сущ., кол-во синонимов: 1
киловар (1)
КВАРЕЛИ - КВАРЕ́ЛИ, город (с 1964) в Грузии, в районе Кахетия, в долине реки Алазани, в 19 км от железнодорожной станции Мукузани. Население 9 тыс человек (2004). Виноделие; эфиромасличный, сыромаслодельный заводы; трикотажная фабрика. Театр. Музей И. Г. Чавчавадзе (см. ЧАВЧАВАДЗЕ Илья Григорьевич). Дом-музей К. А. Марджанишвили (см. МАРДЖАНИШВИЛИ Константин Александрович).
КВАРЕЛИ - город (с 1964) в Грузии, в долине р. Алазани, в 19 км от железнодорожной станции Мукузани. 11,8 тыс. жителей (1991). Виноделие; эфиромасличный, сыромаслодельный заводы; трикотажная фабрика. Театр. Музей И. Г. Чавчавадзе. Дом-музей К. А. Марджанишвили.
- Русский архитектор, построивший здание Смольного института в Санкт-Петербурге.
- Русский архитектор, построивший Александровский дворец в Царском Селе.
- Русский архитектор, построивший здание Ассигнационного банка и Эрмитажный театр в Санкт-Петербурге.
КВАРЕНГИ (Quarenghi) (Гваренги) Джакомо (1744-1817) - российский архитектор. Представитель классицизма. По происхождению итальянец. В России работал с 1780. Монументальностью и строгостью форм, пластической законченностью образа отличаются павильон "Концертный зал" (1782-88) и Александровский дворец (1792-1800) в Царском Селе (ныне г. Пушкин), Ассигнационный банк (1783-99), Эрмитажный театр (1783-87), Смольный институт (1806-08) - в Санкт-Петербурге.
Кваре́нги Гваренги (Quarenghi) Джакомо (17441817), архитектор. По происхождению итальянец. С 1780 в России. Монументальностью и строгостью классицистических форм, пластической законченностью образа отличаются павильон «Концертный зал» (178288) и Александровский дворец (17921800) в Царском Селе (ныне г. Пушкин), здание Ассигнационного банка (178399), Эрмитажный театр (178387), Смольный институт (180608) в Санкт-Петербурге.
Кваре́нги Джакомо - Гваренги (Quarenghi) (1744-1817), архитектор. Представитель классицизма. По происхождению итальянец. В России работал с 1780. Придал крупным общественным зданиям и дворцовым постройкам законченную ясность планировочных решений и классических объёмов, монументальную торжественность и лаконичную строгость (Александровский дворец в Царском Селе, 1792-1800; Ассигнационный банк, 1783-1799, Эрмитажный театр, 1783-87, Смольный институт, 1806-08, - все в Санкт-Петербурге). Автор многочисленных пейзажно-архитектурных рисунков, тонко раскрывающих индивидуальный характер построек, в том числе памятников древнерусского зодчества. Издал гравированные альбомы своих архитектурных проектов.
* * *
КВАРЕНГИ Джакомо - КВАРЕ́НГИ (Quarenghi) (Гваренги) Джакомо (1744-1817), русский архитектор. Представитель классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ). По происхождению итальянец. В России работал с 1780. Монументальностью и строгостью форм, пластической законченностью образа отличаются павильон «Концертный зал» (1782-1788) и Александровский дворец (1792-1800) в Царском Селе (ныне г. Пушкин), Ассигнационный банк (1783-1799), Эрмитажный театр (1783-1787), Смольный институт (1806-1808) - в Санкт-Петербурге.
* * *
КВАРЕ́НГИ (Гваренги) (Quarenghi) Джакомо [20/21 сентября 1744, Валле-Иманья, около Бергамо, Италия - 18 февраля (2 марта) 1817, Санкт-Петербург], русский архитектор. По происхождению итальянец. Один из лучших мастеров зрелого классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) в России, чьи постройки повлияли на формирование облика Санкт-Петербурга.
Биография
Родом из старинной знатной семьи потомственных живописцев. Получил хорошее классическое образование. Обучался живописи в Бергамо у ученика Тьеполо (см. ТЬЕПОЛО Джованни Баттиста) Дж. Реджи, с 1763 - в Риме у Антона Рафаэля Менгса (см. МЕНГС Антон Рафаэль), затем у С. Поцци. В Риме сложились художественные взгляды Кваренги, сформировался его интерес к изучению античности (см. АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО). Он общался с Кановой (см. КАНОВА Антонио), Пиранези (см. ПИРАНЕЗИ Джованни Баттиста), с французским архитектором А.-Ф. Пейром. Важную роль в его обращении к архитектуре сыграла дружба с В. Бренной (см. БРЕННА Виктор Францевич).
