Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

поэтик

Толковый словарь

м. разг. 1. Уменьш. к сущ.: поэт (1). 2. Уничиж. к сущ.: поэт (1)

Синонимы к слову поэтик

сущ., кол-во синонимов: 2

Полезные сервисы

поэтика

Толковый словарь

ж.

1. Раздел науки о литературе, изучающий структуру и творческие приемы поэтических произведений, их форму и принципы анализа.

2. Система поэтических форм и принципов, основных стилистических особенностей, присущих творчеству того или иного писателя или литературного течения.

Толковый словарь Ушакова

ПОЭ́ТИКА, поэтики, жен. (греч. poietike - искусство поэзии) (лит.).

1. Гаука о формах и принципах словесного художественного творчества. Историческая поэтика. Теоретическая поэтика.

2. Система поэтических форм и принципов какого-нибудь поэта или литературной школы. Поэтика романтизма. Поэтика Пушкина. Поэтика Блока.

Толковый словарь Ожегова

ПОЭ́ТИКА, -и, жен.

1. Теория литературы, учение о поэтическом творчестве.

2. Часть теории литературы, изучающая строение художественных произведений и используемые в них эстетические средства. П. жанра.

3. Поэтическая манера, свойственная данному поэту, направлению, эпохе. Русская классическая п.

Популярный словарь

Поэтика

-и, только ед., ж.

1) Раздел теории литературы, изучающий структуру литературных произведений и систему их эстетических средств.

Курс общей поэтики.

Правильность речи в общей филологии - это баланс грамматики, риторики, поэтики и стилистики в речевой педагогике и общественно-речевой практике (Ю. Рождественский).

2) Система художественных принципов, основных стилистических особенностей, присущих творчеству какого-л. поэта, писателя, поэтическому жанру, направлению.

Поэтика Пастернака.

Поэтика русского реализма.

Родственные слова:

поэти́ческий (поэтический сборник), поэти́чный (поэтичная душа)

Этимология:

В русском языке - из немецкого (нем. Poetik ← лат. ars poetica ‘искусство творения’). Восходит к греческому poiētikē.

Энциклопедический комментарий:

Общая поэтика исследует художественные средства и законы построения любого произведения, способы воплощения авторского замысла в зависимости от жанра, литературного вида и рода. Описательная поэтика выявляет особенности конкретных произведений отдельных авторов или целых направлений. История поэтики изучает развитие литературно-художественных средств (тропы, фигуры, рифмы) и категории (художественное время, пространство, ритм). В широком смысле поэтика совпадает с теорией литературы; в узком - с исследованием поэтического языка или художественной речи. Термин "поэтика" обозначает также систему художественных средств, характерных для поэта, направления, нации, эпохи.

Словарь существительных

ПОЭ́ТИКА, -и, ж

Раздел теории литературы, изучающий структуру художественных произведений и систему их эстетических средств: репертуар этих средств, их эволюцию, взаимодействие в отдельном произведении или группе произведений.

Существует психология творчества, проблемы поэтики (Паст.).

Большим поэтам готовые формулы поэтики не нужны, а небольших - нам не нужно (М. Цветаева).

Энциклопедический словарь

ПОЭ́ТИКА -и; ж. [греч. poiētikē] Лит.

1. Раздел теории литературы, изучающий строение художественных произведений и систему их эстетических средств. Курс общей поэтики. Историческая п.

2. Система художественных принципов и особенностей какого-л. поэта, писателя или литературной школы. П. Пушкина. П. Байрона. П. романтизма.

* * *

поэ́тика (от греч. poiētikē - поэтическое искусство), раздел теории литературы (см. Литературоведение), изучающий структуру литературного произведения, систему средств выражения в нём. Общая поэтика систематизирует репертуар этих средств - звуковых (см. Стиховедение), языковых (см. Стилистика), образных (так называемого топика). Частная поэтика изучает взаимодействие этих средств (см., например, Композиция) при создании «образа мира» и «образа автора» в отдельном произведении или группе произведений (творчество писателя, литературное направление, эпоха и пр.). Историческая поэтика изучает эволюцию отдельных приёмов и их систем, складывающихся в жанры и жанровые разновидности. От античности до конца XVIII в. европейская поэтика развивалась как нормативная система «правил», с XIX в. - как объективная описательная наука. Термином «поэтика» обозначают также систему художественных средств или совокупность наиболее существенных черт (содержательных форм и творческих установок), характерных для поэта, направления, нации, эпохи (например, «поэтика русского реализма»).

