Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

справедливо

Толковый словарь

I нареч. качеств.

1. Беспристрастно следуя правде, истине в поступках и мнениях.

2. Основываясь на беспристрастном соблюдении истины.

3. Основываясь на требованиях справедливости.

отт. перен. Обоснованно, законно, заслуженно.

II предик.

1. Оценка какой-либо ситуации, чьих-либо действий как основанных на требованиях справедливости, являющихся обоснованными, оправданными.

2. Употребляется как подтверждение правильности чего-либо, согласия с чем-либо.

Энциклопедический словарь

СПРАВЕДЛИ́ВО

1. нареч. к Справедли́вый. Поступить с. Относиться, обращаться строго, но с.

2. в функц. сказ. Выражает согласие с чем-л., подтверждение правильности чего-л. Долг прежде всего! - Совершенно с.!

Академический словарь

1. нареч. к справедливый.

[Бурсаки] инстинктивно и, право, справедливо чувствовали отвращение к бурсацкой науке. Помяловский, Очерки бурсы.

2. в знач. сказ.

Употребляется для выражения согласия с чем-л.

- Ну, как же тут выполнять план по тресту, скажите, пожалуйста? - Справедливо, совершенно справедливо, Виктор Федорович! Горбатов, Перед войной.

Синонимы к слову справедливо

объективно, беспристрастно, непредубеждённо, непредвзято, нелицеприятно; заслуженно, по заслугам; верно, честно, правильно, непредубежденно, праведно, законно, достоверно, понятно, невзирая на лица, истинно, по праву, поделом, необлыжно. Ant. несправедливо, неправильно

неизм.

1.

правильно

верно

2.

верно

3.

праведно

законно

Тезаурус русской деловой лексики

Syn: объективно, беспристрастно, непредубежденно, непредвзято, нелицеприятно; заслуженно, по заслугам

Ant: несправедливо, неправильно

Антонимы к слову справедливо

Идиоматика

абсолютно справедливо

Грамматический словарь

справедли́во н; предик.

Полезные сервисы

справедливое отношение

Синонимы к слову справедливое отношение

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

справедливости

Глагольная сочетаемость

добиться справедливости => существование / создание, каузация

искать справедливости => модальность, стремление

Полезные сервисы

справедливость

Толковый словарь

ж.

1. отвлеч. сущ. по прил. справедливый 1.

2. Справедливое отношение к кому-либо, чему-либо; беспристрастие.

Толковый словарь Ушакова

СПРАВЕДЛИ́ВОСТЬ, справедливости, мн. нет, жен.

1. отвлеч. сущ. к справедливый. Справедливость поступка. Справедливость слухов.

2. Беспристрастие, справедливое отношение к кому-чему-нибудь. Соблюсти справедливость. Нарушить справедливость. Чувство справедливости.

• Отдать справедливость кому-чему (книжн.) - по справедливости признать что-нибудь за кем-чем-нибудь, воздать должное кому-чему-нибудь. «Хоть и дрянной человечишко, но гостеприимен, надо отдать справедливость.» Чехов.

Толковый словарь Ожегова

СПРАВЕДЛИ́ВОСТЬ, -и, жен.

1. см. справедливый.

2. Справедливое отношение к кому-н., беспристрастие. Чувство справедливости. Поступить по справедливости.

Отдать справедливость кому (чему) (книжн.) признать за кем-чем-н. какие-н. достоинства, правоту, отдать должное.

Словарь существительных

СПРАВЕДЛИ́ВОСТЬ, -и, ж

Беспристрастное, объективное отношение к кому-, чему-л., соответствующее истине, действительному положению дел.

Судья проявил справедливость по отношению к осужденному.

Энциклопедический словарь

СПРАВЕДЛИ́ВОСТЬ -и; ж.

1. к Справедли́вый. С. решения. С. предложений. С. слухов. Понимать, осознавать с. упрёков кого-л.

2. Беспристрастное, справедливое отношение к кому-, чему-л. Чувство справедливости. Поступить по справедливости. Нарушить с. Соблюсти с. Надеяться на чью-л. с. Простая с. требует беспристрастно (спокойно) разобраться во всём. Надо отдать с. кому, -чему-л. (признать за кем-, чем-л. какие-л. достоинства, правоту; отдать должное).

