Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.
Найдено определений: ~294
символ символ
толковый словарь

м.

1. То, что служит условным обозначением какого-либо понятия, какой-либо идеи.

отт. Художественный образ, условно передающий какую-либо мысль или идею, какое-либо переживание.

2. Условное обозначение какой-либо величины, какого-либо понятия, принятых той или иной наукой.

СИ́МВОЛ - сущ., м., употр. сравн. часто

Морфология: (нет) чего? си́мвола, чему? си́мволу, (вижу) что? си́мвол, чем? си́мволом, о чём? о си́мволе; мн. что? си́мволы, (нет) чего? си́мволов, чему? си́мволам, (вижу) что? си́мволы, чем? си́мволами, о чём? о си́мволах

1. Символом называют то, что служит условным знаком какого-либо понятия, явления, идеи.

Голубь с ветвью - символ мира. | Пять сплетенных колец - символ Олимпийских игр.

2. Символом называют художественный образ, который условно передаёт какую-либо мысль, переживание.

Художественные символы романтизма.

3. Символом города называют какой-либо красивый, необычный архитектурный объект, ландшафт, с которым обычно ассоциируется этот город.

4. В естественных науках символом называют условное обозначение какой-либо единицы, величины.

Символы химических элементов.

5. Символом называется графическое обозначение какого-либо процесса.

Этикетки с составом сырья и символами по уходу.

6. В компьютерном программировании символом называют графическое обозначение команды, операции и т. п.

Графический символ. | Найти, обнаружить, установить символ. | Вывести символ на экран. | Символ пробела, курсора. | Символ перевода строки используется для прогона листа на один интервал.

7. Символ веры - это краткое изложение основных догматов христианства.

8. Символом называют человека, с именем которого ассоциируется что-либо.

Символом новой эпохи стал академик Сахаров.

9. Секс-символом называют того, кто является сексуально привлекательным для многих людей.

символи́ческий прил.

символи́чный прил.

си́мвольный прил.

толковый словарь ушакова

СИ́МВОЛ, (символ устар.), символа, муж. (греч. symbolon - знак, первонач. условный опознавательный знак для членов какой-нибудь организации, тайного общества). Предмет или действие, служащее условным знаком чего-нибудь, выражающее, означающее какое-нибудь понятие, идею. «Все грани в природе условны, относительны, подвижны, выражают приближение нашего ума к познанию материи, - но это нисколько не доказывает, чтобы природа, материя сама была символом, условным знаком, т.е. продуктом нашего ума.» Ленин. Круг - символ вечности. Пальмовая ветвь - символ мира.

|| Художественный образ, в котором условно выражены идеи и переживания, преим. мистические (лит., иск.).

• Символ веры - 1) краткое изложение основных догматов религии (церк.); 2) перен. то же, что кредо (книжн. устар.).

толковый словарь ожегова

СИ́МВОЛ, -а, муж.

1. То, что служит условным знаком какого-н. понятия, явления, идеи. Голубь с. мира. Якорь с. надежды. Этот подарок с. верности.

2. Принятое в науке условное обозначение какой-н. единицы, величины.

Символ веры 1) краткое изложение основных догматов христианства в православии, кратко сформулированных в тексте, начинающемся словами «Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя...»; 2) то же, что кредо.

Символы государства государственный герб, флаг, гимн.

| прил. символический, -ая, -ое и символьный, -ая, -ое (ко 2 знач.; спец.). Символическое изображение. Символьная информация.

толковый словарь даля

СИМВОЛ - муж., греч. сокращенье, перечень, полная картина, сущность в немногих словах или знаках. Символ веры, исповеданье всей сущности или основ ее, в перечне.

| Изображенье картинное, и вообще чертами, резами, знаками, с переносным, символическнм, иносказательным значеньем. Держава символ власти. Весы символ правосудия. Кулак символ самовластия. Треугольник символ ·св. Троицы.

популярный словарь

Символ

-а, м.

1) Предмет, действие и т. п., служащие условным обозначением какого-л. понятия, идеи.

Скипетр - символ царской власти.

Елей, масло оливы, считали символом прочности (Мень).

2) Художественный образ, условно передающий какую-л. мысль, переживание.

Я побрел вдоль здания. На стенах его, в кирпичах были какие-то вырезы, изъеденные веками, стершиеся - очевидно, "картинки" или символы, теперь уже нечитаемые или с трудом читаемые (Розанов).

3) спец. Условное обозначение какой-л. величины, принятое в той или иной науке.

Математические символы.

Родственные слова:

симво́лика, символи́зм, символисти́чный (символистичные образы), символи́ческий (символические образы), символи́чный (символичные образы), символизи́ровать

Этимология:

От греческого symbolon ‘условный знак’, ‘примета’. В русском языке - с конца XVII в.

Энциклопедический комментарий:

Символ в искусстве - универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление со смежными категориями - образа художественного, с одной стороны, знака и аллегории - с другой. В широком смысле можно сказать, что символ есть образ, взятый в аспекте своей знаковости, и что он есть знак, наделенный всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа. Всякий символ есть образ, и всякий образ есть, хотя бы в некоторой мере, символ. Но категория символа указывает на выход образа за собственные пределы, на присутствие некоего смысла, нераздельно слитого с образом, но ему не тождественного.

словарь существительных

СИ́МВОЛ, -а, м

Знак для обозначения понятия, явления, идеи;

Син.: знак.

Параша! Это стало в литературе символом тюрьмы, символом унижения, зловония (Солж.).

переводоведческий словарь

символ

1. В последовательном переводе: (1) экономное и наглядное обозначение группы объединенных по признакам понятий. Символ отвечает своему назначению, если он характеризует экономичность, наглядность и универсальность.

Символы являются носителями лексического значения независимо от языка-источника. Для передачи некоторой необходимой грамматической информации в записях предусматриваются закрепленный порядок слов или условные знаки; (2) для символов используются знакомые знаки, буквы или сокращения, которые подразделяются по способу обозначения понятий на буквенные, ассоциативные и производные символы; (3) по своему главному назначению символы подразделяются на предикативные символы, символы времени, модальные символы, символы качества; все остальные символы составляют обширную группу предметных символов общего назначения.

2. Условное обозначение, знак, используемые в переводческой скорописи для обозначения группы предметов, явлений.