* * *

ПОЭТИКА - ПОЭ́ТИКА (от греч. poietike - поэтическое искусство), раздел теории литературы (см. Литературоведение (см. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ)), изучающий систему средств выражения в литературных произведениях. Общая поэтика систематизирует репертуар этих средств - звуковых (см. Стиховедение (см. СТИХОВЕДЕНИЕ)), языковых (см. Стилистика (см. СТИЛИСТИКА)), образных (т. н. топика). Частная поэтика изучает взаимодействие этих средств (см. Композиция (см. КОМПОЗИЦИЯ)) при создании «образа мира» и «образа автора» в отдельных произведениях или группе произведений (творчество писателя, литературное направление, эпоха и пр.). Историческая поэтика изучает эволюцию отдельных приемов и их систем, складывающихся в жанры и жанровые разновидности. В эпоху замкнутых традиционалистических культур поэтика развивалась как нормативная система «правил», с 19 в. - как объективная описательная наука. В широком смысле поэтика совпадает с теорией литературы в целом, в узком - с исследованием языка художественного произведения. Термином поэтика» обозначают также систему художественных средств, характерных для поэта, направления, нации, эпохи (напр., поэтика русского реализма»).

Большой энциклопедический словарь

ПОЭТИКА (от греч. poietike - поэтическое искусство) - раздел теории литературы (см. Литературоведение), изучающий систему средств выражения в литературных произведениях. Общая поэтика систематизирует репертуар этих средств - звуковых (см. Стиховедение), языковых (см. Стилистика), образных (т. н. топика). Частная поэтика изучает взаимодействие этих средств (см. Композиция) при создании "образа мира" и "образа автора" в отдельных произведениях или группе произведений (творчество писателя, литературное направление, эпоха и пр.). Историческая поэтика изучает эволюцию отдельных приемов и их систем, складывающихся в жанры и жанровые разновидности. В эпоху замкнутых традиционалистических культур поэтика развивалась как нормативная система "правил", с 19 в. - как объективная описательная наука. В широком смысле поэтика совпадает с теорией литературы в целом, в узком - с исследованием языка художественного произведения. Термином поэтика" обозначают также систему художественных средств, характерных для поэта, направления, нации, эпохи (напр., поэтика русского реализма").

Академический словарь

-и, ж. лит.

1. Раздел теории литературы, изучающий строение художественных произведений и систему их эстетических средств.

В новейших работах А. Н. Веселовского предпринято построение исторической поэтики. Пыпин, История русской литературы.

Писатель должен быть осведомлен о том, что не в поэтиках и учебниках нужно искать средства выражения своих чувств и мыслей, а в примерах народного языкового творчества. Асеев, Жизнь слова.

2. Система художественных принципов и особенностей какого-л. поэта, писателя или литературной школы.

Поэтика Пушкина. Поэтика Байрона. Поэтика романтизма.

[греч. ποιητική]

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ПОЭТИКА (от греческого poietike - поэтическое искусство), раздел теории литературы (смотри Литературоведение), изучающий систему средств выражения в литературном произведении. Общая поэтика систематизирует репертуар этих средств - звуковых (смотри Стиховедение), языковых (смотри Стилистика), образных (так называемая топика). Частная поэтика изучает взаимодействие этих средств (их композицию) при создании "образа мира" и "образа автора" в отдельных произведениях или группе произведений (творчество писателя, литературное направление, эпоха). Историческая поэтика изучает эволюцию отдельных приемов и их систем, складывающихся в жанры и жанровые разновидности. В широком смысле поэтика совпадает с теорией литературы в целом, в узком - с исследованием языка художественного произведения.

Орфографический словарь

поэ́тика, -и

Словарь ударений

поэ́тика

Стилистический словарь

ПОЭТИКА (от греч. poietike - поэтическое искусство) - раздел филологии, посвященный описанию историко-литературного процесса, строения литературных произведений и системы эстетических средств, в них использованных; наука "о поэтическом искусстве", "изучающая поэзию как искусство" (В.М. Жирмунский). В широком смысле слова П. - наука о худож. языке (языке как "вторичной моделирующей системе", "языке культуры") литературных произведений. Предмет изучения П. при таком понимании в значительной степени совпадает с предметом теории литературы (или даже теории искусства), однако теория литературы в большей мере сосредоточена на проблеме определения понятий, в то время как П. - на описании законов, определяющих внутренние связи, структуру анализируемого объекта и специфику функционирования использованных для его создания худож. средств. В более узком понимании П. - это описание худож. (поэтической) речи, сближающееся по своему предмету и целям со стилистикой (см.).

Задача П. - систематизация и анализ элементов текста, формирующих в сознании читателя целостный "худож. мир" произведения и его основную концепцию, носителем которой является образ автора (см.). П. раскрывает процесс превращения авторского замысла, возникшего под воздействием реальной действительности, в созданные средствами языка худож. образы, возникающие в сознании читателя и непрерывно меняющиеся в процессе исторического функционирования произведений искусства.

Термином П. может быть обозначено исследование различных проявлений худож. целого: национального варианта литературы, определенной стадии литературного процесса ("П. древнерусской литературы"), отдельной типологической категории - направления, литературного рода, жанра и т.п. ("П. романтизма", "П. романа"), творчества конкретного писателя ("П. Гоголя"), отдельного произведения ("П. романа "Евгений Онегин") и даже аспекта анализа худож. текста ("П. композиции"). Во всех случаях описание П. предполагает рассмотрение изучаемого объекта как некой целостности, как относительно завершенной системы, обладающей единством содержания и формы.

П. сосредоточена на анализе семантики текста, тропов, ритма, способов организации речи автора и героев (прямая и несобственно-прямая речь; внутренний монолог). Каждый предмет, деталь, ситуация, мотив, образ рассматриваются П. в процессе реализации образного воплощения определенной худож. идеи.

П. занимается описанием худож. использования средств языка, относящихся ко всем уровням организации текста - фонетическому, лексическому, морфологическому, синтаксическому, стилистическому, мотивному, образному. Исследованием худож. функций языковых единиц разного уровня и особенностями их отбора занимаются получившие развитие на протяжении последних десятилетий поэтическая фонетика, поэтическая морфология ("поэзия грамматики"), поэтический синтаксис - филологические дисциплины, возникшие на пересечении литературоведения и лингвистики.

Слово "П." осмысливалось как производное от слова "поэзия", которое - вплоть до самого конца XVIII в. - было синонимичным худож. литературе в целом - в отличие от прозы - деловой, обыденной (практической) речи, изучением которой занималась риторика (см.). Риторика отличается от П. также своей прагматической направленностью на изучение средства воздействия, убеждения аудитории, реализацию суггестивной функции языка. Становление худож. прозы в литературе Нового времени привело к ускоренному развитию в филологии XIX-XX вв. стилистики - как литературоведческой и как лингвистической дисциплины, а также к изменению общественных и науч. функций П. и риторики.

Особый раздел П., посвященный исследованию поэзии, во второй половине XX в. оформился в самостоятельную науку - стиховедение, которое занимается изучением фоники, строфики, ритмики и метрики поэтического текста.

В зависимости от предмета (аспекта) исследования и используемых науч. методов сложились две основные разновидности П. - теоретическая и историческая.

Теоретическая ("общая", "систематическая") П. (или "макропоэтика") занимается систематизированным описанием законов построения различных уровней худож. целого, структуры словесного худож. образа и отдельных эстетических средств (приемов) организации текста. Теоретическая П. исследует соотношение литературной и внелитературной реальности, связи между "внутренней" и "внешней" худож. формой, законы претворения действительности и материала в худож. (поэтический) мир произведения, организацию худож. времени и пространства, а также способы воплощения в тексте произведения замысла писателя - в зависимости от стадии историко-культурного процесса, направления, литературного рода и жанра.

Историческая П. рассматривает категории теоретической П. в диахроническом аспекте. Ее задача - "определять роль и границы предания в процессе личного творчества", "отвлечь законы поэтического творчества <…> для оценки его явлений" (А.Н. Веселовский). Основное внимание историческая П. уделяет целостному освещению истории худож. литературы, реконструкции причинно-следственных связей в литературном (историко-культурном) процессе. Историческая П. описывает развитие и изменение границ худож. систем, жанров, сюжетов, мотивов, образов и (или) эволюцию отдельных литературно-худож. приемов (метафор, эпитетов, сравнений и т.п.) от ранних (примитивных) синкретических форм, характерных для мифологии и фольклора, до сложных развитых форм, свойственных искусству современности. Историческая П. широко использует сравнительно-исторический (компаративистский) метод, который позволяет сопоставлять различные национальные литературы (в этом случае она иногда называется сравнительной П.).

Если теоретическая и историческая П. занимаются исследованием общих закономерностей развития словесности, то описанием индивидуальных особенностей творчества отдельных писателей и структуры конкретных произведений занимается частная (описательная) П. (или "микропоэтика"). Частная П. может изучать историю творческого замысла писателя и эволюцию худож. текста, взаимные связи, возникающие между текстом произведения, его историко-культурным контекстом и внешним миром.

История П. П. - один из старейших разделов литературоведения. Первые попытки описать национальный худож. опыт были сделаны уже в конце второго тысячелетия до н. э. в странах Древнего Мира - Индии, Китае, Японии, Персии, арабских государствах. Создание П. закрепляло национальные культурные традиции и нередко придавало им статус канона, нормы.

Для П., возникших в Древнем Востоке, была характерна органическая связь с религиозными, философскими, этическими и политическими концепциями. Создание словесных произведений рассматривалось в тесной связи с произведениями, относимыми к другим видам искусства, прежде всего с музыкой, театром и живописью. Словесность интерпретировалась в качестве важнейшего средства духовного совершенствования личности. В П. Древнего мира особо акцентировался процесс воздействия различных худож. приемов на восприятие читателями произведений искусства.

Первое систематическое изложение П. было дано в V-IV вв. до н.э. Аристотелем, описавшим древнегреческую литературную практику. Понятие "П." рассматривалось Аристотелем как общеэстетическое, как проявление особого искусства подражания действительности ("мимесис"). В зависимости от того, чему и как должно подражать произведение искусства, Аристотелем выделялись различные типы содержания и родовые формы.

В период классицизма П. стала иметь нормативный характер - как свод (система) иерархических правил (см. "Поэтическое искусство" Н. Буало). Дальнейшее развитие П. просветителями и романтиками (Г.Э. Лессинг, Д. Дидро, Дж. Веко, И.Г. Гердер) связано с постепенным освобождением П. от догматических норм и проникновением в П. идей историзма.

Древнейшим из сохранившихся русских текстов, излагающих принципы П., является фрагмент "Об образех" в Изборнике Святослава 1073 года, написанный византийским писателем Георгием Хировоском. Разработка науч. П. началась в России в XVIII в. (Ф. Прокопович, В. Тредиаковский, М. Ломоносов). В качестве специальной филологической дисциплины П. стала развиваться в XIX в. Принципы теоретической П. были заложены в исследованиях А.А. Потебни, исторической П. - в работах А.Н. Веселовского. В XX в. большую роль в процессе развития П. как филологической дисциплины сыграли работы В.В. Виноградова, В.М. Жирмунского, Б.М. Эйхенбаума, Р.О. Якобсона, Ю.Н. Тынянова, В.Б. Шкловского, О.М. Фрейденберг, М.М. Бахтина, Н.И. Конрада, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, С.С. Аверинцева и др. исследователей.

Лит.: Потебня А.А. Из записок по теории словесности, Харьков, 1905; Его же: Эстетика и поэтика. - М., 1976; Его же: Теоретическая поэтика. - М., 1990 (Классика литературной науки); Белый А. Символизм. - М., 1910; Мюллер-Фрейенфельс Р. Поэтика. - Харьков, 1923; Эйхенбаум Б.М. Литература. - Л., 1927; Жирмунский В.М. Вопросы теории литературы. - Л., 1928; Его же: Теория литературы. Поэтика. Стилистика. - Л., 1977; Тынянов Ю.Н. Архаисты и новаторы. - Л., 1929; Его же: Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977; Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. - 6-е изд. - М.; Л., 1931; Гораций. Послание к Пизонам // Полн. собр. соч. - М.; Л., 1936; Веселовский А.Н. Историческая поэтика. - Л., 1940; М., 1989 (Классика литературной науки); Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Полн. собр. соч. Т. 5. - М.; Л., 1954; Аристотель, Об искусстве поэзии. - М., 1957; Его же: Поэтика. Риторика. - СПб., 2000; Буало Н. Поэтическое искусство. - М., 1957; Лессинг Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. - М., 1957; Шкловский В.Б. Художественная проза. Размышления и разборы. - М., 1961; Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - 2-е изд. - М., 1963; 4-е изд. - М., 1979; Его же: Эстетика словесного творчества. - 2-е изд. - М., 1986; Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М., 1963; Его же: Поэтика русской литературы. - М., 1976; Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Гл. 3. Т. 3. - М., 1971; Якобсон Р.О. Работы по поэтике. - М., 1987 (Языковеды мира); Ревзина О.Г. Системно-функц. подход в лингвистической поэтике // Проблемы структурной лингвистики. - М., 1989; Новиков Л.А. Поэтический язык // Рус. яз.: Энц. - М., 1998.

Сборники по теории поэтич. языка. т. 1-2, Пг., 1916-1917; Поэтика: Сборники по теории поэтич. языка, Пг., 1919; Русская речь / Под редакцией Л.В. Щербы. - Пг., 1923; Скафтымов А.П. Поэтика и генезис былин. - М.; Саратов, 1924; Проблемы поэтики / Под редакцией В.Я. Брюсова. - М.; Л., 1925; Поэтика. Временник отдела словесных искусств Гос. Ин-та истории искусств, т. 1-5. - Л., 1926-1929; Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. - Л., 1936; Ее же: Миф и литература древности. - М., 1978; Верли М. Общее литературоведение. - М., 1957; Теория литературы. Т. 1-3. - М., 1962-1965; Лотман Ю.М. Лекции по структурной поэтике. - Тарту, 1964; Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - Л., 1967; Иванов В.В. Поэтика // Краткая лит. энциклопедия. Т. 5. - М., 1968; Структура худож. текста. - М., 1970; Успенский Б.А. Поэтика композиции. Структура худож. текста и типология композиционной формы. - М., 1970; М., 2000; Поэтика и стилистика рус. литературы. (Памяти акад. В.В. Виноградова). - Л., 1971; Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма. - Л., 1971; Исследования по поэтике и стилистике. - Л., 1972; Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. - М., 1977; Уэллек Р., Уоррен А. Теория литературы. - М., 1978; Поэтика древнегреческой литературы. - М., 1981; Восточная поэтика. Структура художественного образа. - М., 1983; Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучения. - М., 1986; Поэтика // Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. - М.; Поэтика древнеримской литературы: Жанры и стили. - М., 1989; Scherer W. Poetik. - B., 1888; Poetics, Poetika, Поэтика, Wars., - P. - The Hage, 1961; Wellek R., Warren A. Theory of Literature. - 3 ed. - N.Y., 1963; Staiger E. Grundbegriffe der Poetik, 8 Aufl. - Z., 1968; Jakobson R. Questions de potique. - P., 1973.

Б.В. Кондаков

Формы слов для слова поэтика

поэ́тика, поэ́тики, поэ́тик, поэ́тике, поэ́тикам, поэ́тику, поэ́тикой, поэ́тикою, поэ́тиками, поэ́тиках

Синонимы к слову поэтика

пиитика, дхвани

Морфемно-орфографический словарь

поэ́т/ик/а.

Грамматический словарь

поэ́тика ж 3a

Этимологический словарь

поэ́тика

книжное заимств. из лат. (ars) роētiса, возм., через нем. Роеtik. Первоисточником является греч. ποιητικη (τε?νη) "искусство творения; поэтическое искусство".

Словарь галлицизмов русского языка

ПОЭТИКА и, ж. poétique f.

1. Система художественных принципов и особенностей какого-л. поэта, писателя или литературной школы. МАС-2. Я сидел у камина, перевертывая листы в Мармонтелевой Поэтике, которая лежала на экране. Карамзин ПРП 222. Эта сказочка составляет во французской поэтике un article de foi. И. А. Кронберг Мат. для истории эстетики. // Эст. трактаты 1974 2 309. Лет десять назад, в районе моего тридцатилетия, моими поэтиками были "Монадология" Лейбница и Статья Игоря Смирнова "Барокко и футуризм", поддерживающими меня, так сказать, спиритуально. Октябрь 1997 2 184.

2. Раздел теории литературы, изучающий строение художественных произведений и систему их эстетических средств. МАС-2. Экзальтированный любит поэзию и ненавидит поэтику. Гумилев Читатель. // Г. Стихи 1989 423. | На ум приходит вся извечная зимняя поэтика - сани, метели, снежные крепости, пуховые платки.. Теперь такой платок называют палантином. Неделя 1966 № 2. - Лекс. Поликарпов 1704: пое/тика; Толль 1864: поэтика; СИС 1937: поэ/тика.

Словарь иностранных слов

ПОЭТИКА (греч., этим. см. поэзия). Наука о поэтическом творчестве, теория поэзии как часть эстетики.

Сканворды для слова поэтика

- Наука, учение о стихотворном творчестве.

Полезные сервисы

поэтика лингвистическая

Лингвистические термины

Частное направление теории литературы, исследующее идиостиль на уровне отдельных элементов художественной организации текста.

Аанализа текста

Частное направление теории литературы, исследующее идиостиль на уровне отдельных элементов художественной организации текста.

Полезные сервисы

поэтика общая

Лингвистические термины

Частное направление теории литературы, изучающее специфику литературного произведения, его художественное своеобразие, композицию, жанр, тематику.

Аанализа текста

Частное направление теории литературы, изучающее специфику литературного произведения, его художественное своеобразие, композицию, жанр, тематику.

Полезные сервисы

поэтико-реалистический

Слитно. Раздельно. Через дефис

поэ/тико-реалисти/ческий

Полезные сервисы

поэтико-философский

Синонимы к слову поэтико-философский

Полезные сервисы