3. Соответствие человеческих отношений, законов, порядков и т.п. нормам, требованиям. Социальная с. Восстановить с. Борьба за с.

* * *

справедли́вость - категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, содержащее требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т. п. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость.

* * *

СПРАВЕДЛИВОСТЬ - СПРАВЕДЛИ́ВОСТЬ, категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т. п. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость.

Большой энциклопедический словарь

СПРАВЕДЛИВОСТЬ - категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т. п. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость.

Академический словарь

-и, ж.

1. Свойство по знач. прил. справедливый.

Справедливость решения. Справедливость предложений.

Пьер дрожащим, прерывающимся голосом стал приводить доказательства справедливости своего показания. Л. Толстой, Война и мир.

Вслушиваясь в речи матери, Настя сознавала справедливость ее попреков. Мельников-Печерский, В лесах.

2. Беспристрастное, справедливое отношение к кому-, чему-л.

Пусть оставят меня так, пока царь не решит моей участи. --- Не надеясь на его снисхождение, надеюсь на справедливость его. Пушкин, Письмо Л. С. Пушкину, 1-я половина ноября 1824.

Справедливость - высшее достоинство судьи. Герцен, Капризы и раздумье.

3. Соответствие человеческих отношений, законов, порядков и т. п. морально-этическим, правовым и т. п. нормам, требованиям.

Социальная справедливость. Восстановить справедливость.

Несправедливость состоит в нарушении человеческих прав. Справедливость состоит в их охранении. Чернышевский, Экономическая деятельность и законодательство.

Здесь [в русской истории] на первом плане - мечта о высокой справедливости, борьба за справедливость, построение справедливых форм общественной жизни. А. Н. Толстой, О литературе и войне.

- отдать справедливость

Энциклопедия Кольера

Термин "справедливость" имеет два различных значения, однако в обыденном словоупотреблении они зачастую пересекаются, вызывая путаницу. Существенно важно различать эти два смысла, когда мы говорим о политике и праве, а особенно - о международных правовых отношениях. Во-первых, следует выделять "процессуальную" справедливость. В этом смысле справедливость относится к результату или решению, достигнутому благодаря правильно функционирующему механизму отправления закона. Считается, что применение закона, относящегося к сфере статутного или обычного права, к тому или иному конкретному случаю имеет целью достижение справедливости. Именно это понимание справедливости традиционно символизирует фигура с мечом, весами и повязкой на глазах. В такой интерпретации справедливость - это логическая, почти механическая оценка действия согласно критериям, зафиксированным в общепринятой и обязательной нормативной системе - законе. Во втором значении справедливость - это апелляция к некоторому критерию или совокупности ценностей, которые считаются более высокими, чем те, что нашли воплощение в законе. В принципе, именно это обычно имеют в виду, когда говорят о "праве справедливости". Высшая заповедь "Пусть восторжествует справедливость!" выражает убеждение в том, что если механизм отправления правосудия не способен достичь справедливости, которая диктуется этим верховным критерием, то судебное решение должно быть исправлено своего рода моральным судом. Понимая необходимость такого дополнения, способного обеспечить право справедливости при отправлении правосудия, даже демократические государства с представительной системой правления предоставляли исполнительным органам право помилования или смягчения наказания.