3. Знак, связь которого с данным референтом является мотивированной. Как правило, символ обозначает признак, общий для группы понятий. Кроме наглядности символ характеризуется экономичностью и универсальностью. Наглядность символов выражается не только в том, что он проще для зрительного восприятия, чем буквенное выражение слова, но и в том, что выбранный для символа признак способен вызывать ассоциации, связанные с обозначаемыми понятиями.

4. Условное обозначение информации, используемое в записях при последовательном переводе; по способу обозначения символы подразделяются в переводе на ассоциативные, буквенные и производные.

энциклопедический словарь

СИ́МВОЛ -а; м.

1. То, что служит условным знаком какого-л. понятия, явления, идеи. Голубь с ветвью - с. мира. Пять сплетённых колец - с. Олимпийских игр. // Лит. Художественный образ, условно передающий какую-л. мысль, переживание. Использовать художественные символы романтизма в ткани реалистического произведения.

2. Условное обозначение какой-л. единицы, величины, принятое в науке. Символы химических элементов.

◊ Си́мвол веры. 1. Краткое изложение основных догматов христианства (в православии сформулированы в тексте, начинающемся словами: "Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя..."). -2. Взгляды, убеждения, основы мировоззрения; кредо.

Символи́ческий; Символи́чный; Си́мвольный (см.).

* * *

си́мвол (от греч. sýmbolon - знак, опознавательная примета), 1) в науке (логике, математике и др.) - то же, что знак.

2) В искусстве - характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории, смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания (ср. Аллегория).

* * *

СИМВОЛ - СИ́МВОЛ (греч. symbolon - знак, сигнал, признак, примета, залог, пароль, эмблема ), знак, который связан с обозначаемой им предметностью так, что смысл знака и его предмет представлены только самим знаком и раскрываются лишь через его интерпретацию.

Природа символа

В отличие от образа, символ не самодостаточен и «служит» своему денотату (предмету), требуя не только переживания, но также проникновения и толкования. В искусстве, особенно в его высоких достижениях, грань между образом и символом трудно определима, если не учитывать, что художественный образ приобретает символическое звучание, тогда как символ изначально связан со своим предметом. В отличие от понятия, для которого однозначность является преимуществом (по сравнению, например, со словом естественного языка), сила символа в его многозначности и динамике перехода от смысла к смыслу. В отличие от аллегории и эмблемы, символ не является иносказанием, которое снимается подстановкой вместо него прямого смысла: смысл символа не имеет простого наличного существования, к которому можно было бы отослать интерпретирующее сознание. В отличие от притчи и мифа, символ не предполагает развернутого повествования (нарративной формы) и может иметь сколь угодно сжатую форму экспрессии. В отличие от метафоры, символ может переносить свойства предметов и устанавливать те или иные их соответствия не для взаимоописания этих предметов, а для отсылки к «неописуемому». В отличие от знамения, символ не является знаком временного или пространственного явления сверхприродной реальности, поскольку допускает наличие бесконечно большой дистанции между собой и своим интенциональным предметом.

Специфическими отличиями символа от всех упомянутых знаковых тропов являются следующие его функции: 1) способность символа к бесконечному раскрытию своего содержания в процессе соотнесения со своей предметностью при сохранении и «неотменимости» данной символической формы; 2) способность символа, связанная с опытом его толкования, устанавливать коммуникацию, которая, в свою очередь, создает (актуально или потенциально) сообщество «посвященных», т. е. субъектов, находящихся в поле действия и относительной понятности символов (например, церковь, направление в искустве, эзотерический кружок, культурный ритуал); при этом эзотеричность символа уравновешивается его «демократичностью», поскольку каждый может найти свой, доступный ему уровень понимания символа, не впадая в профанацию; 2) устойчивое тяготение символа к восхождению от данных «частей» к действительному и предполагаемому «целому». Символ в этом случае является местом встречи того, что само по себе несоединимо.

Символ в философии и культуре

Уже у истоков философского мышления (досократики, Упанишады (см. УПАНИШАДЫ)) мы находим искусство построения символов, в тех случаях, когда понятие сталкивается с трансцендентным (см. ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ). Но как философская проблема символ осознается (если говорить о западной традиции) Платоном (см. ПЛАТОН (философ)), который ставит вопрос о самой возможности адекватной формы абсолютного. Эйдосы (см. ЭЙДОС), которые не суть ни абстракции, ни образы, в этом контексте можно понимать именно как символы. Европейское средневековье делает символ одним из общекультурных принципов, однако предметом рефлексии и культивирования в первую очередь становятся эмблематические возможности символа, собственная же его специфика выявляется лишь в творческой практике культурного взлета 13 - нач.14 вв. Ситуация существенно не меняется вплоть до последней четверти 18 в.: Возрождение (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)), Маньеризм (см. МАНЬЕРИЗМ), Барокко (см. БАРОККО), Просвещение (см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)) богаты своими символическими художественными и религиозными мирами, но не видят при этом в символе ничего, кроме средства иносказания и «геральдической (см. ГЕРАЛЬДИКА)» репрезентации.

Новый поворот темы возникает в связи с кантовским (см. КАНТ Иммануил) учением о воображении. Здесь символ впервые приобретает статус особого способа духовного освоения реальности. В это же время Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг) приходит к интуиции «пра-феномена», т. е. своего рода объективного символа, рожденного органической природой. В философии немецкого романтизма (Новалис (см. НОВАЛИС), Ф. Шлегель (см. ШЛЕГЕЛЬ Фридрих), Шеллинг (см. ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм), Крейцер и др.) разворачивается целая философия символа, раскрывающая его специфику в связи с основными темами романтической эстетики (творчество, гений, ирония, взаимосоответствия и переклички миров в универсуме). Близкую романтизму версию дает Шопенгауэр (см. ШОПЕНГАУЭР Артур), изображающий мир как символизацию бессодержательной воли в идеях и представлениях. Как вариант романтической темы символа можно рассматривать концепцию «косвенных сообщений» Кьеркегора (см. КЬЕРКЕГОР Серен).

Во второй половине 19 в. осмысление проблемы символа берет на себя философствующее искусство: в музыку и литературу приходит миф, истолкованный не как формальная оболочка смысла, а как смыслопорождающая стихия (наиболее показателен Р. Вагнер (см. ВАГНЕР Рихард) - практик и теоретик ). С 1880-х гг. символизм (см. СИМВОЛИЗМ) как художественное течение и теоретическое самообоснование, вбирая в себя и романтическое наследие и идеи философии жизни, создает в полемике с позитивизмом новую философию символа, претендующую на тотальную мифологизацию не только творчества, но и жизни творящего субъекта. Русское ответвление символизма конца 19 - нач. 20 вв. дает обильные философские плоды: в построениях В. С. Соловьева (см. СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич), Андрея Белого (см. БЕЛЫЙ Андрей), Вяч. И. Иванова (см. ИВАНОВ Вячеслав Иванович), П. А. Флоренского (см. ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович), А. Ф. Лосева (см. ЛОСЕВ Алексей Федорович) символизм получает систематическое многовариантное философское обоснование.

