Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

психо

Орфографический словарь

психо... - первая часть сложных слов, пишется слитно

Анатомия терминов

(гк)

ψῡχή душа

психиатрия врачевание души, лечение психических заболеваний; ср. англ. рsychiatry, фр. рsychiatrie

психология общая наука о душе; ср. англ. рsychology, фр. рsychologie

психотерапия лечение душой (психотерапевта), т. е. путём психического воздействия; ср. англ. psychotherapy, фр. psychotherapie

Сканворды для слова психо

- Триллер Альфреда Хичкока.

Полезные сервисы

психо.

Слитно. Раздельно. Через дефис

психо... - первая часть сложных слов, пишется слитно

Полезные сервисы

психо..

Толковый словарь

= псих...

Начальная часть сложных слов, вносящая значение: относящийся к психике, психозу (психастения, психогигиенист, психодиспансер, психопатологический, психоприёмник, психопрофилактический и т.п.).

Толковый словарь Ожегова

Первая часть сложных слов со знач.: 1) относящийся к психике, к психологии (во 2 и 3 знач.), напр. психоанализ, психогенный, психоневроз, психотерапия, психогигиена; 2) относящийся к психиатрии, к психологии (в 1 знач.), напр. психоневрология, психофармакология, психофизиология.

Популярный словарь

Психо...

Имеет значение ‘относящийся к психике’: психотерапия, психометрия, психология.

Этимология:

От греческого psychē ‘душа’.

Культура речи:

Пишется слитно с последующей частью слова и не имеет на себе побочного ударения: психопа́тия, психофи́зика. Исключение представляют слова пси́хотерапи́я, пси́хопатоло́гия, пси́хоана́лиз, пси́хоневроло́гия, в которых психо... имеет на себе побочное ударение.

Энциклопедический словарь

ПСИХО... [от греч. psychē - душа, дух] Первая часть сложных слов.

1. Обозначает отнесённость к психике человека. Психоневрология, психопатология, психотерапевт, психотерапия, психофизиология, психоэмоциональный.

2. Вносит зн. сл.: психологический. Психоанализ.

* * *

психо... (от греч. psychē - душа), часть сложных слов, указывающая на отношение к психике (например, психология).

Большой энциклопедический словарь

ПСИХО... (от греч. psyche - душа) - часть сложных слов, указывающая на отношение к психике (напр., психология).

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ПСИХО... (от греческого psyche - душа), часть сложных слов, указывающая на отношение к психике (например, психология).

Новый словарь иностранных слов

психо...

(гр. psyche душа) первая составная часть сложных слов, обозначающая: относящийся к психике, напр.: психотерапия.

Полезные сервисы

психо... (часть сложных слов)

Энциклопедический словарь

ПСИХО... (часть сложных слов) - ПСИХО... (от греч. psyche - душа), часть сложных слов, указывающая на отношение к психике (напр., психология).

Полезные сервисы

психо... и псих..

Толковый словарь

1. Начальная часть сложных слов, вносящая значение: относящийся к психике, психозу (психастения, психогигиенист, психодиспансер, психопатологический, психоприемник, психопрофилактический и т.п.)

Полезные сервисы

психоактивный

Энциклопедический словарь

ПСИХОАКТИ́ВНЫЙ -ая, -ое. Активизирующий эмоции, психические функции организма. П. медикамент. П-ое средство, вещество.

Слитно. Раздельно. Через дефис

психоакти/вный

Полезные сервисы

психоакустика

Слитно. Раздельно. Через дефис

психоаку/стика, -и

Синонимы к слову психоакустика

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

психоаналептик

Синонимы к слову психоаналептик

сущ., кол-во синонимов: 1

психостимулятор

Полезные сервисы

психоаналептики

Энциклопедический словарь

Психоанале́птики - то же, что психостимулирующие средства.

* * *

ПСИХОАНАЛЕПТИКИ - ПСИХОАНАЛЕ́ПТИКИ, то же, что психостимулирующие средства (см. ПСИХОСТИМУЛИРУЮЩИЕ СРЕДСТВА).

Большой энциклопедический словарь

ПСИХОАНАЛЕПТИКИ - то же, что психостимулирующие средства.

Орфографический словарь

психоанале́птики, -ов, ед. ч. -тик, -а

Полезные сервисы

психоаналептический

Орфографический словарь

психоаналепти́ческий

Полезные сервисы

психоанализ

Толковый словарь

м.

1. Учение и основанный на нем метод лечения неврозов, заключающийся в изучении заболевания и комплекса обстоятельств, его вызвавших (включая отношения больного с внешним миром, людьми), и в выработке у больного правильных установок по отношению к окружающему его миру.

2. Комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека и развитии человечества.

Толковый словарь Ушакова

ПСИХОАНА́ЛИЗ, психоанализа, мн. нет, муж. (от греч. psyche - душа и слова анализ) (мед.). Метод исследования психики и лечения психических заболеваний, основанный на анализе скрытых, подавленных душевных переживаний человека, неправильно используемый сторонниками идеалистической философии и основателем этого метода Фрейдом для объяснения социальных явлений.

Популярный словарь

Психоанализ

-а, только ед., м.

Метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы.

Положения психоанализа.

Распространение психоанализа.

Родственные слова:

психоаналити́ческий

Этимология:

От психо... (← греч. psychē ‘душа’) и анализ.

Энциклопедический комментарий:

Психоанализ был разработан в конце XIX - начале XX в. австралийским врачом З. Фрейдом. Вытеснение из сознания неприемлемых для него влечений и травматических переживаний рассматривается в психоанализе как главный источник невротических симптомов и различных патологических явлений. В основе психотерапии - анализ вытесненных комплексов с помощью свободных ассоциаций, толкования сновидений и т. п.

Психоанализ в литературоведении - способ трактовки литературных произведений с точки зрения психологического учения о бессознательном. Психоанализ рассматривает художественное творчество как сублимированное символическое выражение изначальных психических импульсов и влечений, отвергнутых реальностью и находящих компенсаторное удовлетворение в области фантазии (Ж. П. Сартр, А. Мальро, С. Дубровский, Ж. Лакан, К. Морон, Р. Барт, Ж. Деррида и др.).