Решающим событием в формировании стиля Кваренги стало его знакомство с наследием Палладио (см. ПАЛЛАДИО Андреа): он начал тщательно изучать античную и ренессансную архитектуру Италии. Много путешествовал, делал зарисовки и обмеры, обнаружил блестящие способности рисовальщика. До отъезда в Россию выполнил ряд проектов для итальянских и английских заказчиков.
В 1779 Екатерина II (см. ЕКАТЕРИНА II) просит барона Гримма найти римского архитектора для работы в Петербурге, и Гримм приглашает Кваренги, который в январе 1780 вместе с женой прибывает в Петербург и становится придворным архитектором. Строит в Петербурге, пригородах, в Москве и в провинции. Работает и над внутренней отделкой своих сооружений (интерьеры почти не сохранились). За свои заслуги получает потомственное российское дворянство и орден Св. Владимира I степени (1814).
Работает во всех основных архитектурных направлениях 2-й половины 18 - начала 19 веков: строительство и оформление дворцов, крупных государственных сооружений, общественных зданий разного типа (больницы, учебные заведения), театров, церквей, частных домов, садово-парковых павильонов. Во многом именно благодаря Кваренги складывается архитектурная типология этих направлений, формируется их классическая композиция, основные ордерные акценты, способ включения в городское пространство. Зодчий активно влияет на формирование архитектурного канона зрелого классицизма, сохранившего свою актуальность и в эпоху ампира (см. АМПИР). Классическая ориентация не мешала архитектору применять новые материалы, в частности, металлические конструкции: он стал автором проекта первого в России чугунного моста (в Царском Селе).
Деятельность при Екатерине II (1779-1796)
Это было самое плодотворное время в биографии архитектора, приехавшего в Петербург уже сложившимся мастером. Его творческое кредо основывалось на освоении и преломлении принципов античной архитектуры и наследия Палладио. Это совпало с ориентацией императрицы на античные постройки Рима. Среди первых заказов - Английский дворец в Петергофе (1781-1789, разрушен в Великую Отечественную войну), в котором творчески перерабатывались стилевые элементы Палладио.
Одновременно зодчий работает над многими проектами. В 1783-1789 возводится здание Академии наук. В нем сочетается мощный пластический акцент античного «большого» ордера с предельной лаконичностью решения стены. Рациональное членение ее строгой поверхности состоит только из карнизов и лишенных украшений окон. Прекрасный по своим пропорциям восьмиколонный ионический портик, завершенный фронтоном, опирается на рустованный цокольный этаж. От его центра симметрично расходится двухмаршевая лестница. Эти композиционные элементы организуют весь монументальный фасад здания и играют активную роль в его соединении с ландшафтом.
При строительстве Эрмитажного театра (1783-1787) Кваренги проявляет чуткость к живописным приемам барокко, «прочитывая» их в безупречно строгом стиле, что позволяет связать театр с архитектурой Растрелли (см. РАСТРЕЛЛИ Варфоломей Варфоломеевич) и подчеркнуть функциональные особенности, нарядность и праздничность сооружения. Арка с галереей над ней, перекинутая через канал, объединяет здание с уже сложившимся ансамблем Зимнего дворца (см. ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ). В здании Старого Эрмитажа Фельтена (см. ФЕЛЬТЕН Юрий Матвеевич) Кваренги создает так называемые «лоджии Рафаэля» для размещения в них копий с ватиканских росписей - это одна из лучших оформительских работ зодчего.
В 1783 начинается строительство грандиозного комплекса Ассигнационного банка (закончено в 1789). Здесь палладианская архитектурная композиция развивается и значительно усложняется. Центральное трехэтажное административное здание украшено шестиколонным коринфским портиком, поднятым над лоджией рустованного первого этажа. Здание расположено в середине двора, образованного оригинально решенным подковообразным корпусом денежных кладовых, и соединено с ними галереями. Торцы этого корпуса, выходящие на улицы, оформлены лоджиями.
Александровский дворец в Царском Селе (1792-1796) относится к шедеврам русского зодчества. Художественная фантазия автора, безошибочное композиционное чутье, совершенное владение ордерной системой и безупречный вкус в оформлении интерьеров проявляются здесь необычайно убедительно. Особенно прекрасна мощная двойная колоннада, соединяющая боковые крылья дворца, фланкированная монументальными проездными лоджиями с расходящимися в парк пандусами. Мотив проездной лоджии с пандусами акцентирует и фасад Юсуповского дворца на Фонтанке (1790-е гг.).
Сохранился отзыв о творчестве Кваренги в письме Екатерины II к Гримму: «…его постройки так хороши, что лучших и быть не может». Императрица оказывала покровительство всей семье архитектора, очень сочувствовала ему, когда Кваренги остался один с тринадцатью детьми после смерти жены от родов в 1793.