Течения западной мысли 20 в. представляют несколько моделей понимания символа. Выросшая из неокантианства (см. НЕОКАНТИАНСТВО) «Философия символических форм» Кассирера (см. КАССИРЕР Эрнст) делает символ универсальным способом объяснения духовной реальности. «Глубинная психология» Юнга (см. ЮНГ Карл Густав) и его школы, наследуя открытый психоанализом (см. ПСИХОАНАЛИЗ) феномен символа, укорененного в коллективном бессознательном, переходит от установки Фрейда (см. ФРЕЙД Зигмунд) на разоблачение символа к его легитимизации и сознательного включения символов и архетипов в процессы самовыражения и самопостроения души. Философия языка вскрывает символический потенциал, позволяющий естественному языку играть роль миросозидающей силы. Если аналитическая традиция склонна при этом «обезвреживать» мифологию языка и его символы в пользу рациональности и смысловой прозрачности, то «фундаментальная онтология» Хайдеггера (см. ХАЙДЕГГЕР Мартин) и герменевтика Гадамера (см. ГАДАМЕР Ханс Георг) пытаются освободить язык от сциентистской цензуры и позволить символу быть самодостаточным средством понимания мира. Показательно, что Хайдеггер и Витгенштейн (см. ВИТГЕНШТЕЙН Людвиг) сходятся в признании необходимости символически означить «то, о чем нельзя сказать» при помощи «молчания» (Витгенштейн) или «вслушивания в бытие» (Хайдеггер). Структурализм Леви-Стросса (см. ЛЕВИ-СТРОС Клод) исследует механизмы функционирования символа в первобытном бессознательном (бриколаж), не избегая проекций на современную культуру. Новейшая философия Запада сохраняет проблематику символа в превращенных формах в той мере, в какой остается актуальной задача размежевания и аксиологической оценки различных типов знаковой активности человека и культуры.

Символ как элемент и инструмент культуры становится специальным предметом внимания и научного исследования в связи с формированием новой гуманитарной дисциплины - культурологии (см. КУЛЬТУРОЛОГИЯ). В одних случаях культура в целом трактуется как символическая реальность (как в «философии символических форм» Кассирера (см. КАССИРЕР Эрнст)), в других - вырабатывается методология «расшифровки» того смысла, который бессознательно был придан объекту культуры, в третьих - символ изучается как сознательно творимое сообщение культуры, и в этом случае интерес представляет как поэтика его создания, так и механизмы его восприятия. Наиболее проблематичным остается понимание символов культуры, лишенных прямой эмблематичности: такими могут быть художественный образ, миф, религиозное или политическое деяние, ритуал, обычай и т. п.

большой энциклопедический словарь

СИМВОЛ (от греч. symbolon - знак - опознавательная примета),1) в науке (логике, математике и др.) то же, что знак.2) В искусстве характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания (ср. Аллегория).

академический словарь

-а, м.

1. Предмет, действие и т. п., служащие условным обозначением какого-л. понятия, идеи.

Белый голубь - символ мира.

Великая русская река! Она - символ нашей вольности, нашего раздолья и нашего богатства. Новиков-Прибой, Волга.

На подзеркальнике стояли полукругом семь слонов - традиционный символ счастья. С. Никитин, Семь слонов.

2. лит.

Художественный образ, условно передающий какую-л. мысль, переживание.

[Символисты] стали жертвовать внешней правдой и даже правдоподобностью ради выявления в символе избранной ими идеи. Брюсов, Смысл современной поэзии.

3. спец.

Условное обозначение какой-л. величины, принятое той или иной наукой.

Символы химических элементов. Кристаллографические символы.

символ веры

рел.

краткое изложение основных догматов христианской религии.

[От греч. σύμβολον - условный знак, примета]

иллюстрированный энциклопедический словарь

СИМВОЛ (от греческого symbolon - знак, опознавательная примета),

1) в науке (логике, математике и др.) то же, что знак.

2) В искусстве характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории, смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания.

словарь церковнославянского языка

 (с греч. - собрание) условный знак, выражающий целое понятие. Символ веры есть в кратких, но точных словах изложенное учение о том, во что должен веровать христианин.

евразийская мудрость от а до я.

СИМВОЛ -

образ или объект, представляющий абстрактную вещь. Статуя Свободы - это символ. Понятие символа - частный случай понятия знака: знак может быть абстрактным (простая черта, крест, след) и не обязательно обладает символическим значением. Символическое выражение, как правило, противоположно рациональному выражению, излагающему идею прямо, не прибегая к чувственным образам. По всей видимости, по природе своей человеческая мысль - это, прежде всего, мысль символическая, в той мере, в какой ее естественное стремление состоит в том, чтобы, как говорил Декарт, «в образной форме выражать абстрактные вещи и выражать абстрактно вещи конкретные». Если быть абсолютно точным, то чувство не может быть выражено рационально (с помощью понятийного дискурса); непосредственно оно может быть выражено лишьс помощью символов и мифов (таково, например, религиозное чувство).

сборник слов и иносказаний

символ (иноск.) - условный знак

Символическое (иноск.) - изображенное знаками

Символизм.

Ср. Держава - символ власти.

Ср. Кольцо было сделано довольно затейно и идейно - с символизмом.

Лесков. Александрит. 3.

Ср. (Мы) действительно совершаем некоторые символические церемонии при приемах (в разные степени).

Писемский. Масоны. 5, 6.

Символ - в прямом смысле - сущность, суть в сокращенном виде

Ср. σύμβολον (σύν, с - βάλλειν, бросать, - соображать, прикинуть умом) - символ, признак, знак.