Энциклопедический словарь

ПСИХОАНА́ЛИЗ -а; м. Метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы.

Психоаналити́ческий, -ая, -ое. П-ое исследование. П. метод лечения.

* * *

психоана́лиз (от психо... и анализ), метод психотерапии и психологическое учение, развитое З. Фрейдом в конце XIX - начале XX вв., ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Вытеснение из сознания неприемлемых для него влечений (преимущественно сексуальных) и травмирующих переживаний рассматривается в психоанализе как главный источник невротических симптомов и различных патологических явлений (забываний, ошибочных действий и т. п.). В основе психотерапии - анализ вытесненных комплексов с помощью свободных ассоциаций, толкования сновидений и т. п. Психическая структура личности в психоанализе: бессознательное «Оно» (область влечений); сознательное «Я», сдерживающее импульсы «Оно» посредством различных защитных механизмов; «Сверх-Я» (область социальных норм и нравственных установок). Послужил исходной основой многообразных течений глубинной психологии; оказал влияние на литературу и на литературоведение, искусствоведение и другие гуманитарные науки.

* * *

ПСИХОАНАЛИЗ - ПСИХОАНА́ЛИЗ (от психо... (см. ПСИХО... (часть сложных слов))и анализ (см. АНАЛИЗ)), метод психотерапии и психологическое учение, развитое З. Фрейдом в кон. 19 - нач. 20 вв., ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации (см. МОТИВАЦИИ). Вытеснение из сознания неприемлемых для него влечений (преимущественно сексуальных) и травмирующих переживаний рассматривается в психоанализе как главный источник невротических симптомов и различных патологических явлений (забываний, ошибочных действий и т. п.). В основе психотерапии - анализ вытесненных комплексов с помощью свободных ассоциаций, толкования сновидений и т. п. Психическая структура личности в психоанализе: бессознательное «Оно» (область влечений); сознательное «Я», сдерживающее импульсы «Оно» посредством различных защитных механизмов; «Сверх-Я» (область социальных норм и нравственных установок). Послужил исходной основой многообразных течений глубинной психологии (см. ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ); оказал влияние на литературу, литературоведение, искусствоведение и другие гуманитарные науки.

Большой энциклопедический словарь

ПСИХОАНАЛИЗ (от психо... и анализ) - метод психотерапии и психологическое учение, развитое З. Фрейдом в кон. 19 - нач. 20 вв., ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Вытеснение из сознания неприемлемых для него влечений (преимущественно сексуальных) и травмирующих переживаний рассматривается в психоанализе как главный источник невротических симптомов и различных патологических явлений (забываний, ошибочных действий и т. п.). В основе психотерапии - анализ вытесненных комплексов с помощью свободных ассоциаций, толкования сновидений и т. п. Психическая структура личности в психоанализе: бессознательное "Оно" (область влечений); сознательное "Я", сдерживающее импульсы "Оно" посредством различных защитных механизмов; "Сверх-Я" (область социальных норм и нравственных установок). Послужил исходной основой многообразных течений глубинной психологии; оказал влияние на литературу, литературоведение, искусствоведение и другие гуманитарные науки.

Академический словарь

-а, м.

Метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы.

Энциклопедия Кольера

ПСИХОАНАЛИЗ - психологическая система, предложенная Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Возникший вначале как способ лечения неврозов, психоанализ постепенно стал общей теорией психологии. Открытия, сделанные на основании лечения отдельных пациентов, привели к более глубокому пониманию психологических составляющих религии, искусства, мифологии, социальной организации, детского развития и педагогики. Более того, раскрывая влияние бессознательных желаний на физиологию, психоанализ внес значительный вклад в понимание природы психосоматических болезней

(см. ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА). Психоанализ рассматривает человеческую природу с точки зрения конфликта: функционирование человеческой психики отражает борьбу противоположных сил и тенденций. При этом особо подчеркивается влияние бессознательных конфликтов, взаимодействие в психике сил, которые сам индивид не осознает. Психоанализ показывает, как бессознательный конфликт действует на эмоциональную жизнь и самооценку индивида, на его взаимоотношения с другими людьми и социальными институтами (см. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ). Источник конфликта кроется в самих условиях человеческого опыта. Человек одновременно и биологическое, и социальное существо. В соответствии со своими биологическими наклонностями он стремится к поиску удовольствия и избегает боль. Это очевидное наблюдение известно как "принцип удовольствия", характеризующий фундаментальную тенденцию человеческой психологии. В организме поддерживается состояние психического возбуждения, заставляющее функционировать таким образом, чтобы получить желаемое удовольствие. Возбуждение, которое побуждает к действию, носит название влечения. У младенца влечения властные и категорические; ребенок хочет делать то, что доставляет удовольствие, брать то, что хочется, и устранять все, что препятствует достижению цели. Фрустрация, разочарование, гнев и конфликт возникают немедленно, особенно когда человеческая среда пытается за несколько коротких лет цивилизовать и окультурить нового члена общества. Ребенок должен принять запреты, нравы, идеалы и табу того особого мира, в котором он родился. Он должен выучить, что разрешено, а что запрещено, что одобряется, а что наказывается. Импульсы детства уступают давлению взрослого мира неохотно и в лучшем случае неполно. Хотя большая часть подобных ранних конфликтов "забывается" (в действительности - вытесняется), многие из этих импульсов и связанных с ними страхов остаются в бессознательной части психики и продолжают оказывать значительное влияние на жизнь человека. Многочисленные психоаналитические наблюдения показали, что детский опыт удовлетворения и фрустрации играет важную роль в формировании личности.

