Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

грамматик

Толковый словарь

I м.

Ученик начального духовного училища или младшего класса духовной семинарии, академии (в Российском государстве до 1868 г.).

II м. разг.

Специалист в области грамматики - раздела лингвистики, изучающего грамматический строй языка; грамматист.

Толковый словарь Ушакова

ГРАММА́ТИК [ама], грамматика, муж.

1. Автор грамматики (устар.).

2. В старину - ученик начального духовного училища (ист.).

Орфографический словарь

грамма́тик, -а

Формы слов для слова грамматик

грамма́тик, грамма́тики, грамма́тика, грамма́тиков, грамма́тику, грамма́тикам, грамма́тиком, грамма́тиками, грамма́тике, грамма́тиках

Морфемно-орфографический словарь

грамма́т/ик/.

Грамматический словарь

грамма́тик мо 3a

Словарь иностранных слов

ГРАММАТИК (греч. grammaticos, от grammatike - грамматика). 1) у греков, так назыв. лицо, занимавшееся изучением букв, их сущности, взаимного отношения и связи. 2) теперь - составитель грамматики. 3) в старину, вообще ученый.

Сканворды для слова грамматик

- Ученик начального духовного училища или младшего класса духовной семинарии, академии (в Российском государстве до 1868 г.).

Полезные сервисы

грамматика

Толковый словарь

I ж.

1. Грамматический строй какого-либо языка, система способов словообразования, морфологических категорий и синтаксических конструкций, ему присущих.

2. Правильность образования и употребления языковых форм и конструкций.

II ж.

1. Раздел лингвистики, изучающий грамматический строй языка в отвлечении от конкретных, материальных значений слов, словосочетаний и предложений.

отт. Учебник, книга, содержащие описание грамматического строя языка.

2. Совокупность правил изменения и сочетания слов, сформулированных для какого-либо языка.

3. перен.

Основные правила, исходные положения какой-либо области знания.

Толковый словарь Ушакова

ГРАММА́ТИКА [ама], грамматики, жен. (греч. grammatike). Учение о строении какого-нибудь языка или группы языков (линг.). Французская грамматика. Историческая грамматика. Сравнительная грамматика славянских языков.

|| Учебная книга, излагающая основы (правила) какого-нибудь языка. Я купил себе грамматику.

Толковый словарь Ожегова

ГРАММА́ТИКА, -и, жен.

1. Формальный строй языка (словообразование, морфология и синтаксис), образующий вместе с фонетикой и лексикой его целостную систему.

2. Наука об этом строе. Теория грамматики.

3. Книга, описывающая этот строй. Академическая г. Учебная г.

| прил. грамматический, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.). Г. строй языка. Грамматические теории. Грамматическая форма (форма слова или синтаксической конструкции, заключающая в себе абстрактное морфологическое, синтаксическое или словообразовательное значение). Грамматическое значение (абстрактное значение, присущее ряду грамматических форм и объединяющее их в одну грамматическую категорию). Грамматическая категория (ряд грамматических форм, объединённых общим грамматическим значением, напр. категория рода, категория числа, категория падежа).

Популярный словарь

Грамматика

-и, ж.

1) только ед. Строй языка, система отношений между языковыми категориями, строение слова и строение предложения, присущие данному языку.

Грамматика русского языка.

Польскую грамматику знаю просто чудо, а латынь мудреную... худо (Трефолев).

2) только ед. Наука об этом строе, системе.

Историческая грамматика.

Сопоставительная грамматика.

3) Книга, описывающая этот строй, систему.

Школьная грамматика.

Нормативная грамматика.

Академическая грамматика.

Успехи его [Леона] во французском языке были еще удивительнее; не видав в глаза скучной грамматики, он через три месяца мог уже изъяснять на нем благодарную любовь свою к маменьке... (Карамзин).

4) перен., чего Об основных правилах, исходных положениях чего-л.

Грамматика семейных отношений.

Мы мчались, мечтая постичь поскорей грамматику боя - язык батарей (Светлов).

Родственные слова:

граммати́ст, граммати́ческий

Этимология:

Древнерусская граматикия восходит к греческому grammatikē ‘искусство правильного писания и чтения’. Современная форма, но с другим ударением, усвоена из латыни (grammatica ‘учение о словесности’).

Словарь существительных

ГРАММА́ТИКА, -и, ж

Раздел языкознания, изучающий формальный строй языка (систему языковых форм, способов словопроизводства, морфологических категорий, синтаксических конструкций), его законы.

Грамматика объединяет морфологию, синтаксис и словообразование.

ГРАММА́ТИКА, -и, ж

Средство обучения языку - книга, в которой изложены основы (правила) этого языка, различных его уровней, прежде всего морфологии и синтаксиса.

- У меня нет книжки, - говорит, краснея, Данилов и неловко поднимается с места, зажимая в то же время коленями латинскую грамматику (Н. Гарин-Михайловский).

Переводоведческий словарь

грамматика

1. Грамматический строй языка.

2. Описание грамматического строя языка.

Энциклопедический словарь

ГРАММА́ТИКА -и; ж. [греч. grammatikē]

1. Система способов словообразования, морфологических категорий и синтаксических конструкций какого-л. языка; формальный строй языка. / чего. Об основных правилах, исходных положениях чего-л. Г. искусства.

2. Наука об этой системе, строе. Сравнительная г. Историческая г. Теория грамматики. // Книга, описывающая эту систему, строй. Академическая г. Школьная г.

Граммати́ческий, -ая, -ое. Г. строй языка. Г-ие правила. Г. разбор предложения. Г-ая ошибка (ошибка в правописании). Граммати́чески, нареч. Г. правильное изложение.

* * *

грамма́тика (греч. grammatikē, от grámma - буква, написание), 1) строй языка, т. е. система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, способов словопроизводства, образующих строевую основу для языкового общения. 2) Раздел языкознания, изучающий строй языка, его законы. Грамматика объединяет морфологию, синтаксис и словообразование.

* * *

ГРАММАТИКА - ГРАММА́ТИКА (греч. grammatike, от gramma - буква, написание),

1) строй языка, т. е. система языковых форм, способов словопроизводства, синтаксических конструкций, образующих основу для языкового общения.

2) Раздел языкознания, изучающий строй языка, его законы. Грамматика объединяет словообразование, морфологию и синтаксис.

Большой энциклопедический словарь

ГРАММАТИКА (греч. grammatike - от gramma - буква, написание), 1) строй языка, т. е. система языковых форм, способов словопроизводства, синтаксических конструкций, образующих основу для языкового общения.

2) Раздел языкознания, изучающий строй языка, его законы. Грамматика объединяет словообразование, морфологию и синтаксис.

Академический словарь

-и, ж.

1. Раздел языкознания, изучающий строй слова и предложения в языке и соответственно этому состоящий из двух разделов: морфологии и синтаксиса.

Сравнительная грамматика. Историческая грамматика.

2. Совокупность норм изменений слов и сочетаний их в предложении, присущая какому-л. языку.

||

Учебная книга, излагающая основы (правила) какого-л. языка.

Школьная грамматика.

[греч. γραμματική]

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ГРАММАТИКА (греческое grammatike, от gramma - буква, написание),

1) строй языка, т.е. система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, способов словопроизводства. Без грамматики (строевой основы языка) не могут быть созданы ни слова со всеми их формами, ни словосочетания, ни предложения (шире - высказывания) и их сочленения.

2) Раздел языкознания, изучающий строй языка, его законы. Грамматика объединяет морфологию, синтаксис и словообразование.