Античные представления о справедливости. Платон. Для процесса развития права и юриспруденции со времен Платона было характерно постоянное смешение вышеназванных двух значений понятия справедливости. Двусмысленность часто возникала, когда "справедливость" употребляли не в том смысле, который предполагался ее дефиницией. Вопрос о том, что считать справедливостью в области социальных и политических отношений, встает сразу же, как только люди отказываются от боязливого и безусловного повиновения господствующим правилам. Платон определяет справедливость как высшую добродетель в государстве, построенном на принципах блага. Справедливость подвергается долгому и глубокому рассмотрению в его диалоге Государство, оказавшем огромное влияние на западную культуру. В Государстве обсуждается второй, или моральный, уровень справедливости; Платона интересует моральная справедливость, и согласны мы или нет с его дефиницией, суть его позиции совершенно ясна. С его точки зрения, справедливое общество - то, в котором каждый человек в полной мере реализует данные ему от природы способности. Правитель, или правитель-философ, от природы наделен способностью понимать, что такое справедливость и как ее достичь. Его задачей является распределение функций в государстве на основе принципа справедливости, определение с его помощью места в обществе обычного человека, природа которого не позволяет ему самостоятельно понять свое истинное назначение. Платоновская концепция справедливости оказалась настолько убедительной, что ее вновь и вновь выдвигали в разных формулировках в разные периоды истории. Она была отчетливо выражена и в традиции гегельянства (например, у Ф.Брэдли в его Этических исследованиях, 1877). Определив понятие моральной справедливости, Платон в более поздних Законах обратился к рассмотрению справедливости в первом, или "процессуальном", смысле. Здесь он объясняет, какого рода социальной структуры можно ожидать, если процессуальная справедливость становится в руках элиты инструментом реализации ее представления о моральной справедливости. Судебная власть прямо опирается на принципы такой "моральной" справедливости; деятельность учителей, поэтов и музыкантов подлежит цензуре; ослушников, преступивших "моральный" закон, подвергают изгнанию. Что касается рабов, то им положены свои законы, соответствующие их положению: "Должно наказывать рабов по справедливости и не изнеживать их, как свободных людей, увещаниями". Аристотель также придерживался концепции "естественных" классов и зависимости справедливости от социального и политического статуса: "Некоторые люди рабы, а другие свободные граждане потому, что так назначено природой... Правильно и справедливо, что одними следует править, а другие должны осуществлять правление, к которому они пригодны от природы; и коли так, власть господина над рабом тоже справедлива". Кроме того, Аристотель предложил различать типы справедливости, что оказало сильное влияние на последующие ее трактовки. Справедливость может быть коррективной, или коммутативной, направленной на сохранение общественного порядка и общее благосостояние, и может быть дистрибутивной, связанной с распределением, - это принцип, согласно которому каждый человек должен иметь причитающуюся ему долю. В этих определениях, по-видимому, учитывается различие между процессуальной и моральной справедливостью, но их следует понимать в контексте политической философии Аристотеля, основанной на моральной предпосылке, высказанной в приведенной выше цитате.

Представления стоиков. Стоикам принадлежит заслуга дальнейшего развития идей о справедливости. Через римское право они оказали сильнейшее влияние на политическую философию и теорию права. Конечно, этим влиянием они были во многом обязаны тому историческому обстоятельству, что стоическое понятие естественного права получило поддержку со стороны религии и далее существовало в рамках теологии. Стоическая философия исходила из предпосылки, что Вселенной присущет рациональное устройство и она функционирует согласно универсальным рациональным законам, или принципам. Поскольку человек - рациональное существо, он может познать эти законы. Поэтому ему доступен идеал абсолютной, универсальной, рациональной справедливости, к которому и следует, насколько это возможно, стремиться в законодательстве. Эта концепция закона, какими бы ошибками ни грешила ее формулировка, могла бы стать началом эпохи Просвещения в стремлении человечества достичь справедливости с помощью закона. По сути дела, это было обращение к разуму как критерию справедливых отношений между людьми в сфере политики и права, и достижения римского права, проникнутого стоической философией, являются поворотным пунктом в историческом развитии человечества. Ульпиан, один из выдающихся юристов того времени, назвал юриспруденцию наукой о справедливом и несправедливом, цель которой заключается в наделении каждого человека его правом; он заявил, что рабство является человеческим изобретением, противным "закону природы". Философия, стоявшая за римским правом, оказалась эффективным инструментом и в последующие столетия, особенно в трудах Гуго Гроция и Пуфендорфа, повлиявших на Локка и Руссо.

