ * de cape et d'épée. "Плаща и шпаги". театр. Драма, роман или актерское амплуа приключенческого характера. БИШ. В те же доживал свой артистический век и первый актер на роли " de cape et d'épée", в костюмных пьесах, Мэлэнг , слившийся для парижан этого времени с фигурой и похождениями д'Артаньяна в "Трех мушкетерах". Бобор. Столицы мира. Драма принадлежит к устарелому роду пьес de cape et d'épée. Урусов Натурализм.

полезные сервисы
де каре де каре
словарь галлицизмов русского языка

ДЕ КАРЕ См. Каре.

полезные сервисы
де кер леже де кер леже
словарь галлицизмов русского языка

ДЕ КЕР ЛЕЖЕ * de coeur léger. Без раздумья, легкомысленно. Будь спокоен: затевать войну с Россией никто не отважится de coeur léger, а предполагается воспользоваться настоящим положением России, чтобы совершить все, что можно, не воюя с Россией, во вред России. Победоносцев и его корр. // БИШ.

полезные сервисы
де кирико (de chirico) джорджо де кирико (de chirico) джорджо
большой энциклопедический словарь

Де Ки́рико (De Chirico) Джорджо (1888—1978), итальянский живописец. Глава «метафизической школы» в живописи; в городских пейзажах выражал впечатление тревожной застылости мира, его отчуждённости от человека («Меланхолия прекрасного дня», 1913).

полезные сервисы
де кирико андреа де кирико андреа
энциклопедический словарь

ДЕ КИРИКО Андреа - де Кирико Андреа, см. Савиньо Альберто (см. САВИНЬО Альберто)

полезные сервисы
де кирико джорджо де кирико джорджо
энциклопедический словарь

Де Ки́рико Джорджо (De Chirico) (1888-1978), итальянский живописец. Глава «метафизической школы» в живописи. В городских пейзажах передавал ощущение тревожной застылости мира, его отчуждённости от человека («Тревожащие музы», 1917).

* * *

ДЕ КИРИКО Джорджо - ДЕ КИ́РИКО (De Chirico) Джорджо (10 июля 1888, Волос, Греция - 19 ноября 1978, Рим), итальянский живописец, скульптор, график, сценограф. Глава «метафизической школы (см. МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ)» в живописи.

Первый итальянский период (1910 - июль 1911)

Родился в городе Волос, расположенном в греческой провинции Фессалия, куда его отец, инженер по специальности, был направлен из Италии для строительства первых железных дорог. Джорджо и его младший брат Андреа (впоследствии ставший известным писателем и музыкантом, известным под псевдонимом Андре Савиньо) выросли в атмосфере интеллигентной итальянской семьи, принадлежавшей к древнему роду. Де Кирико окончил греческий лицей в Волосе, а затем Политехнический институт в Афинах, брал уроки в Волосе у местного живописца Мавродиса. В 1905 - с матерью и братом после смерти отца переехал в Германию, избрав для дальнейшего образования Мюнхен. Де Кирико назвал этот город «Новые Афины». Занятия в Академии художеств, знакомство с собраниями музеев обогатили художника. Особенно его внимание привлекли произведения немецких символистов - Арнольда Беклина (см. БЕКЛИН Арнольд) и Макса Клингера (см. КЛИНГЕР Макс). Под влиянием их «вневременной» мифологии и воспоминаний о Греции было написано полотно «Битва кентавров и лапифов» (1909, частное собрание). Получив хорошее гуманитарное образование, Де Кирико знал греческую философию и литературу, увлекался немецкой философией, переводил на итальянский Шопенгауэра и Ницше, они были для него теми, кто первыми объяснили «природу творческого гения». В атмосфере увлечения немецкой культурой 19 в. и родилась «метафизика» Де Кирико.

Категория l"enigma («загадка»), лежащая в основе метафизической живописи художника, означала (как писал сам Де Кирико в книге «Воспоминания о моей жизни», 1945) личное воспоминание, «неожиданное и волнующее уточнение деталей, будоражащих воображение, которые хранятся в ощущениях, ностальгии по детству». В статьях «Метафизическая эстетика» (1918), «Метафизическая живопись» (1919), философском эссе «Механизм мышления» он объяснял программу метафизической живописи, процесс творчества «метафизика» - создателя «новой психологии вещей». На своем автопортрете (1911, Нью-Йорк, Музей современного искусства), композиционно напоминающем автопортрет А. Беклина, молодой художник сделал надписи «Что любил бы я, если бы не загадку?». Эти слова стали программными для его последующего творчества. Воспитанный в атмосфере итальянской и немецкой культурных традиций начала 20 века, разделяя идеи Б. Кроче о сближении философии и искусства, об интуиции, как средстве постижения сущности искусства, он всегда ценил эстетическую программу в творчестве современных мастеров, отделял подобное искусство от «технических приемов», каковыми, например, считал импрессионизм или пуантилизм.

