Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

психолингвист

Энциклопедический словарь

ПСИХОЛИНГВИ́СТ -а; м. Специалист в области психолингвистики.

Орфографический словарь

психолингви́ст, -а

Синонимы к слову психолингвист

сущ., кол-во синонимов: 2

Морфемно-орфографический словарь

псих/о/лингв/и́ст/.

Полезные сервисы

психолингвистика

Переводоведческий словарь

психолингвистика

1. Отрасль языкознания, изучающая процесс порождения речи с точки зрения содержания, коммуникативной ценности, адекватности речевого акта данному коммуникативному намерению, т.е. природу и свойства кодирования и декодирования сообщения, передаваемого посредством естественного языка.

2. Раздел науки, изучающий процесс речи с точки зрения ее порождения и приема.

Энциклопедический словарь

ПСИХОЛИНГВИ́СТИКА -и; ж. Наука о Комплексная научная дисциплина, использующая приёмы и методы языкознания и психологии для изучения закономерностей порождения и восприятия речи.

Психолингвисти́ческий, -ая, -ое. П-ие исследования.

* * *

психолингви́стика - наука о закономерностях порождения и восприятия речи.

* * *

ПСИХОЛИНГВИСТИКА - ПСИХОЛИНГВИ́СТИКА, наука о закономерностях порождения и восприятия речевых высказываний.

Большой энциклопедический словарь

ПСИХОЛИНГВИСТИКА - наука о закономерностях порождения и восприятия речевых высказываний.

Академический словарь

-и, ж.

Наука о закономерностях порождения и восприятия речевых высказываний.

Гуманитарный словарь

ПСИХОЛИНГВИ́СТИКА - раздел лин. гвистики, науч. дисциплина, находящаяся на стыке традиционной лингвистики, психологии, физиологии речи. Предмет изучения П. - речевое поведение человека, процессы, позволяющие индивиду осуществить акт коммуникации, кодировать и декодировать информацию.

Психол. подход к яз. существовал уже в 19 в. в работах лингвистов младограмматич. направления. В рус. яз.-знании традиция ориентации на говорящего и слушающего идет от И. А. Бодуэна де Куртенэ и Л. В. Щербы. Однако в самостоятельный раздел яз.-знания П. оформилась только в сер. 20 в. Появление понятия "П." связано прежде всего с именем амер. исследователя Ч. Осгуда. Основы психолингв. направления в отеч. науке заложены в трудах А. А. Леонтьева, а также сов. психологии и физиологии (иссл. Л. С. Выготского, Н. А. Бернштейна, А. Р. Лурия и др.). В отеч. науке наряду с термином "П." используется термин "теория речевой деятельности".

Исследователь, занимающийся П., имеет дело с конкретными людьми и строит модель речевого поведения человека в соответствии с общепсихол. и физиол. законами, учитывая особенности памяти, внимания, эмоц. состояние, образование, возраст, соц. роль, личностные характеристики и пр. факторы, к-рые оказывают влияние на психолингв. организацию чел. Одновременно цель психолингв. исследования - это установление закономерностей, относящихся только к процессам, связанным с яз. и речью; именно поэтому, несмотря на близость П. кдр. наукам о человеке, ее все же следует рассматривать как яз.-ведческую дисциплину.

Особенность П. заключается в том, что, хотя основным предметом исследования является конкретный человек (люди), выводы делаются относительно яз. и речи в целом, поскольку каждый индивид представляет собой носителя конкретного яз., одну из фигур социума, и его речевое поведение в основном подчиняется тем же закономерностям, что и речевое поведение др. людей.

Сложность психолингв. исследования заключается в том, что речевая деят-ность человека носит автоматический характер. Это делает невозможным обращение к сознанию носителя яз. для определения, каким образом осуществляется та или иная операция в процессе порождения и восприятия речи, каким образом решается коммуникативная задача, какие психолингв. единицы хранятся в памяти. Поэтому для П. характерно использование т. н. метода черного ящика, т. е. изучение закономерностей, являющихся следствием рассматриваемых особенностей речевого поведения, характеристик психолингв. системы.

