Все эти фамилии несомненно происходят от прозвищ белокурых, белолицыхлюдей; беляком также коегде называли опрятного человека. Беляй известно как древнее нецерковное; имя и в этом качестве могло оторваться от своего нарицательного значения. "Не все, носившие имя Беляй, были белыми, а Черняи или Черныши черными", замечает языковед А. М. Селищев. (Ф).
Появление на второй позиции я характерно для фамилий польского присхождения: Bialkowski - Бялковский. (У). НО Бялко, Бялик - украинсие.
Беляев. Первоначально отчество от русского нецерковного мужского имени Беляй. В прошлом оно было частым. В Сл. Тупикова приводятся из документов 1422-1680 гг. 33 примера этого имени, что составляет ничтожно малую часть, дошедшую до нас; имя Беляй могло указывать на светлый цвет лица, волос или иметь другое значение - "обеленный", т.е. свободный от податей.
Беляков (почти по всей Архангельский обл.). Возможные этимологические значения основ: обеленный, т. е. освобожденный от податей; в вологодских говорах беляк - "обувь из белой сыромятной кожи", в Костромской обл.- "белолицый" или "беловолосый". (Н)
Сканворды для слова бялик
- Еврейский поэт 19-20 вв., автор поэм «Мертвецы пустыни», «Сказание о погроме», «Огненная хартия».
БЯЛИК Борис Аронович - БЯ́ЛИК Борис Аронович (1911-88), российский критик, литературовед, доктор филологических наук (1947). Основная сфера интересов: русская литература 19 и 20 вв. Книги: «Эстетические взгляды Горького (см. ГОРЬКИЙ Максим) » (1939), «Драматургия М. Горького советской эпохи» (1952), «Наедине с прошлым» (1966), «Великое слово» (1981) и др.
Большой энциклопедический словарь
БЯЛИК Борис Аронович (1911-88) - российский критик, литературовед, доктор филологических наук (1947). Основная сфера интересов: русская литература 19 и 20 вв. Книги: "Эстетические взгляды Горького" (1939), "Драматургия М. Горького советской эпохи" (1952), "Наедине с прошлым" (1966), "Великое слово" (1981) и др.
Бя́лик Хаим Нахман (1873-1934), еврейский поэт. До 1920 жил в России, с 1924 в Палестине. Писал в основном на иврите. В поэмах «Мертвецы пустыни» (1902), «Сказание о погроме» (1904), «Огненная хартия» (1905), созданных в библейском пророческом стиле, - страстный протест против национальной дискриминации, обличение покорности и безволия евреев, призыв к национальному возрождению. Проникновенный лирик, новатор поэтического языка; в прозе - мастер бытовых картин и психологических зарисовок.
* * *
БЯЛИК Хаим Нахман - БЯ́ЛИК Хаим Нахман (1873-1934), еврейский поэт. До 1920 жил в России, затем в эмиграции (с 1924 в Палестине). Писал в основном на иврите. Поэма в библейском и пророческом стиле «Сказание о погроме» (1904) - страстный протест против национальных притеснений; символические поэмы («Мертвецы пустыни», 1902, «Огненная хартия», 1905), посвящены судьбам еврейского народа; оригинальный лирик; в прозе мастер бытовых картин и психологических зарисовок.
Большой энциклопедический словарь
БЯЛИК Хаим Нахман (1873-1934) - еврейский поэт. До 1920 жил в России, затем в эмиграции (с 1924 в Палестине). Писал в основном на иврите. Поэма в библейском и пророческом стиле "Сказание о погроме" (1904) - страстный протест против национальных притеснений; символические поэмы ("Мертвецы пустыни", 1902, "Огненная хартия", 1905), посвящены судьбам еврейского народа; оригинальный лирик; в прозе мастер бытовых картин и психологических зарисовок.
Энциклопедия Кольера
БЯЛИК Хаим Нахман (1873-1934), еврейский поэт, писал на иврите и идише. Родился 9 января 1873 в д.Рады на Волынщине (Россия), в бедной семье корчмаря. После смерти отца с семи лет жил с дедом-талмудистом. В 19 лет Бялик уехал учиться в Одессу, где попал под влияние Еврейского литературного возрождения, со временем став в этом движении заметной фигурой. В 1924 перебрался в Палестину, жил в Тель-Авиве. В 1926 в США Бялику были присуждены почетные степени Еврейской теологической семинарии и Еврейского института религии. Умер Бялик в Вене 4 июля 1934. В литературе Бялик работал очень активно. Поэт редкостного, высоко оцененного М.Горьким таланта, в многочисленных стихотворениях, исполненных глубокого чувства и яркой образности, он скорбит о духовном обмельчании своего народа, выразительно описывает его страдания и горести, высказывает надежду на возрождение. Бялик был мастером и в прозе, особенно в неоконченной автобиографии Нежданные повороты судьбы. Фольклорист (Еврейские легенды, тт. 1-4, 1922) и текстолог, он подготовил к печати произведения поэта Средневековья Соломона Ибн Гебироля (Авицеброна) (1021-1069), издал много учебных пособий.
ЛИТЕРАТУРА
Бялик Х.Н. Стихи и поэмы. Тель-Авив, 1964 Ходасевич В.Ф. Из еврейских поэтов. М. - Иерусалим, 1998
БЯЛИК Хаим Нахман (1873 - 1934), еврейский поэт. До 1920 жил в России, с 1924 в Палестине. Писал в основном на иврите, реформируя язык, освобождая его от книжных штампов. В стихах (сборник "О печали и гневе", 1906, на идише), поэмах "Мертвецы пустыни" (1902), "Сказание о погроме" (1904), символической поэме с автобиографическими чертами "Огненная хартия" (1905), созданных в библейском пророческом стиле, трагедия современного еврейства, призыв к национальному возрождению, обличение покорности, безволия народа. Эмоциональна, духовно насыщена пейзажная, любовная лирика.