орфографический словарь

си́мвол, -а

словарь ударений

си́мвол

трудности произношения и ударения

си́мвол и устарелое симво́л. В литературном языке XIX века преобладало ударение симво́л. Оно зафиксировано у А. Пушкина, М. Лермонтова, Е. Баратынского, В. Бенедиктова, Н. Добролюбова, А. Майкова, А. Полежаева, А. К. Толстого, А. Фета, В. Жуковского, А. Апухтина и мн. др. Например, у Я. Полонского: «Под вашей тайною скрывается - скелет, Уничтожения всего символ нетленный» (Перед закрытой истиной); у А. Пушкина: «Пречистой девы кроткий лик И крест, любви символ священный...» (Бахчисарайский фонтан). В начале XX века стал входить в употребление современный вариант ударения си́мвол (В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый, А. Блок, Н. Гумилев и др.).

формы слов

си́мвол, си́мволы, си́мвола, си́мволов, си́мволу, си́мволам, си́мволом, си́мволами, си́мволе, си́мволах

синонимы

эмблема, знак

/ собир.: символика; символистика (устар.)

тезаурус русской деловой лексики

1.

Syn: обозначение, изображение, отображение (в электронной почте), (условный графический) символ, пиктограмма, эмблема

2.

Syn: буква, знак

синонимы

См. знак...

лингвистические термины

символ (др.-греч. σιμβολον знак, примета). Вещественный, графический или звуковой знак, служащий условным обозначением какого-л. понятия.

морфемно-орфографический словарь

си́мвол/.

грамматический словарь

си́мвол м 1a

грамматологический словарь

Символ (от греч. σύμβολόν «знак, примета», буквально «бросать вместе») - упрощенный рисунок или комбинация а

Стрижка волос детей индейцев осэдж и омаха в соответствии с кланом

Символ

1. Голова и хвост оленя. 2. Голова и рога бизона. 2а. Рога бизона. 3. Профиль хребта бизона. 4b. Голова медведя. 4с. Голова, хвост и туловище маленьких птиц. 4d. Панцирь черепахи с головой, лапами и хвостом. 4е. Голова, крыло, хвост орла. 5. Стороны света. 6. Мохнатый бок волка. 7. Рога и хвост бизона. 8. Голова и хвост оленя. 9. Голова, хвост, растущие рога молодого бизона. 10. Зубы рептилии.

абстрактно нарисованных предметов (в более широком смысле этого слова символом может считаться, так же как и знак, любое воздействие на органы чувства) слово, цвет, звук или действие, подразумевающие многосложный, условный или тайный смысл. Например, красный цвет - символ революции, рукопожатие - символ приветствия, полумесяц - символ ислама. Изучением и интерпретацией символов и символических фигур занимается симбология.

этимология

Заимствование из греческого, где существительное symbolon ("знак") образовано от глагола syraballein - "соединять".

этимологический словарь

Греческое - «символ, знак, примета».

Русское слово «символ» известно с начала XVIII в. Заимствовано непосредственно из греческого.

Первоначально слово имело значение - «то же, что примета, метка». Позже развилось другое значение: «вещественное, краткое отображение чего-либо отвлеченного при помощи одного знака».

Наиболее часто слово «символ» употребляется в искусстве как «характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи».

Производные: символичный, символический, символика, символизировать.

Заимств. в начале XVIII в. из греч. яз., где symbolon «знак, примета» - от symballein «встречаться». Символ исходно - «знак, метка» (удостоверяющие личность при деловой встрече).

си́мвол

род. п. -а, стар. симво́л "сокращение, сокр. изложение; вещественное изображение ч.-л. отвлеченного", сербск.-цслав. симъволъ σύμβολον. Из греч. σύμβολον "знак".

словарь галлицизмов русского языка

СИМБОЛ а, м, СИМВОЛ а, м. symbole, пол. symbol, нем. Symbol < лат. symbolum гр. symbolon.

1. Что-л. , служащее условным обозначением какого-л. понятия, идеи. БАС-1. А ко пришествию его Царского пресветлого величества, устроены был седмеры врата триумфалные, различными историами, сумболы и емблематы украшены. Вед. 1704 1 211. В симболах, о суеверствах мужей и жен <название кн.>. 1729. МАН 1 465. Пристойно весьма симболом Французскую поэзию некто изобразил, представив оную на театре, под видом некоторой женщины, что сгорбившись и раскорячившись, при музыке играющего на скрипице Сатира танцует. Ломоносов. // Вяземский Стар. зап. кн. // ПСС 8 48. Странно, что вместо точки вырезан петушок; может быть, это есть симбол бдительности - или - народа французскаго, потому что на Латыни называется петух: gallus. 1803. АБТ 2 97. Вытащившись из опостылаго Гетингена .. при виде полей, симбола свободы, стало и сердце мое свободнее, я чувствовал внутри наружную перемену. 1810. АБТ 1 250. Прежде, чем руки марсельских матросов подняли якорь, надежды симвОл. Е. Боратынский Пироскаф. // НЛО 2003 1 4 33.

[ Элейкин (с презрением глядя на сломанный стул) :] Произведения заморского симвОл: Затейливо! .. Красиво! .. Гнило! 1856. Растопчина Возврат Чацкого. // Р. Счастливая женщина 361. ♦ Символ веры. а) Краткое изложение основных догматов христианской религии. б) Основные убеждения; основа какого-л. мировоззрения. БАС-1. Для него <старичка> было символом веры, что Англия торговка, Франция мотовка, Австрия плутовка, что пуля дура - штык молодец, и что мы шапками закидаем французов. 1877. Е. Марков Горные мечты. // М. 2 130.

2. Художественный образ, условно передающий какую-л. мысль, идею, переживание. БАС-1. Symbole - именно это слово было написано на знамени новой школы <символизма>, и ему было суждено победоносно развеваться над всем миром. Весы 1909 7 66. - Норм. Значительным колебаниям подвергалась форма слов, известным ранее из церковнославянского, например, символ (симбол, зимболь). Терм. 1989 173. - Лекс. Вейсманн 1731: символ; Нордстет 1782: симво/л; САН 1847: си/мвол; СИЗ: символ 1703, симбол 1706 , зимболь 1706.

словарь иностранных слов

СИМВОЛ (греч. Symbolon - знак). 1) фигура или образ для вещественного обозначения какого-нибудь чисто нравственного предмета, напр. треугольник символ Св. Троицы, лев - символ храбрости. 2) формула, заключающая в себе главные основы веры: символ веры: 3) у греков: знак, который представлял залог какого-нибудь договора или обязательства.

сканворды

- Условный знак, буква.

- Знак, используемый для передачи информации.

- Условный знак какого-либо понятия.

- Роман американского писателя Дэна Брауна «Утраченный ...».

- Модель «Рено».

