Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

кусково

Энциклопедический словарь

Куско́во - усадебный ансамбль XVIII в. в Подмосковье (с 1960 в черте Москвы). Принадлежал графам Шереметевым. С 1918 музей (с 1938 Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века»). Включает дворец, построенный под руководством архитектора К. И. Бланка во второй половине XVIII в. в стиле классицизма; регулярный, украшенный скульптурой парк с павильонами «Грот», «Оранжерея» (проекты крепостного архитектора Ф. С. Аргунова, вторая половина XVIII в.); «Эрмитаж» (вторая половина XVIII в.), «Итальянский» (середина XVIII в.) и «Голландский» (середина XVIII в.) домики.

* * *

КУСКОВО - КУСКО́ВО, усадебный ансамбль 18 в. в Подмосковье (с 1960 в черте Москвы). Принадлежал графам Шереметевым (см. ШЕРЕМЕТЕВЫ). С 1918 музей (с 1938 Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века»). Сооружен в 1740-70-х гг. крепостными архитекторами Ф. С. Аргуновым, М. Ф. Мироновым, Г. Е. Дикушиным и др. при участии К. И. Бланка (см. БЛАНК Карл Иванович). Сохранились: дворец, построенный в стиле классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ), церковь Спаса Нерукотворного, колокольня, «Грот», «Итальянский» и «Голландский» домики, «Оранжерея», Эрмитаж, украшенный скульптурой парк.

История возникновения

Фельдмаршал и граф Борис Петрович Шереметев (см. ШЕРЕМЕТЕВ Борис Петрович) в 1715 приобрел у своего младшего брата подмосковное село Кусково. В купчей указано, что в селе имелись: «церковь деревянная..., четвертная пашня, и лec, и сенные покосы, и всякое угодье». Через некоторое время облик Кускова изменился: появились каменная церковь, плодовый сад, богато отделанный барский дом.

Свой нынешний вид усадьба приобрела в середине 18 в., когда сын петровского фельдмаршала граф Петр Борисович Шереметев (см. ШЕРЕМЕТЕВ Петр Борисович) решил превратить подмосковную вотчину в дом для приема гостей, увеселений и праздников. Граф, получивший музыкальное образование в Париже, любил театр и знал толк в различных искусствах. Многомиллионное состояние позволяло ему не останавливаться перед огромными финансовыми затратами и привлекать к работам первоклассных архитекторов. Использовался и труд крепостных, собранных из различных имений: архитекторов, живописцев (Аргуновы (см. АРГУНОВЫ) и др.), резчиков, садовников.

Наиболее трудоемкими были работы по осушению болот, однако уже к середине 1750-х гг. своими размерами и богатством убранства имение превзошло другие подмосковные усадьбы того времени. Центром архитектурного ансамбля стал дворец; рядом церковь Всемилостивого Спаса - самая ранняя из сохранившихся построек (1737-39; колокольня, 1792, архитекторы А. Ф. Миронов, Г. Е. Дикушин). Украшенный скульптурами фасад придает ей парадность, необходимую в соседстве с дворцом. За церковью находится служебное помещение - Кухонный флигель (1755, архитектор Ф. С. Аргунов), в регулярном пейзажном парке - скульптура и различные сооружения. Нарушение симметрии в планировке парка и в расположении построек придает ансамблю удивительную живописность.

Дворец

Дворец в стиле классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) был построен (1769-75, под руководством К. И. Бланка; в интерьере росписи 18 - начала 19 вв.) на месте «Старых хором». Вход во дворец решен в виде 6-колонного портика с двумя пологими пандусами вместо парадных лестниц. Портик и все здание дворца выполнены из дерева, фасады и интерьеры богато украшены деревянной резьбой. Боковые выступы фасада оформлены легкими декоративными портиками, с обеих сторон от дворца протянулась изящная металлическая решетка. Сохранились отделка и убранство многих интерьеров, более 60 мраморных статуй и бюстов 18 в.