Концепции справедливости в эпоху Средневековья. Стоическая философия справедливости как правления разума была тем не менее превращена в орудие завоевания власти, как это часто случается с рационалистическими системами мышления. Ради исторической точности следует заметить, что это рационалистическое и гуманистическое учение, оказавшее столь сильное влияние на римское право, не имело, как иногда полагают, отношения к христианству. Влияние христианства относится к более позднему периоду, и хотя христианская церковь использовала идеи стоицизма, стоявшая за ней философия была совершенно другой. Ее задачей было узаконить тем или иным способом церковь и ее представителей, а также помочь в проведении политики церкви. Наиболее влиятельным защитником теологического понимания справедливости следует считать Фому Аквинского, который развил учение Августина о Граде Божием как вместилище справедливости. С точки зрения Аквината, справедливость может быть реализована только в христианском государстве. Применив самые искусные диалектические приемы, он усложнил проблему определения справедливости, предложив тонкие дистинкции между lex aeterna, lex humana, lex divina и lex naturalis. Согласно его философии, естественный закон тождествен божественному закону, и толкование закона должно быть вынесено за сферу обычного человеческого разумения и сделано предметом особой теологической дисциплины. В течение долгого времени это понимание справедливости, основанное на непреложных принципах христианского учения, оставалось без изменений. Аквинат, находившийся под влиянием Аристотеля, занимал весьма умеренные позиции по вопросу о светской и церковной власти. Он не видел между ними противоречия и полагал, что понимание справедливости в христианском государстве будет находиться в гармонии с законом, диктуемым разумом. Позднее, благодаря радикальным папистам, такая позиция стала пользоваться дурной славой.

Концепции справедливости Нового времени. Отличительной чертой философии этого периода была реакция на авторитарные концепции закона, права и справедливости. На идеях Возрождения и Реформации, как на дрожжах, выросла систематически разработанная философия справедливости и прав человека, которая радикально отличалась от теорий любого предшествующего периода. Первым шагом в этом направлении была попытка установить при помощи разума универсальные принципы или аксиомы морали, политики и права. В качестве методологического образца были взяты считавшиеся точными и универсальными доказательства геометрии. Несомненно, сильнейшее воздействие на концепции справедливости в этот период оказывало поразительно быстрое развитие естествознания, а движущей силой последнего считали применение метода, гарантировавшего математическую точность и достоверность результатов. Р.Декарт пытался построить теорию познания и систему философии с помощью такого математического метода. Пуфендорф утверждал, что математика и этика равно достоверны. Наиболее разработанный и систематический вид имели доказательства Б.Спинозой аксиоматической природы моральных и политических принципов. Именно в его философии становится очевидной ошибочность идеи о дедукции принципов естественного права с помощью некоего псевдоматематического метода. Несмотря на геометрическую форму, в которую Спиноза облекает свою этическую систему, очевидно, что он выходит далеко за пределы дедуктивного доказательства в попытке свести моральную справедливость к естественным законам, аналогичным законам естественных наук. Это была попытка рационализации очень высокого порядка, напоминающая идею стоиков об универсальном характере разума. Этика Спинозы также оказала влияние на философию индивидуализма (фактически, ее предвосхитив), которая столь радикально переосмыслила понятия права и справедливости, что это произвело настоящую интеллектуальную и политическую революцию в западном мире.

Гоббс. В английской мысли этого периода, также испытавшей влияние "геометрической" логики, акцент был сделан на определении справедливости в терминах материальных феноменов. Индуктивный метод Ф.Бэкона, хотя он почти ничего не дал в научном плане, послужил дальнейшему развитию процедур анализа. Однако наибольший вклад был внесен Т.Гоббсом, который разработал строгие методы эмпирического, материалистического анализа. Гоббс энергично выступил против идеи о том, что справедливость можно определить через интуитивно воспринятые универсальные, абсолютные идеи. С его точки зрения, минимальным требованием, которое позволяет достичь общественного порядка и мира, должна быть передача людьми большинства своих "естественных прав" суверену (за индивидом оставлялось право на самозащиту). Такая передача составляет соглашение, или договор, и справедливость можно определить сколько-нибудь осмысленно только при учете условий такого договора. Согласно Гоббсу, определение справедливости должно учитывать весь контекст эмпирических фактов, относящихся к структуре власти и правления в обществе.

