Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

аналогия

Лингвистика

Анало́гия

(греч. ἀναλογία - соответствие, сходство,

соразмерность) - процесс формального и/или семантического уподобления одной единицы языка другой или перенос отношений,

существующих в одной паре (серии) единиц, на другую пару (серию).

Применение аналогии означает использование в речевой деятельности структурного образца и

создание на его основе новых единиц. В процессы аналогического

выравнивания вовлекаются единицы разного уровня,

протяжённости, строения и т. п. Действие аналогии проявляется при

обобщении любой модели, правила и т. п. и её

(его) распространении на новые единицы. Оно предполагает существование

образца как источника подражания и воспроизведения: так, на основе

соотношения типа «стол : столы» или «дом : домик» образуются формы

«столб : столбы» или «кот : котик» и другие аналогичные образования,

т. е. на основе подобных соотношений создаются формы по принципу решения

«пропорционального уравнения» - «стол : столы = x : столбы» или

«столбы : x» и т. п. Внутренний механизм аналогии состоит поэтому в

обнаружении (вычислении) четвёртой искомой (неизвестной) величины в

пропорции по указанной формуле. На этом же принципе основана методика морфологического анализа, связанная в отечественном языкознании с именами

Ф. Ф. Фортунатова, А. М. Пешковского и других, в зарубежном языкознании

с так называемым квадратом Дж. Х. Гринберга (ac : bc = ad : bd).

Аналогия выступает как важный фактор развития и функционирования языка, позволяющий говорящему легко переходить от

корпуса известных ему форм к созданию новых (вследствие их новой

комбинаторики, благодаря следованию определённой модели, схеме и

т. д.).

Аналогия проявляется на всех уровнях строения языка и имеет

основополагающее значение для овладения родным языком в детском

возрасте, для естественного пользования родным языком, при обучении

иностранному языку и вообще для формирования устойчивых навыков речи.

Особенно ярко проявляется действие аналогии в детской речи, где она оказывается основным

инструментом освоения языка; нередко, овладев той или иной структурой

или конструкцией, ребёнок распространяет затем представление о

способе их формирования на все единицы данного класса, откуда неузуальные формы типа «поросёнки», «плакаешь» и

т. д. Образование форм по аналогии широко представлено в диалектной речи и в просторечии.

Аналогия двойственна по своей природе и последствиям. С одной

стороны, благодаря способности к генерализации правила она может

выступать как организующее и упорядочивающее начало (ср. понятия

давления системы, парадигматического

выравнивания и др.) и оказывается орудием системности в языке. В этом качестве она

увеличивает ряды правильных, регулярных форм, воспроизводя и повторяя

некие образцы в широком масштабе. С другой стороны, способствуя

преобразованию отклоняющихся от данной модели форм, она может

выступать уже не как консервирующее и консервативное, а как

преобразующее начало, формируя новые ряды форм. Таким образом, она может

лежать как в основе репродуктивной, так и в основе продуктивной,

творческой деятельности; может быть источником как регулярных, так и

нерегулярных или дублетных форм (ср. диал. «пеку : пекёшь», «ехай» и

т. п.; ср. также в литературном русском языке

«махать : махаю» наряду с «машу»). Отсюда разное понимание аналогии и её

роли в эволюции и развитии языков - либо как фактора регулярности,

либо, напротив, как средства появления разного рода инноваций,

отклонений, исключений и даже аномалий.

Истоки диалектического понимания аналогии отмечены в трудах античных грамматистов, у которых это понятие было

противопоставлено понятию аномалии и где оба они отражали

крайние точки зрения на вопрос о том, насколько регулярен язык. Формы,

объясняемые действием аналогии, трактовались как обнаруживающие

«соразмерность значения и выражающей его формы», как регулярные;

отклоняющиеся от них и не обнаруживающие указанных свойств - как

аномальные (греч. ἀνωμαλία

‘несогласие’). Аналогисты искали в языке правильные образцы

классификации форм и ввели в научный обиход понятие парадигмы, образца; аномалисты указывали на

существование в языке многочисленных форм, для объяснения которых

рассуждения об аналогии были неприменимыми; видами аномалий они считали

омонимию, синонимию и некоторые другие явления. Поскольку

нерегулярность в языке может быть выявлена только на фоне регулярности,

вопрос о том, что такое регулярное правило и исключения из него,

продолжает оставаться актуальной проблемой в языкознании.

Большой вклад в изучение аналогии внесли младограмматики (см. Младограмматизм), которые, выдвинув

тезис о действии фонетических законов без

исключения, были вынуждены затем ввести для объяснения наблюдающихся

отклонений два явления - аналогию и заимствования. В трудах младограмматиков было

показано, что аналогия - такая же закономерность в развитии и

функционировании языков, как и звуковые преобразования. Ф. де Соссюр

рассмотрел роль аналогии в словоизменении и словообразовании и высказал мысль о зависимости

аналогии от членения и разложения форм, а также подчеркнул

психологическую основу механизма аналогии и связанное с ней творческое

начало в речевой деятельности человека.

Реформатский А. А., Введение в языковедение, 2 изд., М.,

1967;

Русский язык и советское общество. Морфология и синтаксис

современного русского литературного языка, под ред. М. В. Панова, М.,

1968, гл. 6;

Блумфилд Л., Язык, пер. с англ., М., 1968;

Соссюр Ф. де, Труды по языкознанию, пер. с франц., М.,

1977;

Лайонз Дж., Введение в теоретическую лингвистику, пер. с

англ., М., 1978;

Кубрякова Е. С., Размышления об аналогии, в кн.: Сущность,

развитие и функции языка, М., 1987;

Plank F., Morphologische (Ir-)

Regularitäten. Aspekte der Wortstrukturtheorie, Tübingen, 1981

(лит.).

Е. С. Кубрякова.

Полезные сервисы