Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

репин

Грамматический словарь

Ре́пин ф. <мс 1а>

Словарь русских фамилий

РЕПИН

Великий русский художник Илья Ефимович Репин и князь, русский генерал-фельдмаршал, дипломат Николай Васильевич Репнин - «однофамильцы». В старину, когда картофель из Европы к нам еще не завезли, и наши предки представления не имели, что это такое, его роль выполняла репа. Каша и похлебка из репы назывались репня.

РЕПИН РЕПНИКОВ РЕПНИН РЕПКИН РЕПИНСКИЙ

Этнографы свидетельствуют, что Репой на Руси называли крепкого и плотного человека. (Ф) Отчество от старинных русских прозвищ или нецерковных мужских имен Репа и Репня. В Костромском уезде в 1524аг. документирован крестьянин Репа; княжеский род Репниных пошел от князя Ивана Михайловича Оболенского по прозвищу Репня. Фамилии связывают со словами репаа- "овощ", репняа- "тюря, похлебка из репы". Исследователь Ю.К.аРедько объясняет украинскую фамилию Репа из репатисяа- "трескаться", этот же глагол известен в южнорусских говорах (с.аХворостень Воронеж. губ.а- привел А.аПуринцев в журнале "Живая старина", 1906, вып.а1). (Н) В "Ономастиконе" Веселовского есть Репа Федор Семенович, крестьянин, 1524 г., Кострома; Репня, Репнины: кн. Иван Михайлович Репня Оболен-ский, боярин, 1513Ч1523 гг.; от него Ч князья Репнины Репников Иван, 1608 г.. Нижний Новгород Репня, репникЧ похлебка из репы, тюря.(Даль) В словаре Даля есть глагол репенить - браниться, ругаться, а в новгородских краях - скоро говорить, тараторить, в пензинских говорах репка - ревность. От этого глагола могла быть и производная форма Репня с соотвествующим значением либо бранливый либо быстро говрящий. А также возможна связь со словом репей (см. Репьев)

РЕПИН

Великий русский художник Илья Ефимович Репин и князь, русский генерал-фельдмаршал, дипломат Николай Васильевич Репнин - «однофамильцы». В старину, когда картофель из Европы к нам еще не завезли, и наши предки представления не имели, что это такое, его роль выполняла репа. Каша и похлебка из репы назывались репня.

Сканворды для слова репин

- Великий художник с «овощной» фамилией.

- Русский художник, автор картины «Бурлаки на Волге».

- Живописец, представивший убийство Иваном Грозным своего сына на всеобщий суд.

- Русский художник, автор картины «Не ждали».

- Русский художник, автор картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

- Русский художник, автор картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».

- Пытаясь закончить «Гопак», этот русский живописец уже не мог держать кисть, но привязывал её к руке.

- Кто из русских художников первым сделал революционеров героями своих картин?

- Художник, чьи «Пенаты» располагались в посёлке Куоккала.

- Кто из художников продолжил в своём творчестве Некрасовскую тему бурлаков?

- Художник, воспевший бурлаков на Волге.

- На полотне «Славянские композиторы» помимо россиян он изобразил поляков Шопена и Манюшко, чехов Сметану и Направника.

- Многие портреты он писал углём на холсте, например портрет Валентина Серова.

- Какой художник получил фамилию в детстве за успехи в каллиграфии?

- Свою младшую дочь Веру он увековечил на полотнах «Осенний букет» и «Стрекоза».

- Он запечатлел крестный ход по случаю переноса иконы Знамения Пресвятой Богородицы в Коренную пустынь.

- Этот академик сам создал портрет своего ученика Исаака Бродского, а позже ученик не гнушался ставить подписи на портретах вождей, растиражированных «неграми».

- Этого художника Павел Третьяков строго-настрого запретил пускать в свою галерею с кистями и красками.

- Свою последнюю картину «Гопак», посвященную Модесту Мусоргскому, этот художник начал в возрасте восьмидесяти трёх лет.