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Зигмунд Фрейд. История психоанализа начинается с 1880, когда Й.Брейер, венский врач, сообщил Фрейду, что одна больная, рассказывая о себе, по-видимому, излечилась от симптомов истерии. Под гипнозом она смогла раскрыть глубоко травмирующее событие своей жизни, испытав при этом чрезвычайно сильную эмоциональную реакцию (катарсис), и это привело к смягчению симптомов. Выйдя из гипнотического состояния, пациентка не помнила о том, что рассказывала под гипнозом. Фрейд использовал ту же самую методику с другими пациентами и подтвердил результаты Брейера. Они сообщили о своих наблюдениях в совместной публикации Исследования истерии (Studien ber Hysterie, 1895), в которой предположили, что симптомы истерии определяются замаскированными воспоминаниями о забытых "травмирующих" событиях. Память об этих событиях исчезает из сознания, но продолжает тем не менее оказывать значительное влияние на пациента. Причину такого исчезновения из сознания Фрейд видел в конфликте между определенными импульсами, связанными с данным событием, и моральными устоями

(см. также ГИПНОЗ; ИСТЕРИЯ). По личным причинам Брейер отошел от исследований. Работая независимо, Фрейд обнаружил, что сходный опыт имеет место не только при истерии, но и при неврозе навязчивых состояний сексуальной природы, который нередко возникает в детском возрасте. Сексуальные желания ребенка вовлекают поочередно рот, анус и гениталии, что происходит в биологически определенной последовательности, достигая кульминации между тремя и шестью годами, когда сексуальные потребности адресуются родителю противоположного пола. Это приводит к соперничеству с родителем того же пола, сопровождающемуся страхом наказания. Все эти переживания вместе носят название "эдипов комплекс". Наказание, которого страшится ребенок, принимает в его воображении форму телесных повреждений, например повреждения гениталий. Для фазы эдипова комплекса характерна мастурбация, сопровождающаяся фантазиями, связанными с объектом любви

(см. также ЭДИПОВ КОМПЛЕКС). Фрейд считал этот комплекс ключевым для неврозов, имея в виду, что желания и страхи эдиповой ситуации те же самые, что и при развитии невроза. Процесс формирования симптома начинается, когда бессознательные детские влечения угрожают прорвать барьер, поставленный вытеснением, и выйти в сознание для реализации, что оказывается неприемлемым для других частей психики как по моральным соображениям, так и из страха наказания. Выход запретных импульсов воспринимается как опасный, психика реагирует на них неприятными симптомами тревоги. Психика может защитить себя от этой опасности, снова и снова изгоняя нежелательные импульсы из сознания, т.е. как бы обновляя акт вытеснения. Если это не удается или удается лишь частично, достигается компромисс. Какие-то неосознаваемые желания все же достигают сознания в ослабленном или искаженном виде, что сопровождается такими знаками самонаказания, как боль, дискомфорт или ограничение активности. Навязчивые мысли, фобии и истерические симптомы возникают как компромисс между конфликтующими силами психики. Таким образом, согласно Фрейду, у невротических симптомов есть смысл: в символический форме они отражают безуспешные попытки личности разрешить внутренние противоречия

(см. также НЕВРОЗ). Фрейд обнаружил, что принципы, которые позволяют интерпретировать невротические симптомы, в равной степени относятся и к другим психическим феноменам, как моральным, так и психологическим. Сновидения, например, представляют собой продолжение дневной жизни в таком измененном состоянии сознания, как сон. Применив психоаналитический метод исследования, а также принцип конфликта и формирования компромисса, зрительные впечатления от сновидения можно интерпретировать и перевести на повседневный язык. Во время сна детские бессознательные сексуальные желания пытаются выразить себя в форме зрительного галлюцинаторного опыта. Этому противостоит внутренняя "цензура", которая ослабляет или искажает проявления бессознательных желаний. Когда цензуре это не удается, прорвавшиеся импульсы воспринимаются как угроза и опасность, и человеку снится страшный сон или кошмар - знак неудачной защиты от угрожающего импульса. Психоаналитическая теория рассматривает и другие феномены, раскрывающие природу компромисса между различными конфликтующими тенденциями в психике; это могут быть оговорки, суеверия, определенные религиозные ритуалы, забывание имен, потеря предметов, выбор одежды и мебели, выбор профессии, любимое занятие и даже определенные черты характера. В 1923 Фрейд сформулировал теорию функционирования психики в терминах ее структурной организации. Психические функции были сгруппированы согласно той роли, которую они играют в конфликте. Фрейд выделил три основных структуры психики - "Оно" (или "Ид"), "Я" (или "Эго"), и "Сверх-Я" (или "Супер-Эго"). "Я" выполняет функцию ориентации человека во внешнем мире и осуществляет взаимодействие между ним и внешним миром, действуя как ограничитель влечений, соотносящий их требования с соответствующими требованиями совести и реальности. "Оно" включает основные влечения, производные от сексуальных или агрессивных импульсов. "Сверх-Я" отвечает за "удаление" нежелательного. Обычно его соотносят с совестью, которая является наследством моральных представлений, полученных в раннем детстве, и продуктом наиболее важных детских идентификаций и стремлений индивида.

См. также ФРЕЙД Зигмунд. Последователи Фрейда. После Первой мировой войны психоанализ не только революционизировал всю психиатрию и психотерапию, но и внес много нового в исследования человека и его мотивационной сферы. Такие психоаналитические понятия, как "оговорки по Фрейду", "рационализация", "сублимация", "вытеснение", "амбивалентность" и "замещение", вошли даже в обыденный язык

(см. также ПСИХОЛОГИЯ). Некоторые из первых учеников Фрейда, прежде всего Карл Юнг (1875-1961) и Альфред Адлер (1870-1937), использовали психоанализ как отправную точку для развития собственных психологических концепций. Юнг во многом иначе, чем Фрейд, трактовал природу влечений. Кроме личных конфликтов индивида, имеют значение культурно обусловленные и бессознательно передающиеся символические представления основных "тем" человеческого существования. Согласно его концепции, в центре индивидуального опыта присутствуют постоянно появляющиеся мифологические темы, общие для всего человечества. В основе всех борющихся тенденций в жизни личности лежат архетипические (первичные) образы, конфликтующие между собой. Идея Юнга о передаче бессознательных фантазий через коллективное бессознательное, казалась Фрейду и его последователям чисто теоретической и даже мистической

