Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

евхаристия

Толковый словарь

ж.

Причащение как одно из семи христианских таинств, при совершении которого по завершении литургии верующие в виде вина и хлеба вкушают "тело и кровь" Христовы.

Толковый словарь Ушакова

ЕВХАРИ́СТИЯ, евхаристии, мн. нет, жен. (греч. eucharistia, букв. благодарение) (церк.). То же, что причащение.

Толковый словарь Ожегова

ЕВХАРИ́СТИЯ, -и, жен. То же, что причащение.

| прил. евхаристический, -ая, -ое. Евхаристическая молитва.

Толковый словарь Даля

ЕВХАРИСТИЯ - жен., греч., ·переводн. благодать. Таинство Св. Причащения. Евхарастический, к нему относящийся

Популярный словарь

Евхаристия

см. причащение

Словарь существительных

ЕВХАРИ́СТИЯ, -и, ж

Таинство в христианстве, которое заключается в том, что верующие в определенный момент литургии вкушают специально освященные хлеб и вино, символизирующие «тело и кровь» Христа;

Син.: причастие, причащение.

Увы, даже авторитета св. Феофана Затворника и св. Иоанна Кронштадского не хватает, чтобы убедить людей чаще приступать к Таинству Евхаристии (диакон А.Кураев).

Энциклопедический словарь

ЕВХАРИ́СТИЯ -и; ж. [греч. eucharistia - благодарение] = Причаще́ние.

Евхаристи́ческий, -ая, -ое.

* * *

евхари́стия (греч. eucharistía - благодарность), причащение, одно из таинств христианской церкви: во время богослужения верующие вкушают хлеб и вино, в которых, по их представлениям, воплощены «тело и кровь» Христа.

* * *

ЕВХАРИСТИЯ - ЕВХАРИ́СТИЯ (греч. eucharistia), то же, что причащение (см. ПРИЧАЩЕНИЕ).

Большой энциклопедический словарь

ЕВХАРИСТИЯ (греч. eucharistia) - то же, что причащение.

Энциклопедия Кольера

ЕВХАРИСТИЯ (греч. eucharistia - благодарение), главное христианское таинство. Происхождение. Согласно евангелиям (Мк 14:22-25 и параллельные места в других евангелиях), ритуальные трапезы, которые Иисус разделял со своими учениками, приобрели новый смысл на Тайной вечере, когда Иисус объявил, что хлеб и вино, над которыми он произнес благодарственную молитву, суть его Тело и Кровь, приносимые в жертву "за многих". Церковь продолжала осуществлять "преломление хлебов" (Деян 2:42), видя в нем таинство приобщения Тела и Крови Христовых (1 Кор 10:17), возвещение смерти Господней (1 Кор 11:26) и источник вечной жизни во Христе (Ин 6:53-58).

Католическое учение. Католическая церковь учит об истинном и субстанциальном присутствии Христа в таинстве евхаристии через действительное пресуществление хлеба и вина в его Тело и Кровь. В этом таинстве Христос возобновляет жертву, принесенную им Богу Отцу, при посредстве назначенного им совершителя таинства (надлежащим образом рукоположенного священника), распространяет ее действенность на тех, кто участвует в жертвоприношении, и на тех, кому преподается таинство, и предает себя в пищу верующим. В качестве богослужения евхаристия называется мессой (в православии - литургией), а в качестве таинства - причащением. Веществом для евхаристии служат хлеб (квасной в большинстве Восточных церквей и пресный - в Западной) и вино, смешанное с небольшим количеством воды (древний обычай смешивать вино с водою получает здесь символический смысл, знаменуя двуединство божественного и человеческого начала во Христе). После освящения это больше не хлеб и вино, однако они сохраняют свои внешние качества, под видом которых в них присутствует сам Христос. Верующие поклоняются Христу в Святых Дарах непосредственно во время мессы, а также в преждеосвященных или запасных Дарах, которыми верующих причащают в другое время. Всякий, кто принял крещение, может приобщаться Св. Даров; однако причастие будет благотворно лишь в том случае, если причащающийся пребывает в "состоянии благодати" (т.е. не исключен из церковного общения и не пребывает в состоянии смертного греха). В Западной церкви к причастию обычно допускаются те, кто достиг разумного возраста и соблюдал предписанный пост. Католики, достигшие возраста причастия, должны присутствовать на мессе по воскресным дням и определенным праздничным дням и должны причащаться хотя бы раз в год, на Пасху, а также при угрозе смерти (т.н. viaticum - пища для последнего странствия). Частое или даже ежедневное причащение, широко практиковавшееся в древней церкви, все больше поощряется на Западе, особенно - после декрета Пия X относительно частого причащения (1905).

Православное учение. Учение Православной церкви о евхаристии в целом совпадает с учением Западной церкви - с тем лишь отличием, что учение о пресуществлении выражено здесь в менее строгой форме и самый момент пресуществления хлеба и вина связывается с призыванием на Святые Дары Святого Духа, а не с произнесением слов, изреченных Христом при установлении таинства. См. также МЕССА.