Традиц. для П. прием - использование сведений о ненормативном речевом поведении для создания психолингв. модели речевой деят-ности в норме. Материалом психолингв. исследования оказывается детская речь, различные формы патологии речи, речь в затрудненных условиях, напр. в шуме. Для современной П. характерна высокая степень разработанности эксперим. методик.

П. рассматривает процессы порождения и восприятия речи как сложные иерархически организованные многоуровневые процессы. При этом ни порождение, ни восприятие речи не осуществляется "снизу вверх", не является процессом последовательного перехода от простых единиц к сложным. Речевая деят-ность оказывается одновременным оперированием на разных уровнях, в рез. взаимодействия к-рых решается коммуникативная задача.

Достижения П. используются при создании систем автоматич. восприятия и синтеза речи, для разрешения задач, связанных с проблемой созданий искусственного интеллекта.

Один из аспектов психолингв. направления - изучение речевой деят-ности в разных социолингв. ситуациях, при двуязычии и многоязычии разл. типов.

Результаты психолингв. экспериментов могут явиться критерием принятия решения в тех случаях, когда это невозможно сделать в пределах традиц. лингвистики, на основе чисто описательного метода.

Лит.: Леонтьев А. А. Психолингвистич. единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969; Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969; Основы теории речевой деятельности. М., 1974; Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М., 1976; Сахарный Л. В. Введение в психолингвистику. Л., 1989.

Словарь народов и культуры

Психолингвистика

(psycholinguistics), область языкознания, изучающая процессы восприятия и создания речи в их соотнесенности с системой языка. П. исследует, в частности, такие явления, как речевые ошибки или трудности восприятия, связанные с некрыми типами предложений, и часто руководствуется рекомендациями лингвистов относительно природы языкового знания человека. В состав П. иногда включают изучение языкового развития и клиническую лингвистику, к-рые, однако, можно рассматривать и как самостоятельные области исследования.

Слитно. Раздельно. Через дефис

психолингви/стика, -и

Орфографический словарь

психолингви́стика, -и

Формы слов для слова психолингвистика

пси́холингви́стика, пси́холингви́стики, пси́холингви́стик, пси́холингви́стике, пси́холингви́стикам, пси́холингви́стику, пси́холингви́стикой, пси́холингви́стикою, пси́холингви́стиками, пси́холингви́стиках

Синонимы к слову психолингвистика

Лингвистика

Психолингви́стика -

наука, изучающая процессы речеобразования, а

также восприятия и формирования речи в их соотнесённости с системой языка. Разрабатывая модели

речевой деятельности и

психофизиологической речевой организации человека,

психолингвистика проверяет их путём психологических экспериментов; таким образом, будучи по предмету

исследования близка к лингвистике, по методам психолингвистика ближе к психологии.

В психолингвистике применяются такие экспериментальные методы, как

ассоциативный эксперимент, метод «семантического дифференциала» и

др. Психолингвистика возникла в связи с необходимостью дать

теоретическое осмысление ряду практических задач, для решения которых

чисто лингвистический подход, связанный с анализом текста, а не

говорящего человека, оказался недостаточным (обучение родному, а

особенно - иностранному языку; речевое воспитание дошкольников и

вопросы логопедии; клиника центрально-мозговых речевых нарушений;

проблемы речевого воздействия, в особенности в пропаганде и деятельности

средств массовой информации; авиационная и космическая психология;

судебная психология и криминалистика, например опознание людей по

особенностям их речи; проблемы машинного

перевода, речевого ввода информации в ЭВМ и т. п.; информатика).

Термин «психолингвистика» вошел в научный обиход с 1954 после

опубликования в США коллективной работы под этим названием (под ред.