- Декабрист, изобразивший виды Читы, Петровского Завода, тюремных камер.

Полезные сервисы

репин ил. еф

Гуманитарный словарь

РЕ́ПИН Ил. Еф. (1844-1930) - один из наиб. Значит. предст. рус. реалистич. живописи. Родился в г. Чугуеве (Украина). В 1863 окончил рисовальную школу Об-ва поощрения художников (ОПХ), ученик И. Н. Крамского, оказавшего значит. влияние на раннее творчество Р., учился в АХ (1864-71; получил большую зол. медаль за работу "Воскрешение дочери Иаира", 1871). В 1873-76 как пенсионер АХ путешествовал по Италии и Франции, изучал иск-во Зап. Европы. Создал там ряд произв.: "Парижское кафе", "Садко", этюд "Негритянка" (все 1875-76). В пейзажах использовал методы пленэрной живописи ("Дорога на Монмартр в Париже", 1876). Демокр. идеи 60-х гг. нашли воплощение в полотне Р. "Бурлаки на Волге" (1870-73, эскизы подготовлены на Волге, в с. Ширяево). Особую силу его полотнам придает единство мысли и худож. формы. В 1878 Р. становится членом ТПХВ (Т-ва передвижных худож. выставок). В произв. кон. 70-х - нач. 80-х гг. часто затрагивается крест. тема ("Проводы новобранца", 1879; "В волостном правлении", 1877). Наиб. Значит. работой, посвящ. сложности и противоречивости жизни пореформ. деревни, стала картина "Крестный ход в Курской губернии" (1880-83), сочетающая четкость композиции и совершенство передачи световоздушной среды. Р. работал также в жанре ист. живописи, убедительно воссоздавая напряженный драматизм ист. события, психол. силу значит., подчас траг., фигур рус. истории ("Царевна Софья", 1879; "Иван Грозный и сын его Иван", 1885). Соверш. иным настроением пронизано полотно "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1878-91), насыщенное истинно нар. юмором. Ряд произв. Р. посвящен ист.-рев. теме: "Отказ от исповеди" (1879-85), "Арест пропагандиста" (1880-92), "Не ждали" (1884-88). Продолжая традиции В. Г. Перова, И. Н. Крамского, Н. Н. Ге, Р. создал галерею образов деятелей рус. культуры, в каждой работе стремясь передать неповторимо-индивидуальные черты модели ("А. Ф. Писемский", 1880; "М. П. Мусоргский", 1881; "П. А. Стрепетова", 1882). Мастерство Р.-портретиста нашло яркое выражение и в одном из самых значит. произв. последнего периода творчества - "Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения" (1901-03, совм. с учениками - Б. М. Кустодиевым и Н. С. Куликовым). Р. создал значит. графич. и скульпт. произв. Изв. как теоретик иск-ва, литератор. В 1894-1907 преподавал в АХ (ректор в 1898-99), учитель И. И. Бродского, И. Э. Грабаря, Д. Н. Кардовского и др. После 1917 продолжал жить в усадьбе "Пенаты" в Куоккале (с 1917 по 1940 - терр. Финляндии). В 1940 там был открыт мемор. музей (усадьба-музей сожжена в годы войны. Восстановлена в 1958). Творчество Р. - типическое явление рус. живописи 2-й пол. 19 в.; оно воплотило в себе лучшие черты "передвижнического реализма".

Соч.: Далекое близкое. 8-е изд. Л., 1982.

Лит.: Грабарь И. Э. Репин: В 2 т. М., 1963; Чуковский К. И. И. Репин. 2-е изд. М., 1983; Илья Репин: Живопись. Графика: Альбом. Л., 1985.