(см. ЮНГ Карл Густав). Альфред Адлер считал, что фрейдовский психоанализ недооценивает роль социальных факторов, подчеркивая первичность сексуальных влечений. Причины индивидуальных конфликтов он связывал с более поверхностно лежащими факторами, особенно с чувством неполноценности и ощущением неопределенности своего социального статуса, физических способностей или сексуальных возможностей. Многие из представлений Адлера внесли вклад в дальнейшее развитие концепций самооценки и особенно в анализ ее нарушений при т.н. нарциссических личностных расстройствах (см. АДЛЕР Альфред). Отто Ранк (1884-1939) был поражен открытиями, которые были сделаны в ходе исследования отрицательных последствий разлуки ребенка с матерью. Он развил гипотезу Фрейда о травме рождения как прототипе тревожной ситуации и предложил систему психотерапии, основанную на преодолении травмы разлуки. Ранк считал волю решающим фактором в отношениях между пациентом и психоаналитиком, и его система психотерапии известна как терапия воли

(см. РАНК Отто). Дальнейшее развитие психоанализа. Приход к власти нацистов заставил многих европейских психоаналитиков эмигрировать в США, куда и переместился центр психоаналитической мысли. В этот периода ведущими учеными-психоаналитиками были Х.Хартман (1894-1970), Э.Крис (1900-1957) и Р.Левенштейн (1898-1976). В ряде совместных публикаций они сформулировали основные положения психоанализа как фундамента общей психологии. Развитие хартмановского понятия адаптивной функции "Эго" способствовало формулировке основополагающих рабочих гипотез о природе влечений, созревании и развитии психического аппарата. Свой вклад в эти теории внесла вклад и дочь Фрейда - Анна Фрейд (1895-1982), занимавшаяся психоанализом детей и долгосрочными исследованиями детского развития. Она проанализировала различные средства, которыми "Эго" защищается от угрозы вторжения нежелательных бессознательных импульсов. Главная тема современных психоаналитических исследований - это значение привязанности младенца к матери. Проблемы, возникающие на этой стадии прежде всего из-за холодности или безразличия матери, могут сыграть решающую роль в возникновении тяжелых личностных расстройств. Взаимодействие матери и ребенка, по-видимому, является критическим для развития личности и самооценки.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОАНАЛИЗА

Психоанализ основан на нескольких фундаментальных принципах. Первый из них - принцип детерминизма. Психоанализ предполагает, что ни одно событие в психической жизни не является случайным, произвольным, ни с чем не связанным феноменом. Мысли, чувства и импульсы, которые осознаются, рассматриваются как события в цепи причинно-следственных отношений, определяемых ранним детским опытом индивида. С помощью специальных методов исследования, в основном через свободные ассоциации и анализ сновидений, можно выявить связь между текущим психическим опытом и событиями прошлого. Второй принцип носит название топографического подхода. Каждый психический элемент оценивается по критерию его доступности для сознания. Процесс вытеснения, при котором определенные психические элементы удаляются из сознания, свидетельствует о постоянных усилиях той части психики, которая не позволяет их осознать. Согласно динамическому принципу, психика побуждается к действию сексуальными и агрессивными импульсами, которые являются частью общего биологического наследия. Эти влечения отличаются от инстинктивного поведения животных. Инстинкт у животных - стереотипный ответ, обычно явно направленный на выживание и вызываемый особыми стимулами в особых ситуациях. В психоанализе влечение рассматривается как состояние нервного возбуждения в ответ на стимулы, побуждающие психику к действию, направленному на снятие напряжения. Четвертый принцип был назван генетическим подходом. Характеризующие взрослых конфликты, черты личности, невротические симптомы и психологические структуры в целом восходят к критическим событиям, желаниям и фантазиям детства. По контрасту с более ранними концепциями детерминизма и топографическим и динамическим подходами, генетический подход - не теория, а эмпирическое открытие, постоянно подтверждающееся во всех психоаналитических ситуациях. Суть его можно выразить просто: какие бы пути ни открывались индивиду, он не может уйти от своего детства. Хотя психоаналитическая теория не отрицает возможного влияния наследственных биологических факторов, упор в ней делается на "критические события", особенно на последствия того, что происходило в раннем детстве. Что бы ни испытывал ребенок - болезнь, несчастный случай, утрату, наслаждение, жестокое обращение, совращение, покинутость, - в дальнейшем это каким-то образом скажется на его природных способностях и личностной структуре. Влияние каждой конкретной жизненной ситуации зависит от стадии развития индивида. Самый ранний психологический опыт младенца - глобальное сенсорное воздействие. В этой фазе еще нет дифференциации Я и остального мира, младенец не понимает, где его тело, а где все остальное. Представление о себе самом как о чем-то независимом, развивается в два-три года. Отдельные предметы внешнего мира, такие как одеяло или мягкая игрушка, в одно время могут восприниматься как часть самого себя, а в другое - как часть внешнего мира. На начальной стадии развития индивид находится в состоянии т.н. "первичного нарциссизма". Вскоре, однако, другие люди начинают восприниматься как источники пищи, ласки и защиты. В самой сердцевине человеческой личности остается значительный компонент детской сосредоточенности на самом себе, но потребность в других - желание любить, доставлять удовольствие, становиться похожим на тех, кого любишь и кем восхищаешься, - содействует переходу от детского нарциссизма к зрелости взрослого. При благоприятных условиях к шести-семи годам ребенок постепенно преодолевает большинство враждебных и эротических импульсов эдиповой фазы и начинает идентифицировать себя с родителем своего пола. Наступает относительно спокойная фаза процесса развития, т.н. латентный период. Теперь ребенок социализируется, и в этот же период обычно начинается формальное обучение. Данная стадия длится вплоть до полового созревания в подростковом возрасте - периода быстрых физиологических и психологических изменений. Трансформации, происходящие в этом возрасте, во многом определяют, как взрослый воспринимает самого себя. Снова пробуждаются детские конфликты, и делается вторая попытка их преодолеть. Если она оказывается успешной, у индивида формируется взрослая идентификация, соответствующая его половой роли, моральной ответственности и тому делу или той профессии, которые он выбрал; в противном случае он будет предрасположен к развитию психических расстройств. В зависимости от конституциональных факторов и индивидуального опыта психопатология может принимать форму задержек развития, патологических черт характера, психоневрозов, извращений или более серьезных нарушений вплоть до тяжелых психических заболеваний.