В 1910 Де Кирико переехал с матерью и братом во Флоренцию, где были написаны первые метафизические полотна: «Загадка оракула» (1910, частное собрание), «Загадка осеннего полдня» (1910, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Флоренция стала первым «метафизическим» городом Де Кирико, ее площади и памятники составили канву этих работ. Столь же поэтичным «городом-воспоминанием» стал в его картинах и Турин, который Де Кирико посетил в июле 1911, по пути во Францию. Он назвал его «Квадратный город», очаровавший его средневековыми замками и дворцами, регулярными площадями, воспоминаниями о Ф. Ницше, написавшем здесь в 1888 «Так говорил Заратустра».

Парижский период (июль 1911-15)

С матерью и братом в июле 1911 Де Кирико приехал в Париж. Здесь братья де Кирико приобрели известность и здесь впервые полно раскрылось дарование каждого. В ателье на берегу Сены были созданы наиболее значительные произведения «метафизического» периода «Вокзал Монпарнас» (1914, Нью-Йорк, Музей современного искусства), «Песнь любви» (1914, частное собрание), «Портрет Гийома Аполлинера» (1914, Париж, Музей современного искусства), «Загадка и меланхолия улицы» (1914, Нью-Йорк, Музей современного искусства), «Завоевание философа» (1914, Чикаго, Художественный институт). Гийом Аполлинер (см. АПОЛЛИНЕР Гийом) одним из первых оценил талант Де Кирико, сумевшего избежать влияния ярких мастеров, работавших в эти годы в Париже, организовал его первую выставку в мастерской на ул. Нотр Дам де Шан в октябре 1913. А. Бретон (см. БРЕТОН Андре) познакомил Де Кирико с П. Гийомом, в коллекции которого были полотна Матисса, Пикассо, Модильяни.

В Париже родился интерес обоих братьев Де Кирико к искусству театра. О музыке Андре Савиньо, его балете-пантомиме «Смерть Ниобы», осуществленной «Русскими балетами», в духе футуристических экспериментов писал Аполлинер. Как некие символы Флоренции, Милана, Турина, как каменные видения прошлого возникают архитектурные и скульптурные памятники в полотнах парижского периода: «Песнь любви» (1913, частное собрание) и «Ностальгия по бесконечности» (1913, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Это символы путешествия памятью в мир вечных ценностей, мир традиции, которые сам художник называл «археологическими окнами». Грациозная фигурка девочки, катящей обруч в полотне «Ностальгия по бесконечности» звучит контрастом «вечному» - пустынной улице города в ее музейном, ренессансном обрамлении. В полотне «Песнь любви» напряженная экспрессия сопоставленных предметов - слепка статуи Бога любви Аполлона и красной резиновой перчатки, зеленого шара, угла аркады палаццо, локомотива, движущегося за кирпичной стеной - рождает особую метафизическую гармонию вещей - знаков, носителей определенной истории и традиции прошлого и нового времени.

Второй итальянский период: Феррара (1915-1919) Рим (1919-1924)

Летом 1915 Де Кирико переезжает в Феррару в связи со вступлением Италии в мае того же года в Первую мировую войну. Братья были призваны на фронт. Де Кирико назвал город «самым метафизическим», «городом снов», так как здесь родилось его содружество с К. Карра, Дж. Моранди, Ф. Де Пизисом, ставшими его единомышленниками в воплощении идей метафизической живописи. Героями полотен 1915-18 гг. («Трубадур». 1917, частное собрание; «Гектор и Андромаха», ок. 1918, частное собрание) становятся некие фантомы-манекены без черт лица. «Цитаты» из разных эпох соотнесены в работах феррарского периода («Большой метафизический интерьер». 1917, частное собрание; из серии «Метафизические интерьеры»,1916-1919) с современностью, приобретая ностальгическую тональность, оттенок травестии, так как мир видится «метафизиками» как «бесконечный музей странностей». Таинственную многовариантность ассоциаций рождают и предметы в серии «Евангелические натюрморты» (1916-19), сакральная символика которых связана с христианским пониманием добродетели и морали. Работы феррарского периода несут отпечаток обостренного мироощущения, чем более поэтичные произведения, написанные в Париже.