Парадную анфиладу залов открывает прихожая-гостиная. Ее стены были обиты голубым шелком, украденным отступающими французами во время Отечественной войны 1812 (см. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 года). Интерьеры кусковского дворца представляют собой тщательно продуманный и мастерски выполненный ансамбль парадных залов и жилых помещений. При отделке интерьеров использовались дорогие материалы: бронза, шелк, ковры. Однако чаще применялась тисненая проклеенная бумага, которую затем красили или золотили, что было намного быстрее и дешевле (Малиновая гостиная, Столовая, Танцевальный зал).

Большинство картин над дверями и каминами (как правило, копии с гравюр на мифологические и аллегорические сюжеты) выполнялись крепостными художниками. Самым нарядным помещением дворца является Малиновая гостиная. Ее украшает резная мебель работы крестьянских мастеров, китайские фарфоровые вазы, светильники из позолоченной бронзы с хрустальными подвесками, скульптура и живопись. Некоторые предметы изготавливались специально для этой гостиной. Рядом с Малиновой гостиной находится Парадная спальня, отделанная с особой пышностью (парадные залы, оформленные в виде спален, имелись во многих барских дворцах 18 в.).

В картинной гостиной (типичное помещение для дворцов того времени) были собраны картины иностранных художников. При их расположении использовался «шпалерный» принцип, то есть картины вешались симметрично с учетом их размера и колорита, художественное качество во внимание не принималось. Живопись, как обои, покрывала поверхность стен.

Танцевальный зал - самый большой и нарядный интерьер дворца: огромная картина-плафон (см. ПЛАФОН), множество зеркал, белая с позолотой отделка стен, прекрасный паркет, над дверями скульптурные десюдепорты (см. ДЕСЮДЕПОРТ), изображающие подвиги Муция Сцеволы. Игра света в хрустальных подвесках люстр и жирандолей, позолоченные гирлянды и венки из тисненой бумаги, украшения на каминах и филенках дверей создавали поистине феерическую картину.

Парк

Из окон дворца виден партер прекрасного кусковского парка (ныне парк «Кусково»), композиция которого с его системой прудов, каналов и построек сложилась к середине 1750-х гг. В 18 в. парк (около 30 га) состоял из регулярной и пейзажной части. Пейзажная часть (частично сохранилась), где культивировалось подражание естественной природе, располагалась севернее «Оранжереи».

Планировка регулярной части парка имела строгие, прямые аллеи и дорожки и подчинялась геометрическому началу. Эти участки парка, расположенные по обеим сторонам партера, были уравновешены симметричной прокладкой дорожек и аллей. За партером регулярной части парка дорожки сходились, образуя многолучевые звезды, перспективу каждой дорожки замыкал садовый павильон или скульптура. В западной части парка были устроены качели, карусели, кегли и другие игры. В восточной части располагался так называемый воздушный театр. В центре партера установлена мраморная колонна с изваянием Минервы наверху.

В парке растут липа, береза, дуб, клен, тополь, сохранились две живописные лиственницы 200-летнего возраста.

Парковые павильоны

Парковые павильоны, замыкающие аллеи, имеют выразительные фасады. Самым старым парковым сооружением Кускова является «Голландский» домик (1749-51). Его краснокирпичный фасад эффектно отражается в водах небольшого прудика. В оформлении интерьера использованы голландские изразцы начала 18 в.

Эрмитаж - один из совершенных парковых павильонов русской архитектуры (1765-67, при участии К. И. Бланка) - предназначался для приема гостей без присутствия слуг, то есть для интимных и секретных встреч. Здание было оборудовано специальным подъемным столом, который накрывали в нижнем этаже и с помощью специального устройства поднимали на верхний, парадный этаж.

Лучшее произведение Ф. С. Аргунова - павильон «Грот» - строился около двадцати лет (1755-75) и был закончен уже после смерти архитектора. Интерьер павильона имитирует сказочную подводную пещеру. Стены покрыты узорами из морских раковин и камней. «Грот» - единственный в России такого рода павильон с полностью сохранившейся отделкой интерьера.

В «Итальянском» домике (1754-55, архитекторы Ф. С. Аргунов, Ю. И. Кологривов) интерьеры также прекрасно сохранились.

Парадный партер замыкает протяженное здание «Оранжереи» (1761-64, архитектор Ф. С. Аргунов) - уникальное сооружение, в котором выращивались экзотические растения и фрукты, устраивались обеды.

