Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

карсавин

Грамматический словарь

Карса́вин ф. <мс 1а>

Полезные сервисы

карсавин лев платонович

Энциклопедический словарь

Карса́вин Лев Платонович (1882-1952), религиозный философ и историк-медиевист. Брат Т. П. Карсавиной. В 1922 выслан за границу. Жил в Берлине, с 1926 в Париже, участвовал в «евразийском движении». Профессор университетов в Каунасе (с 1928) и Вильнюсе (1940-1946). В 1946 арестован и отправлен в воркутинские концлагеря, умер в лагерной больнице в Абези. Труды о религиозной жизни в средневековой Италии, о католичестве, по философии истории, философии личности.

* * *

КАРСАВИН Лев Платонович - КАРСА́ВИН Лев Платонович (1882-1952), русский религиозный философ и историк-медиевист. Брат Т. П. Карсавиной (см. КАРСАВИНА Тамара Платоновна). В 1922 выслан за границу; профессор университетов в Каунасе (с 1928) и Вильнюсе (1940-46). Труды по средневековой Италии, философии истории, философии личности. Репрессирован; реабилитирован посмертно.

Большой энциклопедический словарь

КАРСАВИН Лев Платонович (1882-1952) - российский религиозный философ и историк-медиевист. Брат Т. П. Карсавиной. В 1922 выслан за границу; профессор университетов в Каунасе (с 1928) и Вильнюсе (1940-46). Труды по средневековой Италии, философии истории, философии личности. Репрессирован; реабилитирован посмертно.

Энциклопедия Кольера

КАРСАВИН Лев Платонович (1882-1952), русский философ, историк-медиевист. Родился 1 декабря 1882 в Петербурге. В 1901-1906 учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета. В 1913 защитил магистерскую, а в 1916 - докторскую диссертации. Обе были посвящены итальянскому Средневековью. В 1922 он был избран ректором Петроградского университета. Однако в том же году, вместе с другими деятелями культуры, Карсавин был выслан из страны. В эмиграции (Берлин, затем Париж) Карсавин публикует ряд философских трудов: Философия истории (1923), О началах (1925) и др. В 1928 становится профессором Каунасского университета. В 1949 Карсавин был арестован и отправлен в воркутинские лагеря. В нечеловеческих лагерных условиях, смертельно больной мыслитель буквально до последних дней продолжал заниматься творчеством, писал религиозно-философские сочинения, создавал шедевры философской поэзии, духовно поддерживал других заключенных. Источники метафизики всеединства Карсавина весьма обширны. Можно говорить о влиянии гностицизма, неоплатонизма, бл. Августина, восточной патристики, Николая Кузанского, А.С.Хомякова и Вл.С.Соловьева. Своеобразие карсавинской метафизики связано с развитыми им принципами методологии исторического исследования. Карсавин-историк решал задачи реконструкции иерархического мира средневековой культуры, обращая особое внимание на внутреннее единство различных ее сфер. Для идентификации "коллективного" в культурно-исторической реальности он ввел понятия "общего фонда" (общего типа сознания) и "среднего человека" - индивида, в сознании которого доминируют основные установки "общего фонда". Само человечество рассматривалось Карсавиным как результат самораскрытия Абсолюта, как богоявление (теофания). Мыслитель делает принцип триединства центральным в своей онтологии и историософии (первоединство - разъединение - восстановление). История в своих онтологических основаниях телеологична: Бог, Абсолют является источником и целью исторического бытия человечества как "всеединого субъекта истории". Человечество и тварный мир в целом представляют несовершенную иерархическую систему. Тем не менее это именно единая система, динамику которой, ее стремление вернуться к божественной полноте, к "обожению" определяет принцип триединства. Внутри человечества-субъекта действуют (индивидуализируются) субъекты низших порядков: культуры, народы, социальные слои и группы и, наконец, конкретные индивиды. Все эти "всеединые" объединения Карсавин именует симфоническими (коллективными) личностями. Все они несовершенны в своем единстве ("стяженное единство") но в то же время органический иерархизм разнообразных исторических сообществ указывает на возможность единства (симфонии) несоизмеримо более высокого порядка. Путь же "единства" механического, лишенного исторической органики и метаисторической цельности, связанный с неизбежной "атомизацией" индивида в рамках индивидуалистической идеологии либо его обезличивания под давлением идеологий тоталитарного типа, неизбежно оказывается тупиковым. Умер Карсавин в Абези (Коми АССР) 20 июля 1952.