И. Е. Репин (справа) и Л. Н. Толстой. Ясная Поляна. 1908

И. Е. Репин (справа) и Л. Н. Толстой. Ясная Поляна. 1908

Полезные сервисы

репин илья ефимович

Энциклопедический словарь

Ре́пин Илья Ефимович (1844-1930), российский живописец. Наблюдательность, страстный артистический темперамент, умение использовать позу, жест для образно-эмоциональной характеристики модели, мастерство воссоздания психологической атмосферы события равно выразились в эпически обобщающих сценах народной жизни («Крестный ход в Курской губернии», 1880-83), в картинах, посвящённых судьбам революционеров-народников («Не ждали», 1884-88), в исторических полотнах («Иван Грозный и сын его Иван», 1885; «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1878-91), в портретах современников («М. П. Мусоргский», 1881). С 1899 жил в посёлке Куоккала (ныне Репино), в 1917-40 принадлежавшем Финляндии.

И. Е. Репин.

* * *

РЕПИН Илья Ефимович - РЕ́ПИН Илья Ефимович (1844-1930), русский живописец, передвижник (см. ПЕРЕДВИЖНИКИ). Вскрывал противоречия действительности («Крестный ход в Курской губернии», 1880-83), работал над темой революционного движения («Арест пропагандиста», 1880-92; «Не ждали», 1884-88). В исторических полотнах раскрывал трагические конфликты («Иван Грозный и сын его Иван», 1885), создал яркие вольнолюбивые образы («Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1878-91). В портретах современников раскрывал личность в психологическом и социальном плане («М. П. Мусоргский», 1881).

* * *

РЕ́ПИН Илья Ефимович [24 июля (5 августа) 1844, Чугуев, ныне Харьковская область Украины - 29 сентября 1930, Куоккала, ныне Репино в Ленинградской области], русский художник. Соединил крепкую традицию реализма 19 в. с новациями рубежа веков, завоевав славу своими полотнами, будоражившими общественное сознание.

Родился в семье военного поселенца, первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов. Переехав в Петербург, с 1863 учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств (в т. ч. у И. Н. Крамского (см. КРАМСКОЙ Иван Николаевич)) и (в 1864-71) в Академии художеств. Как пенсионер Академии провел 1873-76 годы в Италии и Франции. В 1877 возвратился в Чугуев, затем жил в Москве и (с 1882) в Петербурге, а с 1900 - в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Совершал неоднократные поездки по России и в зарубежные страны Европы. Был членом Товарищества передвижных художественных выставок (см. ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК).

«Бурлаки на Волге»

Уже религиозные картины, исполненные по академическим программам («Иов и его друзья», 1869; «Воскрешение дочери Иаира», 1871; обе - Русский музей) являют удивительный дар художественно-психологической концентрации, умение подчинить все компоненты образа - уроки старых мастеров, рисунок, цвет, композицию - общей драматической задаче. «Бурлаки на Волге» (1870-73, там же) тоже пишутся как академический заказ. Но Репин создает на базе многочисленных натурных этюдов - в основном написанных во время путешествия по Волге с художником Ф. А. Васильевым (см. ВАСИЛЬЕВ Федор Александрович) в 1870 году - картину, которая, сразу сделав молодого мастера знаменитостью, производит сенсацию. Зрителей впечатляет и яркая выразительность натуры - народных типов - и ощущение грозной силы социального протеста, назревающей в этих нищих изгоях. Весь красочный и композиционный строй картины выражает уже не только величие Волги и ее тружеников, но саму политическую атмосферу общества, его чаяния и тревоги.

Кисть Репина с беспрецедентной энергией воплощает Человека в истории, реально показывая, как эта история делается, слагаясь из человеческих чувств и мыслей. «Я человек 60-х годов, ... для меня еще не умерли идеалы Гоголя, Белинского, Тургенева, Толстого и др. идеалистов», - свидетельствует сам мастер (в письме Н. И. Мурашко, 1880); и добавляет: «окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст; действительность слишком возмутительна, чтобы со спокойной совестью вышивать узоры». Однако он остается и блестящим мастером формы, этих самых «узоров», чутко воспринимая веяния и импрессионизма (см. ИМПРЕССИОНИЗМ), и символизма (см. СИМВОЛИЗМ) . Всю жизнь он задорно вмешивается в эстетические споры, принимая то сторону В. В. Стасова (см. СТАСОВ Владимир Васильевич), то «Мира искусства» (см. МИР ИСКУССТВА), но в итоге оставаясь самим собой, всегда беспартийным и в то же время всегда политически пристрастным творцом.