Первая совместная выставка «метафизиков» состоялась в мае 1918 в Галерее «Эпоха» в Риме, куда Де Кирико вскоре переехал из Феррары, Здесь при журнале «Пластические ценности» в начале 1920-х гг. они составили группу живописцев и критиков, в которую кроме братьев Де Кирико вошли К. Карра, А. Соффичи, М. Брольо и др. В феврале 1919 в галерее известного фотографа А. Дж. Брагальи состоялась первая персональная выставка художника в Италии. Римский период совпал с годами «черного двадцатилетия» - временем упрочнения фашизма в послевоенной Италии. В эту трагическую для Италии эпоху Де Кирико оставался приверженным своей главной теме - истории, культуре, рассказу о творчестве. Он избирает позицию «герметизма»: обособления от царящих в обществе идеологических постулатов. Он находит поддержку своим мыслям в вечной классике. Так рождается «неоклассицизм» Де Кирико. В его новой эстетической программе не было ничего общего с «неоклассицизмом» мастеров группы «Новеченто», их помпезно-монументальным стилем, а жила поэтическая и лирическая интонация, ощущался поиск живой связи классики с современностью. Поиск новой поэтики сопровождался и изысканием новых изобразительных средств. В статье «Возвращение к ремеслу» (1919), опубликованной в «Valori plastici», он писал о необходимости возврата к традиции, к классической манере живописи старых мастеров. Лозунг «pictur classicus» должен стать лейтмотивом его творчества и, как он полагает, целью каждого истинного художника. В 1920-е гг. Де Кирико создает натюрморты («Священные рыбы», 1919, Нью-Йорк, Музей современного искусства), пишет портреты («Композитор Альфредо Казелла», 1924, частное собрание), статьи о любимых мастерах - А. Беклине (см. БЕКЛИН Арнольд), Рафаэле (см. РАФАЭЛЬ САНТИ), Г. Курбе (см. КУРБЕ Гюстав), импрессионистах, копирует полотна старых мастеров в музеях Рима. Серия автопортретов 1920-х гг. звучит как диалог с Тицианом, Рафаэлем, Энгром, А. дель Сарто («Автопортрет с матерью». 1919. США, фонд Э. Джеймса; «Автопортрет с братом», 1924, частное собрание).

С 1920-х Де Кирико постоянно принимал участие в оформлении оперных спектаклей («Орфей» Дж. Монтеверди; «Ифигения» И. Пиццетти; «Пуритане» В. Беллини и др.), привнося в сценографию поэтическую метафору «метафизической живописи». Одной из наиболее цельных живописных серий этого периода стал цикл «Римские виллы» (1920-е гг.), полотна которого населены образами дам и рыцарей, вызывая в памяти литературные образы Т. Тассо (см. ТАССО Торквато) и Л. Ариосто (см. АРИОСТО Лудовико), живопись С. Мартини, сказочно-таинственные пейзажи феррарских мастеров. Как воспоминание об античной культуре, о детстве звучат полотна «Отплытие аргонавтов» (ок. 1921, частное собрание) и «Орест и Электра» (1922-1923, частное собрание), манера исполнения которых заставляет вспомнить работы ренессансных мастеров.

Второй парижский период (1925-29)

В связи с назначенной на март 1925 выставкой в галерее Леона Розенблюма Де Кирико уезжает в Париж. Он продолжает создавать полотна в «неоклассицистическом» стиле, обогащая их новыми впечатлениями. В полотнах циклов «Лошади у моря», «Гладиаторы», «Археологи», «Мебель в долине», сцены из истории Улисса, Ахилла, Ипполита - выражены мысли о древней античной культуре и современности, которые переплетены в неком вневременном коллаже сновидений. Его амазонки, гладиаторы, герои мифов, «одиссеи вещей» из серии «Мебель в долине», лошади на морском побережье - образно словно выражают мысль Де Кирико, - романтика и мечтателя из его романа «Эбдомерос» (1929, написан на французском) о том, что «лучше жить фантазией».

