Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

антокольский

Грамматический словарь

Антоко́льский ф. <п 3а>

Словарь русских фамилий

АНТОКОЛЬСКИЙ

Фамилия выдающегося русского скульптора и его внука, известного советского поэта, произошла от названия литовского селения Антоколь (по литовски "Антакальнис" местность на горе). Ныне это один из самых красивых районов Вильнюса. (Ф).

Сканворды для слова антокольский

- Русский скульптор 19 -20 вв., автор памятников: «Ермак», «Иван Грозный», «Пётр Первый».

Полезные сервисы

антокольский м.м

Афоризмы

Антокольский Марк Матвеевич (Мордух Матысович) (1843 - 1902)

Российский скульптор. Родился 21 октября (по старому стилю - 2 ноября) 1843 в Вильно (современный Вильнюс) в семье небогатого еврея-трактирщика. 1859 - 1861 учился у местных ремесленников, резчиков по дереву. 1862 - 71 жил в Петербурге, затем, в основном, - за границей. 1862 - 1868 являлся вольнослушателем в Петербургской Академии художеств у Н. С. Пименова. С 1871 - академик, с 1880 - профессор скульптуры. Умер 26 июня (по старому стилю - 9 июля) 1902 в Бад-Хомбург-фор-дер-Хеэ (сейчас - на территории ФРГ).

Афоризмы, цитаты

Великие люди близки к сумасшествию. Только из натянутой струны мы можем извлекать чудные, гармоничные звуки, но вместе с тем, ежечасно, ежеминутно рискуем, что струна порвется.

Полезные сервисы

антокольский марк матв

Гуманитарный словарь

АНТОКО́ЛЬСКИЙ Марк Матв. (1843-1902) - скульптор. Род. в бедной евр. семье в Вильне, в районе под назв. Антоколь, от к-рого образована его фам. Учился в мастерских позументщика и резчика. С 1862 - в рисовальной школе в Пб., вольнослушатель скульптурного класса АХ, к-рый вели Н. С. Пименов и И. И. Реймерс. Испытал влияние передвижников (см. Товарищество передвижных выставок). С 1866 совм. с И. Е. Репиным посещает собрания Петербургской артели (см. Артель Художников СПб.), где знакомится с И. Н. Крамским. В АХ получил Малую (за горельеф "Еврей-портной") и Большую (за горельеф "Скупой") серебр. медали. С 1877 в Париже, где участвовал в создании рус. худож. кружка. Неск. раз представлял работы на Всем. Париж. выставку. За статуи "Петр I" был награжден поч. медалью и орденом Поч. легиона, за статую "Иван Грозный" (1870-71) получил звание академика. С 1880 А. проф. Петерб., в 1888 поч. чл. Париж., в 1890 Берлин. АХ. Создал скульптурные портреты В. В. Стасова, С. П. Боткина, И. С. Тургенева. Опубл. ряд статей по вопросам иск-ва, культуры, политики: "Н. Н. Ге", "Правда и ложь в иск-ве", "Религия и искусство", "Заметки о Родене", "О Дрейфусе", "О декадентах и о Париж. Всем. выставке". В творчестве А. преобладают темы рус. истории, Ветхого Завета и Евангелия.

Лит.: Марк Матвеевич Антокольский, его жизнь, творения, письма и статьи. СПб.; М., 1905; Шалимова В. П. Марк Матвеевич Антокольский. М., 1970; Кузнецова Э. В. Марк Матвеевич Антокольский: Жизнь и творчество. М., 1989.

Полезные сервисы

антокольский марк матвеевич

Энциклопедический словарь

Антоко́льский Марк Матвеевич (1843-1902), российский скульптор. Был близок к передвижникам. Глубокой историко-психологической достоверностью отмечены созданные им образы русских исторических деятелей («Иван Грозный», 1871; «Пётр I», 1872).

* * *

АНТОКОЛЬСКИЙ Марк Матвеевич - АНТОКО́ЛЬСКИЙ Марк Матвеевич (1843-1902), русский скульптор. Был близок к передвижникам (см. ПЕРЕДВИЖНИКИ) . Глубокой историко-психологической достоверностью отмечены созданные им образы русских исторических деятелей («Иван Грозный», 1871, «Петр I», 1872).