В труппе крепостного театра (см. КРЕПОСТНОЙ ТЕАТР) (здание не сохранилось) играла П. И. Жемчугова (см. ЖЕМЧУГОВА Прасковья).

Во время Отечественной войны 1812 усадьба была разорена французами, в 1871 частично восстановлена. Как выдающийся памятник русской художественной культуры Кусково после 1918 было превращено в музей-усадьбу. В 1932 здесь был размещен музей фарфора.

В 1938 оба музея были объединены под названием Музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века».

Большой энциклопедический словарь

КУСКОВО - усадебный ансамбль 18 в. в Подмосковье (с 1960 в черте Москвы). Принадлежал графам Шереметевым. С 1918 музей (с 1938 Музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII века"). Включает дворец, построенный под руководством архитектора К. И. Бланка во 2-й пол. 18 в. в стиле классицизма, регулярный, украшенный скульптурой парк с павильонами - "Грот", "Оранжерея" (проекты крепостного архитектора Ф. С. Аргунова, 2-я пол. 18 в.), "Эрмитаж" (2-я пол. 18 в.), "Итальянский" (сер. 18 в.) и "Голландский" (сер. 18 в.) домики.

Гуманитарный словарь

КУСКО́ВО - подмосковная (с 1960 в черте Москвы) резиденция графов Шереметевых, памятник усадеб. культуры эпохи рококо в России. Осн. строит. работы велись графом П. Шереметевым (1713-88), к-рый писал подробные указания и замечания к чертежам проектов своих арх. и по праву м. б. назв. гл. автором ансамбля. Начиная с 1740-х гг., в течение 20 лет строилась резиденция для парадных приемов, по размаху, худож. уровню, нарядности убранства сада и интерьеров уступавшая только царским резиденциям. На празднествах в Кускове собиралась вся Москва - до 50 000 чел., усадьбу посещали имп. Екатерина II и римский имп. Иосиф II. К., в соответствии с эстетикой времени его создания, - рукотворный пейзаж: из болотистого места сделали 17 прудов, каналы, каскады и извилистую речку с протоками, образующими островки. Ядро резиденции - сложившийся к сер. 1750-х гг. регулярный сад франц. типа, окруж. с 3-х сторон каналами. С юга - гл. дом, фасад к-рого выходит к прямой линии берега пруда, протянувшейся вдоль сада на 800 м. Ось ансамбля проходит от центра дворца на юг через пруд по каналу и направлена на старинную, 1630-х гг., церковь в соседнем Вешнякове (в 2 км от К.). На канале перспективу замыкал фонтанный каскад. Дворец - последнее по времени здание ансамбля. Он построен под рук-вом К. Бланка по указаниям П. Шереметева; классич. фасады исполнены по проекту франц. арх. Ш. де Вальи. Дерев., но декориров. под кам. формы, на высоком кам. цоколе (с обширными винными погребами), дом протянулся на 66 м. Во дворце прекрасно сохранились изящные интерьеры, переходные от рококо к классицизму. Поблизости от гл. дома, симметрично относительно центр. оси ансамбля, - Голландский (1749-51, арх. неизв.) и Итальянский (1754-55, арх. Ю. Кологривов, Ф. Аргунов) домики, со своими маленькими садами, воплощающие представление о культурах, оказавших огромное влияние на Россию 18 в. Это первые в садах России театрализов. уголки такого типа. На берегу пруда напротив Грота была Менажерия: 5 стоявших полукругом изящных павильонов для лебедей, журавлей, американских гусей, фазанов, пеликанов. От центра садового фасада дома в регулярный парк стиля рококо идут 3 композиц. луча. Средний луч замыкается зданием Большой Оранжереи (1761-64, арх. Ф. Аргунов?), образуя великолепный партер - огромный зал под открытым небом. В партере (и др. местах сада) находится более 60 мраморных статуй и бюстов 18 в. (в т. ч. работы моск. мастеров по рис. арх. Ю. Кологривова). Сад украшали и живые зеленые скульптуры - искусно подстриж. в виде зверей, птиц и людей буки и тиссы. В центр. павильоне Оранжереи был двусветный зал для концертов и балов с хорами для музыкантов. Аллеи в обеих частях сада сходятся к площадкам с павильонами. В саду было устроено множество беседок, трельяжей и т. п., тупиковые аллеи завершались зеркалами или иллюзорными расписными перспективами. Из садовых затей К. дерев. расписные дамы и кавалеры - единств. сохранившиеся в России садовые обманки, некогда обязат. принадлежность театрализов. рокайльных садов. Левый луч ведет на северо-запад от дома к Эрмитажу (1765-67, арх. К. Бланк). На сев.-вост. луче симметрично Эрмитажу был Вольер, дальше по аллее у границы сада была круглая беседка - Бельведер, и дорога продолжалась за пределы сада к селу Владычину. Южнее Бельведера, на оси от Эрмитажа через Вольер, - зеленый (воздушный) театр. В 1780-х гг. вокруг регулярного ядра сада была устроена англ. роща Гай, с водопадами, грудами камней, горами и оврагами. Здесь, как и подобает английским паркам, были дом Уединения, Философский домик, отделанный внутри зеркалами, храм Тишины, образцовый скотный двор с восковыми куклами, пирующими за столом, Китайская пагода, многочисленные колокольчики к-рой звенели от дуновения ветерка. Тогда же здесь построили театр, ставший при сыне графа Петра Борисовича, Николае Петровиче, лучшим в России. Блестящая крепост. труппа Кускова ставила оперы, балеты, трагедии. Здесь началась сценич. биография Прасковьи Жемчуговой. За прудом, по сторонам канала к Вешнякам, были руины, зверинец с 600 зверями и замок, включавший Конюшенный, Скотный и Псарный дворы. Зенитом славы К. стал 1792, когда на великолепный праздник здесь собралось 30 тыс. гуляющих. Граф Н. П. Шереметев охладел к К. и начал строить резиденцию с театром в Останкине. До наших дней сохранилась главным образом ст. ч. усадьбы - регулярный сад. В 1918 усадьба была национализирована и превращена в музей; в 1932 в К. размещен музей стекла и фарфора (коллекция, реквизир. у А. В. Морозова), в 1938 оба музея объединены под назв. "Музей керамики и Усадьба Кусково 18 в.".

