Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

суф

Синонимы к слову суф

сущ., кол-во синонимов: 1

ткань (474)

Этимологический словарь русского языка

суф. - суффикс

Анатомия терминов

(лп)

suf-

См. суб- (sub-).

Полезные сервисы

суфанувонг

Энциклопедический словарь

Суфануво́нг (р. 1909), президент Лаосской Народно-Демократической Республики (ЛНДР) и председатель Верховного национального собрания ЛНДР в 1975-86. Председатель ЦК Фронта национального строительства Лаоса в 1956-86 (до 1979 назывался Патриотический фронт Лаоса). В 1945-49 командующий армией антиколониального движения Лао Иссара, в 1950-56 руководитель Единого национального фронта Лаоса.

* * *

СУФАНУВОНГ - СУФАНУВО́НГ (р. 1909), президент Лаосской Народно-Демократической Республики (ЛНДР) и председатель Верховного национального собрания ЛНДР в 1975-86. Председатель ЦК Фронта национального строительства Лаоса в 1956-1986 (до 1979 назывался Патриотический фронт Лаоса). В 1945-49 командующий армией антиколониального движения Лао Иссара, в 1950-56 руководитель Единого национального фронта Лаоса.

Большой энциклопедический словарь

СУФАНУВОНГ (р. 1909) - президент Лаосской Народно-Демократической Республики (ЛНДР) и председатель Верховного национального собрания ЛНДР в 1975-86. Председатель ЦК Фронта национального строительства Лаоса в 1956-1986 (до 1979 назывался Патриотический фронт Лаоса). В 1945-49 командующий армией антиколониального движения Лао Иссара, в 1950-56 руководитель Единого национального фронта Лаоса.

Полезные сервисы

суфи

Большой энциклопедический словарь

СУФИ - Ас-Суфи, Абдаррахман (903-986), арабский астроном и астролог. В "Книге неподвижных звезд" (965) дал каталог 1017 звезд в 48 созвездиях с эклиптическими координатами и звездными величинами. В "Книге действий с астролябией" и "Книге действий с небесным глобусом" описал методы практической астрономии. "Книга введения в науку о звездах и их приговорах" - астрологическое сочинение.

Синонимы к слову суфи

сущ., кол-во синонимов: 1

Татарские, тюркские, мусульманские имена

Мужское имя.

Не совершающий неблаговидных поступков; суфий (отшельник, аскет), благочестивый, набожный. Антрополексема.

Словарь иностранных слов

СУФИ - перс., от sufi. Магометанский мистик.

Полезные сервисы

суфи абдаррахман

Энциклопедический словарь

СУФИ Абдаррахман - СУФИ́, Ас-Суфи, Абдаррахман (903-986), арабский астроном и астролог. В «Книге неподвижных звезд» (965) дал каталог 1017 звезд в 48 созвездиях с эклиптическими координатами (см. ЭКЛИПТИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ) и звездными величинами. В «Книге действий с астролябией» и «Книге действий с небесным глобусом» описал методы практической астрономии. «Книга введения в науку о звездах и их приговорах» - астрологическое сочинение.

Полезные сервисы

суфиахмет

Татарские, тюркские, мусульманские имена

Мужское имя.

Суфи (см.) + Ахмет (см.).

Полезные сервисы

суфизм

Толковый словарь

м.

Направление в исламе, возникшее в VIII в., отрицающее мусульманскую обрядность и проповедующее аскетизм.

Энциклопедический словарь

СУФИ́ЗМ -а; м. [араб. буквально - грубая шерстяная ткань, служащая одеждой аскета] Мистико-аскетическое учение в исламе, отрицающее обрядовую сторону религии и проповедующее аскетизм.

Суфи́стский (см.).

* * *

суфи́зм (от араб. суф - грубая шерстяная ткань, отсюда - власяница как атрибут аскета), мистическое течение в исламе. Возникло в VIII-IX вв., окончательно оформилось в X-XII вв. Для суфизма характерно сочетание метафизики с аскетической практикой, учение о постепенном приближении через мистическую любовь к познанию Бога (в интуитивных экстатических озарениях) и слиянию с ним. Оказал большое влияние на арабскую и особенно персидскую поэзию (Санан, Аттар, Джалаледдин Руми).

* * *

СУФИЗМ - СУФИ́ЗМ (от араб. суф - грубая шерстяная ткань, отсюда - власяница как атрибут аскета), мистическое течение в исламе. Возникло в 8-9 вв., окончательно оформилось в 10-12 вв. Для суфизма характерно сочетание метафизики с аскетической практикой, учение о постепенном приближении через мистическую любовь к познанию Бога (в интуитивных экстатических озарениях) и слиянию с ним. Оказал большое влияние на арабскую и особенно персидскую поэзию (Санаи (см. САНАИ Абу-ль-Маджд Мадждуд ибн Адам), Аттар (см. АТТАР Фарид-ад-дин), Джалаледдин Руми (см. РУМИ Джалаледдин) ).

Большой энциклопедический словарь

СУФИЗМ (от араб. суф - грубая шерстяная ткань - отсюда - власяница как атрибут аскета), мистическое течение в исламе. Возникло в 8-9 вв., окончательно оформилось в 10-12 вв. Для суфизма характерно сочетание метафизики с аскетической практикой, учение о постепенном приближении через мистическую любовь к познанию Бога (в интуитивных экстатических озарениях) и слиянию с ним. Оказал большое влияние на арабскую и особенно персидскую поэзию (Санаи, Аттар, Джалаледдин Руми).