Деятельность при Павле I (1796-1801)
Павел I поручил Кваренги несколько важных построек. Самые значительные из них - Конногвардейский манеж (1804-1807) и Мальтийская капелла Пажеского корпуса (1798-1800). Манеж является частью ансамбля Исаакиевской площади. Центральный фасад удлиненного, отличающегося суровой простотой корпуса украшен пропорциональным восьмиколонным портиком строгого тосканского ордера с лоджией. Мальтийская капелла встроена в ансамбль Воронцовского дворца Растрелли, превращенного Павлом I в казарму. Сохранился блистательный интерьер с колоннадами, росписью, лепным и скульптурным декором.
В 1801 Кваренги участвует в завершении строительства Странноприимного дома графа Шереметьева в Москве (ныне Институт Склифосовского). Он вносит в ансамбль эффектные пластические акценты: открытая полуротонда церкви, портики выходящих на улицу торцов здания.
Деятельность при Александре I (1801-17)
Новый император, вкусы которого определял формировавшийся ампир, отодвинул великого мастера на второй план. Зодчий пережил один из самых тяжелых ударов судьбы: начатое по его проекту здание Биржи (см. БИРЖА (памятник архитектуры)) на Васильевском острове было сломано и заменено сооружением Тома де Томона (см. ТОМА ДЕ ТОМОН Жан). Однако Александр I поручает ему строительство крупных и важных с градостроительной точки зрения зданий: Кабинет Его Величества у Аничкова моста (1803-1805), Смольный (1806-1808) и Екатерининский институты (1804-1807). Ансамбль Кабинета пространственно акцентирует угол набережной Фонтанки и Невского проспекта. Цельность комплекса достигается проходящими по фасадам приставными ионическими колоннами с дорическим антаблементом. Ими оформлен и проезд, открывающийся на Фонтанку. Кваренги указывает, что нарушение ордерного канона сделано, чтобы «придать ионическому [ордеру] как можно большую силу и рельеф».
Смольный институт, оставаясь одним из самых монументальных парадных сооружений Петербурга, наглядно доказывает универсальные эстетические возможности архитектурного языка Кваренги. Не прибегая к новшествам, а лишь с тактом применяя излюбленные приемы (центрическую композицию, иерархическое соподчинение частей и целого, портик с фронтоном над лоджией первого этажа, пилястры «большого» ордера, украшающие протяженные фасады, скупое членение стены), он добивается благородства формы, ясности и простоты композиции, строгости пропорций.
В 1815 Кваренги создал проект храма Христа Спасителя в Москве. Последние 10 лет жизни мастер практически ничего нового не строил, школы после себя не оставил, но влияние его творчества заметно сказалось в свершениях К. Росси (см. РОССИ Карл Иванович).
Кваренги был похоронен на Волковом кладбище в Петербурге. В 1967 его прах был перенесен в некрополь Александро-Невской лавры (см. АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА).
КВАРЕ́НГИ Джакомо (1744-1817) - итал. архитектор, обучался в Риме, где среди его учителей был арх. В. Бренна. 1 сент. 1779 подписал контракт о поступлении на рус. службу. В кон. янв. 1780 К. приехал в С.-Петербург. Первым заказом Екатерины II К. была постройка церквей вокруг Царского Села - в Пулково, Моск. Славянке, Кузьмине (не сохр.) и храма-усыпальницы гр. А. Д. Ланского. Первой значит. постройкой К. в России стал дворец в английском парке Петергофа (1781-94, не сохр.). В этой работе зодчий как бы изложил свою арх. программу, в осн. к-рой лежало требование простоты и гармонии. В С.-Петербурге К. построил множество зданий, без к-рых сегодня невозможно представить город: Академию наук (1783-89), Эрмитажный т-р (1783-87), Ассигнационный банк (1783-99), Иностр. коллегию (1782-83), дворец Н. Б. Юсупова на Фонтанке (1789-92), Мариинскую больницу на Литейном просп. (1803-05), Екатерининский ин-т на Фонтанке (1804-07), Конногв. манеж (1804-07), Смольный ин-т (1806-08). В С.-Петербурге К. построил также ряд город. домов и усадеб, задав систему застройки город. среды. Ни один из многочисл. работавших одноврем. с К. блистат. архитекторов не повлиял своими постройками столь сильно на облик города, как К. До наст. времени в границах ист. центра С.-Петербурга сохранилось 19 построек, возвед. по его проектам. Одноврем. он работал и в пригородах С.-Петербурга. Помимо Английского дворца в Петергофе, он построил госпиталь с ц. в Павловске (1781-84), павильон "Концертный зал" (1782-88) и Александровский дворец (1792-96) в Царском Селе. В Москве по проектам К. построены дворец кн. А. А. Безбородко (несохр.), Странноприимный дом гр. Шереметева и др. Творчество К., в отличие от др. совр. ему последователя А. Палладио Чарльза Камерона, свободно от идиллич. утонченности, ему присуща строгость и лапидарность стиля. К. уловил желание вельмож во гл. с имп. быть похожими, по выражению А. С. Пушкина, на "земных богов", и создавал для них дворцы наподобие антич. храмов. Единств. роскошью, допускавшейся К., были портики с колоннами. Восьмиколонный портик, увенч. треугольным фронтоном, стал как бы визитной карточкой К. и характерным признаком петерб. архитектуры. За предельно строгими фасадами его построек скрываются интерьеры, оформленные цветным мрамором, зеркалами, полихромными плафонами и росписями стен, рельефами, мозаичными полами.
Дж. Кваренги. Здание Академии наук в Петербурге
Дж. Кваренги. Здание Эрмитажного театра в Санкт-Петербурге. 1783-87.
КВАРЕНГИ (Quarenghi) (Гваренги) Джакомо (1744 - 1817), архитектор, представитель классицизма. По происхождению итальянец. В России с 1780. Автор строгих, монументальных, пластически законченных построек (Смольный институт в Санкт-Петербурге, 1806 - 08, и др.).
Дж. Кваренги. Манеж Конногвардейского полка в Санкт-Петербурге.
Дж. Кваренги. Здание Ассигнационного банка.
кварк I
элементарная частица с электрическим зарядом, пропорциональным трети заряда электрона, ненаблюдаемая в свободном состоянии и являющаяся составной частью адронов - частиц, участвующих в сильном взаимодействии
Предполагается, что, например, барионы построены из трёх кварков, а мезоны из двух кварков (кварк - антикварк).
кварк , несущий положительный флейвор
Мезоны состоят из кварка и антикварка.
кварк II
мягкий нежирный творог
Продукты кисломолочные, кроме кварка, сметаны и творога.
КВАРК [англ. quark - слово якобы из романа Дж. Джойса «Поминки по Финегану»] - гипотетическая элементарная частица материи.
- Это название микрочастицы взято из романа Джойса «Поминки по Финнегану», где герою чудятся странные крики чаек.
- Частица, имеющая шесть ароматов.
- Очарованный в физике.
- Элементарная частица.
Ква́ркен Се́верный - Норра-Кваркен (Norra Kvarken), пролив в Балтийском море, соединяет северную и южную части Ботнического залива. Ширина 75 км, глубина от 6-7 м на востоке до 29 м на западе. Зимой замерзает.
* * *
КВАРКЕН СЕВЕРНЫЙ - КВА́РКЕН СЕ́ВЕРНЫЙ (Норра-Кваркен) (Norra Kvarken), пролив в Балтийском м., соединяет северную и южную части Ботнического залива. Ширина 75 км, глубина от 6-7 м на востоке до 29 м на западе. Зимой замерзает.
КВАРКЕН СЕВЕРНЫЙ (Норра-Кваркен) (Norra Kvarken) - пролив в Балтийском м., соединяет северную и южную части Ботнического залива. Ширина 75 км, глубина от 6-7 м на востоке до 29 м на западе. Зимой замерзает.
Ква́ркен Ю́жный - Сёдра-Кваркен (SÖdra Kvarken), пролив в Балтийском море, между Аландскими островами и Скандинавским полуостровом. Ширина около 40 км, глубина до 244 м. В суровые зимы замерзает.
* * *
КВАРКЕН ЮЖНЫЙ - КВА́РКЕН Ю́ЖНЫЙ (Седра-Кваркен), пролив в Балтийском м., между Аландскими о-вами и Скандинавским п-овом. Ширина ок. 40 км, глубина до 244 м. В суровые зимы замерзает.
КВАРКЕН ЮЖНЫЙ (Седра-Кваркен) - пролив в Балтийском м., между Аландскими о-вами и Скандинавским п-овом. Ширина ок. 40 км, глубина до 244 м. В суровые зимы замерзает.
мн.
Гипотетические частицы, из которых, предположительно, состоят элементарные частицы, участвующие в сильном взаимодействии.
Ква́рки - гипотетические фундаментальные частицы, из которых, по современным представлениям, состоят все адроны (барионы - из трёх кварков, мезоны - из кварка и антикварка). Кварки обладают спином 1/2, барионным зарядом 1/3, электрическими зарядами -2/3 и +1/3 заряда протона, а также специфическим квантовым числом - «цветом». Экспериментально (косвенно) обнаружены 6 типов («ароматов») кварков: u, d, s, с, b, t. В свободном состоянии кварки не наблюдались.
* * *
КВАРКИ - КВА́РКИ, гипотетические фундаментальные частицы, из которых по современным представлениям, состоят все адроны (барионы - из трех кварков, мезоны - из кварка и антикварка). Кварки обладают спином 1/2, барионным зарядом 1/3, электрическими зарядами -2/3 и +1/3 заряда протона, а также специфическим квантовым числом «цвет» (см. ЦВЕТ (квантовое число)). Экспериментально (косвенно) обнаружены 6 типов («ароматов») кварков: u, d, s, c, b, t. В свободном состоянии не наблюдались.
КВАРКИ - гипотетические фундаментальные частицы, из которых по современным представлениям, состоят все адроны (барионы - из трех кварков, мезоны - из кварка и антикварка). Кварки обладают спином 1/2, барионным зарядом 1/3, электрическими зарядами ?2/3 и +1/3 заряда протона, а также специфическим квантовым числом "цвет". Экспериментально (косвенно) обнаружены 6 типов ("ароматов") кварков: u, d, s, c, b, t. В свободном состоянии не наблюдались.
КВАРКИ, точечные бесструктурные частицы. Из кварков состоят все адроны. Кварки и лептоны в современной физике выступают как предельная ступень дробления материи. В свободном состоянии кварки не наблюдались. Косвенно установлено существование 6 типов кварков. Имеют дробный электрический заряд, кратный 1/3 заряда электрона e. Название "кварки" введено американским физиком М. Гелл-Маном; оно заимствовано из романа Дж. Джойса "Поминки по Финнегану", где означает нечто неопределенное, мистическое.
ква́рки
(назв. заимствовано амер. физиком М. Геллманом из романа Дж. Джойса "Поминки по Финегану" , где означало нечто неопределенное, мистическое) гипотетические частицы с дробным электрическим зарядом (1/3 и 2/3 заряда электрона), из которых, возможно, состоят элементарные частицы (адроны), участвующие в сильных взаимодействиях.
КВАРТ, -а, КВАРТОВИЧ, -а, м., КВАРТА, -ы, ж.
Двадцать пять рублей.
От общероманского quartus - четвертый, т. е. четвертая часть (от ста).
см. также: кварт
(лк)
quārtus четвёртый; quārta четверть, четвёртая часть
квартал четверть года или часть города, ограниченная, как правило, четырьмя улицами
квартет ансамбль из четырёх исполнителей или музыкальное произведение для такого ансамбля
квартерон «на четверть» негр (исп. cuarteron)
-а, муж. Стар. редк.
Отч.: Квартович, Квартовна.
Происхождение: (Лат. quartus - четвертый.)
Именины: 17 янв., 23 нояб.
См. Куарт.
КВАРТ а, м. quarte f.? Кварт. Четыре одномастных карты, идущих подряд. Терцов бывает шесть родов: перьвой называется мажор. 1791. Игрок 1 11. Кварт. Сие слово, в пикетной игре употребляется, означает четыре карты одной масти, по старшинству одна за другой следующих. Кварт бывает пяти родов: первый называется кварт мажор и состоит из туза, короля, дамы и валета; второй называется от короля и содержит в себе короля., даму, валета и десятку; третий от дамы.. а пятый от десятки, девяти, осьмерки и семерки. Ян. 1804. Есть пять разных квартов: квартмажор - туз, король, дама, валет. 1890. Шевляковский Комм. игры. По воцарившемуся ненадолго молчанию следовало судить, что начиналась новая сдача, а затем опять слышалось: "Кварт от дамы..". 1895. Альбов Юбилей. // А. 4 44.
КВАРТ (лат. qruartus - четвертый). В карточной игре, пикете: четыре одномастные карты, следующие одна за другою.
I ж.
Единица объёма жидкостей и сыпучих веществ, применяемая в некоторых странах и равная 1/4 галлона или 2 пинтам (немного больше литра).
II ж.
1. Четвёртая ступень диатонического звукоряда (в музыке).
2. Интервал в четыре ступени звукоряда.
III ж.
1. Четвёртая позиция или фигура (в фехтовании).
2. Один из приёмов парирования и выпада.
IV ж.
Единица длины в ряде стран Латинской Америки, равная 20 - 21 см.
КВА́РТА, кварты, жен. (от лат. quarta - четвертая).
1. Мера сыпучих тел, жидкостей (разной величины), а также соответствующего размера сосуд в некоторых странах. Кварта пива.
2. Четвертая ступень в диатонической гамме (муз.). Фа - кварта к до.
|| Соответствующий этой ступени интервал (муз.). Чистая кварта (в 2 1/2 тона или 5 полутонов). Транспонировать на кварту выше.
3. Четвертая позиция или фигура в фехтовании (спорт.).
КВА́РТА, -ы, жен.
1. В музыке: четвёртая ступень гаммы, а также интервал (во 2 знач.), охватывающий четыре ступени звукоряда.
2. Мера вместимости, объёма жидких и сыпучих веществ в разных странах, обычно немного больше литра.
| прил. квартовый, -ая, -ое (ко 2 знач.).