Ч. Э. Осгуда и Т. А. Себеока), но идеи, близкие к проблематике

психолингвистики, развивал в СССР ещё в начале 30‑х гг. психолог

Л. С. Выготский. Его ученик А. Р. Лурия разработал основы нейролингвистики, близкой к психолингвистике

по предмету и задачам, но ориентированной в основном на диагностику

и лечение различных видов афазии.

Сходные с психолингвистикой идеи развивали также психолог

Н. И. Жинкин и позже - лингвист С. Д. Кацнельсон. Развитие собственно

психолингвистики в СССР началось с середины 60‑х гг., прежде всего в

Институте языкознания АН СССР (Москва), работа ведётся также в

Ленинграде, Харькове, Тбилиси, Фрунзе, Алма-Ате и др. Каждые 2-3 года

проводятся всесоюзные симпозиумы по психолингвистике. Советская

психолингвистика опирается на материалистическую психологию школы

Выготского (прежде всего на понятие деятельности) и на

лингвистическое наследие Л. В. Щербы и его школы, в особенности на

его трактовку активной грамматики. Рассматривая психолингвистику как

одну из «дочерних» областей разработанной А. Н. Леонтьевым

психологической теории деятельности, московская

психолингвистическая школа долгое время называла психолингвистику

«теорией речевой деятельности», употребляя параллельно и термин

«психолингвистика».

Основные направления исследования в советской психолингвистике

60-70‑х гг., кроме разработки общих теоретических моделей порождения (А. А. Леонтьев, Т. В. Ахутина (Рябова)

и другие] и восприятия (И. А. Зимняя) речи: изучение вероятностной

структуры речевых процессов (Р. М. Фрумкина), вербальных ассоциаций

(А. П. Клименко, А. А. Залевская и другие; создано несколько словарей

ассоциативных норм для различных языков), факторов распознавания

речи (ленинградская группа психолингвистов под руководством

Л. Р. Зиндера), развития детской речи

(А. М. Шахнарович и другие), психолингвистика текста (Т. М. Дридзе) и

т. п.

Зарубежная психолингвистика первоначально (50‑е гг.) ориентировалась

в психологическом отношении на необихевиористическую психологию (Осгуд), а в

лингвистическом - на американскую дескриптивную лингвистику. В дальнейшем (до

начала 70‑х гг.) в основном опиралась на порождающую модель Н. Хомского

(см. Генеративная лингвистика),

развивая и его психологические идеи. Наибольший вклад в развитие

американской психолингвистики в этот период внёс Дж. А. Миллер,

занимавшийся дальнейшей теоретической разработкой и экспериментальной

проверкой модели Хомского; известны также работы Д. Слобина,

Дж. Фодора, Х. Кларка и других. 70‑е гг. характеризуются отказом от

односторонней ориентации на идеи Хомского и вовлечением в разработку

теоретических основ психолингвистики ряда ведущих психологов

западноевропейских стран; этот этап привёл к пересмотру основ

психолингвистики и проникновению в нее идей «классической»

европейской общей психологии и прогрессивных тенденций современной

социальной психологии. В большей степени стали учитываться

собственно психологические и социальные факторы речевой деятельности

(работы Р. Румметвейта в Норвегии, Дж. Уэрча в США, Ж. Мёлера и Ж. Нуазе

во Франции и других). Из социалистических стран Европы

психолингвистика особенно развита в Румынии (Т. Слама-Казаку),

Чехословакии (Я. Пруха), ГДР (В. Хартунг).

Развившись на основе различных направлений психологистического

языкознания, психолингвистика усвоила его интерес к человеку как

носителю языка и стремление интерпретировать язык как динамическую

систему речевой деятельности (речевого поведения) этого человека. Внутри

этой системы психолингвистика рассматривает гораздо большее число

взаимосвязанных факторов развития и функционирования языка, чем

«классическое» общее языкознание, тем самым значительно расширяя предмет

своего исследования по сравнению с последним. Для материалистических

направлений психолингвистики, например в СССР, характерен более

глубокий подход к трактовке социальной природы языка и речевой

деятельности, определяемый пониманием общения и других социальных и

социально-психологических процессов в марксистско-ленинской

науке.