- Греческое слово «цимбалон» обозначало знак благодарности, который представлял собой две половинки предмета, разделенного между двумя людьми, а какое русское слово возникло из «цимбалона»?

полезные сервисы
символ (графический) символ (графический)
идеография

знак

графический

символ. символьный.

литера. литерный.

знак письменности.

телеграф

полезные сервисы
символ (чего) символ (чего)
идеография

воплощение

условный

символ - условное олицетворение какой-л. идеи.

символизировать.

символика (# цветов). | символизация.

полезные сервисы
символ веры символ веры
толковый словарь ожегова

СИ́МВОЛ, -а, м.

энциклопедический словарь

Си́мвол ве́ры - краткое изложение христианских догматов, безусловное признание которых православная и католическая церкви предписывают каждому христианину. Был сформулирован 1-м (325) Никейским и дополнен 2-м (381) Константинопольским Вселенскими соборами. В дальнейшем католическая церковь сделала к символу веры добавление филиокве, не признанное православием.

* * *

СИМВОЛ ВЕРЫ - СИ́МВОЛ ВЕ́РЫ, краткое изложение христианских догматов, безусловное признание которых православная и католическая церкви предписывают каждому христианину. Был сформулирован 1-м (325) Никейским и дополнен 2-м (381) Константинопольским вселенскими соборами. В дальнейшем католическая церковь сделала к Символу веры добавление филиокве (см. ФИЛИОКВЕ), не признанное православием.

большой энциклопедический словарь

СИМВОЛ ВЕРЫ - краткое изложение христианских догматов, безусловное признание которых православная и католическая церкви предписывают каждому христианину. Был сформулирован 1-м (325) Никейским и дополнен 2-м (381) Константинопольским вселенскими соборами. В дальнейшем католическая церковь сделала к Символу веры добавление филиокве, не признанное православием.

энциклопедия кольера

СИМВОЛ ВЕРЫ - в христианстве, краткая и авторитетная формула вероисповедания. Во 2-3 вв. символы веры составлялись как изложения вероисповедания, произносимые новообращенными при крещении (т.н. крещальные символы). Общая для них тринитарная формула постепенно расширялась и дополнялась с целью исключить догматические отклонения и отделить истинных христиан от еретиков. На Западе широко употреблялся Апостольский символ веры, чье авторство приписывалось апостолам, хотя в своем нынешнем виде он был составлен не ранее 6 в. Никейский символ веры, принятый Никейским собором (325) и уточненный на Константинопольском соборе (381), употребляется как на Востоке, так и на Западе (в последнем случае - с добавлением филиокве). Афанасьевский символ веры, приписываемый Афанасию Александрийскому (ок. 296-373), но в действительности датируемый 5 или 6 в., имеет сравнительно узкое употребление. Более пространные изложения основ вероучения, именуемые "исповеданиями", составлялись с 16 в. в дополнение к символам веры и в качестве вероучительных стандартов для христианских деноминаций Нового времени.

См. также

АПОСТОЛЬСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ;

АФАНАСЬЕВСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ;

НИКЕЙСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

иллюстрированный энциклопедический словарь

СИМВОЛ ВЕРЫ, в христианской церкви текст, выражающий основные догматы веры. Иногда называется Credo (латинское - "верую"), по его начальному слову. В православии и католичестве принят так называемый Никейский символ веры, сформулированный 1-м (325) Никейским и дополненный 2-м (381) Константинопольским вселенскими соборами.

словарь народов и культуры

Символ веры

(creed, лат. credo - верую), краткое изложение христ. догматов, безусловное признание крых православ. и католич. церкви предписывают каждому христианину. Был сформулирован Вселенским собором в 325 г. до н.э. Дальнейшие добавления к С.в. сделаны и признаются только католиками.

словарь крылатых слов и выражений серова

Название краткого изложения основных догматов христианского вероучения.

Иносказательно: кредо, существо какой-то доктрины, теории, политической платформы и т. д.

орфографический словарь

Си́мвол ве́ры (священный текст у христиан)

синонимы

миропонимание, взгляды на вещи, образ мыслей, идеология, убеждения, взгляды, воззрения, взгляды на жизнь, принципы, мировоззрение, кредо, философия, видение, правила, миросозерцание

словарь иностранных слов

СИМВОЛ ВЕРЫ - краткое учение о том, во что должны веровать христиане, составленное на первых двух вселенск. соборах; состоит из 12 членов.

полезные сервисы
символ-заменитель символ-заменитель
слитно. раздельно. через дефис

си/мвол-замени/тель, си/мвола-замени/теля

полезные сервисы
символ-заполнитель символ-заполнитель
орфографический словарь

си́мвол-заполни́тель, си́мвола-заполни́теля

полезные сервисы
символ-эмблема символ-эмблема
слитно. раздельно. через дефис

си/мвол-эмбле/ма, си/мвола-эмбле/мы

полезные сервисы
символизация символизация
толковый словарь

ж.

действие по несов. гл. символизировать

толковый словарь ушакова

СИМВОЛИЗА́ЦИЯ, символизации, мн. нет, жен. Действие по гл. символизировать.

толковый словарь ожегова

СИМВОЛИЗИ́РОВАТЬ, -рую, -руешь; несов., кого-что (книжн.). Служить символом (в 1 знач.). Якорь символизирует надежду.

энциклопедический словарь

СИМВОЛИЗА́ЦИЯ -и; ж. Изображение, обозначение чего-л. при помощи символов. С. идеи пути. С. цвета. С. природы. Идти по пути символизации.

академический словарь

-и, ж.

Изображение, обозначение чего-л. при помощи символов.

То путем символизации, то исходя непосредственно из отвлеченной идеи, Верхарен, в своих поэмах, всегда ставит себе общие проблемы мысли. Брюсов, Данте современности.

орфографический словарь

символиза́ция, -и

формы слов

символиза́ция, символиза́ции, символиза́ций, символиза́циям, символиза́цию, символиза́цией, символиза́циею, символиза́циями, символиза́циях

синонимы

сущ., кол-во синонимов: 1

морфемно-орфографический словарь

символ/из/а́ци/я [й/а].

грамматический словарь

символиза́ция ж 7a

новый словарь иностранных слов

символиза́ция

- изображение, обозначение чего-л. при помощи символов.

сканворды

- Изображение чего-либо при помощи условного знака.

