Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

форте

Толковый словарь

I нескл. ср.

1. Громкое, сильное звучание голоса или музыкального инструмента.

2. Место в музыкальном произведении, требующее громкого, сильного звучания голоса или инструмента.

II нареч. качеств.-обстоят.

1. Громко, сильно, в полную силу голоса или звука.

Ant:

пиано

2. Употребляется как несогласованное определение.

Толковый словарь Ушакова

ФО́РТЕ [тэ] (итал. forte) (муз.).

1. нареч. Сильно, громко, в полную силу звука (об исполнении музыкального, вокального произведения). «- Форте… форте! Напирайте! И когда нужно петь forte, жесткое лицо регента выражает сильный испуг и даже ужас.» Чехов.

2. в знач. нескл. сущ., ср. Место в музыкальной пьесе, исполняемое с такой звучностью, или само такое исполнение. Пиано этому музыканту удается лучше, чем форте.

Толковый словарь Ожегова

ФО́РТЕ [тэ ] (спец.).

1. нескл., ср. Полная сила музыкального звука. Большое ф.

2. нареч. Громко, в полную силу музыкального звука; противоп. пиано. Играть ф.

Толковый словарь Даля

ФОРТЕ - нареч., итал., муз. сильно, громко, громче, ·противоп. пиано. Фортепиано (фортопиано) ср., нескл. и фортопианы мн. общеизвестное музыкальное орудие, с косточками для переборки пальцами. Фортепианный звук. Фортепианист, фортепианистка и пианист, музыкант на них. Фортопианщик, фортопианный мастер;

| настройщик. Форт муж. военное отдельное укрепленье, крепостца. Фортификация жен., франц. наука о военных укрепленьях; фортификационный, к сему относящийся

Энциклопедический словарь

ФО́РТЕ [тэ]. [итал. forte] Муз.

I. нареч. Сильно, громко, в полную силу музыкального звука (об исполнении музыкальных произведений; противоп.: пиа́но). Петь ф. Играть ф.

II. неизм.; ср. Громкое, сильное звучание голоса или музыкального инструмента; один из оттенков динамики в музыке. Потрясающее ф. // Место в музыкальном произведении, исполняемое таким образом. Трудное для исполнения ф.

* * *

фо́рте - см. Динамика в музыке.

* * *

ФОРТЕ - ФО́РТЕ, см. в ст. Динамика в музыке (см. ДИНАМИКА (в музыке)).

Большой энциклопедический словарь

ФОРТЕ - см. в ст. Динамика в музыке.

Академический словарь

муз.

1. нареч.

Сильно, громко, в полную силу звука (об исполнении музыкальных произведений); противоп. пиано.

- Форте… форте! Напирайте! И когда нужно петь forte, жирное лицо регента выражает сильный испуг и даже ужас. Чехов, Певчие.

2. нескл. ср.

Место в музыкальном произведении, исполняемое таким образом, а также само такое исполнение.

У него [дирижера] были исключительные руки и глаза, которыми он почти гипнотизировал оркестр, то поднимая звучность до колоссального форте, то убирая ее до чудесного, мягкого, но полнозвучного пианиссимо. Похитонов, Из прошлого русской оперы.

[итал. forte]

Орфографический словарь

фо́рте, неизм. и нескл., ср.

Словарь ударений

фо́рте [тэ], нареч.; нескл., с.

Трудности произношения и ударения

фо́рте. Произносится [фо́ртэ].

Формы слов для слова форте

форте

Синонимы к слову форте

сущ., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

фо́рте, неизм. и нескл., с.

Грамматический словарь

фо́рте н; п 0; с 0

Новый словарь иностранных слов

фо́рте

(ит. forte) муз. сильно, громко, в полную силу звука; обозначается лат. f ср. пиано).

Сканворды для слова форте

- «f» в нотной грамоте.

- Громко (муз.).

- Играть громко, если это слово записано в нотах.

Полезные сервисы

фортель

Толковый словарь

м. разг.

Ловкая проделка, неожиданная выходка.

Толковый словарь Ушакова

ФО́РТЕЛЬ, фортеля, муж. (польск. fortel от нем. Vorteil) (разг. фам.). Ловкая проделка, прием, неожиданная выходка. «На какой бы фортель подняться?» Салтыков-Щедрин. «К чему же обман, к чему этот подлый, изменнический фортель?» Чехов.

Толковый словарь Ожегова

ФО́РТЕЛЬ, -я, муж. (разг.). Ловкая проделка, неожиданная выходка. Выкинуть ф.

Энциклопедический словарь

ФО́РТЕЛЬ [тэ], -я, (разг.) -я́; м. [польск. fortel] Разг. Ловкая проделка, неожиданная выходка. Выкинуть ф. За такие фортеля́ по головке не погладят! Комический ф. (сценический приём, трюк).

Академический словарь

-я, м. разг.

Ловкая проделка, прием, неожиданная выходка.

Ни один самый плохонький адвокат не начнет защитительную речь ни с «тем не менее», ни с «а дабы» ---, но непременно какой-нибудь фортель да выкинет. Салтыков-Щедрин, За рубежом.

Я принялся смешить толпу различными ужимками, комическими фортелями, трюками эксцентрического порядка. Н. Черкасов, Записки советского актера.

[Польск. fortel]

Сборник слов и иносказаний

фортель - секретный выгодный расчет; фокус, проделка

На фортель подняться

Ср. Земские сборы поступали туго. Были ли они действительно чересчур обременительны, или существовал тут какой-нибудь фортель - ресурсы управления оскудевали.