Юм. Во всех концепциях справедливости Нового времени, даже в философии Гоббса, не хватает четкого разграничения справедливости как результата юридической процедуры и справедливости как выполнения требований некоего высшего морального императива. Д.Юм отклонил как теологическое, так и "договорное" понимание справедливости; его взгляды предвосхищают точку зрения современной прагматической школы в юриспруденции. Юм считал, что правила и нормы возникают в обществе для решения неизбежной утилитарной задачи ненасильственного согласования разнонаправленных интересов. Справедливость - поддержание порядка и стабильности с помощью этого баланса интересов. Поэтому Юм определяет справедливость главным образом в терминах регулирования отношений собственности.

Кант. Итоги философского развития идеи справедливости в 16, 17 и 18 столетиях были подведены в трудах И.Канта. Кант впервые различил моральную и правовую справедливость. Зрелые взгляды Канта на этот счет выражены в трактате Религия в пределах только разума (1793). Отдавая должное Юму и влиянию его идей, он не в меньшей степени, чем шотландский философ, был озабочен претензией теологии и метафизики на знание смысла справедливости, якобы извлекаемого ими из Божьего разумения. Кант утверждал, что человеческий разум автономен и не является неким вторичным источником для постижения законов природы или божественного разума. Что разум говорит человеку, то должно становиться для него законом; универсальность императивов разума не означает существования некоего сверхъестественного их источника, ибо для Канта любой такого рода "источник" непознаваем. Окончательная и универсальная природа законодательства разума обосновывается тем, что отрицать предписания человеческого разума - значит отрицать само существование и моральную природу человека. Таким образом, для Канта справедливость реализуется в таком общественном строе, где господствует признание следующего императива разума: последним критерием поступка является приемлемость стоящего за ним принципа в качестве универсального принципа, подходящего для всего человечества; ничто иное не может быть оправдано с точки зрения разума. Несмотря на все свое благочестие, Кант вполне реально смотрел на перспективу выполнения людьми этой заповеди. По его мнению, правовая справедливость должна насаждаться в обществе принудительным образом; только в этом случае можно рассчитывать на осуществление моральной справедливости. По вопросу о первенстве правовой справедливости перед моральной справедливостью Кант высказывается вполне определенно и дает наиболее ясную формулировку различий и связи двух типов справедливости. Кантовский взгляд, таким образом, прямо противоположен любому учению о естественном праве, утверждающему, что правовая справедливость должна основываться на принципах божественной или моральной справедливости. Кант даже говорит, что когда "политико-гражданский закон... противоречит тому, что полагается за божественный статутарный закон, появляются основания считать последний фальшивым". Он заключает: "Объединение людей под водительством законов добродетели... может существовать в среде политической общности... Если бы политическая общность не лежала в основе этической, люди не смогли бы осуществить эту последнюю". Конечная цель юридической справедливости - сделать возможным осуществление моральной справедливости, однако юридическая справедливость не может принудить к моральной справедливости. "Но горе законодателю, который установления, направленные на этические цели, захочет осуществить путем принуждения! Таким путем он не только создал бы нечто прямо противоположное этическому, но подорвал бы и сделал неустойчивыми даже политические основы". В условиях юридической справедливости человек свободен осуществить моральную справедливость, а достижение свободы быть моральным есть осуществление юридической и политической справедливости.

