Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

фалько

Словарь русских фамилий

ФАЛАЕВ ФАЛАЛЕЕВ ФАЛЕВ ФАЛЕЕВ ФАЛЕЛЕЕВ ФАЛЕЛИЕВ ФАЛИЛЕЕВ ФАЛИН ФАЛОВ ФАЛУГИН ФАЛУНИН ФАЛЬКОВ ФИЛИЛЕЕВ ФОЛЬШИН ФАЛЬКО ФАЛЬКО

Все фамилии - общего происхождения. Фалалвий - церковное имя (отгреческого "цветущая маслина), Фалей, Фаля - производные формы от него. Часто Фалалеем или Фалей называли, независимо от подлинного имени, простоватого, недогадливого человека. Были поговорки: "фалалей не нашел дверей", "Собой -то краля, а умом -то фаля". Халюта - уменьшительная форима имени Халалей-Фалалей. (Ф). Фамилия Фалалеев часто встречается в формах Фалелеев, Фалилеев. Первоначально - отчество от церковного имени Фаллелей (др.-греч. thallo+elaia, предполагаемое значение - "цветущая маслина (оливковое дерево)). Но, возможно, отчество образовано не от самого имени непосредственно, а от прозвища из русского фалалей - "разиня, глупый". Фальков Как предполагал Б. Унбегаун, в основе фамилии может быть отчество от производной формы Фалько из церковного имени Фаллелей.(Н) . В имеющихся у меня источниках такая фамилия не объясняется. Вероятно, имеет ту же основу,. Фалилей - Филилей. В "Ономастиконе" Веселовского Фал, Фалов: Иван Иванович Фал Плещеев, вторая половина XV в., Дмитрий и Фома Ивановичи Фаловы, конец XV в , Новгород Фаля Ч простак, разиня; фалалей Ч повеса (Даль)

Полезные сервисы

фальков

Словарь русских фамилий

ФАЛАЕВ ФАЛАЛЕЕВ ФАЛЕВ ФАЛЕЕВ ФАЛЕЛЕЕВ ФАЛЕЛИЕВ ФАЛИЛЕЕВ ФАЛИН ФАЛОВ ФАЛУГИН ФАЛУНИН ФАЛЬКОВ ФИЛИЛЕЕВ ФОЛЬШИН ФАЛЬКО ФАЛЬКО

Все фамилии - общего происхождения. Фалалвий - церковное имя (отгреческого "цветущая маслина), Фалей, Фаля - производные формы от него. Часто Фалалеем или Фалей называли, независимо от подлинного имени, простоватого, недогадливого человека. Были поговорки: "фалалей не нашел дверей", "Собой -то краля, а умом -то фаля". Халюта - уменьшительная форима имени Халалей-Фалалей. (Ф). Фамилия Фалалеев часто встречается в формах Фалелеев, Фалилеев. Первоначально - отчество от церковного имени Фаллелей (др.-греч. thallo+elaia, предполагаемое значение - "цветущая маслина (оливковое дерево)). Но, возможно, отчество образовано не от самого имени непосредственно, а от прозвища из русского фалалей - "разиня, глупый". Фальков Как предполагал Б. Унбегаун, в основе фамилии может быть отчество от производной формы Фалько из церковного имени Фаллелей.(Н) . В имеющихся у меня источниках такая фамилия не объясняется. Вероятно, имеет ту же основу,. Фалилей - Филилей. В "Ономастиконе" Веселовского Фал, Фалов: Иван Иванович Фал Плещеев, вторая половина XV в., Дмитрий и Фома Ивановичи Фаловы, конец XV в , Новгород Фаля Ч простак, разиня; фалалей Ч повеса (Даль)

Полезные сервисы

фальковский

Словарь русских фамилий

ФАЛЬКОВСКИЙ ФАЛЮШИН ФАЛЮШИН

Семинарская фамилия. От латинского "фалько" - сокол. (Ф).

Полезные сервисы

фалькон

Энциклопедический словарь

Фалько́н (Falcón), штат на северо-западе Венесуэлы. 24,8 тыс. км2. Население 684 тыс. человек (1995). Административный центр - Коро.