Салтыков. Мелочи жизни. 2, 2, 3.

Ср. Компромисс какой-нибудь сыскать - или, как по-русски зовется, фортель - это, пожалуй, дельно будет. Такой фортель, который и Добродетели бы возвеселил, да и Порокам по нраву пришелся.

Салтыков. Сказки. Добродетели и Пороки.

Ср. Какую бы идею (в газете) начать проводить? на какой бы фортель подняться? - вот задача, которую предстояло решить... И не один фортель, а даже несколько таковых не худо найти. Как вы, например, насчет либерализма полагаете? а? хорошо? с Богом, начинайте-ка ряд статей.

Салтыков. Сборник. Похороны.

Ср. Vortheil (нем.) - выгода.

См. фрина.

См. не мытьем, так катаньем.

См. компромисс.

См. ресурсы.

См. либерализм.

Поговорки

Выкидывать/ выкинуть фортель. Разг. Прибегать к неожиданным выходкам, уловкам, трюкам. БМС 1998, 596; ЗС 1996, 64; СПП, 77.

Полутолковый словарь

Фортель - неожиданная выходка. Термин Ф. первоначально употребляли только одесситы польского происхождения. Еще сто с гаком лет назад появился термин ФОРТЕЛЬ ВЫКИНУТЬ в качестве синонима таких выражений как устроить номер; сделать фокус; отмочить канкант и т.д.

Вот это был фортель, куда там Копперфильду. Гриша не накрывал большой тряпкой платформу с танками, но когда состав добрался до Афганистана, все сильно удивились как поредела дорогая техника, материализовавшаяся совсем в других горах.

Сеня Вол выкинул фортель, налетев на один и тот же банк утром и после обеда.

Почти восемьдесят лет назад отряд Красной Гвардии в своем первом сражении потерпел сокрушительное поражение от немцев. Впоследствии советская пропаганда выкинула такой фортель, который даже от нее нельзя было ожидать. Поражение Красной Гвардии 23 февраля 1918 объявили выдающейся победой, по поводу которой были защищены сотни докторских диссертаций, а 23 февраля праздновалось как День Вооруженных Сил. В настоящее время этот некогда государственный советский праздник продолжает отмечаться многими военными и белобилетниками на территории бывшего Советского Союза, а в некоторых странах он именуется Днем Защитников Отечества.

Язык Одессы

глупая, ненужная штука, которую некоторые постоянно выкидывают. По смыслу очень похоже на слово «коники» (см. КОНИКИ ВЫКИДЫВАТЬ).

Орфографический словарь

фо́ртель, -я

Словарь ударений

фо́ртель, -я [не тэ]

Трудности произношения и ударения

фо́ртель, мн. фо́ртели, род. фо́ртелей. Не рекомендуется произношение [фо́ртэль].

Формы слов для слова фортель

фо́ртель, фо́ртели, фо́ртеля, фо́ртелей, фо́ртелю, фо́ртелям, фо́ртелем, фо́ртелями, фо́ртеле, фо́ртелях

Синонимы к слову фортель

См. способ...

Морфемно-орфографический словарь

фо́ртель/.

Грамматический словарь

фо́ртель м 2a

Этимологический словарь

Заимств. в XVIII в. из польск. яз., где fortel «выгода» > «хитрость» < ср.-в.-нем. vorteil «аванс, выгода» (vor «перед», teil «часть»).

фо́ртель

м. (напр., у Лескова), укр. фо́ртель. Через польск. fortyl, fortel "выгода, ухищрение, хитрость" из ср.-в.-н. vorteil "аванс, выгода, преимущество"; см. Брюкнер 126; Карлович 168.

История слов

ФОРТЕЛЬ

При изучении истории значений слова необходимо учитывать не только акти вные и возможные фразеологические контексты его современного употребления, но и вникать в генезис, в процесс сложения фразеологических единиц и идиом, включающих в себя это слово. В застывших фразовых группах нередко сохраняются ясные следы первичных, давних значений слова.

Слово фортель в современном русском языке обозначает ловкую проделку, искусный прием, неожиданную выходку. Оно принадлежит к фамильярно-разговорному стилю и чаще всего употребляется в выражении - выкинуть фортель. Проф. И. А. Бодуэн де Куртенэ связывал распространение этого слова с актерским жаргоном: «В актерском жаргоне: сделать фортель. Если бы не фортель, который перед его смертью старается выкинуть редактор X». Слово фортель не было включено ни в один толковый словарь общерусского литературного языка до конца XIX в. В «Толковый словарь» В. И. Даля оно было внесено проф. И. А. Бодуэном де Куртенэ (так же, как произведенный от слова фортель актерский арготический глагол «Форте́ лить, делать фортели, выкидывать фортели. Варламов в пьесах Островского любит фортелить») (сл. Даля 1909, 4, с. 1151). Но слово фортель проникло в русский язык еще в XVII в. Оно восходит к польскому fortel, которое заимствовано из немецкого Vorteil - уловка. Фортель было техническим термином военного языка (Грот 1885, т. 1, с. 612, ср. также с. 567).