ЛИТЕРАТУРА

Ванеев А.А. Два года в Абези: В память о Льве Платоновиче Карсавине. Брюссель, 1990 Карсавин Л.П. Сочинения. М., 1992 Карсавин Л.П. Философия истории. СПб, 1993

Гуманитарный словарь

КАРСА́ВИН Лев Платонович (1882-1952) - историк-медиевист, религ. философ и поэт. Род. в СПб., в театр. семье (одна из его сестер - знаменитая балерина Тамара Карсавина). В 1906 окончилист.-филол. ф-т Петерб. ун-та. По окончании ун-та работал в г-зиях, в 1909-10 и 1912-22 преподавал на Высш. жен. курсах. В 1916 получил степень д-ра ист. наук. В 1916 дух. акад. Петрограда (римско-католич.) присудила ему степень д-ра теологич. наук. С 1916 К. - ординарный проф., а в 1921-22 - ректор Ист.-филол. ин-та. В 1922 вместе с др. представителями рус. интеллигенции выслан из Сов. России. В 1922-26 К. жил в Берлине, где были изданы его наиб. значит. филос. работы: "Диалоги" (1923), "Джордано Бруно" (1923), "Философия истории" (1923), "О началах" (1925) и др. В 1926-28 К. жил в Париже, где акт. участвовал в евразийск. движении и даже стал его идейным руководителем. В 1928 К. занял каф. всеобщ. истории при гуманит. ф-те Каунас. ун-та в кач-ве проф. В 1931-37 выпустил "Историю европейской культуры" (5 т., на литов. яз.). С 1940 преподавал в Вильнюс. ун-те. С 1944 - дир. Вильнюс. худож. музея. После ареста и осуждения (1949) был отправлен в лагерь, где вскоре умер от туберкулеза.

К. - один из крупнейших представителей метафизики всеединства. Осн. категории и символы этого идейн. течения сложились у него в целостное систематич. учение. Оригинальность воззрений К. состоит в том, что всеединство трактуется им в 1-ю очередь в ист. аспекте - как единый божеств., космич., ист. процесс. К. - софианец, Софию понимает как любовно-мистич. причащение к Божеств. мудрости, в этом его концепция близка к теософским размышлениям раннехрист. гностиков и В. Соловьева. Ист. концепция К. была изложена в работах: "Основы средневековой религиозности..." (1915), "Культура средних веков" (1918), "Введение в историю" (1920), "Философия истории" (1923). Ист. метод К. сложился под влиянием Ж. Мишле, И. Тэна, представителей направления "культурно-ист. типов" (Н. Данилевский, К. Леонтьев, О. Шпенглер), методологии Г. Гегеля и Э. Дюркгейма. К. - один из родоначальников статистич. понимания истории, осн. на описании определ. ист.-культурных статистич. рядов, способных характеризовать состояние соц. психики об-ва конкр. эпохи. Согл. К., исследователь должен вжиться в эпоху, выделить в концентрир. виде типич. эл-ты ее мышления и на осн. таких явлений культуры, как архитектура, лит-ра, философия, нар. фольклор, описать осн. психич. стихию об-ва; такой подход позволил самому К. охарактеризовать и сравнить определ. ист. типы культур в плане их оригинальности и неповторимости. Цель историка - собрать и описать эти бесценные явленности Всеединства, а задача философа - осмыслить синтетич. взаимодействие культур, объяснить взаимоотношения Бога и личности в их единстве и инаковости. Опред. влияние филос.-богослов. концепция К. оказала на Н. О. Лосского.