Главная картина парижского периода («Садко в подводном царстве», 1876, там же) стала шагом назад, явившись переусложненной аллегорией позднеромантического салонного плана. Но художник стремится закрепить успех «Бурлаков» в драматических или стихийно-праздничных сценах народной жизни - таких, как «Проводы новобранца» (1879, там же) и «Вечорницi» (1881, Третьяковская галерея).

Итогом этих поисков стал новый шедевр - «Крестный ход в Курской губернии» (1880-83, там же). «Вся Русь» как бы сведена тут воедино в многолюдной церковной процессии; при этом удивительная характерность типов, натурная правда пейзажа не утверждают, а развенчивают привычные историко-бытовые стереотипы: вместо благостной «соборности» мы видим массовую инерцию толпы, которая, двигаясь по иссохшему, выжженному солнцем оврагу, среди мертвых вырубок, в буквальном смысле прет в «никуда», в некий незримый, но явственно ощутимый тупик.

Тема революции

Растущий социальный разлад, волна антимонархического террора, жертвой которого стал император Александр II, заставляют художника все чаще задумываться над темой революции. В картинах «Отказ от исповеди» (1879-85), «Не ждали» (1884), «Арест пропагандиста», 1880-92; все - Третьяковская галерея) тема эта воплощена с невиданной масштабностью и смелостью. В центре образов - борец с самодержавием, героически непреклонный, но в то же время трагически отчужденный от окружающей его человеческой среды. Этот круг одинокого фанатизма экспрессивно очерчен светотеневыми контрастами и (в особенности в «Не ждали») - психологической пластикой персонажей и «говорящих» деталей. Лучше, чем кто-либо из его художников-современников показав взрывоопасную изнанку империи, Репин красочно живописует и ее парадный фасад («Прием волостных старшин Александром III», 1885, там же; несколько портретов Николая II, 1890-е гг).

Исторические мотивы

Осовременивая мотивы отечественной истории, мастер превращает картины в мощные сгустки чувств и эмоций - гнева и ненависти старого к новому («Царевна Софья через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре», 1879, там же), насилия и страха («Иван Грозный и сын его Иван», 1885, там же ), сокрушительного, победного веселья («Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1878-91, Русский музей). Сцена убийства Иваном Грозным своего сына - настоящая «картина-триллер», говоря современным языком, - производит шоковое воздействие на публику, ассоциируясь с революционным и контрреволюционным насилием 1880-х гг.

Портреты

Чрезвычайно важную часть репинского наследия составляют его портреты. Он создает замечательные, острохарактерные типажные композиции («Мужичок из робких», 1877, Нижегородский художественный музей; «Мужик с дурным глазом» и «Протодиакон», - оба 1877, Третьяковская галерея), образы выдающихся деятелей культуры («Н. И. Пирогов», «М. П. Мусоргский», 1881; «П. А. Стрепетова», 1882; все - там же; портреты Л. Н. Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной поляне в 1891 и позже), грациозные светские однофигурные («Баронесса В. И. Икскуль фон Гильдебрандт», 1889, там же) и эффектные многофигурные портреты («Славянские композиторы», 1871-72, Московская консерватория; «Торжественное заседание Государственного Совета», 1901-03, совместно с Б. М. Кустодиевым (см. КУСТОДИЕВ Борис Михайлович) и И. С. Куликовым, Русский музей). Живая, трепетная убедительность образа, порой доходящая до натурализма (как в портрете Мусоргского, где великий композитор представлен тяжело больным), достигает особой задушевности в камерных портретах мастера («Графиня Луиза Мерси дАржанто», 1890, Третьяковская галерея) и портретах родных [«Осенний букет» (дочь художника Вера), 1892, там же; ряд портретов жены Репина Н. И. Нордман-Северовой].

Особенности стиля Репина. Графика

Реализм передвижнического толка, а затем импрессионизм (достигающий особой, бравурной свободы мазка в «Государственном Совете») и модерн, - эта последовательная смена стилистических ориентиров в живописных портретах еще более четко прослеживается в графике мастера, - от иллюстраций к «Запискам сумасшедшего» Н. В. Гоголя (1870, там же) до больших графических портретов рубежа веков (Э. Дузе, 1891; княгини М. К. Тенишевой, 1898; В. А. Серова, 1901; И. С. Остроухова, 1913; все - там же). Виртуоз разных техник (наиболее известные его графические работы исполнены графитным карандашом или углем), Репин проявил себя и как высокоодаренный педагог. Был профессором - руководителем мастерской (1894-1907) и ректором (1898-1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой; среди его учеников - Б. М. Кустодиев и И. Э. Грабарь (см. ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович). Давал также частные уроки В. А. Серову (см. СЕРОВ Валентин Александрович).

Странная картина «Какой простор!» (1903, Русский музей) - с молодой парой, ликующей на обледеневшем берегу Финского залива, - удивляет своим загадочным аллегоризмом. В 1917 Репин пишет новый вариант «Бурлаков» под названием «Быдло империализма» (Азербайджанский музей искусств имени Р. Мустафаева, Баку), тем самым как бы приветствуя революцию. Однако, отъединенный от Советской России (когда Финляндия обрела независимость) в своих «Пенатах», он затем неоднократно выражал неприятие нового режима и в большом, и в малом, решительно осуждая как красный террор, так и новую орфографию. В 1922-25 он пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин, «Голгофу» (Музей искусств, Принстон, США), проникнутую беспросветным трагизмом. Несмотря на приглашения на самом высоком официальном уровне (письмо К. Е. Ворошилова, 1926) Репин в итоге так и не возвращается на родину, хотя дарит в советские музеи свои картины, поддерживает связи с учениками и друзьями (такими, как И.И. Бродский (см. БРОДСКИЙ Исаак Израилевич) и К.И. Чуковский (см. ЧУКОВСКИЙ Корней Иванович)). Чуковский после смерти художника выпустил в 1937 году сборник его мемуаров и статей об искусстве («Далекое близкое»), неоднократно затем переиздававшийся.

Большой энциклопедический словарь

РЕПИН Илья Ефимович (1844-1930) - российский живописец, передвижник. Вскрывал противоречия действительности ("Крестный ход в Курской губернии", 1880-83), работал над темой революционного движения ("Арест пропагандиста", 1880-92; "Не ждали", 1884-88). В исторических полотнах раскрывал трагические конфликты ("Иван Грозный и сын его Иван", 1885), создал яркие вольнолюбивые образы ("Запорожцы пишут письмо турецкому султану", 1878-91). В портретах современников раскрывал личность в психологическом и социальном плане ("М. П. Мусоргский", 1881).

Полезные сервисы

репин николай петрович

Энциклопедический словарь

Ре́пин Николай Петрович (1796-1831), декабрист, член Северного общества, капитан (1825). Осуждён на 8 лет каторги. С 1827 в Нерчинских рудниках, с 1831 на поселении в Иркутской губернии. Художник-акварелист.

* * *

РЕПИН Николай Петрович - РЕ́ПИН Николай Петрович (1796-1831), декабрист, штабс-капитан. Член Северного общества декабристов. Осужден на 8 лет каторги. С 1827 в Нерчинских рудниках, с 1831 на поселении в Иркутской губ. Художник-акварелист.

Большой энциклопедический словарь

РЕПИН Николай Петрович (1796-1831) - декабрист, штабс-капитан. Член Северного общества декабристов. Осужден на 8 лет каторги. С 1827 в Нерчинских рудниках, с 1831 на поселении в Иркутской губ. Художник-акварелист.

Полезные сервисы

репин, илья ефимович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

И.Е. Репин. Царевна Софья. 1879. Третьяковская галерея.

И.Е. Репин. "Царевна Софья". 1879. Третьяковская галерея.

РЕПИН Илья Ефимович (1844 - 1930), российский живописец, передвижник. Вскрывал противоречия действительности ("Крестный ход в Курской губернии", 1880 - 83), работал над темой революционного движения ("Арест пропагандиста", 1880 - 92; "Не ждали", 1884 - 88). В исторических полотнах раскрывал трагические конфликты ("Иван Грозный и сын его Иван", 1885), создал яркие вольнолюбивые образы ("Запорожцы пишут письмо турецкому султану", 1878 - 91). В портретах современников раскрывал личность в психологическом и социальном плане ("М.П. Мусоргский", 1881).

И.Е. Репин. Бурлаки на Волге.

И.Е. Репин. "Бурлаки на Волге".

И.Е. Репин. Крестный ход в Курской губернии.

И.Е. Репин. "Крестный ход в Курской губернии".

И.Е. Репин. Портрет Д.И. Менделеева в мантии профессора Эдинбургского университета. 1885. Акварель.

И.Е. Репин. Портрет Д.И. Менделеева в мантии профессора Эдинбургского университета. 1885. Акварель.

И.Е. Репин. Портрет В.В. Стасова. 1889. Масло.

И.Е. Репин. Портрет В.В. Стасова. 1889. Масло.

Полезные сервисы

репина

Толковый словарь Ушакова

РЕ́ПИНА, репины, жен. (прост.). Одна штука репы. Выбери репину побольше.

Орфографический словарь

ре́пина, -ы (от ре́па)

Формы слов для слова репина

ре́пина, ре́пины, ре́пин, ре́пине, ре́пинам, ре́пину, ре́пиной, ре́пиною, ре́пинами, ре́пинах

Синонимы к слову репина

сущ., кол-во синонимов: 1

репа (29)

Морфемно-орфографический словарь

ре́п/ин/а.

Грамматический словарь

ре́пина ж 1a

Полезные сервисы

репино

Энциклопедический словарь

Ре́пино (до 1948 Куоккала), посёлок городского типа в России, Ленинградская область, на побережье Финского залива, в 40 км к северо-западу от Санкт-Петербурга. Железнодорожная станция. 4,3 тыс. жителей. (1998). Климатическая курортная местность. Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты».

* * *

РЕПИНО - РЕ́ПИНО (до 1948 Куоккала, поселок), муниципальное образование в составе Курортного района Санкт-Петербурга (см. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ). Расположено в курортной зоне на северо-западном берегу Финского залива (см. ФИНСКИЙ ЗАЛИВ). Железнодорожная станция. Население 1,5 тыс человек (2002).

После постройки в 1870 железной дороги Санкт-Петербург-Выборг поселок стал интенсивно застраиваться дачами. В 1899 И. Е. Репин (см. РЕПИН Илья Ефимович) купил здесь поместье «Пенаты» (ныне музей-усадьба), в честь него поселок был переименован в Репино (в 1948). В 1907-1917 в Куоккалле жила семья К. И. Чуковского (см. ЧУКОВСКИЙ Корней Иванович) (одна из дач была им приобретена). В 1918-1940 Куоккалла входила в состав Финляндии. После войны Репино превратилось в центр курортной зоны. В Репино функционируют дома творчества кинематографистов, композиторов, пансионаты «Буревестник», «Заря», «Балтиец», кардиологический санаторий «Репино» и др. С 1990-х гг. в районе Репино ведется строительство индивидуальных загородных коттеджей.

Большой энциклопедический словарь

РЕПИНО (до 1948 Куоккала) - поселок городского типа в Российской Федерации, Ленинградская обл., на побережье Финского зал., в 40 км к северо-западу от Санкт-Петербурга. Железнодорожная станция. 4,2 тыс. жителей (1993). Климатическая курортная местность. Музей-усадьба И. Е. Репина "Пенаты".

Гуманитарный словарь

РЕ́ПИНО - дачный поселок (до 1948 - Куоккала) на Карельском перешейке, близ Петерб. Переименован в честь И. Е. Репина. Популярное место отдыха петербуржцев в кон. 19 в., чему в значит. мере способствовало завершение стр-ва Финляндской жел. дороги. Благоприятные климатические условия, побережье Финского залива с песчаным пляжем обеспечили превращение Куоккалы в один из лучших курортов Карельского перешейка.

В нач. 20 в. здесь создал усадьбу "Пенаты" И. Е. Репин. Вместе со своей женой Н. Б. Нордман-Северовой он превратил Куоккалу в любимое место встреч петербургской творческой интеллигенции. Здесь в гостях у И. Е. Репина бывали Л. Н. Андреев, М. Горький, Ф. И. Шаляпин, многие др. деятели рус. культуры. После провозглашения в 1917 независимости Финляндии И. Е. Репин остался жить в своей усадьбе и в 1930 был похоронен в "Пенатах".

Неподалеку от "Пенат" находился дом К. И. Чуковского, получивший название "Чукоккала" (сгорел во время пожара в 1986). Здесь был начат знаменитый одноименный альбом с подробным авт. комментарием, к-рый К. И. Чуковский создавал в течение всей своей жизни.

О детских годах, проведенных на даче в Куоккале, рассказывает в своих воспоминаниях Д. С. Лихачев. В 1944 дом И. Е. Репина был разрушен авиационной бомбой и восстановлен в 1962. После Вел. Отеч. войны в "Пенатах" был открыт музей - филиал Науч.-иссл. музея Академии художеств.

В Р. находится дом творчества композиторов, одно из самых любимых мест отдыха петерб. и моск. музыкантов. Здесь часто бывал Д. Д. Шостакович, создавший в Р. многие из своих поздних произв.

Грамматический словарь

Ре́пино с 1а—, §24

Сканворды для слова репино

- Курорт на Финском заливе.

Полезные сервисы

репинский

Орфографический словарь

ре́пинский (от Ре́пин)

Словарь русских фамилий

РЕПИН РЕПНИКОВ РЕПНИН РЕПКИН РЕПИНСКИЙ

Этнографы свидетельствуют, что Репой на Руси называли крепкого и плотного человека. (Ф) Отчество от старинных русских прозвищ или нецерковных мужских имен Репа и Репня. В Костромском уезде в 1524аг. документирован крестьянин Репа; княжеский род Репниных пошел от князя Ивана Михайловича Оболенского по прозвищу Репня. Фамилии связывают со словами репаа- "овощ", репняа- "тюря, похлебка из репы". Исследователь Ю.К.аРедько объясняет украинскую фамилию Репа из репатисяа- "трескаться", этот же глагол известен в южнорусских говорах (с.аХворостень Воронеж. губ.а- привел А.аПуринцев в журнале "Живая старина", 1906, вып.а1). (Н) В "Ономастиконе" Веселовского есть Репа Федор Семенович, крестьянин, 1524 г., Кострома; Репня, Репнины: кн. Иван Михайлович Репня Оболен-ский, боярин, 1513Ч1523 гг.; от него Ч князья Репнины Репников Иван, 1608 г.. Нижний Новгород Репня, репникЧ похлебка из репы, тюря.(Даль) В словаре Даля есть глагол репенить - браниться, ругаться, а в новгородских краях - скоро говорить, тараторить, в пензинских говорах репка - ревность. От этого глагола могла быть и производная форма Репня с соотвествующим значением либо бранливый либо быстро говрящий. А также возможна связь со словом репей (см. Репьев)

Полезные сервисы