Fortel в значении `военная хитрость, уловка, военный прием' вошло из польского языка в язык юго-западной Руси XVI-XVII вв. Например, в книге «Łabędž z piorami swemi z darami Boskiemi...», 1679 г. (русский перевод «Лебедь с перием своим, с дарами божиими): Христос... исписует приличности и вины, чего ради долговременно пребывает в свѣт ѣересь Махометова») изображаются между прочим: «Wypisuie fortele woienne, ktoremi Chrześćianie Machometanow y koždego nieprzyiaćiela swego na woynie zwyćięzyć mogą albo sie od nieprzyiaćiela obronićc» (в переводе: «описывается 45 фортелей, т. е. хитрых военных приемов, которыми побеждали прежде при невыгодных условиях, главным образом при неравенстве сил»; см. Орлов А. С. История об Азовском взятии...// РФВ, 1906, № 3-4, с. 70-71). В близком значении `прием, способ воинских движений, правило поведения в военном строю, правило военной выправки', слово фортель продолжало употребляться и в русском военно-профессиональном языке XVIII в. В «Правилах обучения и наставления рекрут и рядовых Л-Гв. Конного полка» 1788 г. читаем: «И что с ними говорить и научать около ружья, аммуниции, говорить об экзерциции и об овалюции, как маршировать, о фортелях... Во время поворотов научать, дабы знал фортель (в) своем корпусе, есть ли скажут: "на право", "на лево" или "на право кругом", "на лево кругом" все темпы, а в поворотах освобождали б в коленях и в поджилках жилы; и повороты делали б так, чтобы корпусом не трогался...» (Русск. старина, 1915, № 3, с. 512, 513). Можно думать, что и слово выкинуть - выкидывать в этом фразеологически связанном значении «выкинуть фортель» (ср. выкинуть шутку и т. п.) возникло в военном языке и уже отсюда позднее перенесено в сферу эстрадного ремесла и искусства (ср. выкинуть колено, номер и т. п.).

Глагол выкидывать - выкинуть, кроме своих прямых свободных значений, параллельных употреблению синонимного слова выбрасывать, выбросить и значения `родить прежде времени, произвести выкидыш', применяется в замкнутой серии разговорно-фамильярных выражений: выкидывать штуки - выкинуть штуку, выкидывать - выкинуть колено, коленца, выкинуть номер. (Ср. у А.С. Грибоедова в комедии «Горе от ума»: «Фамусов: Ну выкинул ты штуку!». См. у А. Н. Островского в пьесе «Тяжелые дни»: «Теперича я так рад, что меня даже опасно одного оставлять-с, как бы я от радости какого-нибудь колена не выкинул»). Трудно сомневаться в том, что все эти выражения сложились на основе воинского выражения, появившегося в Петровское время. Выкидывать артикул - `производить воинские ружейные приемы'. Ср., например, названия книг, напечатанных в эпоху Петра Великого: «Артикул воинский купно с процессом надлежащий судящим» СПб., 1715 и «Инструкции и артикулы военные надлежащие к российскому флоту». М., 1710. См. у А. С. Пушкина в «Капитанской дочке»: «Поединки формально запрещены в воинском артикуле».

В военном языке XVIII - начале XIX в. употреблялось наряду с выкидывать артикул также выражение метать артикул.

Ср. у В. А. Жуковского в басне «Мартышка, показывающая китайские тени»:

...Как должно прусскому солдату,

Метать по слову артику́ л...

Но выражение выкидывать артикул (артикулы) было более употребительным и долговечным. Ср., например, у И. С. Тургенева в «Записках охотника» в очерке «Льгов»: «... начал выкидывать ружьем артикул-с, причем целился в меня».

Замечательно, что выкидывать артикулы, по-видимому, уже в XVIII в. получило и ироническое, переносное значение: «показывать какие-нибудь фокусы, ловкость, проворство, то же самое, что выкидывать штуки». Напр. у А. Н. Островского в пьесе «Бедность не порок»: «Стал по городу скоморохом ходить, по копеечке собирать, шута из себя разыгрывать, прибаутки рассказывать, артикулы разные выкидывать». Таким образом, к военно-профессиональному же диалекту восходит и фразеологический оборот - выкинуть фортель. Первоначально это - термин военного языка. На его переосмысление, на широкое переносное применение его в значении: `прибегнуть к какому-нибудь ловкому трюку, к неожиданной выходке' влияло изменение значений и употребления слова фортель. Из солдатского, из военного языка слово фортель проникает в общую разговорную речь в начале XVIII в. Оно постепенно приобретает общее значение `ловкий трюк, проделка, неожиданная выходка'. В драме И. И. Лажечникова «Горбун» (1829): «На такие дела нужно фортель в голове, да бесстрашие, да труд» (т. 8, с. 280).

Слово фортель очень знаменательно и активно в языке М. Е. Салтыкова-Щедрина, например, в «Мелочах жизни»: «К довершению всего земские сборы поступали туго. Были ли они действительно чересчур обременительны, или существовал тут какой-нибудь фортель - во всяком случае ресурсы управ оскудевали». Или в «Сказках»: «...компромисс какой-нибудь сыскать-или, как по-русски зовется, фортель- это, пожалуй, дельно будет. Такой фортель, который и Добродетели бы возвеселил, да и Порокам бы по нраву пришелся».

Опубликовано в сборнике «Вопросы стилистики» (М., 1966) вместе со статьями «Подковырка», «Вертопрах и щелкопер» под общим названием «Из истории русских слов и выражений».

В архиве есть рукопись - 8 листков бумаги разного формата, озагла вленная «История слова фортель». Здесь печатается по оттиску, сверенному и уточненному по рукописи. - В. П.