Леонтьев А. А., Психолингвистика, Л., 1967;

его же, Психолингвистические единицы и порождение речевого

высказывания, М., 1969;

Теория речевой деятельности, М., 1968;

Психолингвистика за рубежом, М., 1972;

Основы теории речевой деятельности, М., 1974;

Лурия А. Р., Основные проблемы нейролингвистики, М.,

1975;

его же, Язык и сознание, М., 1979;

Смысловое восприятие речевого сообщения, М., 1976;

Слобин Д., Грин Дж., Психолингвистика, пер. с

англ., М., 1976;

Жинкин Н. И., Речь как проводник информации, М., 1982;

Психолингвистические проблемы семантики, М., 1983;

Исследование речевого мышления в психолингвистике, М., 1985;

Тарасов Е. Ф., Тенденции развития психолингвистики, М.,

1987;

Psycholinguistics. A survey of theory and research

problems, Balt., 1954;

Rommetveit R., Words, meanings and messages,

N. Y. - L. - Oslo, 1968;

Social context of messages, L. - N. Y., 1971;

Sprachliche Kommunikation und Gesellschaft, B., 1976;

Clark H., Clark E., Psychology and

language. An introduction to psycholinguistics, N. Y., 1977.

А. А. Леонтьев.

Лингвистические термины

Наука о речевой деятельности людей в психологических и лингвистических аспектах. В фокусе внимания П. - индивид в коммуникации. П. исследует процессы планирования речи, механизмы, соединяющие воедино знание и использование языка, в частности, процессов (алгоритмов) восприятия и продуцирования речи, когнитивных процессов, взаимодействующих с языковым знанием при продуцировании и понимании языка, формы языкового знания, лежащего в основе использования языка индивидами, механизмы усвоения языка по ходу развития ребенка. П. изучает также речь в патологических состояниях. Теория речевой деятельности (ТРД) - научное направление, изучающее механизмы порождения, восприятие речи, обучения ей.

1) Отрасль языкознания, изучающая процесс речи с точки зрения соотношения между содержанием речевого акта и намерением лица говорящего (пишущего), делающего сообщение.

2) Отрасль языкознания, изучающая связи между содержательной стороной языка и общественным мышлением, общественной жизнью говорящего коллектива. Представляя собой синтез психологии и лингвистики, психолингвистика занимается такими проблемами, как воспринимаемость речи, закономерности овладения языком (развитие речи у детей, двуязычие), отношение лингвистических процессов к познанию и т. д.

Морфемно-орфографический словарь

псих/о/лингв/и́ст/ик/а.

Методические термины

ПСИХОЛИНГВИ́СТИКА (от греч. psychē - душа + лингвистика).

Область лингвистики, изучающая язык прежде всего как феномен психики, речевую деятельность человека. Базовая наука для методики, находящаяся на пересечении психологии и лингвистики.

Изучает процессы речеобразования, а также восприятия и формирования речи в их соотнесенности с системой языка. В России получила распространение в середине 60-х гг. в силу необходимости дать теоретическое осмысление ряду практических задач, для решения которых чисто лингвистический подход, связанный с анализом текста, а не говорящего человека, оказался недостаточным (в обучении иностранному языку, в инженерной и космической психологии, психиатрии и т. д.). Оформление П. в самостоятельную науку в России связано с именем А. А. Леонтьева, которому принадлежит и первая на русском языке монография «Психолигвистика» (1967), с работами А. Р. Лурии, И. А. Зимней, А. М. Шахнаровича и др., а за рубежом - с исследованиями в области бихевиоризма (Ч. Осгуд) и порождающей грамматики (Дж. Миллер). Для лингводидактики особенно важными представляются воззрения этой научной дисциплины на речевую деятельность как процесс приема и передачи информации, на природу взаимодействия языка и сознания, речи и мышления. С позиций речевой деятельности в современной лингводидактике используются толкования таких основополагающих категорий П., как речевое действие, механизмы речи, навыки, умения. По мнению многих исследователей, именно теория деятельности, у истоков которой стоял выдающийся психолог Л. С. Выготский, определяет ближайшее развитие П. (Шахнарович, 1987).