Энциклопедия Кольера

СУФИЗМ (араб. "тааввуф") мусульманский аскетизм, подвижничество и мистицизм. Этимология твердо не установлена, хотя название считают производным от слова "шерсть" (власяница аскетов), или "скамья" (на них сидели подвижники), или просто набором звуков. Первые суфии появились в 8 в., вскоре после возникновения ислама. Мистический опыт начинает получать теоретическое осмысление у ал-асана ал-Бар, З-н-Нна ал-Мир (8-9 в.), ал-Харрза (ум. 899), философские идеи прослеживаются у Аб Йазда ал-Бисм (ум. 875), Аб Манра ал-аллджа (казнен 922), Аб ал-сима ал-ушайр (986-1072) и др. В суфизме обычно различают умеренное и крайнее течения. Своеобразную "легализацию" умеренного суфизма связывают, как правило, с именем амд ад-Дна ал-азл (1058-1111), мыслителя, принадлежавшего к ашаритской школе калама и высказывавшего симпатии к суфийскому пути познания Бога как достижению истинного знания. Ярким представителем крайнего суфизма можно считать ал-аллджа с его знаменитой формулой 'ан-л-а ("Я - Истина"), отождествляющей "Я" мистика с Богом. Хотя у представителей строгого правоверия, смыкающихся с фундаментализмом, в том числе и современных, суфизм всегда вызывал подозрение, если не открытую вражду, это течение оставалось и остается весьма популярным и охватывает самые широкие слои мусульман. Суфизм создал и свою философию, в которой поднимались фундаментальные вопросы, стоявшие перед классической арабской философской мыслью: каким образом Первоначало универсума, Бог, может быть понят строго как единственный и вместе с тем порождающий все многообразие мира; каково место человека в мире и его отношение к Богу и божественному; каковы его возможности и границы познания и действия. Суфизм как философское течение опирался на многообразие опыта, накопленного предшествующими четырьмя школами классической арабской философии (калам, арабский перипатетизм, исмаилизм и ишракизм), использовал сложившийся к тому времени категориальный аппарат философского мышления, ставший результатом как развития собственной традиции, так и в значительной мере усвоения античного наследия. Философия суфизма пользовалась ощутимым влиянием в период позднего Средневековья, сохранив его фактически до нашего времени. Наиболее выдающимся суфийским философом является Муй ад-Дн (Мохиддин) Ибн 'Араб, получивший почетный титул "Великого шейха". Он родился в 1165 в городе Мурсия (юг современной Испании), в Андалусии, входившей тогда в состав арабского халифата и служившей своеобразным перекрестком цивилизаций, центром философии и культуры. Будущий мистик получил традиционное образование мусульманского ученого. В его произведениях немало свидетельств о посещавших его озарениях, нередко - о беседах с мистиками прошлого или пророками. Ибн 'Араб много путешествовал, а с 1223 жил в Дамаске, где и скончался в 1240. Великий шейх был знаком с сочинениями выдающихся суфиев ал-Харрза, ал-Мусиб, ал-аллджа, ал-Исфар'ин. Исследователи прослеживают прямые и косвенные связи и полемику с идеями ал-азл. Сохранились свидетельства контактов Ибн 'Араб с Ибн Рушдом и другими известными мыслителями того времени. Его влияние испытали в той или иной мере не только практически все известные суфийские мыслители последующих поколений, но и представители других течений мысли, более прочих - позднего ишракизма. Резкую критику и неприятие идеи Ибн 'Араб вызвали со стороны известного факиха Ибн Таймиййи (1263-1328), что получило прямое продолжение в идеологии ваххабизма, возводящего свои идеи к этому мыслителю. В то же время такой известнейший факих, как ас-Суй (15 в.), выступил в защиту Ибн 'Араб. Важнейшими философскими произведениями Ибн 'Араб являются Мекканские откровения (ал-Футт ал-маккиййа) и Геммы мудрости (Фу ал-икам). Его поэзия представлена сборником Изложение страсти (Тарджумн ал-ашв).Считается, что его перу принадлежат более 100 трудов. Известность Ибн 'Араб стала причиной ложной атрибуции многих произведений. Среди апокрифов - двухтомное Толкование Корана (Тафср ал-ур'н), Древо бытия (Шаджарат ал-кавн), Божье слово (Калимат ал-лх), Божья премудрость (ал-икма ал-'илхиййа). Мекканские откровения до сих пор полностью не переведены на иностранные языки из-за объема произведения, которое по праву называют "энциклопедией суфизма", содержащего рассуждения едва ли не по всем вопросам теории и практики суфизма. Помимо философских, рассматриваются и многие другие вопросы, касающиеся космологии и ангелологии, хуруфизма (учения о сверхприродных свойствах букв), пророчества и Откровения и т.д. Заключительная глава Мекканских откровений представляет собой наставления мурдам - ученикам суфийских наставников, выполненные в основном в виде максим, хотя и снабженные философскими комментариями. Философские взгляды, развитые Ибн 'Араб в Мекканских откровениях, согласуются с его концепциями, в гораздо более сжатой форме изложенными в Геммах мудрости, написанных в конце жизни автора. Произведение с близким названием - Книга гемм (Китб ал-фу) - считается принадлежащим перу ал-Фрб. Оно излагает учение о Первоначале и его отношении к своему следствию - миру, развивает диалектику явленности и скрытости Первоначала, доказывая, что одно невозможно без другого (см. ПЕРИПАТЕТИЗМ АРАБОЯЗЫЧНЫЙ). Хотя идеи этого произведения близки тем, что высказывал Ибн 'Араб, трудно с определенностью утверждать что-то сверх этого относительно связи двух произведений. Геммы мудрости состоят из 27 глав, каждая из которых соотнесена с одним из посланников или пророков. Изложение не является систематическим в том смысле, какой был бы верен применительно к западной традиции, но оно обнаруживает безусловную внутреннюю связность и последовательность и в терминологическо-понятийном, и в тематическом плане, не отходя от критериев рациональной обоснованности и непротиворечивости излагаемых положений. Ибн 'Араб полемизирует с арабоязычными перипатетиками по вопросу о способе понимания единства Первоначала, с ал-азл по вопросу о возможности его познания вне связи с миром, с мутакаллимами по вопросу об оправданности понятия "субстанция" в свете атомарной теории времени. Затрагиваются также некоторые нефилософские вопросы, такие как символика сновидений. Философская новация суфизма и одновременно суть концепции этой школы связаны с коренной переработкой идеи рядоположности, служившей своего рода руководящим принципом в осмыслении вопроса об отношении Первоначала вещей к вещам, вечности ко времени, проблематики причинности и т.