Словарь иностранных слов

ФОРТЕЛЬ [польск. fortel - способ, хитрость] - ловкая проделка, выходка.

Сканворды для слова фортель

- Ловкая проделка, неожиданная выходка.

Полезные сервисы

фортень

Словарь сленга

Пальто.

Полезные сервисы

фортепианист

Толковый словарь

м. разг.

Музыкант, играющий на фортепиано; пианист.

Толковый словарь Ушакова

ФОРТЕПИАНИ́СТ и фортепьянист [тэ], фортепианиста, муж. (устар.). Музыкант, играющий на фортепиано, пианист. «Явился фортепианист, уже знакомый Аратову.» А.Тургенев.

Формы слов для слова фортепианист

фортепиани́ст, фортепиани́сты, фортепиани́ста, фортепиани́стов, фортепиани́сту, фортепиани́стам, фортепиани́стом, фортепиани́стами, фортепиани́сте, фортепиани́стах

Синонимы к слову фортепианист

сущ., кол-во синонимов: 5

Грамматический словарь

фортепиани́ст мо 1a [//фортепьяни́ст]

Полезные сервисы

фортепианист и фортепьянист

Толковый словарь

м. устар. 1. Музыкант, играющий на фортепиано; пианист

Полезные сервисы

фортепианистка

Толковый словарь

ж. разг.

жен. к сущ. фортепианист

Синонимы к слову фортепианистка

сущ., кол-во синонимов: 3

Сканворды для слова фортепианистка

- Дама, играющая на струнном ударно-клавишном музыкальном инструменте (устар., разг.).

Полезные сервисы

фортепианно-органный

Слитно. Раздельно. Через дефис

фортепиа/нно-орга/нный

Полезные сервисы

фортепианно-теоретический

Слитно. Раздельно. Через дефис

фортепиа/нно-теорети/ческий

Полезные сервисы

фортепианный

Толковый словарь

прил.

1. соотн. с сущ. фортепиано, связанный с ним

2. Свойственный фортепиано, характерный для него.

3. Принадлежащий фортепиано.

4. Предназначенный для игры на фортепиано.

5. Исполняемый на фортепиано.

Толковый словарь Ушакова

ФОРТЕПИА́ННЫЙ и фортепьянный [тэ], фортепианная, фортепианое. прил. к фортепиано. Фортепианная проволока. Фортепианная педаль.

|| прил., по знач. связанное с игрой на фортепиано. Фортепианная музыка. Фортепианная литература.

Толковый словарь Ожегова

ФОРТЕПИА́НО [тэ], нескл. и ФОРТЕПЬЯ́НО [тэ], нескл., ср. Клавишный струнный музыкальный инструмент (рояль и пианино). Концерт для ф. с оркестром. Играть на ф.

Орфографический словарь

фортепиа́нный и фортепья́нный

Синонимы к слову фортепианный

прил., кол-во синонимов: 2

фортепьянный

Морфемно-орфографический словарь

фортепиа́н/н/ый и фортепья́н/н/ый.

Полезные сервисы

фортепиано

Толковый словарь

нескл. ср.; = фортепья́но

1. Струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент с горизонтально натянутыми металлическими струнами и педалями для усиления и ослабления звука.

2. Общее название струнных ударно-клавишных музыкальных инструментов (рояль, пианино).

Толковый словарь Ушакова

ФОРТЕПИА́НО и фортепьяно [тэ], нескл., ср. (франц. forte-piano от итал. pianoforte). Клавишный музыкальный инструмент в виде ящика с металлическими струнами и с педалями для усиления и ослабления звука. «Съедутся домашние друзья потанцевать под фортепьяно.» Грибоедов. «Он любил музыку, певал, аккомпанируя себе на фортепиано, романсы.» Л.Толстой. Рояль и пианино - современные разновидности фортепиано.

Толковый словарь Ожегова

ФОРТЕПИА́НО [тэ ], нескл. и ФОРТЕПЬЯНО [тэ ], нескл., ср. Клавишный струнный музыкальный инструмент (рояль и пианино). Концерт для ф. с оркестром. Играть на ф.

| прил. фортепианный, -ая, -ое и фортепьянный, -ая, -ое.

Словарь существительных

ФОРТЕПИА́НО и {{stl_8}}Фортепья́но{{/stl_8}}, нескл., ср

Струнный клавишно-ударный, молоточковый музыкальный инструмент, современными видами которого являются рояль и пианино.

Сколько раз она [Ольга] тронет то тот, то другой клавиш, чтоб узнать, не слишком ли высоко настроено фортепиано, или переложит ноты с одного места на другое! (Гонч.).

Энциклопедический словарь

ФОРТЕПИА́НО, ФОРТЕПЬЯ́НО [тэ], неизм.; ср. [итал. fortepiano] Ударно-клавишный струнный музыкальный инструмент, современными видами которого являются рояль и пианино. Окончить класс ф. Бренчать на ф. (играть кое-как, неумело). Расстроенное, старое ф. Концерты для ф. с оркестром.

Фортепиа́нный; Фортепья́нный, -ая, -ое. Ф-ые струны, клавиши. Ф-ая фабрика. Ф. мастер. Ф. вечер (концерт игры на фортепиано). Ф-ая музыка, пьеса (исполняемые на фортепиано). Ф. факультет (готовящий пианистов).