Словарь народов и культуры

Грамматика

(grammar), часть лингвистики, изучающая формальные св-ва слов и употребление их форм. Традиционно Г. имеет два раздела: морфологию, исследующую внутр. структуру слов, и синтаксис, описывающий принципы сочетания слов в предложении. Иногда в ее состав включают фонологию и семантику. Г. является дескриптивной (описывающей факты), а не прескриптивной (разрешающей или запрещающей опред. формы) наукой. Центр, разделом совр. языкознания является генеративная Г., цель к-рой состоит в создании точных формальных описаний грамматических систем языка и теории универсальной Г., т.е. системы общих суждений о структуре человеческих яз. Трансформационная Г. представляет собой форму генеративной, использующую операции трансформаций: они позволяют систематизировать и выявлять связи между разл. типами предложений, выводить один тип из др.

Орфографический словарь

грамма́тика, -и

Формы слов для слова грамматика

грамма́тика, грамма́тики, грамма́тик, грамма́тике, грамма́тикам, грамма́тику, грамма́тикой, грамма́тикою, грамма́тиками, грамма́тиках

Синонимы к слову грамматика

сущ., кол-во синонимов: 2

Идеография

строение (чего)

фраза, некоторый, естественный язык

грамматика - формальный строй языка; правила построения фраз.

категориальная грамматика.

морфология. | релационный.

Лингвистика

Грамма́тика

(греч. γραμματική, от γράμμα - буква, написание) - 1) строй языка, т. е. система морфологических категорий и форм, синтаксических

категорий и конструкций, способов словопроизводства. В триаде, организующей язык

в целом - в его звуковой, лексико-фразеологической и собственно формальной

системах, - это категории и все явления формального, собственно

строевого уровня языка. Грамматикой

называется вся несобственно звуковая и нелексическая организация

языка, представленная в его грамматических категориях, грамматических единицах и грамматических формах. Грамматика в этом значении

представляет собой строевую основу языка, без которой не могут быть

созданы слова (со всеми их формами) и их

сочленения, предложения (шире - высказывания) и их сочленения;

2) раздел языкознания, изучающий

такой строй, его неодноуровневую организацию, его категории и их

отношения друг к другу;

3) термин «грамматика» иногда также употребляют для обозначения

функций отдельных грамматических категорий или

лексико-грамматических множеств. Так, например, говорят о грамматике

той или иной части речи (например, грамматике

имени, грамматике глагола) или о грамматике того

или иного падежа, инфинитива, отдельных предлогов.

Грамматика имеет дело с абстракциями, обобщениями. Характер этих

обобщений различен. Это может быть, например, обобщение способов

словесного называния (в словообразовании),

разнообразных отношений (в падежных значениях, в соединениях слов и

форм слов, в строении предложения), обобщённо выраженных в языке

ситуаций (таких, например, как отношение между субъектом и его действием или состоянием, между

действием и его объектом). Грамматика

(грамматический строй языка) как система абстрактных категорий,

представляющих собой единства отвлечённых грамматических значений и их

формальных выражений, является той основой, без которой язык не

существует и не функционирует. Грамматические категории находятся

друг с другом в сложных и тесных взаимоотношениях, имеющих свойство

системы. Грамматические категории противопоставлены друг другу как

категории, принадлежащие слову, и как категории, принадлежащие

предложению.

Слово - одна из основных единиц

грамматики. В слове сочленены его звуковая материя и его значения - лексическое и грамматическое.

К грамматическому значению слова относятся: его значение как части речи, т. е. как единицы,

принадлежащей к определённому лексико-грамматическому классу,

его словообразовательное значение (в производном слове) и все его общие

и частные грамматические значения (у имени - значения рода, числа, падежа, у глагола -

значения вида, залога,

времени, лица, числа, наклонения, в ряде форм также значение рода). Кроме

того, у многих знаменательных слов есть и более частные грамматические

значения, принадлежащие отдельным их группам (например, у русских имён

существительных значение одушевлённости или

неодушевлённости), а также так называемые

лексико-грамматические значения (например, у русских имён

существительных значение вещественности, у многих производных глаголов

значение способов действия).

Кроме общих и частных грамматических значений слову принадлежит также

его собственный активный потенциал, проявляющийся, с одной

стороны, в возможностях его синтаксической и лексико-семантической

сочетаемости (интенция слова, его валентность), а с другой стороны, в том, что слово

постоянно проявляет тенденцию вбирать в себя, конденсировать и

абстрагировать семантические и грамматические

характеристики своего лексико-грамматического окружения.

Таким образом, слово является единицей как лексического, так и

грамматического уровней языка и

обнаруживает признаки, свойственные единицам обоих этих уровней.

Кроме того, сама звуковая организация слова также небезразлична как к

его формальным изменениям, так и к его непосредственному окружению

(см. Морфонология).

Слово связано со всей системой языка

несколькими линиями отношений. Во-первых, это

лексико-парадигматические отношения, т. е. вхождение в

лексико-семантические классы и подклассы; во-вторых, это собственно

грамматические отношения, т. е. связи грамматических категорий и

грамматические парадигмы; в-третьих, это все синтагматические отношения слова, характерные

для его функционирования в сообщении, объективируемые в системе

языка как внутреннее свойство слова и являющиеся основой для построения

словосочетаний.

Роль слова в грамматике понимается разными грамматистами по-разному.

По существу ни один из них не обходится без обращения к слову как к

важнейшей грамматической единице языка; однако роль слова в

организации грамматической системы трактуется неодинаково.

В русской грамматической традиции слову всегда уделялось большое

внимание. То единство грамматического и лексического значений слова,

которое делает его одной из сложнейших единиц языка, русскими

грамматистами всегда в той или иной степени принималось во внимание

(А. Х. Востоков, К. С. Аксаков, Г. П. Павский, А. А. Потебня,

Г. К. Ульянов, И. А. Бодуэн де Куртенэ, А. А. Шахматов,

А. М. Пешковский, Л. В. Щерба, В. В. Виноградов и его школа).

В тех направлениях грамматики, в которых грамматический строй

понимается только как абстрактная система отношений, сложная роль слова

отодвигается на второй план, уступая место морфеме либо структуре предложения, или совсем не

учитывается (например, копенгагенская школа, дескриптивисты, работы

Н. Хомского; см. Глоссематика, Генеративная лингвистика, Дескриптивная лингвистика).

В советском языкознании практически ни одно

грамматическое описание, какими бы методами оно ни пользовалось, не

обходится без обращения к взаимодействию грамматических и

лексических факторов и, следовательно, к роли слова в системе

грамматических отношений. Сам грамматический строй языка

определяется как неодноуровневая система, организуемая абстрактными

грамматическими категориями в их отношении не только друг к другу, но

и к определённым лексико-семантическим множествам и подмножествам.

Другой важнейшей единицей грамматического строя языка является

единица сообщения - предложение.

Предложение в его противопоставлении высказыванию может быть определено как сообщающая

единица, построенная по определённому грамматическому

(синтаксическому) образцу, существующая в языке в различных своих

формах и модификациях, функционально (с той или иной

коммуникативной целью) нагруженная и всегда интонационно

оформленная.