д. В суфизме эта внеположность Первоначала порождаемому им ряду ставится под сомнение, а вместе с тем происходит отказ от концепции абсолютной линейности и, как следствие, от возможности однозначной фиксации места вещи в ряду, задаваемом Первоначалом. Это в числе прочего означает невозможность однозначно определить иерархические отношения между любыми двумя вещами: каждая может считаться и превосходящей другую, и превзойденной другой. Первоначало и порождаемый им ряд вещей понимаются в суфизме как условия друг друга. Когда отношения между ними описывается в терминах "явное - скрытое" (хир - бин) или "основа - ветвь" ('ал - фар'), линейность, характерная для предшествующей традиции арабского философского мышления, уступает место взаимному предшествованию: и Первоначало, и производные от него вещи могут характеризоваться во взаимном отношении и как явные, и как скрытые, и как основа, и как ветвь. Собственная терминология суфизма, именующего Первоначало "Истиной" (ал-а), ряд вещей мира - "Творением" (ал-хал), а их двуединство - "миропорядком" (ал-'амр), подчеркивает эту взаимосвязь, называя последний "Истиной-Творением". Понятия "предшествования" (тааддум) и "следования" (та'аххур) играют в классической арабо-мусульманской философской мысли важнейшую роль в упорядочивании сущего, расставляя его в неоплатоническом духе в фиксированной последовательности на лестнице совершенства: чем ближе к Первоначалу, тем сущее совершеннее, превосходя все, что следует за ним, т.е. располагается ниже его. Но в суфизме эти понятия теряют свою фиксированную ранжированность и вместо этого приобретают свойство переходить одно в другое и, более того, непременно предполагать другое как собственную характеристику: предшествующее не может оказаться предшествующим, не будучи вместе с тем и последующим, и наоборот. Философия суфизма исходит из атомарной концепции времени, созданной еще в каламе. Поскольку в любом мгновении сополагаются два события, уничтожение и возникновение, мир вещей в каждом мгновении возвращается в вечность и в том же мгновении возникает как временной. Время и вечность в таком двуединстве неотъемлемы друг от друга, и их нельзя представить одно без другого. Более того, невозможно однозначно решить вопрос об их приоритете, поскольку время оказывается не просто совечным вечности, но и условием и формой ее осуществления. Двуединство противоположностей, о котором идет речь в суфизме, является характеристикой полноты истины и не предполагает необходимости снятия антитез в некоем синтезе. Постижение полноты этой истины составляет цель и вместе с тем содержание метода познания, который именуется "растерянностью" (айра) и не имеет ничего общего с тем "смущением", которое в античности ассоциировалось с апориями. Открываемое в "растерянности" двуединство противоположностей в наиболее обобщенной форме может быть выражено как диалектика утверждения и отрицания "инаковости" (айриййа) вещей друг относительно друга. Их ранжированность, или взаимное "превосходство" (тафул) во временнм существовании снимаются их вечностной ипостасью, благодаря чему любая вещь оказывается и иной и неиной в отношении любой другой вещи. Хотя "растерянное" знание выражается дискурсивно, оно прямо связано с актом непосредственного познания и ни в чем не противоречит истине последнего. В этом смысле теорию познания суфизма и его опирающуюся на "растерянное" знание философему можно рассматривать как попытку преодолеть разрыв между непосредственным и дискурсивным знанием, молчаливо признававшийся в классической арабо-мусульманской философии. Тезис о двуединстве миропорядка, в котором Истина и Творение (Первоначало и мироздание, Бог и мир) полагают друг друга как условия самих себя и невозможны одно без другого, является центральным для суфийской философии в том классическом виде, какой она получила в трудах Ибн 'Араб. Проработка этого тезиса в ракурсе всех центральных философских проблем классического периода составляет содержание философии суфизма. Но значение этого тезиса не ограничивается собственно философией. Оно простирается и за ее пределы, захватывая, в частности, вопросы этики, повседневной морали и вероучения. Суфийские мыслители, как правило, сохраняют верность положению ислама о том, что это учение является высшим и последним выражением истинного вероисповедания, принесенного человечеству. Высказывая мысль о том, что именно последователям Мухаммеда принадлежит "наивысшее место" в мироздании, Ибн 'Араб доказывает, что эта вознесенность касается двух составляющих вероисповедания - знания и действия: сохраняет свою силу и общеисламское положение о неразрывности этих двух сторон, ни одна из которых в отдельности не составляет веры. Точно так же в суфизме поддерживается положение ислама о том, что целью ниспослания веры является "польза" (манфа'а) людей. О столь же безусловной укорененности этической мысли суфизма в общеисламской почве свидетельствует категорическое неприятие идей и идеалов христианского монашества, тем более красноречивое в устах авторов столь терпимых, какими являются суфии: принципиальное отрицание установки на преодоление плоти как таковой (как источника греховности, а не ограничение плотских излишеств, как то характерно, скажем, для ригористического исмаилизма) свойственно всем исламским авторам, за очевидным исключением ас-Сухравард и некоторых других представителей ишракизма, у которых идея преодоления телесности имеет равно дохристианские и доисламские, прежде всего зороастрийские, корни. Другим важным положением исламской этики является положение о непосредственной связи действия и намерения