Энциклопедия Кольера

ФОРТЕПИАНО - широко распространенный музыкальный инструмент, имеющий наибольшее значение в европейской музыке Нового времени. Этот клавишно-струнный молоточковый инструмент существует в двух разновидностях (рояль и пианино). От главных своих предшественников - клавикорда и клавесина - отличается тем, что звук в нем извлекается ударом молоточка по струнам, в то время как в клавикорде металлический штифт, соединенный с клавишей, касается струны и делит ее на две части - звучащую и пассивную (этим определяется высота звука), а в клавесине звук извлекается щипком струны с помощью соединенного с клавишей перышка. Громадное преимущество фортепиано перед его предшественниками заключается в возможности варьировать динамику звучания, т.е. в способности этого инструмента воспроизводить широкий спектр оттенков между "тихо" и "громко". Самый мощный клавесин давал только ограниченное число динамических градаций, причем внутри каждого уровня громкости оттенки были невозможны. На клавикорде можно было воспроизводить достаточно тонкие оттенки, но число градаций громкости было совсем невелико. Эти инструменты хорошо подходили для существовавших в 16-18 вв. разных типов музыки для клавишных, но в конце 18 в. возникла настоятельная потребность в инструменте, который сочетал бы чувствительность клавикорда, его певучесть с динамическими возможностями клавесина. Уже в конце 17 в. были предприняты попытки создать подобный инструмент, но первое удачное изобретение в данной области относится к 1709. В этом году флорентийский мастер Бартоломео Кристофори (1655-1732) во Флоренции построил "клавесин с тихим и громким звучанием" ("cembalo col piano e forte"), в котором молоточки ударяли непосредственно по струнам, чутко откликаясь на прикосновение пальца к клавише. Специальный механизм позволял молоточку после удара по струне быстро возвращаться в исходную позицию, даже если при этом исполнитель продолжал держать палец на клавише. Почти одновременно с Кристофори (соответственно в 1716 и 1717) и, по-видимому, независимо от него, подобные изобретения были сделаны Ж. Мариусом в Париже и К. Г. Шретером в Дрездене. Немецкий мастер Г. Зильберман усовершенствовал конструкцию Кристофори. Хотя новые опыты относились к самому началу 18 в., только в 1780-е годы фортепиано стало вытеснять клавесин и клавикорд в профессиональной музыкальной практике. Так называемое венское фортепиано, созданное, по-видимому, в Аугсбурге ок. 1770 И.Штейном, было затем усовершенствовано в Вене зятем Штейна И.А.Штрейхером после горячего одобрения нового инструмента Моцартом. Сохранив крылообразную форму клавесина, большое венское фортепиано обладало легкой механикой и прозрачным тоном, которые вполне подходили к царившему тогда в салонах стилю рококо. В соответствии с модой на всякие живописные эффекты, венское фортепиано имело особые регистры для извлечения из инструмента звуков, имитировавших фагот, арфу или ударные инструменты популярного тогда "янычарского" оркестра. Однако легкость венского фортепиано не подходила к более серьезному стилю, которым отличалось творчество авторов зарождавшегося романтизма во главе с Бетховеном; они предпочитали инструмент более звучный и мощный, который и был построен в Лондоне специально для Бетховена под руководством Джона Бродвуда (1732-1812). В большом лондонском фортепиано старая клавесинная рама была заменена более крепкой, способной выдерживать большее натяжение струн и, следовательно, обеспечивающей большую громкость звучания. К этому времени инструмент имел две педали: педаль "forte" ("громкая"), которая поднимала демпферы (глушители) и позволяла струнам свободно вибрировать, и педаль "una corda" ("тихая"), которая позволяла звучать только одной из струн, соответствовавших данной клавише (в современных фортепиано в этом случае звучат две струны). Английское фортепиано медленнее венского отвечало на удар по клавише, но давало возможность большей экспрессии. Развитие современного фортепиано, начатое Бродвудом, было продолжено во Франции и Америке. В 1821 Себастьян Эрар (1752-1831) в Париже изобрел механизм двойной репетиции, который позволял быстро повторять один и тот же звук. В 1825 А.Бабкок в Бостоне в числе первых стал производить фортепиано с литой чугунной рамой, что позволило применить более толстые струны и, таким образом, дало возможность сильного их натяжения, в результате чего инструмент получил еще более мощное звучание. В 1830 Бабкок изобрел систему перекрестного натяжения струн, при котором басовые и тройные струны проходили через резонансные центры рамы. Все эти усовершенствования предназначались прежде всего для большого, или концертного фортепиано (рояля), но использовались и для старой прямоугольной модели рояля и для пианино. Существовали и другие модели фортепиано - в виде пирамиды, лиры, жирафа, - но они вскоре вышли из употребления. С 1855, когда фирма "Стейнвей и сыновья" в Нью-Йорке соединила изобретения Бабкока с открытиями Эрара, закрепилась модель современного фортепиано. В дальнейшем эксперименты затрагивали главным образом клавиатуру инструмента. Можно выделить клавиатуру Янко (1882), на которой клавиши располагались подобно клавишам пишущей машинки, а также двойную клавиатуру Моора, имевшую два мануала, настроенные в октаву друг к другу, причем на них можно было играть одной рукой; кроме того, с 1892 по 1930 было запатентовано несколько четвертитоновых клавиатур. К середине 20 в., однако, осталась в употреблении только одна традиционная клавиатура диапазоном в семь и одну треть октавы, где белые клавиши соответствуют диатонической гамме до мажор, а черные клавиши - пяти хроматическим тонам в каждой октаве. В американских инструментах имеется третья ножная педаль, располагающаяся между двумя стандартными: это педаль "sostenuto", которая поднимает демпферы только на тех струнах, клавиши которых нажаты; благодаря этой педали можно заставить звучать нужные клавиши, с которых уже сняты пальцы, и тем самым освободить руки исполнителя. Разные типы механического фортепиано, изобретенные на пороге 20 в. и использовавшие картонные перфорированные круги (как в шарманках), делали возможными очень беглую игру и политональные эффекты, недоступные на обычном инструменте; эти преимущества, однако, исчезли в 1920-е годы с распространением радио и граммофона.