полезные сервисы
символизировавший символизировавший
синонимы
полезные сервисы
символизировавшийся символизировавшийся
синонимы

прил., кол-во синонимов: 1

полезные сервисы
символизированный символизированный
толковый словарь ушакова

СИМВОЛИЗИ́РОВАННЫЙ, символизированная, символизированное; символизирован, символизирована, символизировано. прич. страд. прош. вр. от символизировать.

орфографический словарь

символизи́рованный; кратк. форма -ан, -ана

словарь ударений

символизи́рованный, -ан, -ана, -ано, -аны

синонимы

прил., кол-во синонимов: 1

морфемно-орфографический словарь

символ/из/и́р/ова/нн/ый.

полезные сервисы
символизировать символизировать
толковый словарь

несов. и сов.; перех.

Быть, служить символом [символ 1.].

толковый словарь ушакова

СИМВОЛИЗИ́РОВАТЬ, символизирую, символизируешь, совер. и несовер., что. Изобразить (изображать) при помощи символов. Герб СССР символизирует в виде серпа и молота единение рабочего класса и крестьянства.

|| Явиться (являться), служить символом чего-нибудь. Серп и молот в гербе СССР символизируют рабочих и крестьян.

толковый словарь ожегова

СИМВОЛИЗИ́РОВАТЬ, -рую, -руешь; несовер., кого (что) (книжн.). Служить символом (в 1 знач.). Якорь символизирует надежду.

| сущ. символизация, -и, жен.

энциклопедический словарь

СИМВОЛИЗИ́РОВАТЬ -рую, -руешь; св. и нсв. что. Явиться - являться символом чего-л., послужить - служить символом чего-л. Белый цвет символизирует чистоту и невинность. Змея символизирует мудрость, лев - силу.

Символизи́роваться, -руется; страд.

академический словарь

-рую, -руешь; сов. и несов., перех.

Явиться (являться) символом чего-л., послужить (служить) символом чего-л.

Навстречу советским воинам пошли сотни и тысячи неприятельских солдат с белыми платками в руках, с листами белой бумаги, с любым белым предметом, символизирующим полную капитуляцию. Брагин, Ватутин.

орфографический словарь

символизи́ровать, -рую, -рует

формы слов

символизи́ровать, символизи́рую, символизи́руем, символизи́руешь, символизи́руете, символизи́рует, символизи́руют, символизи́руя, символизи́ровал, символизи́ровала, символизи́ровало, символизи́ровали, символизи́руй, символизи́руйте, символизи́рующий, символизи́рующая, символизи́рующее, символизи́рующие, символизи́рующего, символизи́рующей, символизи́рующих, символизи́рующему, символизи́рующим, символизи́рующую, символизи́рующею, символизи́рующими, символизи́рующем, символизи́ровавший, символизи́ровавшая, символизи́ровавшее, символизи́ровавшие, символизи́ровавшего, символизи́ровавшей, символизи́ровавших, символизи́ровавшему, символизи́ровавшим, символизи́ровавшую, символизи́ровавшею, символизи́ровавшими, символизи́ровавшем

грамматический словарь

символизи́ровать нсв нп 2a (служить символом);

словарь иностранных слов

СИМВОЛИЗИРОВАТЬ (варв.-лат.; этим. см. символ). Изображать при посредстве символов; представлять религиозные идеи, а также отвлеченные понятия в разного рода чувственных образах.

полезные сервисы
символизировать(ся) символизировать(ся)
словарь ударений

символизи́ровать(ся), -зи́рую, -зи́руешь, -зи́рует(ся)

морфемно-орфографический словарь

символ/из/и́р/ова/ть(ся).

полезные сервисы
символизироваться символизироваться
толковый словарь

несов. неперех.

страд. к несов. гл. символизировать

толковый словарь ушакова

СИМВОЛИЗИ́РОВАТЬСЯ, символизируюсь, символизируешься, несовер. страд. к символизировать.

академический словарь

-руется; несов.

страд. к символизировать.

орфографический словарь

символизи́роваться, -руется

синонимы

представляться

полезные сервисы
символизируемый символизируемый
синонимы

прил., кол-во синонимов: 1

представляемый

полезные сервисы
символизирующий символизирующий
синонимы
полезные сервисы
символизирующийся символизирующийся
синонимы

прил., кол-во синонимов: 1

полезные сервисы
символизм символизм
толковый словарь

I м.

Направление в искусстве и литературе конца XIX - начала XX вв., объявившее основным художественным приемом символ как выразитель непостижимой сущности предметов и явлений.

II м.

то же, что символика 1.

толковый словарь ушакова

СИМВОЛИ́ЗМ, символизма, мн. нет, муж.

1. То же, что символика (книжн.). «Кольцо было сделано довольно затейно и идейно - с символизмом.» Лесков.

2. Направление в искусстве конца 19 и начала 20 вв., выражавшее упадочнические реакционные настроения буржуазии, в художественных образах создававшее символы мистических переживаний и представлений (лит., иск.).

толковый словарь ожегова

СИМВОЛИ́ЗМ, -а, муж. Направление в литературе и искусстве конца 19 начала 20 в., проникнутое индивидуализмом и мистицизмом и отражающее действительность как идеальную сущность мира в условных и отвлечённых формах.

| прил. символистический, -ая, -ое и символистский, -ая, -ое.

популярный словарь

Символизм

-а, только ед., м.

1) Направление в искусстве и литературе конца XIX - начала XX в., выдвинувшее в качестве художественного приема символ как средство выражения непостижимой сущности предметов и явлений.

Русский символизм.

2) Символическое значение, приписываемое чему-л.

Символизм свадебных обрядов.

Один из многих примеров двойственного символизма - образ льва: он символизировал Христа, евангелиста Марка, воскресение верующих, но вместе с тем и сатану (Даркевич).

Родственные слова:

символи́ст, символи́стка разг., символи́стский, символисти́ческий

Этимология:

От французского symbolisme (← греч. symbolon ‘условный знак’, ‘примета’).

Энциклопедический комментарий:

Символизм преимущественно был сосредоточен на художественном выражении посредством символа "вещей в себе" и идей, находящихся за пределами чувственных восприятий. Стремясь прорваться к "скрытым реальностям", "идеальной сущности мира", "нетленной Красоте", символизм в мистифицированной форме, усложненной мотивами декадентского индивидуализма, выразил неприятие буржуазного образа жизни и позитивизма в искусстве, тоску по духовной свободе, предчувствие и боязнь мировых социально-исторических сдвигов. Главные представители символизма в литературе - П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинк, Э. Верхарн, А. А. Блок, А. Белый, Вяч. И. Иванов, Ф. К. Сологуб; в изобразительном искусстве - П. Гоген, М. К. Чюрленис, М. А. Врубель.