(см. АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ).

Намерение прямо определяет результат действия: каждый получает то, что ищет. Однако такие однозначные суждения возможны только в сфере адаба (морализаторских наставлений), в том числе и суфийского, поскольку прямо противоречат основному тезису философии суфизма - невозможности однозначной фиксации того или иного утверждения как окончательного. Поэтому суфийская этика в той части, в какой она составляет органическую часть общефилософских построений этой школы, содержит немного оснований для традиционной классификации намерений и сопровождаемых ими действий. Более того, суфийская философия в ее наиболее тонких построениях лишает этические рассуждения того реального основания, на котором они строятся в традиционных теориях. Этическое суждение относительно человеческого действия предполагает принципиальную возможность определить деятеля, того, кто осуществляет действие. Оно, далее, возможно только в том случае, если действие дает закономерный результат; если одно и то же действие может повлечь непредсказуемо различные последствия, никакая однозначная его оценка невозможна. Но именно эти основания и ставятся под сомнение суфийской философией. В суфизме невозможно однозначно соотнести действие человека с его собственной или с божественной волей. То же касается и определения самого действующего: поскольку человек является воплощением Бога, невозможно прямо соотносить действие с человеком, не соотнося его одновременно и с Богом, а значит, вопрос об ответственности человека за свои действия не может иметь однозначного ответа. Определение истинного деятеля для поступков, совершаемых человеком, связано с проблематикой, живо обсуждавшейся еще в каламе. В суфизме и человек и Бог с равным правом могут быть названы подлинными действователями, причем эти точки зрения не просто не альтернативны, но необходимы как условия одна другой. Это относится к рассмотрению соотношения между временнй и вечностной сторонами существования в пределах одного атома времени. Что касается двух даже соседних атомов времени, не говоря уже о более отдаленных, то они не связаны отношениями причинности, что создает принципиальную трудность в обосновании этики. Вместе с тем в суфизме восприняты и разработаны многочисленные моральные максимы, смягчающие этот "этический нигилизм" высокой философии. Кроме того, в практическом суфизме, особенно в его зрелый период, связанный с оформлением различных орденов, были развиты разнообразные практики совершенствования адепта, проводящие его по "пути" (ар а, также маслак) к высшим ступеням познания. Они основываются на представлении о возможности градуированного приращения совершенства в результате целенаправленных усилий адепта, тем самым ориентируя на процессуальность совершенствования, хотя и имеют мало оснований в собственно философской системе суфизма, где понятие "совершенный человек" (инсн кмил, также инсн тмм) носит скорее метафизический, нежели этический характер. Те же идеи разрабатываются в суфизме с использованием одной из центральных категорий фикха (религиозно-правовой мысли) - термина 'амр ("приказание"). Выражая идею нефиксированности содержания даже такого как будто однозначно определенного понятия (приказание направлено от Бога к человеку и всегда предполагает подчинение ему, т.е. послушание как похвальное действие), суфизм различает "созидающее приказание" ('амр таквнийй) и "опосредованное приказание" ('амр би-л-всиа): опосредованное приказание может не выполняться, а созидающее приказание выполняется всегда. Опосредованным является приказание, выраженное в Законе, и потому его выполнение зависит от того, совпадает оно или не совпадает с божественной волей, выражающейся как созидающее приказание. В контексте этого учения понятия "похвала - порицание" (амд - замм), а также "послушание - ослушание" ('а - ма'ийа), столь важные для исламской этики, теряют свою однозначность, переставая выражать соответствие или несоответствие человеческих поступков божественной воле. В каждом своем действии человек руководим Богом, а точнее, самим собой через Бога и в Боге. Например, "страсть" (хаван), одно из наиболее осуждаемых исламской этикой качеств человеческой души, оказывается на самом деле страстным желанием Бога: и в том смысле, что она направлена в любом случае на Бога, и в том смысле, что объятый страстью человек выражает желание самого Бога, а не кого-то иного. Классификация состояний души возможна также на основе представления о том, что предметы стремления, то, к чему устремляется человек, различны и отделены одно от другого, причем одни из них приносят пользу, а другие - вред; именно потому в традиционном понимании страсть пагубна для души, а стыдливость (ай') полезна, что первая отвращает от полезного и приносит больше вреда, чем пользы, а вторая, напротив, способствует приобретению полезного. Но коль скоро ничто не является иным, нежели Бог, коль скоро никакая вещь в мире не застывает в границах своей безусловной отличности от всего остального, но во всякое мгновение возвращается в Бога, чтобы в тот же момент возникнуть как иная, то и страсть не сбивает человека с единственно верного пути, ведущего его к благу и счастью, как то трактуют традиционные теории, - просто потому, что нет единственно верного пути и всякий путь ведет к Богу. Эти идеи прямо смыкаются с положением о тотальности подлинного вероисповедания, которое составляет одну из отличительных черт суфизма. Согласно суфийским авторам, ислам - безусловно истинное исповедание, но столь же безусловно он не является исключительно истинным исповеданием. Ислам - это знание о Боге и соответствующее этому знанию действие. Однако никакая вещь в мире не является иной в отношении Бога, а значит, и никакое знание не является иным, нежели знанием о Боге. То же относится и к действию: никакое действие не совершается ради чего-то иного, нежели Бог, а значит, всякое действие творится во имя единственного Бога. Поэтому существенным следствием суфийской философии является веротерпимость, выраженная в принципе "невозможно поклоняться ничему, кроме истинного Бога". Всякое поклонение и оказывается по существу поклонением Истине, но при том обязательном условии, что не претендует на исключительное владение истиной, предполагая таким образом иные исповедания (в том числе и как будто исключающие его самого, как "многобожие" исключает "монотеизм") как собственное условие. Этот тезис, вызывающий крайнюю неприязнь некоторых мусульманских идеологов-традиционалистов, апеллирует, вкупе с мистической составляющей суфизма, к современному сознанию, чем в значительной степени объясняется популярность суфийских идей. Эти общефилософские положения в приложении к конкретным эпизодам истории взаимоотношений человечества с божеством или божествами, которые поведаны в Коране, дают парадоксальные следствия. Согласно Ибн 'Араб, нельзя отрицать истинность ни одного из вероисповеданий; идолопоклонничество древних арабов, религия египтян (коранический Фараон предстает отъявленным врагом единобожия и истинной веры), любые Законы и вероучительные своды любых религий - истинны. Напротив, те, кто пытался доказать их безусловную ложность, действовали в ущерб истинному исповеданию. Единственное, что может быть неистинным в любой из религий, - это ее притязание на исключительную истинность и неприятие истинности остальных религий. Философский суфизм после Ибн 'Араб развивался под решающим влиянием его идей. Взгляды Ибн 'Араб получили в дальнейшем известность как концепция вадат ал-вуджд ("единство существования"), которая нашла сторонников в суфийской среде в лице таких выдающихся мыслителей, как ал-ашни (ум. 1329) и ал-Джл (1325-1428), и встретила оппозицию со стороны ас-Симнн (ум. 1336), который выступил с альтернативной теорией ва дат аш-шухд ("единство свидетельствования"). Суфизм оказал большое влияние на арабо-мусульманскую философскую мысль, особенно в период позднего Средневековья, равно как и на культуру в целом. Большую известность суфийские идеи получили благодаря творчеству таких поэтов и мыслителей, как Фард ад-Дн ал-'Ар (ум. 1220), Ибн ал-Фри (1181-1235), Джалл ад-Дн ар-Рм (1207-1273) и др., опиравшихся на суфийскую символику любви, тоски по Возлюбленному и т.п.

ЛИТЕРАТУРА

Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М., 1987 Ибрагим Т.К. Философские концепции суфизма (обзор). - В кн.: Классический ислам: традиционные науки и философия. М., 1988 Суфизм в контексте мусульманской культуры. М., 1989 Тримингэм Дж.С. Суфийские ордена в исламе. М., 1989 Ибн Араби. Геммы мудрости. - В кн.: Смирнов А.В. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). М., 1993 Ибн ал-Араби. Мекканские откровения (ал-Футухат ал-маккиййа). СПб, 1995 В поисках скрытого смысла. Суфийский путь любви. Духовные учения Руми. М., 1995 Ибн Араби. [[Наставления ищущему Бога.]] Мекканские откровения. - В кн.: Средневековая арабская философия: проблемы и решения. М., 1998

Иллюстрированный энциклопедический словарь

СУФИЗМ (от арабского суф - грубая шерстяная ткань, отсюда - власяница как атрибут аскета), мистическое течение в исламе. Возникло в 8 - 9 вв., окончательно оформилось в 10 - 12 вв. Для суфизма характерно сочетание метафизики с аскетической практикой, учение о постепенном приближении через мистическую любовь к познанию Бога (в интуитивных экстатических озарениях) и слиянию с ним. Оказал большое влияние на арабскую и особенно персидскую поэзию (Санаи, Аттар, Джалаледдин Руми).

Евразийская мудрость от А до Я.

СУФИЗМ -

эзотерическое направление в исламе, возникшее, видимо, еще при жизни пророка Мухаммада. Термин восходит по одной версии к слову «суф» - шерсть, поскольку такое одеяние было обычным для аскетов и отшельников. Более вероятна версия появления этого термина от греческого слова «софия» - мудрость. Суфий по арабски стало означать мудрец. Характерным для раннего суфизма было строжайшее соблюдение норм Корана, отрешенность от мира и предание себя воле Аллаха. Суфии большое внимание уделяли внутреннему миру человека и способам сближения его с Богом.