Еще в годы первого пребывания в Париже Де Кирико сблизился с группой сюрреалистов (см. СЮРРЕАЛИЗМ), возглавляемой А. Бретоном (см. БРЕТОН Андре), принимая участие в их выставках. Его взгляды оказали влияние на сюрреалистов, но в 1928 отношения завершились разрывом и он был в шутливой форме «отлучен» от сюрреализма.

В Париже Де Кирико впервые обратился к технике фрески, исполнив роспись «Лошади на берегу моря» на фасаде небольшого павильона с бассейном в парке дома Л. Розенберга. В 1933 в Италии он принял участие в создании цикла фресковых украшений выставочного павильона для Миланской триеннале на тему «Культура Италии в ее наиболее значительных проявлениях». Крылатый белый Пегас парил во фреске на фоне Колизея и собора Св. Петра, а поэты и художники вдохновенно предавались мастерству. К сожалению, роспись была разрушена, так как ее лирический образный язык не соответствовал идеологическим установкам культурной программы.

Снова в Италии (1930-1978)

Период 1935-38 гг. Де Кирико проводит в Америке по приглашению коллекционера Дж. Барнеса, организовавшего серию его выставок. Полотно с ироничной подписью «И я был в Нью-Йорке» с изображением античных мест на фоне небоскребов - свидетельство новых впечатлений, открытия новой культуры. Период 1940-41 он проводит в Милане, создав произведения, темы которых были навеяны событиями войны (литографии к «Апокалипсису»), полные иронии и фантазии. В Милане Де Кирико впервые обратился к скульптуре, в которой выразил ощущения тревожного времени («Пьета», бронза). С 1944 - навсегда поселился в Риме, где была завершена книга «Воспоминания о моей жизни» - размышления о предназначении художника. В позднем творчестве он остался верен своим поискам 1910-30-х. Шутя, он любил говорить, что его правая рука - «реалистическая», а левая - «метафизическая», так как обе эстетические программы были одинаково важны для него, никогда не ощущавшего исчерпанность своей тематики. Недолгое увлечение искусством барокко в 1940-50-е гг. («Портрет в костюме 17 века», 1959, частное собрание) было «таинством воспоминания», возможностью погружения в новый пласт искусства классики. Его поздние «метафизические» произведения (серия «Загадочные купальни», 1950-60-е) являлись стилизацией на старую тему, уже ставшую классикой, с которой вошел в искусство этот «рыцарь метафизики». В 1950-70-е он много занимался иллюстрированием книг, работал для театров Ла Скала в Милане, Римской Национальной оперы. Лондонской Ковент Гарден, театра в Афинах.

большой энциклопедический словарь

ДЕ КИРИКО (De Chirico) Джорджо (1888-1978) - итальянский живописец. Глава "метафизической школы" в живописи. В городских пейзажах Де Кирико выражено впечатление тревожной застылости мира, его отчужденности от человека ("Тревожащие музы", 1917).

полезные сервисы
де клерк фредерик виллем де клерк фредерик виллем
энциклопедия кольера

ДЕ КЛЕРК Фредерик Виллем (De Klerk, Frederik Willem) (р. 1936), последний белый президент Южной Африки, занимавший этот пост в 1989-1994. Родился в Йоханнесбурге 18 марта 1936. Окончил среднюю школу в Крюгерсдорпе и университет Почефструма (1958). В 1961 начал адвокатскую практику в Ференихинге. В 1973, после года работы на должности профессора университета Почефструма, стал членом парламента от Ференихинга (в 1974 был переизбран). Начиная с 1978 занимал ряд постов в кабинете министров, в том числе пост министра внутренних дел. В 1982 Де Клерк стал руководителем отделения Национальной партии в Трансваале, сменив на этой должности своего отца. В 1984 он был назначен министром по делам местного управления и национального (для белых) образования. В 1980-е годы снискал репутацию консерватора с ярко выраженными антидемократическими взглядами. В 1989, когда президент Южной Африки Питер Виллем Бота перенес инсульт, Де Клерк возглавил Национальную партию, а после отставки Боты стал президентом. Де Клерк сразу взял курс на привлечение к управлению страной африканского населения. В 1990 он освободил из тюрьмы Нельсона Манделу и легализовал Африканский национальный конгресс и Южно-Африканскую коммунистическую партию. В 1991 были отменены составлявшие основу системы апартеида законы о расселении по группам, регистрации населения и общественной безопасности. В 1990 Де Клерк и Мандела начали консультации о переговорах по новой конституции и в декабре 1991 созвали многорасовую и многопартийную конференцию для ее подготовки. Переговоры были успешно завершены в феврале 1993, когда Де Клерк и Мандела достигли соглашения о создании переходного правительства, в котором Национальная партия и Африканский национальный конгресс объявлялись партнерами на пятилетний срок начиная с мая 1994. Тем не менее Де Клерк по-прежнему стремился сохранить некоторые привилегии для белого меньшинства. В 1992 он отстранил от обязанностей 23 офицеров вооруженных сил, включая шесть генералов, которые подозревались в провоцировании насилия в черных тауншипах, одновременно подписав закон об амнистии всех государственных чиновников, совершивших преступления в период апартеида. Де Клерк стал первым белым южноафриканским лидером, который нанес визит в Нигерию в апреле 1992. В июле 1993 он вместе с Манделой совершил поездку по США. В октябре 1993 Де Клерк и Мандела стали лауреатами Нобелевской премии мира. На первых в Южной Африке демократических выборах Национальная партия получила почти 21% голосов, поданных за кандидатов в депутаты новой Национальной ассамблеи, что дало ей право назначить заместителя президента. Де Клерк был избран Национальной ассамблеей вторым заместителем президента. В июне 1996 он ушел в отставку, чтобы заняться превращением Национальной партии в многорасовую оппозиционную партию. В августе 1997 Де Клерк объявил, что оставляет пост главы Национальной партии и уходит из политики.

полезные сервисы
де костер де костер
грамматический словарь

Де Косте́р ф. 1а ~ 0

полезные сервисы
де костер (de coster) шарль де костер (de coster) шарль
большой энциклопедический словарь

Де Косте́р (De Coster) Шарль (1827—1879), бельгийский писатель (писал на французском языке.). Сборник «Фламандские легенды» (1858; на сюжеты средневековых преданий) исполнен ренессансного духа. Уникальная по жанру книга-эпопея «Легенда об Уленшпигеле...» (1867) — своеобразная «Библия Бельгии», проникнутая верой и нравственным оптимизмом. Историческая достоверность повествования о жестокой эпохе Нидерландской революции закрепляет центральный образ героической личности из простого народа как воплощение национального характера (образ восходит к герою народной книги XIV в. Тилю Уленшпигелю). Национально-освободительная и антифеодальная патетика сочетается с народным смехом, реалистическая пластика — с романтическим лиризмом и символикой, фольклорные жанры — с традициями фламандской живописи.

полезные сервисы
де костер шарль де костер шарль
энциклопедический словарь

Де Косте́р Шарль (De Coster) (1827-1879), бельгийский писатель (на французском языке). Сборник «Фламандские легенды» (1858) на сюжеты средневековых легенд исполнен ренессансного духа. Уникальная по жанру эпическая книга-поэма «Легенда об Уленшпигеле...» (1867) - «Библия Бельгии», проникнутая верой и нравственным оптимизмом. Историческая достоверность повествования о жестокой эпохе Нидерландской буржуазной революции закрепляет центральный образ героической личности из простого народа, ставшей воплощением национального характера. Национально-освободительная и антифеодальная патетика сочетается с народным смехом, реалистическая пластика - с романтическим лиризмом и символикой, фольклорные жанры - с традициями фламандской живописи.

* * *

ДЕ КОСТЕР Шарль - ДЕ КОСТЕ́Р (De Coster) Шарль (1827-79), бельгийский писатель (на французском языке). Сборник «Фламандские легенды» (1858) на сюжеты средневековых легенд; исполнен ренессансного духа. Уникальная по жанру книга-поэма, книга-эпопея «Легенда об Уленшпигеле...» (1867) - «Библия Бельгии», проникнутая верой и нравственным оптимизмом. Историческая достоверность повествования о жестокой эпохе Нидерландской революции закрепляет центральный образ героической личности из простого народа, ставшей воплощением национального характера. Национально-освободительная и антифеодальная патетика сочетается с народным смехом, реалистическая пластика - с романтическим лиризмом и символикой, фольклорные жанры - с традициями фламандской живописи.