Предложению как грамматической единице принадлежат такие категории,

как предикативность (максимально

абстрагированное грамматическое значение, свойственное любому

предложению и предстающее в категориях объективной модальности, т. е. в системе значений,

выявляющихся на уровне синтаксической реальности​/​ирреальности, а также

синтаксических времён), категории его семантической структуры,

категории актуального членения

предложения - тема и рема. Традиционно выделение в предложении его членов - главных и второстепенных, а также

распределение предложений по грамматическим типам. Предложение,

как и слово, вступает в синтагматические отношения с другими

предложениями или с их аналогами, образуя разные виды сложных предложений, бессоюзные соединения (см. Бессоюзие) или входя в строй текста как

его конструирующий компонент.

В русской грамматической традиции установилось противопоставление

предложения слову как внутренне глубоко различных грамматических

единиц. Однако в работах некоторых исследователей обнаруживается

тенденция нивелировать их внутренние свойства и сводить их функции к

общей функции номинации. При этом

грамматические и прежде всего парадигматические характеристики слова и

предложения оказываются неоправданно подчинёнными рассмотрению этих

единиц как равно именующих (понятие, ситуацию).

Характеристики слова, относящиеся к его звуковым преобразованиям,

вызываемым его формальными изменениями и его соседством,

принадлежат в языке к сфере морфонологии. Явления, связанные с

образованием слова как отдельной единицы, относятся к словообразованию. Всё, что связано с

абстрактными грамматическими значениями слова и его

формоизменением, относится к морфологии. Все явления, связанные с синтагматикой

слова, а также с построением и синтагматикой предложения, относятся к

синтаксической сфере языка (см. Синтаксис). Отдельной единицей грамматического

строя может считаться морфема, т. е.

минимальная значимая часть слова или словоформы.

Средствами морфем конструируются слова и их формы. Явления, которые

относятся к образованию и функционированию

словообразовательных и словоизменительных морфем, могут быть

выделены в качестве отдельной сферы внутри грамматики слова - его морфемики, однако традиционным является

рассмотрение морфем в системах словообразования (словообразовательная

морфемика) и морфологии (словоизменительная

морфемика).

Таким образом, грамматика как строй языка представляет собой сложную

организацию, сочленяющую в себе словообразование, морфологию и

синтаксис. Эти подсистемы, особенно морфология и синтаксис, находятся в

самом тесном взаимодействии и переплетении, так что отнесение тех или

иных грамматических явлений к морфологии или синтаксису часто

оказывается условным (например, категории падежа, залога). Вопрос о

принадлежности к грамматике «высшего синтаксиса», т. е.

закономерностей строения сложных, развёрнутых текстовых единств, не

решён в науке; однако несомненно, что эти закономерности имеют

качественно иной характер, чем грамматические законы языка.

К грамматике иногда относят такие стороны звуковой организации

языка, которыми непосредственно (материально) образуются его

значимые единицы, а именно: звуковой строй языка, его акцентную систему и его интонационные конструкции, включая синтагмы как ритмические единицы речи. Основания для такого

расширительного понимания предмета грамматики имеются, так как

единицы звукового уровня, не являясь двусторонними знаками (т. е.

знаками, обладающими как материальной оболочкой, так и значением),

служат материальной основой этих знаков и таким образом участвуют в

формировании морфем, слов, их форм, предложений и их членов. Однако

незнаковый характер перечисленных звуковых средств не позволяет

рассматривать звуковой строй языка наряду со словообразованием,

морфологией и синтаксисом как подсистему грамматики.

В определённый момент своего развития грамматический строй языка

представляет собой, с одной стороны, относительно стабильную систему,

организованную по строгим и твёрдым законам; с другой стороны, эта

система находится в состоянии постоянного и активного

функционирования, предоставляя свои средства для организации

бесконечного количества отдельных, конкретных слов и высказываний

(см. Язык, Речь). Двойственность самой природы

грамматического строя языка - его относительная стабильность, сложная

внутренняя организация и многообразные явления функционирования

этой организации свидетельствуют о том, что в грамматическом

строе языка сочленены свойства стабильной системы и заложенных в ней

возможностей.

Грамматический строй языка является исторической категорией, он

находится в состоянии постоянного движения и развития и подчинен общим

законам развития языка. На каждом

этапе своей истории грамматический строй языка достаточно совершенен и

служит формированию и выражению мыслей носителей языка, отвечая своему

историческому назначению.

Грамматика как наука исследует грамматический строй языка. Эта

наука имеет давние традиции. Истоки современной европейской

грамматической мысли и соответствующей терминологии следует

искать в трудах древнеиндийских филологов (см. Индийская языковедческая традиция), а позднее -

в трудах древних греков (см. Античная

языковедческая традиция). Эти традиции были продолжены европейскими филологами в эпохи Возрождения и

Просвещения. Первой русской грамматикой, открывшей современный этап в

изучении грамматического строя русского

языка, была «Российская грамматика» М. В. Ломоносова (1755,

опубликована в 1757), на которую опирались и от которой в то же время

отталкивались такие русские грамматисты 1‑й половины 19 в., как

Востоков, Н. И. Греч, И. И. Давыдов. Через логические (Ф. И. Буслаев) и психологические (Потебня,

Д. Н. Овсянико-Куликовский, отчасти Шахматов) направления русская

грамматическая мысль пришла к пониманию грамматики как науки о

разных уровнях формального строя языка в их взаимодействии (Шахматов,

Пешковский, Виноградов и его школа). Соответственно в грамматике теперь

уже традиционно выделяются разделы: словообразование, морфология и

синтаксис.

В соответствии с основными характеристиками грамматического строя

языка - его формальной организацией и его функционированием - в

русской науке с наибольшей определённостью, начиная с работ Щербы,

намечается противопоставление грамматики формальной и

функциональной как разных подходов к изучению одного объекта. Под

формальной грамматикой понимается описание грамматического строя

языка, идущее от формы к значению. Под функциональной грамматикой -

описание, идущее от значения к выражающим его формам. По принципу

формальной грамматики построены все описательные и нормативные

грамматики русского языка. В них представлены системы формальных средств

на уровне словообразования, морфологии и синтаксиса и описаны

грамматические значения, заключённые в этих формальных средствах.

При этом значимая сторона явлений описывается с разной степенью

детализации и глубины. Такому описанию противостоят так называемые

активные грамматики, в основе которых лежат определённым образом

сгруппированные грамматические значения. Здесь возможны разные

подходы (см. Функциональная

грамматика). Одним из таких подходов может явиться тот, при

котором первым шагом станет выделение собственно функций

(предназначений) языка в самом обобщённом их виде (функции номинативная,

коммуникативная, квалифицирующая). Исходя из этих предназначений

можно выделить единицы функциональной грамматики - сложные

семантические комплексы, объединяющие вокруг семантического инварианта

разноуровневые единицы.

Среди направлений грамматической науки 60-80‑х гг. 20 в. определилось

противопоставление подходов, связанных, с одной стороны, с

углублением в семантику грамматических явлений и, с другой стороны,

с вниманием к внешнему, формальному синтаксису (представляемому как

грамматика языка в целом) и к тем формальным преобразованиям, которым

подвергаются синтаксические конструкции. По существу, вся история

современной грамматической мысли колеблется от преимущественного

внимания или к формальной организации языка, или к его смысловой

стороне. В разные моменты оказывается доминирующим то один, то другой

подход. В самом общем виде в 60-80‑х гг. определилось два круга научных

направлений, ориентированных, с одной стороны, на внешнюю организацию

языка и, с другой стороны, на его смысловую сторону. К первому кругу

относится прежде всего получившая широкий резонанс генеративная

грамматика, пытавшаяся возвести все множество принадлежащих

конкретному языку конструкций к нескольким элементарным моделям -

первоначально в сознательном отвлечении от языковой семантики и от

всех контекстуальных условий функционирования предложения. На

исходные теоретические положения генеративной грамматики опирался в

своём анализе конкретных языковых явлений и весь трансформационный синтаксис. В 70‑х гг.