См. также ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ

Психоаналитическая терапия - это и метод исследования, и метод лечения. Она проводится в определенных стандартных условиях, получивших название "психоаналитической ситуации". Пациента просят лечь на кушетку, отвернуться от психотерапевта и подробно и честно рассказывать ему обо всех мыслях, образах и чувствах, которые приходят в голову. Психоаналитик выслушивает пациента, не критикуя и не высказывая собственных суждений. Соответственно принципу психического детерминизма, каждый элемент мышления или поведения наблюдается и оценивается в контексте рассказываемого. Личность самого психоаналитика, его ценности и суждения полностью исключаются из терапевтического взаимодействия. Такая организация психоаналитической ситуации создает условия, при которых мысли и образы пациента могут всплывать из очень глубоких слоев психики. Они возникают вследствие постоянного внутреннего динамического давления влечений, которые порождают бессознательные фантазии (сны, свободные ассоциации и т.п.). В результате то, что ранее вытеснялось, вербализуется и может быть изучено. Поскольку психоаналитическая ситуация не осложнена влиянием обычных межличностных отношений, взаимодействие трех компонентов психики - Я, Оно и Сверх-Я - изучается более объективно; это дает возможность показать пациенту, что именно в его поведении определяется бессознательными желаниями, конфликтами и фантазиями, а что - более зрелыми способами реагирования. Цель психоаналитической терапии - замена объективным разумным суждением стереотипных, автоматизированных способов реагирования на тревогу и страхи. Важнейшая часть терапии связана с интерпретацией реакций пациента на самого психотерапевта. Во время лечения восприятие больным психоаналитика и предъявляемых им требований часто становится неадекватным и нереалистичным. Этот феномен известен как "перенос", или "трансфер". Он представляет собой бессознательное восстановление пациентом новой версии забытых детских воспоминаний и вытесненных бессознательных фантазий. Пациент переносит на психоаналитика свои неосознаваемые детские желания. Перенос понимается как форма памяти, в которой повторение в действии замещает воспоминание прошлого и в которой реальность настоящего неправильно интерпретируется в терминах забытого прошлого. В этом отношении перенос - повторение в миниатюре невротического процесса.

ПСИХОАНАЛИЗ И КУЛЬТУРА

Психоанализ в значительной мере повлиял на развитие всей западной цивилизации. Понимание того, что на поведение человека влияют факторы, лежащие вне сферы его сознания и находящиеся в лучшем случае под частичным контролем, прибавило здравомыслия в оценке как окружающих, так и самих себя. История предлагает обильные доказательства того, сколь ненадежны устои морали, которые сдерживают примитивные, порочные и преступные импульсы, таящиеся в глубинах психики человека. С другой стороны, психоанализ показал, что мы одновременно и более моральны, и более аморальны, чем предполагали ранее. Эта изменившаяся картина человеческой мотивации и психологии сыграла важную роль в изменении социальных установок в западном мире, особенно в отношении таких вопросов, как сексуальные нравы, правосудие и, более того, все социальные и политические институты, рассматриваемые как "области приложения" человеческой психологии. Психоаналитические принципы наглядно представлены в мифах, сказках и фольклоре, которые прямо отражают детские фантазии об исполнении желаний, например фантазию ребенка о том, что он был оставлен родителями благородного происхождения и воспитан "ненастоящими" родителями. Практически в каждой культуре существует миф о ребенке, который был брошен в поле, где его нашли крестьяне или звери, или пущен вниз по реке, откуда его спасли бедные пастухи. Эта тема, столь часто выявляемая в психоаналитической ситуации, начинает появляться, когда ребенок постепенно отдаляется от родителей, обычно из-за невозможности удовлетворить эдиповы желания. В подобных фантазиях истинные родители всячески очерняются, и в то же время путем отрицания кровнородственных отношений ребенок получает возможность уйти от чувства вины по поводу инцестуозных желаний. В дальнейшем вытесненные детские желания включаются в мифы или связываются с героическими историческими личностями и таким образом получают прямое или косвенное оправдание. Мифы, как и религиозные ритуалы, имеют большое воспитательное значение, так как помогают человеку с детства усвоить нравственные нормы сообщества. Через идентификацию с мифологическим героем индивид может бессознательно удовлетворить запретные импульсы детства, и в то же время идеальные качества мифологического героя служат ему образцом для подражания. Религия как социальный институт выполняет сходную функцию, отвечающую потребности общества в том, чтобы каждый его член соотносил свои желания с более общими целями. Психоаналитическое исследование позволило установить, что некоторые механизмы, посредством которых индивид пытается побороть бессознательные антисоциальные, инцестуозные, отцеубийственные, каннибалистские, извращенные или агрессивные желания, находят отражение в любой религиозной практике и религиозных ритуалах как в примитивных, так и в развитых сообществах. Религиозные ритуалы могут служить мощным инструментом трансформации импульсов "Оно" и усиления идентификации "Я" в соответствии с моральными ценностями общества. Социальная структура формируется и поддерживается эротическими и нарциссическими влечениями к фигуре идеального вождя, который в результате служит объектом массового переноса (трансфера). В литературе и искусстве глубоко вытесненные конфликты и тайные фантазии, которые тщательно затушевывались или даже не упоминались в произведениях прошлых веков, теперь благодаря психоанализу выражаются открыто и встречают понимание. Значение психоанализа было оценено художниками и теми, кто изучал гуманитарные дисциплины и науки об обществе, намного раньше, чем представителями фундаментальной науки и философии. Тема бессознательной мотивации и защитного искажения влечений неизменно присутствует в наши дни в работах литературных критиков и историков искусства, а также в сочинениях биографического жанра. Психоаналитические подходы оказали влияние и на социальные науки. Открытие универсальности эдипова комплекса и инцестуозных табу предлагало новое понимание примитивных систем родства и общей природы социальной организации. В полевых исследованиях, проведенных этнографами, знающими психоаналитические теории и методологию, было собрано множество фактов, связанных с сексуальной идентификацией, ролевыми моделями, динамикой воспитания детей и формирования характера, смыслом церемоний инициации, значением ритуалов в анимистических и религиозных культах. Психоаналитические понятия и методы успешно прилагались и к проблемам социальных отношений в технически развитых обществах. Изучение взаимовлияния между конфликтами, характерными для разных фаз индивидуального развития, и опытом взросления в определенной культуре породило новую науку - этнопсихологию. Аналогичное изучение взаимозависимости между конфликтами в жизни одаренных лидеров и национальным историческим контекстом дало жизнь еще одной дисциплине - исторической психологии. Кроме того, некоторые результаты психоаналитических исследований оказалось возможным экстраполировать на такую область, как связи между людьми и психологические механизмы, приводящие к групповому взаимодействию и сплоченности. В частности, на основе этих данных были разработаны представления о "групповой динамике", широко используемые в анализе функционирования малых групп, различных объединений и национальных политических движений. Вслед за психиатрией и психологией влиянию психоаналитических принципов в значительной мере подверглась и деятельность социальных служб, работники которых при оценке нужд клиента и в своих контактах с ним тоже стали учитывать динамику сознательного и бессознательного. Во многих случаях исчезает различие между социальной работой и психотерапией. Ясно, что к таким проблемам, как размещение детей в семьях, усыновление и воспитание в чужой семье, а также ко многим другим вопросам, связанным с детьми, необходимо подходить с учетом психоаналитических открытий, касающихся динамики психологических процессов.