Многие видные теоретики и практики суфизма полагают, что это учение возникло в глубокой древности практически во всех религиозных концепциях. Следовательно суфизм представляет древнейшую форму учения о мудрости ее постижения, путем соединения человека с Богом. Характерным для раннего суфизма исламской модификации было строжайшее соблюдение норм Корана, отрешенность от мира и предание себя воле Аллаха. Суфии большое внимание уделяли внутреннему миру человека и способам сближения его на основе любви (путь сердца) с Богом. Для этого был необходим духовный наставник, который бы вел человека по мистическому пути, что выражалось в практике суфийских братств. На такой основе вырабатывалась теория и практика  становления «совершенного» человека, постигшего Бога в мистическом озарении. В суфизме проявились эзотерические тенденции, отражавшие томление интеллектуальной элиты знать тайны бытия иррациональным способом. «Путь суфия» становится весьма популярным не только для достижения мистических тайн, но для достижения определенных социально-политических целей. Ряд шиитских имамов сближают идеи суфизма с учением о «скрытом» имаме. Сторонники реформаторского направления в современном мусульманском мире, как правило, отвергают суфийские концепции. Однако к суфизму обращаются многие представители низших социальных слоев в поисках духовного утешения и выхода из тупиков технологической цивилизации и технократического мышления.

Орфографический словарь

суфи́зм, -а

Формы слов для слова суфизм

суфи́зм, суфи́змы, суфи́зма, суфи́змов, суфи́зму, суфи́змам, суфи́змом, суфи́змами, суфи́зме, суфи́змах

Грамматический словарь

суфи́зм м 1a

Грамматологический словарь

Суфизм (исламская графомантия; от греч. σοφία «мудрость» или от араб. صوف «одежда из грубой шерсти») - мистическое ответвление ислама, впитавшее элементы эллинистического гностицизма, христианства и зороастризма, а также отчасти шаманистские и буддийские культы. Суфизм возник в 8 в. и к 12 в. окончательно оформился на благодатном фоне иранского шиизма. (В Индии и Пакистане на суфизм сильное влияние оказывает индуизм; вообще, суфизм наиболее активен на периферии исламского мира: Средняя Азия, Турция, Судан, Марокко).

«Обожествление» букв арабского алфавита и их отождествление с числами указывает на связь суфизма с еврейской Каббалой (См.):

ط9 ح8 ذ7 ٯ6 ه5 د4 ج3 ب2 1ا

ص90 ف80 ع70 س60 ب50 م40 ل30

ك20 ى10 غ1000 ظ900 ض800 ز700 خ600 ث500 ت400 ش300

Буквы арабского алфавита делятся на 3 отдела + еще одна для 1000. Приведенная выше система буквенно-числовых соответствий наз. «абджад» (по названиям первых 4-х букв) и часто дополняется аллегориями. Эта система кодирования смысла широко применяется в суфийской литературе. Для запоминания порядка абджада его буквы складывают в восемь слов, смысл которых туманен: АБДжаД-ХаВаЗ-Х̣уТ̣И-КаЛМаН-С'аФаС̣-К̣уРШаТ-СаХЗ-Д̣аЗ̣аГ̣.

Суфии утверждают, что в буквах арабского алфавита заключён «баракат» т.е. «благословение» (сравните со словами абракадабра, абраксас, барак, баркас). Первая буква «алиф» - это божественный калам (тростниковое перо). Вторая - «ба» - лодка с точкой внизу - это первая капля чернил, стекающая с божественного калама, и в которой сосредоточены еще непроявленные буквы арабского алфавита, и из которой появилось затем все мирозданье. Само слово точка (нук̣т̣атх) в суфизме приобрело мистическое значение, символизирующее внутреннее знание.

Первое, что сотворил Аллах - это калам. Написанное слово следует понимать, как талисман, а сам процесс писания, как магическое действо. Бог нарисовал каламом Вселенную и человека подобно тому, как мы чертим буквы. В исламском мире отношение к любому письму благоговейно-почтительное (письмо считается половиной всех знаний) Акт переписывания Корана - залог прощения всех грехов. Считалось также, что чистота письма свидетельствует о чистоте души (Платон называл письмо геометрией духа). См. Графология.

Расцвет арабской каллиграфии можно вывести из запрета на изображение живых существ, прямо изложенного восточноиранским теологом аль-Бухари. Однако в Коране подобный запрет не прослеживается и, судя по всему, восходит к домусульманским верованиям.

Исламские комментаторы говорят о двух видах калама: растительном (тростниковое перо) и животном (кисть) который считается нечистым. В персидской литературе исламского периода, несмотря на негативное отношение к манихейству, Мани превозносится, как идеал для художника-каллиграфа.

Шесть основных почерков арабского письма, т.н. ситтэ (шестерка) часто дополняются аллегорическими определениями: сульс («одна треть»), насх (канцелярское письмо; сравните название грузинского почерка «нусхури»), мухаккак, тауки (волшебство), рика (время). Само слово «письмо» в персидском языке очень похоже на слово «пушок».

Понятия художник, каллиграф, поэт, философ в исламской традиции связаны глубоким единством, поэтому считается, что человек не может быть хорошим поэтом и обладать плохим почерком. (Сравните европейское понятие т.н. «почерка ученого», когда отвратительный и малопонятный почерк служит олицетворением учености человека).

Арабские ученые систематизировали 6 элементов арабской каллиграфии:

1 -Усул (основы)- составные части букв. Буква, подобно живому существу, имела голову, плечо и хвост.

2 -Таркиб (связи)- соединительные линии, связывающие отдельные буквы в целое слово. Например, «алиф» слева не имеет таркиба (т.е. не соединяется слева).

3 - Курси (параллельности) имеют 5 видов подобно пятинотному стану.

4 - Насбат (соотношения черноты графического рисунка и белизны листа). Так, чистый лист бумаги представляется далеким от «черноты тоски» (т.е. букв), подобно зеркалу, в котором скрыто сто смыслов бытия (т.е. буквы еще не проявились и находятся в зачаточном состоянии, точки - зародыши букв). В черноте же поместилась вода жизни (т.е. подобно тому, как кровь питает человеческое тело, так чернила питают букву).

5 - Сууд и ташмир (подъем и закручивание хвоста буквы в конце буквосочетания). Напр.: {{}}ﺬ ن

6 -Нузул и ирсал (спуск и свободное движение руки).

Названия букв могли заменять некоторые понятия или философские категории (например, «алиф» − вертикаль, «каф» − мировая гора иранской мифологии. Сравните в греческом письме «дельта» − устье реки, «гамма» -цветовой спектр; в кириллице «азы» − основы, «ижица» − незначительность и т.д.) или сравниваются с органами живых существ (начальный «айн» - ﻋ львиный зев, срединный «айн» - ﻌ пасть дракона и т.д.) См. Философия и письмо, Фигуры каллиграфические, Каллиграфия, Эстетика письма.