Соч.: Религиозно-философские сочинения. Т. 1. М., 1992; Философия истории. СПб., 1993; Малые сочинения. СПб., 1994.

Л. П. Карсавин

Л. П. Карсавин

Полезные сервисы

карсавин, лев платонович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

КАРСАВИН Лев Платонович (1882 - 1952), российский религиозный философ и историк средневековой культуры. Брат Т.П. Карсавиной. В 1922 выслан за границу. Преподавал в Каунасе (с 1928) и Вильнюсе (1940 - 46). Опираясь на принцип всеединства В.С. Соловьева, стремился к созданию целостной системы христианского миросозерцания. Основные сочинения: "Философия истории" (1923), "О личности" (1929). Философско-поэтические произведения: "Поэма о смерти" (1931), "Сонеты" и "Терцины" (написаны в тюрьме и лагере). Репрессирован в 1949. Умер в лагере.

Полезные сервисы

карсавина

Сканворды для слова карсавина

- Эта русская балерина участвовала в подготовке Сони Хени, ставшей чемпионкой трёх Олимпиад.

- Русская балерина, входившая в состав Русского балета Дягилева и часто танцевавшая в паре с Вацлавом Нижинским.

Полезные сервисы

карсавина там. платонова

Гуманитарный словарь

КАРСА́ВИНА Там. Платонова (1885-1978) - балерина. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1902 (кл. П. Гердта). В 1902-18 артистка Мариинского т-ра, с 1912 балерина. Первая исполнительница партий: Коломбина ("Карнавал"), Султанша ("Исламей"), Бабочка ("Бабочки"), среди др. ролей: Лиза ("Тщетная предосторожность"), Фея Драже ("Щелкунчик"), Коломбина ("Арлекинада"), Аспиччия ("Дочь фараона"), Аврора ("Спящая красавица"), Жизель ("Жизель"), Эсмеральда ("Эсмеральда"), Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро"), Медора ("Корсар"), Никия ("Баядерка"). В 1909-14 в "Русских сезонах" первая исполнительница партий: Девушка ("Видение розы"), Балерина ("Петрушка"), Хлоя ("Дафнис и Хлоя"), Шемаханская царица ("Золотой петушок") и др. В 1918 с мужем, англ. дипломатом Брюсом, и малолетним ребенком бежала из России. В 1919-26 (с перерывами) танцевала в "Русском балете Дягилева", среди нов. ролей: Мельничиха ("Треуголка"), Соловей ("Песнь соловья"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"). В 1929-31 танцевала в англ. труппе "Баллет Рамбер", в 1930-35 К. - вице-президент англ. Королевской акад. танца. Дарованию К. был близок не только мир классич. балета, но и хореографич. новаторство. Утонченность линий, манящая красота поз, мягкая, слегка размытая пластика движений - все это в иск-ве К. было созвучно худож. исканиям А. Бенуа, Л. Бакста, К. Сомова и миру музыки М. Равеля и раннего И. Стравинского.

Т. П. Карсавина. Худ. С. Сорин

Т. П. Карсавина. Худ. С. Сорин

Полезные сервисы

карсавина тамара платоновна

Энциклопедический словарь

Карса́вина Тамара Платоновна (1885-1978), артистка балета. Сестра Л. П. Карсавина. В 1902-1918 в Мариинском театре; в 1909-1929 выступала в Русских сезонах и в труппе Русский балет С. П. Дягилева (главные партии в постановках М. М. Фокина). Среди партий: Девушка («Видение розы» К. М. Вебера), Жизель («Жизель» А. Адана), Балерина («Петрушка»), Жар-птица («Жар-птица», оба И. Ф. Стравинского). В 1930-1955 вице-президент Королевской академии танца в Лондоне.

* * *

КАРСАВИНА Тамара Платоновна - КАРСА́ВИНА Тамара Платоновна [25 февраля (9 марта) 1885, Санкт-Петербург - 26 мая 1978, Биконсфилд, близ Лондона], русская балерина.

Родилась в семье артиста балета П. К. Карсавина. Ее брат Л. П. Карсавин (см. КАРСАВИН Лев Платонович) - известный религиозный философ. Начала заниматься у отца, потом в Петербургском театральном училище у П. А. Гердта, А. А. Горского (см. ГОРСКИЙ Александр Алексеевич), К. Йогансона, совершенствовалась у Э. Чекетти и К. Беретта в Милане. В 1902-1918 танцевала в Мариинском театре (см. МАРИИНСКИЙ ТЕАТР), с 1909 - прима-балерина театра. Работу в Петербурге совмещала с выступлениями в «Русских сезонах (см. РУССКИЕ СЕЗОНЫ)» в Париже, впоследствии в «Русском балете» Сергея Дягилева (см. РУССКИЙ БАЛЕТ ДЯГИЛЕВА), где в течение многих лет исполняла ведущие партии.

Красивая, женственная (при этом прекрасно образованная) Карсавина была музой балетмейстера М. М. Фокина (см. ФОКИН Михаил Михайлович). Для нее он поставил лучшие партии в своих балетах - Коломбину в «Карнавале», Жар-птицу в одноименном балете (обе 1910), Девушку в «Видении розы», Балерину в «Петрушке», где ее партнером был В. Ф. Нижинский (см. НИЖИНСКИЙ Вацлав Фомич). Карсавина и Нижинский - «звездная пара «Парижских сезонов». В репертуаре балерины были также фокинские Армида в «Павильоне Армиды», Эхо в «Нарциссе» (1911), Шемаханская царица в «Золотом петушке» (1914), сольная партия в «Руслане и Людмиле». Она с одинаковым успехом выступала как в балетах, созданных с учетом ее индивидуальности, так и в произведениях классического наследия - в «Жизели», «Раймонде», «Спящей красавице», «Баядерке», «Тщетной предосторожности». Для Карсавиной ставил и другой балетмейстер дягилевской антрепризы Л. Ф. Мясин (см. МЯСИН Леонид Федорович) - он сочинил для нее демихарактерную партию Мельничихи в «Треуголке» (1919). Она танцевала и одну из девушек-современниц в «Играх», постановщиком которых был Нижинский. Ее ум и талант высоко ценил сам Дягилев - она была его близким другом и единственной женщиной в «художественном совете» его антрепризы.

В 1918 она навсегда покинула Россию и осела в Англии, где и провела большую часть жизни. Вторым браком была замужем за английским дипломатом Генри Дж. Брюсом, от которого родила сына. Последний раз выступила на сцене в 1931, впоследствии преподавала технику актерского мастерства, читала лекции, консультировала постановки балетов Фокина в Великобритании, в том числе «Жар-птицу» для М. Фонтейн (см. ФОНТЕЙН Марго) и «Видение розы», показала английскому балетмейстеру Ф. Аштону (см. АШТОН Фредерик) игровые сцены из «Тщетной предосторожности», когда в 1961 он ставил свою редакцию этого старинного балета. Карсавина - автор интереснейших мемуаров, учебных пособий по методике классического танца. Являлась вице-президентом Королевской академии танца Великобритании.

Большой энциклопедический словарь

КАРСАВИНА Тамара Платоновна (1885-1978) - российская артистка балета. Сестра Л. П. Карсавина. В 1902-18 в Мариинском театре; в 1909-29 выступала в Русских сезонах и в труппе Русский балет С. П. Дягилева (главные партии в постановках М. М. Фокина). В 1930-55 вице-президент Королевской академии танца в Лондоне.

Энциклопедия Кольера

КАРСАВИНА Тамара Платоновна (1885-1978), русская балерина, родилась в Петербурге. Ведущая балерина петербургского Императорского балета, выступала с труппой Дягилева с первых спектаклей и часто была партнершей Вацлава Нижинского. Первая исполнительница в балетах Фокина Шопениана (1908), Жар-птица (музыка Стравинского, 1910), Призрак розы (на музыку К.М.фон Вебера, 1911), Синий бог (музыка Рейнальдо Ана, 1912) и в балете Нижинского Игры (на музыку К.Дебюсси, 1913).

Полезные сервисы