ЛИТЕРАТУРА

Бражникова М. Фортепиано. М., 1967 Зимин П. История фортепиано и его предшественников. М., 1968

Гуманитарный словарь

ФОРТЕПИА́НО (от итал. forte - громко и piano - тихо) - общее название клавишных струнных муз. инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Благодаря сочетанию достоинств клавира с возможностью не только сопоставлять громкую и тихую звучность, но и передавать постепенные динамич. изменения, дифференцировать звучание голосов, Ф. с кон. 18 в. стало гл. инструментом европейски ориентированной муз. культуры.

В отличие от клавесина и органа, сила звука на Ф. зависит от силы нажатия клавиши. В момент нажатия сложный механизм приводит в движение молоточек, головка к-рого, обтянутая особым войлоком, фильцем, ударяет по хору струн (от одной или двух в басу до трех в среднем и верхнем регистрах для каждого звука), сразу отскакивая обратно, и отделяет от струны глушитель (демпфер), который позволяет ей звучать, пока клавиша нажата, и прекращает ее колебания, как только клавиша отпускается. Правая педаль освобождает от демпферов все струны, продлевая их звучание независимо от удержания клавиши и обогащая его обертонами резонирующих струн, что создает эффекты, недостижимые на др. инструментах (А. Г. Рубинштейн назвал эту педаль "душой" Ф.). Левая педаль на рояле сдвигает клавиатуру и механику вправо, и молоточек ударяет по двум струнам вместо трех (или одной вместо двух), что изменяет силу и тембр звука; третья педаль, если она есть, оставляет отделенными от струн демпфера лишь те клавиши, к-рые уже были нажаты. Чугунная рама выдерживает натяжение стальных струн (до 20 т). Дека из резонансной ели усиливает их колебания. Полная клавиатура насчитывает 88 клавиш (7 1/4 октав), неполная - 85 (7 октав).

Ф. изобрел Бартоломео Кристофори, хранитель муз. инструментов при дворе Медичи во Флоренции (инструмент arpicembalo описан в 1700). В 1732 напечатаны 12 сонат Л. Джустини для Ф. И. С. Бах критиковал первые Ф. Зильбермана, немецкого последователя Кристофори, но одобрил более поздние, играл на них (1747), в 1749 даже содействовал их продаже. Ф., вероятно, регулярно использовалось в 1750-60-х гг. в придворных концертах Фридриха II в Берлине, где клавиристом был Ф. Э. Бах; в 1768 И. К. Бах впервые в Лондоне играл в концерте на Ф. соло (ранее, в 1763, Ф. звучало на концерте в Вене), причем использовал т. н. столообразное Ф. (изобретено в 1742), прямоугольной формой и механикой связанное с клавикордом и популярное до сер. 19 в. К кон. 18 в. Ф. вытеснило иные виды клавира - благодаря как улучшению конструкции (И. А. Штейн, И. А. Штрайхер, А. Бекерс и др.), так и утверждению нового муз. стиля в творчестве И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена. Эволюция муз. культуры 19 в. (в т. ч. стр-во концертных залов) требовала усилить мощность звука. Толстые, перекрестно натянутые стальные струны, чугунные рамы, крупные молоточки и др. сделали современное Ф. еще более совершенным.

Первые объявления о продаже Ф. в Петербурге появляются в 1771. С этого времени Ф. - обязательный эл-т дворянского быта, салона, усадьбы. В кон. 18 - нач. 19 в. в обеих столицах работали десятки фортепианных мастеров. Вопросы фортепианной механики изучал (в 1780-1808) И. П. Кулибин. М. И. Глинка высоко ценил рояли А. И. Тишнера (1818-40-е гг.), А. С. Даргомыжский - К. Вирты (сер. 1820-х гг. - 1857). Хорошие Ф. изготавливал рус. мастер А. Нечаев. В 1810 в Петербурге открыл мастерскую, выросшую в первую в России фортепианную фабрику, Ф. Дидерихс, в 1818 - К. М. Шредер, в 1841 - Я. Беккер, в 1856 - Ф. Мюльбах. Рояли этих фирм (особенно "Беккер") не раз удостаивались высших наград на международных выставках; сами фабрики организовывали концерты, муз. конкурсы. В 1913 Россия произвела 13 500 Ф. (80% - Петербург, остальное - Москва, Киев, Харьков, Ростов-на-Дону, Саратов, Тифлис и др.) при потребности в 22 000; остальное импортировалось (Германия производила ок. 120 тыс., США - 370 тыс. Ф. в год).