Словарь галлицизмов русского языка

СУФИЗМ а, м. soufisme m. <араб. souf шерсть. Направление в исламе, возникшее в 8 в., отрицающее мусульманскую обрядность, проповедующее аскетизм. В основе названия -указание на материал, из которого была сшита одежда первых приверженцев суфизма. Крысин 1998. - Лекс. СИС 1954: суфи/зм.

Словарь иностранных слов

СУФИЗМ [арабск.] - мистико-аскетическое направление в исламе (ИСЛАМ), возникшее в VII-IX вв., отрицающее мусульманскую обрядность, проповедующее аскетизм. См. АСКЕТ.

Сканворды для слова суфизм

- Мистическое течение в исламе.

- Какой известный мусульманский термин, среднеазиатский учёный Бируни возводил к греческому слову «мудрец»?

Полезные сервисы

суфии

Словарь иностранных слов

СУФИИ (перс.). Магометанские мистики.

Полезные сервисы

суфий

Орфографический словарь

су́фий, -я

Полезные сервисы

суфийный

Орфографический словарь

суфи́йный

Синонимы к слову суфийный

прил., кол-во синонимов: 1

суфийский

Полезные сервисы

суфийский

Орфографический словарь

суфи́йский

Синонимы к слову суфийский

прил., кол-во синонимов: 1

Грамматический словарь

суфи́йский п 3a✕~

Полезные сервисы

суфийско-мистический

Слитно. Раздельно. Через дефис

суфи/йско-мисти/ческий

Полезные сервисы

суфист

Энциклопедический словарь

СУФИ́СТ -а; м. Сторонник суфизма.

Сканворды для слова суфист

- Исламский аскет.

Полезные сервисы

суфистский

Энциклопедический словарь

СУФИ́СТСКИЙ -ая, -ое. к Суфи́зм и Суфи́ст. С. храм. С. аскетизм.

Полезные сервисы

суфия

Грамматический словарь

Суфия́ жо 7b (татар. имя)

Татарские, тюркские, мусульманские имена

Женское имя.

Не совершающая неблаговидных поступков; святая, благочестивая.

Полезные сервисы

суфиян

Татарские, тюркские, мусульманские имена

Мужское имя.

Сторонящийся всего неблаговидного, греховного, благочестивый человек.

Полезные сервисы

суфияр

Татарские, тюркские, мусульманские имена

Мужское имя.

Суфи (см.) + яр (близкий /любимый/ человек; друг, товарищ).

Полезные сервисы

суфле

Толковый словарь

нескл. ср.

1. Кулинарных изделий (кондитерских, молочных, мясных и т.п.), в состав которых входят взбитые яичные белки.

2. Сливки или молоко с сахаром для приготовления мороженого.

Толковый словарь Ушакова

СУФЛЕ́, нескл., ср. (франц. soufflé). Легкое пирожное из взбитых белков с сахаром.

Толковый словарь Ожегова

СУФЛЕ́, нескл., ср.

1. Кушанье из пюре со взбитыми белками. С. из яблок. Ягодное с.

2. Сливки или молоко с сахаром для приготовления мороженого.

Словарь существительных

СУФЛЕ́, нескл., ср

Кушанье, представляющее собой протертые или размятые с молоком фрукты со взбитыми яичными белками, употребляемое в пищу в качестве сладкого блюда, а также сливки или молоко с сахаром, используемые для приготовления мороженого.

На десерт заказали ванильное суфле. Мороженое без суфле - это просто кусок замороженного сладкого молока.

Энциклопедический словарь

СУФЛЕ́ неизм.; ср. [франц. soufflé - воздушный пирог]

1. Кушанье из пюре со взбитыми белками. С. из яблок. Ягодное с.

2. Сливки или молоко с сахаром для приготовления мороженого. Пломбирное с.

Академический словарь

нескл., ср.

Название кулинарных изделий (кондитерских, молочных, мясных и т. п.), в состав которых входят взбитые яичные белки.

[От франц. soufflé - воздушный пирог]

Орфографический словарь

суфле́, нескл., ср.

Словарь ударений

суфле́, нескл., с.

Синонимы к слову суфле

сущ., кол-во синонимов: 2

сливки

Морфемно-орфографический словарь

суфле́, нескл., с.

Грамматический словарь

суфле́ с 0

Словарь галлицизмов русского языка

I.

СУФЛЕ I нескл., ср. soufflé.

1. Название кулинарных изделий (кондитерских, молочных, мясных и т. п. /, в состав которых входят взбитые яичные белки. Шоколадное суфле. БАС-1. Сладкая или острая соусная смесь, в которую добавляют взбитые яичные белки; почти всегда подают горячим, тогда как холодное сладкое суфле готовят из фруктового пюре с добавлением яичного белка (например, фруктовое суфле, сырное суфле, шоколадное суфле). Браун 2003. - Жаркое суфле, только поскорее. Гонч. Обыкн. история. Омлет суфле с вареньем. Omelette soufflée aux confitures. 1855. Радецкий 3 336. Великий пианист .. положив себе на тарелку значительное количество какого-то рыбного суфле, старался припомнить где он ел это кушанье раньше. В. Авсеенко Скрежет зубовный. // РВ 1878 11 341. Суфле из раков. Толиверова 239. || кулин. Способ приготовления вздутого картофеля. Бифштекс толщиной в два пальца; жареная филейная говядина с картофельным суфле. Пищепром 121. Сублимированное суфле из омаров с вишней - разве я мог устоять против этого. ИЛ 1994 1 215. Для получения вздутого картофеля (суфле) его нарезают толстыми ломтиками ( 5-мм / и погружают в жир, нагретый до температуры 135-150° С. При этом крахмал в поверхностных слоях клейстеризуется и образуется плотная корочка. Затем картофель переносят в жир, нагретый до температуры 175-180° С. Корочка при этом обезвоживается и окрашивается, влага внутри кусочкой превращается в пар и они вздуваются. Ковалев 1988 145. | В сравн. Земское дело - это взбиваемый из яичного белка мусё или суфле, это почти мульный пузырь. Мещерский Лорд-апостол. // М. 4 270. || перен. Известна студенческая месть нелюбимому профессору, жившему в своем доме: надо было приоткрыть тяжелую крышку ямы, бросить несколько фунтов дрожжей и плотно прижать крышку грузом - и через полсуток в комнаты поползет зловонное суфле. Б. Ф. Егоров О материал. культуре. // Звезда 1995 8 189.

2. Пирожные, сильно вздувающиеся при печении. Павленков 1911.

3. Сливки или молоко с сахаром для приготовления мороженого. Ож. 1986.

4. Легкая сбивная конфетная масса. Пищепром. - Лекс. Толль 1864: суфле; СИС 1937: суфле/.