Словарь иностранных слов

ПСИХОЛИНГВИСТИКА [< гр. psyche - душа + лингвистика] - лингв. отрасль языкознания, изучающая процесс речи под углом зрения связей передачи и восприятия сообщений с сознанием и чувствами коммуникантов (КОММУНИКАНТ). Для изучения речевой деятельности п. широко использует экспериментальные методы.

Сканворды для слова психолингвистика

- Наука о закономерностях порождения и восприятия речевых высказываний.

Полезные сервисы

психолингвистическая теория перевода

Переводоведческий словарь

психолингвистическая теория перевода - во многом благодаря трудам ученых Военного университета в отечественном переводо-ведении активно формируется особое направление в рамках коммуникативного подхода - психолингвистическая теория перевода, избравшая своим предметом исследование психологического (психолингвистического) аспекта перевода как межъязыковой коммуникации. Приоритет в разработке методологических и теоретических основ этого направления в науке о переводе принадлежит А.Ф. Ширяеву, обосновавшему деятельностное представление перевода, т.е. трактовку его как определенного, специализированного вида речевой деятельности со своей целемотивационной стороной, предметом, средствами, способами осуществления, продуктом и структурой. Цель перевода, по А.Ф. Ширяеву, заключается в создании продукта в виде реально высказанного или записанного высказывания или группы высказываний на определенном языке. Социальным заказом переводчику задаются основные параметры производимого продукта. Объектом деятельности является опред-меченный в средствах исходного языка продукт речевой деятельности одного из разноязычных коммуникантов. Средства переводческой деятельности включают в себя средства не одного какого-нибудь языка, как в большинстве видов речевой деятельности, а двух языков. В переводе отбор средств обусловливается прежде всего не мотивами и целями субъекта, а объектом деятельности - исходным текстом, поэтому детерминация выбора языковых средств для опредмечивания продукта деятельности носит в переводе более жесткий характер, чем во многих видах речевой деятельности. Способы осуществления переводческой деятельности подразделяются на три группы. Первая группа - это такие глобальные способы распредмечивания продуктов речевой деятельности, как слушание и говорение. Вторая группа охватывает процесс решения переводческих задач - использование эквивалентов, установление вариантных и контекстуальных соответствий. Третья группа объединяет глобальные способы опредмечивания продуктов переводческой деятельности - говорение и письмо. Структурно переводческая деятельность состоит из последовательности взаимосвязанных и взаимообусловленных переводческих действий. Минимальная единица ного процесса, которая является как бы микродеятельностью и несет в себе все основные черты деятельности в целом. Как переводческая деятельность в целом, так и каждое входящее в нее переводческое действие имеет трехфазовую структуру, свойственную всякому интеллектуальному акту: фазу ориентирования в условиях деятельности и выработки плана деятельности или действия, фазу реализации выработанного плана и фазу сопоставления результата с намеченной целью. Продуктом переводческой деятельности является текст на переводящем языке, произведенный переводчиком. В продукте переводческой деятельности одно-опредмечиваются и деятельность адресата, и деятельность переводчика.

Полезные сервисы

психолингвистический

Орфографический словарь

психолингвисти́ческий

Морфемно-орфографический словарь

псих/о/лингв/ист/и́ч/еск/ий.

Полезные сервисы