* * *

АНТОКО́ЛЬСКИЙ Марк Матвеевич (Мордух Матысович) [21 октября (2 ноября) 1843, Вильнюс - 26 июня (9 июля) 1902, Бад-Хомбург, Германия], русский художник. Крупнейший мастер русской скульптурной школы 2-й половины 19 в.

Выходец из небогатой семьи владельца харчевни. Учился в петербургской Академии художеств (1862-68) у Н. С. Пименова (см. ПИМЕНОВ Николай Степанович). Жил в Петербурге, с 1871 - в Италии, с 1877 - в Париже. Участвовал в выставках Товарищества передвижников (см. ПЕРЕДВИЖНИКИ), с большой симпатией относясь к их поискам «правды в искусстве», противостоявшей обветшавшим канонам академизма (см. АКАДЕМИЗМ) .

Ранние небольшие горельефы Антокольского (из дерева или кости) с теплым юмором воплощают характерные типажи еврейского провинциального быта («Портной», 1864; «Скупой», 1865; оба в Русском музее). Главной его темой вскоре становится русская история, крупнейшие ее фигуры, личности которых он стремится раскрыть во всей их драматической сложности. Добиваясь острой психологической выразительности деталей и общего силуэта, он выдвигается в число крупных скульпторов-монументалистов своего времени. Наибольшей известностью пользуются созданные им образы Ивана Грозного, погруженного в тяжкое раздумье (1871, бронзовый вариант в Русском музее, мраморный, 1875 - в Третьяковской галерее), и Петра I (1872; бронзовая статуя установлена как памятник в Петродворце, Таганроге и Архангельске), фигура последнего полна горделивого могущества, воспринимается как символ России, открывающей новоевропейский этап своей истории.

С годами в творчестве Антокольского усиливаются черты философского раздумья. Следуя типичной для европейской скульптуры того времени тенденции к максимально «живой» форме, он создает произведения обобщенно-символического характера, стремясь изобразить не столько конкретных исторических персонажей, сколько пластические примеры нравственных поисков, сомнений и озарений духа. Таковы его «Христос перед судом народа» (бронзовый вариант - 1874), «Смерть Сократа» (1875), «Спиноза» (1882), «Мефистофель» (1883, все - Русский музей), «Христианская мученица» («Не от мира сего», 1887, Третьяковская галерея). Моделировка этих произведений - обычно в окончательном варианте исполнявшихся в белом мраморе - достигает особой нервной тонкости. Они в значительной мере предваряют скульптуру символизма (см. СИМВОЛИЗМ). И в поздний период Антокольский, хотя и реже, обращается к мотивам русской истории, создавая такие эпические композиции, как горельеф «Ярослав Мудрый» (майолика, 1889), «Нестор-летописец» (мрамор, 1890), «Ермак» (бронза, 1891, все - Русский музей).

Антокольский - автор ряда надгробий (М. А. Оболенской в Риме, 1877; Ф. М. Дмитриева в Москве, 1888, оба - мрамор, и др.) и портретных бюстов, в том числе критика В. В. Стасова (см. СТАСОВ Владимир Васильевич) (бронза, 1873, Третьяковская галерея), с которым его связывали долголетняя дружба и переписка. В своих письмах и статьях (собраны под редакцией Стасова в сборнике 1905) называл своими идеалами «искренность» и «душу в искусстве». Его суждения о кризисе современной ему художественной культуры близки эстетике Л. Н. Толстого (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич) .

Большой энциклопедический словарь

АНТОКОЛЬСКИЙ Марк Матвеевич (1843-1902) - российский скульптор. Был близок к передвижникам. Глубокой историко-психологической достоверностью отмечены созданные им образы русских исторических деятелей ("Иван Грозный", 1871, "Петр I", 1872).АНТОКОЛЬСКИЙ Марк Матвеевич (Мордух Матысович) АНТОКОЛЬСКИЙ Павел Григорьевич (1896-1978) - русский поэт. Поэмы "Коммуна 71 года" (1933), "Сын" (1943; Государственная премия СССР, 1946), "В переулке за Арбатом" (1954), сборники стихов "Мастерская" (1958), "Время" (1973), книга "О Пушкине" (1960; стихи и эссе) отличаются стремлением к историко-культурным обобщениям. Переводы.