ЛИТЕРАТУРА

Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. СПб, 1991 Лапланж Ж., Понталис Ж. Словарь по психоанализу. М., 1996 Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа. СПб, 1998

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ПСИХОАНАЛИЗ (от психо... и анализ), метод психотерапии и психологическое учение, развитое З. Фрейдом в конце 19 - начале 20 вв. Ставит в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Вытеснение из сознания неприемлемых для него влечений (преимущественно сексуальных) и травмирующих переживаний рассматривается в психоанализе, как главный источник невротических симптомов и различных патологий явлений (забываний, ошибочных действий и т.п.). В основе психотерапии - анализ вытесненных комплексов с помощью свободных ассоциаций, толкования сновидений и т.п. Психическая структура личности в психоанализе: бессознательное "Оно" (область влечений); сознательное "Я", сдерживающее импульсы "Оно" посредством различных защитных механизмов; "Сверх-Я" (область социальных норм и нравственных установок). Психоанализ оказал влияние на литературу и литературоведение, искусство и искусствоведение, другие гуманитарные науки и медицину.

Евразийская мудрость от А до Я.

ПСИХОАНАЛИЗ -

а) вид лечения неврозов, изобретенный Фрейдом в 90-х годах 19 в.; б) философско-психологическая концепция и методика психотерапии ряда заболеваний, развитые в трудах 3. Фрейда и ею последователей. Жизнь человека в концепции психоанализа представляется как арена битвы между сферой бессознательного "Я", с помощью которой человек индентифицирует себя, и "Сверх-Я", представленного системой моральных норм и социальных запретов и проявляющегося в виде чувства совести.

Словарь народов и культуры

Психоанализ

(psychoanalysis), теория возникновения и лечения душевных расстройств, называемых неврозами, а также общая теория личности и ее эмоционального развития, почти целиком созданная Фрейдом. Терапия, равноправная часть его метода, применяется в течение длительного периода и состоит в исследовании взаимодействия сознательных и бессознательных элементов психики (с помощью свободной ассоциации мыслей) с послед, выявлением подавленных страхов и конфликтов.Теория П. сыграла огромную роль в науке и культуре 20 в. П. отводит центр, место инстинктивным (инстинкт) влечениям и влиянию на них социализации (психосексуальное развитие). Особое внимание П. уделяет инстинктам и эмоциям, к-рые скрыты в бессознательном и оказывают глубокое влияние на мышление и поведение. Фрейд полагал, что инстинкты с детства определяются физ. влечением и являются в широком смысле сексуальными. Впоследствии, однако, он предположил, что наряду с сексуальными инстинктами мы обладаем еще инстинктами разрушения. Австр.-англ. психоаналитик Мелани Кляйн (1882- 1960) придала идеям thanatos (смерть) и eras (любовь) дальнейшее развитие; выводы, полученные ею на основе работы с детьми, явились, вероятно, самым значит, вкладом в П. после Фрейда. В то же время антрополог Малиновский показал, что сексуальные инстинкты не могут служить универсальной х-кой развития человека. В работе Я и Оно (1923) Фрейд выделил три инстанции личности: Эго (Я), Ид (Оно) и Супер-Эго (Сверх-Я). Ид (Оно) бессознательно и содержит первичные эмоции и влечения. Супер-Эго (Сверх-Я) заключает в себе идеалы и моральные ценности. Эго (Я) находится между ними, стремясь примирить их требования и ограничения реального миpa; здесь же помещается сознание, но его защитные механизмы не относятся к сознательным процессам. Позднейшие теории неофрейдизма придавали большее значение развитию Я и меньшее - бессознательному и сексуальной мотивации (Юнг отрицал гл. роль последней). Теория П., вне сомнения наиб, универсальная в психологии, содержит, однако, фундаментальные концептуальные слабости. Мн. ее утверждения невозможно проверить экспериментально, а те, что были проверены, далеко не всегда подтверждались. Психоаналитическая терапия менее эффективна, чем нек-рые прикладные формы психотерапии, бихевиоральная терапия и др. методы психиатрии.