сторонники генеративной грамматики попытались соединить формальный и

семантический аспекты в описании своего объекта, однако попытки эти

нельзя считать удавшимися. Второй круг направлений представляет большое

количество работ, объединяемых вниманием прежде всего к смысловой

стороне грамматических единиц. Здесь существуют разнообразные течения.

Наиболее результативными можно считать работы, осуществляющие

структурно-семантическое и вместе с тем функциональное изучение

грамматического строя языка, связанное с углублённым вниманием ко

всем сторонам избранного объекта (работы Виноградова, Г. О. Винокура,

А. В. Бондарко, А. А. Зализняка, Д. Н. Шмелёва, Е. В. Падучевой,

Ю. С. Маслова, М. М. Гухман, Е. А. Земской, В. В. Лопатина и

других).

Активно развиваются исследования грамматических объектов в аспекте

пропозитивной номинации (см. Пропозиция; работы Т. Б. Алисовой, В. Г. Гака,

Н. Д. Арутюновой, П. Адамца), в плане семантического строения

грамматических единиц (работы о семантической структуре

предложения - Ф. Данеша, Я. Коржинского, Г. Беличовой-Кржижковой,

А. Вежбицкой, А. Богуславского и других), в аспекте актантной

организации предложения (С. Кароляк и другие), в плане

прагматической организации высказывания (см. Прагматика), в аспекте грамматической типологии

(С. Д. Кацнельсон, А. А. Холодович, Г. А. Климов и другие).

В процессе развития грамматики как науки существенно менялось

понимание её объёма. Каков бы ни был сам ход грамматической мысли -

обращалась ли она в качестве своей опоры к логическим теориям или к тем

или иным психологическим концепциям, к точным наукам, например к

математике, или провозглашала свою полную независимость от всех других

отраслей гуманитарных и естественных знаний, - независимо от всего этого

история грамматической мысли показывает различное понимание границ

науки о грамматическом строе языка, его отношения к другим сферам

языка. Отмечается «волнообразное» движение от узкого понимания предмета

грамматики (только формы, только формальный каркас языка) до такого

понимания ее границ, когда выведение или формулировка грамматических

законов не мыслится без обращения к словесному фонду языка. Так, и в

русской, в в зарубежной грамматической традиции существует строго

формальное, узкое понимание объекта грамматической науки

(Ф. Ф. Фортунатов, М. Н. Петерсон, генеративная лингвистика) или широкое

понимание такого объекта, когда учение о грамматическом строе языка

смыкается, с одной стороны, с изучением слова (Востоков, Потебня,

Шахматов, Виноградов), с другой стороны, - с изучением всех сфер

речевого функционирования. Наиболее конструктивными в познании

грамматического объекта оказываются такие подходы

(методологически иногда очень различные), которые не отграничивают

изучение грамматических законов и правил от их постоянного и сложного

взаимодействия с законами и правилами звуковой и лексической

организации языка.

Результаты грамматических исследований находят своё выражение в

разных типах описаний. Это, с одной стороны, - описания отдельных

сторон грамматического строя и отдельных его явлений, с другой

стороны, - описания грамматической системы языка в целом. Такие

целостные описания могут содержать характеристику синхронного языкового состояния (в условно

остановленный момент развития) или восстанавливать историческую картину,

показывая развитие грамматического строя языка. Осуществлённые с

разной степенью полноты такие описания представлены в разных типах

грамматик. В традиционных представлениях это грамматики научные,

описательные или нормативные. Такое разделение основано на

противопоставлении описаний, во-первых, концептуально

обоснованных, т. е. развивающих определённую научную концепцию автора,

во-вторых, собственно констатирующих и систематизирующих

факты, в-третьих, строго рекомендательных, т. е. разрешающих или

запрещающих то или иное употребление. В настоящее время для

академической традиции такое разделение оказывается не соответствующим

реально существующему положению вещей. На современной стадии развития

науки описательные грамматики обязательно являются концептуальными

(например, русские академические грамматики 1952-1954, 1970, 1980), а

полные грамматические описания - строго научными и, следовательно, в

определённом смысле нормативными.

К сфере научных грамматик относятся также сравнительно-исторические грамматики, изучающие

строй родственных языков в их развитии или на

отдельных прошлых ступенях этого развития, и грамматики

сопоставительные (в т. ч. контрастивные),

описывающие черты сходства и различия в строе родственных или

неродственных языков в какой-либо определённый момент их

существования.

Отмечается нежелательных разрыв между научной и школьной

грамматиками. Последняя обнаруживает признаки консервативности и

неполноты отражения существующего положения вещей в лингвистике.

В связи с постоянным возрастанием роли русского языка в мире и как

следствие этого с активизацией его изучения в советском языкознании в

70-80‑х гг. создано много учебных и частных сопоставительных

грамматик разных типов.

Потебня А. А., Из записок по русской грамматике, т. 1-2.

Введение. Составные члены предложения и их замены в русском языке, Хар.,

1874;

т. 3. Об изменении значения и заменах существительного, Хар., 1899

(2 изд. М., 1968);

т. 4. Глагол. Местоимение. Числительное. Предлог, М.-Л., 1941

(2 изд., М. 1977);

Дурново Н. Н., Грамматический словарь, М.-П., 1924;

Виноградов В. В. Русская наука о русском литературном

языке, «Уч. зап. МГУ» 1946, в. 106;

его же, Русский язык. Грамматическое учение о слове, М.-Л.,

1947;

его же, Избранные труды. Исследования по русской

грамматике, М., 1975;

Смирницкий А. И., Лексическое и грамматическое в слове, в

кн.: Вопросы грамматического строя, М., 1955;

Есперсен О., Философия грамматики, пер. с англ., М.,

1958;

Кузнецов П. С., Грамматика, в кн.: Большая Советская

энциклопедия, 2 изд., т. 3, М., 1959;

его же, О принципах изучения грамматики, М., 1961;

Грамматика русского языка, 2 изд., т. 1-2, М., 1960;

Карцевский С., Об асимметричном дуализме лингвистического

знака, в кн.: Звегинцев В. А., История языкознания XIX-XX веков

в очерках и извлечениях, ч. 2, [3 изд.], М., 1965;

Матезиус В., О системном грамматическом анализе, в сб.:

Пражский лингвистический кружок, М., 1967;

Исследования по общей теории грамматики, М., 1968;

Единицы разных уровней грамматического строя языка и их

взаимодействие, М., 1969;

Бондарко А. В., Теория морфологических категорий, Л.,

1976;

Булыгина Т. В., Грамматика, в кн.: Большая Советская

энциклопедия, 3 изд., т. 7, М., 1972;

её же, Проблемы теории морфологических моделей, М.,

1977;

Языковая номинация. Виды наименований, М., 1977;

Языковая номинация. (Общие вопросы), М., 1977;

Адамец П., Образование предложений из пропозиций в

современном русском языке, Прага, 1978;

Гак В. Г., Теоретическая грамматика французского языка.

Морфология, М., 1979;

Русская грамматика, т. 1-2, Прага, 1979;

Русская грамматика, т. 1-2, М., 1980;

Слово в грамматике и словаре, М., 1984;

Современные зарубежные грамматические теории. Сборник

научно-аналитических обзоров, М., 1985.

Н. Ю. Шведова.