Полезные сервисы

антокольский пав. григ

Гуманитарный словарь

АНТОКО́ЛЬСКИЙ Пав. Григ. (1896-78) - поэт. Род. в семье адвоката. Родственник скульптора М. М. Антокольского. Учился на юрид. ф-те Моск. ун-та, ушел со 2-го курса. Мн. годы был связан со студией Е. Вахтангова, затем с т-ром его им. как актер, реж., сорежиссер, зав. лит. частью, автор пьесы "Обручение во сне", к-рая в 1917-18 шла на сцене студии. Образы т-ра - гл. тема сб-ков А., заслужившего репутацию "книжного" поэта: "Стихотворения" (1922), "Запад" (1926; созд. под впечатлением от поездки с т-ром Е. Вахтангова в Швецию и Германию), "Третья книга" (1927; вошло стих. "Санкюлот", с к-рого, по словам А., начинается его увлечение франц. историей, отразившееся затем в драм. поэмах "Робеспьер и Горгона" (1928), "Коммуна 1871 года" (1931), "Франсуа Вийон" (1934). В годы Вел. Отеч. войны А. - корр. "Комс. правды"; вместе с З. К. Бажановой (актриса вахтанговского т-ра, жена, адресат лирики А.) руководил фронтовой бригадой актеров. После гибели единств. сына на фронте в 1942 А. написал поэму "Сын" - одно из самых трагич. произв. в поэзии воен. лет. Отдал много сил молодым поэтам (А. Межирову, С. Гудзенко, С. Орлову, М. Дудине и др.) ровесникам погибшего сына. Сб-ки "Мастерская" (1958), "Высокое напряжение" (1962), "Четвертое измерение" (1964), "Время" (1973), "Конец века" (1977) - лирика интеллект. склада, полная размышлений об иск-ве, человеке и истории. Автор поэм ("Пов. временных лет", 1967, "Зоя Бажанова", 1962; "Мощи Александра Невского", 1969 и др.), прозаич. "Сказок времени". Много переводил из франц. поэзии от В. Гюго до П. Элюара и Л. Арагона. Рисовал, сам оформлял нек-рые свои книги. Пушкинист, автор статей о классич. и совр. поэзии, эссе, восп. ("Путевой журнал писателя", 1976 и др.), среди к-рых восп. о М. И. Цветаевой (А. - один из персонажей ее "Повести о Сонечке").

Полезные сервисы

антокольский павел григорьевич

Энциклопедический словарь

Антоко́льский Павел Григорьевич (1896-1978), русский поэт. Поэмы «Коммуна 71 года» (1933), «Сын» (1943; Государственная премия СССР, 1946), «В переулке за Арбатом» (1954), сборники стихов «Мастерская» (1958), «Время» (1973), книга «О Пушкине» (1960; стихи и эссе) отличаются стремлением к историко-культурным обобщениям. Переводы.

* * *

АНТОКОЛЬСКИЙ Павел Григорьевич - АНТОКО́ЛЬСКИЙ Павел Григорьевич (1896-1978), русский поэт. Поэмы «Коммуна 71 года» (1933), «Сын» (1943; Государственная премия СССР, 1946), «В переулке за Арбатом» (1954), сборники стихов «Мастерская» (1958), «Время» (1973), книга «О Пушкине» (1960; стихи и эссе) отличаются стремлением к историко-культурным обобщениям. Переводы.

* * *

АНТОКО́ЛЬСКИЙ Павел Григорьевич [19 июня (1 июля) 1896, Санкт-Петербург - 9 октября 1978, Москва], русский поэт.

Режиссер

Родился в семье юриста. Внучатый племянник известного скульптора М. М. Антокольского (см. АНТОКОЛЬСКИЙ Марк Матвеевич). С 1904 жил в Москве. В 1915-17 годах учился на юридическом факультете Московского университета, затем перешел в театральную студию Евг. Вахтангова (см. ВАХТАНГОВ Евгений Багратионович) и до 1934 работал режиссером. Во время Великой Отечественной войны руководил фронтовым театром.