В 1-ю мир. войну большинство фортепианных фирм закрылось; лишь в 1924 на базе фабрики "Я. Беккер" (с 1927 "Красный Октябрь") возобновлено произ-во, преимуществ, пианино, с использованием импортной, затем отечеств, механики и сырья. Потребности муз. образования, огромный спрос стимулировали его рост. В 1970-х гг. СССР производил в год ок. 200 тыс. Ф., в основном пианино, уступая лишь США (220 тыс.) и Японии (273 тыс.). Неплохие концертные рояли выпускала фабрика "Эстония". На Всемирной промышленной выставке 1958 в Брюсселе концертный рояль "Красный Октябрь" завоевал Гран-при и золотую медаль; с того же года растет экспорт Ф.

В 1974 создан концертный рояль "Россия"; однако наладить выпуск концертных роялей мирового уровня не удалось. В посл. годы произ-во Ф. резко сократилось.

Рус. фортепианная музыка - яркая глава мировой фортепианной лит-ры. Первые рус. композиторы-пианисты появились на рубеже 18-19 вв. (Л. С. Гурилев, Д. Н. Кашин, А. Д. Жилин). В творчестве многих рус. композиторов Ф. играло существенную (Глинка, П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский, О. С. Прокофьев) либо ведущую роль (Д. Фильд, А. Г. Рубинштейн, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин). Рус. фортепианная школа со 2-й пол. 19 в. - одна из крупнейших в мире.

Лит.: Бражников М. В. Фортепиано. М., 1967; Зимин П. История фортепиано и его предшественников. М., 1968; Столпянский П. Н. Музыка и музицированиев Старом Петербурге. Л., 1984.

Поговорки

Сама ты, бля, фортепиано. Жарг. муз. Шутл. Соната для фортепиано. БСРЖ, 630.

Орфографический словарь

фортепиа́но и фортепья́но, нескл., ср.

Словарь ударений

фортепиа́но и фортепья́но[тэ], нескл., с.

Синонимы к слову фортепиано

сущ., кол-во синонимов: 7

ФОРТЕПИАНО

ФОРТЕПИАНО и ФОРТЕПЬЯНО, пианино, рояль, устар. фортепьяны, разг. фоно, разг.-сниж. клавиши, разг.-сниж. пьяно

Морфемно-орфографический словарь

фортепиа́но и фортепья́но, нескл., с.

Грамматический словарь

фортепиа́но с 0 [//фортепья́но]

Этимологический словарь

Итальянское - fortepiano (громко, тихо).

Слово «фортепиано» заимствовано из итальянского языка в первой половине XIX в.

Фортепиано - это «клавишный музыкальный инструмент». Форма «фортепьяно» является разговорной.

Производное: фортепианный, фортепианщик.

Словарь галлицизмов русского языка

ФОРТЕПИАНО нескл., ср. forte-piano, нем. Fortepiano <, ит. fortepiano. Струнный ударно-клавишный инструмент в форме продолговатого стола с горизонтально натянутыми металлическими струнами и педалями для усиления и ослабления звука. БАС-1. < Арно> сказал дочери: поиграй на фортепьно. Пушк. Франц. акад. Прилично убран дом, У дочерей рояль, а чаще фортепьяно. Некрасов Отр. из путев. зап. гр. Гаранского. устар. нескл., м. В то время рояли еще не были распространены и полновесную новобрачную упросили сыграть на фортопьяно. Фет. Ранние годы моей жизни. Я не могу пожаловаться ни на что, И помещение хорошее, и фортепьян отличный. 12-24. 2. 1879. Чайк.- А.И. Чайковскому. Я увидел большую комнату с четырьмя колоннами, старый фортепьяно. Чехов Жена. Фортепиано рояль. Тоже прошу тебя, пришли сюда нашего буфетчика Василия Егорова, с обозом и наши фортепиано рояль, приказал их уложить как можно лучше, пришли с ними и несколько №№ струн, и камертон, и ключ. 5.10. 1832. А. Н. Муравьев - В. М. Шаховскому. // М. 308. Фортепиано-рояль, 6 1/2 октав, цена 1500 р. Указ. пром. 1831 107. Ройяль. Вавилов 1856. - Лекс. САН 1847: фортопи/аны; Даль-1: фортепиа/но и фортопиа/но; Уш. 1940: фортепиа/но и фортепья/но; СИЗ: фортепиано нескл. 1784 и скл. 1796 ( -пиано 1803); фортопиано 1785 (пияно 1789, -пьяно 1799); фортопианы в знач. ед. 1794.

Словарь иностранных слов

ФОРТЕПИАНО (ит. fortepiano, от forte - сильно, и piano - тихо). Музыкальный инструмент, издающий тон посредством удара струны молоточком, приводимым в движение клавишей, так же, как и в рояле, от которого отличается формой и величиной.

Сканворды для слова фортепиано

- Клавишный струнный музыкальный инструмент.

- Бах считал его непригодным для концертного исполнения, а Вольтер нелюбезно называл этот музыкальный инструмент - «буржуазной кастрюлей».

- Этот музыкальный инструмент Гаврила Романович Державин называл «тихогромом».

- Какой музыкальный инструмент в XVIII веке называли клавикордом?

- Для этого инструмента создано большинство произведений Шопена.

- Ударно-клавишный музыкальный инструмент.

- Прекрасно владея ещё и этим инструментом, Мстислав Ростропович часто аккомпанировал супруге на концертах.

- Молоточковое ...

Полезные сервисы

фортепиано и фортепьяно

Толковый словарь

разг. ср. нескл. 1. Струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент с горизонтально натянутыми металлическими струнами и педалями для усиления и ослабления звука. 2. Общее название струнных ударно-клавишных музыкальных инструментов (рояль, пианино)

Полезные сервисы

фортепиано-орган

Слитно. Раздельно. Через дефис

фортепиа/но-орга/н, фортепиа/но-орга/на, с.