Протестантские учения. Вожди Реформации, выступая против "механистических", в их представлении, воззрений на евхаристию, интерпретировали ее прежде всего как обетование прощения и милости к верующим силою жертвы, принесенной Христом. Лютер и лютеране настаивают на "реальном присутствии" Христа в веществах евхаристии. Кальвин и реформатские церкви учат только о "духовном" присутствии в хлебе и вине Тела и Крови Христовых, к которым приобщаются те, кто воспринимает их с верою. Другие протестанты понимают "преломление хлебов" как символическое напоминание о Тайной вечере, в котором Христос пробуждает и укрепляет веру Своих причастников. Даже те, кто отрицает "внешнее" таинство, например - Армия спасения или квакеры, верят, что приобщаются к некой скрытой духовной реальности. В англиканских церквах принято говорить о "реальном присутствии" Тела и Крови и о "жертве хвалы и благодарения", не давая более строгой дефиниции, которая указывала бы на приверженность католическому или традиционному протестантскому толкованию евхаристии; отношение к таинству евхаристии "высокой церкви" близко к католическому. С точки зрения норм, принятых в древней церкви, совершение евхаристии, или "вечери Господней" в протестантских церквях до недавнего времени осуществлялось достаточно редко, что было обусловлено не пренебрежительным отношением к евхаристии, а, напротив, ощущением важности и торжественности причащения. Правда, в англиканских церквах она совершается по крайней мере раз в неделю, либо как главная воскресная служба, либо - в более ранний час, а церковь Учеников Христа возродила новозаветную практику ежедневного причащения, однако в других протестантских деноминациях нормой остается ежемесячное причастие. Экуменическое движение 20 в. способствовало новому осмыслению евхаристии как таинства единения, и евхаристические службы стали проводиться, например, по случаю очередной ассамблеи Всемирного совета церквей (с учетом и с сохранением всех различий в подходе к евхаристии, характерных для отдельных христианских конфессий и деноминаций). Кроме того, в рамках экуменического движения был установлен "Всемирный день причастия" (в большинстве конгрегаций это первое воскресенье октября).

ЛИТЕРАТУРА

Шмеман А. Евхаристия. Таинство Царства. М., 1992 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

Гуманитарный словарь

ЕВХАРИ́СТИЯ (греч. ευχαριστια - благодарение) - одно из таинств в христианском культе. Истоки Е. восходят к др. обычаям совместных трапез при совершении жертвоприношений еще в языч. религиях. В иудаизме и раннем христ-ве Е. была благодарственной молитвой, а с 1 в. н. э. заняла центр. место в литургии и состояла в том, что верующие вкушали освященные хлеб и вино, в к-рых воплощаются "тело и кровь" Христа, и тем самым приобщались к Господу. В православии и католицизме все верующие вкушают хлеб и вино (в католицизме долгое время вкушался только хлеб), причем правосл. едят квасной хлеб, а католики - пресный. Лютеране не признают "пресуществления", допуская только соприсутствие тела и крови Христа, и считают Е. не таинством, а обрядом, символизирующим дух. единство верующих. В нек-рых протестантских конфессиях (евангельские христиане, баптисты, адвентисты и др.) специфич. формой Е. является "хлебопреломление". Е. предшествует чтение Св. писания, а также молитвы и пение. Она совершается в момент произнесения слов "…сотвори хлеб сей честное тело Христа твоего, а еже в чаше сей - честную кровь Христа твоего преломив Духом Твоим Святым. Аминь!" Как правило, Е. происходит только в храме.

Раннехристианский символ Евхаристии. Кон. 2 - нач. 3 в.

Раннехристианский символ Евхаристии. Кон. 2 - нач. 3 в.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ЕВХАРИСТИЯ (греческое eucharistia),

1) то же, что причащение.

2) Одно из названий Божественной литургии.

Словарь церковнославянского языка

 греч. (εὐχαριστία) благодарение. Этим именем называется приношение великой жертвы Тела и Крови Христовых, совершающееся на божественной литургии, а равно и самая эта жертва, т. е. так называются: 1) литургия, на которой приготовляются хлеб и вино (Св. Дары) и пресуществляются в истинные Тело и Кровь Христа, Сына Божия; 2) сами Тело и Кровь Христовы.

Практический толковый словарь

рел. православный ритуал. В память о последней трапезе Христа с учениками священник в присутствии верующих благословляет хлеб и вино, которые становятся символами тела и крови Иисуса. Съедая и выпивая их (причащаясь), верующие объединяются между собой и с Господом в единое тело Церкви.

Сборник слов и иносказаний

евхаристия - святое причастие

Ср. Euchariatia - святые тайны.

Ср. Ευχαριστία (ευ, хорошо - χάρις, милость) - благодарение, святая вечеря.

Орфографический словарь

евхари́стия, -и

Словарь ударений

евхари́стия, -и

Á сущ см. Приложение II

(в христианстве: та́инство причащения)

Вот эвхари́стия* другая,

Когда и ты, и милый брат,

Перед камином надевая

Демократический халат,

Спасенья чашу наполняли

Беспенной, мерзлою струей

И за здоровье тех и той

До дна, до капли выпивали!..

А. С. Пушкин, В. Л. Давыдову («Меж тем как генерал Орлов…»)

Сведения о происхождении слова:

Слово происходит от греческого εὐχαριστία, однако не сохраняет ударение на втором и, как в первоисточнике.

"Узелок на память":

Если постановка ударения в этом слове затрудняет вас, то, возможно, поможет ассоциация евхари́стия - причаще́ние: у обоих слов ударение падает на третий слог.

* Эвхари́стия - старинная орфография. Так у Пушкина.

Формы слов для слова евхаристия

евхари́стия, евхари́стии, евхари́стий, евхари́стиям, евхари́стию, евхари́стией, евхари́стиею, евхари́стиями, евхари́стиях

Синонимы к слову евхаристия

причащение, приобщение, благодарение, причастие, литургия

ЕВХАРИСТИЯ

ЕВХАРИСТИЯ, причастие, причащение

Грамматический словарь

евхари́стия ж 7a

Словарь иностранных слов

ЕВХАРИСТИЯ (греч. eucharistia, от eu - хорошо, и charis - милость). Таинство св. причащения.

Сканворды для слова евхаристия

- Причащение (тип иконы).

- Христианское таинство.

Полезные сервисы