* * *

ФАЛЬКОН - ФАЛЬКО́Н (Falcon), штат на северо-западе Венесуэлы. Площадь 24,8 тыс км2. Население 817,9 тыс человек (2004). Административный центр - Коро.

Синонимы к слову фалькон

сущ., кол-во синонимов: 1

Сканворды для слова фалькон

- Штат на северо-западе Венесуэлы.

Полезные сервисы

фалькон (falcon)

Большой энциклопедический словарь

ФАЛЬКОН (Falcon) - штат на северо-западе Венесуэлы. 24,8 тыс. км². Население 632 тыс. человек (1990). Адм. ц. - Коро.

Полезные сервисы

фальконе

Грамматический словарь

Фальконе́ ф. 0

Сканворды для слова фальконе

- Французский скульптор 18 века, автор памятника Петру I в Петербурге («Медный всадник»).

- Итальянский магистрат, известный борец с Коза Ностра.

- Новелла Проспера Мериме «Маттео ...».

- Французский скульптор 18 в., работавший в России.

- Опера русского композитора Цезаря Кюи «Матео ...».

Полезные сервисы

фальконе (falconet) этьен морис

Большой энциклопедический словарь

ФАЛЬКОНЕ (Falconet) Этьен Морис (1716-91) - французский скульптор. Изящные композиции в духе раннего классицизма ("Пигмалион", 1763), модели для севрского фарфора. В 1766-78 работал в России, где создал памятник Петру I в Санкт-Петербурге ("Медный всадник").

Полезные сервисы

фальконе (falconet) этьенн морис

Большой энциклопедический словарь

Фальконе́ (Falconet) Этьенн Морис (1716—1791), французский скульптор. Создавал изящные композиции в духе рококо и раннего классицизма («Пигмалион», 1763), модели для севрского фарфора. В 1766—1778 в России, где в процессе работы над памятником Петру I в Санкт-Петербурге («Медный всадник»; установлен в 1782) раскрылся его талант монументалиста.

Полезные сервисы

фальконе этьен морис

Энциклопедический словарь

Фальконе́ Этьен Морис (Falconet) (1716-1791), французский скульптор. Создавал изящные композиции в духе рококо и раннего классицизма («Пигмалион», 1763), модели для севрского фарфора. В 1766-78 работал в России, где создал памятник Петру I в Санкт-Петербурге («Медный всадник»).

* * *

ФАЛЬКОНЕ Этьен Морис - ФАЛЬКОНЕ́ (Falconet) Этьен Морис (1 декабря 1716, Париж - 24 января 1791,там же), французский скульптор, в своих произведениях воплотивший эмоционально-лирическую линию европейского классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) середины - второй половины 18 в.

Учился у своего дяди, мраморщика по профессии, затем работал под руководством придворного скульптора-портретиста Жана Батиста Лемуана (см. ЛЕМУАН Жан-Батист), одновременно изучая в версальском парке работы известных французских мастеров. В 1744 принят в парижскую Академию за представленную на конкурсе группу «Милон Кротонский» (авторский гипс - 1744, Эрмитаж); в 1754 году за исполнение этой группы в мраморе получил звание академика. В этом раннем произведении, как и в ряде других работ («Франция, обнимающая бюст Людовика XV» по рисунку Ш. Куапеля (см. КУАПЕЛЬ (семья)), 1748, завершена О. Пажу в 1779, Лувр), Фальконе сохранил свойственную пластике барокко (см. БАРОККО) динамику и театральность, одновременно тяготея к классицистической ясности формы.

Работы для церкви св. Роха

В 1753-66 годах Фальконе принимает участие в украшении капелл Распятия и св. Девы в парижской церкви св. Роха. Из восьми скульптурных групп, исполненных в манере барочных алтарей 17 в., сохранилась лишь одна («Моление о чаше»), остальные погибли в годы Французской революции. В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I).