Полезные сервисы

фортепианщик

Толковый словарь

м. разг.

1. Столяр, занимающийся изготовлением деревянных частей для фортепиано.

2. Фортепианный настройщик.

Толковый словарь Ушакова

ФОРТЕПИА́НЩИК и фортепьянщик [тэ], фортепианщика, муж.

1. Столяр, занимающийся изготовлением деревянных частей для фортепиано (спец.).

2. Фортепианный настройщик (редк.).

Полезные сервисы

фортепианщик и фортепьянщик

Толковый словарь

м. разг. 1. Столяр, занимающийся изготовлением деревянных частей для фортепиано. 2. Фортепианный настройщик

Полезные сервисы

фортеплообменник

Синонимы к слову фортеплообменник

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

фортепьянист

Толковый словарь

м. разг.

Музыкант, играющий на фортепиано; пианист.

Толковый словарь Ушакова

ФОРТЕПЬЯНИ́СТ, ФОРТЕПЬЯННЫЙ, ФОРТЕПЬЯНО, ФОРТЕПЬЯНЩИК. см. фортепианнст и т.д.

Академический словарь

-а, м. устар.

Музыкант, играющий на фортепьяно.

Когда он сел за фортепьяно, оказалось, что этот маленький человек был очень бойкий фортепьянист. Глинка, Записки.

Формы слов для слова фортепьянист

фортепьяни́ст, фортепьяни́сты, фортепьяни́ста, фортепьяни́стов, фортепьяни́сту, фортепьяни́стам, фортепьяни́стом, фортепьяни́стами, фортепьяни́сте, фортепьяни́стах

Синонимы к слову фортепьянист

сущ., кол-во синонимов: 5

фортепианист, клавишник, пианист

Грамматический словарь

фортепьяни́ст мо 1a [//фортепиани́ст]

Полезные сервисы

фортепьянист и роялист

Крылатые слова

XIX в. Вывеска на одном из домов Невского проспекта.

Полезные сервисы

фортепьянистка

Толковый словарь

ж. разг.

жен. к сущ. фортепьянист

Синонимы к слову фортепьянистка

сущ., кол-во синонимов: 3

Полезные сервисы

фортепьянный

Толковый словарь

прил. разг.

1. соотн. с сущ. фортепьяно, связанный с ним

2. Свойственный фортепьяно, характерный для него.

3. Принадлежащий фортепьяно.

4. Предназначенный для игры на фортепьяно.

5. Исполняемый на фортепьяно.

Толковый словарь Ожегова

ФОРТЕПИА́НО [тэ], нескл. и ФОРТЕПЬЯ́НО [тэ], нескл., ср. Клавишный струнный музыкальный инструмент (рояль и пианино). Концерт для ф. с оркестром. Играть на ф.

Академический словарь

и фортепиа́нный, -ая, -ое.

прил. к фортепьяно (фортепиано).

Фортепьянные клавиши. Фортепьянные струны.

||

Исполняемый на фортепьяно, написанный для исполнения на фортепьяно.

Фортепьянный концерт. Фортепьянная пьеса.

Орфографический словарь

фортепья́нный и фортепиа́нный

Формы слов для слова фортепьянный

фортепья́нный, фортепья́нная, фортепья́нное, фортепья́нные, фортепья́нного, фортепья́нной, фортепья́нных, фортепья́нному, фортепья́нным, фортепья́нную, фортепья́нною, фортепья́нными, фортепья́нном, фортепья́нен, фортепья́нна, фортепья́нно, фортепья́нны, фортепья́ннее, пофортепья́ннее, фортепья́нней, пофортепья́нней

Синонимы к слову фортепьянный

прил., кол-во синонимов: 2

Грамматический словарь

фортепья́нный п 1*a [//фортепиа́нный]

Полезные сервисы

фортепьяно

Энциклопедический словарь

ФОРТЕПИА́НО, ФОРТЕПЬЯ́НО [тэ], неизм.; ср. [итал. fortepiano] Ударно-клавишный струнный музыкальный инструмент, современными видами которого являются рояль и пианино. Окончить класс ф. Бренчать на ф. (играть кое-как, неумело). Расстроенное, старое ф. Концерты для ф. с оркестром.

Фортепиа́нный; Фортепья́нный, -ая, -ое. Ф-ые струны, клавиши. Ф-ая фабрика. Ф. мастер. Ф. вечер (концерт игры на фортепиано). Ф-ая музыка, пьеса (исполняемые на фортепиано). Ф. факультет (готовящий пианистов).

* * *

фортепья́но - фортепиано (итал. fortepiano, от forte - громко и piano - тихо), общее название клавишно-струнных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Фортепьяно изобретено в начале XVIII в. Появление современного типа фортепьяно - с так называемой двойной репетицией - относится к 1820-м гг. Расцвет фортепьянного исполнительства - XIX-XX вв.

* * *

ФОРТЕПЬЯНО - ФОРТЕПЬЯ́НО (итал. fortepiano, от forte - громко и piano - тихо), общее название клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Фортепьяно было изобретено в нач. 18 в. Появление современного типа фортепьяно - с т.н. двойной репетицией (см. РЕПЕТИЦИЯ) - относится к 1820-м гг. Расцвет фортепьянного исполнительства - 19-20 вв.

Полезные сервисы