II.

СУФЛЕ II soufflet < souffler надувать. Дама. Белая соломенная шляпка, с тульей, называемой le soufflet, убранная веткою акации; кисейное платье <описание костюма на картинке модного отдела>. МТ 1830 11 20.

III.

СУФЛЕ III soufflet m. Коляска с откидным верхом? По бокам козел были сделаны места, как нынешнее суфле, и они сидели с карабинами, и у наших карет также были кавалергарды <время Павла I >. А. А. Башилов Зап. // ПНРИ 1873 3 2 15.

IV.

СУФЛЕ IV soufflet m. Пощечина. Медведь сказал козе: "Коман вуз озе Скакать, плясать, меня так беспокоить, Быть компаньонкою моей?" "Постой, проклятая, я дам тебе суфлей". И. Мятлев Медведь и коза. // Мнимая поэзия. - Un soufflet <служанке>? - воскликнула тетя Лида. - Именно-с? По вашему - суфле, а по российским законам - оскорбление действием, и вот наша очаровательная баронесса за то противозаконное деяние должна сесть на скамью подсудимых. - Посадят нашу баронессу в чижовку, и фини <и кончено>. В. Дмитриева Людоеды. // РБ 1905 2 1 161.

V.

СУФЛЕ V нескл. soufflet m. техн. Резиновый или из плотной ткани переход (гармошка) между железнодорожными вагонами. В разборочном цехе (или отделении) производят снятие и разборку следующих частей вагонов: а/ стальной обшивки (наружной) кузовов вагонов; б) суфле, барьеров, переходных площадок, поручней. ТСЖ 1953 7 431. Пошивка суфле, штор. Там же 433. Отмечено в: Штемлер Поезд. || устар.? Вентиляционный брезентовый рукав. Со слов к. т. н. В. А. Соловьева.

Словарь иностранных слов

СУФЛЕ (фр. Souffle). Род легкого пирожного, вообще кушанья, которые сильно вздуваются при печении.

Сканворды для слова суфле

- Сливки или молоко с сахаром для приготовления мороженого.

- Взбитый десерт.

- Начинка конфет «Птичье молоко».

- Кондитерское изделие со взбитыми яичными белками.

- Название какой сладости с французского переводится как «воздушный»?

Полезные сервисы

суфлей

Словарь галлицизмов русского языка

СУФЛЕЙ я, м. soufflé. простореч. Суфле I. Я думала приказать сделать суфлей, я знаю, что вы любите суфлей. М. Михайлов Адам Адамыч. // М. По своей воле 112. - Понимаю - сказал Еремеев: сегодня суфлей завтра суфлей - наконец с черного хлеба захочется. Авдеев Меж двух огней. // А. 2 104. ♦ Суфлей-фрикасей. перен., шутл. Изысканная пища. [Плюгин (ласково / <дочери>:] Ведь ты сама-то дворянка будешь столбовая .. пить, есть будешь не иначе, как суфлей да фрыкасей а не то, что шти, или там кашу. Е. П. Карпов Крокодиловы слезы. // РБ 1889 1 54.

Полезные сервисы

суфлейный

Словарь галлицизмов русского языка

СУФЛЕЙНЫЙ ая, ое. soufflé. ♦ Суфлейное молоко. Напиток, приготовляемый из молока и взбитых яичных белков; сливки или молоко с сахаром для приготовления мороженого. Николай скоро выйдет в знаменитые артисты, ему-то необходимо суфлейное молоко для его здоровья. Г. Балл Тетя Шура. // НМ 1984 10 143. // СМ-84.

Полезные сервисы

суфлекс

Синонимы к слову суфлекс

сущ., кол-во синонимов: 2

Полезные сервисы

суфлёр

Толковый словарь

м.

1. Работник театра, подсказывающий актерам слова роли во время представления.

2. перен. разг.

Тот, кто руководит чьими-либо действиями.

Толковый словарь Ушакова

СУФЛЁР, суфлёра, муж. (франц. souffleur) (театр.). Работник театра, подсказывающий актерам слова роли во время представления.

Толковый словарь Ожегова

СУФЛЁР, -а, муж. Работник театра, суфлирующий актёрам.

| прил. суфлёрский, -ая, -ое. Суфлёрская будка (на сцене).

Словарь существительных

СУФЛЁР, -а, м

Театральный работник, подсказывающий актерам текст роли во время представления.

Обычно в театрах суфлеров-профессионалов заменяли уходящие на пенсию актёры и актрисы, которые были на репетициях, а за спектаклем следили из-за кулис.

Энциклопедический словарь

СУФЛЁР -а; м. [франц. souffleur]

1. Работник театра, суфлирующий актёрам. Играть с суфлёром. Вести роль по суфлёру, под суфлёра (пользуясь его подсказкой).

2. Разг. О том, кто подсказывает кому-л., учит тайком, как поступать, действовать. Сам соображу, без суфлёров.

Суфлёрский, -ая, -ое. С. экземпляр пьесы. С-ая подсказка.

* * *

суфлёр - I

(франц. souffleur, от souffler - дышать, дуть, подсказывать), работник театра, следящий за ходом репетиции и спектакля по тексту пьесы (в музыкальном театре по клавиру) и подсказывающий в случае необходимости артистам слова роли.

II

то же, что сапун.

Академический словарь

-а, м.

Работник театра, суфлирующий актерам.

Я всегда знал текст так, чтобы не нуждаться в услугах суфлера. Горин-Горяйнов, Мой театральный опыт.

[франц. souffleur]

Словарь сленга

Мужчина-минетчик.

Орфографический словарь

суфлёр, -а

Словарь ударений

суфлёр

Формы слов для слова суфлёр

суфлёр, суфлёры, суфлёра, суфлёров, суфлёру, суфлёрам, суфлёром, суфлёрами, суфлёре, суфлёрах

Морфемно-орфографический словарь

суфл/ёр/.

Грамматический словарь

суфлёр мо 1a

Словарь галлицизмов русского языка

СУФЛЁР а, м. souffleur m.

1. Подскащик, кто подсказывает актерам. Даль. Первой Трагической и Комической любовник. Два конфиданта. Суфлер. ПСЗ 44 (2 / 109. Он <краев> не знал роли, шел по суфлеру и вообще не работал над этим типом. К. В. Назарьева Любитель искусств. // Набл. 1891 9 1 45. весь спектакль просидел уполномоченный на сцене ... когда кто-то сбивался, он журил: Ай не слышишь сухлера? Акульшин Люди факты. // Кр. новь 1926 2 193. || перен. Тогда прибегали к другим мерам <убеждения сенатора-ревизора>, рассчитывая и не без основания, что губерния наша и что на вопрос о довольстве, при помощи суфлеров, вооруженных слишком сильными кулаками, явится обычный ответ:"Всем довольны". Дело 1880 12 167.