Произведения1750-60-х годов

В работах, исполненных по заказу мадам де Помпадур (см. ПОМПАДУР Жанна), фаворитки Людовика XV, старался следовать господствовавшей при дворе моде на искусство рококо (см. РОКОКО). Статуи «Музыка», «Амур», «Купальщица» (все - 1750-е, Лувр), полные рокайльной (см. РОКАЙЛЬ) изысканной грации, естественны и изящны без жеманства, - аллегорические образы по-земному конкретны. В 1757 Фальконе был назначен директором Севрской фарфоровой мануфактуры (находившейся под покровительством маркизы де Помпадур), для которой создает целое множество сразу вошедших в моду статуэток из бисквита (см. БИСКВИТ) с изображением аллегорий и мифологических персонажей («Психея», 1758, Эрмитаж).

Преклоняясь перед античным искусством (см. АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО), мастер, однако, никогда не воспринимал его как холодный и безжизненный канон. «Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне», - эти слова всегда были девизом Фальконе. Образы сидящей девочки-подростка с розами у ног («Флора», 1750-60, Эрмитаж), юной девушки в античном хитоне (см. ХИТОН) с голубем в руках («Нежная грусть», 1763, Эрмитаж), ожившей Галатеи, перед которой склонился восхищенный Пигмалион («Пигмалион и Галатея», 1763, Лувр), исполнены нежного элегического настроения, силуэты фигур плавны и изящны, легкие наклоны полны музыкальной грации.

Подлинным шедевром мастера явилась статуя «Зима» (начата по заказу мадам де Помпадур в середине 1750-х гг. и завершена в 1771), о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро (см. ДИДРО Дени), не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе. Облик сидящей девушки, олицетворяющей зиму и прикрывающей плавно спадающими складками одеяния, как снежным покровом, цветы у ног, полон тихой мечтательной грусти. Аллюзией зимы являются знаки зодиака, изображенные по сторонам постамента, и чаша у ее ног, расколовшаяся от замерзшей воды. «Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать, и я смею думать, что она хороша», - писал Фальконе.

«Медный всадник» (1766-1778)

Всю жизнь Фальконе мечтал о создании монументального произведения, - воплотить эту мечту ему удалось в России. По совету Дидро императрица Екатерина II (см. ЕКАТЕРИНА II) поручила скульптору создание конного памятника Петру I (см. ПЕТР I Великий). Эскиз из воска был сделан еще в Париже, после приезда мастера в Россию в 1766 началась работа над гипсовой моделью в величину статуи.

Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло (см. КОЛЛО Мари Анн), но впоследствии, по-видимому, внес свои коррективы в образ, пытаясь выразить в лице Петра сочетание мысли и силы.

В статуе царя, усмиряющего коня на крутой вершине скалы, великолепно передано единство движения и покоя; особое величие монументу придают царственно гордая посадка Петра, повелительный жест руки, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли. Возвышаясь на постаменте в виде уступчатой гранитной скалы (знаменитом «Гром-камне», весом в сто тысяч пудов, доставленном на плоту из Лахты (см. ЛАХТА)), памятник (после поэмы А. С. Пушкина за ним укрепилось название «Медный всадник (см. МЕДНЫЙ ВСАДНИК)») выразительным силуэтом вырисовывается на фоне перспективы Петербурга. Выбитая на пьедестале лаконичная надпись "Petro primo Catharina secunda" («Петру первому Екатерина вторая») сделана по предложению Фальконе.

Отделку бронзы после отливки (которую делал Ф. Гордеев (см. ГОРДЕЕВ Федор Гордеевич)) в 1775 Фальконе выполнял сам. Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию. Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать.

Полезные сервисы

фальконе этьенн морис

Гуманитарный словарь

ФАЛЬКОНЕ́ Этьенн Морис (1716-91) - франц. скульптор, ученик Ж. Б. Лемуана, прославился скульптур. группой "Милон Кротонский", выставл. в Салоне (1745), в к-рой показал себя знатоком анатомии и мастером композиции. За нее он был избран чл. Королевской академии живописи и скульптуры. Всеобщее признание получили его скульптуры "Амур" и "Купальщица" (1757). С 1757 Ф. руководил скульптур, мастерской Севрской фарфоровой мануфактуры. Он занимался теорией иск-ва, написал трактаты "Размышление о скульптуре" (1760) и "Наблюдения над статуей Марка Аврелия" (1770). В окт. 1766 Ф. приехал по контракту в С.-Петербург для создания монумента Петра I. Идею композиции пам. - Петр I как творец, законодатель и благодетель своей страны - скульптор сформулировал еще в Париже и там же создал первонач. эскиз. Завершая работу над композицией, он решил поместить под копытами коня змею как аллегорию зла, с к-рым боролся Петр I. Змея играла и скрытую конструктивную роль как 3-я точка опоры коня. Пьедестал был вырублен из найденной гранитной скалы, т. н. "Гром-камня". Отливка монумента производилась в 2 этапа в 1775 и 1777. По окончании работы над статуей Ф. в сент. 1778 вернулся в Париж. Установка и открытие памятника 7 авг. 1782 происходили без его автора. Спустя полвека монумент был воспет А. Пушкиным в поэме "Медный всадник" и с тех пор изв. во всем мире под этим назв. Он стал одним из символов Петербурга.

Э. Фальконе. Памятник Петру I

Э. Фальконе. Памятник Петру I

Полезные сервисы

фальконе, этьенн морис

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Этьенн Морис Фальконе.

Этьенн Морис Фальконе.

ФАЛЬКОНЕ (Falconet) Этьенн Морис (1716 - 91), французский скульптор. В духе раннего классицизма выполнял изящные композиции ("Пигмалион", 1763), модели для севрского фарфора. В 1766 - 78 работал в России, где создал памятник Петру I в Санкт-Петербурге ("Медный всадник", установлен в 1782).

Э.М. Фальконе. Медный всадник. Памятник Петру I.

Э.М. Фальконе. "Медный всадник". Памятник Петру I.

Полезные сервисы

фальконер

Синонимы к слову фальконер

сущ., кол-во синонимов: 3

фольконер, охотник

Словарь иностранных слов

Соколиный охотник.

Полезные сервисы

фальконет

Толковый словарь

м.

Старинная мелкокалиберная пушка.

Толковый словарь Ушакова

ФАЛЬКОНЕ́Т, фальконета, муж. (англ. falconet) (ист. воен.) Старинная мелкокалиберная пушка.

Энциклопедический словарь

ФАЛЬКОНЕ́Т -а; м. [итал. falconetto] Старинная мелкокалиберная пушка, стрелявшая свинцовыми снарядами. Устанавливать фальконеты. Однофутовый ф.

Фальконе́тный, -ая, -ое. Ф-ые пули. Ф. залп.

* * *

фальконе́т (итал. falconetto), название артиллерийского орудия калибра 45-100 мм в армиях и флотах в XVI-XVIII вв.

* * *

ФАЛЬКОНЕТ - ФАЛЬКОНЕ́Т (итал. falconetto), название артиллерийского орудия (см. ОРУДИЕ АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ) калибра 45-100 мм в армиях и флотах в 16-18 вв.

Большой энциклопедический словарь

ФАЛЬКОНЕТ (итал. falconetto) - название артиллерийского орудия калибра 45-100 мм в армиях и флотах в 16-18 вв.

Академический словарь

-а, м.

Старинная мелкокалиберная пушка.

Сосед привез с собою в кибитке маленький фальконет и велел выстрелить из него в ознаменование радости. Герцен, Кто виноват?

[итал. falconetto]

Орфографический словарь

фальконе́т, -а (пушка)

Словарь ударений

фальконе́т

Трудности произношения и ударения

фальконе́т. Произносится [фальконэ́т].

Формы слов для слова фальконет

фальконе́т, фальконе́ты, фальконе́та, фальконе́тов, фальконе́ту, фальконе́там, фальконе́том, фальконе́тами, фальконе́те, фальконе́тах

Синонимы к слову фальконет

сущ., кол-во синонимов: 2

Грамматический словарь

фальконе́т м 1a

Словарь иностранных слов

ФАЛЬКОНЕТ (др. фр. и англ. falconet - молодой сокол). Старинные маленькие полевые пушки.

Сканворды для слова фальконет

- Артиллерийское орудие.

Полезные сервисы

фальконетный

Толковый словарь

прил.

1. соотн. с сущ. фальконет, связанный с ним

2. Производимый фальконетом.

Полезные сервисы

фальконетовский

Орфографический словарь

фальконе́товский (от Фальконе́)

Полезные сервисы