Лингвистические термины

грамматика (др.-греч. γραμματική - умение обращаться с буквами). Раздел языкознания, изучающий строй слова и предложения в языке и включающий в себя словообразование (учение о структуре и образовании слова), морфологию (учение о формах слова), синтаксис (учение о словосочетании, предложении, тексте). Школьная грамматика вбирает в себя все разделы учения о языке. Первоначальное значение - искусство чтения и письма. В эллинистическую эпоху и у древних римлян - знание языка и литературы. В поздней античности понятие Г. было сужено до современного толкования - учение о звучании и формах слов (синтаксис). В 5-4 вв. до н.э. софисты положили начало Г. как научной дисциплине. В обучении языковым специальностям Г. и риторика занимали ведущее место. И это не случайно, ибо искусство речи гарантировало успех в общественно-политической жизни. Одним из основных методов обучения грамматике у софистов считался разбор поэзии. Вершины своего развития античная грамматика достигла в эллинистическую эпоху, когда критически были обработаны стиль и язык древнейшей, воспринимавшейся в это время как классической литературы (произведения Гомера, Эсхила, Софокла). Центрами изучения Г. были мусейон в Александрии и Пергаме. В Александрии преподавали Аристофан из Византии, ставший основателем научной лексикографии, Аристарх Саморфакийский, которые систематизировали учение о флексиях по принципу аналогий. В Пергме работал Кратес из Малосса, который в противоположность александрийским грамматистам, присоединившись к воззрениям стоиков, отстаивал принцип аномалии (нерегулярности), проявляющийся в словообразовании и учении о формах речи. Стоики создали систему и терминологию Г., которая через посредство римлян без существенных изменений дошла до сегодняшнего дня. Во 2 в. до н.э. ученик Аристарха Самофракийского Дионисий Фракийский синтезировал все имевшиеся в ту эпоху грамматические исследования и создал первую греческую грамматику (Techne grammatike), которую использовали как учебник грамматики вплоть до эпохи Возрождения. В Риме начало научной грамматики положил упомянутый выше Кратес из Маллоса. Прибыв в Рим в 169 до н.э., он читает там лекции о проблемах грамматики. Гениальный М. Теренций Варрон составляет первую основополагающую книгу "О латинском языке". Первый учебник латинской грамматики, ныне утраченный, создал Ремий Палемон (первая пол. 1 в.). Сохранившиеся грамматики Доната и Присциана основывались именно на этом учебнике. Их книги были самые читаемые в средние века. В наши дни их используют при разработке новейших школьных руководств, при создании единой грамматической терминологии. Г., ориентированная на обучение языку и литературе, занимала одно из самых важных мест в системе высшего образования эпохи античности. Все дисциплины, входившие в эту систему, изучались в рамках Г., за исключением риторики. Риторика как высшая ступень представляла собой или вторую ступень, следовавшую за грамматикой, либо была предметом специального изучения.

Понятия лингвистики

Грамматика (греч. grammatike techne - умение обращаться с буквами)

Первоначальное значение - искусство чтения и письма. В эллинистическую эпоху и у древних римлян - знание языка и литературы. В поздней античности понятие Г. было сужено до современного толкования - учение о звучании и формах слов (синтаксис). В 5-4 вв. до н.э. софисты положили начало Г. как научной дисциплине. В обучении языковым специальностям Г. и риторика занимали ведущее место. И это не случайно, ибо искусство речи гарантировало успех в общественно-политической жизни. Одним из основных методов обучения грамматике у софистов считался разбор поэзии. Вершины своего развития античная грамматика достигла в эллинистическую эпоху, когда критически были обработаны стиль и язык древнейшей, воспринимавшейся в это время как классической литературы (произведения Гомера, Эсхила, Софокла). Центрами изучения Г. были мусейон в Александрии и Пергаме. В Александрии преподавали Аристофан из Византии, ставший основателем научной лексикографии, Аристарх Саморфакийский, которые систематизировали учение о флексиях по принципу аналогий. В Пергме работал Кратес из Малосса, который в противоположность александрийским грамматистам, присоединившись к воззрениям стоиков, отстаивал принцип аномалии (нерегулярности), проявляющийся в словообразовании и учении о формах речи. Стоики создали систему и терминологию Г., которая через посредство римлян без существенных изменений дошла до сегодняшнего дня. Во 2 в. до н.э. ученик Аристарха Самофракийского Дионисий Фракийский синтезировал все имевшиеся в ту эпоху грамматические исследования и создал первую греческую грамматику (Techne grammatike), которую использовали как учебник грамматики вплоть до эпохи Возрождения. В Риме начало научной грамматики положил упомянутый выше Кратес из Маллоса. Прибыв в Рим в 169 до н.э., он читает там лекции о проблемах грамматики. Гениальный М. Теренций Варрон составляет первую основополагающую книгу «О латинском языке». Первый учебник латинской грамматики, ныне утраченный, создал Ремий Палемон (первая пол. 1 в.). Сохранившиеся грамматики Доната и Присциана основывались именно на этом учебнике. Их книги были самые читаемые в средние века. В наши дни их используют при разработке новейших школьных руководств, при создании единой грамматической терминологии. Г., ориентированная на обучение языку и литературе, занимала одно из самых важных мест в системе высшего образования эпохи античности. Все дисциплины, входившие в эту систему, изучались в рамках Г., за исключением риторики. Риторика как высшая ступень представляла собой или вторую ступень, следовавшую за грамматикой, либо была предметом специального изучения.

Лингвистические термины

грамматика (греч. grammatike).

Раздел языкознания, содержащий учение о формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложения.

Пятиязычный словарь лингвистических терминов

Морфемно-орфографический словарь

грамма́т/ик/а.

Грамматический словарь

грамма́тика ж 3a

Методические термины

ГРАММА́ТИКА (от греч. gramma - письменный знак, черта, линия).

1. Система объективно действующих в языке правил изменения слов, образования словоформ и соединения слов в словосочетания и предложения.

2. Раздел лингвистики, содержащий учение о формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложений. Значение изучения Г. определяется тем, что обобщающий характер ее законов облегчает овладение языком. В обучении иностранным языкам используется не просто лингвистическое описание грамматического строя языка, а педагогическая Г., отвечающая задачам овладения языком, как средством общения. При этом учитываются психологические закономерности процесса усвоения иностранного языка, особенности формирования речевых умений и навыков. Составление педагогической Г. представляет собой редукцию грамматического материала изучаемого языка в соответствии с целями обучения и его целесообразную организацию с выделением и методическим описанием тех компонентов, которыми учащиеся должны овладеть для использования их в речи. Педагогическая Г.

ориентируется на определенные цели и условия обучения, на конкретный контингент учащихся. В соответствии с ориентацией на вид речевой деятельности в методике разграничиваются пассивная (рецептивная) и активная (продуктивная) Г. Активная и пассивная Г. различаются не только по характеру использования приобретенных знаний в речевой деятельности, но и по составу. Активная Г. при описании языковых явлений идет от смысла к форме; при составлении грамматического минимума можно строго ограничить материал, отобрав самые употребительные способы выражения смысловых отношений и исключив синонимические. Пассивная Г. служит для анализа смысла сказанного или написанного; при отборе пассивного грамматического материала принцип исключения синонимических конструкций не может быть использован, так как речевые произведения, которые должен понимать учащийся в процессе обучения, могут содержать грамматические синонимы. Отбор активного и пассивного грамматического материала для целей обучения производится по принципам частотности, образцовости, типичности, сочетаемости, репрезентативности. Отбор грамматического материала базируется на принципах тематико-ситуативной обусловленности и адекватного преставления грамматической системы языка. Основными формами представления грамматического материала в учебном процессе являются теоретический комментарий, правила, схемы, таблицы, контекст, речевые модели и речевые образцы. При практической направленности занятий обучение Г. сводится к формированию у учащихся грамматических навыков в продуктивных и рецептивных видах речевой деятельности. В практике обучения используются два подхода к подаче грамматического материала: системно-структурный (на основе логико-смысловых категорий, т. е. с учетом выражаемых синтаксических отношений: субъективно-предикативных, объективных, атрибутивных и др.) и функционально-смысловой. Для изучающих русский язык как иностранный издаются практические грамматики русского языка (Практическая грамматика..., 1985; Золотова и др., 1998; Милославский, 1987, 2002; Шелякин, 2000) и справочники по русскому языку (Пулькина, 1956). Опыт преподавания грамматики русского языка иностранным учащимся обобщен в ряде работ (Остапенко, 1998; Лариохина, 1989; Рожкова, 1983, 1978, 1994; Иевлева, 1981; Практическая грамматика..., 1985).

Этимологический словарь

Заимств. в XVII в. из лат. яз., где grammatica < греч. grammatikē, суф. производного от grammata «буквы» (ед. ч. gramma - производное от graphō «пишу»).

грамма́тика

через польск. gramatyka или прямо из лат. grammatica (ars). Стар. русск.-цслав. граматикия - то же (Пов. врем. лет, Григ. Наз.), из греч. γραμματικη (τέχνη); см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 49 и сл.; Брюкнер 155.

Словарь иностранных слов

ГРАММАТИКА (греч. grammatike, от grammata - письмена, происш. от graphein - писать). 1) собрание законов и правил употребления устного и письменного языка. 2) учебная книга, содержащая в себе грамматику известного языка.

Сканворды для слова грамматика

- Правила письма.

- Партнёрша Арифметики по танцам в «Мойдодыре» Чуковского.

- Раздел языкознания.

- Одна из семи свободных наук.

- Именно эта наука в средние века считалась самой труднейшей из семи свободных искусств и её часто изображали в виде царицы с ножом для исправления ошибок и бичом.

- Изучение строя слов и предложений.

Полезные сервисы

грамматика активная

Методические термины

ГРАММА́ТИКА АКТИ́ВНАЯ.

См. активная грамматика.

Полезные сервисы

грамматика ассоциативная

Пятиязычный словарь лингвистических терминов

Полезные сервисы

грамматика историческая

Лингвистические термины

грамматика историческая (диахроническая, объяснительная, идиодиахрония)

Грамматика, рассматривающая строй слова, словосочетания и предложения в их историческом развитии.

Грамматика, изучающая строй слова, словосочетания и предложения в их развитии путем сравнения разных этапов их исторического пути.

Полезные сервисы

грамматика когнитивная

Методические термины

ГРАММА́ТИКА КОГНИТИ́ВНАЯ.

См. когнитивная грамматика.

Полезные сервисы

грамматика коммуникативная

Методические термины

ГРАММА́ТИКА КОММУНИКАТИ́ВНАЯ.

См. коммуникативная грамматика.

Полезные сервисы

грамматика описательная

Лингвистические термины

1) Грамматика, рассматривающая строй слова, словосочетания и предложения в синхронном плане. грамматика формальная. Грамматика, изучающая те отношения в строе предложения, которые имеют формальное выражение.

2) То же, что грамматический строй. Лексика и грамматика русского языка.

3) Совокупность правил изменения слов, их соединения в словосочетания и предложения. Изучать грамматику английского языка. Академическая грамматика. Школьная грамматика.

Полезные сервисы

грамматика ортологическая

Методические термины

ГРАММА́ТИКА ОРТОЛОГИ́ЧЕСКАЯ.

См. ортологическая грамматика.

Полезные сервисы

грамматика пассивная

Методические термины

ГРАММА́ТИКА ПАССИ́ВНАЯ.

См. пассивная грамматика.

Полезные сервисы

грамматика педагогическая

Методические термины

ГРАММА́ТИКА ПЕДАГОГИ́ЧЕСКАЯ.

См. педагогическая грамматика.

Полезные сервисы

грамматика продуктивная

Методические термины

ГРАММА́ТИКА ПРОДУКТИ́ВНАЯ.

См. продуктивная грамматика.

Полезные сервисы

грамматика рецептивная

Методические термины

ГРАММА́ТИКА РЕЦЕПТИ́ВНАЯ.

См. рецептивная грамматика.

Полезные сервисы

грамматика текста

Лингвистические термины

Направление, близкое синтактике текста, изучающее способы связности и понятности текста, динамики темы и ремы в текстовом развертывании.

Аанализа текста

Направление, близкое синтактике текста, изучающее способы связности и понятности текста, динамики темы и ремы в текстовом развертывании.

Полезные сервисы

грамматика формальная

Лингвистические термины

В лингвистике: логическая система, или исчисление, задающая некоторое множество ("правильных") цепочек (= конечных последовательностей), построенных из символов заданного конечного набора, называемого "алфавитом" или "основным (терминальным) словарем". Цепочки интерпретируются как языковые объекты различных уровней: слоги (= цепочки фон), словоформы (= цепочки морф), предложения (= цепочки словоформ) и т.п. Формальные грамматики, введенные в лингвистику Н. Хомским, представляют собой средство строгого описания естественных языков. Они входят в математическую лингвистику, в рамках которой подразделяются на грамматики порождающие и распознающие. Порождающая грамматика задает множество (правильных) цепочек перечислением последних с указаниями об их строении. Порождающая грамматика может построить любую правильную цепочку, охарактеризовав ее структуру. Она не должна строить ни одной неправильной цепочки. Наиболее известные порождающие грамматики - это грамматики Хомского. Распознающая грамматика задает множество (правильных) цепочек распознаванием последних: для любой предъявленной цепочки грамматика решает, является ли она правильной. В случае положительного ответа дает указания о ее строении. Наиболее известные разновидности распознающих грамматик - категориальные, или К-грамматики (К. Айдукевич, И. Бар-Хиллел).

Понятия лингвистики

В лингвистике: логическая система, или исчисление, задающая некоторое множество («правильных») цепочек (= конечных последовательностей), построенных из символов заданного конечного набора, называемого «алфавитом» или «основным (терминальным) словарем». Цепочки интерпретируются как языковые объекты различных уровней: слоги (= цепочки фон), словоформы (= цепочки морф), предложения (= цепочки словоформ) и т.п. Формальные грамматики, введенные в лингвистику Н. Хомским, представляют собой средство строгого описания естественных языков. Они входят в математическую лингвистику, в рамках которой подразделяются на грамматики порождающие и распознающие. Порождающая грамматика задает множество (правильных) цепочек перечислением последних с указаниями об их строении. Порождающая грамматика может построить любую правильную цепочку, охарактеризовав ее структуру. Она не должна строить ни одной неправильной цепочки. Наиболее известные порождающие грамматики - это грамматики Хомского. Распознающая грамматика задает множество (правильных) цепочек распознаванием последних: для любой предъявленной цепочки грамматика решает, является ли она правильной. В случае положительного ответа дает указания о ее строении. Наиболее известные разновидности распознающих грамматик - категориальные, или К-грамматики (К. Айдукевич, И. Бар-Хиллел).

Полезные сервисы

грамматика функциональная

Методические термины

ГРАММА́ТИКА ФУНКЦИОНА́ЛЬНАЯ.

См. функциональная грамматика.

Полезные сервисы

грамматикализация

Толковый словарь

ж.

1. Превращение некой понятийной категории в грамматическую категорию.

2. Утрата знаменательным словом лексической самостоятельности как результат употребления его в служебной функции (в лингвистике).

Орфографический словарь

грамматикализа́ция, -и

Лингвистические термины

Одно из современных направлений в языкознании, ориентированное на исследование реальных форм, а также количественных закономерностей организации дискурса. В настоящее время теория грамматикализации представлена многочисленными публикациями [Givon 1984; Heine 1991; Hopper, Traugott 1993; Hopper, Thompson 1984 и др.]

Многие из идей грамматикализации достаточно давно высказывались в отечественной лингвистике [И.И. Мещанинов]. Сторонники теории грамматикализации, опираясь на методы квантитативной лингвистики, пытаются объяснить языковые феномены: различия имен и глаголов как языковой универсалии, сочетания в прилагательных. Грамматикализация опирается на эмпирические данные. Этот тезис достаточно четко был сформулирован у М.А.К. Халлидея: "С того самого момента, когда я впервые попытался стать грамматистом, мне всегда казалось, что грамматика - это предмет, в котором слишком много теории и слишком мало данных... Мой собственный взгляд всегда заключался в том, что трактовка грамматики должна признавать ее ингерентно вероятностный характер и не допускать каких-то скрытых переменных [Halliday 1992]. У. Чейф сетует на то, что большая часть современной лингвистики сосредоточена на построении сложных теорий, основанных на мелких и спорных наблюдениях" [Chafe 1994]. Если идею Хэллидея реализовать, то появится грамматика, в корне отличающаяся от традиционной и модернистской грамматики. Возникает вопрос: "Можно ли ее вообще будет назвать грамматикой?"

Понятия лингвистики

Грамматикализация - одно из современных направлений в языкознании, ориентированное на исследование реальных форм, а также количественных закономерностей организации дискурса. В настоящее время теория грамматикализации представлена многочисленными публикациями [Givon 1984; Heine 1991; Hopper, Traugott 1993; Hopper, Thompson 1984 и др.]. Многие из идей грамматикализации достаточно давно высказывались в отечественной лингвистике [И.И. Мещанинов]. Сторонники теории грамматикализации, опираясь на методы квантитативной лингвистики, пытаются объяснить языковые феномены: различия имен и глаголов как языковой универсалии, сочетания в прилагательных. Грамматикализация опирается на эмпирические данные. Этот тезис достаточно четко был сформулирован у М.А.К. Халлидея: «С того самого момента, когда я впервые попытался стать грамматистом, мне всегда казалось, что грамматика - это предмет, в котором слишком много теории и слишком мало данных... Мой собственный взгляд всегда заключался в том, что трактовка грамматики должна признавать ее ингерентно вероятностный характер и не допускать каких-то скрытых переменных [Halliday 1992]. У. Чейф сетует на то, что большая часть современной лингвистики сосредоточена на построении сложных теорий, основанных на мелких и спорных наблюдениях» [Chafe 1994]. Если идею Хэллидея реализовать, то появится грамматика, в корне отличающаяся от традиционной и модернистской грамматики. Возникает вопрос: «Можно ли ее вообще будет назвать грамматикой?»

Лингвистические термины

1) Утрата словом лексической самостоятельности в связи с употреблением его в служебной функции. ср. роль глагола быть в сочетаниях; быть дома - быть студентом.

2) Превращение словосочетания в аналитическую форму слова. Более интересный (то же, что интереснее).

Пятиязычный словарь лингвистических терминов

Морфемно-орфографический словарь

граммат/ик/ал/из/а́ци/я [й/а].

Грамматический словарь

грамматикализа́ция ж 7a

Лексикология

Грамматикализация - Утрата знаменательным словом лексической самостоятельности и его переход в разряд служебных слов или элементов аналитических грамматических форм (например, превращение деепричастия благодаря, падежной формы существительного порядка в предлоги; глагол ' быть' в составе аналитической формы будущего времени: буду писатъ)

Ср. лексикализация.

Полезные сервисы

грамматикализация в линейно-синтагматическом континууме

Лингвистические термины

Однонаправленная эволюция от одной крайней зоны данного континуума к другой в диахроническом аспекте, постепенное развитие в направлении: сильно автономная словоформа → слабо автономная словоформа → клитика → полуклитика → формант → аффикс.

Морфология

Однонаправленная эволюция от одной крайней зоны данного континуума к другой в диахроническом аспекте, постепенное развитие в направлении: сильно автономная словоформа → слабо автономная словоформа → клитика → полуклитика → формант → аффикс.

Полезные сервисы

грамматикализация темы

Лингвистические термины

грамматикализация темы - "Подчеркивание" единства темы синтаксическими конструкциями, которые открывают сложное синтаксическое целое, занимая в нем начальную позицию:

1) именительный темы;

2) инфинитив темы: Быть поэтом...;

3) вопросительное предложение;

4) обстоятельства времени;

5) указание на появление нового лица;

6) лексические средства, подчеркивающие смену ситуации, ее неожиданное изменение, выделяющие новый этап действия. Конец сложного синтаксического целого может быть выделен лексически: глаголами, указывающими на завершение действия, уход персонажей.

Синтаксис

грамматикализация темы - «Подчеркивание» единства темы синтаксическими конструкциями, которые открывают сложное синтаксическое целое, занимая в нем начальную позицию:

1) именительный темы;

2) инфинитив темы: Быть поэтом...;

3) вопросительное предложение;

4) обстоятельства времени;

5) указание на появление нового лица;

6) лексические средства, подчеркивающие смену ситуации, ее неожиданное изменение, выделяющие новый этап действия. Конец сложного синтаксического целого может быть выделен лексически: глаголами, указывающими на завершение действия, уход персонажей.

Полезные сервисы

грамматикализованный

Толковый словарь

прил.

1. соотн. с сущ. грамматикализация, связанный с ним

2. Свойственный грамматикализации, характерный для неё.

Орфографический словарь

грамматикализо́ванный; кратк. форма -ван, -вана

Полезные сервисы

грамматикализоваться

Орфографический словарь

грамматикализова́ться, -зу́ется

Полезные сервисы

грамматикальность

Словарь галлицизмов русского языка

ГРАММАТИКАЛЬНОСТЬ и, ж. grammatical,-e adj. един. Грамматичность, соответствие правилам грамматики. Особенно предстояло ей много труда по корректурной части, вследствие моей невообразимой даже неграммматикальности, переполнявшей и редакцию производимых мною следствий. М. Д. Бутурлин Зап. // РА 1898 2 406.

Полезные сервисы

грамматикальный

Словарь галлицизмов русского языка

ГРАММАТИКАЛЬНЫЙ ая, ое. grammatical,-e adj.

1. Занимающийся вопросами грамматики. Сл. 18. До будушаго собрания <академии Российской> .. грамматикальному отделу несколько раз собраться, и разсмотреть три перьвыя буквы <словаря>.

2. Соответствующий правилам грамматики. Сл. 18.Я не надивлюся часто как суходлинныя и сучковатыя мысли ныне сглаживаются хорошо утюгом грамматикального слога. СЛРС 7 117. Грамматикально, нареч. Преложи его <стих> как хочешь, перенося, но грамматикально, слова сей строфы, то и в прозе будет Поэзия. Радищев Витязь 82. - Лекс. Ад. 1789: грамматикальный; Сл. 18: грамматикальный 1783.

Словарь иностранных слов

ГРАММАТИКАЛЬНЫЙ (лат. grammatikalis). Относящийся к грамматике.

Полезные сервисы

грамматикаст

Словарь иностранных слов

ГРАММАТИКАСТ (ново-лат., от греч. grammatike - грамматика). Невежественный учитель грамматики.

Полезные сервисы

грамматико-морфологические ошибки

Методические термины

ГРАММА́ТИКО-МОРФОЛОГИ́ЧЕСКИЕ ОШИ́БКИ.

Разновидность грамматических ошибок, состоящих в неправильном образовании и использовании различных грамматических форм слова. К подобным ошибкам относятся нарушения в употреблении и образовании форм частей речи. Такие ошибки обычно связаны с нарушением закономерностей и правил грамматики. В некоторых случаях ошибки возникают под влиянием просторечия и диалектов, а также интерференции родного языка при изучении иностранного языка.

Полезные сервисы

грамматико-переводной

Слитно. Раздельно. Через дефис

грамма/тико-переводно/й

Полезные сервисы

грамматико-переводной метод обучения

Методические термины

ГРАММА́ТИКО-ПЕРЕВОДНО́Й МЕ́ТОД ОБУЧЕ́НИЯ.

То же, что грамматико-переводный метод обучения. Метод обучения иностранным языкам, широко распространенный в XVIII-XIX вв. и сохранявший свою ведущую роль вплоть до начала 1-й мировой войны, когда он уступил место прямому методу обучения. Этот метод преподавания основывается на понимании языка как системы и опирается на когнитивный подход к обучению. Получил широкое распространение в Европе при обучении греческому и латинскому языкам, а в XIX в. стал использоваться и при обучении современным языкам (французскому, немецкому, английскому). Анализ использования метода на занятиях по иностранному языку в отечественной и зарубежной лингводидактике представлен в ряде работ (Миролюбов, 2002; Гез, Фролова, 2008; Традиции и новации..., 2008; Основные направления..., 1972). Использование этого метода на занятиях по РКИ описано в ряде книг (Капитонова, Щукин, 1987; Капитонова и др., 2008). Цель обучения сводилась к овладению системой языка путем изучения грамматики и перевода текстов с родного языка на иностранный. Представители метода (Г. Оллендорф и др.) считали, что иностранный язык в школе должен изучаться с общеобразовательной целью и способствовать развитию логического мышления.

По мнению видного лингвиста В. Гумбольдта, «цель преподавания языка - это сообщение знаний о его общей структуре». В основу обучения была положена письменная речь, так как считалось, что только она отражает подлинный язык. Потребность в овладении устной речью привела к падению интереса к Г.-п. м. о. и его вытеснению прямым методом. Одной из разновидностей Г.-п. м. о. является текстуально-переводной метод, получивший распространение в конце XVIII в. Представители этого направления в обучении также считали, что основная цель обучения - общеобразовательная. Однако они понимали ее как общее умственное развитие обучаемых на основе изучения оригинальных художественных произведений. Усвоение же языка проходило в результате анализа текста, механического заучивания и перевода, как правило, дословного. В методике преподавания иностранных языков Г.-п. м. о. был широко распространен в годы, предшествующие второй мировой войне. Основными положениями метода являются следующие:

a) цель обучения - чтение литературы, так как иностранный язык рассматривается как общеобразовательный предмет и его роль заключается в развитии интеллекта и логического мышления учащихся;

б) основное внимание уделяется письменной речи в то время как аудирование и говорение используются в качестве средства обучения;

в) основной единицей обучения является предложение;

г) обучение лексике проводится на материале слов, содержащихся в тексте для чтения. В работе широко используется двуязычный словарь;

д) основным средством семантизации является перевод;

е) грамматика изучается на основе дедуктивного подхода с использованием правил и переводных упражнений. Принцип опоры на родной язык является ведущим в работе по этому методу, что позволяет объяснять новые языковые явления и проводить сопоставление языковых явлений в двух языках. К числу достоинств метода следует отнести: знакомство с произведениями на языке оригинала, сознательный подход к овладению единицами языка, сопоставление явлений в двух языках (родном и изучаемом), использование анализа, элементов сравнения и сопоставления, овладение приемами перевода. Недостатками метода считались недооценка устной коммуникации, преобладание письменных форм работы; обучение языку сводилось к чтению текстов, переводу, изучению грамматических структур и выполнению письменных упражнений. Эти обстоятельства послужили причиной постепенного вытеснения Г.-п. м. о. из системы обучения иностранным языкам прямыми методами (Колесникова, Долгина, 2008; Миролюбов, 2002; Richards, Rоdgers, 1991).

Полезные сервисы

грамматико-переводный метод обучения

Методические термины

ГРАММА́ТИКО-ПЕРЕВО́ДНЫЙ МЕ́ТОД ОБУЧЕ́НИЯ.

То же, что грамматико-переводной метод обучения.

Полезные сервисы

грамматико-синтаксические ошибки

Методические термины

ГРАММА́ТИКО-СИНТАКСИ́ЧЕСКИЕ ОШИ́БКИ.

Разновидность грамматических ошибок, связанных с нарушениями в построении словосочетаний и предложений. К подобным ошибкам относятся:

1) ошибки в согласовании,

2) ошибки в управлении,

3) ошибки в выборе порядка слов.

Полезные сервисы

грамматиков

Сканворды для слова грамматиков

- Российский кинорежиссёр, исполнивший роль Евгения Пташука в фильме «Осенний марафон».

- Российский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Мио, мой Мио», «Сестрички Либерти».

- Российский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Осенние соблазны», «Маленькая принцесса», «Привет от Чарли-трубача».

- Российский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Усатый нянь», «Шла собака по роялю», «Руки вверх!».

- Российский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Аз и ферт», «Сибирочка», «Горыныч и Виктория», «Тайна сибирской княжны».

Полезные сервисы

грамматиков владимир александрович

Энциклопедический словарь

Грамма́тиков Владимир Александрович (р. 1942), российский кинорежиссёр. Поставил фильмы: «Шла собака по роялю» (1979), «Руки вверх!» (1981), «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты» (1983), «Сестрички Либерти» (1990), «Осенние соблазны» (1993) и др.

* * *

ГРАММАТИКОВ Владимир Александрович - ГРАММА́ТИКОВ Владимир Александрович (р. 1 июня 1942, Свердловск), российский режиссер и актер, заслуженный деятель искусств РФ (1995). Окончил актерский факультет ГИТИСа, был актером пантомимы. В кино дебютировал в 1963, снимался во множестве эпизодических ролей комедийного плана. В 1976 окончил режиссерский факультет ВГИКа и начал работать на киностудии имени Горького. Снимал сюжеты для киножурнала «Ералаш», в 1977 дебютировал как режиссер фильмом «Усатый нянь» с Сергеем Прохановым в главной роли. Поставил фильмы «Шла собака по роялю» (1978), «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (1982), «Мио, мой Мио» (1987), «Сестрички Либерти» (1990), «Маленькая принцесса» (1997). С 1998 - директор Киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького.

Большой энциклопедический словарь

Грамма́тиков Владимир Александрович (р. 1942), кинорежиссёр. Поставил в Москве фильмы: «Шла собака по роялю» (1979), «Руки вверх!» (1981), «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты» (1983), «Сестрички Либерти» (1990), «Осенние соблазны» (1993) и др.

Полезные сервисы