КВАРТА - жен. мера жидкостей, штоф кружка, восьмая либо десятая часть ведра.
| муз. четвертая нота вверх, относительно первой, средний из семи звуков, образующих лестницу.
| Четвертая струна (на скрипке она квинта). Квартовый, кварточный, к кварте относящийся. Квартал муж. четверть, несколько домов в городе, составляющих как бы одно целое, ограниченное кругом улицами. Город разделяется на части (концы), а части на кварталы (четверти). Квартальный, к кварталу относящийся
| сущ. полицейский чиновник, им заведующий. Квартант муж. книга в четвертку, в четверть листа. Квартет муж. музыка в четыре голоса или четыре инструмента. Квартетный, ко квартету относящийся. Квартетчик муж. сочинитель или участник в игре, в исполнении квартета. Кварт муж. в пикете: четыре карты кряду одной масти. Кварт-мажор: туз, король, дама, валет. Квартовать золото, сплавить одну долю золота с тремя долями серебра (лигатуры), для испытания и очистки его и приведения в пробу: только в этом содержании серебро начисто отделяется крепкой водкой от золота. -ся, быть квартуему. Квартованье ср., ·длит. действие по гл. Квартердек муж., мор. шканцы. Квартерон муж. четвертое поколение или третий приплод какой-либо помеси, как напр. негра и белого, испанских овец с простыми и пр. Кватерн муж. -на жен. в игре лото, выход четырех номеров в одном ряду клеток карты.
Кварта
-ы, ж.
1) Единица объема жидкостей и сыпучих веществ, в разных странах имеющая разную величину.
Кварта пива.
Налил [Петр] вином бокал, без малого - с кварту [и сказал]: - Отказываться по русскому обычаю от царской чаши нельзя, пить всем (А. Н. Толстой).
2) муз. Четвертая ступень от данной в диатонической гамме; интервал между данной ступенью и четвертой от нее в диатонической гамме.
Родственные слова:
ква́ртовый
Этимология:
От латинского quarta ‘четверть’.
Энциклопедический комментарий:
1 кварта равняется 1/4 галлона, или 2 пинтам. В Великобритании кварта для жидкостей равна 1, 136 л, в США - 0, 946 л, в Польше - 1 л. Прежняя русская мера жидкостей - кружка - также иногда называлась квартой.
КВА́РТА -ы; ж. [от лат. quarta - четвёртая]
1. Мера жидких и сыпучих тел в некоторых странах. К. пива.
2. Муз. Четвёртая ступень от данной в диатонической гамме. // Интервал между данной ступенью и четвёртой от неё в диатонической гамме.
* * *
кварта - I
[от лат. quarta (pars) - четверть], единица объёма (ёмкости, вместимости), применяемая в США, Великобритании и других странах. 1 кварта = 1/4 галлона, или 2 пинтам. Американская кварта для жидкостей - 0,9463 дм3, для сыпучих веществ - 1,1012 дм3. Прежняя русская мера жидкостей - кружка - также иногда называлась квартой; в Польше 1 кварта = 1 литр.
II
см. Интервал.
-ы, ж.
1. Мера жидких и сыпучих тел в некоторых странах.
Кварта пива.
2. муз.
Четвертая ступень от данной в диатонической гамме.
||
Интервал между данной ступенью и четвертой от нее в диатонической гамме.
[От лат. quarta - четвертая]
Кварта, ы, ж.
Старинная мера сыпучих тел немного больше литра.
► Сивухи кварту свистнет вдруг, как не бывало. // Гоголь. Вий //
ПОЛКВАРТЫ.
КВАРТ, -а, КВАРТОВИЧ, -а, м., КВАРТА, -ы, ж.
Двадцать пять рублей.
От общероманского quartus - четвертый, т. е. четвертая часть (от ста).
см. также: кварт
КВАРТА ы, ж. quatre pot. Мюид (muid). Винная мера, разделялся на 36 сетьеров или вельтов (setier, velte), вельт на 4 кварты (quarte pot), 8 пинт (pinte). 1831. Петрушевский Метрлогия 200.
КВАРТА (лат. quatra - четвертая). 1) мера емкости в Польше и во многих странах западной Европы = 1/10 ведра. 2) четвертая струна в некоторых инструментах. 3) четверть ноты.
- Четвертинка галлона.
- Музыкальный интервал.
- Английская мера объёма жидкости.
- Единица измерения объёма в Англии.
- В фехтовании - одна из основных позиций.
КВАРТА (единица объема) - КВА́РТА [от лат. quarta (pars) - четверть], единица объема (емкости, вместимости), применяемая в США, Великобритании и других странах. 1 кварта = 1/4 галлона или 2 пинтам. Американская кварта для жидкостей = 0,9463 дм3, для сыпучих веществ = 1,1012 дм3. Прежняя русская мера жидкостей - кружка - также иногда называлась кварта; в Польше кварта = 1 л.
I м.
Четвёртая часть отчётного года, равная трём месяцам.
II м.
Низшая городская административно-полицейская единица во главе с квартальным надзирателем (в Российском государстве до 1862 г.).
III м.
1. Часть города, ограниченная несколькими - обычно четырьмя - пересекающимися улицами.
2. Участок - обычно прямоугольной формы - леса, парка, виноградника и т.п.
КВАРТА́Л - сущ., м., употр. сравн. часто
Морфология: (нет) чего? кварта́ла, чему? кварта́лу, (вижу) что? кварта́л, чем? кварта́лом, о чём? о кварта́ле; мн. что? кварта́лы, (нет) чего? кварта́лов, чему? кварта́лам, (вижу) что? кварта́лы, чем? кварта́лами, о чём? о кварта́лах
1. Квартал - это четвёртая часть года, три месяца.
Срок ввода дома - первый квартал будущего года. | В этом квартале фирма выплатила своим сотрудникам хорошую премию.
2. Квартал - часть города, которая ограничена четырьмя пересекающимися улицами.
Рабочий квартал. | В городе был снесён старый жилой квартал.
3. Квартал - это часть улицы между двумя перекрёстками.
Я перешёл перекрёсток и в начале следующего квартала стал дожидаться попутной машины.
кварта́льный прил.
Квартальная бухгалтерская отчётность.
КВАРТА́Л (квартал неправ.), квартала, муж. (нем. Quartal от лат. quartus - четвертый).
1. Часть города, ограниченная несколькими пересекающимися улицами. «На весь квартал симфонию гремишь.» Грибоедов. В одном из отдаленных кварталов Парижа.
|| собир. Население такой части города (разг.). Весь квартал живо интересовался событиями.
|| часть улицы между двумя перекрестками (разг.). Я пошел ей навстречу, прошел два квартала, а ее всё не было.
2. Четвертая часть (3 месяца) отчетного года (офиц., канц.). Ассигнования на первый квартал все уже израсходованы.
3. Отделение городской полиции в середине 19 в. (ист.).
КВАРТА́Л, -а, муж.
1. Часть города, ограниченная пересекающимися улицами. Жить на углу квартала.
2. Четвёртая часть отчётного года. Отчёт за к.
3. В лесном хозяйстве: участок леса, ограниченный просеками, дорогами.
4. В царской России: низшая городская административно-полицейская единица, входящая в полицейский участок.
| прил. квартальный, -ая, -ое. К. отчёт. К. надзиратель (начальник квартала в 4 знач.; устар.). Служить квартальным (сущ.).
КВАРТА́Л1́, -а, м
Промежуток времени, равный трем месяцам; 1/4 часть года.
Сегодня у нас… што? Двадцать седьмое? Через три дня октябрь месяц. Пойдет четвертый квартал (Шукш.).
КВАРТА́Л2́, -а, м
Место в населенном пункте, обычно в городе, ограниченное четырьмя взаимно-пересекающимися улицами или площадями; как правило, образует квадрат или прямоугольник.
Лошадь прошла один квартал и сама, без всякого приказания, по привычке остановилась напротив деревянного дома с вывеской «Чайная» (Войн.).
КВАРТА́Л -а; м. [нем. Quartal из лат. quartus - четвёртый]
1. ква́ртал, -а (проф.). Четвёртая часть года (три месяца). Первый к. Отчёт о работе за к. Закончить работу во втором квартале будущего года.
2. Часть города, ограниченная (обычно) четырьмя пересекающимися улицами и площадями. Строятся новые городские кварталы. // Разг. Часть улицы между двумя перекрёстками. Магазин находится в двух кварталах отсюда.
3. Устар. В России до 1862 г.: отделение городской полиции.
4. Спец. Участок засаженной земли (леса, поля, виноградника и т.п.), обычно прямоугольный.
◁ Кварта́льный, -ая, -ое. К. план. К-ое задание. К-ые просеки. К. участок застройки.
* * *
кварта́л (от лат. quartus - четвёртый), 1) четверть года (3 месяца).
2) Часть городской застройки, ограниченная улицами.
3) В Российской империи низшая городская административно-полицейская единица во главе с квартальным надзирателем. Состояла из нескольких улиц, входила в полицейский участок.
4) В лесном хозяйстве участок, ограниченный просеками, дорогами и т. д.
* * *
КВАРТАЛ - КВАРТА́Л (от лат. quartus - четвертый),
1) четверть года (3 месяца).
2) Часть городской застройки, ограниченная улицами.
3) В Российской империи низшая городская административно-полицейская единица во главе с квартальным надзирателем. Состояла из нескольких улиц, входила в полицейский участок.
4) В лесном хозяйстве участок, ограниченный просеками, дорогами и т. д.
КВАРТАЛ (от лат. quartus - четвертый) - 1) четверть года (3 месяца).
2) Часть городской застройки, ограниченная улицами.
3) В Российской империи низшая городская административно-полицейская единица во главе с квартальным надзирателем. Состояла из нескольких улиц, входила в полицейский участок.
4) В лесном хозяйстве участок, ограниченный просеками, дорогами и т. д.
-а, м.
1. Четвертая часть года (три месяца).
Первый квартал. Отчет о работе за квартал.
2. Часть города, ограниченная четырьмя пересекающимися улицами и площадями.
Под вечер мы поехали в Медвежий Лог, где когда-то стоял единственный чум, --- а теперь раскинулись два великолепных, просторных квартала двухэтажных домов. Каверин, Два капитана.
|| разг.
Часть улицы между двумя перекрестками.
3. разг. устар.
Отделение городской полиции в России до 1862 г.
В квартале прописан он [Райский] отставным коллежским секретарем. И. Гончаров, Обрыв.
4. спец.
Участок засаженной земли (леса, поля, виноградника и т. п.), обычно прямоугольный.
[нем. Qartal из лат.]
Квартал, а, м.
Четвертая часть года, на которую составляется народнохозяйственный план.
• Отчет о работе за квартал. МАС, т. 2, 44.
== Конец квартала.
Период авральной работы по выполнению квартального плана.
• Не советую, выпущено в конце квартала - перегорит. Кал.-81, 15 окт.
Квартал, а, м.
Отделение городской полиции в России до 1862 г.
► В квартале прописан он [Райский] отставным коллежским секретарем. // Гончаров. Обрыв //
Квартал, у этого слова есть два главных значения, одно - пространственное (часть города, ограниченная пересекающимися улицами (обычно четырьмя), а другое - временно<span class=rvts45>;</span>е (одна четвертая часть года). В каком бы из этих значений ни использовалось слово квартал, оно всегда имеет одно ударение - на втором слоге. Есть грамотеи, которые с пеной у рта будут вас убеждать, что, мол, если есть часть года, то кварта/л, а вот если часть города, то тогда ква/ртал. Не верьте им. Единственно правильная форма этого слова - кварта/л.
Á сущ см. Приложение II
(во всех знач.)
За городом вырос пустынный кварта́л
На почве болотной и зыбкой.
Там жили поэты, - и каждый встречал
Другого надменной улыбкой.
А. А. Блок, Поэты
- Уж ты б, Зин, лучше помолчала бы -
Накрылась премия в кварта́л!
Кто мне писал на службу жалобы?
Не ты?! Да я же их читал!
В. С. Высоцкий, Диалог у телевизора
Сведения о происхождении слова:
Это позднелатинское по происхождению слово заимствовано русским языком из немецкого, ср. Quartál, оно сохраняет ударение языка-посредника.
"Узелок на память":
Если ударение в этом слове затрудняет вас, то, возможно, поможет ассоциация кварта́л - отчёт: у обоих слов ударение падает на второй слог.
кварта́л, кварта́лы, кварта́ла, кварта́лов, кварта́лу, кварта́лам, кварта́лом, кварта́лами, кварта́ле, кварта́лах
Заимств. в Петровскую эпоху из нем. яз., где Quartal < ср.-лат. quartalis, суф. производного от quarta «четверть» (см. карьер). Буквально - «четверть» (года, города).
Квартал - когда люди составляют квартальный план, они планируют свою деятельность на три месяца вперед. И квартальную премию получают по итогам работы за прошедшие три месяца. При этом латинское quartus - четвертый. На первый взгляд, странно. Но мы умеем считать и поэтому понимаем, что три месяца - как раз и есть четвертая часть года, квартал.
От quartus происходит и другой квартал - ряд строений, часть города. Но ведь не четвертая же! В городе может быть много сотен кварталов! С этим тоже не так уж трудно разобраться. Некоторое количество зданий, ограниченное улицами справа, слева, спереди и сзади, то есть с четырех сторон - вот что такое городской квартал. (См. также квартира)
КВАРТАЛ а, м. quartier de noblesse. един. Поколение дворянства. Можно назвать ее <Германию> стоком всех нечистот и после того прошу доказывать шестнадцать кварталов происхождения. 1848. А. П. Ермолов Письма. // РС 1876 10 243.
КВАРТАЛ (ново-лат. quartal, от quartus - четвертый). Известное число домов в городе, вверенное полицейскому надзору особого офицера, называемого квартальным надзирателем.
- «Временной интервал», расположенный в городе.
- Общая часть города и года.
- Три месяца.
- Спальный ... мегаполиса.
- От светофора до светофора.
- Единица времяисчисления для бухгалтера.
- Часть города.
- Часть города, ограниченная четырьмя пересекающимися улицами.
- Участок в лесном хозяйстве.
- Роман Джона Стейнбека «... Тортилья-Флэт».
- Фильм Романа Полански «Китайский ...».
- Сборник русского поэта Семёна Кирсанова «Ударный ...».
1. См.: КЕБ.
2. Микрорайон проспекта Мориса Тореза вдоль парка "Сосновка".
Ср.: ДОМА ЕВРЕЙСКОЙ БЕДНОТЫ.