Та́ссо ф. 0 [//устаревш. поэтич. Тасс ф. 1а ~ 0]
тассо (tasso) торквато
Большой энциклопедический словарь
ТАССО (Tasso) Торквато (1544-95) - итальянский поэт Возрождения и барокко. Героическая поэма "Освобожденный Иерусалим" (издание 1580) была подвергнута суду инквизиции (2-я редакция в ортодоксальном католическом духе - "Завоеванный Иерусалим", 1587-92). Пасторальная драма "Аминта" (постановка 1573, издание 1580). Философские "Диалоги" (1583). Трактат "Рассуждение о поэтическом искусстве" (1565-66). Религиозные поэмы, сонеты, канцоны, мадригалы.
Полезные сервисы
тассо торквато
Энциклопедический словарь
Та́ссо Торквато (Tasso) (1544-1595), итальянский поэт Возрождения и барокко. Героическая поэма «Освобождённый Иерусалим» (издание 1580) была подвергнута суду инквизиции (2-я редакция в ортодоксальном католическом духе - «Завоёванный Иерусалим», 1587-92). Пасторальная драма «Аминта» (поставлена 1573, издана 1580). Философские «Диалоги» (1583). Трактат «Рассуждение о поэтическом искусстве» (1565-66). Религиозные поэмы, сонеты, канцоны, мадригалы.
* * *
ТАССО Торквато - ТА́ССО (Tasso) Торквато (1544-95), итальянский поэт Возрождения и барокко. Героическая поэма «Освобожденный Иерусалим» (издание 1580) была подвергнута суду инквизиции (2-я редакция в ортодоксальном католическом духе - «Завоеванный Иерусалим», 1587-92). Пасторальная драма «Аминта» (постановка 1573, издание 1580). Философские «Диалоги» (1583). Трактат «Рассуждение о поэтическом искусстве» (1565-66). Религиозные поэмы, сонеты, канцоны, мадригалы.
Энциклопедия Кольера
ТАССО Торквато (Tasso, Torquato)
(1544-1595), итальянский поэт позднего Возрождения. Родился 11 марта 1544 в Сорренто. Его отец, филолог и поэт Бернардо Тассо, был секретарем принца Салернского. Торквато получил блестящее образование и с детства находился при дворе. В Урбино он был компаньоном юного сына герцога, в атмосфере урбинского двора проникся идеалами рыцарской чести и куртуазного поведения. В Венеции Торквато помогал отцу готовить к публикации рыцарскую поэму Амадиджи (Amadigi, 1560), переделку испанского рыцарского романа об Амадисе Галльском, обдумывал эпические сюжеты, которые мог бы использовать сам. Однако отец отправил его изучать юриспруденцию в Падую, где юноша попал под влияние Ш.Гонзага, С.Сперони и К.Сигонио и пристрастился к философии и литературной теории. Там же начал публиковать стихи и написал фантастическую эпическую поэму Ринальдо (Rinaldo), вышедшую в 1562. В 1565 переехал в Феррару и поступил на службу к кардиналу Луиджи д'Эсте, брату герцога Альфонсо II. После недолгой поездки в Париж в 1570-1571 Тассо стал придворным поэтом герцога Альфонсо. Его любовная лирика того времени адресована придворным дамам. За несколько недель он написал пятиактную пасторальную драму Аминта (Aminta), которая в 1573 с большим успехом была представлена при дворе. Окрыленный автор в 1575 завершил работу над своим шедевром - эпической поэмой Освобожденный Иерусалим (Gerusalemme liberata). Напряженная работа расстроила душевное здоровье поэта: его мучили мысли о собственной греховности, развилась мания преследования. После нескольких бурных нервных срывов его заключили в феррарский дом умалишенных - госпиталь св. Анны, где он провел семь лет. Ходила молва, будто истинная причина заточения - любовь Тассо к сестре герцога Леоноре д'Эсте. К судьбе Торквато Тассо часто обращались романтики (И.В.Гете, Дж.Г.Байрон), а сам поэт стал символом непризнанного гения. В периоды просветления Тассо продолжал писать лирические стихи и трактаты-диалоги о литературе и философии. В 1581 без его ведома были опубликованы Аминта и Освобожденный Иерусалим. Последний вызвал ожесточенные полемику попыткой Тассо примирить в своей концепции героической поэмы Ариосто и Вергилия. В 1586 Тассо освободили из госпиталя-тюрьмы. В последующие годы он жил у различных покровителей, включая своего первого биографа Дж.Б.Мансо и кардиналов Пьетро и Чинтио Альдобрандини, которым посвятил Завоеванный Иерусалим - исправленную переработку Освобожденного Иерусалима. Умер 25 Тассо в Риме, в монастыре Сант Онофрио 25 апреля 1595. Его литературное наследие, помимо упомянутых работ, включает большое число сонетов и других стихотворений, многочисленные письма, трагедию Король Торрисмондо (Torrismondo, 1587), религиозную поэму Семь дней сотворения мира (Le Sette giornate, 1594) и трактат Рассуждения о поэтическом искусстве (Discorsi dell'arte poetica, 1566). В пасторальной драме Аминта отразилась тоска неприкаянного поколения по счастливой пастушеской жизни золотого века. Атмосфера идиллии полна смутной юношеской чувственности. Мир Аркадии, где происходит действие, далек от правдоподобия, но красота поэмы - в изображении человеческих чувств. Освобожденный Иерусалим в 20 песнях повествует о штурме и освобождении Иерусалима христианами во время 1-го крестового похода (1099). Повествование о превратностях военной кампании перемежается эпизодами романтической любви. Тассо пытается объединить два литературных жанра: рыцарский роман и классическую эпическую поэму. Элементы сверхъестественного имеют целиком христианскую природу, а разнообразные эпизоды неразрывно связаны с основной сюжетной линией.
ЛИТЕРАТУРА
Тассо Т. Аминта: Отрывок; Освобожденный Иерусалим: Отрывок; Стихи. - В кн.: Европейские поэты Возрождения. М., 1974 Горохова Р.М. Образ Тассо в русской романтической литературе. - В кн.: От романтизма к реализму: Из истории международных связей русской литературы. Л., 1978 Тассо Т. Сонеты. - В кн.: Западноевропейский сонет XIII-XVII вв. М., 1988.
Полезные сервисы
тассо, торквато
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Торквато Тассо.
ТАССО (Tasso) Торквато (1544 - 95), итальянский поэт. В пасторальной драме "Аминта" (1573) - идея торжества земной любви. Героическая поэма в октавах "Освобожденный Иерусалим" (полностью опубликована в 1580, подвергнута суду инквизиции; 2-я редакция под названием "Завоеванный Иерусалим" в ортодоксальном католическом духе, 1593) - с историческим сюжетом, основанным на хрониках и традиционных литературных мотивах; в нравственном конфликте (борьба страсти и христианского благочестия, земного чувства и религиозного долга) отразились мучительные противоречия между идеалами Возрождения и аскетической идеологией католицизма.