Афоризмы

ПСИХОАНАЛИЗ

Психоанализ - это исповедь без отпущения грехов.

Гилберт Честертон

Психоаналитик - это исповедник, способный отпустить даже грехи отцов.

Карл Краус

Психоанализ позволяет нам исправлять наши ошибки, исповедуясь в проступках наших родителей.

Лоренс Питер

Психоанализ - великое изобретение. Он позволяет любому чурбану почувствовать себя незаурядной натурой.

Сэмюэл Берман

Психоанализ - болезнь эмансипированных евреев; религиозные евреи довольствуются диабетом.

Карл Краус

Психоанализ - это когда платишь 35 долларов в час, чтобы беседовать с потолком.

Роберт Орбен

Психоаналитики роются в наших сновидениях, словно в наших карманах.

Карл Краус

Психоанализ и есть тот самый недуг, от которого он берется нас излечить

Карл Краус

Психоанализ есть психология без души.

Николай Бердяев

В психоанализе нет ничего истинного, кроме преувеличений.

Теодор Адорно

(см. КОМПЛЕКСЫ), (см. ФРЕЙДИЗМ)

Орфографический словарь

психоана́лиз, -а

Формы слов для слова психоанализ

психоана́лиз, психоана́лизы, психоана́лиза, психоана́лизов, психоана́лизу, психоана́лизам, психоана́лизом, психоана́лизами, психоана́лизе, психоана́лизах

Синонимы к слову психоанализ

сущ., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

псих/о/ана́лиз/.

Грамматический словарь

психоана́лиз м 1a

Методические термины

ПСИХОАНА́ЛИЗ (от греч. psychē - душа + анализ).

1. Метод психотерапии, предложенный З. Фрейдом и основанный на выявлении скрытых бессознательных процессов.

2. Психологическое учение, базирующееся на концепции Фрейда и представляющее собой совокупность идей и гипотез о строении и механизмах функционирования человеческой психики.

Начиная с 20-х гг. XX в. П. стал оказывать влияние на развитие педагогической мысли. Считалось, что цель воспитания заключается в выявлении природы глубинных бессознательных мотивов поведения ребенка. В России в 1910-14 гг. выходил журнал «Психотерапия», в 1921 г. было основано Русское психоаналитическое общество, а также Психоаналитический институт, при котором был открыт экспериментальный детский сад, использовавший в воспитании прикладные аспекты П. В работе общества принимали участие П. П. Блонский, А. Р. Лурия, С. Т. Шацкий и др. В начале 30-х гг. начались гонения на П., книги психоаналитической ориентации были изъяты из библиотек. Лишь в конце 80-х гг. было возобновлены исследования в области П., в Петербурге создан Психоаналитический институт, с 1992 г. издается журнал «Российский психоаналитический вестник». В психолингвистике и лингводидактике идеи П. нашли применение в исследовании влияния сферы бессознательного на сознательное поведение, в частности, при обучении языку с использованием интенсивных методов (погружения, активизации), включающих в систему занятий элементы релаксации, внушения и игры. См. также релаксопедия, суггестия.

Словарь иностранных слов

ПСИХОАНАЛИЗ [< гр. psyche - душа + анализ] - психол. метод психотерапии (ПСИХОТЕРАПИЯ) и психологическое учение, развитое З. Фрейдом в конце XIX - начале XX в. Оказал влияние на литературу, гуманитарные науки.

Сканворды для слова психоанализ

- Фрейдовский метод исследования личности.

- Исповедь без отпущения грехов.

Полезные сервисы

психоаналитик

Толковый словарь

м.

Специалист в области психоанализа [психоанализ 1.].

Энциклопедический словарь

ПСИХОАНАЛИ́ТИК -а; м. Специалист в области психоанализа; психолог, занимающийся вопросами психики. Советы, заключение психоаналитика. Обратиться к психоаналитику.

Слитно. Раздельно. Через дефис

психоанали/тик, -а

Орфографический словарь

психоанали́тик, -а

Словарь ударений

пси́хоанали́тик

Синонимы к слову психоаналитик

сущ., кол-во синонимов: 1

Грамматический словарь

психоанали́тик мо 3a

Сканворды для слова психоаналитик

- Специалист, лечащий словом.

Полезные сервисы

психоаналитический

Толковый словарь

прил.

1. соотн. с сущ. психоанализ, психоаналитик, связанный с ними

2. Свойственный психоанализу, психоаналитику, характерный для них.

Толковый словарь Ушакова

ПСИХОАНАЛИТИ́ЧЕСКИЙ, психоаналитическая, психоаналитическое (мед.). прил. к психоанализ. Психоаналитическая школа в психотерапии. Психоаналитическое исследование.

Энциклопедический словарь

ПСИХОАНАЛИТИ́ЧЕСКИЙ -ая, -ое. к Психоана́лиз и Психоанали́тик. П-ое исследование. П. журнал.

Академический словарь

-ая, -ое.

прил. к психоанализ.

Психоаналитическое исследование.

Орфографический словарь

психоаналити́ческий

Формы слов для слова психоаналитический

пси́хоаналити́ческий, пси́хоаналити́ческая, пси́хоаналити́ческое, пси́хоаналити́ческие, пси́хоаналити́ческого, пси́хоаналити́ческой, пси́хоаналити́ческих, пси́хоаналити́ческому, пси́хоаналити́ческим, пси́хоаналити́ческую, пси́хоаналити́ческою, пси́хоаналити́ческими, пси́хоаналити́ческом, пси́хоаналити́ческ, пси́хоаналити́ческа, пси́хоаналити́ческо, пси́хоаналити́чески

Морфемно-орфографический словарь

псих/о/аналит/и́ческ/ий.

Грамматический словарь

психоаналити́ческий п 3a✕~

Полезные сервисы

психоастенический

Синонимы к слову психоастенический

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

психоастеноидный

Синонимы к слову психоастеноидный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

психобиографический

Слитно. Раздельно. Через дефис

психобиографи/ческий

Полезные сервисы

психобиологический

Слитно. Раздельно. Через дефис

психобиологи/ческий

Полезные сервисы

психовавший

Синонимы к слову психовавший

Полезные сервисы

психованность

Синонимы к слову психованность

Полезные сервисы

психованный

Толковый словарь Ожегова

ПСИХО́ВАННЫЙ, -ая, -ое (прост.). Психически неуравновешенный, ненормальный. Парень какой-то п.

Энциклопедический словарь

ПСИХО́ВАННЫЙ -ая, -ое. Разг.-сниж. Психически неуравновешенный, ненормальный. П-ая девица.

Психо́ванный -ого; м. Ты что, п.? Психо́ванная, -ой; ж.

Академический словарь

-ая, -ое. прост.

Психически неуравновешенный, ненормальный.

- Сколько пленных за последние дни ни брал, каждый второй - психованный. Симонов, Солдатами не рождаются.

- Отойди, - попросил Устименко, - а то подеремся. Я, как все инвалиды, психованный. Как затрясусь… Герман, Я отвечаю за все.

Орфографический словарь

психо́ванный

Синонимы к слову психованный

прил.

сумасшедший

умалишенный

душевнобольной

помешанный

ненормальный

тронутый

полоумный

чокнутый

безумный

Полезные сервисы

психовать

Толковый словарь

несов. неперех. разг.-сниж.

Терять психическое равновесие; нервничать.

Толковый словарь Ушакова

ПСИХОВА́ТЬ, психую, психуешь, несовер. (прост. фам.). Страдать каким-нибудь психическим заболеванием.

|| Проявлять в поступках, в поведении психическую ненормальность. Начал психовать.

|| Притворяться психически ненормальным.

Толковый словарь Ожегова

ПСИХОВА́ТЬ, психую, психуешь; несовер. (прост.). Вести себя подобно психически ненормальному, а также вести себя слишком возбуждённо, нервно.

| однокр. психануть, -ну, -нёшь.

Энциклопедический словарь

ПСИХОВА́ТЬ психу́ю, психу́ешь; психо́ванный; нсв. Разг. Терять психическое равновесие; нервничать, вести себя слишком возбуждённо. Не психуй, ничего с ним не случится. Что п. по пустякам?! Из-за всякой ерунды психуешь.

Психану́ть, -ну́, -нёшь; св. Однокр.

Академический словарь

психу́ю, психу́ешь; несов. прост.

Вести себя подобно психически ненормальному или притворяться им, а также вести себя слишком возбужденно, нервно.

- Теперь фашист, как огня, боится открытых флангов и психует при появлении наших автоматчиков. Галин, Аршинцев.

- Все ли готово для буксировки? - запросил Бляхин. В ответ Егоров заорал ---. - Чего он психует? - Нервы, - сказал механик. Борщаговский, Седая чайка.

Орфографический словарь

психова́ть, психу́ю, психу́ет

Формы слов для слова психовать

психова́ть, психу́ю, психу́ем, психу́ешь, психу́ете, психу́ет, психу́ют, психу́я, психова́л, психова́ла, психова́ло, психова́ли, психу́й, психу́йте, психу́ющий, психу́ющая, психу́ющее, психу́ющие, психу́ющего, психу́ющей, психу́ющих, психу́ющему, психу́ющим, психу́ющую, психу́ющею, психу́ющими, психу́ющем, психова́вший, психова́вшая, психова́вшее, психова́вшие, психова́вшего, психова́вшей, психова́вших, психова́вшему, психова́вшим, психова́вшую, психова́вшею, психова́вшими, психова́вшем

Синонимы к слову психовать

волноваться, быть на взводе, нервничать, психа давить

гл. несов.

нервничать

волноваться

Морфемно-орфографический словарь

псих/ова́/ть.

Грамматический словарь

психова́ть нсв нп 2a

Полезные сервисы

психовидеотерапия

Слитно. Раздельно. Через дефис

психовидеотерапи/я, -и

Полезные сервисы

психовоз

Словарь русского арго

ПСИХОВОЗ, -а, м., ПСИХОВОЗКА, -и, ж.

Скорая помощь для душевнобольных.

От псих + общеупотр. «возить».

Синонимы к слову психовоз

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

психовоздействие

Синонимы к слову психовоздействие

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

психовозка

Словарь русского арго

ПСИХОВОЗ, -а, м., ПСИХОВОЗКА, -и, ж.

Скорая помощь для душевнобольных.

От псих + общеупотр. «возить».

Полезные сервисы

психовойна

Синонимы к слову психовойна

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

психогенез

Толковый словарь

м.

Учение о происхождении и развитии чувств, воли, речи и мыслительной способности человека.

Энциклопедический словарь

ПСИХОГЕНЕ́З [нэ́], -а; м. [от греч. psychē - душа, дух и genēs - происхождение, возникновение] Спец. Учение о происхождении и развитии воли, речи и мыслительной способности человека.

Слитно. Раздельно. Через дефис

психогене/з, -а

Орфографический словарь

психогене́з, -а и психоге́не́зис, -а

Словарь ударений

психогене́з и психоге́незис[нэ]

Формы слов для слова психогенез

психогене́з, психогене́зы, психогене́за, психогене́зов, психогене́зу, психогене́зам, психогене́зом, психогене́зами, психогене́зе, психогене́зах

Синонимы к слову психогенез

сущ., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

псих/о/гене́з/.

Грамматический словарь

психогене́з м 1a

Большой словарь иностранных слов

психогенез

- ПСИХОГЕНЕЗ, ПСИХОГЕНЕЗИС [см. психо… + генезис] - возникновение и развитие психической жизни (чувств, речи, волевой и мыслительной деятельности) у человека

Сканворды для слова психогенез

- Учение о происхождении и развитии чувств, воли, речи и мыслительной способности человека.

Полезные сервисы