словарь существительных

СИМВОЛИ́ЗМ, -а, м

Направление в литературе и искусстве конца XIX - начала XX вв., основанное на отражении действительности как идеальной сущности, характеризующееся отвлеченными формами, за которыми скрывалось иное, часто мистическое содержание, выдвинувшее в качестве своего художественного приема символ как средство выражения сущности.

Символизм в русской поэзии просуществовал 2-3 десятилетия.

энциклопедический словарь

СИМВОЛИ́ЗМ -а; м. В европейском искусстве конца 19 - начала 20 вв.: модернистское направление, выдвинувшее в качестве своего художественного приёма символ как средство выражения непостижимой сущности предметов и явлений. Русский, французский с. Приёмы символизма. Поэтика символизма. Мистицизм и индивидуализм - характерные черты символизма. Родоначальник символизма А. Рембо. Особенности русского символизма. Влияние символизма.

Символи́стский (см.).

* * *

символи́зм - направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощрённых чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременну́ю идеальную сущность мира («от реального к реальнейшему») и его «нетленную», или трансцендентную, Красоту, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических потрясений и вместе с тем - доверие к вековым духовно-культурным ценностям как единящему людей и народы началу. В России символизм нередко мыслился как «жизнетворчество» - сакральное действо, выходящее за пределы искусства. Основные представители символизма: в литературе - П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинк, А. А. Блок, А. Белый, Вячеслав И. Иванов, Ф. К. Сологуб; в изобразительном искусстве - Э. Мунк, Г. Моро, М. К. Чюрлёнис, М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов; близки к символизму творчество П. Гогена и мастеров группы «Наби», графика О. Бёрдсли, работы многих мастеров стиля модерн.

* * *

СИМВОЛИЗМ - СИМВОЛИ́ЗМ, направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа (см. СИМВОЛ) интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра (см. ШОПЕНГАУЭР Артур), Э. Гартмана (см. ГАРТМАН Эдуард), Ф. Ницше (см. НИЦШЕ Фридрих), творчеству Р. Вагнера (см. ВАГНЕР Рихард). Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира («от реального к реальнейшему») и его «нетленную», или трансцендентную, Красоту, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов. В России символизм нередко мыслился как «жизнетворчество» - сакральное действо, выходящее за пределы искусства. Основные представители символизма в литературе - П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинк, А. А. Блок, А. Белый, Вяч. И. Иванов, Ф. К. Сологуб; в изобразительном искусстве: Э. Мунк (см. МУНК Эдвард), Г. Моро, М. К. Чюрленис (см. ЧЮРЛЕНИС Микалоюс Константинас), М. А. Врубель (см. ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович), В. Э. Борисов-Мусатов (см. БОРИСОВ-МУСАТОВ Виктор Эльпидифорович); близко к символизму творчество П. Гогена (см. ГОГЕН Поль) и мастеров группы «Наби» (см. НАБИ), графика О. Бердсли (см. БЕРДСЛИ Обри) , работы многих мастеров стиля модерн (см. МОДЕРН).

большой энциклопедический словарь

СИМВОЛИЗМ - направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира ("от реального к реальнейшему") и его "нетленную", или трансцендентную, Красоту, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов. В России символизм нередко мыслился как "жизнетворчество" - сакральное действо, выходящее за пределы искусства. Основные представители символизма в литературе - П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинк, А. А. Блок, А. Белый, Вяч. И. Иванов, Ф. К. Сологуб; в изобразительном искусстве: Э. Мунк, Г. Моро, М. К. Чюрленис, М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов; близко к символизму творчество П. Гогена и мастеров группы "Наби", графика О. Бердсли, работы многих мастеров стиля "модерн".

академический словарь

-а, м.

1. То же, что символика (в 1 знач.).

Символизм свадебных обрядов.

Недостатком лирической

драмы может быть наклонность к символизму и аллегории, - в чем более или менее справедливо упрекают вторую часть «Фауста». Белинский, Разделение поэзии на роды и виды.

2. Направление в европейском и русском искусстве конца 19 - начала 20 вв., выдвинувшее в качестве своего художественного приема символ, который понимался как средство выражения непостижимой сущности предметов и явлений.

гуманитарный словарь

СИМВОЛИ́ЗМ (фр. symbolisme, от греч. σύμβολον - знак) - направление в европ. худож. культуре кон. 19 - нач. 20 в. Основано на идее выражения посредством многозначного и несводимого к определ. ряду понятий символа внутр. мира художника и находящихся за пределами чел. познания идей. С. возник в связи с общим кризисом социальных учений и тра-диц. гуманитарных идей, когда "не стало вечных ценностей, открывавших перспективы" (А. Белый). Противопоставляя свои идеи философии позитивизма и рационализма реалистич. иск-ву, С. опирался на мировосприятие неоромантиков. С. как определенное миропонимание и эстетич. направление сложился во Франции, заявив о себе в 1860-70-е гг. в новаторской поэзии А. Рембо, П. Верлена, С. Малларме и др. (ближайшим их предшественником был Ш. Бодлер). Исходные принципы С. были сформулированы И. Мореасом в его "Манифесте символизма" (1886). Особенности символист. мировосприятия и иск-ва в той или иной мере нашли отражение в творч. М. Метерлинка, Э. Верхарна, Г. Гофмансталя, Р. М. Рильке и мн. др. зап.-европ. писателей. На философию и эстетику С. серьезное влияние оказали идеи А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше (особенно "Рождение трагедии из духа музыки" и "Так говорил Заратустра"), Р. Вагнера.

В рус. изобр. иск-ве (в отличие от лит-ры) С. не стал четко оформившимся направлением. Филос.-символич. осмыслением мира стало иск-во М. Врубеля, а также художников "Голубой розы" (П. Кузнецов, М. Сарьян, С. Судейкин и др.). Намеком, тонкой нюансировкой отношений предметов и фигур выражает эмоц.-символич. основу своих произв. В. Борисов-Мусатов. К волне рус. С. относятся нек-рые работы художников "Мира иск-ва" (Л. Бакст, М. Добужинский, Н. Рерих и др.), а также ранние произведения В. Кандинского, Г. Якулова, работы Н. Колмакова, К. Юона, К. Богаевского, М. Чюрлениса, К. Петрова-Водкина. В архитектуре к С. ближе всего напр. "сецессии" и "северного модерна"; крупнейшим мастером арх. С. был Ф. О. Шехтель.