Поэт

Публиковаться начал в 1921. В первой книге «Стихотворения» (1922) чувствуется сильное влияние акмеизма (см. АКМЕИЗМ). В сборниках «Запад» (1926), «Третья книга» (1927), поэмах «Робеспьер и Горгона» (1928), «Коммуна 71 года» (1933), «Франсуа Вийон» (1934) обратился к западноевропейской истории. В 1930-х годах сборники Антокольского «Действующие лица» (1932), «Большие расстояния» (1936) наполняются реалиями современной жизни. Увлечение сценой сказалось на его стихах: они почти всегда приподняты, декламационны, их сила, скорее, в звучности и внешних эффектах, чем в чувстве и содержании. Поэт с одинаковым пафосом писал о французской и русской революциях, о восставших гезах (см. ГЕЗЫ), о театре, живописи, о Дон Кихоте, Уильяме Шекспире (см. ШЕКСПИР Уильям), Оноре де Бальзаке (см. БАЛЬЗАК Оноре де), Н. В. Гоголе (см. ГОГОЛЬ Николай Васильевич), о своих современниках и о многом другом, отчего его стихи нередко многословны и холодноваты. В лучшей своей поэме «Сын» [1943; Сталинская (Государственная) премия, 1946], посвященной погибшему на фронте сыну Владимиру, Антокольскому в большей мере, чем в других произведениях, удалось избавиться от литературности.

После войны Антокольский опубликовал немало поэм и сборники стихов «Мастерская» (1958), «Четвертое измерение» (1964), «Ночной смотр» (1974).

Друг и учитель

Деятельно добрый, отзывчивый, Антокольский много и охотно помогал начинающей поэтической молодежи; дружил с поэтами разных поколений - от М. И. Цветаевой (см. ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна) до Б. А. Ахмадулиной (см. АХМАДУЛИНА Белла), от Н. С. Тихонова (см. ТИХОНОВ Николай Семенович) до Е. А. Евтушенко (см. ЕВТУШЕНКО Евгений Александрович); ему посвящали стихи и поэмы М. А. Светлов (см. СВЕТЛОВ Михаил Аркадьевич), К. М. Симонов (см. СИМОНОВ Константин Михайлович), Б. А. Слуцкий (см. СЛУЦКИЙ Борис Абрамович), Я. В. Смеляков (см. СМЕЛЯКОВ Ярослав Васильевич) и др. Яркий, не без иронии, портрет молодого Антокольского дан в прозе Цветаевой («Сонечка Голлидей»).

В 1949 во время борьбы с космополитизмом (см. КОСМОПОЛИТИЗМ) он был уволен из Литературного института, где вел поэтический семинар; в 1968 получил партийное взыскание за подпись под письмом в защиту диссидентов (см. ДИССИДЕНТЫ).

Переводил французских, грузинских, украинских и азербайджанских поэтов, писал сказки, путевые заметки о Вьетнаме (1958), а также статьи о А. С. Пушкине (см. ПУШКИН Александр Сергеевич), А. А. Блоке (см. БЛОК Александр Александрович), В. В. Маяковском (см. МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович).

Полезные сервисы

антокольский, марк матвеевич

Иллюстрированный энциклопедический словарь

М.М. Антокольский. Иван Грозный.

М.М. Антокольский. "Иван Грозный".

АНТОКОЛЬСКИЙ Марк Матвеевич (1843 - 1902), скульптор. Автор памятников, произведений на исторические темы, в которых отразились гражданственные устремления, тяга к психологизации образов, к верности деталей российской истории ("Иван Грозный", 1871; "Ермак", 1891).

М.М. Антокольский. Памятник Петру I.

М.М. Антокольский. Памятник Петру I.

Полезные сервисы

антокольский, павел григорьевич

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Павел Григорьевич Антокольский.

Павел Григорьевич Антокольский.

АНТОКОЛЬСКИЙ Павел Григорьевич (1896 - 1978), русский поэт. Поэмы "Коммуна 71 года" (1933), "Сын" (1943), "В переулке за Арбатом" (1954), сборники стихов "Мастерская" (1958), "Время" (1973), книга "О Пушкине" (1960; стихи и эссе) отличаются стремлением к историко-культурным обобщениям. Переводы из французской (сборник "От Беранже до Элюара", 1966), грузинской, азербайджанской поэзии.

Полезные сервисы