2. Алхимик, стремящийся трансмутировать металлы в золото только с целью наживы. Фулканелли 114.

3. Суфлер, сапун картера автомобиля. Сл. 1948.

4. Наводчик. Сл. жарг. 1992.

5. Мужчина-минетчик. Сл. 1992. - Лекс. Ян. 1806: суфлер; САН 1847: суфле_р; БАС-1: суфлёр.

Сканворды для слова суфлёр

- Театральный «подпольщик».

- Палочка-выручалочка для артиста.

- Актёрская шпаргалка.

- Человек-шпаргалка в театре.

- Работник театра, подсказывающий слова актёрам.

- Французский «подсказчик».

- Подсказчик под сценой.

- Театральная профессия.

- Переведите на французский язык выражение «вдувающий в ухо».

Полезные сервисы

суфлер

Толковый словарь Даля

СУФЛЕР - муж., франц. подскащик; кто подсказывает актерам. Суфлёрный ящик, театр. под которым сидит подсказчик. Суфлерить, подсказывать с прочета.

Большой энциклопедический словарь

СУФЛЕР (франц. souffleur - от souffler - дышать, дуть, подсказывать), работник театра, следящий за ходом репетиций и спектакля по тексту пьесы (в музыкальном театре по клавиру) и подсказывающий в случае необходимости артистам слова роли.

-----------------------------------

СУФЛЕР - то же, что сапун.

Сборник слов и иносказаний

суфлер - подсказчик актерный

Ср. Мартынов... раз совсем не знал роли; вооружившись перед выходом длинным чубуком, он явился на сцену и через каждую фразу, подсказанную суфлером, стал производить долгие затяжки...

Григорович. Литературн. воспоминания. 5.

Ср. Soufleur (soufler, подсказывать, собств. поддувать в уши) - подсказчик, суфлер.

Ср. Sufflare (sub - flare, под - дувать).

Ср. φλέω - вздуваюсь, наполняюсь.

Синонимы к слову суфлер

сущ., кол-во синонимов: 6

сапун, подсказчик, клапан, телесуфлер

Этимологический словарь

Заимств. из франц. яз., где souffleur - суф. производное от souffter «подсказывать шепотом» < «дышать». Ср. суфле.

род. п. -а. Из франц. souffleur - то же от souffler "дышать, дунуть; подсказывать".

Словарь иностранных слов

СУФЛЕР (фр., от souffle) - подсказывать). Лицо, подсказывающее шёпотом актёрам и певцам слова их ролей.

Полезные сервисы

суфлер (работник театра)

Энциклопедический словарь

СУФЛЕР (работник театра) - СУФЛЕР (франц. souffleur, от souffler - дышать, дуть, подсказывать), работник театра, следящий за ходом репетиций и спектакля по тексту пьесы (в музыкальном театре по клавиру) и подсказывающий в случае необходимости артистам слова роли.

Полезные сервисы

суфлер (сапун)

Энциклопедический словарь

СУФЛЕР (сапун) - СУФЛЕР, то же, что сапун (см. САПУН).

Полезные сервисы

суфлёра

Словарь сленга

Блядь.

Словарь галлицизмов русского языка

СУФЛЁРА ы, ж. souffleur.

1. угол. Проститутка. Тюремное название для опустившихся женщин. Дост. 30-4 205. || пренебр. Опустившаяся проститутка. Мокиенко 2000.

2. угол. Любовница арестанта. Мокиенко 2000.

3. угол. Минетчица. Мокиенко 2000.

Полезные сервисы

суфлера

Синонимы к слову суфлера

сущ., кол-во синонимов: 2

проститутка (202)

суфлёра (1)

Полезные сервисы

суфлеривший

Синонимы к слову суфлеривший

прил., кол-во синонимов: 2

подсказывавший (17)

суфлёривший (1)

Полезные сервисы

суфлёрить

Словарь русского арго

СУФЛЁРИТЬ, -рю, -ришь; несов., кому и без доп.

Подсказывать.

Из шк. или студ.

Словарь галлицизмов русского языка

СУФЛЁРИТЬ souffler. устар., театр. Выполнять обязанности суфлера. Подсказывать с прочета. Даль. Он <копиист> от меня съехал и покрал у меня письма, определил <Сиверс> в суфлеры, а следственно, я пьесы своей ему суфлировать не дам. 1764. Сумароков - Ек. II. // Письма писат. 18 в. 96.

Полезные сервисы

суфлёрня

Словарь галлицизмов русского языка

СУФЛЁРНЯ и, ж. souffleur m. устар. Будочка суфлера. Я признаюсь, растерялся, кричу из суфлерни: братец, не то, не то! Щепкин Зап. // Ашукин Хрест. 254.

Полезные сервисы

суфлёрский

Толковый словарь

прил.

1. соотн. с сущ. суфлёр, связанный с ним

2. Свойственный суфлёру, характерный для него.

3. Принадлежащий суфлёру.

Толковый словарь Ушакова

СУФЛЁРСКИЙ, суфлёрская, суфлёрское (театр.). прил. к суфлер. Суфлерская будка (в середине рампы).

Толковый словарь Ожегова

СУФЛЁР, -а, м. Работник театра, суфлирующий актёрам.

Академический словарь

-ая, -ое.

прил. к суфлер.

Суфлерская будка.

Орфографический словарь

суфлёрский

Словарь ударений

суфлёрский

Формы слов для слова суфлёрский

суфлёрский, суфлёрская, суфлёрское, суфлёрские, суфлёрского, суфлёрской, суфлёрских, суфлёрскому, суфлёрским, суфлёрскую, суфлёрскою, суфлёрскими, суфлёрском, суфле́рск, суфле́рска, суфле́рско, суфлёрски

Синонимы к слову суфлёрский

прил., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

суфл/ёр/ск/ий.

Словарь галлицизмов русского языка

СУФЛЁРСКИЙ ая, ое. souffleur m. Отн. к суфлеру; предназначенный для суфлера, принадлежащий ему. Суфлерский экземпляр пьесы. БАС-1. В Риме не принято, чтобы сам композитор дирижировал, и потому Раймонди сидел на стуле близ суфлерской будки и вертел в руках свою шляпу, поворачиваясь и кланяясь каждый раз, что ему аплодировали. М. С. Сабинина Зап. // РА 1901 1 123. Я к ужасу своему чувствую, что убийственные слова совсем вылетели из моей памяти.. Наконец из суфлерской будочки до меня доносится: "о проклятые, каждый раз..". А. Куприн К славе. // РР 1985 2 128. - Лекс. Уш. 1940: суфлёрский.

Полезные сервисы

суфлерский

Синонимы к слову суфлерский

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы