- Французский поэт, казнённый во время террора.
рушева
рушева надя
Энциклопедический словарь
РУШЕВА Надя - РУ́ШЕВА Надя (Надежда Николаевна) (31 января 1952, Улан-Батор - 6 марта 1969, Ленинград), российская художница, прожившая всего 17 лет и оставившая заметный след в истории изобразительного искусства России - более десяти тысяч рисунков, в основном иллюстраций к произведениям А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, М. А. Булгакова и др.
Семья
Родители Нади - Николай Константинович Рушев, театральный художник, и Наталья Дойдаловна Ажикмаа, одна из первых балерин Тувы, - сумели создать в семье творческую атмосферу, способствующую раннему развитию девочки. Рисовать Надя начала очень рано, причем, как и все дети, карандашами. Вскоре, однако, их сменила авторучка - техника, необычная для ребенка, так как требует точности и глазомера, исправления делать практически нельзя.
Отец серьезно занимался кругом чтения дочери: подбирал книги, читал вслух. Очень скоро полюбившиеся книжные герои стали оживать в рисунках: появились иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», открывшие «Пушкиниану» юной художницы.
Первоклассницей Надя проиллюстрировала миф о Геракле. Эти рисунки еще очень несовершенны, однако их герой имеет характер, движения его динамичны, изображен он с юмором, что свойственно и другим рисункам Нади. Впоследствии она выпускала остроумные школьные газеты, рисовала плакаты для игр КВН, с иронией Надя изображала и себя на автопортретах, кроме последнего, созданного в 1968, за год до смерти.
Скульптор Ватагин - друг и учитель
В 1962 Надя начала заниматься в изостудии Дворца пионеров, а в 1963 познакомилась со скульптором-анималистом В. А. Ватагиным (см. ВАТАГИН Василий Алексеевич). Огромная разница в возрасте не помешала их дружбе. По совету Ватагина, родители не стали отдавать Надю в художественную школу, она продолжала рисовать то, что подсказывала ей собственная фантазия и прочитанные книги, и так, как ей хотелось. «Я имею счастливую возможность, - писал Ватагин, - наблюдать за развитием необыкновенных способностей Нади Рушевой. Я вижу, что как художник она растет не по дням, а по часам. Ее рисунки далеко выходят за пределы «детского творчества», но и среди взрослых художников едва ли многие могут поспорить с легкостью ее техники, чувством композиции, с остротой ее образов, с ее творческим восприятием мира».
Любимые темы
В 11 лет Надя начала рисовать фломастерами на цветной бумаге, часто рисунки дополнялись подцветкой акварелью, пастелью или гуашью - цветом закрашивались контуры, выявлялись объемы («Автопортрет в 12 лет»). В этот период были проиллюстрированы различные мифологические темы, а также сказки («Чиполлино» Джанни Родари, «Аленький цветочек» С. Т. Аксакова и др.).
Продолжает юная художница работать и пером. Композиции рисунков постепенно усложняются, силуэты фигур приобретают законченность, штриховка сочетается с заливкой тушью или чернилами. Образы Маленького принца и других персонажей Экзюпери, созданные в 1966-67, поразили одного из крупнейших специалистов по графике - А. А. Сидорова (см. СИДОРОВ Алексей Алексеевич), считавшего что «Экзюпери ни разу не встречал такой глубины и чуткости интерпретации».
В этот же период были созданы иллюстрации к «Дочери Лаконии», а также серии «Библейские сюжеты» и «Художники». После посещения художественных выставок Надя часто импровизировала в духе полюбившегося художника. В числе ее любимых художников были Пабло Пикассо, Сандро Боттичелли, Виктор Попков (см. ПОПКОВ Виктор Ефимович).
Множество рисунков посвящено и тому, что окружало Надю ежедневно: балету, школе, спорту, кино и др.
«Война и мир»
Прочитав «Войну и мир» в 13 лет, Надя за три года создала более 400 иллюстраций к этому произведению, более половины из них посвящены Наташе. Со своей любимой героиней - подвижной, искренней, обаятельной - Надя, такая же юная, как и Наташа, прожила ее отрочество, юность и зрелость: «Наташа с куклой», «Наташа в бальном платье», «Наташа в Отрадном», «Наташа - счастливая мать» и др. (рисунки хранятся в Государственном музее Л. Н. Толстого).
«Пушкиниана»
Пушкин был для Нади «самым, самым родным поэтом». Ее «Пушкиниана» включает не только иллюстрации к произведения поэта («Евгений Онегин», «Арап Петра Великого», «Пиковая дама» и др.), но и рисунки, посвященные различным событиям из его жизни («Лучший поэт лицея», «Пушкин и Анна Керн» и др.), его друзьям и близким («Пушкин у семейного очага»). Многие рисунки этой серии отличаются виртуозной легкостью, их стилистика близка графике поэта, что отмечалось многими специалистами и благодаря чему А. Гессен предложил Наде проиллюстрировать его книги о Пушкине. С этой задачей юная художница прекрасно справилась. В 1967 Надя освоила монотипию (см. МОНОТИПИЯ) («А. С. Пушкин», 1966).
«Мастер и Маргарита»
Поездка в «Артек», состоявшаяся в 1967, стала значительным событием в жизни Нади: там она не только приобрела много новых друзей, но впервые прочитала роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Впоследствии он стал темой для новой, последней серии Надиных рисунков (200 графических листов) и первой попыткой графического прочтения этого удивительного произведения. Елена Сергеевна Булгакова - жена писателя, увидевшая уже после смерти Нади эти рисунки, в том числе и «Иешуа перед Пилатом», заметила: «Какой безошибочный рисунок! Как Надя чувствовала Христа! Как ребенок ребенка!..».
Выставки
Первые персональные выставки юной художницы, состоявшиеся в 1964, а также выставки «Война и мир» в Москве и «Пушкиниана» в Ленинграде (1968) прошли с большим успехом.
В 1969 на Ленинградской киностудии начались съемки документального фильма, прерванные Надиной скоропостижной смертью от инсульта. «Она рисовала сердцем» - сказал о Наде Лев Кассиль, его слова невольно перекликается с Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
В 1970-87 выставки графики Нади Рушевой прошли в более чем 150 городах СССР. В 1987 Наталья Дойдаловна Ажикмаа передала рисунки дочери (около десяти тысяч) в Советский фонд культуры. Отец Нади написал книгу «Последний год моей Надежды».
Полезные сервисы
рушение
Толковый словарь
I ср. разг.
1. процесс действия по несов. гл. рушить I
2. Результат такого действия.
II ср. устар.
Выступление с нападками, обличениями, враждебными действиями по отношению к кому-либо или к чему-либо; ополчение II 2..
III ср.
1. процесс действия по несов. гл. рушить III
2. Результат такого действия.
Толковый словарь Ушакова
РУ́ШЕНИЕ, рушения, мн. нет, ср. (спец.). Действие по гл. рушить в 3 знач.
Словарь слов из произведений русской литературы
Рушение, я, ср.
Ополчение.
► Бегущие толпы монахов... женщин вдруг омноголюдили те города, где какая-нибудь была надежда на гарнизон и городовое рушение. // Гоголь. Тарас Бульба //
Орфографический словарь
Словарь ударений
Формы слов для слова рушение
Синонимы к слову рушение
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Этимологический словарь
посполитое "всенародное ополчение", Журнал Петра В., 1703 г. (Смирнов 267 и сл.). Из польск. ruszenie роsроlitе - то же. Ср. рух, ру́шить.