большой энциклопедический словарь

ДЕ КОСТЕР (De Coster) Шарль (1827-79) - бельгийский писатель (на французском языке). Сборник "Фламандские легенды" (1858) на сюжеты средневековых легенд; исполнен ренессансного духа. Уникальная по жанру книга-поэма, книга-эпопея "Легенда об Уленшпигеле..." (1867) - "Библия Бельгии", проникнутая верой и нравственным оптимизмом. Историческая достоверность повествования о жестокой эпохе Нидерландской революции закрепляет центральный образ героической личности из простого народа, ставшей воплощением национального характера. Национально-освободительная и антифеодальная патетика сочетается с народным смехом, реалистическая пластика - с романтическим лиризмом и символикой, фольклорные жанры - с традициями фламандской живописи.

энциклопедия кольера

ДЕ КОСТЕР Шарль (de Coster, Charles)

(1827-1879), бельгийский писатель, писал на французском языке. Родился 20 августа 1827 в Мюнхене, рос в Бельгии. В 1855 окончил Брюссельский университет. Служил в банке, преподавал в Военной академии, был одним из основателей еженедельника "Уленшпигель". В публицистике требовал признания права фламандского народа на самоуправление, остро выступал по социальным вопросам. Умер Де Костер в Икселе 7 мая 1879. Работая над своей лучшей книгой Легенда о Тиле Уленшпигеле и Ламме Гудзаке (La Lgende de Thyl Ulenspiegel et de Lamme Goedzak, 1867), Де Костер вдохновлялся патриотическими чувствами. Он надеялся, что воссозданное им героическое прошлое подвигнет бельгийцев на борьбу за будущее величие своего народа. Его герой, народный любимец Тиль Уленшпигель, проказник и балагур, стал символом сопротивления народных масс гнету и тирании. Чтобы усилить действенность своей книги-эпопеи, автор перенес героя народной книги 14 в. в 16 век, охваченный борьбой гезов с испанскими поработителями, с инквизицией. Де Костер не заботился об исторической достоверности картины, ее правдивость обеспечивают художественные средства - архаический французский язык, сочное просторечие. Вдохновение он черпал у фламандских живописцев, духом их искусства овеяно все его творчество. Воинствующий антиклерикал, писатель демонстративно, нескрываемо пристрастен и к католикам, и к протестантам. В Фламандских легендах (Lgendes Flammandes, 1858) Де Костер по примеру Ф.Рабле перелагал на старофранцузском языке средневековые предания Фландрии. Посмертно была напечатана историческая драма Стефания (Stephanie). Среди других его произведений - Цыгане (Les Bohmiens, 1868), психологический роман из современной жизни Свадебное путешествие (Le Voyage de noce, 1872), Женитьба Туле (Le Marriage de Toulet, 1879).

ЛИТЕРАТУРА

Кржевский Б.А. Легенда об Уленшпигеле. - В кн.: Кржевский Б.А. Статьи о зарубежной литературе. М. - Л., 1960 Мицкевич Б.П. Шарль де Костер и становление реализма в бельгийской литературе. Минск, 1960 Шарль де Костер: Биобиблиографический указатель. М., 1964 Де Костер Ш. Легенда об Уленшпигеле. М., 1975 Де Костер Ш. Фламандские легенды. М., 1975

иллюстрированный энциклопедический словарь

Шарль Де Костер.

Шарль Де Костер.

ДЕ КОСТЕР (De Coster) Шарль (1827 - 79), бельгийский писатель, писал на французском языке. Сборник "Фламандские легенды" (1858) исполнен ренессансного духа. Уникальная по жанру книга-эпопея "Легенда об Уленшпигеле..." (1867) - своеобразная "Библия Бельгии", проникнутая нравственным оптимизмом. Историческая достоверность повествования о жестокой эпохе Нидерландской революции закрепляет образ героической личности из простого народа как воплощение национального характера. Национально-освободительная и антифеодальная патетика сочетается с народным смехом, реалистическая пластика - с романтическим лиризмом и символикой, фольклорные жанры - с традициями фламандской живописи.

полезные сервисы
де коте гош де коте гош
словарь галлицизмов русского языка

ДЕ КОТЕ ГОШ * de côté gauche. Незаконный, морганатический. Она <принцесса> сестра de côté gauche короля Прусского. 3. 8. 1819. А. Я. Булгаков - брату. // РА 1900 10 216.

полезные сервисы