Утилитаризм. Примерно в тот же период, когда Кант размышлял о необходимости различать два рода справедливости, в Англии возникла философия, которой суждено было занять доминирующие позиции в англоязычном политическом и правовом пространстве на протяжении всего следующего столетия. И.Бентам, при поддержке Джеймса Милля, стал наиболее значительной фигурой в теории и практике представительного демократического правления. В его философии были сформулированы фундаментальные принципы, которые затем подхватил мыслитель либерально-демократической традиции Дж.С.Милль; сильнейшее влияние эти принципы оказали на Дж.Остина, создателя аналитической школы в юриспруденции. По замечанию Ф.Поллока, ни одна реформа в Англии 19 в. не обошлась без участия идей Бентама. Замечательно, что, хотя Бентам и Милль принадлежали к совершенно иной философской традиции, чем Кант, позиции этих мыслителей в отношении юридической справедливости в сущности совпадали. В конце своего знаменитого труда Принципы морали и законодательства (1789) Бентам пытается различить закон и предписания этики, однако лишь гораздо позднее его философские идеи на этот счет становятся вполне ясными. В своей первой опубликованной работе Бентам предпринял фронтальную атаку на учение о "естественном" происхождении права; Фрагмент о правлении содержал резкую критику теории У.Блэкстона о близости норм права к законам природы, созданным Богом. В Границах юриспруденции Бентам восклицает: "Все эти разговоры о природе, естественном праве, естественной справедливости и несправедливости... суть не что иное, как та же нетерпимость, облеченная в новые имена; если ваши взгляды отличаются от общепринятых, вас объявляют не еретиком, а тираном". Бентам продолжил дело, начатое Гоббсом и Юмом, и полагал, что праву и справедливости может быть придан смысл только в контексте определенного политического устройства. "Суть дела в том, что в обществе сколько-нибудь цивилизованном все права, которыми может обладать человек, все его надежды и радости, связанные с этим обладанием, могут быть выведены единственно из закона". Эмпирическое определение моральной справедливости было дано с опорой на следующий тезис: "Природа отдала человека под власть двух знатных господ, боли и удовольствия. Только им одним указывать, что мы должны делать, и решать, что мы будем делать". Кант не согласился бы ни с этой дефиницией моральной природы человека, ни с принципом пользы как критерием нравственности. Однако в вопросе о сути юридической справедливости эти два философа были согласны: в обществе должен существовать принцип порядка, создающий условия для равенства людей и позволяющий им реализовать свой нравственный потенциал, как бы ни определяли для себя люди свои конкретные моральные обязанности. Благодаря этим философам вместо поиска абстрактной и эзотерической формулы справедливости как таковой появился акцент на социальной справедливости, экономической справедливости, политической справедливости и юридической справедливости. Бентам и Кант произвели революцию в понимании справедливости; их системы доказывают, что можно достичь согласия в вопросе о природе и функциях юридической справедливости и в то же время предоставить широкий выбор в осуществлении той свободы, которая становится возможной благодаря юридической справедливости. Эти равно искренние и умные люди не были согласны в определении того, что такое моральная справедливость, однако они вполне соглашались, что процессуальная, юридическая справедливость является предпосылкой любого истинно морального деяния.

Джон Ролз. В современной мысли наиболее серьезные возражения против утилитаризма были высказаны Джоном Ролзом. В своей книге Теория справедливости (A Theory of Justice, 1971) он воскрешает кантовское понятие общественного договора, согласно которому справедливость является априорным правом каждого индивидуума независимо от того, каковы его желания и интересы. Согласно утилитаризму, последние всегда должны играть решающую роль (при условии определенной математической выверенности). Согласно Ролзу, они должны быть выверены по абстрактному идеалу справедливости. Любое желание или любой интерес, которые ему противоречат, должны получить оценку не с точки зрения выгод или невыгод, получаемых сторонами, а с той рациональной точки зрения, согласно которой, например, рабство ввиду его несправедливости не может оцениваться по степени пользы, которую оно приносит рабовладельцу. Суждения о справедливом и несправедливом, основанные на сформулированных Ролзом принципах, остаются в значительной степени интуитивными, поэтому предполагается, что их будут делать люди разумные, образованные и беспристрастные. Предпосылкой формирования чувства справедливости и соответствующих индивидов является здоровое, разумно устроенное общество.

ЛИТЕРАТУРА

Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995

Иллюстрированный энциклопедический словарь

СПРАВЕДЛИВОСТЬ, категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т.п. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость.

Евразийская мудрость от А до Я.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ -

убеждение людей в том, что в мире добрые помыслы и дела должны быть вознаграждены, а злые - осуждены, заслуги рано или поздно признаны, а порок и преступление - наказаны. Один из принципов, определяющих добрые взаимные отношения между людьми. Она заключается в том, чтобы каждый получал то, на что имеет право, однако при этом не нарушая прав других людей. Поэтому справедливость имеет положительную и отрицательную стороны. В одном отношении утверждается, что человек имеет право на неограниченную деятельность и на ее результаты.