Лит.: Вергунов А. П., Горохов В. А. Русские сады и парки. М., 1988 [с библиографией].

Синонимы к слову кусково

сущ., кол-во синонимов: 1

город (2765)

Грамматический словарь

Куско́во с 1а—, §24

Сканворды для слова кусково

- При возведении этой своей усадьбы, прозванной современниками «московским Версалем», граф Шереметьев существенно снизил затраты, приказав строить дворец из дерева, но окрасить под камень.

- Музей-усадьба в Москве.

- Усадьба графа Шереметева.

Полезные сервисы

кусковой

Толковый словарь

прил.

Нарезанный, наколотый кусками [кусок I 1.].

Толковый словарь Ушакова

КУСКОВО́Й, кусковая, кусковое (спец.). Нарезанный, наколотый кусками, в кусках. Кусковое мыло. Кусковой сахар.

Толковый словарь Ожегова

КУСО́К, -ска́, м.

Энциклопедический словарь

КУСКОВО́Й -а́я, -о́е. Нарезанный или наколотый кусками, в кусках. К. сахар.

Академический словарь

-а́я, -о́е.

Нарезанный или наколотый кусками, в кусках.

Кусковой сахар.

Орфографический словарь

кусково́й

Словарь ударений

кусково́й

B/ пр; 115 см. Приложение II

Сведения о старой норме ударения:

Произнося данное прилагательное по-иному - куско́вый, - вы следуете старой норме, приводившейся словарями.

Формы слов для слова кусковой

кусково́й, кускова́я, кусково́е, кусковы́е, кусково́го, кусковы́х, кусково́му, кусковы́м, кускову́ю, кусково́ю, кусковы́ми, кусково́м, кускова́, кусково́, кусковы́, кускове́е, покускове́е, кускове́й, покускове́й

Синонимы к слову кусковой

прил., кол-во синонимов: 4

кусковый, рафинадный, ломтевой, кусковатый

Морфемно-орфографический словарь

кус/к/ов/о́й.

Грамматический словарь

кусково́й п 1b⌧

Полезные сервисы