В лит-ре реализму и натурализму символисты противопоставили принцип абс. свободы творчества художника, устремленного к идеальным, вневременным ценностям. Они исходили из того, что помимо реального, "земного" мира есть вечный мир дух. сущностей, высшей красоты и гармонии, уловить и отразить к-рый и призвано иск-во. Наиб. совершенные формы познания - музыка и поэзия (как своего рода "словесная музыка"), поэтич. средствами интуитивного постижения они сделали символы - знаковые образы, "взятые из природы и преобразованные в творчество" (А. Белый), наделенные сверхсмыслом, неисчерпаемой многозначностью. "Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении, когда он изрекает на своем сокровенном (...) языке намека и внушения нечто неизглаголемое, неадекватное внешнему слову. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в последней глубине" (Вяч. Иванов). Символ - это подразумеваемый подтекст и контекст невыразимых словами идей, понятий, образов. Особую значимость обретает не собственно семантика слова или выражения (сколько бы богатой оттенками она ни была), а та область "несказанного", к-рая за ними открывается: именно в ней заключена вся многомерность и глубина подразумеваемых смыслов. Идеальный, невидимый мир должен как бы "просвечивать", "мерцать" сквозь символы. И т. о. через символ должна устанавливаться мистическая связь с вечностью. Идею "двоемирия" символисты наследовали от романтиков, как и нек-рые др. важные черты (неприятие будничной действительности, культ возвышенной духовности, пристальное внимание к мировому культурному опыту, интерес к сфере бессознательного, к глубинным проявлениям души, эл-ты демонизма и т. д.). Личности художника-творца, причастного к "мирам иным", символисты придавали особенное значение: они считали его провидцем, магом, обладателем тайны. Сам процесс поэтич. творчества представлялся им неким священным наитием, почти религ. действом.

Основные черты поэтики символистов - богатство ассоциат. связей, игра смыслами, использование импрессионистских приемов, "туманность" языка, недосказанность, неясность образов (не случайно С. иногда называли "поэзией намеков"), стремление заворожить ритмом, музыкой стиха и т. д. Активное использование образов, насыщенных многозначным содержанием, позволило поэтам-символистам значительно расширить выразит. возможности лирики.

Рус. С. испытал разностороннее влияние зап.-европ., особенно в период своего зарождения и становления в 1890-е гг. Предвестием рус. С. стали выступления Н. Минского и Д. Мережковского, заявивших о необходимости "нового искусства", к-рое отвечало бы мировоззрению и настроению людей конца века. Программный характер носила кн. Мережковского "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы" (1893), где главными свойствами будущего иск-ва были провозглашены "мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности". "В поэзии то, что не сказано и мерцает сквозь красоту символа, - утверждал Мережковский, - действует сильнее на сердце, чем то, что выражено словами. (...) Слова только определяют, ограничивают мысль, а символы выражают безграничную сторону мысли". Попыткой реализовать новые принципы в поэзии стала его кн. "Символы" (1892). Однако первые опыты в области собств. символистской эстетики и поэтики принадлежали В. Брюсову: в 1894-95 он издал в 3-х выпусках сб. "Русские символисты" (большинство стихов было написано им самим), сб. "Chefs d’oeuvre" ("Шедевры"). Отчетливую символистскую ориентацию обрело в 1890-е гг. творчество Ф. Сологуба, К. Бальмонта, И. Коневского, к-рых, наряду с Н. Минским, Д. Мережковским и В. Брюсовым, принято называть "старшими" символистами.

Расцвет рус. С. связан с приходом в лит-ру А. Блока, А. Белого, Вяч. Иванова, И. Анненского, Ю. Балтрушайтиса и др. выступавших в нач. 1900-х гг. С этого времени рус. С. становится одним из самых заметных течений в отечеств. культуре. Отличительные черты его: апология учения Вл. Соловьева о Вечно-Женственном начале мира и чаяния всемирной катастрофы, ведущей к преображению жизни (особенно явственно это проявилось в поэзии А. Блока, А. Белого и др.); представление о символистском иск-ве как "жизнетворчестве", как магической силе, способной созидать более совершенные формы бытия, гармонизировать действительность; связь с соц.-истор. реальностью, прорицание грядущих "невиданных перемен" (сказались потрясения 1900-10-х гг.); масштабность, философичность поэтич. мышления; живой интерес к фольклору, народным преданиям и мифам и т. д.

Существенную роль в развитии и распространении С. в России сыграли изд-ва "Скорпион", "Гриф", "Оры", "Мусагет", ж. "Весы", "Золотое руно".

Рус. С. исчерпал себя к сер. 1910-х гг., что было обусловлено идейными расхождениями его гл. представителей, кризисом символистских идей и бурными социальными событиями.

Образцы рус. символ. иск-ва имеют непреходящее значение и ценность; мн. из них относятся к вершинным достижениям культуры рубежа веков. Поэты-символисты явились реформаторами рус. поэзии, обогатив ее новым смысловым содержанием и новаторскими формами.

Символизм. Автопортрет с сестрой. 1898. Худ. В. Э. Борисов-Мусатов

Символизм. Автопортрет с сестрой. 1898. Худ. В. Э. Борисов-Мусатов

иллюстрированный энциклопедический словарь

СИМВОЛИЗМ, направление в европейском и русском искусстве 1870 - 1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира ("от реального к реальнейшему") и его "нетленную" или трансцендентную Красоту, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических потрясений. В России символизм нередко мыслился как "жизнетворчество" - сакральное действо, выходящее за пределы искусства. Основные представители символизма в литературе - П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинк, А.А. Блок, А. Белый, Вяч. И. Иванов, Ф.К. Сологуб; в изобразительном искусстве - Э. Мунк, Г. Моро, М.К. Чюрленис, М.А. Врубель, В.Э. Борисов-Мусатов; близко к символизму творчество П. Гогена и мастеров группы "Наби", графика О. Бердсли, работы многих мастеров стиля "модерн".

сканворды

- «Искусство намёков».

- Направление в искусстве конца 19 - начала XX века.

- Какое направление исповедовал русский поэт Константин Бальмонт?

- Течение в Западной Европе в конце XIX века.

- Одним из наиболее ярких представителей этого направления в живописи считается Гюстав Моро.

полезные сервисы