В другом - это право ограничивается наличием других людей. Здесь заключено известное противоречие. Платон определял справедливость как добродетель правильного отношения к другим людям. Аристотель различал двойную справедливость: распределяющую и уравнивающую. Одна имеет в виду количественное распределение благ независимо от достоинств отдельных лиц. Другая принимает в расчет тот факт, что люди неодинаковы и имеют разное достоинство. Различают коммутативную справедливость («всем одинаково», по формуле Бабефа) и дистрибутивную справедливость («каждому по заслугам» - принцип, который отстаивал Маркс). Часто разводят справедливость и милосердие, идущее дальше строгого уважения прав другого и предполагающее личное понимание потребностей другого. Ценность справедливости в том, чтобы установить между людьми истинное и анонимное равенство, не зависящее ни от общественной ситуации, ни от личности индивидов. В современной этике справедливость оценивается как предварительное условие, без которого не могут быть реализованы остальные ценности.

Словарь народов и культуры

Справедливость

(justice), понятие о должном, соответствующем опред. представлениям о правоте и честности. С. является объектом внимания философов, политологов, правоведов и экономистов. Платон и Аристотель считали С. осн. добродетелью, позволяющей людям жить в добром согласии. С. тесно связана с этикой. В последнее время мн. ученые обратились к исследованию социальной С., прежде всего к проблемам бедности и распределения обществ, богатства. В сфере юриспруденции находятся вопросы о взаимосвязи правовых систем и С. Идея равенства - центр. в большинстве теорий С. На ранних этапах развития человечества С. и равенство выступали синонимами. С возникновением имущественного неравенства С. стали отделять от равенства. Вопреки распространенному мнению о том, что право существует для достижения С. и должно осуществляться справедливыми способами, правовые системы, естественное право  и мораль часто вступают в конфликт с представлениями о С.

Поговорки

Отдавать / отдать справедливость кому. Книжн. Устар. Справедливо, адекватно оценивать кого-л., что-л. Ф 2, 24.

Афоризмы

Воспитание * Величие * Гений * Здравый смысл * Идеал * Манеры * Мнение * Мораль * Помощь * Поступок * Привычка * Репутация * Совет * Тайна * Талант * Характер

Достоинства * Благодарность * Вежливость * Вкус * Героизм * Ответственность * Правда * Справедливость * Честность * Честь * Чувство меры

Недостатки * Безвкусица * Кокетство * Лакейство * Лень * Лицемерие * Ложь * Невежество * Обман * Фанатизм * Хитрость * Эгоизм

Справедливость -

Если бы человечество стремилось к справедливости, оно бы давно ее добилось. -

Хэзлитт, Гэзлит Уильям (Hazlitt)

Понятие справедливости так же подвержено моде, как женские украшения. -

Паскаль Блез (Pascal)

Из всех добродетелей самая редкая - справедливость. На десять великодушных людей приходится один справедливый человек. -

Грильпарцер (Grillparzer)

Чтобы научить людей любить справедливость, надо показать им результаты несправедливости. -

Смит Адам (Smith)

Нет почти ничего такого справедливого или несправедливого, что не меняло бы своего свойства с переменой климата. -

Паскаль Блез (Pascal)

Мерилом справедливости не может быть большинство голосов. -

Шиллер Фридрих. Schiller.

Во всех государствах справедливостью считается одно и то же, а именно то, что пригодно существующей власти. -

Платон (Platon)

Деньги не исправляют несправедливостей природы, а углубляют их. - Л. Андреев

Будь справедлив, и будешь счастлив. -

Руссо Жан Жак (Rousseau)

Чтобы поступать справедливо, нужно знать очень немного, но чтобы с полным основанием творить несправедливость, нужно основательно изучить право. -

Лихтенберг Георг (Lichtenberg)

Закон и справедливость - две вещи, которые Бог соединил, а человек разъединил. -

Колтон

Кто принимает решение, не выслушав противную сторону, поступает несправедливо, хотя бы решение это и было справедливое. -

Сенека (Seneca)

Когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценности жизни людей. -

Кант Иммануил (Kant)

Справедливый человек - не тот, который не совершает несправедливости, а тот, который имея возможность быть несправедливым, не желает быть таковым. -

Менандр (Menandros)

С несправедливостью либо сражаются, либо сотрудничают. -

Камю Альбер. Camus.

Подлинно справедлив тот, кто чувствует себя наполовину виновным в чужих поступках. -

Джебран Халиль Джебран

Справедливость без силы - одна немощь, сила без справедливости - тиран. -

Паскаль Блез (Pascal)

От пользы до справедливости так же далеко, как от земли до звезд. -

Лукиан (Lukianos)

Несправедливость, допущенная в отношении одного человека, является угрозой всем. -

Монтескье Шарль (Montesquieu)

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Справедливость - вечная беглянка из лагеря победителей.

Уинстон Черчилль в версии Симоны Вейль

Какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.

Евангелие от Луки, 6, 37

Всякий раз, когда я вспоминаю о том, что Господь справедлив, я дрожу за свою страну.

Томас Джефферсон

Каждому свое.

Положение римского права

Если каждому свое, то всем не хватит.

Борис Крутиер

Каждому свое, а иным чужое.

Эмиль Кроткий

Богу богово, кесарю кесарево. А что же людям?

Станислав Ежи Лец

Обычаю надо следовать потому, что он обычай, а вовсе не из-за его разумности. Меж тем народ соблюдает обычай, твердо веря, что он справедлив.

Блез Паскаль

Несправедливость по отношению к одному представляет угрозу для всех.

Шарль Монтескье

Все, что несправедливо, оскорбляет нас, если не приносит нам прямой выгоды.

Люк де Вовенарг

Несправедливость перенести сравнительно легко; что нас ранит по-настоящему - это справедливость.

Генри Луис Менкен

Справедливость всегда приправлена щепоткой мести.

Жорж Вольфром

Справедливость всегда торжествует... в трех случаях из семи.

Майкл Уагнер

Жизнь никогда не бывает справедливой. Для большинства из нас так оно, пожалуй, и лучше.

Оскар Уайльд

(см. ПРИВИЛЕГИИ), (см. РАВЕНСТВО)

Орфографический словарь

справедли́вость, -и

Формы слов для слова справедливость

справедли́вость, справедли́вости, справедли́востей, справедли́востям, справедли́востью, справедли́востями, справедли́востях

Синонимы к слову справедливость

1. правда (высок.); правосудие (устар.)

2. см. объективность

сущ.

1.

правильность

верность

2.

правда

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

СПРАВЕДЛИВОСТЬ, правда

ПРАВДОЛЮБ, разг. правдолюбец

СПРАВЕДЛИВЫЙ, законный, высок. праведный, высок. правый

отдавать справедливость..

Тезаурус русской деловой лексики

Syn: беспристрастие, нелицеприятность (кн.), непредубежденность, непредвзятость, справедливость, объективность; правда

Ant: несправедливость, пристрастность, неверность, лживость, неточность, неправильность

Антонимы к слову справедливость

Идиоматика

абсолютная справедливость

Морфемно-орфографический словарь

справедли́в/ость/.

Грамматический словарь

справедли́вость ж 8a

Глагольная сочетаемость

восстановить историческую справедливость => существование / создание, повтор

восстановить справедливость => существование / создание, повтор

добиться справедливости => существование / создание, каузация

искать справедливости => модальность, стремление

отдавать справедливость => действие

отдать полную справедливость => действие

отдать справедливость => действие

попрать справедливость => содействие, вред

справедливость восторжествовала => субъект, победа

справедливость требует => необходимость, субъект, модальность

Сканворды для слова справедливость

- Это когда всем достается поровну, а тебе - чуть больше.

- Твёрдое и постоянное желание каждому воздавать по заслугам.

- Беспристрастное, правильное отношение к чему-либо.

- Что символизировали весы у многих народов?

- Богиней чего была Астрея?

- Сборник хорватского писателя Славко Колара «Мы за ...».

Полезные сервисы